Человек предполагает, а Бог располагает

7 сентября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 6 сентября

 

Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя святителя Василия Великого в Осиновой Роще, иерей Анатолий Першин. Здравствуйте, Батюшка!

Добрый вечер!

Батюшка, по традиции прошу Вас благословить наших телезрителей.

Божье всем благословение. Божьей помощи во всех ваших делах.

Спасибо, батюшка. Дорогие телезрители, я хочу обозначить тему нашей сегодняшней программы. Она несколько необычна. Сегодня у нас музыкальная программа. Её тема: «Человек предполагает, а Бог располагает». Батюшка, мы с Вами обсуждали, что Вы хотели бы начать программу с песни.

Да, я хотел бы, чтобы эта песня была моей визитной карточкой, чтобы сразу погрузить зрителя и слушателя в атмосферу нашей сегодняшней передачи. В последнее время я предваряю свои концерты этой песней. Она называется «Как хочется чистоты». Это как раз то, о чём я сейчас очень много думаю, нам не хватает в жизни чистоты, любви, доброты, тепла, таких основополагающих моментов. Человек страдает без любви. Эта песня как раз об этом. Хочется ею поделиться.

 

Как хочется чистоты, как хочется простоты, как хочется тепла!

Как хочется добрых слов, как хочется светлых снов, как хочется, чтобы любовь была!

Кто сможет этот путь до конца пройти? Кто сможет не свернуть с этого пути?

С этого светлого, доброго пути. С этого светлого…

 

Там где-то есть лето, Солнце Правды и Свет.

Там где-то ответы. Ни болезней, ни бед.

Как хочется нам туда, где светит одна звезда,

Где с нами любовь всегда.

Страданием заплатить за эту возможность жить

И чашу до дна испить.

Там где-то есть лето, Солнце Правды и Свет.

Там где-то ответы. Ни болезней, ни бед.

Как хочется чистоты, как хочется простоты, как хочется тепла!

Как хочется добрых слов, как хочется светлых снов, как хочется, чтобы была любовь!

Кто сможет этот путь для любви пройти? Кто сможет не свернуть с этого пути?

С этого светлого, доброго пути. С этого светлого…

Такая песня.

Спасибо, батюшка. Сразу хотелось бы спросить, как Вы стали таким, каким Вы стали? Ведь человек предполагает одно, а Бог располагает другое.

Как раз когда Вы позвонили и задали вопрос, у меня сразу ответ возник, потому что это проверено на моём жизненном опыте. Предполагал одно, а Господь распорядился именно так. Теперь я уже по своему жизненному пути вижу, как Господь меня вёл. Я сейчас временно параллельно служу в Токсово, пока мой храм в Осиновой Роще ещё не построен. Недавно одна прихожанка говорит мне: «Батюшка, я прямо ощущаю, что Господь меня тащит». Я говорю: «Как это «тащит»?». Она говорит: «Как раненого бойца. Что бы я ни натворила, что бы ни наделала, а Господь меня всё равно не бросает и тащит по жизни». Я подумал, что и у меня точно так же получается, несмотря на всю мою греховность, несмотря на то, что я вот такой, жизнь у меня в общем-то трудная, сложная была, я прямо чувствую, что Господь от меня не отступал. И в итоге, видите, стал священником, хотя не предполагал никогда.

Батюшка, как Вы считаете, Ваша судьба это пример того, как планы человека на жизнь расходятся с планами Бога на человека?

Человек — это белый лист бумаги. И если Бог начертал на этом листе: «Иерей», то что бы ты ни делал, как бы ты ни…Конечно, у человека есть воля, он может изменить это призвание, но, я думаю, что тогда он сильно пострадает. Если написано у человека, что он скрипач, а он шахтёр, и у него душа разрывается, у него душа страдает, от того, что он своё призвание не выполняет. Я ощущаю жизнь, как большую дорогу — прямой путь к Богу. А все отклонения человека, например, блуд, это заблуждения, когда человек уходит с прямой дороги. У него есть предназначение, призвание, есть Промысл Божий о каждом человеке. Вдруг он видит что-то такое привлекательное, где-то в кустах, бросается туда на какие-то бумажки, блестящие предметы и погрязает в каком-то собственном болоте. Он блуждает в трёх соснах, а душа у этого человека тем временем разрывается, она вопиет. Она в это время должна находиться по дороге к Богу, а она гибнет в этих заблуждениях, в этих трёх соснах, и [ей] очень трудно бывает. Я вижу таких людей, которые приходят в храм, потому что чувствуют, что им [дальше так жить] невозможно. Они заблудились. Притча о блудном сыне. Растратил все богатства и надо уже возвращаться к отцу. Сейчас у нас в стране эта притча о блудном сыне как раз и происходит, только в большом масштабе. Я как священник это вижу на частых примерах и на своей собственной жизни. Потому что молодость — это практически языческое состояние. Человек думает, что он всё может, что у него всё впереди открыто, а на самом деле Господь даёт человеку благодать, талант даром. Человек это всё растрачивает и оказывается в пустоте и вакууме. Для души ничего не сделано, душа начинает страдать, и человек приползает, прибегает, приходит, каким-то образом ищет духовности, чем этот вакуум можно заполнить, когда благодать Божия кончается. Многие особенно у нас в стране, так как у нас, слава Богу, православие, обращаются в храмы Божии. Слава Богу, есть священники, которые это чувствуют и принимают таких людей по-доброму «в объятия Отчие». Я не исключение, то же самое произошло и со мной, только в более жёсткой форме. Я не через страдания, а через смерть пришёл к Богу. Через реанимацию, через кому. Вот так Господь призвал меня к Себе, потому что иным способом меня было не остановить. Были сигналы, приходили люди, случались обстоятельства, но я не обращал внимания. Я считал, что я самый умный, самый талантливый, в Америку должен был ехать и всё такое прочее. И тут оказался в реанимации. С этого момента у меня всё и получилось. Попал в монастырь: в монастыре, слава Богу, я не умер, хотя поехал туда умирать и через чудо на мощах преподобного Антония Сийского исцелился от смертельной болезни. И в благодарность я здесь в Петербурге с благословения епископа Архангельского и Холмогорского Тихона основал подворье: построил с Божьей помощью и с помощью моей матушки, которая бессменно помогала мне, храм преподобного Антония Сийского, и в этот же храм был рукоположен священником. А до этого был просто музыкантом, закончил музыкальное училище и не предполагал…Если бы кто-нибудь в детстве или в юности сказал бы мне, что я буду священником, я бы очень долго смеялся. Я в Советском Союзе и церковь-то не видел. В нашей деревне в Тверской области нет храма, и я совершенно не представлял, что такое может быть. Человек предполагает, а Господь располагает. Но я ещё в детстве чувствовал, что родился для чего-то большого, но никак не мог понять [для чего именно]. Деревня мне была мала. Видимо у Господа уже какой-то промысл обо мне был, было какое-то призвание, которого я ещё не знал, и [вёл меня] какими-то путями через скорби, страдания, болезни, ошибки, через греховные падения…Всё это мне сейчас очень сильно пригождается в моём священническом служении. Я научился понимать человека, сам пройдя такой опыт, и когда человек ко мне обращается, я понимаю, что у него внутри происходит, потому что я это тоже прошёл и с Божьей помощью от многих вещей избавился. У священников другие искушения, уже более серьёзные — там враг борется уже по полной программе, хочет тебя сбить с толку, и у священнослужителей искушения есть. Но с Божьей помощью мы справляемся, по Божьей милости.

Батюшка, я, наверное, попрошу Вас ещё какую-нибудь песню нам исполнить, только перед этим попрошу Вас немножко поправить микрофон. Поднимите его, пожалуйста, чуть-чуть повыше, чтобы он не стучался об гитару.

Все мои песни — это плод размышлений. Они все этапны. Идёт какой-то жизненный этап, и он заканчивается песней. Она рождается. Я это делаю не специально, а это как мой отчёт. Песня, как исповедь, песня, как проповедь (вот сейчас в данный момент), как какой-то индикатор состояния моей души в настоящий момент. Они мгновенно рождаются, я их записываю и кладу на полочку, а потом я их с этой полочки беру — всё, что соответствует сегодняшнему моменту. Я сейчас (наверное, не только я, но и многие) размышляют о том, что нам не хватает любви в этом мире. Мы сами мало любим. Мало любим Бога, мало любим ближнего и сами ощущаем острую нехватку любви к нам. Мы, конечно, обижаемся на это по своей гордыне, но сами-то мы не отдаём, мы только требуем. И [возникает] такое состояние — ощущение того, что человек странник, и в итоге человек должен предстать перед Богом один на один, никто его поддерживать не будет, душа будет стоять перед Богом, и чем он оправдается? Дай Бог, что может быть я спою Господу какую-нибудь песню, и Он поймёт. Душа-то поёт, и если Господь дал талант — если это, конечно, талант — это не мне судить. Я сейчас спою песню. Она называется «Странник». Ещё она связана с православным театром «Странник», в котором волею судеб и Божиего промысла я оказался. Такой православный театр существует на заводе АТИ (на Цветочной 16) по благословению владыки митрополита Владимира. Он очень хороший. Там прекрасный режиссёр, прекрасные актёры. Я рекомендую всем там побывать и услышать, что там происходит, какое-то событие или спектакль обязательно посетите. Там же ежемесячно происходят и у меня концерты. И всё это мне навеяло… Я сейчас буду петь песни, которые недавно у меня родились.

 

Когда великая Любовь слегка коснётся

Твоих печальных берегов

И засияет в небе ласковое Солнце

На фоне чистых четвергов.

Тогда свой посох и суму бери в дорогу

Проси прощения и в путь.

Всё то, что было и что будет — слава Богу

Теперь осталась только суть.

Странник, одинокий странник.

Когда великая Любовь тебя коснётся,

И ты очнёшься от греха

Прольются слёзы, и душа твоя взовьётся

Весенней птицей в небеса.

Тогда все скорби, беды, муки и печали,

Как тени, сгинут в никуда.

Одна дорога, ты один стоишь в начале

Лишь одинокая звезда над тобою, странник, одинокий странник….Одинокий странник.

Спасибо, батюшка.

Спаси Господи!

Отец Анатолий, Вы не понаслышке знаете, что такое чудо. Наш постоянный телезритель диакон Владимир из Испании задаёт вопрос: «Как быть и что сказать человеку, страдающему от онкологии, который только пришёл в церковь, только стал воцерковляться, причащаться, но ему пока ещё трудно принять болезнь?»

Это очень сложное состояние человеческой души. Надо принимать решение. У меня есть несколько интересных примеров из жизни, когда люди оказывались в такой ситуации. Один из таких примеров бабушка Валентина. Когда она узнала, что у неё онкология, и уже назначен был день операции, она побежала в Преображенский собор на улице Пестеля. Там [есть] икона целителя Пантелеймона с частицей мощей. Кто-то ей сказал. До этого она [жила] как все, в храм заходила, но не придавала этому значения. Но кто-то ей сказал: «Беги в храм!» Она прибежала и целый день проплакала на коленях у этой иконы. Дело в том, что у неё была сложная жизненная ситуация, связанная с внуками. Внуков надо было поднимать на ноги. И она умоляла Господа, чтобы он даровал ей ещё пожить немножко. Пообещала ему, что если выздоровеет, то будет помогать людям: ходить по тюрьмам, по детским домам, помогать бедным, сиротам. И чудо произошло, Господь её услышал. Когда она пришла к врачам на операцию, опухоли не обнаружили. С тех пор уже прошло более 20 лет. Она каждый день собирает свой рюкзачок за спину, так как она раньше была спортсменкой. Многие люди уже знают, чем она занимается. Дают кто что может, и она разносит это всё по тюрьмам, по детским домам: кому чай, кому носки, кому ещё что. И до сих пор, слава Богу, я видел её, она бегает по городу с этим рюкзаком и помогает бедным. Вот такой вот случай. Господь являет чудо по просьбе, когда ему что-то обещаешь. Особенно когда обещаешь исправить свою греховную жизнь, перемениться. Человек должен преобразиться — это очень важно. Недавно был праздник Преображения, много народу было, и все так хотели в один день преобразиться. Это большой труд, но Господь являет чудо. В одну секунду можно преобразиться. Я сам на себе это чувствовал во время благоухания мощей Антония Сийского в монастыре. Я на себе почувствовал, что Господь может дать нам всё, что угодно, в одну секунду, но [для этого] человек должен смириться, должен стать искренним, и искренне просить, как сын просит Отца, а Отец смотрит, надо это сыну или нет. Всё делается с любовью. Бог есть любовь.

Спасибо батюшка. У нас первый звонок, из города Казани.

«Как полюбить себя?»

Надо посмотреть на себя в зеркало. Я заметил, что у меня были такие жизненные периоды — я подхожу к зеркалу и не хочу на себя смотреть даже, я сам себе противен. Были такие жизненные ситуации. Надо посмотреть в зеркало и сказать: «какая я хорошая, какая я красивая! Какой Господь меня создал! Я же Образ и Подобие Божие! Если я Образ и Подобие Божие, а Бог есть любовь, как я могу себя не любить?» То есть надо ощутить себя творением Божиим. Нелюбовь к себе возникает скорей всего из-за эгоизма. Человек недоволен самим собой, он находится под гнётом разных обстоятельств. Человек — это продукт своего воспитания, общества, культуры, и оно ему привило такую нелюбовь к себе. Если человек себя не любит, он далёк от Бога. Но любовь к себе не должна быть эгоизмом. Надо полюбить в себе Образ и Подобие Божие, увидеть в себе творение Божие и этому возрадоваться. Вот таков мой ответ.

Спасибо, батюшка. Следующий звонок из Московской области.

«Почему очень мало молитв к ветхозаветным святым? Я никак не могу найти их в молитвословах.

Мы живём на Руси, и у нас очень много русских святых. Но мы почитаем и ветхозаветных [пророков]: и пророка Даниила, и царя Давида и пророка Илию. Мне кажется, что [такие молитвы] существуют, надо просто искать — найти молитвослов ветхозаветным святым. Те кто интересуется этим, могут найти эти молитвы в богослужебных книгах, просто они не всегда попадаются.

Фактически и сегодня мы почитаем память одного из величайших деятелей Ветхого Завета [царя] Соломона. Есть мнение, что выражение «Человек предполагает, а Бог располагает» основано как раз на одной из притч Соломоновых, в которой говорится «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом». Это слова Священного Писания, но хочется спросить: почему же тогда происходит столько зла в мире, болезни и смерти?

Всё зло в мире от того, что мы не исполняем заповеди Божии. Это самый краткий ответ. Мы постоянно нарушаем то, что Господь нам заповедал, и дошли уже до того, что грех становится нормой. Человек погружается в эту греховную пучину и страдает от этого. Душа-христианка рвётся к Богу, и в человеке происходит внутренний разлад, душа болит, а человек не кается, не исповедуется, не причащается. Поэтому призываю всех обратиться к покаянию — это самое лучшее лекарство.

Мне сейчас передали, что основная часть звонящих телезрителей, просит Вас исполнить ещё несколько песен и спрашивают, где их можно найти в Интернете?

У меня есть группа в «Контакте». Она называется «Творческая мастерская отца Анатолия Першина»: (https://vk.com/club47289186) .

Там [есть] видеозаписи всех моих концертов, которые проходят в «Страннике». Я стараюсь все концерты записывать. Так получилось, что обстоятельства меня вынудили выступить. Я согласился под давлением друзей. Подумал: «Ладно, выступлю, только чтобы на меня не давили». И подготовил своё выступление как исповедь. Я исповедовался перед зрителями от детства и до сегодняшнего дня. От своего посёлка Выползово, где я родился, до Осиновой Рощи в Петербурге. Всю свою жизнь. Я разбил своё выступление на несколько частей, так как я говорил, что у меня на каждом этапе были разные песни. Я начал с песен, которые писал в детстве, и закончил теми, которые написал уже будучи в духовном звании, которые навеяны уже благодатью Божией (надеюсь). Это произвело на людей очень большое впечатление. Художественный руководитель театра Владимир Николаевич Уваров стал просить меня: «Отец Анатолий, давайте в следующем месяце обязательно ещё концерт». Но я сделал уже по-другому. Я собрал талантливых людей, которых я знаю, и они спели вместе со мной. Это превратилось в вечера типа «Алло, мы ищем таланты!». Стали приходить многие талантливые люди, я их находил в Интернете, они сами начали откуда-то появляться, звонить, искать меня. У нас получались такие вечера, что люди не расходились. По 4 часа были концерты. Уже и метро закрылось, а люди говорят: «Ещё, ещё, ещё!» Мы выступали кто с чем мог. Кто стихи написал новые, кто-то песню, книжку, актёр сыграл часть своей роли, кукольный спектакль, звонари приехали из Архангельска со звонницы… Много людей и каждый раз появляются новые люди — Бог посылает каких-то людей, и каждый раз появляется всё новое. Я стал это всё записывать на видео, чтобы это не пропадало, потому что это крутое событие. Вы можете посмотреть все эти выступления в «Контакте». А сейчас я спою песню, она [была написана] ещё до христианского моего периода, но я хочу этой песней показать, как душа человека, даже если он неверующий, страдает, представляет себе в разных образах Бога, Ангелов. У меня была песня «Белые птицы». У меня в Архангельске есть друг, иконописец Сергей Егоров. Он был андеграундным художником, рисовал всякие пятна и какие-то другие штучки. А потом, по мере воцерковления, у этих пятен стали крылья вырастать, потом глаза стали появляться, а потом они превратились в ангелов. А потом он стал иконы писать. Так вот эти «Белые птицы», они как некий образ. Когда человек идёт по пути к Богу, он ищет, как можно себя выразить. Человек же тоже должен творить. Если Господь — Творец, то Он призывает и человека к творчеству. Это очень плохо, когда человек не поёт, не рисует, не плетёт корзинки, потому что человек тоже должен что-то создавать, а не только потреблять. И родилась вот такая песня «Белые Птицы».

 

Белые-белые птицы

Лёгкие, как печаль,

В окна моей темницы

Будут с небес кричать.

Окна мои открою

Я для далёких птиц,

Будут смотреть со мною

На белизну страниц.

Белые-белые птицы

Лёгкие, как печаль,

Будут всю ночь мне сниться

И на листах молчать.

 

Вот такой образ. У меня ещё есть много песен дохристианского периода, когда я это всё проходил. Душа искала Бога, у меня был духовный вакуум, и я очень страдал, пока не нашёл Истинного Бога — Христа. Я читал и философию, и экзистенциализм, и импрессионизм, сюрреализм и всякие другие «измы» (но не атеизм), буддизм — всё изучал, но душа это не принимала. Господь меня всё-таки привёл к познанию Своей истины.

Звонок: «Пожалуйста, расскажите о происхождении акафиста за единоумершего. Чувствуется, что эта молитва позднего периода, но настолько сильная! Кто автор или какова история происхождения этой молитвы?»

Честно признаться, я, к своему стыду, не знаю, кто автор этой молитвы.

(Ведущий) Наверное, это лучше найти в Интернете.

Женщина в возрасте, ей трудно найти. Давайте, пообещаем ей…

Если Вы свяжетесь с редакцией телеканала «Союз», мы обязательно найдём Вам ответ на этот вопрос.

Явно хороший и добрый человек и христианин написал эту молитву.

Батюшка, Вы говорите о том, что даже в Ваш дохристианский период, у Вас возникали образы, которые сейчас привели Вас ко Христу. Но в нехристианской жизни человека всё равно есть противление Воле Божией. Как распознать, что является Промыслом, а что — противлением Воле Божией?

Человек должен по своим собственным ощущениям ориентироваться. Там, где Господь, там всегда мир и тишина в душе, благодать. «Где просто, там ангелов со сто». А когда в душе происходит волнение, непонятные ситуации, раздражение, тревоги и прочее, мне кажется, там Бога нет, когда душа мечется. В Боге душа упокоевается. Это первый признак. Если ты уверен, спокоен…Душа, как индикатор, если душа не болит (если она совсем не умерла).

Звонок: «Как получается так, что люди уходят в буддизм? У меня болит душа за свою родную сестру. Она попала в секту «Брахма Кумарис». Она отдала мне все свои православные иконы и книги. Я не знаю, как мне к ней подойти. Может быть, мне стоит переждать, набраться ума? Но я боюсь, что пока я буду ждать, её туда ещё больше засосёт…Или наоборот, пока у меня не хватает знаний…

Видимо Ваша сестра ещё не укрепилась в вере, потому что если человек укреплён в вере, для него только один Христос — Истина. Но с другой стороны, я думаю, что в этом тоже есть Промысл (мы ведь сегодня о промысле говорим). В каждом действии, в каждом случае есть Промысл, поэтому, может быть, Господь ко славе Своей всё это делает — надо за неё молиться. А это зависит от ближних. К сожалению, мы все [пожинаем] плоды советского времени, и ещё очень слабо стоим на ногах в вере. Сейчас у меня есть знакомый — православный йог — вот такие нонсенсы. Он это сочетает — сидит на двух стульях. Когда начинаешь с ним говорить, он вообще не понимает о чём речь идёт — для него это нормально. Поэтому, за Вашу сестру, конечно же, нужно молиться и может быть, Господь сам её приведёт. Бывают такие моменты, когда Господь начинает в человеке действовать. Это может быть попущение на некоторое время, как затмение. Когда Ваша сестра вернётся в христианство — это ей может помочь разбираться в этом вопросе, и она может помочь другим людям выбираться из этого и предупреждать. Мне любой негативный опыт в жизни пригодился. Куда бы я ни вляпался, потом я понимаю в чём была суть этого, и могу даже посоветовать человеку, как действовать в такой ситуации. Поэтому за неё можно только молиться. Любое другое агрессивное поведение будет её раздражать. Мы только любовью должны побеждать. Нужно ей оказывать всяческую любовь и сочувствие, сострадание.

Звонок: «Соседи поставили забор, часть огорода отрезали в свою пользу. Спор решается через суд. По закону как будто прав, а по Божьей правде? Нарушается ли Божья заповедь? Может ли это помешать спасти душу?»

Это сложный вопрос. Я как раз сейчас служу в Токсово, там очень много дачных участков, и между людьми постоянно происходят [споры]. Из-за одного сантиметра дачного участка могут человека убить. Между людьми теряются все добрососедские отношения, как только дело касается имущества или какого-нибудь кадастра. Это ужасно. Это тоже говорит о том, что мы очень далеко отошли от заповеди Христовой. Мы не готовы снять последнюю рубашку, мы готовы убить человека из-за сантиметра земли. С другой стороны существует закон, и нужно действовать в рамках закона. Можно спокойно нанять адвоката, который будет защищать Ваши права. А нам, людям, которые не укрепились в вере, тяжело заниматься такими делами, мы впадаем в искушение. Это всегда большое искушение. Человек теряет таким образом благодать, и лукавый начинает действовать. Страдает душа человека. Он день и ночь не спит и находится в эгоистическом состоянии. Ему обидно, больно, он весь изранен этим вопросом. Он о Боге совершенно не думает, он думает только о том, что происходит, и не проводит никакой работы над собой. Хочу Вам дать один совет: когда человек смиряется, то Господь ему даёт разрешение вопроса, но смириться нужно «до зела». То есть нужно сказать: «Господи, на всё воля Твоя. Я немощный человек, я ничего не могу. Сам помоги мне решить этот вопрос». Но это должно быть искренне. Тогда Господь чудесным образом даст Вам разрешение этого вопроса, ведь земля, которую мы делим, принадлежит Богу.

Батюшка, у нас осталось 10 минут эфира, хотелось бы услышать от Вас ещё одну песню.

 

Я вижу влюблённое солнце,

Я вижу прекрасные лица,

И вместе со мною смеётся

Вся эта больница.

Здесь женщинам дарят конфеты,

Мужчины читают газеты,

А мне ничего здесь не надо,

Душа моя празднику рада.

А завтра весна повторится,

Прохожие станут добрее.

И выпорхнет лёгкая птица

Навстречу святому апрелю.

 

Это, может быть, тоже ответ телезрителю.

Спасибо, батюшка.

Приоритеты надо правильно расставлять.

Хотелось бы спросить, батюшка. Как человек должен организовывать своё творчество? Вы поёте о Боге или Вы поёте для Бога, или Вы поёте, потому что любите Бога?

Скажу словами пророка Давида: «От избытка сердца говорят уста». Чем сердце переполнено, то и происходит. Если сердце переполнено любовью к Богу, человек поёт о Боге. Можно не произносить слово «Бог», потому что «Не поминай имя Господне всуе». Можно просто это передавать за счёт внутреннего ощущения. «Всякое дыхание да хвалит Господа». Человек всё-таки должен в своих произведениях славить Творца, славить Его создания, и весь мир, который Он [создал]. Через творчество постигать этот мир, предостерегать, [делать] всё, что с этим связано. И конечно же, творчество должно нести нравственную основу, оно не должно разрушать душу. Я вижу, как все эти постмодернистские течения «Пусси Райот» и подобные им разрушают человека. В какой-то степени [это делает и] рок-музыка. Можно сделать отдельную передачу про рок-музыку, потому что молодёжь сейчас задаёт эти вопросы. Я приезжаю на приходы, и молодёжь меня буквально засыпает [вопросами]. Я в прошлом рок-музыкант, и я говорю, что душа человека страдает от этой музыки, она её разрушает. Поэтому всякое дыхание да хвалит Господа.

Как Вы думаете песни должны приносить больше радости или вызывать печаль?

Я вам сейчас спою песню, как ответ. Я её сочинил недавно. Она, можно сказать, впервые звучит.

 

Ну вот и лето на исходе.

Грустит берёза у окна.

И в сердце тысячи мелодий,

А жизнь одна, а жизнь одна.

Уж в облаках исчезли птицы.

Им будет труден перелёт.

Нам умереть и вновь родиться

Жизнь не даёт, жизнь не даёт.

Не знаю, поздно или рано,

Не знаю, нужно или нет.

Душе моей, как птице странной,

Лететь на свет, лететь на свет.

Ну вот и лето на исходе.

Грустит берёза у окна.

И в сердце тысячи мелодий,

А мне нужна всего одна.

 

Грустная песня, да? Но когда звучат стихи, в человеческой душе что-то [отзывается]. Когда я служил в храме преподобного Антония Сийского, я произносил проповеди, и когда готовился к ним, то иногда читал стихи. Я видел, как это действует на людей. Просто говоришь-говоришь, а потом прочитаешь стихотворение о Боге или о состоянии души человеческой… Я зачитывал «Русский Крест» из произведения Мельникова. Прямо беру и читаю главу вместо проповеди. Люди просто плакали. Это так действует на людей! Происходит какой-то катарсис. Искусство задевает такие струны, которые обычной речью задеть невозможно, и человек уходит очищенным, поэтому искусство нужно. Оно может быть и радостным, и грустным, каким угодно. Лишь бы оно побуждало человека задуматься о своей собственной душе.

Батюшка, Вы уже сказали, что в прошлом рок-музыкант, и жизнь Ваша была, может быть, не очень богоугодной. Вы вели какой-то определённый образ жизни, но Господь сделал так, что всё это преобразилось, и теперь то же самое, чем Вы занимались раньше, служит Богу. Как Вы считаете, всё ли может в человеке так преобразиться или есть такие вещи, от которых он должен отказаться однозначно?

Отказываться нужно от всего того, что несёт зло, от того, что ведёт к смерти души. Но, как я уже говорил, в опыте человеческой жизни всё негативное должно в итоге помочь человеку. Даже падения в грех. Как я могу понять алкоголика, если я сам не выпивал так, что мне было плохо от этого? И когда я вижу алкоголика, который ко мне еле-еле идёт с покаянием, я за него очень переживаю и понимаю его прекрасно. И это только самый элементарный пример, поэтому любой негативный и позитивный человеческий опыт нас, как блудных детей, ведёт к Богу. Слава Богу за всё!

То есть безысходного положения нет?

Нет ни одного безысходного положения. Казалось бы всё, человек [пропал]…Даже как говорят «Лучше пусть человек отрицает Бога, чем будет теплохладным», потому что холодный человек в один момент может преобразиться. Апостол Павел тому пример.

Спасибо, батюшка. Было очень приятно с Вами общаться сегодня. И напоследок прошу Вас снова благословить наших телезрителей.

Божье благословение! Очень жалко, что мало удалось поговорить. Простите за то, что было много слов и мало музыки. Надеюсь ещё на встречи. Может быть, здесь стоит организовать музыкальную передачу? Вызывать творческих людей и проводить с ними диалоги?

Да, батюшка, мы обязательно с Вами ещё раз встретимся.

Священник даже может быть и ведущим, как духовный человек. Могу вам предложить свою кандидатуру.

Спасибо большое, батюшка.

А песню, наверное, не успею, да?

Нет, конечно, батюшка. К сожалению, мы ограничены рамками прямого эфира.

Спаси Господи! Божьей всем помощи и благословение на добрые дела. Ангела-хранителя на всех ваших жизненных путях. Спаси Господи!

Спаси Господи, батюшка! Дорогие телезрители, я напомню вам, что с нами сегодня в студии был настоятель храма во имя святителя Василия Великого в Осиновой Роще, иерей Анатолий Першин. Ведущий Михаил Кудрявцев. Всего доброго, до свидания, до новых встреч!

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Анна Новикова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать