Беседы с батюшкой. Успение Пресвятой Богородицы

29 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе города Екатеринбурга, руководитель Отдела по социальному служению Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко. 

– Накануне собор Успения отметил свой престольный праздник, все мы отмечали это двунадесятое торжество. Но отдание праздника Успения только 5 сентября, поэтому, мне кажется, в этот период его продолжения стоит поговорить и об этом празднике, и конкретно о том, как это торжество прошло на вашем приходе. Может быть, вспомним какие-то вещи из приходского прошлого. Можно порассуждать вообще о слове «успение», о слове «успех», об успении как некоем итоге нашей жизни и о выводах, которые мы можем в конце своего жизненного пути сделать. Около тысячи человек стали участниками праздничного богослужения в день престольного торжества, и было радостно видеть столько людей в стенах еще только восстанавливающегося собора Успения Пресвятой Богородицы.

– Мне тоже было очень радостно, причем это же будни, не воскресный день, храм еще даже не в полной мере восстановили, хотя бы даже для такого богослужения, а народ уже не вмещается. Есть такая закономерность, что как только храм более-менее обретает возможность совершать службы, он сразу наполняется людьми. Поэтому все разговоры, что «вот, столько храмов»… храмов всегда будет не хватать, потому что природа не терпит пустоты и свято место пусто не бывает. И Господь сразу же их наполняет, призывает людей. Поэтому, конечно, нашего храма будет крайне недостаточно для Верх-Исетского района.

Но, слава Богу, мы дожили до очередного престольного праздника. В этом году это 180-летний престольный праздник собора Успения Пресвятой Богородицы. Он был освящен в 1838 году, и мы сейчас, после 70 лет разрухи собора, видим, как он постепенно восстанавливается. За год было сделано очень много. Чуть больше года находимся в периоде  динамичной реконструкции, и сделано очень много, но еще очень много также предстоит.

Успение Божьей Матери – самый главный день в жизни Пресвятой Богородицы; день, в который Она упокоилась от земных трудов. Она его очень долго ждала, смиряясь с тем, что Господь, Ее Божественный Сын, дал Ей послушание быть среди людей, заботиться о них, поддерживать апостолов, быть Матерью для человеческого рода. И вот после Своего Вознесения Господь вручил Пресвятой Богородице человеческий род в лице апостола Иоанна Богослова; у Креста Господь говорит: «Се сын Твой, заботься о нем».

И после вознесения прошло много лет, когда вновь Пресвятая Богородица встретилась со Своим Божественным Сыном лицом к лицу, вошла в вечность, а Господь воспринял Ее пречистую душу на Свои руки. К этому празднику Пресвятая Богородица собрала со всех концов вселенной Своих учеников, Своих чад – апостолов, и они присутствовали при прощании с Ней, кроме одного – апостола Фомы. Ему Господь опять дал такое послушание – быть свидетелем воскресения Божией Матери, засвидетельствовать, что Ее тело не обрелось во гробе после Ее Успения, а Господь взял Ее в вечность во плоти.

Так и мы со всех уголков Екатеринбурга и нашей епархии собираемся в эти дни в храмы Божьи (и в наш храм), для того чтобы почтить, порадоваться этому событию и задуматься о том, каким будет наше успение, с чем мы подойдем к этому важнейшему дню. Будет ли успение успешным, будет ли наша душа спелой, вызревшей? Все эти корни звучат в слове «успение»: успешно завершенная жизнь, спелая душа. Еще и еще раз обновить свои размышления о смысле и цели жизни, зачем мы призваны в этот мир... Призваны только с одной целью: чтобы узнать Господа Иисуса Христа, что Он есть путь, истина и жизнь. А для этого нужно, конечно, быть в храме Божьем.

– А есть какие-то критерии оценки успешности жизни человека? И можем ли мы их назвать, как-то осязать?

– Мне кажется, первый критерий, когда человек встретился с самим собой, узнал себя, почувствовал внутреннюю жизнь. Как маленькая девочка однажды сказала:

Удивительное дело!

Узнаю, едва дыша:

Есть у нас не только тело,

Есть бессмертная душа.

Вот ощутить в себе бессмертную душу, ее жизнь, ее боль, ее цель, и как-то озаботиться ее состоянием – это важнейшая черта успешной жизни. Иосиф Бродский однажды так сказал:

Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.

Есть разница меж них. И есть единство.

Одним вредит, других спасает плоть,

Неверье – слепота, но чаще – свинство.

То есть часто человек живет исключительно в заботе о том, что поесть, куда сходить, – о предметах крайне материального свойства. И это все мешает человеку почувствовать, что внутри его есть вечная жизнь, что он человек. И вот пока человек это не осознает, не ощутит присутствие внутри себя вечной, бессмертной души, он и человеком в полном смысле не может быть назван. Потому что человек – это вечная личность; личность, устремленная в вечность. И после того как у человека происходит вот этот инсайт (то есть осознание, включение этого осознания), необходима вторая  важнейшая встреча, – встреча с Богом. Успешная жизнь – это когда человек осознал необходимость встречи с Богом, потребность, жажду, поиск пути истины и жизни.

–  А как быть с современными критериями успешности? В том плане, что как выставить приоритеты между успешностью человека в жизни (когда он устроен, обеспечен, имеет жилье, хорошую заработную плату и отходит в иной мир, грубо говоря, успешным человеком в мирском понимании) и успешностью в духовном плане, когда жизнь каждого из нас – это жизнь со Христом и жизнь ко Христу?

– «Ищите прежде всего Царствия Небесного и правды его – и все остальное приложится вам». Очень часто нас в этом мире прельщают разные миражи. Мы думаем, что счастье – это быть статусным человеком или быть человеком материально обеспеченным. И на это тратятся огромные силы, на это тратятся десятки лет жизни, чтобы пройти образование… Зачем? Чтобы хоть найти хорошую работу. Зачем? Чтобы заработать много денег. Зачем? Чтобы позволить реализовываться своим «хотелкам» – желаниям. И человек, на это заточенный, идет, идет, идет к этому, а потом понимает, что достиг он благополучия с точки зрения этого мира, но душа от этого не стала ни радостнее, ни светлее, ни мирнее. И что? Время потрачено, силы, разум, таланты направлены были на ложные ценности. Конечно, этому нужно уделять внимание, но это не первоочередное. Господь обозначил приоритеты: прежде всего Царствие Божие, а все остальное нам приложится, займет свое место тогда, когда Божие займет свое.

– Долгое время храм был в запустении, был переоборудован, обезображен, изуродован; там было множество различных перекрытий, этажей, из него сделали хлебозавод, превратили в помещение, которое для этих целей было предназначено. Если мы посмотрим на фотографии того собора, который мы видим сегодня, то мы понимаем, что он уже обретает те черты, которые когда-то имел исторически…Как говорят, у старых храмов есть намоленные стены. Вот эта преемственность ощущается или еще не совсем?

– Ощущается то, что в этом соборе молились святые люди. Это сложно передать словами, потому что словами чувства выражать сложно, тем более чувства духовные. Когда общаешься с людьми, которые впервые входят в собор, они пытаются это передать словами как умеют. Но это действительно уникальное место, уникальный храм. Настоятель собора Успения прославлен в лике святых – преподобномученик Ардалион.

Несколько священников совершали богослужение. У нас буквально на днях появился самый низкий голос, тон нашего храма – 6-тонный колокол. И вот как раз вчера он звучал. Это, конечно, потрясающее впечатление – ощущение силы колокола, который издает вот эти звуковые волны, чувствуешь и физически особое бодрящее состояние. Когда-то наши окрестности оглашал голос примерно такой же силы, и сейчас мы вновь это восстанавливаем. То есть через некоторое время колокол будет поднят на колокольню, может, буквально на следующей неделе. И будем очень стараться оглашать окрестности, приглашать людей этим удивительным голосом храма.

– Вопрос телезрительницы из Подольска: «В нашей семье поженились молодые: сын и невестка. Девочка беременна, пять месяцев беременности. Есть осложнения, которые выявлены на УЗИ, – патология плода. Но для полного анализа доктора просят сделать забор околоплодных вод, который поможет оценить хромосомные отклонения этого плода. Скажите, пожалуйста, какое утешение мы могли бы дать молодым, как повести себя в этой трудной ситуации?»

– Жизнь в руках Божьих, и в любом случае нужно быть настроенным, чтобы волю Божию исполнить. Я всегда в таких случаях советую обратиться к знакомому проверенному специалисту. Если у вас сложность, надо сделать так, чтобы Вы до нас дозвонились, я дам Вам телефон акушера-гинеколога, доктора, которому я доверяю и к которому обычно отправляю подобных родителей, обеспокоенных какими-то советами и рекомендациями врачей. Я всегда стараюсь что-то перепроверить, потому что есть моменты, в которых лучше посоветоваться дополнительно. Потому что понятна обеспокоенность врачей, они часто перестраховываются, чтобы чего не вышло, и какие-то моменты могут быть совершенно ненужными. Поэтому нам надо как-то с Вами связаться, и я Вам дам волшебный телефончик, Вы по нему позвоните.

– Допустим, Вы можете попробовать еще раз дозвониться до нас и оставить свои координаты, номер телефона, чтобы мы с Вами могли связаться и этот номер телефона передать.

Мы можем помочь другому человеку, когда этого, может быть, никто не замечает, или когда мы можем идти на шаг вперед и видеть, где мы могли бы быть полезны и послужить и ближним, и Богу.

– Спасибо, что напомнили эту важную тему, я очень хотел о ней сегодня тоже поговорить. Мы все с вами знаем историю о Страшном Суде, о том, что Господь с нас будет спрашивать. И если вы внимательно читаете эту притчу в Евангелии от Матфея, то помните, что Господь не задает вопросов: воровал – не воровал, убивал – не убивал, лжесвидетельствовал или завидовал, то есть Он не проверяет нашу жизнь по заповедям Моисея. Он говорит о другом: Я был болен – ты пришел, Я был голоден – ты накормил, я был наг – ты меня одел. Не спрашивает о том, что мы не делали злого, а ждет, чтобы мы ответили, что мы сделали доброго. И причем, мне кажется, Он будет ждать именно нашей реакции, этой предупредительности на шаг вперед. Потому что так бывает, что нас вынуждают сделать доброе дело. Вот приходит человек и начинает канючить.

Помните историю с преподобным Петром, мытарем, который был очень богатый, жадный и противный, не любил людей? И вот один нищий поспорил: я у него получу милостыню. Его братья говорят: да ну, это невозможно. Поспорили. И вот Петр выходит из дома, а нищий к нему пристает: дай, дай, дай. И тот, чтобы  нищий отстал, взял хлеб и запустил в него: «Иди отсюда». Тот хлеб поднял, принес, говорит: вот, я милостыню получил. А ночью Петр видит во сне Христа. И видит, что Ему подает милостыню. И когда он присмотрелся, оказалось, что Христос в образе вот этого нищего. Этого жадного человека настолько потрясло такое видение, что он стал преподобным, переменил свою жизнь.

Так вот, когда из нас вытягивают, нас убеждают или на совесть давят: «Ну что ты ко мне не пришел? Я лежал в больнице, а ты ко мне не пришел», – мне кажется, это не будет особо цениться. Потому что вынужденное действие лишено свободного произволения, выбора человека. А Бог будет ждать от нас другого – вот именно этой предупредительности.

Мы недавно с приходом были в с. Тарасково, в монастыре, молились у чудотворной иконы, а потом пошли в монастырскую трапезную, налили супчик (дело как раз в пост было). И вдруг одна из паломниц достает мешочек и начинает всех угощать пирожками с капустой. Это настолько было приятно, что вот к грибному постному супчику вдруг еще такая хорошая прибавка. И подумалось: ведь человек такой же, как все остальные паломники, но она подумала, то есть нашла время, нашла свои средства, испекла на всех вот эти пирожки, она как-то позаботилась, наперед подумала о своих ближних. Хотя некоторых в первый раз видела. И это настолько приятно – вот эта забота о тебе; ты не ждал, а о тебе позаботились.

На самом деле это качество есть у каждого из нас где-то глубоко в душе – предупредительность. Мы все когда-то были очень предупредительны. Например, в период влюбленности, когда молодой человек ухаживает за девушкой, он опережает ее просьбы. Она еще не спросила, а он уже знает: вот тебе – мороженое; вот ручку; вот пальтишко. Но потом это куда-то девается, забывается, со счетов сбрасывается.

Или, например, когда священник совершает богослужение в алтаре… От своих алтарников я очень ожидаю предупредительности: чтобы они не просто дремали на службе и их все время нужно было подталкивать, а чтобы они все время шли на шаг вперед, на опережение: когда кадило подать, когда со свечой выйти. Чтобы не было заминок, чтобы служба, как часики, шла.

Предупредительность – это очень важное качество в христианской жизни, когда ты думаешь о человеке на шаг вперед. Его очень важно развивать, потому что именно о нем будет спрашивать Господь: «Услышали ли вы Мою нужду, когда Я был болен, когда Я был наг, когда был в темнице? Посмотрели ли вы на Меня с этой точки зрения, что Мне нужна ваша помощь?» Если мы в себе это разовьем, то, конечно, ответим на Божьем суде.

– Пример с влюбленностью, конечно, очень живой пример. Я думаю, каждый для себя сразу точно определил, что значит предупредительность, что значит быть на шаг впереди, что значит обращать внимание на то, на что, казалось бы, обратить внимание в принципе невозможно. Но вот о том, как предупредительность в себе, может быть, развить или как снова «влюбиться» (в кавычках, конечно), я предлагаю поговорить немного позже.

Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Вопрос у меня по книге Иова (2-я глава), там сказано: Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана… (Иов. 2, 1). Мне интересно, кто такие эти сыны Божии. Потому что если это ангелы, то там есть высказывание, что они брали в жены дочерей человеческих, потому что они красивы. Но, насколько я знаю, Сын Божий только один у нас – это вторая Ипостась, Сын Божий Иисус Христос. Какие это сыны Божии, кто?»

– Я предлагаю почитать толкование Лопухина на Священное Писание, чтобы как-то  более глубоко вникнуть, кто такие сыны Божии и сыны человеческие. Или, например, очень рекомендую всем нашим слушателям аудиолекции Евгения Авдеенко с толкованием происхождения человека, потопа и периода Каина. Там очень достойно и подробно об этом говорится. Читайте толкования на Священное Писание.

– О том, как снова «влюбиться», как быть в таком состоянии... Ведь это есть у каждого человека – ощущение, когда что-то от него требуется прямо сейчас. Но постепенно это затухает, и чувства, и влюбленность проходят, и мы перестаем быть теми галантными кавалерами, которые подают руку и открывают двери. Как говорится, сама справишься. Вот если переносить это все на состояние предупредительности, на такое качество, то как это в себе воссоздать, возродить?

– Я думаю, надо прицепиться паровозиком к тому, кто в полноте развил в себе эти качества. Например, к святителю Спиридону Тримифунтскому, потому что у него эта предупредительность, дерзновение, решимость, внимательность к человеку, самоотверженность, преодоление эгоизма были развиты в совершенстве. И если в нас не хватает каких-то добрых качеств, добродетелей, нужно их искать у тех, кто их стяжал, нужно быть с ними в близком, тесном общении.

И вот такое удивительное общение у нас предстоит. В ближайшие три дня в Екатеринбург прибывает великая святыня – мощи святителя Спиридона Тримифунтского, удивительного святого. Я очень прошу вас, дорогие мои, почитать его житие, особенно екатеринбуржцам и жителям соседних городов, соседних областей, которые также прибудут в эти дни в Храм-на-Крови для соприкосновения со святыней. У него предупредительность была развита в совершенстве, забота, внимательность, чуткость… И у него был ресурс, которым он очень хорошо помогал людям. У него была благодать Божия, благодаря которой он мог совершать и сверхъестественные чудеса. Поэтому используйте эту возможность.

Святитель Спиридон в эти три дня точно будет в Екатеринбурге, он будет ходить по нашим улицам, он будет пребывать максимальное время в Храме-на- Крови. Ну а где ему еще быть в эти дни, когда десятки тысяч людей придут поклониться мощам, придут помолиться этому удивительному святому? Он здесь, он очень доступный. Мы, конечно, гораздо больше знаем про святителя Николая, но святитель Спиридон не менее Божий угодник, скорый помощник и великий чудотворец. И заранее можно подумать, какие есть у нас вопросы, трудности, проблемы, какие есть скорби, сформулировать просьбу и прийти его попросить. И обязательно попросить вот этой предупредительности, чтобы научиться немножко быть на него похожим.

Вспомнил одну историю. Есть у меня прихожанин, друг, он такой покаявшийся разбойник... Он когда-то был в местах не столь отдаленных, в колонию приехал священник и как раз рассказал про святителя Спиридона: попросите, помолитесь, он очень быстро откликается. Его собрат Володя попросил, и ему вместо одной посылки пришли две посылки. Он так удивился! И такой вывод сделал: «Ага, ничего себе, вот как работает, как скоро откликается!»

Ну и потом, когда уже вернулся к нормальной жизни, семья образовалась, и так получилось, что у мужа и у жены были разные желания. Жена хотела машину, а муж хотел ребенка. «Давай, – говорит, – жена, помолимся». Может, впервые вместе прочитали акафист святителю Спиридону, ну и все пошло своим чередом, сделали заявку на машину, там нужно было ждать четыре недели. Наконец их пригласили, сказали, что их заявка исполнена. Приобрели машину, и через два дня жена с трепетом говорит: «Знаешь, а у нас ребеночек будет». И родился ребеночек, очень хотели назвать Спиридоном, но что-то не вышло. Батюшка утешил, говорит: «Ну, не переживай, значит, в монашестве будет Спиридоном».

Дорогие мои, не потеряйте возможность вступить в близкое общение со святителем Спиридоном и просите у него, просите для души, просите для семьи, просите за детей, горячо просите, от всего сердца. Ну а если есть какие-то житейские нужды, и с ними можно к святителю: он скорый помощник.

– К Вашей истории: вторая посылка повторилась. Стоит отметить, что не только жители Екатеринбурга, но и жители Красноярска, Кемерова, Московской области, Тулы, Санкт-Петербурга, Твери, Саратова, Чебоксар и Ярославля, а также Москвы смогут помолиться святителю Спиридону Тримифунтскому перед его мощами, перед его десницей.

Вопрос телезрительницы из Алтая: «Скажите, пожалуйста, какого автора толкования на Апокалипсис можно почитать?»

– Аверкий (Таушев). И есть толкователь Феофан Затворник. Не подскажу, простите.

– Мы находимся на пороге нового учебного года, и кто-то только начинает учиться, кто-то продолжает, кто-то переходит из одного учебного заведения (скажем, из школы) в вузы или ссузы, кто-то продолжает обучение. Как настроиться на новый учебный год? И, может быть, стоит поговорить о том, к чему следует стремиться в этом обучении и вообще чему учиться. Потому что вопросы и мотивации, и навыка такого обучения всегда актуальны. Можно и пять лет учиться, и шесть, и десять, но если при этом нет интереса к тому, что изучаешь, то будет ли это полезно? Как настроиться, как сохранить интерес к обучению, к тому, что изучаешь?

– Мне кажется, этот вопрос в первую очередь к родителям. Потому что они начинают учиться вместе с детьми. И самая главная задача – научить ребенка любить учиться, любить читать, любить думать, любить размышлять. Это все сложнее и сложнее, потому что наша система образования модернизируется на западный манер. Это все больше разные тесты, разные клеточки, циферки, таблички; меньше размышлений, меньше разговоров. Мне кажется, родители сейчас должны воспринять на себя вот эту важнейшую задачу и не перекладывать только лишь на школу ответственность. Потому что школа не в полной мере сейчас справляется.

И я даже на примере собственных детей сталкиваюсь с тем, что мучительна для некоторых из детишек встреча со школой. Конечно, это связано и с личностными особенностями, но родитель должен помочь, поддержать и включиться: вместе читать, разговаривать, думать, советовать книги, быть заинтересованным в том, что происходит с его ребенком.

Конечно, обязательно нужно помолиться перед началом учебного года, и в наших храмах будут отслужены особые молебны: и первого, и второго сентября, в воскресенье, когда соберется максимальное число прихожан. Попросить у Бога, чтобы Он также участвовал в этом процессе, и разговаривать со своими детьми. Вообще очень важно разговаривать. И интересоваться, что есть в их школьном распорядке, что в течение дня они узнали; размышлять, советоваться.

– Вопрос телезрительницы из Башкирии: «Бывает такое, когда в храме много людей, некоторые толкаются, ведут себя грубо, не извиняются. Как себя вести? Обижаться? Я даже не знаю, как нужно себя вести с такими грубыми людьми. Казалось бы, православные люди должны уважительно относиться к своим же, но получается так, что нарываешься на неприятное отношение. Среди монашества бывает, но это редко. Я просто хочу сказать, что вот такие случаи были. Как себя вести в таких случаях?»

Почему-то сразу вспоминается праздник Крещения Господня, когда множество людей, как церковных, так и нецерковных, приходят набрать святой воды. И в этой очереди, если она не очень хорошо организована, чего только не услышишь и не увидишь, и такое чувство, что кто-то из тех людей, которые стоят за святой водой, набрать ее не смогут.

– Всегда нужно стараться соотнести ситуацию выбора со словом Божиим, что Господь говорит на эту тему. Господь говорит: если вы вдруг оказались в такой неприятности, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, и добро творите творящим вам напасть. Сатана сатану не изгоняет, злом зло не побеждается, ненавистью ненависть не вылечивается. Зло может быть побеждено только добротой, а ненависть может быть растоплена только любовью жертвенной, самоотверженной.

Поэтому надо вспомнить мультик про крошку Енота. Вот он пугал себя, когда пытался в луже разглядеть свое злобное отражение. Ближние – это же наше зеркало. Мы в нем видим какие-то черты, которые есть в нас, мы этим друг на друга похожи, мы очень одинаковые. Однажды крошка Енот подошел к этой луже,  нерешительно заглянул и улыбнулся, а потом шел и пел песенку: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется…» Искренняя, открытая улыбка, внимательное, приветливое отношение может самое неприятное раздражение свести к минусу, к нулю. Нужно раскрыть свои объятия и сказать: «Чем я могу вам помочь?»

В любом случае это всегда для нас испытание, потому что Господь как иглорефлексотерапевт: Он находит тот нерв, который у нас наиболее болезненный. И Он туда немножко иголочку вкручивает, чтобы обозначить, как нам исцелить ту или иную свою язву. Он подсказывает, что на это надо обратить внимание. Если обижаемся, то Он обязательно будет подсказывать через людей: вот у тебя болячка, надо с этим что-то делать. Если, допустим, у нас раздражение внутри, Господь будет инструментами, которые нас окружают – людьми, – подсказывать, что здесь вот есть болячка, надо на нее обратить внимание. Добром, приветливостью; что бы там ни было...

Храм – это же лечебница. Зайдите в любую больницу, где лежат тяжелобольные, особенно в психиатрическую: там очень бывает неспокойно, не мирно, там друг друга, бывает, люди как-то сильно зацепляют, потому что каждый по-своему страдает. Но христиане должны по-христиански стараться себя вести, с любовью. Помоги Господи!

– Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Что самое сложное в служении приходского священника и что самое важное в этом служении?»

– Самое важное – Бога не терять из виду, держаться за Христа, за Его ризу. Апостол Петр шел по водам. Сложно идти по водам в шторм, но пока он видел Христа, он по этим водам шел. Самое сложное в служении священника сохранить веру и любовь к человеку. Я бы так сказал. Потому что на протяжении многих десятилетий, непосредственно соприкасаясь с самыми тяжелыми язвами души (потому что исповедь всегда открывает какие-то закоулки, которые мы скрываем от обывателей), это видишь, слышишь… Нет, наверное, это тоже не самое тяжелое. Потому что наравне с этим видишь и чудо от покаяния, и чудо перерождения, и как Господь творит Свое дело в сердцах людей, которые Его ищут.

Самое сложное – это постоянство, постоянство в любом деле. И в деле совершения службы, совершения молитвословий, понуждения себя. Потому что это очень-очень непросто – стоять перед престолом Божьим, перед лицом Божьим и молиться за тех, кто у тебя за спиной, и сохранять ревность духовную. Постоянство – одна из сложнейших добродетелей, преодоление уныния, расслабленности души.

Поэтому пастыри всегда нуждаются в молитвенной поддержке. Поэтому когда мы пишем записочки о здравии, например, всегда очень важно все-таки в первую очередь написать священников: Святейшего Патриарха, митрополита Кирилла и своего приходского батюшку, чтобы все-таки записочка начиналась не просто со своих родных, близких, а с пастырей. Потому что очень непростая служба. Иоанн (Крестьянкин) называл это добровольным мученичеством, когда человек добровольно отдает себя на крест.

И, конечно, батюшек нужно жалеть, нужно прощать и снисходить к их немощам, потому что тяжелейшая, «железобетонная» плита лежит на священниках. Надо им помогать. И если что-то где-то у нас не получается – строго не судить. Хотя, конечно, от священников всегда ждут святости, как от святителя Спиридона, как от святителя Николая. И требуют от них гораздо больше, чем порой от своих собственных детей или от самих себя. Потому что так хочется всегда видеть идеал, пример, маяк, к которому хочется тянуться, стремиться.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать