Беседы с батюшкой. Алкоголизм и другие зависимости

9 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает руководитель реабилитационной программы помощи алко- и наркозависимым людям и их близким "Метанойя", кандидат богословия и медицинский психолог, насельник Свято-Данилова монастыря игумен Иона (Займовский).

– Знаменательно, что сегодня Вы в нашей студии, потому что сегодня в Москве день города – 871-й год отмечает наша столица. Вы насельник Свято-Данилова монастыря, где почитается святой благоверный князь Даниил как покровитель города Москвы. Совсем скоро, 12 сентября, будет ваш престольный праздник. Мы заблаговременно встречаемся в нашей студии. Что важного нужно почерпнуть нашим телезрителям об этом замечательном святом?

– Наверное, многие наши телезрители уже знают историческую справку о том, что святой князь Даниил был четвертым, младшим сыном великого князя Александра Невского. В наследство ему достался маленький удел, по сути дела, деревня – Москва. Это было время междоусобиц, тяжелого татаро-монгольского ига. Многие из нас помнят фильм Андрей Рублев, где частично отражена историческая правда, когда князья предавали друг друга, обращались к татарам. Было много всяких жестокостей. Князь Даниил не стал обращаться ни к татарам, ни к более могущественным князьям, не стал воевать со своими братьями и смиренно принял такой маленький удел – Москву. Известно, что Даниил был очень миролюбивым и благочестивым. Первое, что он сделал, вступив в княжество, – построил храм в честь Преображения Господня. Господь за его смирение, за любовь к Нему расширил его владения. Когда его дядя князь Иоанн Переславль-Залесский умер бездетным, он оставил своему племяннику – князю Даниилу – в наследство Переславское княжество, которое было присоединено к Московскому, и Москва с тех пор стала расширяться. С князя Даниила пошло прославление, расширение, становление Москвы как самого первого княжества на Руси.

– Да, это очень важная информация. Очень много вех истории пройдет, когда Москва станет столицей. Мы можем вспомнить героические эпизоды нашей истории, связанные с этим городом, это и Смутное время, и нашествие Наполеона, и Великая Отечественная война.

Давайте поговорим о житейских моментах, которые касаются нас очень часто (например, сегодня). Сегодня день города. Сейчас все это, слава Богу, более-менее миролюбиво, организованно и в порядке проходит, но любому празднику для нас сопутствуют искушения – и вкусно покушать, и хорошо выпить, и так далее. Всякое бывает. Вы, кроме того что монах и насельник монастыря, игумен, еще и руководитель реабилитационной программы помощи алко- и наркозависимым людям «Метанойя». Я бы хотел поговорить о том, какой вред люди приносят сами себе, употребляя такие вещества, в том числе алкоголь. «Метанойя» – многие понимают, что это за слово, но  почему решили назвать программу таким сложным словом, богословским термином?

– Думаю, это слово известно многим нашим церковным зрителям, оно означает традиционно «покаяние», но если мы возьмем греческий словарь, то первое значение слова «метанойя» –  «перемена ума, сознания». И это так, а уже следующее значение – «покаяние», потому что покаяние и есть перемена сознания, а вслед за ней перемена деятельности, перемена жизни. Поэтому когда я ходил к своему духовнику, он говорил: ты не каешься, ты исповедуешься, но повторяешь из раза в раз свои грехи, то есть не происходит метанойи, перемены жизни. Тогда я был в обучающей командировке в Польше, это было примерно двенадцать лет назад, с одним специалистом в области химической зависимости. Мы объехали примерно половину Польши и посетили 25 различных реабилитационных центров.

– В Восточной Европе, в Польше?

– Да, в Польше. В частности, мы были в реабилитационном центре для подростков-наркоманов, который назывался «Метанойя». Тогда мне это слово очень понравилось, оно было мне известно, тогда не было еще нашей программы, но мне очень хотелось это название туда внедрить. Мне удалось это. Наша программа православная, при Даниловом монастыре, ей уже более тринадцати лет. Мы стараемся помогать людям, страдающим от алкоголизма, наркомании, и их родственникам, так называемым созависимым. Иногда к нам приходят люди с другими зависимостями – с игровой, например. В основном наша специфика – алкоголь, наркотики и созависимость, но мы знаем, куда можно обратиться людям с другими зависимостями, в частности с игровой.

– Сейчас время такое, что игровая зависимость приобретает все большее распространение, к сожалению. Вообще мы часто в праздник ставим на стол спиртные напитки, даже самые безобидные. Где эта грань зависимости? Даже если я привык употреблять, например, каждый праздник, каждое воскресенье, какой-то объем алкоголя, я зависимый человек? Как это определить?

– Очень интересный вопрос. Мы знаем, что есть страны, народы, где спиртное является частью культуры. Это Грузия, Армения, Франция, Италия. Там алкоголизм не так распространен, как, например, в северных странах или у нас в России. Определить, является  человек алкоголиком или не является, не так просто. Во-первых, потому что алкоголизм –болезнь отрицания. Ученый Элвин Мортон Джеллинек добился того, что Всемирная организация здравоохранения во второй половине ХХ века внесла алкоголизм в свой реестр. Это крупный ученый в области химической зависимости. Он назвал свой главный научный труд «Алкоголизм как болезнь отрицания».

– То есть тебе говорят: «Ты алкоголик! А ты: «Нет, я не алкоголик».

– Конечно, если мы встретим, допустим, бомжа и попытаемся его усовестить, привести в чувство, сказать: «Ну что ж ты, дорогой, потерял все на свете, в социальном плане не только, спился донельзя, пьяница», – он оскорбится и искренне скажет: «Это ты пьяница, я пью как другие люди». Потому что у человека уже отсутствует критика.

– И совесть.

– Происходит некое уплощение личности. Отсутствует критика в научном понимании, человек не может оценивать реальность происходящего. Поэтому существуют специальные тесты, есть специалисты, потому что алкоголизм как заболевание – это сложное и до сих пор изучаемое явление. Есть такое смежное понятие, как бытовое, или проблемное, пьянство. Человек может быть бытовым, проблемным пьяницей, и при этом его организм еще не поврежден как у алкоголика, когда алкоголь входит в цепочку обмена веществ и человек не может без алкоголя, так же как он не может ни дышать, ни есть. То есть его организм настроен на то, чтобы пить, спиваться и умереть, потому что это прогрессирующее, в том числе смертельное заболевание, хроническое. Но, как правило, специалисты подводят человека, обращающегося с этой проблемой, к тому, чтобы он сам поставил себе диагноз. Это гораздо более целесообразно, когда человек говорит: да, я алкоголик. Это значит, что уже половина дела сделана. Но половина еще осталась.

– Эта вторая половина… Признание – а дальше что?

– Есть, к сожалению, немало людей, зависимых от алкоголя и наркотиков. Кстати, я человек советского периода, вырос и сформировался в советский период, и наркоманы были чем-то совершенно асоциальным, жутким; их сажали в тюрьму, они непременно должны были умереть, совершали преступления и так далее. Сейчас мы знаем, что наркотик стал очень распространенным явлением. Например, существует аптечная наркомания, когда много пенсионеров употребляют вещества, изменяющие их сознание, и становятся аптечными наркоманами (например, от антидепрессантов). Очень много наркотиков; существует огромное количество разнообразных наркотиков. Наркоманы могут благополучно жить и разлагаться десятилетиями.

– Но разве Министерство здравоохранения не понимает, как можно получить этот наркотик? Неужели так просто пойти и купить?

– Это же целая подпольная империя, поэтому люди, чтобы выживать, вынуждены и обманывать, и доставать...

– Насколько я знаю, такие лекарства выдаются по рецепту врача.

– Врача можно обмануть, подделать рецепт… Было бы желание. И наркоман не может без этого, как алкоголик не может без алкоголя: двадцать градусов мороза, ночь, невозможно достать, но алкоголик найдет, потому что он умирает без алкоголя, все силы его напрягаются для этого. Да, это такое заболевание.

– А невольно стать наркоманом – это вообще реально? Вы говорите, антидепрессанты, еще что-то… Получается, это в какой-то степени ловушка? Человек невольно может, успокоившись один раз, стать наркоманом?

Вы еще говорили о таком понятии, как созависимые. Что это значит?

– Созависимость – болезнь родственника алкоголика, или наркомана, или игромана. Это тоже заболевание. Оно тоже, как алкоголизм, наркомания, тяжелое, смертельное, хроническое, прогрессирующее заболевание.

– Это, по сути, собутыльник?

– Нет, этот человек, как правило, не пьет. Он становится больным, у созависимого непреодолимая потребность контроля. Он живет алкоголиком, проблемами алкоголика. Он не может без этого. Поэтому нередко бывают печальные случаи, когда алкоголик, вставший на путь выздоровления, разводится с женой. То есть жена разводится с ним, она не знает, что делать. Или, например, дочь алкоголика находит себе мужа-алкоголика, который еще не проявил себя как алкоголик. Таких случаев масса. Специалисты в области алкоголизма, наркомании, наши наркологи, конечно, знают об этом.

Созависимость – это термин, который употребляется в наших официальных церковных документах. Я уж молчу о научной литературе. Очень известный термин.

– Как вообще происходит реабилитация, где вы находите людей? Они сами должны к вам прийти или вы можете вмешиваться в какие-то процессы, проблемы? Как вообще происходит ваша работа?

– У нас есть сайт, который называется metanoia.msdm.ru. Мы стараемся выкладывать информацию о наших встречах, статьи (наша команда). Люди приходят благодаря нашему сайту, который ожил с недавнего времени. Также, поскольку наш монастырь центральный, у нас большое количество прихожан, есть люди, которые нас посещают многие годы, несмотря на то что много храмов строится по месту жительства этих людей. Но они посещают наш монастырь. И, скажем так, в такой сезон приходит до семидесяти человек к нам на программу. Семьдесят человек – это очень много, нам фактически срывают программы. Было даже страшно, что если придет сто человек, то нам сорвут программу.

– Как понять «сорвут»?

– Это же группа людей, люди должны представиться, рассказать о своей проблеме. Программа идет по некоей структуре, которую мы выработали за эти годы. Мы стараемся развиваться, следить за качеством нашей деятельности, поскольку это групповой процесс, священник не может без старосты храма, без певчих, без помощников, чтобы храм действовал и приносил пользу. Ему нужны помощники. В том числе те, кто над ним – и благочинные, и архиереи, и так далее. Поэтому есть люди, есть специалисты, профессионалы, которые помогают нам все время развиваться в нашей деятельности.

Мы давно сотрудничаем, наша программа сотрудничает с наркологией. Это наше достижение, достояние нашей программы. Есть программа «Метанойя» в Даниловом монастыре, а есть такая же «Метанойя» в наркологическом диспансере, где находится в том числе и храм, приписанный к Данилову монастырю, в честь иконы «Неупиваемая Чаша», где регулярно проходят богослужения. Служу я, еще мой сотрудник отец Алексей Гостев из Подмосковья. Мы проводим там программу. Проводит не только священник, но совместно с психологом, который является специалистом в области химической зависимости, то есть он профессионально знает эту сферу, а также является православным христианином, который подтверждает свое православие деятельно, то есть регулярно участвует в таинствах Церкви – Покаянии и Евхаристии. Такое сочетание не так легко было найти даже в Москве. Мы постоянно стараемся встречаться нашей командой, развиваться, у нас есть волонтеры. Мы передаем наш опыт в храме в Теплом Стане в честь Казанской иконы Божией Матери. То есть такая деятельность очень интересная, но не совсем простая. Поэтому когда к нам приходит большее количество людей, с одной стороны, это приятно, но тогда просто невозможно справиться с такой группой.

– То есть это целый штат сотрудников.

– Да, поэтому пятьдесят человек – это предел.

– Вы отмечаете, что какие-то светские, научные методы лечения сопрягаются с духовными моментами. Ведь не все, кто приходит к вам, верующие, православные? Как вообще объяснять, что этот процесс идет не только с помощью вашей воли, каких-то лечебных процедур, но еще и молитва должна быть?

– Мы традиционно начинаем наши встречи с молитвы «Царю Небесный», читаем все вместе, вслух, перед иконой. Кстати, мы молимся перед новым образом, который называется «Иисус Христос – Лоза Истинная». Это новая икона Иисуса Христа, которую создали выздоравливающие алкоголики, наркоманы, а также их родственники. Каким образом? Писала одна женщина, она выздоравливает от алкоголизма; на мой взгляд, успешно, уже более восемнадцати лет. А вместе все молились, придумывал один человек написание, другой иконографию. Собирали деньги на расходные материалы – совместно. Этот образ находится в храме в честь иконы «Неупиваемая Чаша», в наркологическом диспансере, и Данилов монастырь печется о его прославлении. У нас даже есть панагия, которую мы надеемся вручить, возможно, Патриарху. Некоторые иконы находятся в других православных храмах, в частности в православных храмах Америки, в Нью-Йорке, Вашингтоне. Мы молимся перед этим образом, завершаем нашу встречу молитвой. Во время встречи читаем Евангелие и обсуждаем его с точки зрения болезни зависимости и выздоровления от нее.

Конечно же, мы делаем упор на том, что основа болезни и выздоровления – духовная, с помощью Христа. Христос исцеляет, но так же, как в Церкви, важна дисциплина, некая, простите меня за такое техническое слово, структура. Мы все знаем, как начинается наша жизнь в Церкви, как продолжается, очень важен духовник, который ведет, направляет, правильная литература, правильная молитва, правильное и осознанное участие в таинстве Покаяния, в литургии. Очень важно церковное общение. Так и здесь. Мы предлагаем пошагово начать выздоровление. Первый шаг – это признание, что человек является алкоголиком и что он бессилен, ничего не может с этим сделать. На самом деле сила воли – уловка этой болезни. Есть достаточное число неправильных представлений о самой этой проблеме. Например, что алкоголизм – это грех. Грехом является неизбежно поведение алкоголика, его этическая сторона, но, конечно, это заболевание. Любой врач, любой нарколог, тем более психиатр, психолог скажут, что это тяжелое заболевание. Силой воли алкоголик пытается его побороть, каждый понедельник он клянется, что никогда больше не будет пить. Но проходит день, иногда даже несколько часов – и организм требует. Иногда месяц может пройти: «Я уже целый месяц не пью, ну теперь-то можно отметить…»

– Вопрос телезрительницы: «Я сорок с лишним лет принимаю транквилизаторы. У меня муж был алкоголик, мы разошлись с ним рано, но потом и сын стал алкоголиком. Я верующий человек, уже двадцать лет, как я уверовала, молюсь. Я, конечно, созависимая. Я не замужем, муж давно умер, мы разошлись. Я принимаю транквилизаторы. У меня кардионевроз, неврастения. Не пью антидепрессанты, пью именно успокаивающие. Корвалол, реланиум, феназепам, потому что не могу уснуть, нервничаю. Я наркоман, наркозависимая или нет? Потому что я и мои друзья, мой брат все принимаем эти препараты. Потому что жизненные условия нам не позволяют без этого. Нам тогда плохо, давление, скорую вызываем. Поэтому мы вынуждены их принимать».

Какой сложный вопрос.

– Спасибо за Ваш вопрос. На самом деле я не могу по Вашему звонку поставить Вам диагноз. Вы называли разные препараты. Корвалол – это одно, реланиум – другое, феназепам – третье, это уже наркотикосодержащий препарат. Если Вам выписал их врач, это одно дело. Если же Вы сами себе назначили лечение, это другое. Но в любом случае Вы можете посмотреть наш сайт, у нас есть телефон, можно обратиться к специалисту, к профессионалу. Я думаю, это должен быть психиатр-нарколог, который поставит диагноз после серьезной беседы. Не просто разовый вопрос, а должна быть беседа со специалистом, с профессионалом, и он может Вам помочь. Одно дело, когда врач назначает, другое дело, когда человек сам себя начинает лечить. Я не знаю, являетесь ли Вы химически зависимой, но если Вас этот вопрос беспокоит, думаю, это уже хорошо.

Если в семье присутствовал алкоголизм в тяжелой форме и до сих пор присутствует, думаю, это очень хороший повод задуматься о том, кем я являюсь. У меня папа умер от алкоголизма, я созависимый человек, я также нахожусь в стадии риска, поскольку это в том числе и генетическое заболевание, я знаю о себе. Поэтому я стараюсь принимать профилактические меры, чтобы самому не начать пить, не спиться и не умереть. Также я стараюсь разбираться (это процесс длиною в жизнь) с моим заболеванием под названием «созависимость».

– Интересно, есть вопрос телезрителя: «Могут ли дети впасть в будущем в психологическую зависимость от алкоголя, если в семье есть пьющие родители?»

Алкоголизм – это генетическое заболевание?

– Оно может передаваться по наследству, а может не передаваться. Может передаваться, видоизменившись в иную зависимость. Например, сын алкоголика удобопреклонен к тому, чтобы стать наркоманом или игроманом. Это всего лишь гипотезы некоторых специалистов, что у сына или дочери алкоголика или наркомана наличествует некая каверна, он удобопреклонен к зависимости, которая может видоизменяться. Это могут быть очень нездоровые отношения, патологические, в частности созависимость. Но не все дети алкоголиков или наркоманов становятся алкоголиками или наркоманами, далеко не все. Существует масса причин, социальных в том числе, духовных, психологических.

– А вообще есть свободные люди, независимые? Или все мы по-своему зависимы от чего-либо?

– Этот вопрос волнует многих специалистов, и мы вместе с коллегами очень много на эту тему рассуждали, спорили. Это уже мы говорим о первородном грехе. Мы все подвержены греховности, безусловно, даже святые люди. Другое дело, когда та или иная зависимость  (химическая или поведенческое расстройство, например игровая зависимость) начинает разрушать человека так же, как алкоголизм. Например, примерно полгода назад я освящал квартиру женщине, у которой сын покончил жизнь самоубийством. Он был игроман. Он оставил всю семью без недвижимости, вообще все было в залогах, причем даже не у людей, а у организаций, банков. Его мать не могла плакать. Я был в ужасе, там дочь осталась… Пожалуйста, это поведенческое расстройство. Сказать, что оно разрушительно, – ничего не сказать в данном случае. Это мягко говоря... Оно убийственное.

– Да, очень страшно. И порой непонятно: как же так? Вот я могу сказать, с алкоголем у меня по-разному отношения складываются. В каждый этап своей жизни это осознаешь, но особо вроде об этом не задумываешься. И думаешь со стороны: казалось бы, ну что в этом такого, ну не пей, не кури. Оказывается, так сложно, такие бывают последствия.

– Сам я, например, не являюсь сторонником сухого закона. Библия…

– …и, кстати, церковный Устав…

– Да, и церковный Устав…

– …приписывают в определенные моменты…

– Если мы будем говорить о Священном Писании, то Библия порицает пьянство, приветствует воздержание и рассматривает алкоголь как вещество, благословленное Богом. Евхаристия на вине происходит. Первое чудо Христа – претворил воду в вино.

– Вопрос телезрителя: «Известно, что любая зависимость – это страсть. Все страсти связаны друг с другом. Мы говорим об алкоголизме и наркомании. Но мы же не знаем причины изначально, почему человек к этому пришел, мы видим поверхность айсберга. А все страсти – той же зависти, чревоугодия, страсть тщеславия и гордыни (то есть это масса вещей) приводят к той, которой человек заболел. А мы это оставляем на втором плане. А может быть, это самое главное. Как побороть зависть? Тогда ты справишься и с алкоголизмом».

– Это мнение просто?

– Да, это мнение, зритель считает, что пьянство – это поверхность, есть куда копнуть глубже, и оказывается, страсти, которые встречаются в повседневной жизни, могут быть причиной алкоголизма. Например, зависть: позавидовал, расстроился, выпил, успокоился.

– Я переживал перед тем, как приезжать на вашу передачу, советовался с коллегами. Кстати, психолог Наталья Васильевна Миленина, моя сотрудница, является директором амбулаторной программы в наркологическом диспансере в Бутове, программа называется «Алые паруса». Эта программа бесплатная и анонимная. Мне Наташа говорит: «Только ничего не говори в эфире про анонимных алкоголиков и „12 шагов“». Я очень люблю это сообщество на самом деле, все равно не могу удержаться. В книге «Анонимные алкоголики», по названию которой названо это содружество (всемирное, ему много лет, в России уже более 30 лет оно существует, успешно сотрудничает с Православной Церковью; и в нашем монастыре такие группы есть), говорится: «Не пить – это только начало выздоровления». «Как так?!» – спросит алкоголик или его жена. Не пить – это только начало… Да для алкоголика это идеал! Он мечтает не пить, он не может не пить. «Анонимные алкоголики» говорят: нет, это только начало, необходимое условие. И они говорят примерно то же, что наш слушатель Евгений: это действительно поверхностное явление, внешнее проявление внутренней катастрофы, раздраенности.

Многие по-разному относятся к этому сообществу и в нашей Церкви, и в обществе, но многие очень любят его, и я люблю, преклоняюсь перед этим сообществом. Они работают с душой. Там в некоторых шагах человек должен разобраться со своими обидами на самом глубинном уровне, должен разобраться со своей похотью, говоря светским языком –с сексуальным поведением; должен разобраться со своими страхами, потому что боящийся несовершенен в любви, как нас учит Иоанн Богослов. Страх может мешать двигаться к Богу. Например, отец Александр Шмеман считал страх одним из самых базовых грехов. Многие психологи говорят, что под агрессией наличествует страх. Человек агрессивен, а на самом деле он боится. Он кричит, он готов драться, а на самом деле ему страшно.

В этом сообществе есть еще этапы выздоровления, когда алкоголик, наркоман, родственник алкоголика тех людей, которые были у него записаны как обидчики, переносит это в другую позицию. Это те люди, перед которыми он виноват; он приходит к этому сам. Его никто не заставляет. Он выписывает имена этих людей или организаций; это восьмой шаг. А в девятом шаге он возмещает ущерб. И возмещать ущерб – это не просить прощения. Можете себе представить, какой ущерб нанесли игроки, наркоманы? Многие из них являются преступниками. Есть случаи, когда в девятом шаге зависимый человек идет в органы и «сдается», он готов сидеть в тюрьме. Он знает, что если люди не проходят этот этап, то в основном возвращаются к стакану или к дозе, к употреблению или в игровую зависимость – и погибают. Поэтому они совершают невероятные вещи. Человек идет к тому, кого он оскорбил, кому долгое время не отдает большую сумму, и договаривается. Он звонит, у него трясутся руки, ему страшно, он не знает, что его ждет. Иногда люди говорят: «Не хочу тебя видеть, не смей сюда звонить». Но бывает, что встречаются бывшие жены, кредиторы и так далее – и происходят чудеса. Таким образом, у человека появляются силы не просто не пить, а он может не промелькнуть где-то мимо должника, он честно смотрит человеку, и этому миру, и Богу, и себе в глаза. Начинается новая жизнь.

Таким образом, алкоголизм, пьянство действительно – только внешнее проявление внутренних проблем. Об этом говорят даже люди, которые создали это сообщество, и те, которые выздоравливают, – и успешно. Анонимные наркоманы, анонимные игроки – есть такие сообщества, там люди действительно от страшной смерти избавляются. С Божией помощью.

– Это очень интересно. Это вот когда на исповедь приходишь, нагрешил, тяжелое состояние. И страшно идти порой на исповедь, страшно говорить, но преодолеваешь себя, говоришь…

– Особенно в первый раз, это так называемая генеральная исповедь.

– Многие нас спрашивают, как же в первый раз идти на исповедь, что говорить, как к этому отнесутся… Ты говоришь, ты уходишь – и ты свободен.

– Я разговаривал с алкоголиками, у них в «12 шагах» есть шестой шаг, – шаг желания. Они начинают просить о желании, например о желании пойти на исповедь, желании пройти мимо магазина, о желании пойти к бывшей жене, позвонить ей и попросить о встрече и быть готовым возмещать ущерб, о желании идти к другому алкоголику и помогать ему, когда не хочется. Но это все взято из Евангелия, из христианства, это все христианские позиции.

– Мы говорим, что порой человек излечившийся может опять впасть в это состояние, опять начать пить, опять вернуться к дозе. Полностью быть свободным человек может? Вот он излечился, и все. Что нужно, чтобы сохранить это состояние до конца, до конца пройти жизненный путь без зависимости?

– С медицинской точки зрения алкоголизм и другие зависимости являются хроническим прогрессирующим заболеванием. То есть болезнь прогрессирует, так же как онкология, диабет, несмотря на то что человек, говоря медицинским языком, находится в состоянии устойчивой ремиссии. Я слышал такое выражение в нашей отечественной наркологии – «условно здоровый». То есть человек на больших сроках трезвости, как правило, ведет себя как абсолютно здоровый человек, условно здоровый. Но если он вернется к употреблению, подумав: все, столько лет прошло, он может пить как все, – то болезнь вернется. Болезнь имеет очень много проявлений и форм, как дьявол.

В той же Польше, когда мы путешествовали с Евгением Николаевичем Проценко, директором христианской программы «Старый свет», мы были в реабилитационном центре для священнослужителей (уж простите, что я эту тему поднимаю), для католиков. И там один священник рассказывал о такой страшной истории (Евгений Николаевич переводил, я польского не знаю). Священник рассказывал, что ходил в сообщество «Анонимные алкоголики» около пяти лет. У него в программе был наставник. Это не священник, а впереди идущий алкоголик. И он перестал с ним общаться. Потом священник перестал посещать собрания и вышел из программы выздоровления. Через какое-то время болезнь вернулась в проявлениях, он стал пить каждый день по стакану спиртного, не больше. И он говорил, что это продолжалось примерно семь лет. И он столько зла нанес за эти семь лет, так ругал это сообщество! Он людям запрещал ходить туда, говорил, что это секта и так далее. Через семь лет он начал пить как оглашенный, потерял церковное служение, сидел в тюрьме, совершил преступление. Потом вернулся. То есть болезнь не уходит. Выздоровление… Очень важно постоянно быть в таком же напряжении. Это очень по-христиански, очень по-православному, когда многие из нас приходят, например, в Церковь, то очень большое напряжение в хорошем смысле. Очень хочется поститься, молиться, с большим трепетом я и вы относимся к исповеди, к таинствам. Потом проходят через годы или десятилетия и это рвение, и ревность… Об этом много пишут святые отцы, старец Силуан Афонский в частности…

– …Мне кажется, каждый за собой это замечал.

– Да, это ослабление ревности, как ее поддерживать? Здесь алкоголики находятся, даже не побоюсь сказать, в некоем выигрышном положении. Если алкоголик ослабит свое усилие в выздоровлении, он не может посещать собрания столь часто на двадцати годах трезвости, как на одном месяце. Но он должен много помогать другим алкоголикам. У него есть опыт, он должен им делиться. То есть напряжение в выздоровлении должно остаться таким же, но формы меняются. Так же, как в Церкви. Сначала очень важно ездить по святым местам, ходить на крестные ходы, участвовать в пениях акафистов. Но в возрастании уже меняются акценты. Важно читать более внимательно и вдумчиво Священное Писание; может быть, не так много молиться, но более вдумчиво, как святитель Феофан Затворник советовал – выработать даже свое правило. Может быть, молиться не так много по объему, но внимательно, углубленно.

– То есть более качественно к этому подходить.

– Да, это все очень духовно.

– Вы сказали, что Вы не придерживаетесь сухого закона.

– Я не являюсь сторонником сухого закона. Я лично не употребляю алкоголь, потому что нахожусь в группе риска, я могу спиться. Я не употребляю алкоголь, но не являюсь сторонником сухого закона.

– Но все-таки чтобы, грубо говоря, не быть в группе риска, Вы употребили такое выражение «пить как все люди». Как это?

– Алкоголизм проявляется, в частности, в том, что алкоголик не может контролировать потребление алкоголя. Если он начинает пить, то не может остановиться. Мы все это знаем, что кому-то достаточно выпить немного… Когда я сдавал экзамены в академии,  остановился в гостинице в Троице-Сергиевой лавре, мы тогда очень тепло и близко дружили с некоторыми батюшками из лавры. И вот они как-то выпивали. Они выпили по три небольшие стопочки вина – и все, и при этом они разговаривали… Я увидел: абсолютно здоровые люди. После этого они разошлись, у них ни у кого не было потребности дальше продолжать. Это признак здоровья: человеку становится некомфортно в пьяном состоянии, когда его сознание утрачивает ясность. Алкоголику становится комфортно в нетрезвом состоянии, он себя как бы обретает.

– То есть если мне плохо, когда я выпиваю чуть больше положенной нормы, значит, я здоровый человек?

– Организму неприятно, когда в нем находится яд, он сопротивляется. Рвота – это же реакция организма, здоровая реакция. Поэтому здоровому человеку неприятно быть нетрезвым, потому что он себя не может контролировать, находится в состоянии измененного сознания. Алкоголик только и приходит в себя, когда он выпивши. Он расцветает, он как будто трезвый, он обретает себя. Как будто деталь попала в свой пазл, а трезвому ему неуютно. В этом и заключается генетическая, психоэмоциональная и физиологическая особенность зависимости, когда алкоголик не может себя найти, он не знает, как общаться с девушкой, с друзьями. Пьяный он танцует с девушками, шутит, смеется. Все алкоголики об этом рассказывают.

– Море по колено, как  еще говорится.

– Да, пьяному море по колено.

– Я вспомнил присказку моего замполита: нужно пить в радость. Он говорил, что если пьешь, ты должен пить для веселья, чтобы тебе было хорошо. Порой и мы это говорим, что если выпить, то по какому-то поводу. А если хоть раз выпил с горя – все, ты пропащий человек.

– Может быть, не знаю…

– Это такое частное мнение, всегда нужно пить для радости. Мнение светского человека.

Мы привели конкретный пример – ваше движение «Метанойя». Одиннадцатого сентября Церковь подчеркивает особый день трезвости. Расскажите подробно об этом дне, что там происходит, каково его значение.

– Мне не очень удобно называть его праздником, хотя в календаре это такое событие, которое Церковь отмечает. В этот день погиб великий святой, величайший из всех – Иоанн Креститель, Предтеча, которому Ирод приказал отрубить голову, будучи в состоянии подпития. Это евангельская история, мне не очень удобно ее пересказывать…

– …Я думаю, все понимают, она достаточно известна.

– Все ее знают. Он был в нетрезвом состоянии (это очевидно из самого евангельского повествования) и совершил преступление, которого и не хотел, как мы знаем, совершать. Он не хотел нарушать слово, которое дал (будучи, возможно, пьяным) какой-то девице, которая плясала, и ему это понравилось. Это была похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Он понимал отчасти, что совершает нечто непоправимое, но ему неудобно было перед гостями. По пьяни, что называется, совершаются такие вещи, когда человек на следующий день, мягко говоря, жалеет об этом. В этот день Церковь традиционно до революции установила празднование дня трезвости. Сейчас Русская Православная Церковь достаточно широко отмечает этот день как день трезвости, совершаются молебны перед иконой «Неупиваемая Чаша», молебны в разных храмах. Во многих храмах перед страждущими… И вообще проходят различные церковные мероприятия по утверждению трезвости. Это день утверждения трезвости Православной Церкви.

– Да, но можно сделать вывод из нашей беседы, что каждый день должен быть утверждением трезвости, трезвой жизни, жизни в мире с окружающими, чтобы не было проблем.

Время нашей передачи подходит к концу. Мне кажется, это был очень интересный и полезный разговор, очень много интересных вещей мы узнали. Может быть, кто-то после этой программы придет к вам и вы, надеюсь, поможете этому человеку.

Я попрошу Вас подытожить нашу сегодняшнюю передачу, вернуться к началу нашей беседы, потому что скоро престольный праздник в Даниловом монастыре. Расскажите, какие будут там праздники, как совершаются богослужения. Можете пригласить телезрителей к себе на службы.

– Я, во-первых, поздравляю участников нашей передачи с Днем города. Накануне главного праздника Свято-Даниловой обители в честь князя Даниила, ее небесного покровителя, будет всенощное бдение в 17:00 в двух храмах нашей обители. А в сам день праздника, в среду, будут совершаться литургии. Ранняя в 07:00, позднюю литургию будет служить в центральном Троицком соборе Святейший Патриарх, будет возглавлять с собором архиереев и духовенства. Приглашаем. Исповедь у нас происходит как вечером, во время богослужения, после богослужения, так и во время богослужения. Можно исповедоваться. Будем очень рады, если наши прихожане, гости захотят и смогут причаститься. Также наша программа «Метанойя» проходит два раза в неделю, вы можете узнать об этом на сайте metanoia.msdm.ru. Там же есть контактный телефон. Если кто-то к нам обратится, мы будем рады помочь. Большое спасибо, что пригласили. Мне тоже было очень интересно выслушать вопросы и немножко чем-то поделиться.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать