Беседы с батюшкой. Внутренняя жизнь человека (по трудам митрополита Антония Сурожского)

25 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Игорь Петров, клирик Вознесенско-Георгиевского прихода города Рыбинска.

– Сегодня тема нашей передачи – «Внутренняя жизнь человека (по трудам митрополита Антония Сурожского)». Почему именно тема внутренней жизни человека так актуальна сегодня, почему именно по трудам митрополита Антония сегодня мы будем вести беседу?

– Господь говорит нам, что именно сердце является сокровенной глубиной человека. В Евангелии мы читаем, что именно из сердца исходят злые помыслы, любодеяния, кражи. То, что исходит из сердца, то оскверняет человека. Мы в первой, самой главной заповеди, читаем: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, всею душою своею, всею крепостию своею, всем разумением своим». Вообще, по сути, все евангельские тексты, все слова Спасителя говорят о том, что грехом является не просто тот или иной поступок, а грехом, началом греха является внутреннее состояние. Господь в Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея говорит, что является грехом. Не просто прелюбодеяние или убийство. Господь говорит: «А Я вам говорю, что всякий смотрящий с вожделением уже прелюбодействовал в сердце своем. В Ветхом Завете написано “не убий”, а Я вам говорю, что всякий гневающийся напрасно подлежит суду».

На Евхаристическом каноне в таинстве Евхаристии после претворения вина и хлеба в Тело и Кровь Господни первое, что просит священник у Господа, – чтобы Святые Дары были во трезвение души. Каждый из нас должен бодрствовать и трезвиться душою своею, как говорит нам Спаситель, поэтому для нас внутренняя жизнь, акцент на этом является самым важным. Помним, в Евангелии Господь, обличая книжников и фарисеев, уподобляет их гробам окрашенным, которые внешне кажутся красивыми, а внутри полны нечистоты, смрада и соблазна. Это, конечно, является важнейшим для нас, мы должны очищать внутреннее, сокровенное свое содержание, состояние, которое зрит Господь, видит Господь. «Еще нет мысли в сердце моем, а Ты знаешь ее совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня и полагаешь на мне руку Твою», – читаем мы в 138-м псалме.

– Действительно, как часто мы обращаемся к внешним вещам, говорим о внешних делах и мало обращаемся к внутренней жизни. А ведь это, наверное, самое главное, само зерно. Что говорят апостолы о внутренней жизни человека?

– Практически у апостола Петра и апостола Павла мы находим очень интересные тексты. Апостол Павел возлюбленный говорит нам о внутреннем человеке; как раз в контексте нашей темы это очень важно – именно о внутреннем человеке. У апостола Петра мы находим аналогичные слова в Первом послании, третья глава – о сокровенного сердца человеке. Очень важно, чтобы мы нашли в себе эту внутреннюю глубину: мы обязаны, мы призваны к этому. Очень хорошо и понятно здесь многие вещи нам объясняет митрополит Антоний Сурожский. Я, как и многие люди, пришел к Богу во многом и благодаря замечательным книгам владыки митрополита. Сегодня многие люди приходили, приходят и будут приходить к Богу благодаря замечательным текстам владыки Антония. И как он мне в свое время очень помог, так и я благодарен владыке, потому что он очень ясно, понятно, просто, тепло, глубоко раскрывает нам очень важные моменты в духовной жизни человека. Таким образом, думаю, мы и дальше будем помогать нашим ближним, нашим зрителям, слушателям приходить ко Христу, к очень важным пластам духовной жизни, о которых так замечательно говорил и, можно сказать, говорит владыка митрополит.

– Еще одно достоинство владыки – то, что он опирается на святых отцов.

– Да. Я не могу не вспомнить известный отрывок из Варсонофия Великого, Иоанна Пророка, учителей аввы Дорофея; мы часто вспоминаем эту классическую святоотеческую книгу «Вопросы и ответы», где есть примерно такие слова: «Привяжи утлую ладью своей жизни к кораблю отцов, и они управят тебя ко Христу». Лично мне владыка митрополит Антоний очень помог привязать утлую ладью моей жизни к текстам. Именно из бесед владыки я узнал о существовании преподобного отца нашего Иоанна Лествичника, преподобного отца нашего Макария Египетского, преподобного отца нашего аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, Исаака Сирианина и многих других отцов. Я думаю, что и в дальнейшем, Бог даст, мы сможем говорить о раскрытии святоотеческого Предания именно в трудах владыки митрополита. И люди, почитав его замечательные беседы, надеюсь, придут к древним отцам Церкви, на которых он опирался. Нельзя здесь не вспомнить отца Георгия Флоровского, одного из наставников владыки Антония, который, еще будучи совсем юным человеком, пришел к отцу Георгию и сказал о своем намерении стать священником, на что отец Георгий сказал: «Иди и 15 лет читай отцов». Как владыка написал: «Я ушел и читал».

– Действительно пятнадцать лет?

– Да, он читал. И очень много ссылок... То есть владыка здесь очень традиционен, естественно. Не могу не вспомнить здесь святителя Игнатия (Брянчанинова), его прекрасную статью о чтении святоотеческой литературы в первом томе его Собрания сочинений «Аскетические опыты», где присутствует замечательная ссылка на отца нашего Нила Сорского. Слова там примерно такие: в наше время за неимением духоносных наставников основным источником для христианского просвещения, духовной жизни христиан будет чтение Священного Писания и трудов святых отцов и жизнь по совету. Если мы посмотрим, допустим, труды Игнатия (Брянчанинова) и других отцов Церкви, то увидим, что там постоянно присутствуют ссылки на отцов. Какая-то мысль – обязательно находится ей подтверждение у кого-то из древних отцов. Кстати, Нил Сорский был образованнейшим человеком, к нему приезжали за советом и руководители нашего государства в те века (отец Нил жил в XVI веке), и он говорил, что никогда не отвечал на заданные ему вопросы, не решал их, пока не находил тому подтверждение в книгах святых отцов и Священном Писании.

Здесь мы видим, что владыка митрополит Антоний совершенно так же традиционен; возьми любую его беседу, обязательно в ее основе лежит та или иная цитата из Священного Писания и из отцов Церкви – или это отец наш Иоанн Дамаскин, или Симеон Новый Богослов, или преподобный отец наш Макарий Египетский. И едва ли не самое большое количество цитат у митрополита Антония… Конечно, это и труды великого отца нашего святителя Феофана Затворника, которого так любил владыка. Это научает нас тоже привязывать утлую ладью нашей жизни к дивному кораблю отцов, в частности святителя Феофана, блестящего знатока святоотеческого наследия. Он знал древние языки, был блестящим переводчиком, подвижником, настоящим старцем, святой жизни человеком, который соединил в себе и блестящую богословскую эрудицию, и подвижническую жизнь…

– Знаю, что Вы подготовили несколько цитат.

– Да, одна из первых цитат, которую я хотел бы сегодня прочитать, – о задаче священника. Владыка говорит следующее: «Все, что он (священник) может сделать, – человеку помочь войти внутрь себя самого и там научиться смотреть, видеть, открывать те глубины Божии, которые в нем есть. Руководство не заключается в том (имеется в виду руководство пасомых в духовной жизни), чтобы навязывать взгляды или что бы то ни было, а человека научить самостоятельно творчески осмысливать и осуществлять жизнь, которая в нем есть». Владыка для нас в этом, конечно, великий пример. Это второй том трудов владыки, раздел называется «В доме Божьем».

Следующая цитата: «Мы все знаем, как трудно собраться, как трудно сосредоточиться, войти в себя, установиться на той глубине и на той точке молитвенного покоя, где можно стоять пред Богом. И всякий человек, который не делает этого для себя, поступает преступно – и по отношению к себе, и по отношению к святыне, которая будет совершаться». Здесь говорится о таинстве Евхаристии. Собственно говоря, это тоже очень характерная для святых отцов мысль, и на литургии, перед тем как вся Церковь хором читает молитву «Отче наш», священник произносит: «И сподоби нас, Владыко, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога и Отца, и глаголати». Неосужденно посметь Тебя призывать. У отцов мы находим такое сравнение: допустим, мы приходим на прием к императору или к кому-то из его комитов. Мы стоим собранные, напряженные, внимательные к своему внутреннему состоянию и внешнему. Вот так же естественно, прежде чем приступать ко Господу, мы должны войти в свою глубину, как замечательно говорит владыка. Здесь он, можно сказать, и цитирует фактически святоотеческое Предание; даже не то что цитирует, это не просто цитация, но внутренняя причастность к традиции.

– Вопрос телезрителя: «В конце шестидесятых годов я по радио ловил Антония Сурожского и переписывал все карандашом, потому что литературы никакой не было. И с такой благодарностью, такой любовью вспоминаю его, прямо на сердце бальзамом и медом!

Сейчас не посчитайте, что я диссонанс внесу в вашу беседу. Почему Господь нас призывает быть единым сердцем, едиными устами, в храмах же у священников мы этого не видим? Одни новоиспеченные священники говорят, что крестить целесообразнее в сознательном возрасте, а не в младенческом. Другие же священники, старой закалки, говорят по-другому. Почему такой разнобой идет? Даже отец Димитрий Смирнов говорит, что крестить лучше в возрасте».

– Вопрос понятен. Я думаю, что здесь мы должны учиться у отца нашего Нила Сорского, который, будучи прозорливцем, настоящим отцом Церкви, никогда не отвечал на те или иные вопросы, пока не находил тому свидетельства Церкви в ее Священном Писании и Священном Предании. Здесь нет никаких разномыслий. Священное Писание совершенно четко говорит нам, Господь нам говорит в Евангелии: «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Несомненно. То есть сначала идет научение. Мы знаем, что принципом православной духовной жизни является принцип соработничества, или синергии. Человек должен сделать то, что зависит от него, и Господь тогда делает то, что зависит от Него. У Макария Египетского, которого так любил митрополит Антоний, читаем: «Богу угодно, чтобы человек сначала понял; поняв, возлюбил – и предначал волею». То есть человек должен сначала рационально понять основы своей веры, должен быть научен в вере и затем уже принять Святое Крещение, несомненно. Об этом говорят нам и Священное Писание, и Спаситель наш Господь Иисус Христос, церковные каноны, церковная практика.

Сегодня Церковь говорит, естественно, что мы не должны поспешно крестить людей. По одному из церковных канонов, даже если человек страха ради смертного крестится без серьезной длительной подготовки, которая в обычном случае нужна, если человек, слава Богу, выживает, потом он тоже должен быть научен основам веры. Поэтому никакого противоречия здесь нет. Об этом говорит и Святейший Патриарх сегодня. А также многие церковные документы, апеллируя к канонам Церкви, говорят, что человек должен быть научен в вере и только затем приведен ко Святому Крещению. Собственно говоря, мы в таинстве Крещения принимаем крещенские обеты, первая часть которых – отрицание от сатаны, вторая – сочетание со Христом, и естественно, человек это должен делать не механически, повторяя за батюшкой какие-то загадочные глаголы, а осознанно, как воинскую присягу. Поэтому здесь никакого разночтения, несомненно, нет. Однозначно и Писание, и Предание церковное говорят нам о синергии, которая должна быть, о соработничестве, наученности человека в вере, и уже таинство просвещения, которое называется крещением, является некоей завершающей точкой в деле воцерковления человека.

– Вы говорили, что для общения с Богом человек должен находиться в точке молитвенного покоя.

– Владыка митрополит это говорил.

– Вы цитировали его. Почему так трудно человеку собраться и достичь этой точки молитвенного покоя?

– Да, очень трудно. Очень важно, чтобы сегодня наши православные христиане привязывали утлую ладью своей жизни к кораблю отцов и учились этому. У современного человека, как замечательно говорит владыка Антоний, сознание часто похоже на осьминога, щупальца которого постоянно протягиваются наружу, вовне. Современный человек перегружен потоком информации, каких-то попечений, дел. Он не живет в себе. Как мы говорим, вышел из себя. Владыка подчеркивает это. Очень многие люди не умеют жить в себе. А Господь наш Иисус Христос говорит нам, что мы должны научиться жить в себе, в своем сердце. Или, как говорит любимый святой отец святителя владыки митрополита Антония – святитель Феофан Затворник: встань умом в сердце пред лицем Божиим. Очень хорошо Антоний Сурожский говорит, что современный человек часто живет в некоем страдательном залоге. Мы живем просто рефлексируя, реагируя на внешние раздражители, ситуации. А должны жить не реакцией, а акцией; как святые отцы говорят: думай о хорошем, чтобы не думать о плохом. То есть управляй своим сознанием, своим вниманием, потоком своего сознания, своих мыслей, чувств, желаний. Именно когда человек научается входить в себя, жить в себе, внутри себя, тогда он научается собой управлять.

– Как это практически воплощается? На простых примерах.

– Наверное, все простые примеры коренятся в Евангелии. Господь постоянно говорит в Евангелии, мы читаем слова Самого Господа: бодрствуйте и трезвитесь. Мы читаем: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Как человек воцерковляется, замечательно объясняет этот процесс святитель Феофан Затворник; есть замечательный цикл его лекций «Путь ко спасению», очень важная книга. Там есть раздел «О хранении духа ревности по Бозе», где святитель говорит, что благодать дает человеку ощутить себя, что Господь дает Себя ощутить, что Он касается человеческого сердца. И дальше святитель Феофан приводит такой пример. Курочка, касаясь зернышек своим клювиком, показывает своим птенцам, где это зернышко находится, так и благодать Божия, касаясь нашего сердца, открывает человеку постепенно его сокровенную глубину.

У Диадоха Фотикийского в третьем томе «Добротолюбия» мы читаем, что до крещения благодать действовала на человека извне, а зло было внутри, в сердце, а после крещения благодать действует в сердце человека, а зло действует извне. То есть благодать дает себя ощутить. Постепенно у человека открывается способность находиться внутри себя, благодать дает себя ощутить, если мы, конечно, этим не пренебрегаем, как мы читаем у владыки, а заботимся об этом. Если мы откликаемся на милость Божью, когда Господь дает нам эту глубину ощутить. Это то, о чем говорит апостол Павел: о внутреннем человеке. Если внешний человек наш тлеет, то внутренний присно обновляется. Человек грешный, греховный как бы выбрасывается вовне. А благодать Божия показывает человеку, помогает ему войти вниманием в себя. Это и есть внутренний человек, об этом прекрасно написано у святителя Феофана Затворника приснопоминаемого в отрывках его писем, очень известных. Есть несколько замечательных сборников; надеюсь, они являются настольными у наших слушателей. Конечно, это «Письма о христианской жизни» владыки Феофана, «Письма о молитве и духовной жизни», замечательный сборник из писем, и прекрасный сборник «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться». И везде присутствует идея, что постепенно, живя церковной жизнью, приняв Святое Крещение, живя в Церкви, регулярно причащаясь и исповедуясь, человек обретает опыт благодати. И потом эта дивная благодать помогает человеку углубиться в себя, показывает ему это. Многие люди это познают именно на опыте.

– То есть можно сказать, что духовная жизнь – это и есть жизнь в себе, внутренняя жизнь?

– Внутренняя жизнь, жизнь внутреннего человека. К слову, очень хорошо об этом написано и у святителя митрополита Димитрия Ростовского. Прекрасные тексты о внутреннем человеке, о сокровенного сердца человеке, который просыпается в нас, и нам открывается этот внутренний мир. Наверное, нигде так подробно не описана эта святоотеческая традиция, как в цикле лекций, который был прочитан владыкой Феофаном Затворником в Санкт-Петербургской духовной академии. «Путь ко спасению» – прекраснейшая книга, которая, думаю, очень много здесь для нас сделает. Поэтому мы должны учиться собираться. Держи ум в словах молитвы, читаем у преподобного отца нашего Иоанна Лествичника, которого тоже так часто цитирует владыка Антоний и от которого я и узнал о существовании преподобного Лествичника. Держи ум в словах молитвы: когда человек старается внимательно молиться, находиться перед Господом собранным, внимательным, когда старается.

Есть замечательный текст у патриарха Каллиста, пятый том «Добротолюбия», где молящийся человек уподобляется музыканту, который склоняется над музыкальным инструментом, настраивает струны определенным образом и научается извлекать замечательные звуки из музыкального инструмента. Бряцало – это ум, струны – это чувство, а музыкальный инструмент – это сердце человека. Человек постепенно научается себя настраивать. Кстати, владыка Антоний любит цитировать, как мы уже говорили, Феофана Затворника, у которого об этом тоже очень хорошо сказано. Он уподобляет человека молящегося некоей струне, скрипке. Если струна ослаблена, она не издает звуков. Если она перетянута, то при прикосновении к ней  лопается. Также и мы должны себя правильно настраивать, Церковь учит нас этому. Святоотеческое Предание учит нас этому. Мы должны к этому стремиться, хранить свое сердце чистым, помня евангельские слова Спасителя, что мы должны быть чистыми сердцем, особенно на молитве. Если мы сами себя не слышим, то почему мы хотим, чтобы Господь наш слышал?

– Вопрос телезрительницы: «Насчет таинства помазания елеем... Как я поняла из лекции Алексея Ильича Осипова, к таинству нужно готовиться так же, как к причастию. Правильно ли я поняла? Что это за таинство и как к нему нужно готовиться?»

– Отвечая на любой вопрос, мы должны, как учит нас Нил Сорский, смотреть, чему нас учит Церковь, как говорит об этом Священное Писание, Священное Предание. Видимо, Вы говорите о таинстве Соборования. Естественно, любое таинство подразумевает подготовку. Мы уже говорили, что таинство Евхаристии, таинство Крещения, таинство Соборования подразумевают, что человек сознательно участвует в них. Что все в Церкви существует в единстве духа и смысла. Поэтому нужно взять, например, прекраснейший учебник, который называется «Закон Божий», где есть замечательный раздел – «Толкование на Символ веры», и там очень хорошим, простым, прекрасным русским языком протоиерею Серафиму Слободскому, автору этой замечательной книги (Царствие ему Небесное), удалось очень просто и понятно сказать об очень сложных вещах. Поэтому, естественно, любое таинство требует подготовки. Человек должен быть воцерковлен. Он должен понимать смысл того, в чем участвует, и только тогда он в этом участвует личностно, а значит, и ответственно. Часто об этом говорит и владыка Антоний.

– Для того чтобы, как Вы сказали, хранить чистоту сердца, наверное, нужно весь свой образ жизни настроить на эту цель. Невозможно в суете, во множестве попечений хранить эту чистоту.

– Господь ничего от нас невозможного не требует; это не я сказал, я цитировал Евангелие. У нас в студии замечательная икона Божией Матери «Умиление». Мы знаем, что всякий раз, когда мы церковно празднуем то или иное событие, связанное с именем Пречистой Владычицы нашей, на литургии читается известный отрывок из Евангелия от Луки о Марфе и Марии. Мы знаем, что Марфа и Мария – это не только люди, которые любили Господа и которых любил Он, которые Ему служили и были Ему верны до последнего, но в церковной традиции Марфа и Мария еще являются образами деятельной и созерцательной жизни. Мы помним, как Марфа трудилась, а Мария, почувствовав настроение Спасителя, сидела у Его ног и внимала Его словам.

Так же и мы должны научиться, и Божья Матерь для нас является таким примером. Пречистая сочетала в Себе и образ Марфы, и образ Марии – и деятельного служения Богу, Сыну Своему, и созерцательного. Понятно, что деятельная и созерцательная жизнь неразрывна. Это просто определенные критерии. Современный человек, где бы он ни находился, что бы ни делал, как мы читаем Писание, сидя ли в доме своем, идя ли в дорогу, ложась и вставая, должен научиться быть одновременно у ног Христа. Находимся ли мы в общественном транспорте, занимаемся ли какими-то своими служебными делами, всегда должны ходить пред лицем Божиим. Это основа духовной жизни, начало исполнения первой, самой главной заповеди о любви ко Господу всем сердцем своим, всею душою, всею крепостию. Как говорит нам отец наш Макарий Египетский, которого так часто цитирует митрополит Антоний, мы должны учиться любить Бога не только когда находимся в молитвенном доме, не только когда находимся в церковном собрании, но и выходя из церкви. Где бы мы ни были, мы должны учиться любить Бога. Началом этого является постоянное понуждение себя ходить в памяти о присутствии Божьем.

– Именно понуждение?

– Именно понуждение, поскольку мы еще не обладаем такими замечательными способностями: наше сердце еще не горит. Кстати, владыка митрополит Антоний приводит такой пример неоднократно. Вспоминается Максим Кавсокаливит, который долгое время молился пред иконой Божией Матери, и Она послала ему благодать непрестанной молитвы, и всегда с тех пор в его сердце горел огонек, тепло, как мы у Давида, псалмопевца, читаем: «Я сплю, а сердце мое бдит». Пока у нас этого дара еще нет, возможно, мы должны себя искусственно, всею крепостию своею, как мы в первой заповеди читаем, понуждать себя помнить о присутствии Божьем. Господь всякое мгновение ближе ко мне, чем воздух, чем душа к телу, чем тело к душе. Начало премудрости – страх Господень, как мы читаем в Священном Писании, и всяким хранением блюди сердце свое. Вообще очень много говорится о сердце в Священном Писании; наверное, это тема отдельной беседы.

– Еще раз хочется сказать о той самой точке молитвенного покоя. Настоящая молитва творится только в покое, насколько я понимаю, только в тишине. Что такое настоящая молитва?

– Наверное, опять же читая труды святых отцов, читая Священное Писание, мы помним, как говорит владыка Феофан Затворник, святитель возлюбленный, цитируя известный евангельский текст (6-я глава Евангелия от Матфея, 6-й стих): «Человек должен войти внутрь своего сердца, войти в келью свою, затворить двери и помолиться Отцу своему втайне».  Фарисеи любили молиться прилюдно и от этого стяжали себе славу и похвалу в глазах людских, а Господь говорит: «Помолись Отцу твоему втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Все святые отцы, по словам владыки Феофана, как раз учат нас тому, чтобы войти в клеть свою – имеется в виду клеть сердца. Это та самая чистота сердечная, в которую мы должны стараться войти. Это традиция бодрствования, трезвения, к чему призывает нас Господь, говоря, что началом греха является уже греховная мысль.

Мы находим очень много текстов, очень интересных, о том, как развивается грех и зло в сознании человека. Очень хорошо об этом пишет, в частности, отец наш преподобный Григорий Синаит, а также очень его любивший и хорошо знавший преподобный наш отец приснопоминаемый Нил Сорский. «Устав о скитской жизни» – там как раз говорится о том, что зло развивается, начинаясь с помысла. Помысел, сочетание, сосложение, пленение… То есть динамика развития зла, греха – это очень интересная тема. Первое, как мы сегодня говорили, о чем просит священник после претворения вина и хлеба в Тело и Кровь Господни, – это о трезвении души.

И человек есть падшее существо. У нас искаженное сознание, мы искаженным образом воспринимаем себя. Господь прямо говорит об этом в Евангелии: сучок в глазе брата своего замечаем, а в своем не способны заметить и бревна. То есть мы срослись с этим злом, мы в нем живем, оно источается в нас; в сердце каждого человека бьет черный источник зла, читаем у Макария Египетского. Или у него же читаем, например, такой текст: имеющий в доме покойника не идет хоронить чужого. Это продолжение евангельских слов. Когда мы видим в себе этого своего покойника, видим порок в себе, у нас, естественно, не поворачивается язык осуждать ближнего своего. Очень важно, конечно, в этой традиции пребывать. Первое, что просит священник, –  трезвения души. Мы должны все время этим заниматься. Наше сознание должно постоянно находиться во внутреннем делании. Об этом очень много говорится у святых отцов, в продолжение евангельской темы, конечно; и у нашего возлюбленного митрополита Антония Сурожского очень много замечательных текстов именно о сокровенной глубине человека, в которой мы должны вести эту самую брань непрестанно.

– Вопрос телезрительницы Татьяны: «От некоторых людей я слышу: “молиться иду”, “молитвенное правило”, в обед, утром, вечером; некоторые говорят, что это вроде бы привычка. Или потребность души? Как в себе распознать – это потребность души или привычка?»

– Я думаю, что и то, и другое. Опять-таки как мы должны отвечать на любой вопрос? Смотреть, что нам об этом говорит Мать Церковь устами Священного Писания, Священного Предания. Если мы обратимся к тому, что пишет о правиле митрополит Антоний Сурожский, а также святитель Феофан Затворник, то это и правило, и привычка. С одной стороны, есть такое латинское словосочетание – дисциплина молитвы. Мы должны учиться дисциплине. Утреннее, вечернее правило – это как (дерзну такой пример привести) мы заряжаем мобильный телефон. Если мы не будем его заряжать, он не будет работать. Но также наше сознание нуждается в том, чтобы мы себя таким образом питали.

С другой стороны – да, привычка; прекрасно, если это привычка. Есть даже понятие в аскетической традиции о благом навыке. Есть понятие навыка. Вот есть греховные навыки, а есть благие. Мы должны в себе вырабатывать благие навыки, должны ощущать потребность в молитве. У приснопоминаемого владыки Феофана мы читаем, что первой мыслью по пробуждении нашем должна быть мысль в Боге. Мы должны пройти весь Символ веры мысленно. То есть вообще работа нашего сознания – это молитва, вообще постоянно. Наше правило – непрестанно молиться. Святитель Григорий Палама, которого так часто цитирует владыка Антоний, говорит о том, что слова возлюбленного апостола Павла «непрестанно молитесь» относятся ко всем христианам. Не только к монашествующим, но и ко всем без исключения. Поэтому мы должны учиться непрестанно молиться.

Что касается правила, конечно, бывают разные условия нашей жизни. И у Феофана Затворника мы, например, находим такой совет. Допустим, мы понимаем, что в силу каких-то обстоятельств не можем все правило прочитать; и владыка Феофан со свойственной ему внутренней свободой говорит, что мы должны решить, сколько я сегодня могу помолиться утром или вечером, устав, придя домой поздно. Допустим, десять минут. И за эти десять минут я не должен просто молитвы вычитывать. Богу не нужно вычитывание. Нужно внимательно, тепло, от всей души помолиться Богу. Пусть это будет одна молитва или две, но чтобы они были прочитаны внимательно, со страхом Божиим, с трепетом. Я, кстати, хочу вспомнить замечательный текст митрополита Антония о маленьком мальчике. Он читал с бабушкой правило и как-то шалил, бегал; видимо, утомился. Потом он уже практически падал, засыпал на ходу, лег в кровать и, обессилев, Богу послал воздушный поцелуй: «Спокойной ночи, Господи!» Вот такой замечательный текст у владыки Антония. То есть с Богом мы должны быть искренними. Кстати, очень много теплых слов мы находим у владыки Антония.

Я очень благодарен владыке Антонию, что он помог мне учиться духовной жизни, привязывать утлую ладью своей жизни к кораблю отцов. Думаю, и многим людям он помогал и помогает. И его наследие, живое и действенное, будет помогать и дальше. И вам, Татьяна, тоже хочу этого пожелать; прекрасный вопрос.

– Время нашей передачи подходит к концу. Может быть, еще несколько цитат? Я знаю, что у Вас много замечательных цитат в качестве итога нашей передачи.

– Думаю, что мы еще продолжим говорить о наследии владыки Антония, оно очень большое, владыка много плодов принес, приносит и будет приносить. Замечательное издательство «Практика» готовит к выходу его третий том (есть двухтомник). Существует фонд наследия митрополита Антония Сурожского. Хочется сказать, что владыка был очень уважаемым в Великобритании. Мы знаем, что он русский эмигрант первой волны. Русская эмиграция первой волны (да и второй), наверное, тем отличается от коммерческой эмиграции, что люди очень любили Россию. С детства он рос с мыслью о том, что когда-то вернется на Родину и будет служить России. Людей, которые уже в советские годы приезжали на Запад, он благословлял приезжать, но благословлял обязательно возвращаться домой. То есть смыслом жизни каждого человека является служение, как граф Уваров говорил, Богу, царю и Отечеству. То есть – поучиться и вернуться служить России. Несомненно, владыка очень любил Россию.

Я не могу не вспомнить святителя Филарета Московского: «Человек, который неверен земному Отечеству, как может быть верен Отечеству Небесному?»  И когда он, будучи уже человеком в возрасте, выступал в министерстве обороны Великобритании, одной из первых мыслей владыки в беседе была мысль о том, что он русский человек. Он обязательно об этом говорил, очень любил Россию, у него очень много теплых, проникновенных слов о России. И, конечно, это замечательнейший русский язык, на котором владыка говорил. Не только есть соль Христова и благодать, которую мы не можем не ощущать, читая его тексты, но есть здесь и замечательный русский язык, на котором говорил владыка. Каждый из нас может к этому приобщиться, очень хочется нам всем этого пожелать.

– Еще несколько слов, может быть, о внутренней жизни, чтобы подчеркнуть и завершить именно нашу тему.

– Владыка нас призывает к тому, чтобы нам не быть этими осьминогами; учиться жить и быть в себе, в этом наша обязанность. Господь нас призывает к этому, именно это есть чистота сердечная. И как можно чаще в течение дня нам нужно выбирать такое время, чтобы были только мы и Бог. Допустим, есть минута или три – побыть в присутствии Божьем, отбросив все мысли, научиться входить в себя. Холодная погода, осень – мы надеваем соответствующую обувь, одежду. Так же хочется пожелать всем нашим слушателям научиться входить в себя, жить внутри себя. У владыки есть прекрасная беседа, где он вспоминает одного пожилого человека, который приходил в храм. Священник, видя, что этот пожилой крестьянин часто часами сидит в храме, спрашивает его: «Ты не перебираешь четок, губы твои не движутся в молитве, что ты делаешь?» На что старец отвечал: «Я смотрю на Него (то есть на Бога), а Он смотрит на меня, и нам вместе хорошо». Вот очень хочется пожелать нашим братьям и сестрам: где бы вы ни находились, сидя в доме своем, идя дорогою, ложась и вставая, будьте всегда со Христом. Помните, что Господь всегда ближе к нам, чем мы сами к себе. В любом месте – в общественном месте, общественном транспорте, в супермаркете, уж простите за банальность. Прежде всего мы должны помнить о близости Бога и что Господь никогда не попускает нам искушений выше наших сил.

Когда человек ходит в присутствии Божьем, он постепенно научается видеть свою глубину, а это наша обязанность, это тот самый дар, талант, который Господь нам дал, и мы не должны зарывать его в землю. Мы должны развиваться, читать святоотеческие тексты в книге владыки Антония и учиться внутрь-пребыванию, как Феофан Затворник говорит нам, встать умом в сердце пред лицем Божьим. Владыка Антоний очень часто практически цитирует святителя Феофана, великого знатока святоотеческого наследия. Этому учат нас и Священное Писание, и святые отцы. Отец Георгий Флоровский (можно сказать, учитель Антония Сурожского) прекрасно написал, что мы должны иметь ум отцов.

– …А для этого мы должны знать отцов.

– Да, чтобы мы не просто цитировали какие-то тексты, чтобы это было не внешним лишь только научением для нас, а образом нашей мысли. А святые отцы передают нам именно опыт жизни во Христе, причем опыт святых людей. И мы должны, конечно, читать этот опыт, приобщаться к нему. Один из отцов говорит нам: как псы, которые вкушают крохи, падающие со столов господина, так и мы, читая книги святых людей, должны приобщаться к тому образу жизни. Подражать наставникам нашим, как апостол Павел говорит. Естественно, не пытаясь внешне что-то копировать, а именно учиться тому строю внутренней жизни, основой которой является память Божья, хождение в присутствии Божьем, практика трезвения, когда мы стараемся бороться со всеми посторонними мыслями, чувствами. Человек, который находится в сердце своем, старается блюсти свои помыслы, начинает их видеть в себе. Как человек, который владеет кремлем, видит все пригороды, владеет городом, как у святых отцов мы читаем. Или как человек, который сидит где-то на верхушке дерева и видит, как какие-то нечистые животные приближаются к нему: он видит сверху. Так и святоотеческая традиция говорит нам о внутрь-пребывании. Для нас это крайне важно.

– Какие книги Вы могли бы посоветовать почитать нашим телезрителям?

– Думаю, что нет такой сферы внутренней жизни и внешней жизни человека в Церкви, которая не присутствовала бы в наследии владыки митрополита Антония. Это два прекрасных тома и множество отдельных бесед. Владыка практически ничего не писал, это  любящие его люди сохранили беседы, расшифровали их, и таким образом родились эти замечательные книги. И конечно, если мы хотим глубже понять владыку Антония, мы должны подражать ему, наставнику нашему, в том, что он любил отцов Церкви, жил с ними, подражал им. Конечно, это святитель Феофан Затворник. Как мы уже говорили, больше всего цитат у митрополита Антония скорее всего из книг Феофана Затворника, святителя. Говоря о нем, хочется порекомендовать «Письма о христианской жизни», сборник «Письма о молитве и духовной жизни», «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться», более сложный текст – «Путь ко спасению». Кто может – читайте, вникайте, очень интересно. И конечно, это те отцы Церкви, о которых мы говорили сегодня. Макарий Египетский, преподобный, его «Духовные слова».  Мне очень нравится перевод святителя Феофана Затворника. Очень часто преподобного Макария Египетского цитирует владыка Антоний.

Кстати, преподобный Симеон Новый Богослов, которого так часто цитировал владыка Антоний, очень много фактически цитирует святителя Григория Великого, хотя порой даже не называет его. Конечно, это преподобный Исаак Сирин. Ну и вообще лучше начинать с русских отцов Церкви – это святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий (Брянчанинов), любимый писатель святителя Феофана Затворника святитель Тихон Задонский, великий тайновидец, святой. Его прекрасные книги: «Об истинном христианстве»  и «Сокровище духовное, от мира собираемое». Письма очень интересные святителя Тихона Задонского. Конечно, это отец наш Иоанн Кронштадтский – «Моя жизнь во Христе», где очень много говорится об Иисусовой молитве, о внутреннем делании, о сердце. То есть все святые отцы говорят нам об одних и тех же вещах, только разным языком, в разных терминах. Конечно, владыка для нас является прекрасным примером.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать