Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

8 июня 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

 

- Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Добрый вечер, дорогие телезрители. Поздравляю вас с Днем Святой Троицы!

Мы начинаем нашу передачу в прямом эфире, и сегодня, в воскресный вечер у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер.

 

- Здравствуйте, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры. От всей души поздравляю вас с Днем рождения Церкви, сошествием Святого Духа на апостолов. Сегодня у нас последняя передача перед нашими летними каникулами.

 

- В церковном году есть праздники, посвященные Иисусу Христу, есть День Святой Троицы, День Святого Духа. Почему нет дня, посвященного Богу Отцу?

 

- Такой вопрос на День Святого Духа мне задают лет тридцать пять. Что могу сказать? Не знаю.

День Святого Духа не праздник, а попразднество Дня Святой Троицы. В церковных книгах он именуется, как понедельник Святого Духа. В этот день совершается удивительный канон Святому Духу, но постепенно в нашем сознании, а затем в календарях этот день закрепился, как День Святого Духа.

Во Христе, Который сказал: Я и Отец одно, мы празднуем всю Святую Троицу, потому что она Нераздельная. Каждый праздник, посвященный Иисусу Христу, это и день, посвященный Святой Троице.

Например, во время Богоявления мы празднуем событие, где был и глас Отца с Небес, и Дух Святый в виде голубя, и Сам Господь погружался в воды Иорданские - это явление всей полноты Святой Троицы.

Каждая Литургия направлена нами к Отцу Небесному, и все совершается благодатью, таинство ее установил Сам Сын Божий.

 

- Можно сказать, что любой церковный праздник - это и есть прославление Бога Отца и Святой Троицы. Просто мы прославляем Его в разных формах: через святых, через события.

 

- Да, конечно. И когда мы празднуем День Святого Духа, мы не отделяем Его от полноты Святой Троицы.

 

- Скажите, пожалуйста, как спасаться, если очень горд? Внешне соблюдаю все, но как тот фарисей, пропадаю.

 

- Сама постановка вопроса неверна, хотя в обиходе и древних житиях спрашивалось "как спасаешься?" Но, конечно, всегда имелось в виду "как тебя спасает Господь", потому что сам человек спастись не может.

Гордый человек думает, что он спасается сам, и это большое заблуждение. Спасает Спаситель, а наша задача - не препятствовать Ему, а еще лучше содействовать.

Как избавиться от гордости? Нужно вытеснять ее смирением. То есть, постоянно поступать против своей гордости.

 

- Мои родители большую часть жизни провели в ссорах, последние шесть лет они вообще друг с другом не общаются. И я стараюсь с ними не общаться, очень тягостно это общение. Нарушаю ли я заповедь о почитании родителей, прекратив общение с ними?

 

- Можно относиться с почтением, сведя общение до минимума. Это вопрос совести человека. Мы, как люди внешние, можем спросить, как обстоит дело с заповедью о почитании родителей, и человек внутри своей совести должен сам решить.

 

- Многие говорят: на расстоянии почитать легче. Потому что когда человек от тебя чего-то ждет или требует, это труднее.

 

- Разумеется. Здесь мы должны участвовать в выработке навыка в искусстве возможного. Апостол говорит: по возможности будь со всеми в мире. Не все зависит от нас, от нас зависит только одна часть, и в своей части мы должны делать все, что возможно.

 

- Мы двигаемся навстречу человеку, а он может навстречу не выйти.

 

- В ту меру, в какую это допустимо для нас и чтобы не раздражать его. Человек может решить это только внутри своей совести, потому что очень мало информации. Для этого надо пожить с ними, послушать разговоры: как родители относятся к своему сынку, как они комментируют его отдаление и так далее. Тогда можно решить, а сказать заочно нельзя.

 

- С иным человеком благо есть не общаться вообще.

 

- Да, и это может быть, даже если это твои родители. Я сегодня участвовал в одном общении, когда молодой юноша со слезами благодарил за то, что его отобрали у его матери. Потому что его участь и участь его брата были ужасны. Он осознает, от чего он был спасен. Жизненные обстоятельства бывают разными. Но только сам человек может решить.

Каждый день приходят на исповедь люди, которые раскаиваются в том, что недостаточно хорошо относились к родителям, которые умерли. Все абсолютно говорят, что мало сделали для них, раздражались, мало общались.

Не надо ждать, пока человек умрет, а делать так, чтобы после его смерти, совесть твоя была спокойна, что ты сделал все, что мог.

 

- Вопрос телезрительницы: Я прочитала книгу Иоанна Крестьянкина, и он советует молиться Святому Духу. Могу ли я молиться Святому Духу без благословения батюшки?

Второй вопрос: Могу ли я читать акафисты сразу нескольким святым?

Третий вопрос: Надо ли общаться с людьми, занимающимися черной магией и надо ли молиться о них?

 

- Поскольку отец Иоанн Крестьянкин сам был батюшкой и говорит об этой молитве, зачем Вам еще какой-то батюшка? Это очень авторитетный, духоносный, не побоюсь сказать, святой человек, и он дает такую рекомендацию. Какие могут быть еще вопросы?

Книжки акафистов для того и издают, чтобы их читать. Читайте на здоровье, сколько Вам необходимо.

Какая нужда молиться за занимающихся черной магией? Если это родная дочь, то можно за нее помолиться. Если это посторонний человек, то стоять или падать - его личное дело.

 

- Апостол говорит: молитесь друг за друга, да исцелеете.

 

- Друг за друга. Но какой друг тебе человек, занимающийся магией? Это, скорее, недруг.

 

- Но и за врагов велено молиться. Или эта молитва может быть не полезна для молящегося?

 

- Молитва не может быть не полезна, но надо иметь возможность распределять свои силы.

 

- То есть, человек иногда пытается, молясь, спасти кого-то, забывая о себе? Полезен ли вообще длинный синодик поминовений?

 

- Да, человек может забыть и о себе, и о своих сродниках, детях, внуках. Каждый решает по своей силе, возможности и желанию. Надо спрашивать у самого человека, ощущает ли он пользу.

 

- Когда подходят с просьбой помолиться о человеке, которого я совсем не знаю?

 

- Сразу и помолись "Господи, помилуй".

 

- Вопрос телезрителя: Неужели православный народ Украины настолько удалил себя от Бога, что Господь пытается его вразумить через жестокость и ужасы, которые там происходят?

 

- Дело в том, что обычный человек, к сожалению, очень склонен к тому, что именуется пропагандой. Поскольку у нас идет "холодная война" между Россией и Америкой, идет она с двух сторон. Поэтому одни люди получают одну информацию, а другие - прямо ей противоположную, и них складывается свое впечатление.

 

- Как мне подсказали сейчас, вопрос был о духовном осмыслении событий на Украине. Для чего это попустил Господь?

 

- Кто я такой, чтобы обсуждать дела Божии? Любое действие Божие: либо прямое благословение, либо попущение - это всегда наказание Господне. Каждому человеку надо решить для себя и почувствовать, какой  наказ дает нам Отец Небесный через то или иное событие, что хочет сообщить, в чем хочет вразумить или к чему подготовить. Какие силы в нас Он хочет мобилизовать?

 

- То есть, это вразумление не только украинскому народу, но всем, живущим на земле?

 

- Думаю, да, потому что сейчас через СМИ многие события становятся достоянием, если не всех, то большей части человечества. Люди становятся невольными участниками этих событий. Но самостоятельно мыслящих людей не так много, говорят их восемь процентов. Остальные чистят зубы той пастой, которую рекламируют по телевидению. Поэтому законы манипуляции общественным мнением продолжает действовать, и с этим ничего не сделаешь.

Разделение по поводу событий на Украине произошло даже в семьях. Одни люди считают, что на востоке Украины действует русская армия, убивая украинцев. Другие люди считают, что фашисты, пришедшие с запада Украины, убивают русских. На самом деле, мы слышим, летчики переговариваются по-русски. На самом деле, русские убивают русских. Что происходит у них в сердцах и головах, трудно представить.

Мы знаем, что русские сбивали русские самолеты во время южноосетинского конфликта с Грузией. Конфликт начался в том, что грузинская армия напала на Цхинвал и открыла огонь по русским миротворцам. Ну а потом началась операция, которая очень "изящно" называлась "принуждение к миру".

Так как источником  всех этих людей является администрация Соединенных Штатов, о чем свидетельствуют постоянные приезды руководителей высочайшего уровня, которые и у нас в стране не бывали, и этого никто и не скрывает. Всегда больше виноват тот, кто организовал заказное убийство, нежели чем исполнитель. Заказчика обычно трудно определить, но здесь он, собственно, даже не прячется. Потому что положение "хозяина горы" начинает ускользать. Столько сил потрачено на то, чтобы вывести Россию из строя, а она опять строит и ракеты, и космодромы, и подводные лодки- с их точки зрения, это форменное безобразие. Казалось бы, все готово, даже внутри России подготовили людей, которые не любят Россию всеми силами своей души, и все равно Россия вывернулась.

Думаю, пройдет какое-то время, военные события не могут идти бесконечно, и все же некоторые вещи дойдут до людей. Например, сейчас возникло движение, чтобы переименовать Волгоград в Сталинград, а почему нельзя назвать тогда Царицын, ведь этот город построил не Сталин, и он там не воевал. Ведь это царица благословила строительство этого города. В чем особенный подвиг Сталина в Великой Отечественной войне, если русских погибло 28 миллионов, а немцев - 6 миллионов? По-моему, такое соотношение не говорит о благополучной защите рубежей нашего Отечества. Например, наш полководец Александр Суворов всегда выигрывал меньшим количеством солдат и не проиграл ни одного сражения. В этом котле Сталинградской битвы полегло примерно поровну русских и немцев. Конечно, это подвиг, но надо было организовать так, чтобы русских погибло в десять раз меньше.

 

- Вопрос телезрителя: В Евангелии от Иоанна Иисус говорит, что Он виноградная лоза, а Отец виноградарь. Говорит ученикам: радуйтесь, что Я ухожу к Отцу, потому что Отец более Меня. Если Иисус говорит так, означает ли, что Бог Отец -  более высокая ипостась в Святой Троице?

 

- Он учил Своих учеников смирению. В другом месте, как Вы помните, Иисус говорит: Я и Отец - одно. Нельзя выхватывать из Евангелия отдельные слова, надо воспринимать все слова Христа Спасителя и все Его поступки, тогда мы не будем брать то, что нам понравилось, а остальное уводить в сторону.

 

- Прошу рассказать, в связи с чем и по какому правилу от Вознесения до Троицы утренние и вечерние молитвы начинаются с Трисвятого?

 

- Эта молитва отлагается, чтобы пропеть ее с особым чувством на Всенощной под Святую Троицу. По-моему, это очень красивое с церковной точки зрения действо. Это некое воздержание, ожидание, подобное тому, как апостолы, находясь в Сионской горнице в Иерусалиме, ожидали сошествия на них Святого Духа. Как им было обещано это сошествие, так и нам обещано, что на Троицу мы всей Церковью запоем "Царю Небесный".

Все, что происходит в Церкви, особенно в нашем замечательном богослужении, все прекрасно. Я хожу в Церковь более 45 лет и не перестаю восхищаться. Сам стал старше, что-то понял, что-то открывается из Писания, ты стал другим.

 

- Как замечательно, что мы можем каждый год заново переживать те же события, мне кажется, ими невозможно насытиться.

 

- Наше богослужение - живое Евангелие. Благодаря богослужениям мы и ходим за Христом: от Его рождения и до сошествия Святого Духа на апостолов. Всегда так жалко тех людей, которые не знают этого богатства или не прикасаются к нему, ничего в этом не понимают.

Если пытаются проникнуть в тайну богослужения, то как-то очень рационально. Не надо стараться понять, для чего каждая нота, ведь участие отдельной ноты оправдано законами гармонии. Очень много музыкантов занимается математикой, потому что в музыке все очень выверено. Любую ноту не поставишь, иначе будет диссонанс. Диссонансы используются в музыке, но тогда они должны быть убедительными, как специально использованный прием, но это уже иное. Но в богослужении все нюансы, соединения рядовой службы с праздничной - удивительны по гармоничности.

 

- Вопрос телезрительницы: Купила книгу Ваших проповедей, она очень интересна, много информации, живой язык, и я бы хотела узнать, каким образом создавалась книга?

 

- Некоторые люди записывали проповеди на магнитофон, и какая-то часть записей осталась. Эти пленки расшифровываются, затем редактируются. После редакции я вношу правку, и получается итоговый текст. Это многоступенчатая работа с участием многих людей.

 

- Насколько серьезна правка: насколько текст отличается от устного слова?

 

- Ставится задача сохранить и речевую интонацию, и это удается, потому что, когда я читаю, я сам себя слышу. Теперь все реже, но раньше я даже вспоминал эту проповедь, мог сказать, что будет дальше. Все равно последнее слово за мной, прежде чем выпустить в печать. Кое-что мы, конечно, сокращаем. Тогда я был малоопытный проповедник и порой говорил по полтора часа, это невыносимо.

В письменном варианте мы можем менять композицию и сокращать текст, чтобы была одна линия. Цель этих книг - миссионерская, поэтому для меня как автора главное - это усвояемость.

 

- Вопрос телезрительницы из Самарской области: В народе есть примета, что на День Святого Духа нельзя работать с землей. Насколько это верно, и откуда появилось такое поверье?

 

- В семинарии у меня был соученик Владимир, ныне священник, который в таких случаях говорил так: "Это какое-то новое суеверие, я еще не успел с ним ознакомиться". Не знаю, что происходит в самарском народе, но я за свои шестьдесят с лишним лет такого не слышал. Поэтому я к этому отношусь спокойно. Народ у нас творческий. Спроси прихожан про учение о Святой Троице, большинство будет в затруднении. Вместо истинной веры все какие-то суррогаты.

 

- Может быть, это потому, что учение о Святой Троице современному человеку сложно постигнуть?

 

- Мне кажется, учение о том, можно ли трогать земельку на День Святого Духа, объяснить еще сложнее. Потому что, когда в Японии уже сошествие Святого Духа, в Москве еще празднуют Святую Троицу, а "земелька» - то у нас одна...

 

- Вопрос телезрителя: Православная христианка стала посещать баптистские собрания, перед смертью хотела покаяться у православного священника, но не успела. После смерти мы просили отпеть ее по православному обряду, но священник, узнав, что она посещала баптистские собрания, отказался. Можем ли мы молиться за эту женщину в Церкви, ставить за нее свечи?

 

- Молиться мы можем за кого угодно, не только за человека, крещенного в православии или перешедшего в баптизм, но и за человека, не принадлежащего ни к какой религии. Для умершего инославного человека у нас есть даже особенный чин отпевания. Недавно ко мне пришла группа музыкантов-гитаристов, православных, и попросили совершить отпевание одного из гениальнейших гитаристов XX-XXI века Пако де Лусия. Я взял из нашего Требника этот чин, и мы совершили его вместе с этими музыкантами.

По этому чину инославных можно отпеть и эту женщину. Если она сознательно отошла от Церкви, то будет некое насилие погребать ее по православному чину. То, что у нее был шаг по направление к православию, Господь будет принимать ее душу, и Сам решит, как считать.

 

- Очень распространены случаи, когда человек крещеный, но в течение всей жизни не обращал внимания на Церковь: не посещал богослужения, не исповедовался, не причащался, а после смерти родные просят его отпеть. Не будет ли это насилие над его выбором?

 

- Если известно, что человек высказывал в последнее время перед смертью, такого отпевать нельзя, это кощунство, насилие над его душой. Но если такой человек перед смертью скажет: "Верую, Господи! Помоги неверию моему!" - то уже можно. Некоторые люди говорят "а я не против Бога", то есть признают Его бытие, и не являются противниками Бога, в таком случае можно помолиться об упокоении души.

 

- Если человек никак не выражал свое отношение к Богу, просто жил и жил?

 

- Смотря, как жил. Если он умер в беспробудном пьянстве, это повод к тому, чтобы его не отпевать. Если это был труженик, добрый человек, воспитал хороших детей, то можно и отпеть. По душе он христианин, но не был обучен, как в церковь ходить.

Наши мужики боятся ходить в церковь, говорят, мол, не знаю что да как. Предлагаешь научить, он говорит, что уже поздно. Это все от гордости, он боится, как будет выглядеть, и что скажут. Мужики от этого больше всего страдают.

 

- Скажите, пожалуйста, до Кирилла и Мефодия на Руси была письменность, или мы были беспросветные дикари? В разных источниках пишут по-разному.

 

- Какая-то письменность, конечно, была, но я не являюсь в этом вопросе специалистом. Нельзя сказать, что мы были беспросветные дикари, потому что в таком случае мы не смогли бы воспринять учение Кирилла и Мефодия. Я читал историческую версию, что они приходили и на Русь тоже. То, что народ был готов, говорит о том, что мы не были дикари.

Было государство, определенные торговые отношения. Еще до принятия христианства, мы воевали с Византией и даже брали Константинополь. Это говорит о том, что было общение, а общение с такой великой цивилизацией значило очень много.

Конечно, если сравнивать с просвещенной Византией, то дикари. Человек, который знает русский язык, не может считаться дикарем, потому что у него есть доступ к русской литературе и ко всей мировой науке. Как сравнивать?

 

- Почему в нашей стране многие русские люди называют себя православными христианами, но при этом не знают элементарных вещей из Евангелия?

 

- Дело в том, что  термином "православный христианин" они обозначают то, что являются наследниками русской культуры. То, что они крещены и проходили в школе творчество Пушкина, который является основателем русского литературного языка, и тоже был крещеным. Сама наша культура, и музыкальная, и поэтическая, и историческая - вся выросла на христианской почве. В связи с чем, такой человек опосредованно включен в христианскую систему ценностей. Речь идет не только о русских, но это и большинство наших евреев и татар, даже очень национально настроенные из них, не представляют, насколько они русские. Куда бы они ни приехали, их воспринимают, как русских.

В этом нет ничего плохого или обидного, это богатство. Причем, настолько уникальное богатство, что даже сами русские не могут его освоить. Например, послушаешь дикторов по телевидению или радио, понимаешь, что даже там элементарная безграмотность.

 

 

- Объясните парадокс: в наше время часто говорится, что причиной утраты религиозности в нашем обществе является послереволюционное семидесятилетнее выжигание веры, в то же время вера Христова выжила, несмотря на несколько веков жесточайшего уничтожения? А здесь за семьдесят лет почти вся страна атеистов?

 

- Во-первых, не то, что вся страна, а, наоборот, очень малая часть атеистов, их очень мало. В том и дело, что русский человек остается очень чувствующим мистику. Другое дело, что люди не знают многое о Нем, хотя некоторые уже узнают. Когда начальное образование было в руках Церкви, то все знали истины о Нем. Сейчас это неграмотные христиане, но они все равно остаются христианами.

 

- Спасибо, батюшка, нам пора прощаться.

 

- Всего доброго, до свидания. Напоминаю, что у нас с вами перерыв в общении: мы с отцом Александром уходим на лето, но намерены возобновить в начале осени. С Праздником Святой Троицы!

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать