Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

14 декабря 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители, дорогие братья и сестры. Мы с вами в передаче "Беседы с батюшкой", и, как обычно, в этот воскресный вечер у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер.

 

- Добрый вечер, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

 

- Вопрос:  "Слышала от нескольких священников, что те, кто по немощам, из-за тяжелого труда или по обстоятельствам не соблюдают пост, все равно должны каяться в этом. Каяться - значит, что в другой раз надо поступать иначе, но в силу немощи это невозможно. Тогда в чем каяться, и нужно ли?"

 

- Хотя мы и говорим "каяться", имеется в виду иное: надо исповедоваться в этом, чтобы священник мог определить, действительно ли таковы обстоятельства, или здесь леность, привычка не поститься или что-то иное. Поэтому правильнее было сказать о необходимости исповедовать этот грех, а священник по своей пастырской совести будет решать, допускать такого человека к Таинствам или дать некое вразумление. Здесь небольшая путаница в терминологии.

 

- Если у человека, например, инвалидность, и один священник дал ему послабление на пост, надо ли ему каждый раз исповедовать это?

 

- Тогда уже не имеет смысла. Представьте, что человек пришел к врачу, пожаловался на болезнь, ему прописали терапию, а на следующий день он приходит к другому врачу, и тот, не зная о предыдущем, дает ему две терапии. Такая доза будет не на пользу, а во вред.

 

- Поэтому получив разрешения от одного священника, уже не надо ходить за благословением к остальным?

 

- Конечно. Хотя есть и уставные послабления: кормящим, беременным, находящимся в военной службе, тюрьме, тяжелых работах, для путешествующих и так далее.

 

- Как определяется мера послабления поста: самим человеком или священнослужителем?

 

- Вообще-то, самим человеком, потому что это вопрос пустяковый. Если это ребенок до восьми лет, то за него решают папа и мама. Но для взрослого человека даже несолидно выяснять такие вопросы. Как можешь, так и постись. Если придешь в монастырь, там тебя спрашивать не будут, будешь есть то, что будет на братской трапезе. Так же не будешь заказывать меню в больнице. За тридцать пять лет надоело обсуждать кулинарию. Как будто угождение Богу - это ресторанная проблема.

 

- Вопрос телезрительницы: Молоденькая соседка с верхнего этажа, с которой я никогда не общалась, ворвалась ко мне в квартиру, оскорбила и ударила меня. Поскольку я православная христианка, то простила ее, не стала никуда обращаться. На исповеди батюшка сказал мне, что я должна пойти попросить у нее прощения, чтобы подойти к Причастию, но я никак не могу понять, за что мне  просить прощения в такой ситуации, если я уже простила ее?

 

- Батюшка решил дать Вам некое упражнение, которое всегда полезно для души.  Оно взято из описаний одного древнего монаха и использовалось у нас: в монастыре поссорились два брата, оба были неправы, и пошли жаловаться к игумену, а тот, чтобы научить их христианству, велел им идти и просить друг у друга прощения.

Прошло много времени, а Вы все так же возбуждены. Батюшка, видимо, не рассчитал Вашу духовную немощь и думает, что Вы сможете подставить другую щеку, а Вам такие задания давать еще рано, поэтому Вы и не понимаете.

 

- Суть не в справедливости, а в христианстве, человек же всегда хочет справедливости.

 

- Как сказал Ефрем Сирин, если бы Бог был справедлив, мы бы все были в аду. Мы ходим справедливости? Тогда все в ад - конкретно и быстро, сегодня же вечером.

 

- То есть, если ты хочешь стать христианином, забудь о справедливости?

 

- Откуда возьмется справедливость, если человек грешен?

 

– Например, мы учим детей быть благодарными родителям...

 

- Мы учим, чтобы они что-то запомнили и поступили по-христиански, а может быть, случится такое чудо, что они сами станут христианами, как мы. Тогда человек будет совершать поступки, исходя не из какой-то мнимой справедливости, но из того, что повелел Господь. Он же повелел: если тебя ударили в правую щеку, подставь другую. Что надо делать, когда на тебя нападает молодая соседка? Надо подставлять ей то одну, то другую щеку, пока у нее рука не устанет. Потом, как Тихон Задонский, упасть ей в ноги и сказать: прости, что я довела тебя до такого состояния. Ясно, что не все так могут. Это поступок уже совершившегося христианина, а все остальные - ученики.

 

- Насколько важно упасть в ноги тому, кто тебя обижает?

 

- Если ты хочешь поступить по-христиански, то это крайне желательно. Так делал святитель Тихон Задонский, который взял это у древних святых отцов.

 

- Вопрос телезрительницы из Подмосковья: Когда я молюсь или читаю Евангелие, то громко произношу слова, так как живу одна. Правильно ли я делаю, или надо читать про себя, а не вслух?

 

- Сколько я читал разных рекомендаций, никто не говорит о громком чтении, но рекомендуют читать вполголоса, чтобы не утомлять голос, да и слышимость у нас в домах большая.

 

- Вопрос: "Моя тетя уже двадцать лет состоит в секте "Свидетели Иеговы". Все попытки вернуть ее безуспешны, она считает, что мы, ее родственники, одержимы бесами, завидуем ее счастливой жизни, поэтому хотим вырвать ее из секты. Для чего Господь попускает, чтобы человека полностью и часто навсегда поглотило это зло?"

 

- Пути Господни неисповедимы, но Богу неугодно, чтобы человека поглотило пьянство, тюрьма, политическая деятельность или, например, коллекционирование монет. Тем более секта. Богу это неугодно, просто человек выбирает сам. Как сам выбирает, что ему есть, пить, учиться или балбесничать, работать или кантоваться, воровать или избегать дурных компаний. Человек сам все выбирает.

Человек выбрал секту и считает, что это счастье. Что мы можем сделать? Мы можем как-то повлиять на своих детей, и то, если они прислушаются к нам. А как повлиять на взрослого человека?

 

- Когда ребенок рвется в дурную компанию, родитель может просто не выпустить его из дома или постоянно контролировать, тем самым уменьшая и разрушая привязанность к этой компании.

 

- Этот метод полностью не сработает. Лучше поменяться место жительства, начать заниматься с ребенком. Например, сегодня ко мне пришли два симпатичных человека и рассказали, что друг их сына, которому 21 год, стал наркоманом. Я сразу спросил: наверное, папа с ним мало занимался. Выяснилось, что папа военный, и ему было некогда. Когда человеку 21 год, то, если он сам этого не захочет, ничего не сделаешь. Можно помочь бросить, можно предложить свою помощь, но ведь обычно человек счастлив, он сам выбрал свой путь.

Так же и здесь: человек считает, что завидуют его счастью. Ведь она надеется на лучшее, как в книге "Сторожевая башня" все нарядные, все улыбаются.

 

- Вопрос телезрительницы: У меня произошел инцидент с алтарником нашего храма, который чуть не закидал меня камнями, до этого я не знала, что он душевнобольной человек. Вызывали милицию, провели освидетельствование, но я хотела попросить настоятеля нашего храма, чтобы он не служил в алтаре, либо чтобы ему назначили какое-то наказание. Как Вы считаете, должны ему после такого происшествия  дать епитимию?

 

- Я понял и услышал Вас, но ведь я священник, а не судья. Если кто-то меня назначит, то я буду судить вас, проводить дознание и следствие, а сейчас я никто. В Писании сказано: не судите и не судимы будете. У Вас есть закон и пророки, есть Евангелие, сами и рассуждаете. Здесь я не судья ни душевнобольному человеку, ни настоятелю, потому что я не знаю всех обстоятельств дела. У батюшки могут быть свои соображения.

 

– Вопрос телезрительницы: Я спросила у батюшки,  но он сказал, что не может назначить епитимью, потому что это душевнобольной человек. Он после этого происшествия попал в больницу, его там лечили.

 

- Но разве больница - это не епитимья. Вы сами бывали в больнице, знаете. Значит, о нем позаботился Сам Господь.

 

– Вопрос телезрительницы: Значит, Вы советуете мне простить его и все?

 

Необязательно, можете и ненавидеть, это Ваше дело.

 

– Вопрос телезрительницы: Но ведь говорится, что Причастие не будет полноценным, если вы полностью не простите своих обидчиков?

 

- Причастие не может быть полноценным или неполноценным. Просто благодать, которая содержится в Святых Таинствах, не может быть усвоена человеку, который находится в обиде. Объясню почему. В молитве "Отче наш", которую нам оставил Сам Господь Иисус Христос, есть такие слова: "и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим". Если мы кому-то их не оставляем, значит, мы уже не христиане. А нехристианин не может причащаться. Поэтому человек, который находится в обиде, не является христианином. Если он при этом верует в Бога, то он оглашенный, но оглашенных мы не причащаем.

 

– Вопрос телезрительницы: Значит, мне нужно его простить?

 

- Ничего не нужно, это Ваша воля. Может быть, Вы не хотите быть христианкой, а Вы хотите справедливости. А христианство несправедливо. Христа распяли несправедливо, апостолу Павлу несправедливо отрубили голову, несправедливо распяли апостола Андрея и сняли кожу с апостола Фомы, апостола Петра прибили ко кресту вниз головой - тоже несправедливо... Серафима Саровского избили мужики и сделали горбатеньким на всю жизнь - несправедливо. Так что Вы не в ту религию попали, в невыгодную. У нас, как только обиделся, крест снимаешь, кладешь на полочку к иконам - и все, свободен.

 

– Вопрос телезрительницы: А как мне относиться к тому, что я буду слишком близко находиться с ним в храме?

 

- На это есть прямое указание Христа, Он сказал: молитесь за обижающих вас. Он Вас камнями закидал - ну и хорошо.

 

- А если в человеке будет страх повторения, что на него опять нападут?

 

- Можно встать за колонну или еще что-то придумать. Я бы ему что-нибудь подарил, ведь это у него был приступ, обострение.

 

- Вообще, при храмах частенько бывают такие убогие люди.

 

- А куда им деваться? Каждый человек может поступить при одной и той же ситуации поступать по-разному. И настоятель может поступить по-разному, ведь он исходит из собственного понимания.

 

- Вопрос "Как быть человеку, по мнению которого, его начальник поступил неправильно: сказать ли ему, написать или принять?"

 

– Опят же: вариантов может быть тысяча, лишь бы мотивы были христианские. Главное - мотив поступка, чем руководствуется человек. Словом Божиим? Или он непосредственно водим Святым Духом?

 

- Святитель Николай, водимый Святым Духом, дал Арию пощечину. Кто бы мог подумать, что такой поступок может быть угоден Богу?

 

- А Ананий и Сапфира, которых Святым Духом просто убило насмерть? А Илья пророк, зарезавший триста жрецов, сделал это разве не Святым Духом? Благодаря этому народ остался жив и в своей вере. Ведь жрецы были Вааловы, приносили в жертву живых младенцев, таких и надо было уничтожать. Либо испанские конкистадоры, которых обвиняют в уничтожении цивилизации инков. Но ведь это была сатанинская цивилизация, где приносилось по полмиллиона человеческих жертв, из живых вырезали сердце, на пики бросали.

 

- Вопрос телезрителя: В конце богослужения наш батюшка сказал: те, кто ходят в храм один раз в год, лучше совсем не ходите. Правильно ли это? Мне кажется, что нет.

 

- Это такой педагогический прием. Как сказала мне одна женщина: я редко хожу в храм. Тогда я предложил ей совсем не ходить, чтобы не мучиться. Но она возразила, что, наоборот, хочет ходить в храм чаще. Думаю, что батюшка сказал это из подобных соображений.

Представьте, что некий мальчик ходит в школу раз в году, чему его можно научить? Другое дело, если мальчик живет в далеком поселке в Якутии, и до ближайшего храма ему 750 верст, и вот раз в году, когда семья едет в отпуск, он приходит  и причащается. Тогда это замечательно. Обстоятельства бывают разные.

У нас сегодня вообще получился день осуждения и судов, правильно или неправильно. Иван Андреевич Крылов учил: чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя оборотиться? Зачем нам разбирать, что сказал батюшка. Лучше берите Евангелие, читайте и сравнивайте с ним свою жизнь.

 

- Вопрос телезрителя: Я обращался к другим батюшкам, и они говорят, что это неправильно. Один человек ходит один раз, другой два, чем чаще бывает человек, тем лучше, но говорить, что лучше совсем  не ходить, чем хоть раз - это неправильно.

 

- Евгений, Вы можете повторить то, что я Вам докладывал последние две с половиной минуты?

 

- Вопрос телезрителя: - Вы говорили про ребенка, который ходит в школу, приезжает за 700 километров в школу...

 

- В школу за 700 километров приезжает. Видите ли, Евгений, Вы ничего не услышали. Вы хотите осудить батюшку, так осуждайте. Я сказал Вам, что это пастырский прием, к которому я тоже иногда прибегаю.

 

- Вопрос: "Сравнительно недавно появилось слово "трудоголик". Некоторые батюшки говорят, что это грех, а в чем заключается грех?"

 

- Видимо, имеется в виду, что человек настолько много работает, что у него нет времени помолиться.

 

- То есть человек полностью посвятил свою жизнь какому-то земному делу?

 

- Это, конечно, неправильно и есть грех, потому что при любой занятости надо думать о душе.

 

- Из Вашего пастырского опыта скажите, насколько часто полезно для работающего человека бывать в храме и причащаться?

 

- Каждый день. Ведь работа бывает разной. Сидит человек дома и сочиняет стихи. Утром сходил в храм, причастился, пришел, позавтракал овсяной кашкой без масла и сел писать стихи. Книжки издает, на это живет.

 

- Но у нас не все поэты. Большинство людей пять дней в неделю отдают офисной работе.

 

- Но ведь есть еще шестой и седьмой дни, есть вечер. У меня такая работа, что я мог бы служить и причащаться каждый день, за редким исключением. А у другого человека работа другая.

 

- То есть хорошо человеку каждый день быть в церкви?

 

- А что плохого? У монахов как раз такая работа: среди дня послушание, а утром и вечером в церкви. Я бы сказал, что у них самое трудное дело на земле.

Разные обстоятельства у людей. То, что я рассказывал о якутском мальчике, который может бывать в церкви раз в году - и слава Богу. За все слава Богу. Для одного человека это правильно, а для другого то же самое неправильно.

 

- Вопрос "Может ли ангел воплотиться в человека?"

 

- Не может. Человек может стать ангелом, равноангельным. Даже некоторых людей изображают на иконах с крыльями, например, Иоанна Предтечу.

 

- Но тогда надо пожить, как Иоанн Предтеча.

 

- Разумеется.

 

- Вопрос "Что делать, если ни в ком не вижу ни друга, ни подругу?"

 

- Дружба требует большого труда, это душевная работа, так просто видеть невозможно. Летишь на самолете, смотришь на землю, а там в автомобилях люди едут - и что-то не вижу среди них друга. Надо спуститься к ним, помочь, надо заинтересовать в себе, чтобы было родство душ - это целое дело.

Но самое важное, чтобы твои дети были тебе друзья. Вот, в ком надо видеть друга, а  не надоедливое существо, которое надо куда-то сплавить.

 

- Вопрос телезрительницы из Украины: Можно ли Иисусову молитву петь, а не читать в уме. Когда я начинаю произносить ее, она сама переходит у меня в пение?

 

- Можно, особенно тем, кто гарно спивает на Украине, это вообще очень поющий народ. Хорошо и очень замечательно. Это уже красота.

 

- Вопрос: "Очень хочу, чтобы муж читал ребенку Библию, Евангелие, ходил бы с ним в храм, но он увлекся сериалами и компьютером. Чем можно его оторвать от этого?"

 

- Каждый человек решает свои семейные задачи с помощью Божией и творчески. У меня такого опыта нет, я ведь замужем не был. Бывает, что женщины жалуются, что муж увлекся компьютером, и я даже с таким мужем проводил работу - хватило на несколько лет, но сейчас опять проблемы. Но с этим мужем я знаком.

Аргументы бывают разные: и увещевание, и наказание, много и других, о которых говорит в Посланиях к Титу и к Тимофею апостол Павел.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Саратова: После кончины человека сразу заказывают сорокоуст, можно ли заказывать сорокоусты впоследствии?

 

- Можно. Обычно заказывают сорокоуст, потом на год, и каждый день в течение года поминают.

 

- Второй вопрос: В каких случаях писать записки об упокоении, а в каких панихиду?

 

- Панихида - это заупокойное богослужение, которое бывает после службы. А записка об упокоении подается на Литургию, на проскомидию. В некоторых храмах записки, которые читали на Литургии, все равно идут и на панихиду.

 

- Вопрос: "Мы с мужем разводимся из-за того, что один из нас стал верующим. Уважительная ли это причина для развода?"

 

- Если инициатор развода неверующая сторона, то для нее это уважительная причина, а для верующего человека - это неуважительная причина. Потому что она противоречит Священному Писанию, которое говорит о том, что если человек, с которым ты находишься в брачном союзе, согласен продолжать жительство с тобой, ты должен это продолжать.

 

- А если этот неверующий каждый день поносит твою веру, Бога, Церковь?

 

- Это неважно. Терпеть и показывать своим поведением, насколько вера лучше неверия.

 

- Человек хулит то, что для тебя свято, а ты служишь этому человеку?

 

- В этом высшая добродетель. В нашей жизни много разных неприятных вещей, и изменить их невозможно, например, погода или то, чем поливают дороги. Что с этим делать? Приходится смиряться и терпеть. На Филиппинах вот, например, тайфун, и миллион человек уехал из домов, их приютили в казенном жилье. Миллион! Но что делать? Ничего не поделаешь.

 

- Вопрос телезрительницы: Мне седьмой десяток, я готовилась к монашескому постригу, но батюшку, у которого я исповедовалась, консультировалась, перевели в другой город. Но я без него дышать не могу, что мне делать, как мне поступить?

 

- Бывает, что люди переезжают на другое место, даже меняют страну пребывания, а некоторые даже, представьте, умирают. Вот у нас на приходе был Андрей, который очень много сделал для нашего храма, но не дожил до 50 лет и умер. И я о нем горюю, молюсь об упокоении его души, но что сделаешь?

Вам бы я посоветовал так: раз Вы любите батюшку, молитесь о его здравии, крепости, долголетии, чтобы он на новом месте так же хорошо послужил людям, как и в вашем храме.

 

- Я думала, что могла бы как-то помочь ему, у него дети.

 

- Самое простое - послать ему денежный перевод для обустройства на новом месте. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, деньги - это замечательная вещь, с их помощью можно сделать очень много добра.

 

- Некоторые прихожане хотят бороться за своего батюшку, писать епископу, собирают подписи.

 

- Не знаю ни одного случая, где эта борьба увенчалась хоть каким-то успехом. Потому что всякий перевод имеет свои важные соображения. Тем более, если священник хороший, к этому должны быть какие-то основания.

Женщина, которая только что звонила, разве это она рукоположила этого священника, родила его, выучила? Нет. Он принадлежит Церкви, а Церковь управляется епископом, и так устроено Самим Христом Богом. Ради пользы Церкви. Ведь это тоже Промысел Божий.

 

- Смотришь порой: великий Варсонофий Оптинский, а умер вне Оптиной пустыни. Паисий Святогорец столько лет прожил на Афоне, а умер вне его.

 

- Величайший пророк Моисей вывел народ в землю обетованную, а сам не дошел. Почему? У Бога были свои соображения, чтобы не сделали из него идола.

 

- Вопрос "Мой родственник долгое время страдал от алкоголизма, делал неоднократные попытки избавиться от недуга, но безуспешно. Несколько раз попадал в больницу с белой горячкой, сознание его основательно помутилось. Во время последнего приступа покончил жизнь самоубийством. Можно ли считать это самоубийство, совершенным в состоянии помешательства и молиться за него, как за церковного человека?"

 

- Как за церковного нельзя, потому что человек, умерший в результате алкоголизма, даже не отпевается. Молиться можно самому. Кто это может запретить?

Алкоголизм и есть самоубийство, но совершаемое в течение длительного времени.

 

- Даже если человек был крещен, он не отпевается?

 

- То, что он был крещен, еще ничего не значит. Аще верует и крестится, спасен будет. Сколько крещеных людей верует неизвестно во что. Известно, что человек ищет, где лучше, так же, как рыба, где глубже.

 

- Спасибо, батюшка, за Ваши ответы. Пора нам прощаться.

 

- Всего доброго. До свидания. Спасибо за ваши вопросы.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать