Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

9 ноября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. 

 

- Здравствуйте, дорогие братья и сестры. В прямом эфире программа "Беседы с батюшкой". Сегодня у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер.

 

- Добрый вечер, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

 

- Вопрос с сайта: "В чем причина человеческой ненависти, и чем можно угасить ненависть в людях?"

 

- Причина в том, что человек пал, и в своем падении он отвернулся от Бога. Все это произошло по наущению дьявола, который есть источник этой ненависти.

 

- То есть отворачиваясь от Бога, человек поворачивается к дьяволу? Но люди, часто говорят, что они ни с тем, ни с другим, говорят: «я сам по себе».

 

- Это одна из иллюзий, внушенных дьяволом человеку.

 

- Ладно, человек отвернулся от Бога, но почему в нем ненависть?

 

- Кидаем камешек вверх - он летит. Потом остановился на секундочку и начинает падать вниз, причем скорость падения все больше и больше. Так же и здесь. Сначала последствия могут быть даже незаметны, но потом человек приходит к ненависти.

 

- То есть это неизбежное следствие отпадения от Бога? Отпав от Бога, человек рано или поздно придет в состояние ненависти?

 

- Разумеется. Мы видим это во всех революциях, в действиях на Украине. Заведомо позиция так называемого Киевского Патриархата не просто не христианская, но противозаконная, какая угодно, но никак не связана ни с канонической, ни с юридической жизнью Церкви, ни с чем. Просто злобный произвол. Это постоянно наблюдается в жизни людей.

 

- А каким образом можно угасить эту ненависть в людях извне?

 

- Извне - только изоляция. Если индивидуум проявляет злобу, его изолируют в колонию общего режима, а если очень буйный - строгого режима. Если их очень много, тогда война, потому что не бывает так, чтобы ненависть вдруг остановилась в развитии. Этот пожар требует все большего и большего.

 

- Любовь может оставить ненависть в человеке или нескольких людях?

 

- Такие случаи, конечно, бывают, когда ненависть одного человека направлена на тебя одного. Ты можешь, как преподобный Серафим или Господь наш Иисус Христос, добровольно принять на себя страдания. Как сотник, который копьем пронзил тело Иисуса, и это привело его к покаянию, но такой ценой.

Когда это касается целого народа, то в случае если будешь сидеть сложа руки, это уже будет не по-христиански: ты отдаешь невинных на растерзание.

- Разумеется. Мы видим это во всех революциях, в действиях на Украине. Заведомо позиция так называемого Киевского Патриархата не просто не христианская, но противозаконная, какая угодно, но никак не связана ни с канонической, ни с юридической жизнью Церкви, ни с чем. Просто злобный произвол. Это постоянно наблюдается в жизни людей.

 

- Вопрос: "В последнее время неприятности следуют одна за другой: на работе, дома, со здоровьем. Хожу в храм, молюсь, раз в две недели причащаюсь, стараюсь жить по-христиански. В чем причина того, что происходит?"

 

- Причина в том, что человек не понимает, что такое христианство. Думает, что хождение в храм подобного хождению на обследование в платную клинику. Христа распяли, распяли апостола Андрея и апостола Петра. Все святые болели, даже сам апостол Павел. А человек хочет, ходя "на профилактику" в храм, не болеть. Причем, вопреки словам Христа "в мире скорбны будете". Человеку надо тогда выбирать другую веру, раз он думает, что христианство дает ему безопасность от всяких невзгод. Ничего подобного. Наоборот: если хочешь жить благочестиво, неизбежно будешь гоним. Другого на нашей грешной земле просто не бывает.

 

- То есть принимая христианство, человек подписывается под тем, что он согласен на это?

 

- Если это происходит сознательно. Но большинство людей принимает христианство несознательно. Внуков крестят и венчаются из собственных соображений, далеких, а порой противоположных христианству. В этом большая проблема. Человек в обиде, потому что исповедует вовсе не Христову веру. Если бы Христос сказал: ходи в храм, соблюдай среду и пятницу, и у тебя все будет хорошо: не будет болеть голова, давление будет в норме, жена кроткая, дети послушные. Ведь этого нигде не сказано. На каком основании это сочиняет человек?

 

- Часто спрашивают "за что мне это?"

 

- Это не за что. Это жизнь. Для христианина другой жизни не бывает: от скорби к болезни, от болезни к скорби.

 

- Пока не научишься терпеть?

 

- Терпеть - это уже следствие. Надо понять: зачем Христос приходил на землю. Надо вчитываться в Его слова, стараться усвоить их. Не просто механически повторять на исповеди грехи, но понимать.

 

- Вопрос телезрителя: С детства замечаю за собой слепое повиновение людям, которых я считаю лучше себя или более образованным. Вкупе с этим качеством идет доверие, и чаще всего пустым обещаниям, нередко этим пользуются, что приводит к обманам и серьезным юридическим последствиям для меня. Пятнадцать лет хожу в храм, многое за это время изменилось к лучшему, но в решении этого вопроса прогресс малый. После каждой ошибки понимаю, что нарушаю заповедь "не сотвори себе кумира" и поступаю неправильно, но всякий раз наступаю на те же грабли. Попадая под чужое влияние, не замечаю этого и того, что меня обманывают. От этого качества страдаю не только я, но и вся моя семья и дело, которым я занимаюсь. Большинство проблем в моей жизни связано с этим качеством. Подскажите, пожалуйста, как мне избавиться от этой страсти?

 

- Вы, собственно, уже избавились. Вы все прекрасно понимаете, осталось только одно: надо трезво смотреть на жизнь, а веровать в одного Единого Бога и не надеяться на князи и сыны человеческие, в них же несть спасения.

 

- Проявляя недоверие к человеку, не судим ли мы его тем самым?

 

- Мы живем в XXI веке, проявлять доверие - это безумие. Не та эпоха. Сто лет тому назад люди не запирали дверь. В некоторых странах, я это видел, люди не закрывают автомобиль, оставляют у дома, а сами уезжают в другую страну. Возвращаются - автомобиль на месте.

Если ситуация такова, что тебя постоянно обманывают, и это приводит к юридическим последствиям в ущерб семье. Кто ты после этого? Вредитель собственной семье. Если ты пишешь доверенность у нотариуса, тебя просят написать собственной рукой и поставить подпись. Это о чем говорит? Никакого доверия никому нет.

Например, молодая девушка выходит замуж, все доверяет, а рождается больной ребенок, и муж, не попрощавшись, уходит. Вот до какой степени уже дошло.

Конечно, попадаются люди честные, но именно попадаются. И чтобы в этом убедиться, надо очень долго убеждаться.

Если у тебя просят денег, то обычно это не для того чтобы их потом отдать. Каждый день в храм приходят люди и просят денег на то или другое со словами "я обязательно верну". Но ни разу за тридцать пять лет ни один человек ничего не вернул. Ни одного раза. Давать надо столько, сколько не жалко. Ты даешь, зная, что все это неправда, и деньги никогда не вернутся.

 

- "Просящему у тебя дай, и желающего занять у тебя не отвращайся".

 

- Может быть, человек есть хочет, даешь на еду. Пять тысяч рублей при экономном отношении может хватить на две-три недели. Но некоторые от водки становятся столь забывчивыми, что приходят уже на следующий день, забыв, что вчера просили на билет в Воркуту.

 

- В Неделю о Страшном Суде читается Евангелие о том, как Господь говорит о милосердии и немилосердии, а в другом месте читаем "терпением спасайте души ваши". Почему терпением, а не милосердием?

 

- Когда человек достиг милосердия, он уже спасен. Прийти к этому можно через терпение, потому что терпение - это начало умягчения сердца.

 

- То есть милосердия без предварительного терпения не бывает?

 

- Нет. Потому что самое главное милосердие, которое можно проявить к другому, - это потерпеть его. Пришел к тебе человек, бровки у него домиком, рожа лживая, пахнет одеколоном и начинает рассказывать неинтересные трафаретные истории. Обличать его бесполезно: он все понимает, и я все понимаю. Потерпеть его надо: есть такое явление, и надо на него как-то реагировать.

 

- Вопрос телезрительницы: Мне 50 лет и я одинока, как найти утешение?

 

- Одни люди стремятся к одиночеству, другие к общению. Если Вы хотите избавиться от одиночества, надо стать нужной людям. Можно начать со своего подъезда. Обойти все этажи и спросить, не нужно ли кому-то помощь: могу с детьми посидеть, могу купить что-то в магазине, могу денег дать. У нас в храме, например, уборщица нужна. Приходите, вокруг вас сразу будет столько народу, даже будете изнемогать от количества людей. Пятьдесят лет - это еще немного, можно взять под опеку сиротку - замените ей маму.

 

- Вопрос: В передаче на православном канале услышала, как Вы, отец Дмитрий, сказали, что знаете, что нужно делать, чтобы муж вернулся. Хотелось бы узнать об этом подробнее.

 

- Это строго индивидуально. Общих советов здесь не бывает. Все больше случаев, когда просто хочется молиться, чтобы муж не вернулся, и можно только поздравить человека.

 

- Вопрос телезрительницы: Если человек один-два раза в месяц употребляет спиртное в умеренных дозах, надо ли исповедовать это как грех пьянства на исповеди?

 

- Если это Вы, то нужно. Поскольку раз Вы решили об этом спросить, значит, Вас уже мучает совесть, а это, в свою очередь, показывает, что для Вас это является грехом пьянства.

 

- А если хочется дать совет другому: мол, погибаешь, надо идти каяться.

 

- Все эти советы кончаются одним и тем же. Есть масса примеров.

 

- Вопрос: Когда принуждение к молитве перерастет в потребность, без которой он уже не может жить?

 

- У одних через неделю, у других через сорок лет.

 

- Некоторые пишут: Батюшка, Вы мне дали совет помолиться, я помолился и тут же избавился от какой-то страсти.

 

- Бывает.

 

- А другой говорит: молюсь и молюсь, уже сорок лет, а воз и ныне там.

 

- Молиться мало. Род сей изгоняется молитвой и постом. Обязательно надо воздерживаться от греха. Бог за человека делать не будет, Он должен видеть усилие самого человека. И тогда обязательно умножит эти усилия, потому что сам человек не может победить ни один грех.

 

- Вопрос: Возможно ли в молодом возрасте достигнуть хотя бы первой заповеди блаженства, или на это нужны годы?

 

- Невозможно или возможно, но я таких не встречал. Не представляю, как молодому человеку можно понять, что такое "нищета духовная".

 

- Вопрос телезрительницы: Как жить по воле Божией и с Богом в сердце?

 

- Нет ничего проще: надо наизусть выучить Евангелие и следовать тому, что говорит Господь и апостолы. Потому что воля Божия изложена в Евангелии. Когда выучишь Евангелие наизусть, слово Божие будет жить в сердце и будет толковаться само по мере продвижения человека в жизни.

 

- Нередко бывает, что человек хорошо знает Евангелие, но понимает его с точностью наоборот.

 

- Читать Толкование никогда не повредит. Но боюсь, что если сразу сказать, что еще и Толкование читать, человек не возьмется никогда. Все-таки люди простые читали Евангелие и как-то просвещались.

 

- Обычно священник в церкви токовал Евангелие для простых людей, которые не умели читать.

 

- Раньше ничто не мешало восприятию Евангелия: люди были более совестливыми, были понятия чести, достоинства, что можно и что нельзя. У современного человека лишь "хочу" и "не хочу". Это совсем другое дело.

 

- Вопрос: Как я поняла из православной литературы, человек после смерти получает ад или рай, в соответствии со своим душевным устроением. Научился любить - рай, не научился - ад.  Но ведь люди находятся в разных условиях: один родился у мудрых, любящих родителей, и они научили его любви, а другой - инвалид, которого бросили в роддоме, всю жизнь провел среди безразличных к нему людей. Как же ему обрести любовь? Таким людям почти невозможно научиться любить, а значит, их душевное устроение не будет соответствовать раю.

 

- Мы можем конструировать самые разные схемы. Тем не менее если у человека есть стремление к свету, правде, истине, ко Христу, он все равно выйдет на эту дорогу.

Действительно, условия у всех разные, и в Церковном Предании много об этом говорится. В одном жизнеописании сказано, как один христианин пришел на рынок и увидел, что на рынке продаются две девочки. У него хватило денег, чтобы выкупить лишь одну. Он выкупил ее, чтобы воспитать ее в благочестии, а другую купил человек для публичного дома. Понятно, что суд Божий для этих двух девочек будет разным. Поэтому и говорит Господь: не судите, и не судимы будете.

Мы принципиально не можем знать жизнь другого человека, но лишь по поверхности. Тем более не можем знать суд Божий над этим человеком.

 

- Вопрос телезрительницы: Мое увлечение - вышивка крестиком, а мама меня ругает, когда я занимаюсь этим в воскресение, в субботу вечером, на Святки или на Светлой седмице. Говорит, что это работа, и нельзя этим заниматься. Но я не считаю это работой, для меня это отвлечение: год назад у меня умер сын.

 

- Заниматься каким-то делом вместо богослужения не следует. Если же мы вернулись со службы, то убраться в квартире в субботу вечером, чтобы не оставлять на следующий день, в этом нет ничего плохого.

Сто-двести лет назад было иначе, особенно в том, что касается крестьянского труда. Говорили, что один день кормит год. Например, не заготовишь вовремя сено, скотина весь год будет голодной. Поэтому крестьяне пренебрегали, а священники внушали народу, что нехорошо вместо храма в поле идти. Но если пришел из храма, то и вороши себе сено. Когда человек отдает предпочтение труду перед церковным благочестием - это неправильно.

 

- Вопрос: Можно ли и нужно ли молиться за своих нерожденных вследствие аборта детей. Какова их судьба, и как им помочь?

 

- Однажды Христос сказал:

- Дщери иерусалимские, не плачьте обо Мне, а плачьте о себе и чадах ваших.

Прежде всего, надо помочь себе, а невинно убиенные родственниками дети не страдают. Молиться о нерожденных младенцах надо в общей форме: как за невинно убиенных.

 

- Вопрос: "Обсуждать других людей, сплетничать - все это противно христианской жизни и в принципе неприятно мне. Но если не поддерживать такие разговоры, оказываешься вне коллектива: сотрудники воспринимают тебя, как надменного человека. Как выйти из этой противоречивой ситуации?

 

- Пусть сотрудники думают, как хотят. Бывают, люди словоохотливые, а бывают молчаливо-надменные. А если весь коллектив обворовывает хозяина, а человек не хочет, он тоже противопоставляет себя коллективу? Тогда что человек делать должен? Есть заповедь "не укради".

 

- Вот и пытаются как-то обойти эту заповедь.

 

- Это вопрос не ко мне, а для Страшного Суда, там будет видно, что важнее: коллектив, противопоставление или что-то другое.

 

- Вопрос телезрительницы: Уже три года я посещаю храм, молюсь утром и вечером, но ни разу не получалось молиться внимательно и не рассеянно, мысль постоянно уходит. Знаю, что это оскорбление Богу, но ничего не могу поделать. Посоветуйте, как мне быть?

 

- Надо всю жизнь стараться, но твердо знать, что если мы и достигнем сосредоточенной молитвы, то лишь на какие-то мгновения. Не рассеиваются на молитве лишь одни ангелы. Молясь три года, наивно что-то ожидать. Это все равно, что требовать от трехлетнего ребенка, чтобы он писал каллиграфическим почерком и без ошибок.

 

- В этом случае человек может лишь уменьшить степень рассеянности?

 

- Да, и то лишь по милости Божией. Надо вкладывать ум в слова молитвы.

 

- Вопрос: "Как понимать притчу о ветхой одежде и заплате из новой ткани?".

 

- Под ветхой одеждой подразумевается Ветхий Завет, а новые заплаты - Новый Завет. Заплата должна по своему качеству соответствовать ткани, иначе она отвалится, потому что сокращение и сминание будут происходить в тканях по-разному, и нитки, которыми она была пришита, разойдутся. Так же и здесь.

Сознание большинства людей механически-фарисейское: я в храм хожу, а Ты мне за это сделай то-то и то-то. Это означает, что человек не понимает, что такое христианство. К ветхой одежде его души попытались приставить заплату от Нового Завета, поэтому ничего не получается: человек приходит в состояние, которое именуется "раздрай". Эта заплата отлетает, а дырка становится больше.

Что делать? Надо понять, в чем состоит Новый Завет. Господь говорит, что Он не пришел нарушить, но наполнить иным содержанием. Большинство людей пытаются из новозаветной жизни вновь сделать ветхозаветную: человек приходит на исповедь и говорит о том, что он кушал молочко. Человек думает, что Богу угодно, чтобы он не кушал молочка, а ему уже 85 лет. Когда его учить христианству, если он до сих пор не вышел из Ветхого Завета. Надо поститься в среду и пятницу, но это не предмет для покаяния.

 

- И как быть с человеком 85 лет?

 

- Оставить на волю Божию. Бог Сам знает, как с ним быть.

 

- Говоришь: пей молоко. Она: я же нарушаю, мне потом опять приходить в этом каяться. Такой замкнутый круг.

 

- Человек думал, что это такая игра в покаяние и в Новый Завет. Ведь Христос вообще не учил про молочко. Представьте, что Христос Сын Божий пролил Свою кровь на кресте, чтобы люди по пятницам не пили молочка. Как-то по важности одно другому не соответствует.

 

- Вопрос телезрительницей: Я удочерила девочку, но это такая личная проблема. Говорить ли мне ребенку, что я удочерила ее? Вдруг она узнает?

 

- Нет, не надо говорить. Даже если бы она узнала, я ей сказал:

- Это не так, ты моя родная, любимая.

Дело в том, что это американская мода: там ребенок, пока вырастает, он меняет пять-семь семей, поэтому ему с самого начала говорят, что он усыновленный. Наша советская система была более гуманна: людям даже давали новую квартиру, чтобы они могли переехать, и никто бы не узнал, что ребенок сирота. Воспитание в таком случае идет гораздо легче.

Если ребенок знает, что он не родной, для него это лишний аргумент для издевательства над родителями. В определенном возрасте дети склонны к такой манипуляции. Это травма и для ребенка, и для родителей.

 

- Вопрос: Мне 30 лет, я не замужем, и не была - полная неустроенность жизни. Недавно прочитала у Паисия Святогорца, что эти проблемы из-за отсутствия благословения матери или даже ее невольного проклятия. Отношения с матерью, действительно, не складывались с детства: она меня просто ненавидела, все время кричала, унижала, часто ходит по гадалкам и астрологам. Не знаю даже, как ей объяснить про родительское благословение. Что мне делать, чтобы наладить свою жизнь?

 

- Господь сказал: благословляйте проклинающих вас. Поэтому надо удалиться от такой мамы на почтительное расстояние, издали оказывая ей знаки всяческого внимания. Но без ущерба для дальнейшей жизни. От такой мамы это будет антиблагословение.

Неустроенность телезрительницы от неустройства нашего мира: у нас в Европе институт выдачи замуж девиц разрушен, его нет. Родители сошли с ума и пошли по гадалкам. Раз человек ходит к ним, значит, просто не способен устанавливать причинно-следственные связи, и ему можно внушить, что угодно. Зачем брать благословение у психически больного человека. Ведь старец Паисий об этом не знал.

Мы живем в таком мире, который очень быстрыми шагами идет к своему завершению: это касается и воздуха, и воды, и продуктов питания, и человеческих отношений, и воспитания детей. Узнав, что делают с детьми в Европе, заставит любого русского человека взяться за автомат, кроме журналистов, которые прославляют за деньги западный образ жизни. Но там начались серьезные волнения, поскольку все благополучие Запада было за счет ограбления африканского континента, стран Азии. Там люди тоже кое-что поняли, но они в тупике, поскольку будет катастрофически снижаться уровень жизни. Если мы, русские люди, к этому привыкли, для них это просто трагедия. Насколько у нас выросла цена на бензин, а у нас и полтора человека на улицы не вышло. На Западе уже бастуют целыми отраслями, потому что их бог - это деньги. А со своими детьми позволяют выделывать такое, что лучше умирать с голоду, чем терпеть, как государство вмешивается в семью.

 

- Это что - массовое безумие?

 

- Да, это осатанение целых народов. Бывшие христианские народы реально осатанели. В медицине это называется массовый психоз. Мы это уже наблюдали в Германии в 30-х годах, и раньше в нашей стране: когда люди, которые всю жизнь ходили в этот храм, выносят из него иконы, жгут, стреляют священников. Или, как показал в своем фильме Никита Сергеевич Михалков, как топят отборных русских мужиков. А сколько утопили священства, монахов, сколько над ними издевались. Поэтому это было осатанение.

 

- Человек - существо разумное, образованное.

 

- Но страсти одинаково мучают и разумного, и образованного.

 

- Ладно, когда это касается чужого добра, чужих детей, но когда это касается собственных детей, которых отдают в систему уничтожения?

 

- Сколько уже случаев, когда десятилетиями насилуют не  только чужих, но своих собственных детей, и мамаши это знают.

 

- Лучше на эту тему вообще не говорить.

 

- Страшно, но это есть, и эти сведения доходят и до нас.

 

- И при этом никто ничего там не пытается делать?

 

- Я не знаю. Мы же не изучаем этого.

 

- Рано или поздно все, что там зародилось, перекочует к нам.

 

- Не только кочует, но внедряется, потому что среди наших людей, принимающих решения, есть люди, готовые взять деньги, чтобы продавливать эти сатанинские вещи. Потому что для них деньги - это все. А где их взять?

 

- Господи, помилуй! Батюшка, давайте закончим.

 

- Давай. Всего доброго. До свидания. Избави нас от этого, Господи!

- Спасибо, батюшка. Всего доброго.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать