Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 8 сентября

9 сентября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир 8 сентября

 

Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы с вами после летнего перерыва вновь на программе «Беседы с батюшкой» и у нас в прямом эфире, как обычно в воскресенье вечером, протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер.

Добрый вечер. Всех Наталий и Андрианов поздравляю с Днем Ангела. Сегодня у нас в храме было много именинников. Я до сих пор под впечатлением от нынешней службы. Спаси всех Господи.

По милости Божией мы вновь начинаем цикл наших передач и по-прежнему ждем ваших вопросов и будем отвечать на те из них, которые пришли за летний период.

Первый вопрос как раз связан с сегодняшним днем памяти двух мучеников – Андриана и Наталии. В этой семье Наталья была первой, она привела своего мужа ко Христу, она укрепила его в исповедании веры, она не дала ему отречься от Него перед грядущими мучениями.

 

Почему женщины в таких серьезных испытаниях, когда обычно мужчины проявляют такую твердость духа, часто оказываются выше, чем мужчины?

Трудно сказать, часто это или нет. В наше время это определенно чаще. В те древние времена наоборот, этот случай был настолько редок, уникален, что он стал повсеместно известен.

Истории Церкви известны случаи, года женщина проявляла такую активность равноапостольную: равноапостольная Нина, просветительница Грузии, равноапостольная Мария-Магдалина, наша русская святая великая княгиня Ольга, затем праведная Нона, мать святителя Григория Богослова. Благодаря примеру праведной Ноны, их отец, языческий жрец, обратился и стал православным епископом, в этом ее огромное влияние. Каждый человек, его душа, как заметил Тертуллиан, по природе своей христианка. Когда человек живет в языческом мире и вдруг сталкивается с истинным христианином, эта встреча действует на него, можно сказать, сногсшибательно, так как ранее человек не встречался с такими отношениями.

Я разговаривал с одним моим другом американцем, он говорит, что у американцев отношения друг с другом такие денежно-юридические, т.е. это всегда имеется ввиду. Все улыбки, которыми хвалится Америка, это просто одна из форм поведения. Улыбки, как затвор современного фотоаппарата: туда-сюда, включил-выключил… Но чуть что, сразу адвокат, сосед на соседа, и это мгновенно. Просто договориться встречается реже и реже.

Мой друг сказал, что при появлении в коллективе русского или даже индуса,  его поведение с остальными людьми для американцев необычно – за спиной не маячит тень адвоката…

Или русский человек в Германии зовет к себе гостей в день рождения, всех угощает. Немцы ошеломлены таким поведением, многим это нравится, они начинают звать к себе в гости и угощать, хотя до этого празднование всегда было в кафе, и каждый платил сам за себя.

А у нас, у русских, как – сам за себя?

Или допустим, юноша приглашает девушку куда-либо вкусно поесть. Чтобы платили пополам она и он? У нас это как-то не принято. Если денег нет, накопи, а потом приглашай девушку.

А там это сплошь и рядом. Даже если девушка нравится, и у молодого человека на нее планы, то все денежки  врозь.

Возникают совершенно другие отношения, которые людям нравятся, но у них так не принято, всё давно уже денежно - юридически.

Поэтому, конечно, пример супруги, такой христианский, несомненно очень сильно влиял, ведь вся атмосфера того общества, отношения между людьми были основаны на таком густопсовом язычестве, что является мерзостью перед Богом, так как любое язычество в своем развитии приводит к человеческим жертвоприношениям. Т.е., если мы находимся в середине какого-либо культа и проследим его, то увидим, что он обязательно приведет к жертвам именно человеческим. Конечно, все это вещи отвратительные.

И вдруг – самопожертвование, готовность уступить, простить. Это действует на людей ошеломляюще. Человек понимает, что это нравственно выше, и душа (повторюсь, по природе христианка), она как бы узнает себя в этом и видит – это прекрасно. И конечно, каждый хочет приблизиться к этой прекрасной жизни, отсюда и такое воздействие.

Ну а потом, ведь встречаются женщины с мужской психикой, и они вполне могут быть лидерами.

 

Любовь в первохристианской общине, как она описывается в деяниях апостолов, просто ошеломляла всех окружающих.

Да, конечно ошеломляла, они её не встречали и это было совершенно заразительно. Когда современные люди приходят в храм, а на них набрасываются «православные ведьмы», это отвращает людей ох храма. Ведь люди ожидают чего-то другого, а сталкиваются с «ведьмами», которые готовы клюкой тыкать между лопаток, что-то бормотать несуразное, предъявлять претензии и т.д. Они играют отрицательную роль, ведь человек идет в храм в благоговейном ожидании, а ему сразу ушат помоев: не так одет, не так ты размалеван, это у тебя не так… Они прямо-таки ждут, как охотники, как хищники, выполняя роль бесов. Да они и есть бесноватые, потому как подобная одержимость, желание учить – это, конечно, одна из форм беснования и, конечно, она оказывает совершенно противоположное действие на человека.

 

Звонок от Юрия: Отец Дмитрий, расскажите про тех святых людей, которые встречались в жизни лично Вам. Поразил Ваш рассказ о христианке, любившей помогать больным и этим жившей. Можете ли еще нам что-нибудь поведать?

Один священник, отец Владимир, он живет в Лондоне, выполняет там послушание, служит в соборе Русской Зарубежной Церкви, снимает фильм об отце Таврионе.

Когда мне было лет 20, я ездил к о. Тавриону, как ездило очень много православной молодежи из Санкт-Петербурга и Москвы. Тогда батюшка служил в таком «филиале» женского Рижского монастыря в г. Елгаве, небольшом лесном монастыре, и был в нем и духовником, и священником. Туда и приезжали паломники.

Вот был такой святой человек.

Отец Владимир у меня кое-что спрашивал об о. Таврионе и то, что я помню, я с удовольствием рассказал. Если мне пришлют эту запись, как обещали, я собираюсь опубликовать ее в своем мультиблоге, чтобы каждый мог послушать. Для меня дороги эти воспоминания.

 

Батюшка, а чем поразил Вас этот человек? Почему Вы так тепло о нем вспоминаете?

Чем поразил, и не только меня одного… Я рассказывал, что возил туда многих друзей, которые искали истину, но не находили человека, и меня в том числе, который мог бы им ее показать. И я возил их к о. Тавриону, чтобы показать им воплощенное Евангелие и настоящего христианина. Отец Таврион был настоящий святой. Он пока не прославлен, а может быть, и не будет прославлен, для меня это совершенно не важно. Он исповедник, он за свою веру более десяти лет сидел в различных лагерях.

В древней Церкви, если исповедник возвращался из ссылок, тюрем, но не был священником, ему давалась власть от Церкви «вязать и решить». Его слово, слово исповедника, который страдал, но не был умерщвлен, еще в те древние времена очень многое значило для Церкви.

Отец Таврион такой же живой человек, замечательный проповедник Евангелия. Он всегда во время службы говорил не менее двух проповедей. Из него любовь не сочилась, а изливалась таким Ниагарским водопадом…Человек, который у него хоть раз побывал, он возвращался к нему, еще в поезде он становился христианином, очень быстро дозревал. Именно поэтому, когда я ехал к о. Тавриону, я обязательно с собой кого-нибудь брал. И конечно, эффект от воздействия его облика был такой мощный, какого я больше уже не встречал, такой ниагарской мощности. Вот такой замечательный был подвижник – архимандрит Таврион.

 

Звонок от Анатолия, православного христианина: Я хожу в церковь, утром молюсь, вечером молюсь. Грехов у меня никаких нет, и на исповедь я не пойду – в чем мне исповедоваться? Можно ли причащаться без исповеди?

Анатолий, я попрошу Вас прислать свою фотографию, вставлю ее в рамку и помещу вместе с иконами, раз Вы такой святой и безгрешный человек. Буду молиться на Ваше изображение. Как Вам такое предложение? А может быть, Вы, Анатолий,  пошлете фотографию в Священный Синод, чтобы Вас там поскорей причислили бы к лику святых, чего же время зря терять? Тут может быть два варианта: если Вы правы и Вы святой, тогда надо оповестить об этом весь мир; второй вариант – Вы находитесь в прелести, т.е. в некотором обольщении, когда человек о себе думает то, чем он не является. Ваша фраза «у меня нет грехов», она, к сожалению, противоречит Святому Писанию, которое говорит, что без греха только один Бог. А если человек говорит, что не имеет грехов, значит, либо он жулик, либо он в прелести. Прелесть его заключается в том, что он грехов не видит. Поэтому даю Вам бесплатный совет: Вы помолитесь Богу, чтобы он открыл Вам Ваши грехи; а потом, если у Вас есть жена, можете спросить её, может быть, она Вам подскажет. Родной человек обязательно со стороны что-то такое видит, чего Вам не видно. Понимаете? А то, что ходите в храм, молитесь, это очень хорошо.

 

Есть такие выражения: «Сколько времени в храме проведешь, столько в Раю пробудешь» и «В храме тряпкой махнешь, свой род спасешь». Имеет ли значение для будущей жизни количество времени, проведенного в храме, послушание в храме, его уборка?

Когда я только начинал свое служение, у нас в храме служила женщина Марфа Власиевна, замечательная женщина, я ее помню, очень люблю, она уже давно отошла ко Господу, и от нее я впервые услышал такое выражение «сколько в церковь походишь, столько в Царствии Небесном и побудешь». Конечно, это народная поговорка, которая просто отражает пользу того, что человек получает в храме. Но только ходить в церковь недостаточно, совсем недостаточно. Церковь – это есть школа. И больница. И, как Церковь сама себя величает в обращении на исповеди, лечебница. Для того, чтобы стать христианином, сподобиться спасения, необходимо очень многое, о чем Вы можете узнать, читая книгу Закона Божьего. Есть разные книги, потолще и потоньше, для школьников, для воскресных школ. Приобретите себе Закон Божий и начинайте читать, тогда с этим вопросом разберетесь. И конечно, нужно знать Евангелие, чтобы знать волю Божию, чего Он от нас хочет. Тогда Вам не понадобиться строить свою духовную жизнь на подобных народных высказываниях, так как народные высказывания бывают разные, очень оригинальные. Мне, например, нравится вот это «Пусть работает трактор, он железный». Очень остроумно. Но ведь это  же не соответствует истине, потому что «Бог труды любит» - это тоже народное выказывание, более правильное. Иногда народные высказывания содержат очень меткие замечания, а иногда  шутливые. На них строить духовную жизнь нельзя. Свою духовную жизнь нужно строить на Священном Писании.

 

Одна женщина пришла в смущение. Говорит, душа рвется в храм, но семейная жизнь требует присутствия дома, с детьми и т.д. Как совместить стремление и обязанность?

Так и совмещать – по возможности. У каждого человека перед Богом есть свои обязанности. Например, наши дети.  Каждый взрослый человек обязан перед Богом воспитывать своих детей христианами. Мы не может этим пренебрегать. Потом, каждый человек имеет обязанности перед своей домашней церковью, он должен ей служить.

Некоторые люди любят ездить в Иерусалим встречать Благодатный Огонь в Великую Субботу. Но если ты приходской священник и ты на приходе один, то как ты можешь поехать, оставив в Великую Субботу свой приход? Ну, что ж, ничего страшного, обойдешься без этого. Сначала все-таки долг.

 

Долг должен превозмогать перед желанием?

Ну конечно! А желание очень хорошее. Однажды такое желание поставило одного человека, кожевника, выше Антония Великого. Тому Господь сказал: Антоний, в городе есть человек, который выше тебя. И Духом святым показал, где тот находится. Антоний Великий пришел к этому кожевнику и спросил: "Как ты живешь"? Тот ответил: "Я погибаю. Я сижу и должен выделывать свои изделия, чтобы прокормить семью. Смотрю в окно, народ идет в храмы, а я не могу". Вот этот подвиг Господь счел гораздо выше, чем тот подвиг Антония Великого, который 20 лет провел в пещере. Конечно, это степень смирения. Где смирение, там благодать.

Что лучше:  быть дома в смирении, либо в храме без такового? Понятное дело, дома, в смирении.

 

Вопрос из Смоленска: в этом году я поступил получать вот уже третье высшее образование в Смоленскую духовную семинарию на заочное отделение. Во многом благодаря прослушиванию с 2001 года Ваших, отец Дмитрий, проповедей, чтению книг, лекций А.И. Осипова. Мне 40 лет, я получаю третье высшее образование. На что следует обратить внимание при обучении? Что бы Вы мне еще посоветовали?

Поменьше тщеславиться. В течение полутора минут Вы дважды упомянули о том, что хотите получить третье высшее образование. Ясное дело, что минуту назад Вы уже об этом сказали. Какой в этом смысл? По учению святых отцов тщеславие обкрадывает нас. Тщеславный человек, нагруженный тщеславием, он как корабль, терпящий бедствие уже в гавани. Вроде бы и товар привез, и прибыль сейчас будет, а он тонет. Потому что тщеславием можно погубить все знания, если они идут только на тщеславие. Нужно обязательно об этом подумать и даже книги почитать о борьбе с этим, иначе всё может пойти насмарку. Все то, что Вы приобретете, может послужить Вам ко вреду, а не к пользе. Вот такой совет могу Вам дать.

 

Звонок из Нижнего Новгорода: Что полезно брать мирянам из дел монахов-подвижников, описанных в их житиях, а что не полезно. Чему нам следует подражать, а чему нет?

Подражать ничему нельзя. По древнеримской пословице "что позволено Юпитеру, то не позволено быку". И потом, чтобы интерпретировать для себя чей-то духовный опыт, а некоторые люди буквально из писем подвижников, в частности отца Никона Воробьева, берут это и прикладывают к себе. Да он же не тебе это советовал, а другому человеку. Разве можно носить сапоги, которые тебе не в пору? Сотрешь ноги в кровь и потом вообще не сможешь ходить, будешь две недели лечить то, что произошло с твоими ногами. Поэтому так нельзя. Для того, чтобы использовать это, нужно иметь большое рассуждение, читать полезно, так как эти книги создают в душе необходимую атмосферу и приобретается ревность необходимая для жизни во Христе. Но примерять на себя хитоны отцов IV-X веков, это, конечно, просто нелепость. Это все равно, что человек без подготовки начнет поднимать штангу, которую поднимает легкоатлет первого разряда.  В большинстве случаев это кончается очень плохо. Надо читать, восхищаться, молиться им и, если уж и подражать, то только их ревности по Богу, а не буквально, ни в коем случае не брать на себя их подвиги.

 

Здравствуйте, отец Дмитрий. Очень хочу Вас поблагодарить. Прочитала календарь с Вашими проповедями, на одном дыхании прочитала, там все написано про меня.

А я про Вас и старался. Волну настроил и думаю, сейчас я ей все скажу.

 

Я читаю, но может быть, не всё понимаю. Написано: можно всю жизнь ходить в церковь, ездить по монастырям, но так и не узнать, как открыть свое сердце Богу. Вроде бы стараешься жить по заповедям, и нет-нет, опять оступишься, и вот он, твой грех. И вроде бы и набираешься благодати, и радостно, и опять оступаешься... Все опять начинаешь сначала. Скажите, как быть дальше, что делать?

А там, в календаре-то, не написано, что делать? Ничего не прочли о том, как? Я правда, не читал этот календарь, но может, прочту. Неужели там ничего нет про это "как"? Это странно. Мне хотелось бы донести до современных христиан и наших прихожан самое главное: большинство людей думает, что есть некоторые правила, и есть наши ошибки. И как бы нам сделать, чтобы не совершать ошибки. Есть такая игра пинг-понг, или по-русски настольный теннис, и человек хочет научиться играть в теннис, чтобы мячик не падал на землю. Но это невозможно. Даже мастера спорта могут часами молотить по нему, но потом он все равно упадет. Рассеется внимание, человек отвлечется, сила удара уменьшится, или ветер подует, если игра идет на улице. Вот, собственно, и всё. Не в этом дело. Не в этом совершенно христианство состоит, ошибся - оступился, ошибся - оступился, совершенно не в этих вещах. Нужно изменить всю свою внутреннюю жизнь и направление этой жизни. Потому что исправление жизни обычного человека, который в церковь ходит, это "что-то такое" выполнить: в воскресенье пошел в храм, причащаюсь, накануне - на всенощную. Если причащаюсь, прочитать правило; если пощусь, не есть хачапури, и т.д., и т.д. Вот, вроде бы всё и выполнил. Вот и всё.  Да, чтобы ни с кем не поругаться накануне. Вот оно, христианство. Значит, хачапури выбрасываем, чтобы не поругаться, телевизор не смотреть. Сделал всё это, причастился, хорошо. И вы спрашиваете, а дальше-то что?

А Христос требует не этого, а Христос хочет, чтобы вся наша жизнь стала служением Ему. Как говорит апостол Павел,  чтобы ты ни делал, все делай во славу Божию. Как Сам Христос сказал, чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца, Который есть на небесах. Вот это надо понять. Тогда и ошибок никаких не будет, а на такие мелочи и глупости наша душа даже не будет обращать никакого внимания. Мы каждым своим вздохом, каждым взглядом, каждой мыслью, каждым чувством, каждым поступком будем служить Богу. Вот, что нужно, изменение направления. А мы как Ему служим? У нас все время какие-то земные задачи. А ведь должна быть задача одна, небесная - достижение общения с Богом. А мы даже на исповеди каемся не в том. Человек приходит и говорит: я съел хачапури. Ну, и съел. Представьте себе, идет человек и видит Царствие Небесное, а посреди дороги кусок хачапури с пятиэтажный дом. И всё, и хачапури не дает войти ему в Царствие Небесное. Ну это же смешно. Неужели из-за сырника Христос пришел на землю проливать Свою кровь? А для нас, к сожалению, такие по-своему "важные" вещи становятся самыми главными. Мы не различаем первостепенное и второстепенное. Вот чему нам надо бы научиться.

 

 Возьми житие любого святого и найдешь в нем массу нарушений каких-либо правил. Обязательно, если препарировать жизнь, просмотреть под микроскопом, окажется, что и то не исполнял, и этому не следовал, а в целом-то жизнь святая, жизнь-то была со Христом.

Да, вот в том-то и дело. Вот этого надо искать. А человек думает, что он выполнит все правила, предписания, и тогда оно случится, ключик от Царствия Небесного, откроется дверка. Это не так. Нужно понять, а лучше сердцем почувствовать, в чем состоит настоящее христианство.

 

 

Можно ли подавать  милостыню из не лично заработанных денег и будет ли это милостыней для человека?

Нет, конечно. Подавать можно, но милостыней это не будет. Мама, дабы приучить деток, накануне дает им по копеечке, чтобы они подавали нищим, чтобы приучались к милосердию, это такой прием. Смысл милостыни в том, чтобы он, как вдовица, положил именно свое. Свое, это очень важно. А так, там украл, туда дал, это несерьезно.

 

К сожалению, без подписи этот вопрос, может быть, женщина сидит дома с детьми, зарабатывает муж. А она хочет и в церковь принести, помочь кому-то. А муж не очень к этому склонен. И вот она порой берет-то на хозяйственные нужды, а подает милостыню.

А это же не его деньги-то, а ее. Допустим, он захочет развестись - всё пополам. У него 10 заводов - 5 ее, у него 100 автомобилей - 50 ее. Как не работает? А с детьми сидеть, это что, не работа, ведь с его детьми. Так что, всё здесь абсолютно справедливо.

 

Добрый вечер. Отец Дмитрий и ведущий, низкий вам поклон, и вашей передаче, она очень радует нас. Вопрос такой: младенца при крещении опускают в купель трижды, а если опустили один раз, это что, не полное крещение?

Это значит, оно совершено неправильно. Я не знаю, где вы нашли такого попа, который не умеет крестить. Мы трижды погружаем.

 

И что в этой ситуации делать? Совершить Таинство заново?

Надо найти другого священника, что-то там не то. Ну, а христианин должен знать наизусть, как крестят, как венчают, как отпевают. А то мы приходим в церковь, а сами ничего не знаем.

 

Можно отпеть вместо венчания и не заметить.

Отпеть, никто и не заметит. Сами придут, черные платки на себя наденут, стоят, как будто это важно. А что там говорят, что поют... Стоят, чего-то перешептываются, свечи жгут... Какой смысл, чего, что происходит - ни бум-бум.

 

Вопрос из Донецка: малодушие в человеке зарождается в результате родительского воспитания или это врожденное качество?

Да, конечно врожденное, но во многом и продукт воспитания. Ведь в чем заключается правильное воспитание? Родители наблюдают за своим ребеночком и говорят: а это он в дядю пошел, а это в деда Васю, тот тоже вот так делал. И что  от деда Васи было хорошего, в нем поощряют, а что от бабушки Феклы плохого, стараются, чтобы в нем не прорастало. Это как в огороде, сорняки выпалываются, а морковь, укропчик остаются. И еще это поливается, рыхлится и т.д. Также и с воспитанием. Если он малодушный, надо с ним ходить в походы, надо ему рассказывать про подвиги людей, как это важно. В каком-то городе поставили памятник семилетнему мальчику, который погиб, спасая сестру от разбойника. Маленький мальчик, семилетний, ему даже посмертно дали орден Мужества. Можно сказать, это прекрасная смерть, это святой мальчик, он душу свою положил за сестру. Он проявил себя, как настоящий взрослый мужчина-воин. Конечно, и сердечко у него было мужественное, на взрослого мужика полез и защитил свою сестру, она осталась жива, а сам погиб.

Всё это требует воспитания, обязательной культивации в человеке, т.е. должна быть забота. Не просто растет ребенок, а мы внимательно наблюдаем, все плохое стараемся выпалывать, а доброе поощрять.

 

А если характер ребенка тверже, чем у родителей, несгибаемый. Как можно такого ребенка воспитать?

Нужно обойти все ближайшие спортивные секции и где лучше тренер, в ту секцию отдать, будь то велосипед, городки, самбо, не играет никакой роли. Но чтобы тренер был настоящий мужчина, и если у него доброе качество души, он станет наставником и очень многое может сделать. Тренер, педагог могут восполнить очень многое в пробелах семейного воспитания.

 

Звонок из г. Электростали: у меня не столько вопрос, сколько комментарий. Раньше я никогда не слышала такой поговорки "Сколько в церковь походишь, столько в Царствии Небесном побудешь". Первое, что я подумала сегодня, когда услышала эту поговорку в передаче, она не о том, что будет потом. Она верна, эта поговорка. Она о том, что сейчас. Потому что каждый раз, когда мы входим в храм, мы как бы приоткрываем двери в Царствие Небесное. Только возможно не каждый из нас и не каждый раз это чувствует.

Если человек не чувствует и не понимает, а по тому, как люди ведут себя в храме, это видно, тогда какой же в этом смысл? Тогда он и не пребывает ни в каком Царствии Небесном, вот что, понимаете? В храм забегают и мыши, и коты, редко собачки, но для них ничего этого не существует. И очень много людей, особенно в родительские субботы, приходят в храм не ради Царствия Небесного, а помянуть родных. Они и поминают. Но к Царствию Небесному, чтобы душа открылась для него, это никакого отношения не имеет. Конечно, можно эту поговорку так интерпретировать, но моя Марфа Власиевна имела ввиду именно жизнь за гробом.

Конечно, Церковь это Царствие Небесное во всей полноте: здесь и Христос на престоле Своими Дарами, и сам священник стоит у престола вместо Христа. И даже его внешний вид облегчает нам восприятие, священник на литургии является образом Христа. Благословляя, священник говорит "Мир вам". А, собственно, кто ты такой? Но этот мир  от Христа, а не от священника. И хоть мы говорим "батюшка благословите",  это благословение Христово. Очень важно все это чувствовать, понимать, необходимо церковное образование.

А то что храм есть Царствие Небесное на земле, это абсолютно точно, тут ничего нового нет.

 

Т.е. можно сказать, что Царствие Небесное дастся именно тому, кто его ищет, именно его?

Да, конечно. Ну а если оно не нужно человеку? Ведь Сам Господь сказал "не мечите бисер перед свиньями". Почему? Не потому, что свинка такая плохая, не кошерная, просто она не понимает. Так же и Господь, неужели даст Царствие Небесное человеку, которому это вообще не нужно, а разговоры о нем его только раздражают: "да надоел ты мне, ты мне лучше скажи, как выздороветь, как замуж выйти, денег заработать..."

Людям хочется того, и сего, и чтобы Царствие Небесное, оно как бы само пришло потом, в дополнение ко всему тому, что здесь.

Очень многих людей, их миллионы, Царствие Небесное разочарует. Им это совсем не нужно. Там нет того, о чем они мечтают - это всё как бы и не для нас.

 

А как разобраться со своими желаниями?

Да не надо с ними разбираться. Просто каждый из людей, родившихся на земле, выбирает тот путь, ту  жизнь, стремления. В том же телевизоре молодую девушку спрашивают: чего ты в жизни хочешь? Я, говорит, хочу красивой жизни. А что это такое, красивая жизнь? Ну, это белый автомобиль... Просто анекдот! Какая неразвитость! Предел мечтаний - белый автомобиль, богатый муж, что-то купить, чего-то съесть, куда-то поехать... Может, с годами это пройдет.

 

Но не у всех.

Да в том-то всё и дело. Очень многие люди живут от покупки до покупки. Это купил, это купил и не знаешь, что дальше, смысла-то нет. Вроде бы и есть на что купить, а смысла нет, и неохота. И человек становится унылым. Тяжелое, скучное состояние, скучная очень жизнь. Но опять, это на мой взгляд. А ему, может и нормально, да и Бог с ним.

Царствие Небесное исключительно для желающих. Причем, для этого у человека должны быть алчба и жажда. Как у человека, который три дня не ел, и хочет есть; как у человека, пересекшего половину пустыни Сахара и жаждущего воды, вот так человек должен хотеть Царствия Небесного. А когда то ли "да, то ли "нет", то ли есть Он, то ли нет Его, да пусть оно будет, это не плохо - так не пойдет.

Царствие Небесное открыто для всех желающих, но человек должен явить это желание для самого себя. А Бог это заметит, обязательно.

 

Приходят иногда родственники и говорят: болеет дедушка, наконец, согласился причаститься, мы его долго уговаривали.

Ну, согласился, молодец. Причастился, тоже молодец. Дальше что? Скажу по секрету - ничего. Побудет ли в нем эта любовь ко Христу Богу нашему и понимает ли он, Чего он причастился, Чего стал частью, вообще, кто такой Христос, поговорить бы с ним... Главное, чтобы родственники были довольны: причастили, отпели, крест поставили - всё! Все в порядке. Но не такого порядка хочет Господь. Это тот порядок, который люди устроили сами. А воля Божия "якоже на небеси, и на земли". Вот в чем штука. А человек это никак в толк не возьмет.

 

Ну, на небеси-то не был никто, поэтому и устраивают по-земному.

Господь говорил притчу о должнике, это вообще для кого? Одни писали, тысячи людей переписывали, чтобы это дошло до Ивана Федорова и Гутенберга, чтобы те  напечатали, а потом еще митрополит Филарет с целой командой специалистов переводили это с греческого на русский язык, для кого это?

 

Для тех, кому нужно Царствие Небесное, кто его выбрал.

Вот об этом-то и речь! Выбираешь, пожалуйста, но это не словах должно быть.

 

Вопрос: есть такая притча о неверном домоправителе…

Мы по этой притче уже раз 15 давали комментарии. В таких случаях я прошу о. Александра рассказать об этой притче.

А вопрос-то какой, давайте послушаем.

А вопрос понятен, как Господь  поощряет такого лукавого домоправителя, так ведь?

 

Я очень давно в вере православной, я другое хочу спросить. Меня интересует, как понять, что домоправитель призвал должников и простил им кое-какие долги. Мне хотелось бы понять, почему он простил им долги и как Господь его за это поблагодарил, или похвалил?

Не «как бы», а прямо и поблагодарил.

 

Потому что в этих записках была часть этого домоправителя. Когда он заключал договор с каждым, берущим у него в долг, то он туда приписывал свою долю, и вот своей долей он пожертвовал, свою отдал.

 

Поэтому он расплатился своим.

 

Да, своим расплатился. И потому Хозяин, увидев, что он не пожадничал временным ради будущего, его похвалил. Вот, мне кажется так, батюшка.

 

Вопрос из Санкт-Петербурга: часто слышу от коллег, что врач реаниматолог – самый великий грешник, потому что он нарушает волю Божию, реанимируя и продлевая жизнь умирающему человеку. Так ли это?

Нет, не так. Еще больший грешник водитель, который вместо того, чтобы посшибать народ, идущий по пешеходной зебре, тормозит. Он летел с большой скоростью и должен был всех задавить. А он, с риском для жизни, стал тормозить, поэтому он еще больший грешник.

А еще больший грешник продавец, который говорит: не берите рыбу, она тухлая. По воле Божией, если бы он промолчал, люди бы отравились, может, насмерть, а он их спас. Поэтому он еще больший грешник.

Таких «грешников» очень много, слава Богу, и благодаря им, мы еще живы. Ведь воля Божия, чтобы у нас все зубы выпали, а стоматолог ставит пломбу, и зубы сохраняются у нас еще долгие годы.

Учителя тоже грешники великие. Если бы не учили детей, они бы вырастали болванами, а он их учит, тоже грех большой.

И вообще, куда ни кинь, всюду грех.

 

Так с ног  на голову всё перевернуть и любая добродетель оказывается грехом.

 

Ну да, вообще вся жизнь – с грехом пополам.

 

Как жить, батюшка?

 

Да очень просто. Как только эта женщина из Санкт-Петербурга попадет в реанимацию, я думаю, она сразу там выздоровеет. Когда врач реаниматолог начнет ее спрашивать, нет ли е нее аллергии и т.д. во время проведения реанимационных действий, она сразу вспомнит свой вопрос.

 

Да, интересно, откуда такие вопросы рождаются?                   

 

Ну как, это наш падший разум. Сначала он не чувствует, что добро, что зло. Это потеря понимания, что есть благо. Поэтому Господь и говорит: возлюби ближнего своего, как самого себя.

Попробуй, представь себя в реанимации и такого «безгрешного» реаниматолога, который привязывает тебя к кровати и кляп в рот – все равно тебе хана, не буду ничего делать. Лежи, таращи глаза и мычи – нормально? Это безгрешный реаниматолог, а грешный, он будет тебя спасать.

 

Спасибо, батюшка, за ответы, а нам пора прощаться. Всего вам доброго, до свидания, Будем живы – здоровы, увидимся в следующее воскресенье.

 

Гость передачи: протоиерей Дмитрий Смирнов

      Ведущий: Протоиерей Александр Березовский

Расшифровка: Адомайтите Римма

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать