Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 8 декабря

9 декабря 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир от 8 декабря 2013 года.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители! Добрый вечер, братья и сестры! Мы с вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой»,  и сегодня вечером у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов.

- Батюшка, добрый вечер.

 

- Здравствуйте, отец Александр! Здравствуйте, братья и сестры!

 

- Батюшка, давайте начнем с вопросов, уже поступивших на наш сайт: «В святоотеческой литературе и Ваших проповедях крайне часто употребляется термин «трезвение» как крайне желательное состояние для духовной жизни христианина, раскройте его значение в применении к жизни современного мирянина».

 

- Трезвение – производное от рассуждения, некая к ней ступень. Рассуждение – очень высокая добродетель, которую святые отцы ставили даже выше любви, так как любви может достичь каждый, а рассуждения - не все.

Но первой ступени рассуждения – трезвения должен стремиться достичь каждый христианин. К сожалению, очень часто на первых порах христианской жизни человек впадает в некую эйфорию, но она и оправданна. Ведь человек открывает для себя целый новый мир, испытывает некоторое вполне законное очарование тем, что окунается в двухтысячелетнюю традицию, начинает осмысленно читать Священное Писание, сталкивается с церковными «объектами»: храм, священник, облачение, хор, иконы; для чтобы исследовать каждый из них, нужны десятки книг. Человек в это погружается, и его это переполняет.

Многие люди, столкнувшись с церковностью, перестают читать светские книги, они кажутся им пресными. А есть еще и благодатная жизнь, и Божия благодать воздействует не только на дух, но душу и тело человека. И он преображается даже внешне - весь лучится. В жизни его совершаются десятки чудес, и он чуть не  летает, а летать еще не имеет. И часто то, что новообращенный человек воспринимает как действие благодати Божией, на самом деле является душевным восприятием, опосредованным к ней прикосновением. Всегда есть опасность принять одно за другое, восторг душевный за действие благодати Божией.

Трезвение дает человеку возможность твердо стоять на ногах,  тогда он в безопасности. Трезвение воспитывается покаянием. Обычно человек, который лишен его, воспринимает покаяние формально, себя греховным не ощущает, ведь в душе у него радость, покой, удовольствие. Это законно, но известная доля трезвения необходима, иначе он может попасть в беду и даже повредиться в уме.

 

- А что значит трезвиться? гасить в себе эту радость?

 

- Нет, нужно идти путем покаяния, молиться Богу, внимать своим помыслам и чувствам и не придавать большого значения этой радости. Призывающая благодать Божия приподнимает человека. Потеря покаянного чувства -  путь неправильный. Надо идти царским путем, не надо отвергать радость погружения в мир церковности, но без покаянного чувства – это опасно. Как, например, преизбыток сахара может вызвать диабет. Один мой друг таких людей именовал «сладкоежками»: сам он пришел к Богу взрослым человеком, поэтому хорошо разбирался в такой опасности. Особенно опасно это для тех, кто ранее использовал различные индийские практики, которые напрямую ведут к прелести, что, в свою очередь, может закончиться  психическими расстройствами. Трезвение от слова трезвость. Трезвость необходима человеку.

 

- Нередко человек, особенно новоначальный, вкусив такой радости от Бога, начинает всех зазывать в Храм, всем давать советы.

 

- Не нередко, а часто. Это и есть свидетельство потери трезвости. Такие люди удивляются, почему их не слушают, воспринимают как досаждающих, но они таковы и есть, так как нетрезво ставят перед собой задачу. Не будем забывать, что нечто подобное было и с апостолами, когда они, получив дар Святого Духа, имели вид, будто напились сладкого вина, подчеркиваю сладкого. Пришествие благодати Божией было для них новое явление, и они не знали, что с этим делать и как справляться.

 

- Вопрос телезрителя: «Как относиться к просьбе родственников невесты, которые просят благословить бракосочетающихся не иконой Спасителя, а иконой архангела Уриила. Мы совершенно не знаем такого архангела, как нам быть? Не опасно ли это?»

 

- Ничего опасного нет, мы почитаем все девять чинов ангелов. Но можно узнать, почему они настаивают именно на этой иконе, может быть, это икона их предков. Благословлять можно любой иконой, не надо вкладывать в это никакой магии.

 

- Как отличить уныние от обычного невроза и депрессии?

 

- На взгляд это довольно трудно, но депрессия лечится. Если не лечится медикаментозно, то это уныние, а если отходит после приема лекарств или седативных чаев, то, значит, просто депрессия. Бывает и смешанное: сперва уныние, потом депрессия. Как часто алкоголизм является следствием психического заболевания, которое надо лечить. Недаром врачи-наркологи одновременно и психиатры, а в психиатрических лечебницах лечат от алкоголизма. Сама попытка решения душевных проблем с помощью алкоголизма – как правило, свидетельство серьезного психического заболевания. Если человек использует алкоголь как самый доступный антидепрессант, дающий расслабление, на самом деле ему необходима психиатрическая помощь.

 

- Поясните, пожалуйста, что значит – искушать Бога, и чем это грозит человеку?

 

- Конечно, искусить собственно Бога нельзя, для этого надо понимать, что слово искусить – значит испытать. Бог – наш Отец и учитель, а не ученик, и мы не экзаменаторы. Когда человек по гордости испытывает Бога, то ставит себя выше Бога, что может грозить ему и болезнью, и даже безумием.

 

- А как можно искушать, испытывать Бога?

 

- Приводить примеры искушений, все равно что действовать подобно бабушке из анекдота, что учит внука словам, которые нельзя произносить в приличном обществе. Я не буду делать этого, ограничившись словами: «Не искушай Господа Бога твоего». Испытывает, искушает только Бог человека. Каждого человека и каждый день. И в этом нет ничего плохого, ведь этими испытаниями Бог обучает нас.

 

- Ропот – это тоже некое искушение, испытание Бога?

 

- Ропот – форма испытания Бога и попытка поставить себя на Его место, когда ты знаешь лучше Бога, что тебе нужно и как поступать. Ропот – недовольство Богом, высказанное вслух или про себя. Либо недовольство людьми, начальством. Но Церковь учит, что отношение к нам начальства надо тоже воспринимать как Божие попущение и встречать его в христианском всеоружии.

 

- Допускает ли Церковь развод с мужем, если жена оставит его из-за грубого к ней отношения?

 

- В перечне причин, допускающих развод, такой нет. Необходимо установить причину самой этой грубости. Если выдали силком замуж, связали, привезли в ЗАГС, то это одно, а если муж раньше таким не был, то, может быть, жена сама чем-то провоцирует его?

 

- Часто женщины, выходя замуж, думают, что смогут перевоспитать своего избранника…

 

- Женщины так не думают, скорее всего, это аргумент в беседе с мамой. На самом деле, им просто «дико охота замуж», даже есть такое правило русского языка - «уж, замуж, невтерпеж».

 

- Нам пишут: «Выходила замуж за выпивающего человека, будучи уверенной, что смогу его перевоспитать, но дальше пошло так, что расстались».

 

- Потому что это искушение Бога – хотеть перевоспитать взрослого человека. Я не знаю ни одного такого примера. Случается, что на закате лет мужчина перестает пить. Но обычно бывает иначе. Любой нарколог скажет, что обычно доза все прибавляется и прибавляется, пока не дойдет до инсульта.

 

- А если из жалости? «Кому он такой нужен, все от него отвернулись…»

 

- Нельзя строить семью из чувства жалости. Раз он никому не нужен, зачем же за него замуж? Продолжайте его жалеть, это хорошее чувство. Но семья – это домашняя Церковь, и ее надо строить. Дети будут либо стесняться отца-пьяницу, либо сопьются сами. Надо думать о будущих детях, а не только о своем желании выйти замуж хоть за кого-нибудь. Я считаю, что лучше вообще не выходить замуж, чем выходить даже за пьющего «слегка».

 

- Вопрос телезрителя: «Я учусь в пятом классе, моя одноклассница постоянно пытается вынуждает меня говорить грубые слова. Подходит и говорит нехорошие вещи про мою сестренку, провоцирует сказать грубость. Мне хочется ответить ей так, чтобы она больше никогда ко мне не подходила, как мне поступить правильно?

Второй вопрос такой: меня выбрали для участия в конкурсе «Мисс Гимназия», можно ли участвовать в таком конкурсе не из желания быть первой, а потому, что это интересно?»

 

- Конечно, участвуй, но не придавай большого значения школьным конкурсам, чтобы это не было из тщеславия или гордости. Победишь – хорошо, не победишь – еще лучше, даже гораздо полезнее.

По поводу девочки: от нее надо бежать, как от чумы, потому что она завидует тому, что ты лучше воспитана, а у нее тогда два пути – или стать такой, как ты, или более легкий путь – заставить сквернословить тебя так же, как она. Поскольку последний путь легче, она выбирает именно его. Я бы, когда она подходит к тебе, резко поворачивался в обратную сторону и убегал. Если же она хочет сесть с тобой за парту, надо поднять руку и попросить учительницу пересадить тебя. Когда спросят «почему?», то надо ответить громко и четко, что эта девочка заставляет произносить такие слова, которые не должны звучать в приличном обществе и которые ты никогда произносить не будешь.

 

- Вопрос с сайта: «Как справиться с чувством лютой ненависти. На исповеди исповедуюсь, раскаиваюсь, ничего не помогает, ненависть все больше». Ненависть к очень многим, указан целый список категорий людей, под который попадают едва ли не все.

 

- Суровое дело. Можно порекомендовать пост, который должен состоять из строго уставного поста и молчания. Видимо, покаяние – еще преждевременно. Пока надо посадить себя на цепь молчания и поститься. Следующее упражнение – начать молиться, лучше с поклонами. Когда человек укрепится и в этом, можно начать читать последование об умножении любви. И только потом – покаяние и частое причащение. Причащаться же в таком состоянии, как сейчас – смертоубийственно.

 

- Вопрос с сайта: «По какой причине можно уходить в монастырь? Считается ли грехом уход в монастырь только потому, что ты чувствуешь себя лишней и что тебя никто в миру не понимает?»

 

- Это означает, что человека обуревает гордость. Такой человек и в монастыре  не приживется или проживет не более четырех месяцев. Все ему будет не так: смотрят не так, говорят не так, послушания не те, не та погода, не те запахи. От себя ведь не убежишь.

Причины идти в монастырь – любовь к Богу и к молитве. Потому что в монастыре этим заниматься удобнее, чем в миру. Меньше мирских дел, нет ответственности за мужа, детей, их питание и воспитание. Ты, Бог и молитва. Кто все это любит, тот и должен идти. А от несчастной любви в монастырь не идут.

 

- Некоторые пытаются спрятаться в монастыре от мирских искушений, от того, что там меньше всяких безобразий.

 

- Не меньше, все те же, но там их острее видно на фоне монашеской жизни.

 

- Вопрос телезрительницы: «Я поздно поняла свою ошибку: мне тоже было «замуж невтерпеж», к тому же я забеременела от своего будущего мужа. Сначала жили счастливо, несмотря на то, что ребенок родился больной. Но увидев по телевизору талантливого музыканта, я вдруг поняла, что таким должен был быть мой избранник и теперь все время думаю о нем. Не знаю, как мне идти на исповедь, ведь при живом муже я люблю другого».

 

- На исповедь надо идти ногами. Есть пословица: «Два раза наступить на одни и те же грабли». Вы хотите сделать именно это, хотя и на другие, однако все равно получив при этом по лбу. Только теперь удар будет гораздо сильнее. Если бы я Вас не жалел, то сказал: «Попробуйте». И тогда через два года Вы бы позвонили нам в эфир и сказали фразу, которую я слышу каждый день: «Батюшка Дмитрий, как же Вы были правы, и какая я была дура, что Вас не послушала». Вы не хотите нести тот крест, который сами себе создали, готовы бросить строительство на полдороге и выйти замуж еще раз, хуже, чем в первый. Спаси и сохрани Вас Господь, Матерь Божия упаси эту восторженную женщину.

 

- Как побороть в себе чувство влюбленности и привязанности?

 

- Очень просто. Три месяца не видеть и не слышать. Даже помыслы отгонять. Как помысел придет, сразу же: «Господи, спаси и сохрани».

 

- Что такое судьба?

- Не знаю. Вспомнил! У язычников, греков и римлян, были такие богини. Но мы – люди крещеные. Если женщина, которая нам только что звонила, пойдет за «известным музыкантом», то и получит «судьбу». Испортив жизнь, можно ее еще ухудшить, затем запить и стать совсем несчастным, сказав, что это судьба.

 

- Если младенец родился больным, то часто говорят, что у него, видимо, такая судьба.

 

- Не судьба, а крест. Крест есть у всех. Если кто-то судьбой называет крест, то это вопрос терминологии. Человек просто не понимает, зачем это ему дано.

 

- Вопрос телезрительницы: «Перед Причастием Святых Христовых Таинств христианин в Таинстве покаяния раскаивается в своих грехах и обязуется впредь с Божией помощью блюстись от них. Священник отпускает ему грехи и с обязательством не грешить допускает до Таинства Причастия. Но как может человек обещать не повторять грехи, будучи сам в этом не уверен, особенно человек, который борется с алкоголизмом. Получается, человек врет не только себе, но самому Богу – и с этим идет к самому Таинству Причастия? С другой стороны, как христианину справиться со своими грехами, если не причащаться?

 

- Человек должен иметь волю каяться и желание исправиться. Священник смотрит, действительно ли он их имеет. Если священник видит, что такого намерения нет, то он может и не допустить до Причастия. Наше дело – показать волю исправиться. Решать должен священник, мирянин иметь искреннее желание исправиться.

 

- А может быть так, что Богу угодно, чтобы человек боролся с каким-то грехом всю свою жизнь? Не потому, что человек каялся неискренне.

 

- Конечно, может. Мы рассматриваем только ситуацию, когда человек кается искренне, и перед священником, который его хорошо знает.

 

- Вопрос телезрительницы: «У меня внук трех лет, его мама причащается редко, а мне хотелось бы чаще причащать внучка, но в храме говорят, что если мать причащается редко, то и внуку нельзя. Ребенок же не виноват, что мама не ходит в Церковь, а его лишают общения с Господом».

 

- Вы возьмите и усыновите себе трехлетнего ребенка, водите его в Церковь, причащайте, воспитывайте. А у этого ребенка есть мама, и она должна решать. Вы же хотите все решать по-своему. Человек упрямый не очень подходит для Царствия Небесного.

 

- Вопрос: «Как в школе готовить детей к семейной жизни? Как правильно проводить такие беседы и с какого возраста?»

 

- Если человек не понимает, с какого возраста проводить такие беседы, человек профессионально не готов к этому. На предмете «Семья» я бы преподавал и кулинарию, и домоводство, и плотницкое дело, а не только вопросы «отношений». Говорил бы о том, кто такой «отец»,  «мужчина» и что требуется от ребенка двух, трех и пяти лет, а не спрашивал, с какого возраста готовить к семейной жизни.

 

- Вопрос телезрительницы: «У меня большое горе: сын убил отца. В душе я простила его, но перешагнуть через это не могу».

 

- Горе не перешагивают, его переживают. Вряд ли есть «упражнения», чтобы его забыть. Надо молиться об упокоении несчастного отца и успокоении души этого еще более несчастного сына. Надо молиться и нести свой крест.

 

-  Вопрос: «Если Бог заповедал: «Нехорошо быть человеку одному», почему многие мужчины предпочитают холостую жизнь?»

 

- Потому что совершенно безразличны к заповедям Божиим. Для них Бог не авторитет. Люди говорят: «Что-то такое есть». Одно дело знать конкретно или «что-то». Если Бог – это «что-то», то это не вера. Для христианина заповеди Божии важны, а для таких людей авторитет не Бог, а «я хочу». А когда умирать, то уже «не хочу».

 

- Батюшка, нам пора прощаться.

 

- Всего доброго, до свидания. Будем живы-здоровы, в следующее воскресение увидимся.

 

 

    Гость передачи: протоиерей Дмитрий Смирнов.

                 Ведущий: прот. Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать