Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 24 ноября

25 ноября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир от 24 ноября 2013 года.

 

 - Добрый вечер, дорогие телезрители, добрый вечер братья и сестры! Мы с вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой». Сегодня, в воскресный вечер, как обычно, у нас в гостях  протоиерей Димитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер!

 - Здравствуй, отец Александр, здравствуйте, дорогие братья и сестры!

 - Хочу начать нашу передачу с объявления. Сейчас несколько дней будет идти телемарафон «Поддержи «Союз». Канал очень нуждается в вашей помощи и большая просьба тем, кому он небезразличен, кому интересны те передачи, которые на этом канале вы смотрите -  поддержать его, потому что в конце года очень большие долги финансовые и очень большие проблемы. Поэтому, пожалуйста, кто может – поддержите.

 - Кто не может – тоже. Знаете, большую часть моего времени занимают люди, которые подходят ко мне и  рассказывают мне – (я даже не знаю, с чем это связано), но они мне рассказывают, что смотрят мои передачи, где я участвую. И ещё говорят, что им это все очень нравится. Если тебе что-то нравится, ну почему этому как-то не посодействовать? И вот телеканал «Союз» просто очень нуждается в таком содействии – финансовом. Все реквизиты давно известны, как это делать, суммы не оговаривают, не говорят: по миллиону собери. Каждый может перечислить ту сумму, которая для его бюджета домашнего вполне приемлема. Нам мешает только наша лень. То есть, получать радость и пользу  - это, пожалуйста, а как-то поддержать это начинание - нет. А ведь это огромный труд, дорогостоящая аппаратура, плата за спутник, за электроэнергию и так далее. Я уже не говорю, что все  практически участники, которые выходят в эфир - они трудятся совершенно бесплатно. Но операторы и всякие другие вещи, которые требуют оплаты, они, конечно, нуждаются. Канал-то не государственный, а наш - церковный. Это просто прямая обязанность - нас  поддерживать. Поэтому я бы предпочёл, чтобы вместо этих ненужных восторгов лучше бы человек перечислял какую-то сумму - для него возможную, на телеканал. Это была бы гораздо большая польза.

 - Такая форма благодарности.

 - Ну да. Потому что, где бы ни появился - обязательно подходят люди, которые считают своим долгом  мне рассказать, причём текст всегда один.

 - Какой  вы замечательный батюшка!

 - Нет. Это, слава Богу, нет, но говорят, что мы смотрим все ваши передачи, нам очень нравится, большое спасибо. Так что дорогие мои, пожалуйста, это вообще-то наш долг.

 Отец Александр, давай перейдём теперь к вопросам. Теперь к нашему долгу, как ведущих этой программы.

 - Последние три недели в Москве, в Манеже проходит выставка «Православная Русь. Моя история. Романовы». Все эти недели нескончаемым потоком идут люди, стоя в огромных очередях. Как вы думаете, в чём заключается такой небывалый интерес к выставке?

 - Вообще, наш народ любит историю. Исторические книги очень востребованы. Просто ни одна историческая книга не бывает  залежавшейся на прилавке. Это первое. Второе: история Романовых -  это целый пласт нашей исторической  реальности, которая была от нас сокрыта. Ничего, кроме большевистских и либеральных гадостей,  мы никогда не слышали и не читали в учебниках, в курсах истории, только был черный полив. И здесь впервые (впервые!) неспециалисты услышали некоторые слова правды. И тут же сарафанное радио рассказало о том,  что они видели и слышали.  Как увеличивалась наша территория, как возрастало население – на десятки миллионов человек, каков был прирост промышленности при каждом императоре. Это просто страна в течение 300 лет развивалась  бурными темпами, просто даже сейчас в наше такое время, когда скорее всё разрушается, чем цветёт, а в недавнее время вообще мы несли такие потери, как после тяжелейшей мировой войны.

 Ни после какой войны у нас не было стольких потерь, как в результате возврата к либеральному капитализму – такие потери и по территориям. Промышленность претерпела урон больше, чем от Второй мировой  войны, но и  потери людей: мы потеряли десятки миллионов людей. Они оказались выброшены, и сейчас у нас продолжается политика, которая (да простят наши  зрители!) иначе как идиотской, я не могу назвать. Русский человек, родившийся  в Советском Союзе – чтобы ему стать гражданином так называемой Российской Федерации, нужно проходить какие-то ужасающие процедуры. Вместо того, чтобы каждому русскому, который заявил, что «я хочу» – ему тут же  на блюдечке  с голубой каёмочкой должны предоставить паспорт, страховой полис - что он хочет. Вплоть до куска земли -  три гектара, только приезжай и живи. И у нас начинается…

Причем это чудовищная ситуация бывает: муж и жена -  граждане России,  сын 15-летний -  не гражданин, всякие, совершенно фантастические. И нужны какие-то суды и чего-то ждать. Человек в России живет 20 лет – он не гражданин, не может добиться гражданства, ему нужно вступать в фиктивные браки, где-то прописываться совершенно  там, где он   не живёт. Всё нужны какие-то махинации, вместо того, чтобы  заявить: «Я хочу быть гражданином Российской Федерации, я  говорю на русском языке, другого языка я не знаю, я русский человек». По-моему, это только у нас. Немцы – они со всего мира германцев собирают и  пожалуйста – тебе и подъёмные и жильё, и что хочешь. А русские что-то так относятся как-то… Я считаю, что  это преступно по отношению к народу, но  это в сторону. Потеряли 25 миллионов, выбросили  из страны, сделали их нерусскими. И те, которые здесь живут, просто они вымирали - огромное количество самоубийств, огромное количество -  просто от голода и холода. Это все миллионы, миллионы и миллионы.…  Это страшный такой период прожили. А  во время правления династии Романовых, начиная с Михаила – первого нашего царя, население увеличивалось почти в два раза  сразу за период его правления. Народ процветал

   - То есть наш народ увидел, что русские не всегда жили так убого и плохо как сейчас?

 - Нельзя сказать, что мы сейчас живём убого. Но нет такого шествия семимильными шагами в сторону улучшения жизни - вот такого шествия не было.

 - А возможно оно-такое шествие?

 - Ну, у нас страна огромная пустая. Вот смотри – президент страны вышел с инициативой (она была принята) – дать каждой многодетной семье кусочек земли маленький. Что мы видим? Дают на неудобьях, дают там, где нет инфраструктуры, дают то, что чиновник не может продать. То есть вместо облагоденствования многодетной семьи идет издевательство натуральное, о чем президент так и сказал. Ну как это? И  эти люди остаются на местах. Но если ты чиновник - что это такое? Это человек определённого чина, который является свидетельством того, что он должен послужить народу. А он, вместо того чтобы служить – делает всё наоборот: и служит себе и остаётся на этом месте. По-моему, гнать надо поганой метлой в таком случае. Просто сказать – так, давай, сколько у вас многодетных семей, скольким дана земля, все ли довольны? Если нет – до свидания, ставим следующего.

 - Ну что ж, батюшка, будем надеяться, что так будет.

 - Вопрос - накануне Литургии всегда служится Всенощное бдение. В храме, который мы посещаем, священник не всегда служить Всенощную. Насколько важна Всенощная и как можно подойти к священнику, как объяснить ему. Как это должно быть канонически выверено?

   - Это зависит от возможности  прихода. Ведь наше богослужение связано не только с присутствием священника, но и чтеца, и хора или псаломщика. То есть, очень много технических есть возможностей -  или их нет. Поэтому на тех приходах, где нет возможности  организовать это, тогда там  и  не служится. Вот, например, на многих  приходах в Европе никаких вечерних богослужений нет. И  еще бывает причина – народ не приходит. Конечно, есть священники – такие подвижники, которые  служат  - один или с матушкой вдвоём, а никого нет. Тоже такая может быть причина. Ну и третья причина, тоже распространённая – лень.  То есть – неохота, тоже такая причина есть. Надо, прежде чем разъяснять что-то священнику, (это тоже  странно) – то, что он в этом разбирается, думаю, много лучше вашего, узнать причину.  Если причина уважительная, то, конечно, тогда и  будем довольствоваться пока тем,  что есть. Если причина неуважительная, то это всегда можно поправить. Но уж тогда вы сами должны на каждой всенощной быть, это,  безусловно.

 - Может, даже помощь предложить.

 - Помощь предложить, попеть, почитать, убраться, подсвечники почистить. Тут могут быть всякие причины. Надо  их выяснить.

 - Часто люди хотят, чтобы  всё было по Чину. Но предложить помощь какую-то…

 - Ну да. Один человек жаловался: «Батюшка, ну что же такое -  как ни придёшь в храм, всё «Христос Воскресе» поют?» «А когда последний раз был?» – «Да уж лет восемь». Человек в претензии - одно и то же все.

 - Вопрос из Белгорода от Златы, (в крещении Мария). Мне 11 лет. Мы  с детства ходим в храм, нас водят родители. Учусь в воскресной школе. В храме  работают женщины преклонного возраста. Нас благословил батюшка работать у подсвечников. Нам эти женщины говорят -  вас не благословляли, грех обманывать и вообще работать у подсвечников детям не разрешено -  только священникам. Правильно ли это? Второй вопрос. Я играю в школьном театре, после него идет дискотека. В четверг Рождественский пост. Можно ли мне будет участвовать в спектакле в театре, не грех ли это будет, ведь мы держим пост.  

 - На дискотеки – я бы воздержался. А в театр -  нет, это очень для детей полезное дело. Я бы ради Рождественского поста не стал бы театр отменять, а дискотеку можно отменить. А по поводу подсвечников - эти пожилые женщины ошибаются. Дети вполне могут заниматься, тем более уже такие взрослые, как вы: уже всё понимаете, как нужно себя в храме вести, чтобы там не было разговоров у подсвечника и не было отвлечения от службы,  а  поставил -  и опять молись. Вот  так вполне можно.

 - Как раз порой заметно, как подсвечник человека  выключает из службы. Человек начинает что-то там убирать, прибирать, переставлять, ставить, гасить.

 - Собственно, из-за этого идёт борьба. Сейчас объясню. Молиться неохота. Молиться - это проливать кровь, как говорят Святые Отцы. Конечно, человеку не хочется кровь проливать. Всегда легче что-нибудь поделать, чем молиться. Молиться -  из всех трудов, которые существуют на земле, самый тяжёлый.     Поэтому человек хочет на законном основании  не молиться. У него есть к этому оправдание. Поэтому всегда бабушки сражаются из-за подсвечников, чтобы только не молиться – это понятно.

 - Три года бьюсь с женой о том, чтобы она не ругалась на детей. Сильно ругается, порой кажется -  она их ненавидит. Все уговоры с моей стороны не действуют. Постоянная ругань каждодневная с ворчанием и недовольством делает детей несчастными. Какие есть методы решения  данной проблемы?

 - Нужно давать жене отдохнуть. Для этого каждый день с детьми нужно уходить на долгие прогулки. Осенью – за сбором листьев, зимой - катание на лыжах и коньках, летом -  прогулки, купания, походы за грибами, за ягодами. Зимой -  в театры, на выставки, в музеи. Пока ребёнок растет, отец должен обойти с дитятей все существующие в округе музеи. И даже в губерниях съездить, все главные музеи – краеведческий, музей искусств и т. д. Если есть цирк  - разок или два с 1 по 10 класс можно сходить. Если есть какой - то зверинец, то тоже обязательно его посетить. Если приехала какая-то филармония, и дают какой-то концерт серьёзной музыки – обязательно посетить. Это даст возможность маме отдохнуть, она не будет такая нервная. И она сможет спокойно разговаривать с детьми, а пока нет папы с детьми -  она сможет заняться домашним хозяйством. Другого пути нет.

 - А если причина не в усталости?

 - Причина только в усталости.

 - То есть, женщина просто выдохлась.

 - Ну да, просто ей очень трудно, а муж не помогает. А главная забота о воспитании должна лежать  на муже,  а не на матери. Она  вообще не должна кричать, она должна заниматься хозяйством, а воспитание детей должно быть на муже. Он рассудительней, он спокойней, он  такой рациональный, он может планировать и т. д.

  - Но на муже еще лежит задача зарабатывания денег на семью. Тогда женщина больше времени проводит с детьми.

 - Это пока они маленькие, да  - больше. А потом женщина может и на работу пойти, а муж может и дома посидеть.

 - Вообще сейчас часто такое случается.

 - Да, так выстроить свою жизнь, что самое тяжёлое должно лежать на муже.

 - Воспитание детей тяжелей, чем деньги зарабатывать?

 -   Ну, разумеется. Нет ничего более трудного,  чем  воспитание детей. Это самый трудный подвиг.

 - Но, батюшка не знаю…

 - Я тоже не знаю. Просто рассказываю, как надо. Ведь гражданин спрашивает – наша задача ответить. То есть - всемерная помощь женщине. Если сразу в полном объеме это невозможно – хотя бы частично, в субботу-воскресенье, он должен её освободить. Она пошла в храм на раннюю, а он сходил на позднюю (Литургию). И мама побыла одна полдня, они пришли с поздней, а она за это время сготовила обед  в тишине одна, её сердечко успокоилось. Покушали немножко, отдохнули, уроки сделаны на понедельник (под руководством папы!). И желательно, не только на понедельник, а и посмотреть – что есть на вторник, на среду, на четверг. Всё это сделать. А потом папа идёт с детьми гулять. Пусть дышит свежим воздухом, или в гости съездить куда-то к бабушке – тоже папа.

 - У меня постоянно унывает муж. Живёт в состоянии хронической депрессии. Мы оба верующие, ходим в храм, причащаемся. Но после Причастия уныние в скором времени опять возвращается. И ничего поделать с собой не может. Как ему помочь, может, есть какие-то особые молитвы в этом состоянии.

 - Дело же не в особых молитвах. Тут, если это депрессия -  надо обратиться срочно к психиатру – прямо в понедельник, не откладывая и помочь супругу медикаментозно. А так – вот она сказала, что причащается  и полегче -  надо чаще причащаться. Чаще причащаться  - и к врачу. И так, совместными усилиями  врача и   Церкви Божией восстанавливать человека от тяжелого состояния.

 - Вопрос от рабы Божьей Валентины. По социальным аспектам православной церкви использование донорской клетки при искусственном оплодотворении не приветствуется и даже запрещается. Я не понимаю – почему ведь по промыслу Божию  любое зарождение жизни -  хоть в пробирке  или где-то, искусственным путем или естественным  -  всё равно же по Божьей воле. Ведь самое главное дети и семья?

 - Нет. Видите, сколько вы нагородили за раз всякой ерунды. Первая ерунда: «это всё по воле Божьей». Ничего подобного! Вы что думаете – была воля Божья в нападении Гитлера на нас, или в нападении Ленина на нас была Божья воля? Вы думаете, что Ленин - это посланник Бога нам? Значит, не всё в воле Божией. А вы говорите – всё. Значит, вы клевещете на Бога, представляете? Теперь второе – про женщин. Если женщина не от мужа зачинает ребёнка это же прелюбодеяние, вы что – не понимаете? Это есть натуральное прелюбодеяние, потому что она берёт клетку от донора, а муж тут ни причём. Понимаете? Если клетка берется от мужа, то - смотря каким образом. Если инсеминация – вы же читали социальную концепцию, то Церковь разрешает, а если это экстракорпоральное оплодотворение в пробирке – то нет. Почему? Объясняю очень просто. Потому что врачи оплодотворяют 5 или 7 клеток,  и поэтому те клетки, которые уже стали оплодотворёнными, то есть стали людьми, их врачи убивают. Не убирают, а убивают! И трупы этих клеток находятся вместе с живыми, пока они не растворятся, то есть ваш ребёночек вырастает среди трупов братьев и сестёр. Экстракорпоральное оплодотворение -  это одновременно и пять абортов за одну процедуру. Нас, как людей, придерживающихся заповеди «Не убий», это не может  устраивать. Дети такой ценой нам не нужны. Понимаете? Дети - это замечательно, но не такой ценой, путем убийства других. Вот и всё.

.А вы думаете, что собираются архиереи со всей России и из - за рубежа, умнейшие и образованнейшие люди Церкви, потому что в архиереи лишь бы  кого не ставят. Всегда избрание идёт. И вот эти умнейшие люди собрались и приняли «Основы социальной концепции» - это что, просто так? Разве можем мы, малообразованные люди, ещё как-то это обсуждать? Для нас это -  как руководство к действию. Раз мы не понимаем - нам не хватает образования, то нам люди образованные и умные и занимающие в Церкви самое высокое положение,  говорят – это нельзя. Почему же мы не слушаем, а придумываем? Вопросы могут возникать, но они же возникают о непонимания, а не потому, что это неправильно.

 - Младенец умер без крещения. Собирались крестить, но не успели – малышу было несколько дней от роду, когда это случилось. И батюшка наш сказал, что  поскольку ребёнок не является членом Церкви, то присутствие батюшки на похоронах бессмысленно, он ничем не может уже помочь. Но ведь у ребенка есть душа, и она заслуживает усердных молитв, особенно в первые дни после смерти. Неужели Церковь действительно не может помочь в такой ситуации, как у нас?

 - Почему, очень даже может. И батюшка может прийти. Он не может совершить чин отпевания. Но он может помолиться об упокоении души этого человека вполне. Мы можем молиться и об инославных - есть даже специальные чины, которые не принадлежали нашей Церкви. Поэтому помолиться, присутствовать. А потом – младенцу и не надо помогать.  Это пусть он своей молитвой нам поможет. Я  вот слыхал,  что в Вифлееме при царе Ироде умерли сразу  14 000  младенцев.  Ни один из них не был крещёным. И их Церковь прославила даже как святых. Интересно, что бы на это сказал этот батюшка? Этот вопрос – вам задание на дом.

 - Как можно перечислить деньги с мобильного телефона  на канал «Союз»?

 - Не знаю. На экране всё написано. А ещё написано на сайте телеканала «Союз». Я к деньгам отношения не имею, этот вопрос не ко мне.

 - Мы с мужем готовимся к усыновлению ребёнка. Как сохранить тайну усыновления, и надо ли ее сохранять от множества родственников, которые обязательно будут расспрашивать?

 - Если уж мы хотим сохранить тайну, но нужно уехать и с родственниками не общаться.

 - Какой - то страх у людей почему-то.

 - Это понятно. Потому что на самом деле, если он будет усыновлять маленького ребёночка, то лучше ему не говорить про то, что его мама бросила, или что папа-алкоголик. Это будет для него травмой, которую он будет переживать всю жизнь. А потом, как подрастёт -  будет маму искать.

 - А когда ребенок подрастёт, стоит ему об этом сказать что он не родной или это так и оставить?

 - Я бы не стал. У нас очень хорошее правило было в Советском Союзе, когда этого не делали. Мне кажется, это правильно.  Потому что мать – это не та, которая родила, а та, которая воспитала. Так говорит русский народ. Народная мудрость всегда права.

 - Чем больше людей знает, тем труднее это будет удержать.

- Да, к сожалению, у людей не хватает ума и не хватает любви.  И потом, наш народ  - он педагогически совершенно не воспитан.  У нас педагогические ошибки делают ужасающие и  учителя, и родители -  тем более.  Это просто какая-то катастрофа.

 - Почему-то считается, что ребёнок должен все знать. Ему надо рассказать обо всём, что только вокруг него бывает.

 - Это во многом должна восполнять школа – не всё, но какие-то азы – арифметики, географии. Это замечательно. Но есть такие стороны взрослой жизни, которых лучше бы не знать, потом оно само просочится.

 - Ребёнок 11-ти лет стал приворовывать из магазина – шоколадки, конфетки, жвачки. Его проучивали, водили в милицию, ребёнок признается, говорит, что так больше не повторится, плачет, раскаивается, понимает, что это огромный грех. Но  не может избавиться от этого порока. Исповедовался, причащался. В семье есть возможность купить всё, что он хочет  - семья обеспеченная. Что нам делать, как  помочь?

 - Вот, пожалуйста, только говорили о педагогических ошибках. Есть семья педагогических уродов, которые так обращаются со своим сыном, что он испытывает дефицит ласки – материнской и отцовской. Поэтому в период с 9 до 12  лет у таких детей, как правило, (бывают исключения) проявляется такой синдром – называется «детское воровство». Он совсем не вор и он ворует эти шоколадки для того, чтобы этими шоколадками кого-то угостить из сверстников и тем самым покупает их хорошее к себе расположение.  Если бы папа и мама относились к нему с любовью, он бы никогда чужого не взял. Поэтому они называют это пороком. Для меня это -  как нож острый. Это – порок  родителей, которые без любви относятся  к своим детям. И у таких родителей дети всегда воруют. Они ещё его и бьют. Я бы бил таких родителей каждый день.

 - То есть, это всегда недостаток любви.

 - Всегда. Именно ласки, не хватает объятий, не хватает поцелуев, не хватает совместных разговоров. Наверняка папа в этой семье никогда с ребёнком  ни о чем не  говорил, мама никогда наверняка ничего ему не читала. Они не держат его на ручках, они не целуют его в головку, в шейку, они не прижимают его  к сердцу. А дети в этом очень нуждаются. Подсчитано, что каждого ребёнка нужно в течение суток обнять и поцеловать 17 раз. Все животные облизывают своих детей. Дети в этом нуждаются.

 - Лет до семи и у нас так происходит. Потом вроде уже как взрослый.

 - Нет, нельзя так теоретически.  У нас в детском доме мальчики, уже взрослые – по 13 лет, с удовольствие приходят  в младшую группу и играют  с маленькими детьми в кубики,  ещё во что-то, в машинки. Почему? Потому что им в детстве этого не дали. Им надо наиграться, они не наиграны. Мы им даем такую возможность, поэтому они  и не воруют. Если с кем-то это случается, мы усиливаем любовь к этому человеку,  проявляем ещё больше внимания, ещё чаще его обнимаем.

- То есть это не  что-то врождённое порочное такое.

 - Нет-нет, это компенсация за недостаток. Как соска – это компенсация материнской груди. То есть, ребёнку самому маленькому нужно удовлетворить сосательный рефлекс. Он должен  насосаться. И часто потребность в сосании гораздо больше, чем может дать ему материнская грудь, и  соска восполняет это. А тут – он украдёт эту шоколадку, может, он её и съест, может, кому-то даст. Это компенсирует недостаток материнской и  отцовской, в том числе, ласки.

 -  Вопрос из Кузбасса. 21 ноября мне позвонила сокурсница, (нам по 70 лет) и стала спрашивать, какое небесное имя у Иисуса Христа.  Я сказала, что никакого имени нет, он - Иисус Христос. Она сказала, что нет, он Михаил, потому что Михаил – «подобен Богу». И ещё сказала, что сейчас стали убирать иконы, где Троица. Я спорить не стала. Она  мне сказала открыть «Символ Веры»:  «верую во Единого Бога». Вот видишь, говорит  написано про Единого Бога-Отца. А дальше: «во Единого Господа Иисуса Христа». Вот видишь,  если написано Господа - он просто господин, а не Бог. И дальше, говорит, читай: «воплотился от Духа Святаго и Марии Девы». Почему же  тогда у него Отец - Бог, он считается Сыном Бога,  Бог тут – Дух Святой, а Дух Святой по её понятиям - это Божья Сила. Я не смогла ей ничего вразумительного ответить, потому что она меня этими вопросами  выбила из колеи. Хотелось бы для себя по полочкам всё разложить.

 - Для себя – купите книжечку  по Закону Божьему. Что же вы, мои родные такие-то? Зачем ей объяснять, она же – невежественный человек. Она рассуждает от ветра своей головы. Любой человек, если увидит «Символ Веры» и начнёт его толковать, он, конечно, ничего не поймёт. Ничего там сложного нет, дайте ей только эту книжечку почитать по Закону Божьему, и всё. Понимаете, то, что она говорит,  по-русски называется «чушь собачья», но зачем же  в таком случае что-то обсуждать? Господь нам это запретил. Он сказал: «не мечите бисер».

В данном случае, если она хочет получить какие-то сведения – для этого есть книги, это же просто её такие фантазии, про которые великий апостол Павел сказал: «нелепых и бабьих басен отвращайся». Поэтому что тут время тратить на  такую ерунду-то? Мало ли кто что буровит. Это никак не связано ни с догматикой церковной, ни с пониманием «Символа Веры». Есть, кстати, «Катехизис» – такая книга, составленная митрополитом Филаретом, есть другие «Катехизисы» – тоже можно приобрести и почитать. Всё там ясно изложено. Раньше это в гимназиях проходили обязательно по Закону Божьему, сейчас нет. Конечно, мы её не обвиняем в том, что она, так сказать, советский человек, в школе этого не учила. А народ у нас творческий, все сочиняет – всё больше ерунду. Потому что всякое сочинение требует определенной культуры, а вот этого, к сожалению, и нет. Поэтому я бы не стал спорить, и то, что вы отказались от  этих собеседований – это, по-моему, правильно.

 - Батюшка, вы часто говорите -  разучился народ книжки читать, не хочет.

 - Я это говорю, а чем мы можем помочь? Ведь если нет общей культуры,  то рассказывать о догматах бесполезно, потому что, чтобы освоить догматы Церкви, нужно освоить греческую философию хотя бы. Нельзя же человеку с мороза все это поведать – он просто не запомнит, на второй фразе у него ум выключится, потому что всякие такие вещи сложные должны опираться на что-то, что уже в человеке есть. Христос тоже к этому приему прибегал. Он рассказывал притчу, чтобы в дальнейшем человек размышлял над притчей, иногда даже давал толкование притчи, чтобы человек опирался на эту притчу. Поэтому когда детей учим, мы обязательно даём примеры, чтобы человек опирался на эти примеры, как на некое подобие. Небесное имя «Михаил» – фантазии!

 - Это потрясающе…

 - Да. С одной стороны – очень интересно, как у человека мысль работает. Это, конечно, стоит исследований, но, к сожалению,  не соответствует истине.

 -  У нас маленький приход  в сельском храме. С весны у нас пробит кабель и нет отопления, до сих пор ничего не движется. Мы пришли к своему настоятелю, так как у нас ничего не делается, мы смотрим «Союз», там  рассказывают, что надо делать. Пойдем к благочинному для начала, а потом к епископу, хоть кто-то нам должен помочь. Настоятель ответил: «вам здесь не  «Союз» и вам  здесь  не большой московский приход, а  сельский храм и здесь всё  по-другому. Ходите, не ходите, все равно бесполезно. В крайнем случае – закроем храм на зиму, если кабель не сделаем». Отличаетесь ли вы от других приходов?

 - Отличаемся, конечно. Финансовое положение городского храма и сельского, конечно различается. Это же очень просто, дорогие женщины. Взяли, собрались, скинулись тысяч по сто. И всё - сделали отопление сами. И батюшке сказали: «вот, батюшка, тебе ключ от щитовой отопления». Это вообще не батюшки задача, а ваша. У меня в храме я даже не знаю, где эти электрощитки –  это всё староста занимается. Он мирянин,  его на эту должность поставило приходское собрание, он  и занимается. Я только, не глядя, что-то подписываю иногда, и всё. Моё дело – служба, «Союз», приход это не «Союз», батюшка прав. Поэтому, если вы этим занимались, то батюшка ваш может, пришел бы на Союз и как я, стал бы здесь выступать. Почему я стал здесь стал выступать? Да потому что я полностью освобождён от хозяйственной деятельности на приходе. А то  и мне приходилось  там прорабствовать - такой был у нас период, пришлось и бетон месить, и доски прибивать и  всякими делами заниматься. Но сейчас, слава Богу, наладилось. А так, конечно – отопление в храме. Дело настоятеля – только найти человека, а оплачивать должен ведь сам приход. В этом всё дело. Тут жалуйся, не жалуйся – батюшка совершенно прав. Другое дело если бы вы пришли, принесли бы батюшке 10 миллионов, сказали: «вот, батюшка, сделай отопление». А потом смотрим – у батюшки к дому пристройка и новый автомобиль, а отопления опять нет.   Значит, батюшка потратил деньги на своё семейство – а мы собирались на отопление, а отопления нет  - тогда да, можно благочинному  сказать . А тут –то что?  Это всё зависит от прихожан.

 - Ну, привыкли, что батюшка должен всё.

 - Да батюшка ничего не должен. Он должен заниматься пастырской работой, с него за это спрашивают. А настоятель  должен приглядывать и  налаживать всякую жизнь. Но если нет средств, тут вообще ничего не сделаешь. Можно печку поставить. Мне доводилось служить в сельских храмах. Везде стоит печка, топят дровами.

 - На Афоне в храмах ставят посреди печь.

. – На Афоне, конечно, там потеплее  ситуация. Наши храмы трудней протопить.  Обычно у нас в сельских храмах зимняя часть, летняя. У меня два сельских храма, где я настоятелем, один из них топится соляркой. Но солярка очень дорого стоит. Мы её покупаем, копим долго деньги, покупаем сразу три тонны. Храм отапливается. Дадут благодетели - потому что сам  приход собрать такие деньги не может, это нереально. От службы столько денег не будет, от свечей и т.д. Это, вообще – то, забота прихожан.

 - Как вы относитесь к переводу церковных служб с церковно-славянского на русский язык?

 - Пока такого нет. А те, которые я видел – очень неудачные. Считаю, что  перевод такой должен быть и можно даже эти переводы раздавать  прихожанам. У нас например, существовали такие книжечки при чтении Канона Андрея Критского. Слушаешь славянский, смотришь сразу перевод по-русски, и лучше понимаешь. Но на самом деле, от того, чтобы перевести на русский язык, это сильно Церковную жизнь не оживит.

 - Очень многие, кстати, такое пожелание высказывают, потому что освоить этот язык почему-то для современного человека сложно.

 - Да нет, просто, когда нужно человеку освоить английский язык - он осваивает. А  славянский язык  от русского отличается полутора десятками слов и небольшими грамматическими особенностями, тут это несложно. Конечно,  когда человек пожилой приходит в Церковь,  ему,  конечно, трудно. В 70 лет пришел первый раз в Церковь. Но и то, самое главное слово, которое он чаще всего слышит, это «Господи, помилуй».

 - Вполне по-русски.

 - Да. И этого вообще достаточно. Все остальное потихонечку будет проникать в сознание.

 - Вы говорите, что неудачные переводы. А вообще, может быть какой-то такой адекватный перевод?

 - Теоретически возможно. Но чтобы переводить, во-первых, нужно обладать поэтическим даром. Второе – нужно просто блестяще знать церковно - славянский язык. Третье – нужно быть глубоко воцерковленным человеком, и специалистом по церковному богослужению. Потому что тут надо делать очень деликатно и незаметно, иначе просто резать по живому.

 - Просят: хотя бы Евангелие  давайте будем читать по-русски, потому что на слух церковно-славянский  воспринимать тяжело.

 - Это зависит от  чтения. Надо лучше читать. Я вот стараюсь так читать, чтобы было понятно – сначала мне самому. Потому что  очень многие как-то увлекаются -  особенно отцы дьяконы, главное – что-то протрубить, а над смыслом не очень-то задумываются. А главное всё-таки смысл, а не трубный звук. Нужно каждое слово выговаривать, всё осмысленно нужно стараться в каждое слово вложить.

 - Батюшка, спасибо большое за ваши ответы. Нам пора прощаться.

 - Всего вам доброго, будем  живы - здоровы – в следующее воскресенье увидимся. Не забудьте о том,  о чем  мы говорили в начале передачи. Телеканал «Союз» хоть и не деревенский приход, но точно также нуждается в ваших деньгах. Потому что канал-то ваш, и вы обязаны, коли смотрите, то нехорошо это делать бесплатно. Надо помимо того, что вы платите за телевизор, за электричество, у кого кабель -  платит за кабельное телевидение, но нужно платить и тем сотрудникам, которые делают сами передачи. На нас лежит такая обязанность. А то как-то неудобно, приходится руководству канала всё время как то выпрашивать. Это вообще наше дело, это должно идти совершенно автоматически и не задумываясь, каждый месяц. Вот такая ситуация какая-то советская: привыкли к тому, что   что-то откуда то берется, куда-то даётся. Это неправильно. Раз это наше, церковное, мы должны обязательно это поддерживать.  Всего вам доброго до свидания.

 - Всего доброго!  

 

Гость передачи: протоиерей Дмитрий Смирнов

Ведущий: протоиерей Александр Березовский

Расшифровка: Галина Парамошина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать