Радость духовной жизни

3 декабря 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Передача из Москвы. Эфир 2 декабря

 

- Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня у нас в гостях духовник женской Алексеевской обители, что в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров. Здравствуйте, отец Артемий!

- Здравствуйте, дорогие друзья!

 

- Сегодняшняя тема: «Радость духовной жизни». Мы работаем в прямом эфире. И вы можете звонить и задавать вопросы. В чем собственно радость, и в чем ее удовольствия и удовлетворения?

- Радости бывают разные. Бывает радость – чисто земная, быстро улетучивающаяся. А есть радость небесная, нетленная. И мы будем беседовать об этом втором чувстве, которое есть некая внутренняя полнота, избыток внутренней жизни. Эта полнота видна в выражении лица, в теплом добром жизнеутверждающем слове, в искорках, исходящих из глаз. Сам Спаситель свидетельствует, что к его ученикам, принявшим благодать духа Божьего в День Пятидесятницы, придут и поселятся в сердце мир, кротость, мудрость и радость, некое взыграние души, ощущаемые как крылья за спиной. Это Божье содействие, и речь идет не об эмоциональном, психологическом, субъективном состоянии, а о Божьем даре. Радость – это лакмусовая бумажка, посредством которой мы познаем, что мы на верном пути. А как же Спаситель? Обращаясь к ученикам, Он говорил: «В мире скорбны будете». Скорбями Христос именует все внешние беды, несчастья, вплоть до открытых гонений на веру, вплоть до насильственной смерти.

 

- А каковы источники радости?

- Эту радость вдыхает в нас Дух Божий, ведь не случайно он именуется Утешителем. То есть как отец, беря на руки ребенка, утешает свое дитя, так и Он, Дух Святой животворит всё, к чему не прикоснется. Но также источником радости является чистая совесть. Обретение чистой совести через покаяние, через изживание страстей и есть то благодатное детство во Христе, плод которого всегдашнее радование о Господе.

 

- А возможно делать добрые дела без радости? И вообще являются ли безрадостные дела добрыми?

- Все возможно. Не от нас зависит, что мы чувствуем, что мы переживаем. Любое истинное добро требует известного напряжения сил, самоотдачи, напряжения, жертвы. Не всегда нас понимают, одобряют те, кого мы благодетельствуем. Однако радость скоро прейдет. Мы не гоняемся за нею, но она следует за нами по пятам, если мы исполняем Божье предначертание: «Будьте милосердны - как отец ваш Небесный милосерд есть».

 

- А если человек делает дела от чувства, что так надо, является ли это добрым делом? Радостно ли оно?

- Дай Бог побольше встречать таких людей в 21 веке, которые совершают благие дела потому, что Родина сказала надо. Измельчал человек, вы знаете, и век наш лукав и жесток, ваш вопрос соотносится с глубокой мыслью Серафима Саровского, что не всякое добро приносит человеку духовный плод. Но только то добро, которое полагается к стопам Иисуса Христа, то есть совершается во славу Его святого имени. Это - стремление приблизиться к Нему, угодить Ему.

Но я могу совершать дело напоказ, обладая неким внутренним тщеславием. Тут ты моральное удовлетворение получишь. У нас же сегодня речь идет о благодатной радости, то есть верном критерии, что мы идем путём, заповеданным Господом.

 

- Хочется на многие аспекты духовной жизни взглянуть через призму радости. В чем состоит радость от молитвы, радость поста, радость исповеди?

- Когда удается хорошо помолиться, не наспех, не курам на смех, как-то из внутренней потребности. Когда мы словно дети беседуем с Небесным Отцом, благодаря за милости Его, и прося защиты Его. Всякий раз, когда это бывает, чувствуешь, что это самый значительный миг в твоей жизни. Ощущаешь вечное о тебе Божье предназначение. Ты находишься в твоей нише, ты отвечаешь Божьему замыслу. Твое сердце полно. Как говорил поэт: «Печаль моя светла, душа моя полна Тобой, одним Тобой!» И в этом смысле молитва может быть скорбная, потому что мы ощущаем свое недостоинство, греховность. Мы каемся в своих ежеминутных падениях. Но если человек сохраняет полноту упования, надежду на Божью помощь, Господь посылает Свою помощь.

Радость настигнет нас как теплый морской ветер, который настигает путника, удаляющегося от взморья. И мы говорим о парадоксальном сочетании печали и радости.

 

- Звонок из Уфы. Полезно ли «новоначальному» молиться по молитвослову, в котором утренние и вечерние правила переведены на современный русский язык?

- Сегодня можно найти множество молитвословов, в том числе с параллельным текстом. И, конечно, для группы продленного сада или для первоклассников пригодится этот молитвослов с переводом. Но это разговоры для бедных, то есть еще не насытившихся ведением. Сличив между собой параллельные тексты, мы познакомимся со всеми свойствами церковно-славянских слов, с окончаниями существительных, флексиями глаголов, и встроимся в высокий стиль церковно-славянского языка, который А.С. Пушкин называет русский языком.

 

- То есть не стоит привыкать к такому параллельному тексту?

- Не стоит привыкать к такому, потому что нельзя быть иностранцем в своем Отечестве. Тогда вы почувствуете себя в храме Божьем пятой колонной или модернистами. Такие модернисты открывают свои книжицы, изданные самиздатом, и речитативом читают вслух Символ веры на русском языке на Божественной Литургии. И выглядит это нескладно и коряво, потому что нельзя нарушать словесную ткань. Но православный христианин России должен с великой любовью принять наследие пращуров.

 

- Моя подруга находится после инсульта, ее зовут Наталья. Где я могу за нее молиться?

- Я, ты, он, она, и вместе целая страна, пользуясь телеканалом СОЮЗ, вы и мы давайте хотя бы кратенько вознесем молитвы за наших родственников, друзей, знакомых, нуждающихся в молитвенной помощи. И к ним, и к нам придет главная героиня сегодняшней Беседы - радость о Господе. «Господи Иисусе Христе, ниспосли благодать исцеления, врачевания, поддержи страждущих рабов твоих. Восстави их, Господи, от одра болезненного, да в радости и благодарении прославляем Твое имя со Отцем и со Святым Духом во веки веков. Аминь».

 

- Как провести Рождественский пост в радости?

- Я сам в молодости много пострадал от прозаической страстишки – переедания, неумения во время остановиться при еде. Сидишь за обедом, вместо двух рыбных котлет кушаешь 4-5 котлет. Однако когда женщина в годах начинает нервничать, и закусывает свое волнение, то часто происходит не просто располнение, но человек погружается в апатию, печаль. Пресыщение и уныние – это две родные сестры. И напротив, если ты научился с боями и трудами мере и воздержанию, если ты вкушаешь еду во славу Божью, восполняя недостаток затраченных сил, и относишься к пище как к лекарству, данному Богом, то ты и вкушаешь веселье, и встаешь от стола неотягощенным, и в душе чувствуется радость. Поэтому многие из нас с нетерпением ждут постов!

Я очень рекомендую, дорогие друзья, вечером не переполнять свое чрево. Мы обращаемся к тем, кто не бедный. И вы знаете, кто такой пингвин? Это ласточка, которая ужинала после 9 часов вечера. Почаще Рождественским постом заглядывайте в храм. Пост соткан из праздников: первый праздник – Введение Богородицы в храм, а там не за горами День святого Александра Невского, память святой Екатерины-великомученицы, потом 19 декабря – память святителя Николая-Чудотворца. Надеемся, что святитель Николай не забудет нас и одарит подарками. Я рекомендую вам дарить подарки тем, кто любит вас. А старец Паисий Святогорец советует дарить подарки тем, кто к нам холоден или относится с недоброжелательностью (антипатией). Вот тут ждите охапку радостей.

 

- Меня мучает совесть, что из-за меня молодой человек попадает в тюрьму. Он у меня вырвал сумку и ограбил. Его схватили по горячим следам, арестовали, и ему грозит суд, а меня терзают переживания!

- Телеканал СОЮЗ успокаивает вас: спите спокойно. Ему в тюрьме, на этом бесплатном курорте будет хорошо. Он там придет в себя и одумается. Вы явились его «благодетельницей», а лучше сказать, что вы тут вовсе не причем. «Бог шельму метит», и совсем не ваша вина, что в данном происшествии он споткнулся и в яму упал. Мы помолимся об этом мошеннике, а вы благодарите Господа, что цела ваша голова. Дай Бог, чтоб в колонии имелся домовый храм, и он мог поисповедоваться там. Так что спите спокойно.

 

- Если человек живет духовной жизнью, ходит в храм, исполняет посты, и это для него превращается в рутину, то, как воскресить радость?!

- Рутиной мы называем однообразный порядок, течение дел из недели в неделю, связанные с работой, обзванивание клиентов. Или, как труд почтальона, который обходит дома, и кладет в каждый ящик корреспонденцию. Или называем стирку матерью слюнявчиков ее годовалого ребенка. Однако не думайте, что эта однообразная жизнь, это течение дел из недели в неделю, должны иметь результатом уныние или стагнацию души. Я думаю, что тут дело в умении, в совокупности - свои обязанности положить к стопам Христа. Тут - умение ходить пред Его лицем, хотя бы ты крутилась на кухне три четверти дня. Тут искусство – в глубинах сердца призывать Его имя. Или как царь Давид говорил: «Радосте моя, избави меня от обышедших меня помыслов и искушений».

Если мы чувствуем, что душа подавлена, выгорела, если она косо смотрит на жизнь, то нужно глубже взглянуть в совесть, нет ли там уже не человека, а маленького бесенка. Это состояние внутренней раздражительности, когда тебя выводит из себя одно и то же лицо. Или осуждение твоего непосредственного начальства, образ жизни которого не совпадает с твоим собственным. Или кислое состояние ропота, когда ты жалуешься, становясь занудой для родственников, которые избегают с тобой общаться. Найдя этого внутреннего «контрабандиста», надо из сердца «вытащить его на Солнце» через Таинство Исповеди. Когда мы распахнем створки сердца, хорошенько осудим себя, удостоимся Причащения Святых Христовых Таин, будьте уверены, что Бог возвратит вам вдохновение, и жизнь, и слезы, и любовь, и конечно, радость жизни в Боге.

 

- Все апостолы называют Христа Агнцем. А пророк Исайя пишет: «Как овца был веден Он на заклание, и как Агнец перед стригущим Его был безгласен». Значит, Христос родился под знаком Зодиака Овен?

- Позвольте вас прервать, звездочет вы наш. Больно быстро вы переходите от посылки к выводу. Вовсе не все апостолы именовали Христа Агнцем. Мы встречаем такое упоминание у апостола Павла, однако, это слова пророка Исайи. Будьте внимательны, когда вы цитируете библейские изречения! У апостола Петра есть так же именование Христа Агнцем. Но это указание, что Христос, взойдя на крест, принял на себя грехи всего человеческого рода, явился Жертвой заколения, дабы мы были спасены Его крестными страданиями и Воскресением.

Однако почему вы привязываете рождение Спасителя к знакам Зодиака? Тут вы совершаете и не правомочное обобщение, и такой же вывод, и, вооружившись такой ложной посылкой, уводите нас к незаконному предположению, что событие Благовещения совершилось в августе. Не увлекайтесь схемами древних греков, которые расчертили звездное небо и наделили созвездия различными наименованиями! Церковь не догматизирует исторических дат. От нас сокрыто точное ведение – когда Христос родился в Вифлеемском вертепе. То, что сейчас приняла Матерь-Церковь, мы этому последуем. Иначе вас унесет темный ветер в астрологию.

 

- Звонок с «Северного полюса». Может ли привести исполнение всех внешних церковных предписаний искания Духов Благодати не к радости духовной, а к прелести?

- Запросто это может быть. Когда ты ищешь не Христа и единения с Ним, а лишь Даров Христовых, то ты находишься на ложном пути. Вторым или первым критерием правильной духовной жизни, когда христианин идет путем крестоношения, является не улыбка или внутренний восторг, но жертвенность в исполнении воли Божьей. Когда ты отдаешь частичку своей души, когда ты перебарываешь самого себя, когда ты распинаешь собственную гордыню, когда ты служишь человеку бескорыстно, то эта жертвенность Христова защищает нас от самообольщения, и она делает нас не самоупоенными, экзальтированными харизматиками протестантского толка, а делает нас трезвенными, спокойными, рассудительными, помышляющими весьма скромно о себе, умеющих осудить себя и оправдать ближнего, и таким образом, дарует нам духовное здоровье. Жертвенность в служении всегда приводит к внутреннему облегчению и к радости о Господе.

 

- Необязательно выраженная радость, да?

- Одно из правил аскетической жизни монашествующих – не навязывать окружающим своего поведения, никак не обнаруживать на лице то, что ты испытываешь, скорбь или радость, но быть скромным и держаться в тени. Эта католическая экспансивность, желание вылить на окружающих то, чем ты живешь – как раз признак прелести, о чем сказал наш «полярник». Внутренняя сдержанность, умение не навязывать окружающим своих состояний, но оставаться при этом не грымзой, не занудой, не мрачным мизантропом, но быть радушным, приветливым – это признак духовной зрелости христианина.

 

- Звонок из Самарской области. У нас на приходе сейчас нет батюшки, и наши бабушки сами совершают богослужения, и они поют, в том числе, евхаристический канон. Меня смущает это немного. Как правильно относиться к этому? Ближайшая церковь находится в 40 километрах от нас. Нечасто есть возможность туда съездить.

- На бабушек должна быть управа. Должен быть человек-авторитет для них, чтоб он подкорректировал немного их благочестие. Замечательно, что они собираются вместе. Но последовательно исполнять песнопения на Литургии, в том числе евхаристический канон, что-то здесь не так. Бабушки могут спеваться и репетировать, но они не должны подменять Литургию внешними песнопениями при пустом алтаре. Вот почему апостол Павел говорит о том, что в церкви в храме «женщина да не командует, не учит, но знает свое место».

В 1950-е в г. Алма-Ату прибыл епископ Иосиф (Чернов), человек святой жизни. Он застал кафедральный собор в Алма-Ате пустым. Там долго не совершались богослужения. И там долго управляли бабушки. И они настолько взяли власти, что, увидев невзрачного сухонького владыку, а в их представлении архиерей должен быть высоким человеком-горой, они не пустили его в собор со словами: «Нам такой не нужен». Смиреннейший владыка улыбнулся и в этот день не служил в храме. Но потом справедливость восторжествовала, и владыка скоро уже в отсутствие дьякона кадил на Великой вечере. А эти старушки как осы кучковались в темных углах храмах, и смотрели исподлобья на назначенного патриархом владыку. Епископ Иосиф покадил на первую группу бабушек и сказал: «То, что сатана не доделал, он вам поручил» и пошел дальше. Покадил на вторую группу бабушек и сказал: «Если б я был советским правительством, я бы вас в космос запустил».

Поэтому дай Бог милым бабушкам из Самарской области кого-то слушаться. Помолимся, чтоб во всех храмах Самарской губернии был свой батюшка.

 

- Я инвалид первой группы. Болею сахарным диабетом. Уже 31-ый год страдаю. Колюсь инсулином пять раз в день. Я всегда везде говорю этот грех. Как мне быть? Как мне каяться? Приходя домой, я начинаю потреблять всё в пищу. Наши священники не всегда меня понимают.

- Милая Лилия, патриарх сам свидетельствует, что больным определенного рода, в том числе и диабетикам, никакой пост прописан быть не может. Неслучайно святой Варсонофий Великий говорил: «больному телом пост не прописан». Вам можно употребить немного пищи, и при Причащении укорите себя и принимайте Причастие. Вам пост соблюдать нельзя. Для вас пища необходима для жизни!

 

- В чем состоит радость смирения и радость послушания?

- Если человек не думает о смирении вообще, и не знает, зачем оно нужно, если он имеет в душе гордячку-болячку, то в душе у него вместо радости будет напряженное безблагодатное скорбное состояние. Он будет скор на обиду, постоянно уязвляться в своих чувствах, будет страдать мнительностью, в душе не будет мира, и взгляд у него будет напряженный, исподлобья. Тут радости не увидит - как своих ушей. Но если ты скромно судишь о себе самом, если умеешь отдавать предпочтение ближнему, если, как говорит Христос, себя уничижаешь и укоряешь, но при этом не впадаешь в уныние, то смиренному Бог дает благодать. Как говорил один мудрый духовник - отец Иннокентий, ученик Глинских старцев, в 1930-х годах, когда в советской прессе было много клеветнических статей о «церковниках, попах, эксплуататорах», он улыбался себе в ус и говорил: «Ничего, чернее этой рясы ничего не сделают». Вот радость смирения. Бог таинственно почивает в твоей душе.

Вторая половина вопроса о радости послушания. Посмотрите на детей. Какие светлые и чистые лица у детей! «Дети – цветы жизни». Но вот ребенок стал капризничать, чтоб мама купила ему чупа-чупс. На лице дитяти выразилась гримаса. Вам не кажется, что это отпечаток будущего страдания, в которое погружает себя человек своевольный?! Так бывает и у взрослых. Человек, послушный голосу вечного нравственного закона совести, живет без печали. И это удел верных супругов, мужественно отвергающих искушения и не оскверняющих свое ложе. И это удел верных христиан, в воскресный день старающихся быть в храме. И это удел ребенка, который знает, что не родители должны служить ему, а он призван облегчать родительский крест.

 

- В завершение передачи хотелось бы задать такой вопрос. Наверняка нас смотрят люди, которые только вступают на духовный путь. Они делают первые, несмелые шаги. Что вы могли б сказать таким людям, чтоб их ободрить, чтоб их путь был радостным?

- Знаете, для жизни во Христе требуются радость и жертвенность. Но есть еще третий критерий – очень важно чувство меры. Что не в меру – то от лукавого. Кто чем не в меру увлекается, тот тем и искушается. Главная уловка дьявола – увлечь человека в какую-либо чрезмерность. Чтоб человек нарушил пропорции, мерность земной жизни и духовной жизни. Поэтому, дорогие друзья, вы можете сделать себе правильный диагноз. Помните, что говорит русский народ: заставь чудака Богу молиться – он и лоб расшибет.

Если думая о строгости Божьего суда, вы приходите в отчаяние, а спасет ли меня Господь, если я работал в общепите, и за 20 лет доблестного труда столько цыплячьих ножек, оставшихся после рабочего дня утилизовал, что я уже не вспомню на исповеди их точное количество, не отчаивайтесь! Соберите все цыплячьи ножки скопом в один сосуд покаяния и ввергните их (с этим покаянием) в пучину милосердия Божьего! Буш точно не помянет этих ножек, а уж Господь простит. Радость – это плод, путь – это жертвенность, а ограждение, чтоб не упасть в яму, это – мера, разумность, пропорциональность. Поэтому я желаю себе и всем нам идти таким царским путем. Дай Бог, чтоб и близким мы свидетельствовали, как радостна и радостотворна наша вера!

 

- Я стараюсь вести духовную жизнь, но радости от этого нет, только уныние. И грехи, которые я совершила в молодости, тяжелы, и сегодня они перекрывают ту радость, которую я испытываю, ведя духовную жизнь. Как с этим справится?

- Начинайте благодарить Господа Бога за каждый прожитый день, и испрашивайте у Него благословения на день завтрашний. Телеканал СОЮЗ забирает от вас это уныние и пусть Бог пошлет вам вдохновение и бодрость, жизненный оптимизм и радость, и знайте, что все содеянные вами грехи и исповеданные вами – это горстка песка. А Бог беспределен, и милости Его – беспредельны. Обернувшись от худшего к лучшему, от идола к Богу, смотрите туда, где Сам Господь вам предстоит, простирая со креста руки.

До скорых встреч, благодарим вас за внимание и за очень глубокие и интересные вопросы.

 

- Спасибо, отец Артемий! Дорогие зрители, всего вам доброго и до новых встреч!

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Олег Сиротин.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать