Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- С 6 по 9 марта состоится суперфинал VII Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры. Расскажите подробнее об этом мероприятии.
- Это очень интересный образовательный проект, в который вложен труд многих людей. Это мероприятие – яркое событие в образовательной жизни нашей страны, в котором стремятся поучаствовать все большее количество школьников. Это событие приобретает сейчас высокий статус. Проект изначально был поддержан Святейшим Патриархом Алексием, затем Святейшим Патриархом Кириллом. Сама олимпиада проходит в течение учебного года: она не является главной темой учебного года в области православной культуры, но является венцом того труда, который подъемлют на себя педагоги и школьники по Основам православной культуры. Вместе с суперфиналом этой олимпиады будут подводиться итоги другой близкой по духу олимпиады «Наше наследие», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Олимпиада по Основам православной культуры посвящена времени, когда наше государство начиналось воздвигаться трудами равноапостольного князя Владимира. Разработчиками олимпиады берутся такие ключевые и важные темы для нашей страны, потому что они имеют действительно непреходящее значение. Много видимых результатов от участия детей в подобных образовательных проектах: участники, поучаствовав в олимпиадах на разных этапах, получают не только знания, но и приобретают образовательный вкус. Все олимпиады, в том числе олимпиада по Основам православной культуры, ценностно ориентированы. Многие ее участники продолжают некоторое время после ее окончания жить темой, в которую они погружаются во время учебного года. Несмотря на то, что в суперфинале участвуют победители региональных этапов муниципальных туров, однако все участники имеют возможность погрузиться в эту образовательную тему и получить много пользы для себя, в том числе найти отголосок тем олимпиады в своей повседневной жизни. Это очень важно.
- Число участников олимпиады по Основам православной культуры с 2008 года выросло в 46 раз: более 600 тысяч школьников из 10 тысяч школ из 83 регионов России и 8 зарубежных стран. Чем вызван такой интерес среди школьников?
- Интерес вызван тем, каким образом организаторы олимпиады создают задания для участников. Олимпиада - это не просто опрос знаний о событиях; перед ее участниками ставятся определенные задачи, в том числе воспитательные: это развитие интеллекта, скорость мышления, развитие памяти, эрудиции. Много заданий, которые связаны с темами олимпиады, показывают способность человека ориентироваться в образовательном пространстве. Если участник готовится к олимпиаде (в ней невозможно участвовать, не подготовившись), он закрепляет какие-то моменты в своем образовании. Участник олимпиады, проходя эти испытания, получает в дальнейшем немало пользы: ему легче впоследствии принимать участие в любых образовательных испытаниях, в том числе в государственных экзаменах.
- Почему среди школьников возрастает интерес именно к Основам православной культуры?
- Это связано, в том числе с тем движением, которое сейчас есть в образовании, с появлением определенной образовательной области - Духовно-нравственная культура и духовно-нравственное воспитание. Обновился Закон «Об образовании», и этому стали уделять внимание не только в Правительстве России и в Министерстве образования, но и на местах. Изучать культуру, которое сформировало наше государство – это интересно.
- Каковы видимые результаты олимпиады по Основам православной культуры?
- Олимпиада становится популярной в педагогической среде и среди школьников. Темы, которые обсуждаются на олимпиаде, актуальны, причем не столько в детской среде, сколько во взрослой. Дети видят процессы, которые происходят во взрослой жизни, осознают и понимают, что есть определенные мостики между теми темами, которые они изучают в школе, и темами во взрослой жизни. Более того, им предоставляется возможность подготовиться к решению тех вопросов и проблем, которые встанут перед ними во взрослой жизни.
Во время олимпиады создается среда для общения: дети встречаются, общаются; общение их связано с важными культурообразующими, государствообразующими областями жизни. Дети становятся людьми совершенными, к чему и призвано образование. В итоге мы радуемся, когда человек не только много знает, но и умеет в этом многообразии знания выбирать лучшее - то, что созидает его самого и созидает общество, в котором он живет, а не разрушает его. Олимпиада по Основам православной культуры является, с одной стороны, новинкой в образовании, с другой, вбирает в себя все самое лучшее, что есть в этой области образования.
- Целью олимпиады являются духовное и патриотическое воспитание. Какими методами эти высокие цели могут быть достигнуты?
- Тема олимпиады «Наше наследие» связана с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Говорить о ключевых событиях, изменивших лицо нашей страны, не только необходимо, но и полезно. Полезно не потому, что человеческая память коротка, а потому что мы не должны забывать, что тема войны продолжает жить в наше время. Наши дети должны хорошо понять и осознать: все, что было связано с Великой Отечественной войной и с живыми людьми, ее пережившими, их опыт не должны исчезнуть из нашего общества. Если такое произойдет, мы потеряем нечто важное - то, за что они полагали свою жизнь, и что строили в борьбе с фашизмом.
Мы видим в современных мировых событиях, как отголоски той самой войны имеют значение на сегодняшний момент в разных странах. Мы понимаем, что те процессы, которые привели к трагедии Великой Отечественной войны, могут воскреснуть, если им не противопоставлять что-то другое, созидающее, что может остановить ненависть и злобу, которые продолжают жить в этом мире. Это самое главное.
Действительно, рядом нет уже тех людей, кто видели эту войну своими глазами, участвовали в ней, боролись за победу. Но их опыт не должен исчезнуть из нашего общества. Для нашей страны это очень важно. Мы не должны потерять свое лицо: ни перед теми людьми, которые отдали свою жизнь, ни перед своими детьми и потомками. В школьной жизни важно об этом говорить и в это погружаться. Такие образовательные проекты, как олимпиады, должны быть посвящены не только тем людям, которые видели войну, но и тем, кто на сегодняшний момент продолжают защищать наше Отечество. В олимпиадах участвуют люди, которые защищают Родину сейчас – это наследники тех, кто боролся с фашизмом во время Великой Отечественной войны. Сейчас уже есть ветераны современных войн. В дни памяти Победы в Великой Отечественной войне необходимо приглашать и тех людей, которые участвовали и в современных войнах.
Мы можем надеяться на то, что если какие-то ошибки допускаются в нашем обществе, мы, принимая правильные решения в образовании, сможем повлиять на процессы, которые будут происходить в будущем. Поэтому возникает интерес к олимпиаде по Основам православной культуры, к другим патриотическим проектам, осуществляемым в образовании, в том числе к тем проектам, которые связаны с традициями и обычаями народов, которые проживают на территории Российской Федерации.
- Основы православной культуры в школах преподают люди, которые могут и не быть христианами. Необходимо ли, чтобы человек, преподающий основы православной культуры, сам был православным?
- Есть разные степени погружения в тему. В образовании есть люди, которые являются специалистами в той или иной образовательной области, и есть люди, которые преподают и не имеют глубоких познаний. В образовании есть определенная тенденция: повышение квалификации. Основы православной культуры входят в образовательный проект «Основы религиозных культур и светской этики». Этот проект уже закрепился в школьном образовании и имеет свои успехи. Может быть, среди преподавателей Основ религиозных культур и светской этики нет специалистов, но это совсем не означает, что проект нужно закрывать. Наоборот, есть определенное движение в педагогической среде, которое связано с повышением квалификации. Основы православной культуры и Основы религиозных культур и светской этики – это темы, которые теперь относятся к духовно-нравственному образованию. Мы сейчас хорошо понимаем, что без духовно-нравственного образования невозможно представить современную школу. Каких-то духовно-нравственных процессов в школах не было раньше, но сейчас в этом есть потребность. И эту потребность выражают, в том числе и родители. Надо правильно понять этот предмет в системе школьного образования: за что он может отвечать и чему он может научить. Степень погружения в этот проект для ребенка должна быть такой, насколько он способен воспринять информацию. Весь этот процесс контролирует, в том числе Министерство образования совместно с религиозными организациями, что является очень хорошей площадкой для сотрудничества. Наши дети не оторваны от общества: школа является сама по себе моделью, в которой ребенок готовится войти во взрослую жизнь. Живя школьной жизнью, можно научиться чему-то очень важному. Можно, конечно, переоценивать значение школы для ребенка, но как бы то ни было, 11 лет школьной жизни – это целый период жизни, и он должен быть полный, в нем должны рассматриваться не только узко предназначенные вопросы - наоборот, школа всегда нацелена на будущее.
Спектр тем, областей, вопросов, которые сейчас предлагаются школьникам, вырос. Нам необходимо правильно расположить тот объем информации, который мы предлагаем детям. И здесь, действительно, роль специалистов очень важна. Если мы изучаем религиозную культуру, соответственно мы должны найти те формы выражения для детей, подыскать те методы, чтобы преподавание этого предмета было с максимальной пользой.
- Как Вы оцениваете перспективы в преподавании Основ православной культуры?
- Работа, которая ведется в образовании: подготовка учителей и специалистов по этому предмету в области религиозной культуры позволит преподавать профессионально, с пользой для детей. Для этого необходимы время и усилия. Мы должны понять тот исторический урок, который получили в ХХ веке. Если к религиозной культуре мы будем относиться так, как относились в советское время, у нас будут трагические последствия в будущем. Необходимо выработать правильный, взвешенный, адекватный и трезвый подход к этому вопросу. Я думаю, что есть масса людей в образовании, которые заинтересованы в том, чтобы давать детям полное образование, связанное с возможностью продолжать то дело, которое сейчас открывают для них взрослые.
- Вы являетесь духовником церкви-школы. Что это за образование?
- Православная Свято-Симеоновская школа - это школа, в которой дается государственный стандарт образования, как и во всех других общеобразовательных школах, с одним большим плюсом: здесь глубже дается духовно-нравственное воспитание, связанное с развитием нашего государства в русле православной культуры. Мы понимаем, что для воспитания достойного гражданина нашего общества требуется не только образование ума, но и образование сердца, которое невозможно без духовно-нравственного воспитания. В таком необычном образовательном учреждении имеется возможность заботиться об этом и давать полное образование учащимся гимназии. Есть определенные задачи, которые стоят в нашем учреждении: для нас, также как и для других общеобразовательных школ, важно качество образования, но в православной гимназии есть возможность говорить о содержании образования более обширно, включая в него духовно-нравственные компоненты, которые отсутствуют в обычных общеобразовательных школах.
Для Свято-Симеоновской гимназии, которая начала свою работу 1 сентября 2014 года, этот учебный год является началом большого пути. Много задач поставлено перед нашим учреждением, но есть и определенные успехи, достигнутые имеющимся педагогическим составом, есть и перспектива для развития. Для школы важно, чтобы небеса были отверсты и сердце горело для создания качественного образования, важно иметь возможность говорить обо всем без всякого стеснения: обо всех процессах, происходящих в нашем обществе, в том числе духовно-нравственных. В учреждении есть возможность влиять на эти процессы.
- На первом этаже церкви-школы расположен полноценный Свято-Симеоновский храм.
- Для православной Свято-Симеоновской гимназии само здание связано с историей возникновения на этом месте более 100 лет назад Храма святого праведного Симеона Верхотурского, к которому были пристроены флигели церковно-приходской школы. Дело в том, что до 1917 года начальное образование было именно в виде церковно-приходских школ. Это так называемое образование 1-4 классов. Те, кто заканчивали 4 класса в царской России, умели писать, считать и читать. Дальше можно было не учиться, и многие так и поступали. Это не означает, что в те времена не думали об образовании, наоборот, в конце XIX –начале XX веков в нашей стране было много образованных людей, в том числе детей. Многие продолжали образование в гимназиях, впоследствии в училищах.
Наши предки, жившие в Екатеринбурге, когда строили новую церковь на окраине города, посчитали необходимым пристроить к церкви классы церковно-приходской школы. Впоследствии этот храм был разрушен, на его основании было воздвигнуто здание, в котором находились разные учебные заведения. После того, как здание было передано Екатеринбургской епархии, по благословению Владыки вместе с храмом должна была появиться школа, как дань нашим предкам, которые понимали и осознавали, что главное в образовании не только знания, но и духовная жизнь, которая влияет на жизнь нравственную. Сейчас православная гимназия имеет все возможности, для того чтобы продолжить начатое нашими предками.
На первом этаже мы имеем храм святого праведного Симеона Верхотурского, 2 и 3 этажи здания занимает гимназия (классы с 1 по 11). Набор в классы пока открыт, в особенности на следующий учебный год. Это очень важно, когда в образование возвращаются традиции, заложенные нашими предками: мы не должны от них отказываться, мы к ним возвращаемся и должны их правильно включить в свою жизнь. Это не просто история - это живая ниточка, которая связывает нас с нашим прошлым и обязательно протягивается в наше будущее. Православная гимназия - это возможность все процессы в образовании довести до своего логического завершения: не просто сдать экзамены, но и вложить что-то очень важное, очень серьезное, что даст возможность ребенку жить во взрослой жизни, не падая и не теряя ничего из того, что вложил в его сердце и душу Господь Бог.
- Было бы хорошо, чтобы такое логическое завершение имело не только школьное образование, но и все этапы, встречающиеся в нашей жизни.
- Мы надеемся на помощь святого праведного Симеона Верхотурского. В Храме-на-Крови г. Екатеринбурга будет пребывать святыня – Феодоровская икона Божией Матери. Мы можем прикоснуться к тому, что лежало в основании нашей большой страны - любовь Божией Матери. Наши поруганные святыни возрождаются и возвращаются к нам. Мы должны научиться правильно пользоваться ими и сохранять. Это то, чем жили наши предки, то, что они нам завещали, и если мы потеряем это, мы можем навсегда потерять свое лицо.
Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!