Беседы с батюшкой. Православное почитание Пресвятой Богородицы

17 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин.

– Тема сегодняшнего обсуждения звучит так: «Православное почитание Пресвятой Богородицы». Когда мы говорим о Пресвятой Богородице, возникает очень много таких мыслей, которые иногда кажутся, может быть, дерзновенными, и мы боимся их сказать батюшке или с кем-то обсуждать. Поэтому первый и самый главный вопрос: почему мы обращаемся к Пресвятой Богородице?

– Почитая Божию Матерь, прославляя Ее, мы тем самым говорим о том, что любим Бога деятельно. Обращаясь к Божией Матери, мы свидетельствуем: мы верим, что по молитвам Божией Матери Господь окажет нам ту или иную помощь. Больше всего мы просим о том, чтобы Господь нам помог в тех или иных житейских вопросах. Но на сегодняшний день есть и более духовные запросы, и запросы, которые имеют большое значение для будущей жизни Церкви, когда мы просим Царицу Небесную, чтобы Она помогла в строительстве того или иного храма. А на Руси всегда строили очень много храмов.

Иконописцы молятся Божией Матери, прося, чтобы Она благословила их и помогла написать тот или иной образ. А мы знаем, что сейчас пишется много икон, посвященных Божией Матери. И Ее почитание как было весьма распространено, так и остается таким по сей день. Мы знаем, что у нас практически не было ни одного дома, в котором не было бы иконы Божией Матери. Практически во всех домах были почитаемые в той или иной местности иконы, пред которыми молились. Эта молитва была искренней, и те люди, которые жили по заповедям, данным Господом, получали просимое.

Царица Небесная не оставляет именно тех людей, которые всей душой и всем сердцем воспринимают Священное Писание и стремятся жить по заповеди любви, исполняя все то, что необходимо исполнить в повседневной жизни. И таким людям, таким праведникам Царица Небесная являлась и даже свидетельствовала о тех или иных обстоятельствах, связанных, например, со строительством храма.

Мы помним, как Царица Небесная явилась почитаемому у нас здесь, на северо-западе, и по всей Русской земле преподобному Александру Свирскому, когда он строил храм Покрова Божией Матери. Это явление было очень важным, Царица Небесная уверила Александра Свирского, что Она не оставит его обитель, будет помогать той братии, которая будет в будущем молиться в храме на этом месте (это произошло незадолго до смерти преподобного Александра). И мы видим, как в дальнейшем Царица Небесная не оставляет эту обитель, которая по сей день существует и процветает, туда приезжают люди отовсюду, чтобы там помолиться.

Также мы почитаем Тихвинскую икону Божией Матери и те события, которые были связаны с этой иконой (о них можно говорить не одну передачу). Много книг написано об этом, и все новейшие события, которые произошли в последнее время, тоже нам рассказывают о том, насколько Божия Матерь не оставляет нас, насколько Она нам помогает.

– Здесь есть сразу несколько вопросов, связанных с тем временем, которое очень памятно многим людям, когда были тяжелые гонения на Церковь, когда тот же самый монастырь Александра Свирского был поруган – и потребовалось много лет, чтобы заново молитва зазвучала в этом храме. Но во время войны были люди, которые не прибегали к помощи ни Пресвятой Богородицы, ни Господа. И, казалось бы, Богородица должна перестать заботиться о таких людях. Это возможно? Ведь мы настолько были грешны и непоследовательны в своей вере. Почему Богородица никогда не оставляет нас?

– Наверное, я этот вопрос могу и себе адресовать, потому что я тоже считаю себя грешным человеком и тоже молюсь, прошу Господа, чтобы Он простил мне мои грехи. Я прошу и Божию Матерь, чтобы Она помогала мне, моей семье, тому приходу, в котором я служу, тем людям, которые просят, чтобы о них молились. И каждый раз, слыша о тех или иных свидетельствах помощи Божией Матери и сам ощущая их на себе, я испытываю особую благодарность Господу и Царице Небесной.

Несмотря на то, что я грешный человек, Царица Небесная оказывает Свою помощь, и Господь, слыша Ее молитвы, не оставляет нас, помогает нам. Помогает, несмотря на то, что у нас нет особой духовной жизни, чтобы мы могли говорить о том, что мы живем как подвижники древнего благочестия. Тем не менее Божия Матерь нас не оставляет…

Я вспоминаю Великую Отечественную войну, о том, что в далеком местечке было явление Божией Матери святителю Христову, который, молясь Богородице, получил это свидетельство, что Она не оставит землю Русскую, если люди будут поступать так-то и так-то. Он об этом сообщает Сталину, и тот воспринимает эти слова как слова истины. Как были свидетельства во время Великой Отечественной войны, так они происходят и сейчас.

И в нашем блокадном городе в храмах совершалась служба. Остались свидетельства о том, что очень много людей приходило в храмы, очень много подавали записок, молились, причащались, просили помощи у Господа и Божией Матери, и такая помощь многим подавалась. Давайте вспомним Сталинград, где сохранился один-единственный дом, когда женщина, почитающая Божию Матерь, каждый раз при обстрелах выходила с иконой Казанской Божией Матери и обносила ею свой дом. Более того, в одном из донесений того периода было написано, что произошли чудесные события. Люди увидели в небе знамение, которое засвидетельствовало, что победа будет за нами, так как с нами Господь и Божия Матерь.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «В чем глубинный богословский смысл праздника Покрова?»

– Вспоминая о том, что наш праздник имеет древнее установление, мы в Русской Православной Церкви, особым образом почитая Божию Матерь, верили и верим, что Царица Небесная нас не оставляет, что Она нам помогает, что та помощь, которую Она оказывает, постоянна. И люди земли Русской раньше особым образом эту помощь ощущали.

Если мы вспоминаем те события, которые связаны с прославлением и почитанием Владимирской иконы Божией Матери (у нас три особых дня в году, связанных с почитанием этой иконы), мы каждый раз вспоминаем о том, как все выходили и молились перед иконой Божией Матери, прося у Нее помощи. И эта помощь оказывалась. Чувствуя эту постоянную помощь, наши предки понимали, что они должны каким-то особым образом отметить это именно как Покров Царицы Небесной над ними.

Те или иные почитаемые иконы Божией Матери свидетельствуют о том, что на всей нашей территории Царица Небесная оказывала Свою помощь. И такой особенный праздник, который был установлен, остается по сей день для нас очень значимым. Поэтому в этот день собираются верующие по всей нашей стране (я знаю, что храмы всегда наполняются), каждый верующий старается именно в этот день обязательно прийти и помолиться в храме. И это тоже очень важное свидетельство: как в древности, так и сейчас мы ощущали и ощущаем особую помощь Божией Матери.

Поэтому, когда мы отвечаем на подобный вопрос тех людей, которые недавно пришли в церковь или случайно в нее зашли, мы каждый раз рассказываем о тех событиях, которые в определенном месте являются более значимыми в связи с тем, что здесь более почитается та или иная икона Царицы Небесной.

– Причем интересно, что этот праздник отмечается и празднуется только в России и в некоторых наших братских Церквах. На Западе нет такого праздника – Покров Пресвятой Богородицы.

– Да, на сегодняшний день мы наблюдаем особое почитание этого праздника именно в России. Но именно в России и было явлено много таких событий, которые стали очень знаковыми для людей земли Русской, причем для каждого определенного места. Если это Новгород, то мы вспоминаем икону Божией Матери «Знамение» и те события, которые в то время были. Если Тихвин, то Тихвинскую икону Божией Матери, Казань – Казанскую икону Божией Матери. То есть у нас очень много было и остается тех икон, которые являются почитаемыми.

Люди, которые приезжают с Запада в Россию и узнают о том, что здесь есть почитание той или иной иконы, когда знакомятся с историей, приходят в восхищение, потому что ничего подобного в таких масштабах у них нет, такого особого почитания у них нет. А у нас в России есть такое почитание, и это, конечно, связано с особым молитвенным обращением жителей нашей страны, членов Русской Православной Церкви, к Царице Небесной.

– Мы знаем, есть конфессии, которые говорят, что Пресвятая Богородица имела непорочное зачатие. В этом смысле почему Богородица для нас такая родная, близкая? Мы понимаем Ее человеческое происхождение и при этом понимаем, что это Пресвятая Дева. Как это уместить в нашем сознании? Возможно ли Богородицу понять только умом, а не сердцем?

– Люди земли Русской всегда очень благоговейно относились к Священному Писанию. Я даже процитирую строки из Евангелия от Луки: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк. 1, 2628). Это очень важное свидетельство, которое Она получает как человек от Бога через архангела. И в дальнейшем, придя к Своей родственнице Елизавете, Она говорит о том, что Ее будут почитать и прославлять все роды.

Поэтому  почитание Божией Матери укладывается именно в то Евангелие, которое было возвещено. То есть русские люди (и мы на сегодняшний день) воспринимали эти слова как то, что является важным. И мы не можем относиться к этому по-другому. Поэтому почитание Божией Матери мы основываем именно на строках Священного Писания.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Не является ли это кощунством и даже дерзостью – называть женщину Богородицей, если Бог существовал, когда Ее еще и на свете не было? Бога родить невозможно, Он существовал всегда. Поэтому получается как бы какое-то дерзновение. Она родила Человека Иисуса, но Бога родить нельзя, вы же это понимаете. Тогда кем называть Иосифа? Отчимом Бога? А Предтечу – братом Бога? А Елизавету – тетей Бога? Мы так договоримся непонятно до чего».

– Ваш вопрос не является чем-то новым, на протяжении всей истории христианства люди полемизировали на эту тему. И на этот вопрос отвечали во все времена, и отвечали весьма убедительно и утвердительно. Мы веруем в Иисуса Христа, являющегося совершенным Богом и совершенным Человеком. И вся наша православная догматика, все то, что было изложено, остается на сегодняшний день для нас тем, что не может никаким образом нас поколебать, не может никоим образом измениться.

Я Вам советую, посещая православный храм, если Вы в нем молитесь, обратиться в воскресную школу, где разбираются подобного рода вопросы, беседовать с духовником, а также читать духовную литературу – творения святых отцов, которые очень подробно эту тему разбирают. Если при чтении творений святых отцов у Вас будут возникать какие-то вопросы, Вы сможете с духовником поговорить об этом.

Кроме того, Вы можете помолиться и попросить Господа, чтобы Он Вас вразумил и просветил, а также помолиться Божией Матери, чтобы Она тоже помогла Вам разобраться в этом вопросе. Каждый решает для себя сам. Если он становится чадом Церкви, то этот вопрос решает для себя однозначно, потому что он принимает то вероучение, которое есть в Православной Церкви; другого варианта нет. Человек отказывается от себя и вручает себя Богу. И тогда в соработничестве с Богом человек духовно преображается.

Каждый раз, когда мы молимся и читаем утреннюю молитву «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины», мы просим, чтобы Господь вселился в нас. И когда Господь пребывает в нас, тогда наш ум просвещен благодатью Божией и помогает нам иметь правильные взгляды и праведный образ мыслей.

– Вспоминаю из всенощного бдения слова: «Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим». Мне очень нравится, когда в наших богослужениях практически ни один чин не проходит без молитвенного воспоминания Богородицы. Мы чаще всего и прибегаем к Ней за помощью как к матери. И действительно,  нам, наверное, даже легче в нашем постоянном озлоблении и постоянном грехопадении обращаться за помощью к Ней. Когда нам становится плохо, мы же говорим: «Мама, мамочка». Здесь то же самое…

– Я сразу вспомнил слова, которые говорят во время богослужения. Это начало Евангелия от Иоанна, пасхальное богослужение: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» И дальше мы слышим удивительное свидетельство о Свете. Это свидетельство для нас является очень важным, потому что мы живем, чувствуя, что духовно преображаемся, что благодать Божия в нас действует.

– Телезрительница из Санкт-Петербурга: «Я хотела поделиться тем чудом, которое произошло когда-то со мной в детстве. Я жила в абсолютно атеистической среде и на фоне того, что нам рассказывали в школе, я говорила бабушке, что Бога нет. Когда мне было 14 лет, я листала журнал "Огонек"– и там на всю страницу была икона Божией Матери "Неопалимая Купина". В голове у меня абсолютно не было никаких мыслей о Боге, о том, что это Божия Матерь и что это икона. Но с этой журнальной страницы на меня чем-то таким повеяло, что сердце мое к этому прикоснулось, было ощущение тепла и любви. Я с недоумением на это взирала, но понимала, что мне это нужно, однако в той своей жизни еще не знала, где это может быть, куда идти.

Это недоумение и эта иллюстрация ушли на многие годы, я была атеисткой 62 года (только семь лет, как воцерковилась), потом еще блуждала по всяким восточным учениям. Но осталось вот это осознание, которое пришло в перестройку, что Бог есть, и я стала Его искать. Но чувство, которое я пережила в 14 лет, когда смотрела на икону Божией Матери, всегда во мне жило... Я это к тому, что Матерь Божия, даже если мы ничего не знаем и не понимаем, все равно как-то касается нашего сердца».

Действительно, у нас очень много свидетельств о том, как Богородица помогает людям, которые вообще живут в очень тяжелом греховном состоянии. И, наверное, прежде всего, как и Сам Господь, Она приходит к тем, кто нуждается. Это и к вопросу о том, как научиться молиться Богородице и как Ее понять.

– Для нас, современных православных людей, молитва Богородице настолько по-детски искренняя, что, обращаясь к Божией Матери, мы каждый раз чувствуем, что мы, как дети, обращаемся к своей родной маме, прося у Нее помощи. Но как ребенок не всегда получает от мамы то, что просит, если это может навредить ему, так и Царица Небесная каждому оказывает ту помощь, которая необходима. То есть Она молится Своему Сыну, чтобы Господь не оставил человека в его вопрошании и подал ему то, что ему действительно необходимо.

На сегодняшний день мы знаем, что многие молятся и перед иконой Божией Матери «Пантанасса» («Всецарица»), и молятся не только онкобольные, но и те, кто просит защиты от колдовства и чародейства, и такую помощь получали и получают. У нас в России есть много свидетельств об этом. Молятся и перед иконой «Неупиваемая Чаша». И немало тех людей, которые по молитвам Божией Матери, по милости Божией преобразили свою жизнь, оставили пристрастие к спиртным напиткам; в результате сохранились семьи, их жизнь преобразилась, они стали чадами Божиими.

В то же время мы видим, например, как люди у нас в Казанском соборе стоят в очереди к Казанской иконе Божией Матери, прося, чтобы Царица Небесная помогла им. И здесь мы тоже наблюдаем: как раньше, так и сейчас люди верят в то, что по молитвам Божией Матери Господь нас не оставит. И таких людей становится с каждым днем все больше.

При этом мы видим, что жизнь на сегодняшний день у многих людей очень и очень напряженная, содержательная, людям приходится работать не по восемь часов, а значительно больше, и общественная нагрузка больше. Мы видим, как многие очень активно участвуют в общественной жизни, и очень многие даже мало спят, потому что нагрузка очень большая. И люди просят Царицу Небесную, чтобы Она помогала. И каждый раз просят об этой помощи; значит, они ее получают; значит, чувствуют, что Царица Небесная им помогает. Поэтому и просят Ее о помощи.

Для нас, современных людей, это является очень и очень важным. Ведь молясь Божией Матери перед Казанской иконой, мы каждый раз читаем тропарь с удивительными словами: «Заступница усердная». Мы именно так считаем. И когда читаем общий тропарь: «К Богородице прилежно ныне притецем...», это наше состояние предполагает, что каждый раз, изо дня в день, читая утренние, вечерние молитвы, посещая богослужения, мы обращаемся к Божией Матери. Во всех богослужениях обязательно есть обращение к Ней.

Мы Ее просим о помощи, и это для нас настолько естественно, как дышать воздухом. И  здесь является очень важным внутренний духовный настрой. Приняв крещение в святой купели от Господа Иисуса Христа, мы, конечно, понимаем, что, став сопричастными Господу, мы можем обращаться и к Божией Матери за помощью, потому что это Ее Сын. Он избавил нас от греха, от проклятия, от смерти и даровал нам надежду на вечную жизнь, если мы будем жить по заповедям, прежде всего в любви.  

Эту любовь мы можем каждый раз ощутить, когда молимся, в том числе и Божией Матери, почитая Ее и прославляя. И наши святые угодники Божии тому яркое свидетельство, потому что они все особым образом почитали Божию Матерь. И мы знаем, как почитал отец Иоанн (Кронштадтский) Божию Матерь, как он Ей молился, как по его благословению даже была написана икона сестрами Леушинского монастыря, как эта икона была потом у преподобного Серафима Вырицкого; он перед ней молился. То есть мы наблюдали и наблюдаем особую помощь Царицы Небесной. И здесь очень важным является именно духовный настрой на жизнь с Богом. Если он у нас присутствует, то и Божия Матерь для нас является верной Помощницей, Заступницей усердной.

– Серафиму Вырицкому тоже являлась Пресвятая Богородица… Мы уже говорили о некоем своем дерзновении, когда мы обращаемся к Ней. Мы и к Господу обращаемся в конце молитвенного правила: «Господи Иисусе Христе, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, преподобных и богоносных отец наших, помилуй нас». Мы просим Его, вспоминая Пресвятую Деву, чтобы ради Ее молитв Он помиловал нас. Но когда мы обращаемся к Пресвятой Богородице, мы действительно хотим, чтобы помощь Ее была прямо зримой, даже чудесной. Хотя я понимаю, что в нашей жизни Она присутствует постоянно. Как услышать и понять, что хочет от нас Богородица? И как мы должны себя вести, чтобы своими поступками не оскорблять Пресвятую Деву Марию?            

– Каждый раз мы молимся и свидетельствуем, что Она выше всех небесных сил (архангелов и ангелов), что Она, безусловно, отличается от всех святых, потому что Она тот человек, в Которого вселился Невместимый – Сам Господь. То есть это такое удивительное чудо, которое свидетельствует о том, что Она действительно была человеком чистой жизни. И строки Священного Писания нам об этом свидетельствуют, и дальше Она Сама свидетельствует об этом перед Своей родственницей Елисаветой. Для нас это является очень важным.

Кроме всего прочего, у нас же Апостольская Церковь, и мы вспоминаем, что апостолы сами обратились к Божией Матери: «Пресвятая Богородица, помогай нам». После того, как произошло Ее честное успение. И вслед за апостолами мы по сей день произносим: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Мы просим у Нее помощи, и в этом отношении у нас происходит самое настоящее духовное преемство.

– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Почему, когда дьякон часто обращается к священнику, говорит: "Благослови, владыко святый"?»

– Раз Вы живете в Санкт-Петербурге, я Вам очень рекомендую посещать наши епархиальные катехизаторские курсы. У нас есть предмет «литургика», и можно очень подробно узнать о нашем православном богослужении, об истории того, как создавалось богослужение и почему именно так на сегодняшний день происходит.

На нашем приходе тоже есть катехизаторские курсы и предмет «литургика», тоже священником очень подробно рассказывается о православном богослужении. Я думаю, именно во время таких занятий нужно разбирать подобного рода вопросы. История православного богослужения очень интересна, потому что на протяжении всего периода христианской жизни Церкви мы наблюдаем, как оно все более развивается, находится в динамике, появляются новые святые, пишутся новые молитвы, происходят  определенные события. В связи с этими событиями тоже пишутся новые богослужебные тексты… В этом отношении, я надеюсь, все наши слушатели будут действительно внимательно к этому относиться и повышать свою духовную грамотность.

Практически при каждом храме есть воскресная школа, и у преподавателей также можно узнать о тех или иных особенностях богослужения. На сегодняшний день мы имеем  благодатную возможность познакомиться во всей полноте с историей богослужения и в Интернете, и в церковных лавках и библиотеках. Очень много есть литературы, которая посвящена именно православному богослужению. Поэтому я Вам просто рекомендую очень внимательно к этому отнестись. Это поможет Вам в дальнейшем быть духовно грамотным человеком, который будет молиться в храме, понимая, почему все так происходит.

Дьякон к священнику обращается с такими очень важными словами, потому что священник, как преемник апостольского служения, имеет особый дар от Бога – дар совершения богослужений. Поэтому благословение, которое дает священник (начальный возглас на то, чтобы происходило богослужение), является очень важным.

Через священника Господь подает нам возможность совершения службы, и это каждый раз таинство: во время литургии происходит бескровная жертва, мы причащаемся Тела и Крови Христовых. И в других жизненных обстоятельствах также происходят таинства Церкви, и милость Божия проявляется тогда, когда священник совершает другие богослужения.

– Может ли человек быть верующим во Христа, но при этом не понимать почитания Пресвятой Богородицы?

– Я думаю, немало тех людей, которые свидетельствуют о том, что почитают Господа (для них «Бог в душе»; на сегодняшний день это расхожее понятие), и в то же время мы от этих людей не слышим ни о каком почитании Божией Матери, святых угодников Божиих, Небесных сил. Здесь есть определенная духовная проблема, связанная с тем, что человек не ощущает себя в полной мере членом нашей Святой Соборной Апостольской Церкви. Потому что когда человек воцерковился, то для него Церковь – Мать, Бог – Отец. И Царица Небесная почитается так, что человек не может без этого уже жить, он уже не может себе представить жизни без обращения к Божией Матери. Утренние и вечерние молитвы обязательно содержат обращение к Божией Матери.

Тот человек, который говорит, что у него Бог в душе, что Он почитает Господа – это, конечно, человек, который не читает ни утренних, ни вечерних молитв, не принимает регулярно участия в богослужениях. Он может быть захожанином или придет раз в год за святой водой в день Богоявления или на Пасху, чтобы освятить куличи, яйца. Или на Преображение придет с какими-то фруктами... Но это не тот человек, который является членом Церкви, практикующим христианином, то есть тем, кто изо дня в день молится и живет христианской жизнью.

– Вы сейчас произнесли очень хорошую фразу – «практикующий христианин». Задавали такой вопрос, как отличить верующего христианина от захожанина, и говорилось о том, что есть большая разница между чтением молитв и их вычитыванием. Потому что невозможно понять молитву, если ты ее просто вычитываешь, а не проживаешь. Соответственно, возникает тогда вопрос: когда мы постоянно вычитываем молитвы – это в любом случае принесет нам пользу или это может принести вред?

– Если человек попадает на операционный стол, он же хочет, чтобы к нему пришел хирург, который является практикующим врачом, а не просто какой-то теоретик, который теоретически знает, как эту конкретную операцию надо провести…

– В Интернете прочел, как ее провести.

– Да. Сейчас очень много людей, которые говорят, что они в Интернете что-то прочитали и могут учить того или иного врача, как их надо лечить. Нередкими являются и такие случаи, когда люди приходят в церковь и говорят: батюшка, нужно, чтобы Вы помолились так-то и так-то, благословили на то-то и сделали то-то. То есть человек сам для себя решил, что ему нужно. И он совершенно не может себе представить, что должен отказаться от своего «эго» и предоставить себя в руки Божии, как это делали все святые угодники Божии, все праведники. И так на сегодняшний день поступают многие, служа своим ближним и Церкви Божией.

Я вспоминаю святителя Луку (Войно-Ясенецкого), он был практикующий врач-хирург. И в то же время это был человек, который постоянно служил в церкви. Совершив в течение дня по восемь или больше операций, он приезжал в церковь и молился, чтобы Господь помог тому человеку, которому он сделал операцию, чтобы тот выжил и жизнь его была во славу Божию. То есть это не операция ради самой операции, а святитель Христов молился о том, чтобы Господь помог этому человеку.

И по сей день много тех людей, которые с любовью вспоминают святителя Луку. Не так давно я слышал рассказ о святителе Луке от женщины, которой он в свое время преподавал. У нее остались о нем светлые, прекрасные воспоминания как о человеке, который имел возможность сказать правильное, грамотное слово и подтверждал свои слова делами. Это были дела, с одной стороны, совершенно светские (он был светским преподавателем, светским хирургом), а с другой стороны, он, как служитель Церкви, делал все так, чтобы помочь каждому человеку. И эту помощь оказывал.

Мне кажется, что каждый раз люди могут обращаться к житиям святых угодников Божиих, чтобы посмотреть, как они жили во славу Божию, как почитали Божию Матерь.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать