Праздник Светлой Пасхи

16 апреля 2012 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Дамиан (Залетов), клирик храма Троицы Живоначальной в Коньково.

– Тема нашей  беседы никак не могла быть другой, чем праздник Светлой Пасхи. Сегодня мы постараемся обсудить ее с разных сторон. Интересно, что уже примерно 2000 лет этот праздник – самый значимый и, если можно так сказать, он не теряет своей актуальности. Почему?

– Действительно, праздник Пасхи, Воскресения Христова – это наше все. Поэтому говорить о нем можно так же бесконечно, как бесконечны глубина и значимость его. Я все-таки рассчитываю на вопросы телезрителей и тех, кто в интернете может с этим вопросом соприкоснуться, ведь говорить можно много  -  важно, чтобы темы были актуальны для наших телезрителей.

Праздник Воскресения Христова – самый главный наш праздник, Праздников праздник и Торжество торжеств, как мы именуем его в богослужении. Не случайно он так называется, ведь это суть нашего спасения. Дело Христово осуществляется в восстановлении человеческой природы, ее преображении. Это произошло во Христе, благодаря Его страданиям, крестной смерти и Воскресению, а в дальнейшем – в Вознесении на Небо, это надо воспринимать без отрыва от Пасхи.  Христос явил Себя людям как Спаситель именно через страдание и Воскресение. Благодаря этому мы снова сопричастны Богу, нам снова открыт доступ в Царствие Небесное.

Конечно, вся жизнь Христова ценна равнозначно. Без Рождества не может быть Человека, без рождения Человека не может быть становления, без каких-то событий Его жизни, какие мы тоже празднуем во Христе, – и Крещение, и Сретение, и многое другое. Но главное все-таки результат, все ради результата. Пасха Христова – результат служения Христа, спасения людей.

Ни в какое время человек не может быть равнодушным к тому, что ради него Бог сошел на землю, принес Себя в Жертву. Нет больше той любви, кто отдаст жизнь свою за ближних своих. Это правило явил Христос – не абстрактно, не теоретически, а самым практическим образом – отдал Себя ради каждого из нас и каждому из нас открыл дверь к Богу, доступ к Богу, в рай. Конечно, это великая надежда, великое упование для всех нас.

Другое дело, что мы должны воспользоваться этим теперь. Эту вторую часть вопроса, вторую сторону медали, мне кажется, люди часто забывают. Сама возможность спасения нам дана во Христе, в Его Воскресении: без Бога это было бы невозможно, без этой Жертвы. Эта надежда нас окрыляет, вдохновляет. Но, с другой стороны, не будем забывать, что надо реализовать эту надежду, эту возможность своей жизни. А реализовать ее можно лишь одним способом – пройти путем Христовым, идти за Христом, нести крест:  пройти свою голгофу, если хотите. Земная жизнь становится осмысленной в Евангельском свете, после Христа.  Человеческие же скорби и проблемы становятся не просто неприятностями и бессмысленным горем, а спасительным горьким лекарством, прекрасным делом нашей жизни для нашего спасения. Вот какую надежду, упование мы имеем в христианстве.

Ну а для того чтобы этим воспользоваться, человек должен все-таки проникнуться Христом, Евангелием и пойти вслед за Христом, неся свой крест. Это не общие слова.

Конечно, мы уже 2 000 лет их говорим,  они становятся обыденными даже, но такие дни, как и страдания Христа, Пасха, и Его Воскресение освежают для нас эти идеи, снова придают им новизну и актуальность. Вот что драгоценно в такие праздники. Молясь в эти дни в храме, слушая многократно Евангелие о Христе, мы как бы обновляем в себе наши христианские идеи, мировоззрение, обновляем, углубляем, расширяем его - конечно, те, кто сопричастен этому. Понятно, что такие праздники и события имеют значение для нас, прежде всего, потому, что помогают обновить в себе образ христианина. В этом смысле мы каждую Пасху чувствуем новизну, свежесть служения Христа, Его подвига, Его Воскресения. Это нас вдохновляет. В нашем тяжелом, суетном мире это нас обновляет, настраивает идти дальше (тех, конечно, кто идет).

Братья и сестры, праздник Пасхи –  самый лучший, самый глубокий повод вспомнить о Христе. Не просто думать, как-то обыденно размышлять, а по-настоящему, с чувством благодарности, ревности и усердия снова всмотреться в Христа, в Его Личность, Его глаза. И сделать еще шаг вперед.

– В деле спасения души важно пройти путь Христа. Возможно ли спасение, если сложность вызывает даже борьба с одним из множества грехов жизни? Возможно ли спасение, даже когда в малом тяжело победить?

– Спасение всегда возможно. Собственно говоря, оно возможно именно потому, что зависит исключительно от Бога. Как сказано в Священном Писании, человеку это невозможно,  Богу же все возможно. Было возможно и прийти к нам, и перенести все, и Воскреснуть Самому как Источнику жизни и стать Источником воскресения для всех. Это только Богу возможно. Для нас же это возможно, потому что мы приобщены к Богу, обращены к Нему, идем вслед за Ним. Только поэтому для нас возможны спасение и святость. Сами мы никак не являемся источниками этого.

Поэтому первое, что от человека зависит, первый шаг в спасении – это познание собственной немощи. Первое, что мешает нам обратиться к Христу, первая причина, почему люди неверующие – это собственная самость. Почему самость есть у человека? Человек – это образ Божий, в человеке заложены Богом настолько великие реалии, такой высокий статус у человека – образ Божий, что неким злоупотреблением этим  становится самость. Человек может говорить: «Ну, я сам ничего, сам хороший, я и сам обойдусь, сам умею». Это мы, к сожалению, слышим каждый день и в своей совести, и в совести других слышим такое: «Сам, сам, и Бог не нужен»... Или нужен только по каким-то вопросам, в какой-то части.

Так вот, что полностью зависит от человека, – это победа самости. Ее можно по-разному назвать: гордость, самомнение. И еще, как мне кажется, очень хороший современный термин (кстати, Святейший Патриарх в своем Пасхальном послании в этом году его употребил, это замечательно) – эгоизм. Философский термин, научный. Эгоизм мешает нам быть с Богом, даже верующему человеку мешает идти вслед Богу, следовать Ему. Не наша задача просто что-то побеждать, получать святость. Наша задача очень проста – понять нашу немощь, свое бессилие без Бога, открыть путь в свое сердце Богу. Вот что такое вера – Бога пустить в свое сердце.

– Вопрос телезрителя:  «В Евангелии от Иоанна, в последней главе, когда Мария узнала Христа, Он ей запретил прикасаться к Себе и сказал, что Он еще не вошел к Отцу Своему. А в Евангелии от Матфея две Марии ухватили Его за ноги. Что в этом скрыто? Я понимаю, что Иоанн – более духовный апостол, ему было больше открыто. Объясните, почему Христос запретил Марии прикасаться к Себе?»

– Эти вопросы уже давно отразились в богословской мысли, в токованиях Священного Писания. Евангелия не ставили перед собой задачу  формально описать жизнь Христа по часам, дням. Это некое восприятие Христа учеником и человечеством, поэтому в Евангелиях передаются разные опыты разных людей; они не противоречат друг другу - это опыты разных людей или опыт одного человека, который меняется во времени. В одном Евангелии одна часть отражена, в другом – другая.

События, произошедшие после Воскресения Христа, – это удивительные духовные, мистические события. В этом смысле евангелист Иоанн действительно особый, мы называем его Богослов, богословское Евангелие. Но это не значит, что вся жизнь Христа осмысливается как-то символически и богословски, а не реально. Христос являлся Своим ученикам, и мы видим напряжение этих явлений. Мы это чувствуем, и можно себе хорошо представить, как они бегут ко Гробу – кто-то быстрее, кто-то медленнее, один входит, другой не входит, как они сидят в закрытом помещении… Представьте какое у них состояние? Это люди! Как они волнуются, переживают, слухи, страхи, надежда перемешивается с еще непониманием, как это может быть, это невозможно. Человеческое и Божие настолько перемешиваются, что видишь как раз реальность этих событий, человеческие эмоции, чувства, напряжение, страхи.

Достаточно вспомнить, когда Господь явился на горе (это Евангелие от Матфея, место связано с Вознесением), и одни поверили, другие не поверили, хотя и видят. Вот что значит вера. Так что в этих вещах как раз хорошо отражен человеческий фактор, восприятие Христа Воскресшего:  насколько это был удивительный опыт, глубочайший, потрясающий. Бог дает нам проходить этот опыт.

Ну а этот конкретный пример говорит, что Господь продолжает определенную работу с людьми. Он не просто подавляет как-то или Он вне людей: Христос – это Главное, а люди просто появляются вокруг. Нет, Христос продолжает общение с этими людьми, продолжает их поддерживать, вразумлять. Достаточно вспомнить Эммаус:  как долго Он готовил двух учеников – Луку и Клеопу к восприятию Себя. Апостол Петр. Также и Мария Магдалина – требовалось несколько встреч со Христом, личный разговор со Христом. Как она Его восприняла, с каким чувством, и Господь на тот момент восприятия ее остановил: пока не прикасайся ко Мне  –  переживи это, осмысли это (может быть, прошли минуты, часы),  не впади в  эйфорию, в какие-то эмоции  -  сами понимаете. Переживи это, пропусти через сердце, не спеши в познании Христа. Ведь происходит познание человеком Бога, Христа Воскресшего уже как Бога. Какой это глубокий, неспешный путь... Поэтому Господь останавливает, потом допускает – по мере того, как люди к этому готовы.

Так же ученики. Сначала увидели пустой Гроб и, как сказано про Иоанна Богослова, он   увидел и уверовал. Потом уже увидели Самого Христа, потом Господь для кого-то разъяснял Писание, перед кем-то вкушал пищу. То есть нечто удивительное, глубочайшее происходило. Недолгое время был Воскресший Господь с учениками, но, представляете, какой глубокий опыт, и какой он был не формальный, не рациональный – «удивились, пощупали и захлопали в ладоши» – нет, глубокий, удивительный личный опыт встречи с Воскресшим Господом. Этот опыт отражен в деталях, дающих нам возможность не просто прочитать и принять к сведению - они дают нам возможность вслед за учениками, женами-мироносицами этот путь пройти в своей жизни. Детали для нас  - маячки, указания, может быть, инструкции в нашей духовной жизни, как нам надо постигать Воскресшего Господа в своей жизни, в своем сердце.

– Вопрос из социальной сети: «Как провести Светлую Седмицу?»

– Хорошо поставлен практический вопрос, выделено понятие Светлой Пасхальной Седмицы. Праздник Пасхи - семидневный. Один праздник – семидневный. Один день –  в семи днях.

7 – число полноты. Празднование всю неделю говорит о некоей полноте благодати спасения, данной человеку. Большего не было, не будет и просто невозможно. В числе 7 – полнота праздника. Дальше еще 40 дней попразднества  и Вознесение. Число 40  – тоже указание на вечность, переход в Царствие Небесное. И количество дней праздника, конечно, придает ему  солидность и величие. Столько дней в году – это значительная часть года – надо осмыслять Воскресение Христово. И это само по себе Евангельское число пребывания Господа на земле. Он тоже не просто так был здесь 40 дней  -  все не случайно у Господа, все глубоко, и все для людей.

Потому этот день – как один, и мы его должны праздновать как один с переживанием Воскресшего Господа. Лучшее переживание, конечно, в храме, за богослужением, за молитвой, за размышлением над Священным Писанием. Пост окончился, но можно только предупредить, что пост должен оставить, как мы отмечали в прошлой передаче, некий духовный импульс. Не просто прекратили и забыли, увлеклись материальным. Нет, надо сохранить разумность, сдержанность, сохранить то, что мы должны были наработать в посте и в телесном вопросе.

– Вопрос телезрительницы:  «Когда распинали Христа, воины, которые стояли около Креста, делили одежды Его между собой. Зачем они это делали, ведь они не верили в Божественность Христа и в святость Его одежды ?»

– Спасибо за вопрос. Прежде всего: Христос Воскресе! И для вас, и для нас – воистину Воскресе! Хороший вопрос, и главное, обращение к страданиям Христа. Пользуясь этим вопросом, хочу еще раз напомнить нашим телезрителям и всем людям, что, думая о воскресении Христовом, никогда не будем забывать о Его страданиях. Есть такая возможность: раз – и забыли. Поэтому на богослужении не зря сейчас в руках священника постоянно крест с трисвечником. Вспоминая о Воскресении, никогда не забываем о страданиях Христа, о Жертве, которая была принесена. Собственно говоря, Пасха – это и есть совокупность этих двух недель, и страдания, и Воскресение Христа. Это все называется  Пасха. Но это отдельная тема, может быть, если не будет вопросов, вернемся к ней.

На ваш вопрос ответ может быть таким. Воины, делившие одежду, конечно, не верили в Божественность Христа. Если бы у нас была такая возможность, мы бы тоже, может быть, начали делить – всем по ниточке, прикладываться и иметь такую великую святыню, все бы мы ринулись делить. Так и было в христианском мире, такие святыни глубоко чтились, делились, и многие, кстати, сохранились. Мы знаем, в Храме Христа Спасителя были выставлены гвоздь Господень и часть Ризы. И во всем мире еще много святынь, в Европе много святынь, перевезенных из Византии. Но воины в это не верили. Они были простые люди, грубые, бедные, нуждающиеся. Это была плата их за понесенный труд охраны узника -вот Его сейчас будут распинать, Ему уже ничего не понадобится… Как говорится, и нитку какую-то приобрести за просто так не помешает. Поэтому они делили в попытке наживы.

И когда они увидели хитон Господень  - рубаху, -  он был весь тканый целиком, разрывать его не имело смысла, ведь тогда он уже ни к чему не был бы пригоден. Поэтому о нем они бросали жребий. И в этом исполнилось древнее пророчество: за сотни лет до Христа пророки говорили (пророк Исаия, великий евангелист Ветхого Завета, так его называют, Иеремия и другие, много других пророчеств, их мы все слышали на Страстной седмице): разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий – чтобы не разрывать хитон, метали жребий, кому достанется по жребию. А зачем? Чтобы нажиться. Как нажиться? Тоже можно себе представить: может, кто-то мог иметь ценные одежды, но, думаю, главная цель была как раз в том, что эти одежды можно было продать родственникам. Понятно, что никакие родственники, тем более из иудейской, еврейской традиции не захотят, чтобы у воинов-язычников остались эти одежды - это чувство понятно. Такое религиозное осмысленное чувство и у нас может быть, а, тем более в то время – одежды любимого Учителя, чтимого, да еще и чудотворца. Понятно, что они могли рассчитывать на выкуп родственниками этих одежд, что и было сделано на самом деле.

Естественно, эти технические детали не расписываются, их и не нужно расписывать. Потому мы и имеем сейчас эти святыни, потому что очень уважительно, трепетно относились к этим вещам вообще в то время, тем более, к вещам любимого Учителя и Господа. Эти воины, понятно, знали, что можно нажиться. Родственники придут, выкупят. Так и произошло, поэтому мы имеем эти вещи по сей день хотя бы в каких-то частицах и деталях, они никуда не пропали.

Вопрос телезрителя:  «Изменяется ли молитвенное правило при чтении домашней утренней и вечерней молитвы от Пасхи до Пятидесятницы традиционно?»

– Ну, Иваны могут, наверное, и не называть города, Иван – значит,  Россия. Тут города не нужны -  при таком имени. Хороший вопрос, практический. По нашей церковной традиции,  происходит изменение молитвенного правила. Прежде всего, оно касается Пасхальной недели – не до Пятидесятницы одинаково. Как уже было отмечено, мы должны размышлять о Воскресении Христовом. Лучшее средство для этого – и чтение Священного Писания, и молитва, а лучшая Пасхальная молитва – это Пасхальное богослужение, в общем-то очень доступное, понятное, постоянно повторяющееся, всегда оно на слуху и в храме, и доме. Поэтому в эту неделю ревностные православные христиане читают Пасхальный канон. Он заменяет наши текущие каноны…

Понятное дело, в такие дни, как Страстная седмица и Пасхальная, неуместно читать какие-то последования святым:  мы думаем только о Христе, и ничто не должно стоять рядом. Это логика духовной жизни, по-моему, достаточно понятная. Поэтому в Пасхальную Седмицу надо читать Пасхальный канон с замечательными стихирами - они заменяют три канона, если кто читал. Вместо утренних и вечерних молитв на Пасхальной Седмице читаются Пасхальные часы. Они поются в храме, их последование есть в молитвословах. Пасхальные часы значительно короче утренних и вечерних молитв, их проще некуда запомнить наизусть. Поэтому православный христианин может напевать их дома по нескольку раз до следующего воскресенья. Потом к нам возвращаются обычные каноны, как и в богослужении постепенно возвращаются  молитвы к святым. Чуть позже – заупокойная молитва, и так далее.

Ну а до отдания праздника Пасхи, то есть за день до Вознесения Господня (40 дней празднуется Пасха, 40-й день – Вознесение) мы все утренние, вечерние и любые другие наши молитвы должны предварять троекратным пением или чтением Пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». И перед всеми богослужениями всегда поется или читается в храме этот Пасхальный тропарь. Ну и могут участвовать отдельные песнопения. И, конечно, ревностным христианам, которые хотят усугубить Пасхальную молитву, не будет помехой читать Пасхальный канон, замечательный Пасхальный акафист в течение всех сорока Пасхальных дней. Это уже зависит от желания, усердия, времени, сил.

– Вопрос от Кристины (11 лет), Башкирия: «Можно ли причаститься в Светлую Седмицу без поста?».

– Конечно, Пасхальная Седмица – это время нашего торжества. Пост завершен, и это вполне замечательное желание – причаститься в эти дни. Просто надо учесть, что если так поставлен вопрос, надеюсь, что прошедший пост был осуществлен. Чтобы не получилось, что Великий пост мы не постились, непонятно почему, а в Пасхальную Седмицу мы не постимся,  раз это Пасхальная Седмица:  мы вообще не постимся, и можно это распространить и на молитву, и вообще на все что угодно... Должно быть соблюдено благоговение и усердие. Причащение на Пасхальной Седмице должно быть сопряжено с усердным, ревностным проведением Великого поста, с участием в таинствах, Причастием и в Великий пост. В каждом храме свой устав, традиция, поэтому тут надо сориентироваться в храме: есть ли такая возможность?  Обычно это можно осуществить, тем более, в отроческом возрасте. Исповедь тоже не помешает.

– Наш телезритель Денис из Беларуси интересуется: «Как не расслабиться в духовном и телесном смысле по прошествии поста?».

– Мы об этом говорили в нашу прошлую передачу – как завершить Великий пост. Но само желание, сама постановка вопроса замечательные. Не расслабиться можно тогда, когда мы этого сами не хотим, когда нам, братья и сестры, не в тягость наша вера, наше благоговение, усердие, подвиг. Если у нас есть желание расслабиться, значит, мы должны себя проанализировать: а не в тягость ли мне было это. Ведь пост, наши труды – это не нагрузка, это необходимая нам потребность – как дыхание, еда, питье: это потребность для души. И если мы еще не почувствовали это как потребность, значит, нам надо поработать с нашей душой, с нашей верой. Если это будет потребностью, то темы расслабления просто не может стоять для нас. Как мы в жизни? Подышать – надо бы посвежее, покушать  - посытнее, даже побольше у нас есть стремление в физическом смысле. Так же должно быть и в духовной  жизни.

Мы часто путаем физическое и духовное: в телесном усердствуем, а в духовном нерадеем. А вот как раз в духовной жизни должна быть такая постановка вопроса: молиться побольше, поразнообразнее, читать Священное Писание с пониманием, с усердием, ежедневно. Храм посещать – хоть бы каждый день. Не всегда есть возможность, но в душе остается печаль неудовлетворенности, а не радость, мол, не пошли – и слава Богу. Такой настрой должен быть у верующего человека, естественный духовный настрой. Вспомним о Христе, Который ради нас был распят, пострадал, принес такую Жертву. По-моему, любое сердце должно как-то вострепетать, это передастся разуму, и здравомыслящий человек поймет, что тут нельзя расслабляться, надо приложить усилие.

– Может быть, будет продолжением следующий вопрос, который нам задает Евгения из Санкт-Петербурга:  «Старалась весь пост достойно встретить Светлую Пасху, постилась, посещала храм, исповедовалась. Но произошло много искушений, особенно в субботу перед Пасхальной службой, а в воскресенье ребенку даже «скорую» вызывали. На службе чувствовала усталость, и даже в лицах других людей это чувствовала. Не было той особой, очень долгожданной радости, а ведь еще два года назад, не зная даже, что такое Причастие и празднуя Пасху, в душе было светло и радостно, и, казалось, это все испытывали. Сейчас сижу и казню себя: наверное, Господь не принял ни моего поста, ни стараний. Недостойна была, значит. А можно ли еще успеть наверстать?»

– Замечательно передан нам опыт духовной жизни, который, думаю, проходит каждый человек, независимо от того, сколько он в Церкви и каков его формальный статус...

 Понимаете, то, что было раньше, когда мы чего-то не знали, только шли к этому, и то, что мы чувствовали в нашей душе – радость, легкость, – это был дар Божий, данный нам не заслуженно, а по милости Божией, чтобы мы поняли, чтό есть общение с Богом. Как это замечательно, правильно! Господь нам (еще незаслуженно) предоставляет такую возможность почувствовать это, чтобы мы не сомневались, что это есть. Дальше, естественно, надо прилагать свои усилия,  ведь если нам что-то постоянно давать незаслуженно, это будет обесцениваться, потеряет значение и испортится  -  так скажем, потеряется. Так что понятно, почему было то, что было. Дальше надо расти, совершенствоваться.

Вопрос, что мы ставим целью? Собственно говоря, мы не ставим целью настроение. Настроение – это производная от встречи с Господом, встречи со Христом. Да, понятно, какое должно быть настроение от встречи с Богом – воодушевленное, радостное, духовное, возвышенное, светлое. Но это производные. А главное – это встреча с Господом. Это главная цель. Надо в целях не ошибаться. Не «почему плохое настроение на Пасху», а главная цель – встретиться с Богом. А как ты с Богом можешь встретиться, как мы идем к Пасхе? Мы идем через Страстную седмицу, через Голгофу, через страдание – к Воскресению. Вы описали свой случай – просто классика. Вам Господь дал самый четкий, понятный путь к Воскресению. Видимо, Вы на это уже способны. Не то что пробежаться по храмам, везде свечки поставить, куличи освятить, платочек надеть - это все внешние вещи. Мы должны сопереживать, сострадать Господу, чтобы быть с ним.

Вспомните учеников. Да, есть те, кто разбежались, предали. Какое у них было настроение? Явно невеселое. А некоторые шли рядом с Ним, сопровождали Его на Голгофу, были на Голгофе. Понимаете, что они пережили? И потом удостоились встречи с Ним. Мы упомянули Марию Магдалину, других учеников, жен-мироносиц (их опыт особенно Вас касается). Надо было пройти сначала с Господом через путь страданий. Как, спросите Вы, пройти путь страданий? Поверьте, отстоять службу в храме – это только первый маленький шажок, и сейчас это не такая тягость, как это было по уставам Древней Церкви, когда богослужения длились всю ночь -  тяжко было;  сейчас это все достаточно гуманно, мягко, даже либерально. А вот то, что Вы пережили, – это был предложенный путь страданий, а только страдая, мы можем сострадать. Вам предложен замечательный, классический вариант быть со Христом.

Сама ситуация не какая-то ошибочная, вредная, неполезная. Сама ситуация – классическая, чтобы Вы действительно по-настоящему встретились со Христом. Может быть, чуть-чуть не сориентировались, разволновались, выбились из колеи. Не стоит смущаться. Очень хороший путь, просто Вы вернитесь внутрь своего сердца: мне было трудно, а как было трудно Христу. Как я должна утешить… Значит, я была с Господом. Можем только Вас поздравить, Христос воскресе!

 Вопрос телезрительницы:  - Что такое антипасха, и верно ли, как говорят некоторые люди, что этот день больше, чем Светлое Христово Воскресение?

–  Мы уже упомянули, что такие рассуждения просто выпадают из здравого смысла. Какой-то день -  больше Светлого Христова Воскресения… Любой позиции должно быть объяснение, понимание, почему. Почему этот день вдруг может быть больше? Христос Воскрес, что может быть больше? Что можно ответить на этот вопрос? Думаю, ничего. А значит, больше дня Светлого Христова Воскресения нет.

Другое дело, что не надо противопоставлять. Что такое антипасха? Предлог «анти-» мы часто понимаем в значении «против». Антихрист, например, – противо-Христос: против Христа. Но «анти-» имеет еще другое значение – «вместо». И антихрист в этом смысле – подделка Христа, вместо Христа. Также и антипасха – не против Пасхи, а вместо Пасхи. Пасха ушла, день воскресный один, Пасха Христова – это один такой день в году. Следующий воскресный день и все оставшиеся воскресные дни года даются нам вместо этой Пасхи, как напоминание, как подарок. Не то что «прошла Пасха, и жди 365 дней, и не вспомнишь о Воскресении Христовом» - нет, о Воскресении Христовом мы всегда вспоминаем, каждый день.

Но один день  становится его иконой – седмичная икона Воскресения Христова. И первый воскресный день называется антипасхой, то есть вместо Пасхи. Этот следующий седьмой день, и каждый последующий за ним, – и есть воспоминание той Пасхи, его икона, его отпечаток. Каждый воскресный день – это малая Пасха. Поэтому день воскресный – святой, мы его чтим и ходим в храм, каждый воскресный день вспоминаем Воскресение Христово. Может быть, менее торжественно, в связи с какими-то другими праздниками, памятью святых, но каждый воскресный день - это воспоминание Воскресения Христова.

Первая икона, первый опыт особым образом выделяется, первый воскресный день называется антипасха. Первый воскресный день, который полагает начало всем остальным воскресным дням. В этом смысле каждый воскресный день – это антипасха. И мы любой седьмой день называем воскресенье  -  в честь Воскресения Христова.

Надеюсь, я объяснил, почему антипасха.  И понятно, почему совершенно безрассудны и невежественны такие рассуждения, как и многие другие, к сожалению, про то, что больше Пасхи, больше Христа и прочие нелепости. Не надо слушать подобные рассуждения. Надо, братья и сестры, всегда свою веру углублять, познавать новое, изучать, чтобы вера была осмысленная, глубокая и понятная. Что-то разумом, что-то сердцем, но понятное, близкое, родное.

– Вопрос телезрительницы из Самары:  «В Пасхальную ночь было освящение агнца, что это такое, что с ним дальше делают ?»

– Вопрос несколько непонятен. Во-первых, мы служим Божественную литургию, это главное богослужение, и каждая Литургия – это тоже воспоминание Христа, так скажем, в полном объеме, и, прежде всего, Воскресения Христова, соучастия в Воскресении Христовом. И мы освящаем Божественный хлеб, который называем Агнец: одно из названий Евхаристического хлеба Святой Евхаристии – Агнец. Думается, этот вопрос возник в ошибочной аналогии с ветхозаветной, или иудейской, пасхой, когда (мы как раз к этому вопросу и хотели вернуться) евреи закалывали пасхального агнца, то есть конкретное животное, непорочный, чистый однолетний агнец - это был прообраз великого Агнца Христа, неповинного, закланного для нашего спасения. Агнец, закланный от создания мира (Откр. 13, 8), как мы Его называем, цитируя место из Священного Писания.

Этимология слова «пасха» – от еврейского «песах», что значит «переход». В Ветхом Завете это было чудо освобождения евреев из рабства египетского, когда они перешли посуху Чермное море, а пошедшие за ними их бывшие хозяева египтяне были потоплены, и евреи окончательно освободились из рабства, вышли в новую землю, новое бытие. Это было величайшее событие в жизни ветхозаветного еврейского народа и формировании его как ветхозаветной церкви, носительницы истины. В этом смысле это был прообраз будущего освобождения всего рода человеческого из рабства греху, осуществленного Христом. Так что еврейская пасха была символом новозаветной Пасхи – тоже переход, только не от земных проблем, а от рабства греху в наследие чад Божиих. Отсюда Агнец Христос, закланный на Кресте –  мы об этом вспоминаем и приобщаемся к этому уже символически или через Евхаристию, через спасение, через христианскую веру. Пользуясь вопросом, постарался описать этот праздник в такой историческо-богословской перспективе.

– Вопрос  телезрительницы:  «Если мы приносим Благодатный Огонь из храма, как правильно им пользоваться? Мне привезли связку свечей из Иерусалима, но кончики у них уже обожжены святым Огнем. Как правильно, чем отличается то, что мы приносим из храмов (если это не Москва и не Санкт-Петербург, когда к нам  2 – 3 дня идет Благодатный Огонь)?»

– Мы своей верой (прежде всего, имеется в виду, что мы не источник благодати и спасения) благодаря Христу освящаем весь мир. Как мы освящаем великую воду, агиасму, в день Крещения Господня, мы приносим ее в дом и освящаем весь мир, освящая источники воды. Освящаем многое другое в жизни  -  это правильно, освящаем самих себя. Все, что вокруг нас, освящается нашей верой. Наша цель – освящать этот мир во всей его полноте, во всех стихиях, он нуждается в восстановлении, в преображении, в воскресении от греха, от смерти греховной. Не только мы сами, весь мир за нами изменяется. Это относится ко всем стихиям. Колокола звонят – освящают воздух, воду освящаем, мы молимся, храм стоит на земле – она освящается. Это мы тоже чувствуем, молимся, кропим и так далее.

И даже огнь – важнейшая стихия в нашей жизни – освящается нашей молитвой и Церковью. Огнь сам по себе есть символ Бога. Господь говорит: Я есмь огнь поедающий. В Ветхом Завете Бог являлся в виде столпа огненного. Это замечательный символ. С другой стороны, мы освящаем эту стихию, которая тоже требует освящения, то есть восстановления  правильного бытия: не чтобы огонь разрушал, разлагал, приносил вред, а чтобы был в сфере нашей христианской жизни. То есть такой богословский подход. А конкретно – мы освящаем;  наверное, любая свечка, лампада в храме – это святой огонь. Горящее в церкви все свято. Горящая лампада дома тоже свята.

Понятно, что, когда мы огонь зажигаем от единой молитвы, от источника богослужебной молитвы, это еще более замечательно. Поэтому есть традиция – от четвергового огнь, которые люди несут домой с чтения Двенадцати Евангелий Страстей Христовых, который освящен нашей молитвой, от него мы зажигаем дома лампады, свечки. Особенно у кого эти лампады горят долго  -  хотя бы чуть-чуть она погорела дома в день перед распятием... Кто-то, может быть, постоянно держит лампаду зажженной, если же нет – это тоже не страшно. Важны наша вера и продолжение нашей молитвы. Мы сами становимся источниками милости Божией  -  мы же христиане. Господь сказал:   Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.   Такое место из Евангелия от Иоанна.

Мы благодаря Христу становимся сами источниками благодати и милости Божией:  Господь был прославлен страданием и Воскресением, и нам был дан такой дар. Поэтому пускай останутся эти свечки из Иерусалима или из храма. Когда есть нужда молитвы, какого-то духовного подъема – возжечь эту свечку из Иерусалима или из храма, если она постоянно не горит, для молитвы. Это же согревает, этот огнь через свечку связан с воспоминанием Христа, Его страданий, Святых мест. Разве это не огромный духовный потенциал для нас, нашего восприятия? Если у вас есть нужда, можно хранить эти свечки в святом углу, около икон. Взирая на них, вспоминать о Святых местах, о том, что Бог с нами  -  это выражено материально, это не абстракция, это «с нами Бог!», и  будем же своей жизнью присутствие Бога в мире усугублять! Все начинается со свечки, с капельки, с огонька, а давайте разовьем это в присутствие Бога в мире, в наших сердцах. Вот цель. Начнем с малого – и перейдем к большему.

– Телезрительница Елена задает вопрос: «Можно ли на Светлой Седмице смотреть кинофильмы?».

– Вопрос двусмысленный… Какие кинофильмы? Знаете, это отдельная тема – восприятие телевидения и киноиндустрии. Есть вещи, которые никогда не надо смотреть, ни в какую седмицу. Если речь идет о благочестивых фильмах, то какая-то излишняя тяга, думаю, тоже ни к чему. Мне кажется, Светлая Седмица должна быть настолько загружена нашей молитвой в храме и дома, если есть время, сходите в храм, дома пропойте, прочитайте Пасхальный канон, зажгите свечки. Зачем нужны какие-то фильмы, развлечения - даже если они имеют  положительное значение? Понятно, что постепенно меняется, хотя в Церкви всегда есть какая-то актуальная тема, но если есть  потребность посмотреть благочестивый фильм, то можно посмотреть и после. Ну, может, исключением будет посмотреть фильм о Благодатном Огне, о праздновании Пасхи в Храме Христа Спасителя, в Иерусалиме – для церковного единства, для сознания… Но повторяю: чтобы это не было заменой молитвы.

– Вопрос похож на тот, который  задала  Юлия, 17-ти лет: «Как справиться с унынием в эти великие дни, ведь так хочется порадоваться, а в жизни только скорби и печали?»

– Да, Юлия, это так. Такова жизнь, и другого не то что не будет – и не должно быть. Жизнь наша – это крестоношение. Воскресение Христа – это надежда, реальная надежда, стопроцентная реальность, данная нам, к которой мы должны прийти. Это не то, что «мы сейчас получим и будем в раю жить на земле -  Христос Воскрес и все проблемы решились». Нет. Христос Воскрес и дал нам возможность вечной радости, но не здесь - на земле, в нашей земной ограниченной жизни, не может быть вечности. Поэтому в верующего человека это вселяет оптимизм, надежду на будущее, и в самую трудную минуту это великая опора – надежда на сопричастность Воскресению. И здесь мы это уже чувствуем, если стараемся приобщиться к Христу и к богослужению, молитве, Священному Писанию. Это с одной стороны.

С другой стороны, не надо воспринимать скорби и проблемы как бессмысленные или вредные вещи. Скорби, проблемы, болезни – это горькие лекарства. Нам обещано здоровье, мы можем на 100% быть уверенными в здоровье (назовем здоровьем Воскресение Христово), но для этого здоровья надо полечиться. А в лечении есть горькие лекарства. Если мы скажем: нет, будем только сладкое пить и вообще не будем никакими лекарствами пользоваться, то мы с вами отказываемся от возможности приобщиться к здоровью. А коль хочешь здоровья (и оно может быть, вот в чем радость!), то надо выпить и горькие лекарства. В этом смысле мы идем за Христом, как и Он шел. Нельзя воскреснуть без распятия, без страдания. Христос сказал: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Поэтому это путь спасительный.

Для утешения могу сказать только одно: действительно подлинный путь спасения – через скорби и несчастья. Это должно вселять оптимизм. Да, это не отменяет трудность и тяжесть. Поверьте, каждый человек, кто старается жить по Христу, вас понимает. Желающие жить благочестиво будут всегда гонимы... Так что это действительно путь к спасению,  и вы идете по этому пути верно. Но приложите усилия, терпение.

Вопрос  телезрительницы Марины из Кемеровской области:  «Я читала Псалтирь с православными христианами в церкви “Скоропослушница”. И на меня пошли большие нападения. Я более 15 лет хожу в Церковь и не попала на службу по своей болезни, поднялась высокая температура, я слегла. Сегодня только могла встать. Почему так получилось, ведь я соблюдала все посты?»

– Голубушка, а Господь слег в Великую Субботу во гроб! Вам не кажется замечательной параллелью с вашей ситуацией? Может быть, в храм-то пойти для среднестатистических слабых христиан… А вам дана возможность прочувствовать со Христом Его страдания, Его погребение, если хотите. Вы как будто со Христом – не умерли, конечно, но, понимаете, есть чем воодушевиться. И сейчас воскресли, начинаете воскресать со Христом.

Боже мой, зачем только всю Пасху сводить к тому, что произойдет в храме? Пасха в сердце должна быть! Вам Господь дал этот опыт, не надо ни в ком искать виновных. Вам Господь дал возможность сострадать Ему и прочувствовать подлинное воскресение. Не отказывайтесь от этого! Не смущайтесь, не унывайте. Вы тоже человек. И апостолы отбежали, и мироносицы рыдали. Ну так давайте вместе с ними теперь воспрянем духом и скажем: Господи, я с Тобою воскресаю. И все будет еще впереди – и храм, и молитва, и не надо бояться никаких нападений, надо идти в бой. Как Господь не испугался. Сказал: да минует Меня чаша сия, но не Моя воля, а Твоя да будет! Христос воскресе!

Ведущий Александр СЕРГИЕНКО

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать