Беседы с батюшкой Дмитрий Смирнов

14 апреля 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир 14 апреля 2013 года.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы с вами  в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой». В этот воскресный вечер, как обычно, у нас в гостях протоирей Дмитрий Смирнов.

Добрый вечер, батюшка.

 

- Добрый вечер, отец Александр. Добрый вечер, дорогие братья и сестры.

 

- Вопрос: «Апостол говорит «Жало смерти есть грех, а сила греха – закон». Почему закон – сила греха?

 

- Могут быть разные толкования. Например, апостол Павел, наблюдая и за своей душой, говорил: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». В этом он усмотрел некий закон греха, который действует во всех нас, и является следствием отпадения Адама от Бога. Если бы человек не отпал от Бога, он жил бы вечно. В нас действует закон смерти, который является следствием этого греха.

 

– То есть здесь подразумевается закон, в который человек попал, отпав от Бога, а не Божий закон жизни?

 

- Законное следствие грехопадения. Иногда человек считает, что изгнание из рая – это некое наказание, но это не наказание, а следствие. Когда человек ходит по карнизу дома, а затем срывается, то это не наказание, но следствие его безумия.

Адам и Ева совершили безумный поступок: усомнились в благости и правоте Божией. У этого безумия естественное следствие: человек, последовав мысли дьявола, воспринял дьявольское руководство своей жизни. Руководимый дьяволом, человек не может находиться в раю. Он подчинился противоположному закону.

 

– Возможно ли человеку изменить неизбежное следствие своих поступков?

 

- Разумеется. Через святое крещение и воссоединение с Христом и Церковью. Этими вратами человек входит в область спасения и начинает свой подвиг: всей своей земной жизнью засвидетельствовать Богу свою любовь, которая будет выражаться в верности. Через это соблюдение человек возвращается к закону Божию.

В человеке действовал соблазн слово от дьявола, которому он поддался. Теперь надо его преодолеть сознательно: зная, какие последствия этому явились, зная Христа, который есть наш Спаситель. Всей своей жизнью предпочесть Христа и засвидетельствовать, иногда до смерти. Мученик и есть свидетель, то есть человек, который засвидетельствовал свою верность Христу.

 

– Вопрос телезрительницы: Если человек говорит, что раскаялся в своем грехе, но каждое напоминание о нем или упрек воспринимает очень болезненно, значит ли это, что человек не покаялся?

 

- Нет, он, может быть, уже и покаялся, но пока еще не смирился, поэтому болезненно воспринимает напоминания. Окружающим не надо колоть его этим грехом, но наоборот поддерживать и относиться сочувственно, тогда исцеление этой раны произойдет быстрее. В противном случае может быть раскаяние в том, что он покаялся. Упрекая прошлым, мы можем спровоцировать возврат этого человека к прошлому. Каждый человек немощен и нуждается в поддержке ближних. Мы все зависим от людей, и трудно от грешника, даже кающегося, ожидать глубины смирения.

 

– Чаще всего, человек раскаивается в содеянном грехе. Что нужно, чтобы раскаяние стало покаянием?

 

- Надо изменить направление своей жизни. Сожаления – это сожаления, исповедь – это исповедь. У покаяния нет синонима. Покаяние – это изменение и мыслей, и чувств, и поступков, которое будет отражаться и в словах, и в делах. У покаяния всегда есть плоды.

Например, человек ходил в игорный дом. Плод его покаяния – то, что он перестал ходить в ту сторону.

 

– Если человек раскаялся, но продолжает ходить тем же путем, каким ходил, значит, он еще не покаялся? Ведь часто слышишь: я в этом каялся уже много раз…

 

- Если «много раз», значит, не каялся. Ты сожалеешь, исповедуешься, но не каешься. Раскаяться – единичный акт, а покаяние – это вещь перманентная. Христианин, который идет по пути спасения, находится в постоянном покаянии. Мы можем сказать, что духовная жизнь и есть покаяние. А покаяние есть движение к Богу, и другого пути к Богу нет.

Можно размышлять о Боге, многие любят порассуждать о превосходнейших вещах, но это лишь демагогия. Если нет покаяния, нет никакого христианского пути, есть иллюзия, которая именуется прелестью. Это когда человек наслаждается тем, что он о себе возомнил и не замечает того, что он находится в падении.

 

– Вопрос телезрителя: Мне подарили книгу «Последние из Мологи», там встречается фамилия Смирнов, есть и священники, и псаломщики, это Ваши родственники? Если да, скажите, пожалуйста, несколько слов об отце Павле Груздеве.

 

- Нас Смирновых уже больше, чем Ивановых. Старинная поповская фамилия. Дочка проследила наш род до XVIII столетия. Но я имею отношение ко всем Смирновым, как и ко всем Ивановым и Поповым – как русский человек, только разная степень знания. Про эту книгу слышал, Бог даст, попадется мне в руки.

Про отца Павла Груздева есть книга толщиной в два пальца, поэтому отношу к ней, там есть и то, что я мог сказать о нем, есть общие наши фотографии. Найдите эту книгу. Отец Павел – замечательный русский человек. Фамилия Груздев ему очень подходила, он являл собой вид крепкого гриба из русских лесов. Всегда ходил босиком, чувствуя своими ножками нашу святую землю, всегда переживал и страдал за нее. «Церковь может возродиться, деревня наша уже никогда» - говорил он. Возрождается жизнь церковная, проклевывается монашеская, а деревня в запустении.

 

– Вопрос телезрительницы: В песнопении Божественной литургии есть фраза «Всякое дыхание да хвалит Господа во святых Его. Хвалите Его во утверждении силы Его». Как трактуется эта фраза?

 

- Всякое дыхание – имеется в виду всякое творение Божие. Призываются все создания Божии, которые дышат: и птицы, и земноводные, и растения. Все, что создал Бог, Он создал для своей славы. Бог абсолютно невидим и непостижим для твари, но величие Божие мы можем наблюдать в Его творении. Видим красоту синицы и славим Бога, и синица своим пением славит Бога. И так каждое живое существо. Пчелиный улей с его разумнейшим устройством не мог создать себя сам, поэтому он славит своим устройством Бога. Так же все рыбы и все животные. Всякое дыхание своим существованием славит Господа.

Богоугодно, чтобы и человек, которому дан великий дар разума, слова, способность познавать Бога через религию, чтобы человек через стыд и совесть прославлял Бога.

Хвалят Бога и горы, и реки, и моря, о чем так же сказано. Все сотворенное Богом хвалит Его. Особенно хвалит Бога Вселенная во всей ее красоте и глубине. Особенно августовская ночь являет нам в нашей широте величие Бога Отца. Помню, что когда я был ребенком лет пяти, вид неба привел меня в такое состояние, что я помню это до сих пор.

 

– Высшее Божие творение человек выпадает из такого оркестра.

 

- Человеку предстоит путь, потому что, обладая драгоценным даром свободы, он должен употребить его, чтобы своей жизнью прославить Бога. Чтобы люди видели добрые дела человека и прославляли Отца Небесного.

 

– Многие говорят «лучше бы Бог не давал такую свободу, пусть она была бы как-то ограничена».

 

- Такой период был, до создания человека. Такое выражение равно такому: «лучше бы Бог не создавал человека» или «лучше бы Бог всех нас убил». Раз ты так хочешь, давай начнем с твоих внуков, потом детей, а когда все погибнут – давай ты.

Было время, когда были созданы животные, но человека, как творения, обладающего свободой, еще не было. Человек может нарекать имена животным, постигать своим божественным разумом, как устроены животные и вся вселенная. Но этот разум должен быть подчинен Божиему закону. А тут глупый человечишка сопротивляется даже Закону Божиему в школе для своих детей.

 

– Вопрос телезрительницы из Челябинска: Мне очень понравилась Ваша книга «Помни о Боге». О словах Господа: «Не всякий, говорящий мне «Господи, Господи» войдет в Царствие Небесное», Вы пишите, что мы можем поститься, исповедоваться, но если в нас нет любви, то все тщетно. Как же спастись, ведь мы живые люди: конечно, любим, но в то же время гневаемся. Мы постоянно согрешаем, так неужели никто не спасется?

 

- Зачем же такое маловерие? Ведь Христос взял себе имя Иисус в знак того, что Он Спаситель. И Он может спасти нас от гнева. Когда тебя распирает гнев, можно попросить Христа, и Он тебя утешит. Христос Спаситель рядом.

 

– Что мешает человеку прийти к этому спасению?

 

- Отсутствие навыка и маловерие. Даже если мы просим, то сомнение разрушает: «человек с двоящимися мыслями неблагонадежен для Господа». Взявшийся за плуг не должен оборачиваться назад.

Укрепить в вере может только благодать Святого Духа, только она, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Господь сказал, что, когда ваш ребенок попросит хлеба, вы дадите, неужели Господь не даст дар Духа Святого просящему.

 

– Вопрос телезрительницы: Хотела спросить Вас о почитании царя-батюшки Николая. Скажите, пожалуйста, также о Храме святых Жен-мироносиц в Венеции.

 

- Венеция – один из самых красивых городов, когда была Венецианская республика, то ее богатые купцы были люди верующие, но очень любили пограбить. Город ломится от всяких святынь, половина мощей Святителя Николая, апостолов, многих угодников Божиих. Храм – красивый, я в нем бывал и служил не один раз. Там замечательный священник отец Алексий. Храм - старинный, просторный, был передан для совершения богослужений. Те из молдаван, украинцев, русских, которых нужда согнала с насиженных мест, и которые живут в Венеции, окормляются в этом храме.

Слава Богу, что мы имеем возможность посещать эти святыни, хотя это и требует средств, но всегда можно организовать паломническую поездку. Недалеко Равенна со своими замечательными мозаиками. В Италии вообще все близко, можно всю Италию объездить на электричках, напитавшись классической красотой, это полезно и для культурного развития. В Италии подолгу жили наши великие соотечественники: и художник Иванов, и Николай Васильевич Гоголь, который писал здесь свой бессмертный роман.

 

– Вопрос телезрительницы: Батюшка, который венчал нас с мужем и по сути является нашим духовным руководителем, но он живет в тридцати километрах от нас, не всегда можем доехать. Совсем рядом с домом мужской монастырь, куда мы ходим на причастие. Поскольку там служат монахи, причем молодые, не могу задавать им вопросы, касающиеся нашей семейной жизни, а задаю их нашему батюшке. Считается ли нормальным, что одному священнику я задаю вопросы, касающиеся семейной жизни, другому исповедуюсь.

 

- Смотря, кто считает. Те, которые считают, что это нормально, продолжают все, как есть. Те, которые считают, что это ненормально, продают квартиру и едут туда, где батюшка живет. Вы говорите тридцать километров, а я езжу в свой храм за сорок.

 

– Вопрос: «Есть ли возраст у духовного отца, определяющий возможность его духовничества? Мой духовный отец существенно моложе меня, и эта молодость часто смущает, несмотря на то, что батюшка мне много помогал, да и сейчас ведет по жизни».

 

- Тоже странный вопрос. Смотря, какого рода смущения. Есть такие, что руки в ноги и беги. Бывают смущения от дьявола, который видит духовную пользу и хочет разлучить. Жизнь многообразна.

Смотрю осенью после отпуска в храме полно новых лиц. Есть люди, которые со мной тридцать, двадцать лет, а есть такие, что были двадцать лет и ушли. Все люди свободны. Зачем придумывать странные вещи? Надо заниматься спасением души. Если такая ситуация способствует твоему спасению, то хорошо. Если нет, надо найти другое. Хотя общее правило: если дерево все время пересаживать, то плодов на нем не будет. Если каждый месяц менять духовников, то польза душе вряд ли будет.

 

– Вопрос телезрительницы: Мой муж первым начал идти к Богу еще лет двадцать тому назад, но в последнее время увлекся книгами некоего Александра Наумкина, который обитает с женой где-то на Алтае и называет себя Иисусом Христом. Может быть, Вы что-то знаете об этом Наумкине?

 

- Про Наумкина не знаю. В Священном Писании сказано, что придут лжехристы и лжепророки, и если скажут, там Христос или там Христос, не верьте. Я верю Священному Писанию. Такие книги критиковать легко, открываешь на любой странице, читаешь и спрашиваешь:

- Откуда ты это взял?

- Это мне откровение свыше, - отвечает он.

- Великолепно. Откуда ты знаешь, что свыше и не снизу из преисподней?

В уме повредиться может каждый, поэтому апостол Павел предупреждает: смотрите, братья, не увлекайтесь какой философией. Потому что все это изобретения человеческого ума, а порой и болезненного. Откровения свыше чаще всего бывают у людей с лабильной психикой. Сейчас издавать можно все, что хочешь. Если люди верят в звезды или лысому дяденьке в телевизоре, знания народа находятся на уровне халдейской астрологии трех тысячелетней давности. Падший ум человека не способен вычленить логику, таких много, поэтому найдутся те, кто будут морочить голову. Вам я сочувствую, потому что жить с человеком, сильно повредившимся в уме, - это большой подвиг.

 

– Вопрос телезрительницы: Зачем Христос воскресил Лазаря, если Он так любил его и мог бы еще раньше оказаться с ним в раю? При том, что жизнь полна скорбей и лишений, Господь не избавил от них своего любимого друга, взяв к Себе.

 

- Для того чтобы Лазарь мог еще послужить Ему в епископском чине. Лазарь после своего воскресения еще много послужил Церкви. Вы могли бы заметить, что многие люди, достигшие высокой духовной жизни, живут долго. Например, отец Иоанн Крестьянкин дожил почти до ста лет, хотя его жизнь была полна скорбей. Такие люди нужны Господу, чтобы они были проводниками Его слова и Его благодати. Бог через них, как через своих пророков, возвещает людям свою волю.

У христиан иное отношение к скорбям, обычного человека скорби приводят в недоумение, раздражение, гнев на Бога, а человека правильного устроения, как друг Божий Лазарь, с радостью претерпевает все, что ему посылается.

Но до конца причин воскресения Лазаря мы знать не можем, это сокрыто от нас.

 

– И еще такой момент: ведь Господь уже шел на вольную смерть, и это воскрешение должно было укрепить Его учеников.

 

- Произошло последнее разделение: одни укрепились в вере во Христа, а другие пошли доносить на Него фарисеям.

Как сейчас, благодаря письмам и шествиям, уже всем понятно, кто на стороне Церкви, а кто – антихриста. Каждый человек определился с выбором. С кем вы, господа деятели культуры? Раньше человек жил и не было повода свидетельствовать, а теперь сложилась ситуация, когда за маской симпатичного человека оказывается лицо Мефистофеля.

 

– Вопрос: «Некоторое время тому назад говорили, что Вы собираетесь возводить Храм во имя свв. блгг. кн. Петра и Февронии. Так ли это, и в каком состоянии находится сейчас это благое дело? Был ли уже объявлен сбор средств, и можно ли в нем поучаствовать?»

 

- Так как я назначен еще первым заместителем Патриарха в Патриаршей комиссии по семье и защите материнства, это назначение совпало с моим желанием построить в Москве храм Петра и Февронии. Предполагается, что это будет центр данной деятельности, при котором хотелось бы, чтобы был и ЗАГС, и помощь молодой семье. Если удастся реализовать этот опыт, чтобы распространить его затем и на всю нашу землю.

Предпринято уже немало шагов, но пока еще даже не выделена земля. Мы сделали попытку построить на территории Храма Митрофана Воронежского, но пока нам не разрешают. Поэтому жду, пока в программе «200», но средства уже собираются. Мы собирали на приходе, и уже собран не один миллион, а так есть такая программа: пожертвование через смс. На номер 7715 любой из наших телезрителей может отправить сообщение: «Митрофан» (поскольку это на счет Храма Митрофана Воронежского) и через пробел сумма пожертвования. Тогда эта сумма с мобильного телефона перечисляется на наш номер за небольшим вычетом в пользу компании, которая это осуществляет.

Идея храма мной уже продумана, кроме того, в Москве катастрофически не хватает храмов, у нас на праздник Благовещения было 1700 причастников. По три литургии в нескольких храмах, при том, что они небольшие.

Задуман большой храм для венчания, куда свободно могли бы приехать брачующиеся с родными и гостями. При центре психологическая помощь супругам, родителям и детям. А затем этот опыт можно было бы распространять и по другим епархиям.

 

- Спасибо, батюшка. Нам пора прощаться.

 

- Жалко, а то я рассказал бы об этом замысле. Всего доброго. До свидания. Спасибо вам за ваше внимание.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать