Беседы с батюшкой. Эфир от 30 июня 2013г

30 июня 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Передача из Москвы. Эфир 30 июня

 

- Здравствуйте! В эфире телеканала «Союз» - программа «Беседы с батюшкой», в студии Сергей Юргин. Сегодня у нас в гостях настоятель московского храма в честь  Всех Святых в Красном Селе, протоиерей Артемий Владимиров. Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

- Приветствую Вас, поздравляю вас всех с воскресным днем!

- О. Артемий, предлагаю не объявлять сегодня какую-то определенную тему, а просто ответить на вопросы наших телезрителей, их накопилось очень много.

- С удовольствием.

- Батюшка, первый вопрос, который я хотел бы задать, касается дня  Всех Святых.  Кстати поздравляю Вас с престольным праздником, Вы как раз несете свое служение в Храме в честь  Всех Святых. Вопрос: у каждого святого есть свой определенный день, для чего тогда все святые выделяются в один день, что это символизирует?

- Вопрос достаточно таинственный и ответов на него может быть несколько. То, что просится на уста: праздник Святой Троицы явился завершением искупительного подвига Иисуса Христа. Ведь Бог пришел в этот мир для того, чтобы возвратить человеческому роду дыхание Божией благодати, потерянное Адамом  и Евой, когда они впервые преслушались Небесного Отца. И на пятидесятый день, по воскресении  Христовом, вы знаете,  горница сионская, где собрались ученики Спасителя, наполнилась дыханием бурным. То были невидимые, слетевшие с небес силы, дабы видеть, как Дух Святой снизойдёт и поселится в сердцах апостолов. Вот эта та благодать, т.е. Божественная энергия, несотворенная, вечная, освящающая, исходящая из недр Божества, явила себя в мире, явила себя в сердцах верных Богу людей. И это суть плоды древа, которое с евангельского семени взросло и превратилось во Вселенскую Церковь.

День  Всех Святых являет на деле, что даровал нам Господь, превратив землю из первого круга ада в преддверие рая. Христос украсил человеческий род многими дарами и они блистают в святых. Апостольская сила слова, мужество мучеников, дары управления, которые мы видим на примере Александра Невского, прообраза царей, князей российских, праведные мужья и жены, которые жили в мире и согласии, как Петр и Феврония и, таким образом, освятили супружеский подвиг. И в этот день мы благодарим Господа Бога, ибо видим, что не всуе, не призрачно свершилось Боговоплощение, но вот они -  плоды его жертвенного искупительного подвига. День Всех Святых, такой день, когда собираемся все мы в Божий храм. Святых на небе, как звезд на небосводе, необозримое множество, но и нас немало, крещенных во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И поэтому, прекрасно праздновать день Ангела. Я вот собираюсь шестого июля почтить память отрока Артемия, но мне хочется, чтобы сегодня радовались и я, и ты, и он, и целая страна, чтобы все мы ощущали единство в лоне Матери Церкви. И сегодня мы можем без зазрения совести поздравлять друг друга с именинами, потому что у дворе – праздник для каждого.

- По сути – вселенский день Ангела?

- По существу – день, когда никто не должен чувствовать себя буднично, но каждый имеет повод прийти к другу, постучатся, предупредить заранее, и никто не может закрыть и захлопнуть дверь перед носом своего  собрата во Христе.

- Спасибо, батюшка. У нас есть первый звонок. Москва на связи, здравствуйте, задавайте Ваш вопрос.

- Здравствуйте, раба Божия Любовь. Скажите, пожалуйста, как справиться со страстью гневливости и раздражительности. Преподобный Максим исповедник сказал: очищай ум твой от гнева, злопамятства и постыдных мыслей, и тогда сможешь узнать, как Христос будет обитать в тебе. Я исповедую этот грех, зная, что от этого страдают мои близкие, которые этого не заслужили. Не могу справиться с этой страстью.

- Как Вас зовут?

- Меня зовут Любовь.

- Дорогая Любовь, само имя Ваше проливает великую надежду. Пусть по имени Вашему и Ваша жизнь выравнивается. А Вы, между тем, сейчас свершили вселенскую исповедь. И думаю, что не одна семья и не одна тысяча телезрителей сегодня помолятся за рабу Божию Любовь, чтобы ее сердце обрело, наконец, долгожданный покой. Как бороться и побеждать? Ну, прежде всего надо уметь делать выводы из своих ошибок и, поисповедовавшись сердечно, стараться быть внимательной. Вот завтра, с утра пораньше, подумайте внимательно, когда, при каких обстоятельствах, лукавая страстишка может показать свою змеиную голову, т.е. проявиться раздражительность Ваша. Что преимущественно лишает Вас мира? То ли спешка, то ли кто-то из домочадцев, будь то милый Ваш супруг,  вовсе не заслуживший такой участи или Митрофанушка не вовремя просится кататься на роликах, а Вы хотели бы, чтобы он Вам помогал справляться со стиральной машинкой. Внимательность, уметь бодрствовать, бдеть над самим собою. Но этого мало. Необходимо еще внутри себя тайно укорить, самого себя ставить на место. Иногда можно употреблять и какие-то выражения, достаточно жесткие: ну что ты пыхтишь, старая селедка? Ну что ты, как чайник кипятишься? Вот так, про себя немножко щёточкой, наждачком свою фактуру округлить и, поверьте, будет добрый плод. Но и этого мало. Необходимо, чувствуя, что Вам не достает силы Божией, чтобы сердце смягчилось, стало кротким, спокойным, внутренне призывать Христа Спасителя и Богородицу. И заниматься этим можно непрестанно: Иисусе Христе, помилуй меня! Господи, даруй мне кротость, мир и спокойствие! И, Вы знаете, имя Христово, с верою призываемое, в сочетании с Вашим исповеданием, причащением Святых Тайн рано или поздно даст мягкость Вашей турбулентной душе. И Вы, верю, узнаете на опыте, что означают слова Христа: научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим.

- Спасибо, батюшка, за ответ. В продолжение, есть вопрос от нашей телезрительницы Евгении:     о. Артемий, как правильно преодолеть, с ребенком, так называемый кризис  трехлетия, проявляемый в упрямстве, непослушании, а также свое раздражение в связи с этим?

- Мне кажется, что родители, воспитатели, учителя, педагоги, наставники, священники должны быть проницательны, им нужно научиться смотреть немного дальше мыса Доброй Надежды, собственного носа. Перед вами – трехлетний малыш. Но это же -  не рецидивист, не уголовный преступник, это же не какой-то неисправимый вождь краснокожих. А это дитя, совершенно немудрённое, неопытное, нужно уметь видеть перспективу. Вот сейчас у ребенка дух противоречия, при этом по неразумию, это временное болезненное, но иногда достаточно милое, смешное состояние. Уметь все покрывать мягким юмором, самому не кипятиться, не выходить из себя и не обращать большого внимания на подобную чудинку.  - Я не хочу есть кашу «Геркулес».   – Нет, ты хочешь, ты будешь. А за здоровье Святейшего Патриарха Кирилла неужто ни одной ложечки не съешь? Вот посмотри, как мама с удовольствием это делает. И, вы знаете, улыбка, мягкость, ровное состояние духа и целеустремленность. Ребенок, слава Богу, не ООН, чтобы вступать в дипломатические переговоры. Терпение и труд все перетрут.

- Спасибо, у нас новый звонок, Белгородская область на связи, здравствуйте, задавайте Ваш вопрос.

- Алло, добрый вечер, с праздником наступающим, пост начинается. Я хотел спросить: у Исаака Сирина есть такое выражение – милосердие и правосудие несовместимы в одной душе. Получается, что милосердный судья – это нонсенс? Объясните, пожалуйста.

- Думается, что нужно взвешивать всякое выражение и не всегда доверять непосредственному смыслу этого выражения. Вы знаете, в Священном Писании есть откровение Иоанну Богослову: Христос воскресший является своему любимому ученику в виде прекраснейшего юноши, с белыми, как лунь, волосами. Их уст его выходит меч, символ Слова Божия. А на груди, как у дьяконов, крест-накрест препоясан орарь. Это тот элемент богослужебной одежды, которую приподымает дьякон, как крыло, побуждая людей молиться. Что же означает этот пояс, скрещенный на груди? Объясняют святые толкователи Нового Завета: это – милосердие и правосудие, образующие крест. Бог справедлив, Господь Бог никогда не пропустит мимо Своих Всевидящих Очей греха. Правда Божия всегда его найдет, изыщет и обезвредит. Как русский народ говорит: Бог шельму метит. Но, при этом, Господь не спешит карать самого грешащего человека, т.е. того, кто свободно уклоняется от законы правды и любви. Но долготерпит, милосердствует. Вот почему милость покрывает суд. И всякий подлинный судья должен, конечно же, держать баланс между правосудием и милосердием, ибо судья наказывает, выносит приговор, но ищет и смягчающих обстоятельств, не правда ли?

- Батюшка, следующий вопрос задает Анастасия Козакова: подскажите, пожалуйста, насколько необходимо иметь каждому человеку духовного отца? Является ли это обязательным? Как его выбрать? Или это уже сам батюшка должен благословить человека стать его духовным чадом?

- Сам батюшка должен быть открыт навстречу пастве. Ибо и о священнике можно было бы сказать словами Господа Иисуса Христа: грядущего ко Мне, т.е. ищущего помощи от священника, вон не изгоню. «Приидите ко Мне, труждающиеся и обремененные и Я упокою вас», дам вам мир – говорит Господь и священник является служителем этого мира, раздаятелем благодати. Поэтому, думается, что от наших прихожан кое-что зависит. Однако, плоха безотцовщина, сами знаете, непросто сироте вырасти в нравственно остойчивую сильную личность. Так, многие малолетки, лишенные родителей, а родители, в свое время, были лишены родительских прав, за то, что не соответствовали образу милостивых отца и матери, ломаются по жизни и сходят на тропу греха. Это я взял образ из земной нашей, обыкновенной жизни. Вот и христианину, как птенцу, как младенцу, мало-помалу возрастающему, конечно, нужна рука и твердая и милующая поводыря, наставника. Вчера только я вспоминал замечательного пастыря двадцатого столетия, отца Иоанна Крестьянкина, который обладал удивительно теплым сердцем, при этом рассудительностью в различении добра и зла и открытостью навстречу страждущему человеческому роду. Так вот, отец Иоанн Крестьянкин иногда повторял: Я - больше мать, чем отец. Настолько у него была мягкая и милующая душа. Дай Бог, наши телезрители, дорогие наши сегодняшние собеседники, чтобы, мало-помалу, мы, молясь Господу, обрели искомое – священника, который сам шел бы неуклонно путем спасения, т.е. был бы верным сыном православной Церкви, не занимался отсебятиной, не подменял бы своими остроумными мыслями того сокровища, которое он призван передавать, т.е. мудрости Христовой, запечатленной в Священном Писании и Предании. А что если нет духовного отца? Дорогие друзья, он есть. Просто вы еще его не обрели. Вот вам замечательный случай. Епископ Василий Родзянко из Америки, посетил Россию и где-то в провинции остановился его водитель: у кювета лежал человек, сбитый машиной. Вы, наверное, слышали этот случай. Владыка, очень чуткий  к человеческому горю, вышел и понял, что человек безнадежен. По существу он уже отходил в мир иной, а рядом стоял его сын и он поделился, что его отец редко ходил в храм, но всегда слушал «Голос Америки», а по «Голосу Америки» особенно он любил передачи владыки Василия Родзянко, на русском языке, религиозного характера. И настолько он сжился с голосом владыки, настолько принимал его мысли, что почитал владыку Василия духовным отцом. Владыка заплакал, потому что он понял, что Сам Бог даровал ему встречу, даровал ему принять душу неведомого ему духовного сына на бескрайних просторах России. Так что будем надеяться, вы встретитесь с вашим духовным отцом еще прежде последнего издыхания.

- У нас новый вопрос, Смоленская область на связи. Здравствуйте, задавайте свой вопрос.

- Здравствуйте, с Праздником! Скажите, пожалуйста, до Пятидесятницы жили праведные, жили святые, а Дух Святой пребывал в них или нет? Спасибо.

- Очень значительный, высокий вопрос. Вот что значит – русская женщина! Она, видите, успевает и обед приготовить и посуду вымыть, а вместе с тем ее сердце волнуют такие высокие, таинственные вопросы. Объясняет преподобный Серафим Саровский. Советую  любознательным познакомиться с его знаменитой беседой, которая названа «О стяжании Святаго Духа». Саровский  Светильник свидетельствует, что до  Пятидесятницы, когда Дух Святый снизошел, озарил сердца апостолов, обновил их естество, соделал их глашатаями Евангелия, а потом, опосредованно, через епископов, священников, Дух Святый , в таинстве крещения, миропомазания, осеняет всякого человека, кто приходит ко Христу с верой и покаянием. Так вот, до сошествия Святаго Духа, Он, конечно, действовал в мире. Благодать Божия действовала от вне, она осеняла мысли пророков, она укрепляла ветхозаветных мучеников, она свершала чудеса. Пророк Елисей, пророк Илия даже воскрешали мертвых. Но,  благодать Святого Духа действовала со вне, а не изнутри. Мы с вами наслаждаемся дарами не меньшими, а большими, чем те, которые явлены в древнем библейском мире. А почему же тогда, спросит кто-то, они не проявляются, почему же мы не творим чудеса? А это нас нужно спросить, видимо, смирения нам не хватает. Расслабленная жизнь, не соответствующая высокому критерию христианского образа жизни. Преподобный Серафим говорит: все определяет решимость. Если мы неуклонно будем следовать за Христом, взяв для себя такой девиз: с молитвой к Богу, с любовью к людям, то и наше сердце будет озарено дарами Святого Духа. Но в той мере и в той степени, как это угодно Богу и полезно для нас самих.

- Следующий вопрос задает Сергей из Великого Новгорода: желающий спасти свою душу погубит ее. Но иногда в жизни или по работе приходится прибегать ко лжи, иначе можно подставить других. Как быть в таких случаях?

- Собственно вопрос не находится в тесной связи с Евангельской цитатой, потому что правильно разуметь слова Христа: желающий спасти свою душу, погубит ее в мире сем. Это слово относится не к самой душе. Душа -  драгоценнейшее Божие создание и ее губить мы не должны, нам должно ее очищать и украшать Христовыми добродетелями. В данном случае, душой назван грех, который сроднился с нашим сердцем и близок к нам, как дыхание. Итак:  желающий спасти свою душу, погубит ее в мире сем. Это значит, что необходимо объявить войну похоти, злобе, гордости. Необходимо мысленно взойти на крест, чтобы пригвоздить ко кресту наши страсти и, таким образом, душу отбелить, вымыть, очистить. Что, конечно, возможно тому, кто имеет благое произволение и тому, кто призывает Божию благодать в молитвах покаяния. А вот, что касается лжи в современном мире, здесь нужно быть очень осмотрительным, ибо ложь, знаете, от диавола. Родоначальник, изобретатель лжи – падший дух. Другое дело, что есть разница между лукавством и мудростью. Лукавство всегда имеет какую-то порочную цель и пользуется для ее достижения какими-то недобросовестными средствами. А мудрость ставит всегда перед собой цель высокую, спасение души, и выбирает средства безболезненные для ближних. Нельзя быть прямым, как палка в этом мире. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Поэтому всегда очень важно помнить маленькое правило, доступное и школьникам: думай, что говоришь, не говори того, чего не думаешь и не все, что думаешь, говори.

- Алло, здравствуйте, меня зовут раб Божий Роман. Хочу задать такой вопрос: встаешь утром и, с понедельника по пятницу, работа, семья, заботы. Как можно обрести покой во время всей этой суеты? И духовное спокойствие и физическое спокойствие, как можно все это наладить?

- Замечательный вопрос. Я думаю, что мужчины сегодня вполне оправдались перед женщинами. И насколько был вопрос глубок о благодати Святого Духа и образе действия ее в этом мире, до пришествия Христа и после… Так вот этот вопрос очень важный, действительно многие из нас активны, гиперактивны, напоминаем мы сами себе юлу, которая вращается вокруг своей оси. Иных жизнь заставляет прыгать и бегать, как белку в колесе, притом, что нет ни минуты покоя – суета сует и всяческая суета. Возможно ли совмещать активную внутреннюю позицию и внутреннее равновесие? Конечно. Дурная голова ногам покоя не дает. Но мудрый муж все должен делать с чувством, с толком, с расстановкой. А главное, внутренне не суетиться, должна быть точка опоры у христианина.

В чем она? Где она? В глубинах нашей души – молитва. Молитва, которая выражается всего лишь в двух словах: Господи, помилуй! Иисусе Христе, помоги, вразуми, настави! Но эта молитва является несущей конструкцией нашего естества. Если ты сохраняешь присутствие духа, если ты не позволяешь своему рассудку помрачаться, сердцу волноваться, то ты напоминаешь среди морского волнения бригантину с алыми парусами. Обстоятельства часто вокруг нам кипят, кричат, как волны наскакивают одна на другую, но, если система парусов отлажена, если опытный капитан держит руки на штурвале, в соответствии с изменяющимся направлением ветра, величиной волны, лоцман выверяет курс, капитан управляет рулем, и корабль, рассекая волны, движется поступательно. Вот так и мы с вами призваны, всегда молясь Господу Богу, как саперы идти по жизни, но, при этом, думать о последствиях каждого шага и слова. И, поверьте, невозможное становится возможным, когда вы учитесь ходить пред Богом. Т.е., работая у себя в фирме, по продаже или ремонту плазменных телевизоров, по вызову бывая здесь и там, как Фигаро, но не одновременно, внутри себя молитесь. И лицо Ваше будет светло и речь ясна и действия рациональны. И Сам Бог еще поможет Вам повысить производительность Вашего труда, так, что Вас повесят на доску почета.

- Спасибо. Следующий вопрос: батюшка, скажите, пожалуйста, что такое девять заповедей блаженств и для чего они нужны? И в чем отличие их от десяти заповедей? Спрашивает Екатерина Павлова.

- Если хочешь быть счастливым, если хочешь быть спокойным, уравновешенным, радостным, мирным, мудрым, здоровым психически, а, значит, и телесно бодрым, не спеша ступай по девяти ступеням, которые именуются заповедями блаженства. Раскрой Евангелие от Матфея, найди пятую главу, и применяй к себе то, что там находишь. Блаженны нищие духом. Не гордись, себе особенно ничего не приписывай, относись к себе критично, умей видеть собственные недостатки и будь благодарен за критику здоровую или нездоровую, все равно. Вот ты уже на первой ступени. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Ну, нюни распускать не нужно, а вечером, отходя ко сну, вспомнить вольные и невольные согрешения, сокрушиться духом, дело очень полезное, это Вам и психологи и психотерапевты расскажут:  что человек, который умеет раскрывать свое сердце пред Создателем и по-детски просить прощения и вместе сил к исправлению, это гармоничная, высоконравственная личность. И так, по-тихонечку, овладеете всеми ступенями. Кротость – уметь сдерживать себя и не распускать вожжи, не выходить из себя, но проявлять свойственную христианину добрую сдержанность. Тут и милостивое сердце,   и чистота души и даже способность спокойно претерпевать  невзгоды, такие как клевета, гонения, это уже высшая степень блаженства. Чем отличается законодательство Христово от Моисеова? Вот Вам домашнее задание: проведите сравнительный анализ и пришлите нам на телеканал «Союз» письмо с Вашими богословско-этическими рассуждениями. Мы Вас наградим, прочитаем Ваше письмо, разберем его, Вам будет приятно.

- Спасибо. Следующий вопрос задает раба Божия Людмила: во-первых, она поздравляет Вас с праздником Всех Святых и с Престольным праздником Вашего храма…

- Сердечно признателен.

- Вопрос у нее такой: как побороть пристрастие к человеку? Нужно ли избегать его или, наоборот, быть ближе, общаться по телефону, при помощи смс? Было ли у Вас нечто подобное? Есть ли у Вас любимчики?

- Было. Ах, какие вопросы! Мне кажется просто не в бровь, а в глаз. У меня есть любимчики – это мои телеприхожане. Слава Богу, их так много, что у меня просто нет шансов предпочесть одного другому. Сами посудите, дорогие мои друзья, какие сегодня замечательные, интересные, содержательные вопросы мы получаем. Они друг друга дополняют, уравновешивают,  делают наш прямой эфир необыкновенно драматичным, интересным, информативным. Что касается пристрастий, да, действительно, человеческое сердце – это не камень. И я бы так сказал: разумный муж, человек, должен уметь прильнуть ко Христу. Как младенчик держится за постромки или за подол маминой юбки, так мы призваны всегда иметь пред собою Господа, точнее, устремляться к Нему. И не отдавать нашего сердца никому и ничему. Сегодня только, Евангелие, в день Всех Святых, возглашало: если кто возлюбит отца или матерь, или дочь, или сына паче Мене, больше Меня, Христа, недостоин Меня.

Однако, вот болезнь человеческого сердца: едва лишь только оно отступает от Господа и, мгновенно, как бы щупальцами осьминога, к чему-то пристращается. Вот я вижу Ваш галстук, очень мне нравится молодые люди в галстуках, у них собранный, корректный, английский вид. И вот думаю: вот бы мне такой галстук. Парадокс, но эти пристрастия к брошечкам, застежечкам, к вьетнамочкам занимают иных дам до такой степени, что они превращаются в сороконожек. Недавно меня пригласили освятить жилище и там вся передняя заполнена босоножками. А сколько у Вас здесь народу живет? У Вас что здесь, общежитие? Нет, я одна, но не могу себе отказать. Чуть только вижу хорошую новенькую какую-то пару,  «Иконика» или  «Саламандра», сразу ее хватаю. И сама превратилась в саламандру. Смешно? Однако не безопасно! Потому что, где сокровище Ваше, там и сердце Ваше будет. Как избежать пристрастий? Конечно, каяться! А Вы, батюшка, каялись в пристрастиях? Каялся и каюсь до сих пор. Действительно, чуть только этот баланс нарушается, уходит из сердца мир. Поэтому мы должны быть необыкновенно внимательны, чутки, особенно священники, потому что они призваны сиять, светить – вот лозунг твой и солнца. И для всякого христианина эта задача номер один – отсечь те болезненные влечения и пристрастия, которые нас донимают. Если Вы чувствуете, что сердце неравнодушно, будьте аккуратны. Кто чем увлекается, тот тем и искушается. И если Вам чужой муж, простите, шлет смс-очки:  что Вы делаете сегодня вечером, уважаемая Солоха? Так вот ему и ответьте: мой телефон находится вне зоны Вашей досягаемости.

- Дорогой батюшка, с Престольным праздником! Поздравляет Вас первый международный православный фестиваль детского и юношеского экранного творчества «Вишневый пирог», который закончил свою работу в городе Азове. Мы благодарим Вас за телеобращение к юным нашим телемастерам и Вашу книгу «Уроки жизни», которую получили участники фестиваля. Мы надеемся, что на будущий год, Вы сможете приехать в Азов, на второй фестиваль и юные тележурналисты и телевизионщики разделят с Вами наш вишневый кинопирог. А вопрос такой: скажите, каким должно быть детское кино, чтобы оно объединяло взрослых и детей и не разделяло их?

- Думается, что прежде всего, детское кино должно быть чистым, не нужно показывать в юношеских фильмах дно общества, под видом детского кино подсовывать нам грязь. Само название фильмов, вы, наверное слышали, «Сволочи», «Ублюдки», просто сердце болит за молодежь, которая незаметно развращается через такие низкопробные ленты. И только посмотришь два-три кадра, посмотришь даже на рекламу, и видишь, что у режиссёра, равно, как и у сценариста - ну нет Христа за пазухой. А есть… не будем говорить, что там скрывается. Итак, кино должно быть чистое, при этом, я не хочу сказать, что оно совершенно должно быть наивным. Нет, с детьми должно и можно говорить по взрослому, приобщать их к великой драме истории, истории Отечества. Но необходимо, безусловно, нравственная мысль, необходимо, чтобы лента документальная или художественная, побуждала зрителя меняться от худшего к лучшему. И я бы следующим девизом вашего кинофестиваля взял знаменитое Пушкинское:  «Быть может тем любезен буду я народу, что в наш жестокий век прославил я свободу и милость к падшим призывал».

- Спасибо. Следующий вопрос задает Юлия из Астрахани: я – молодая мама, у меня двое сыновей, 3,5 и 2 годика, ждем третьего. Мне 27 лет, в свое время я не получила высшего образования, бросила университет на втором курсе, потом вышла замуж и т.д. очень хочется, наконец-то, получить профессию, но пока нет возможности, переживаю, что так и останусь неучем, а все-таки специальность какая-никакая нужна. Посоветуйте, что делать?

- Дорогая мама, Вы уже не неуч, потому что Вы – человек умудренный, ведь кто не рожал, то и Богу, как следует, не молился. И, конечно, сегодня для Вас открыто поприще самообразования. Стоять на месте не нужно, современная женщина-христианка, конечно же, хотела бы быть не только домашним ангелом, но и полезной многим людям. Даст Бог, выносите третьего, поднимите его, по-тихонечку, на ножки. Сейчас есть заочные формы обучения и, может быть, Вы завяжите оборванную ниточку, и, если не восстановитесь и не закончите остальные три курса, то, может быть, все-таки, какую-то сокращенную программу для себя найдете. Будем молиться, милая мама, чтобы ваши внутренние запросы нашли свое удовлетворение. Но, по сути дела, умная книга, а книги – это наши друзья и нужно уметь выбирать из огромного множества всего, что перед Вашими глазами, нужную Вам книгу, умная книга даст Вам крылья, она выведет Вас из детской комнаты. Она поможет Вам свершить путешествие даже в мир духовный, если речь идет о святоотеческой литературе. Рекомендую Вам книгу «Путь ко спасению» святителя Феофана Затворника Вышенского, особенное внимание можете обратить на первые главы этой книги, где святитель Феофан, с присущим ему умом и вместе с легкостью, очень образно говорит о том, как воспитывать детей в вере и благочестии и рассказывает о том, как раскрывается религиозное чувство по-разному в младшем возрасте, в переходном, в юношеском. С какими встречается душа противоречиями сама в себе, для вас это будет замечательно интересный материал. Недаром, святителя Феофана называют отцом христианской психологии.

- Спасибо за ответ, у нас новый звонок. Александров на связи, здравствуйте, задавайте Ваш вопрос.

- Здравствуйте. Мне сделаны порча и колдовство, действия идут на смерть. Нет возможности передвигаться, пригласить священнослужителя тоже нет возможности, можно ли помочь решить данный вопрос?

- А кто Вам сообщил. Что все эти язвы, все эти проклятия каким-то образом на Вас наведены? И почему Вы поверили этому диагнозу?

- В квартире я проживаю одна, голоса мужские и женские, буд-то со мной в квартире кто-то находится. Эти голоса комментируют каждый шаг, каждое действие мое, дерзко, нагло.

- А как зовут Вас? Мы давайте, дорогие друзья помолимся за милую женщину, у которой дома такая полифония. Какие-то ей представляются собеседники, комментирующие ее собственные действия. Что тут сокрыто, сразу не скажешь. Конечно, не худо было бы, батюшку найти для освящения жилища. А, может быть, пользуясь современными техническими средствами я сейчас войду, как священник, разумеется, но не без стука. Позвольте, тук-тук-тук, отец Артемий к Вашим услугам, разрешите освятить Ваше жилище? И вот я вхожу в переднюю, меня проводят в гостиную, я на все четыре стороны освящаю крестом пространство с такой замечательной молитвой: Крест Христов на весь мир освященный, благодатию и кровию Господа нашего Иисуса Христа, дан оружие на всех врагов наших, видимых и невидимых во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.  А вы, эти собеседники, мужчины, женщины, подростки, бегите отсюда. Брысь под лавку, сейчас еще милицию вызовем, чтоб в доме было спокойно и мирно и ангел-хранитель да осенит жилище, а наша милая телеприхожанка пусть ощутит какую-то радость уединения, молится Господу. Но ни в коем случае не верит вот эти рецептам, диагнозам: сделано на смерть, наведена порча, постигла корча. Нет-нет-нет. Вы – хороший, нормальный, здоровый член общества. Больше гуляйте на свежем воздухе, пожалуйста, старайтесь заниматься посильным физическим трудом и утром и вечером обязательно благодарите Создателя, что у нас сегодня свершилось телевизионное освящение жилища, первый случай в мировой практике.

- Спасибо. Следующий вопрос задает Наталия: можно общаться посредством смс-сообщений по телефону с мужчиной по -дружески, мы с ним когда-то встречались, но расстались, не является ли это прелюбодеянием?

- Прелюбодеянием, однозначно, нет. Если смс-ки  достойные. Вы спрашиваете: Иван Иванович, Вы слышали, в Москве страшная жара. Будет ли изменение? Циклон? Или нет? Иван Иванович отвечает: к сожалению, не слежу за прогнозом погоды, но надеюсь, что москвичи выдержат это испытание. Конечно, ничего зазорного в таких смс-ках нет, но общаясь с этим, нечужим Вам человеком, все-таки имейте  ввиду, что добронравная женушка примерно раз в неделю просматривает мужнин телефон и сканирует все эти смс-ки. Даже если он их стирает, все равно их можно восстановить, сейчас это стоит совсем недорого. Поэтому, обмениваясь с ним, какими-то мнениями, суждениями, пожалуйста, так настраивайте свое сердце, что есть еще третий, но не лишний, супруга Вашего знакомого, которая, как цензор, Бенкендорф, исследует самый характер Вашей переписки.

- Спасибо. Следующий вопрос задает Сергей: некоторые люди носят нательные кресты, где нет изображения распятого Спасителя, допускает ли Православная Церковь ношение таких крестов?

Сходите, дорогой, в любой археологический, краеведческий музей:  в Москве, в Корсуне, в Тамане, в Ростове, в Таганроге, везде, где ведутся раскопки. Вы увидите, что в течение столетий нательные кресты имели самые разнообразные формы. И первые века, которые отличались особенной безыскусностью и простотой, представляют нам крестики без всяких изображений. Поэтому, смущаться не нужно, крест всегда есть святыня.

- Алсу задает такой вопрос: я – крещенная татарка, крестилась сама  в сознательном возрасте, по зову души и сердца, большой любви и вере в Господа Нашего Иисуса Христа.

- Спаси Вас Бог!

- Сейчас моему сыну 14 лет, он татарин, некрещенный. Могу ли я молиться за него в храме. И как Вы считаете: надо ли крестить сына и наставлять его в дальнейшем или же дать ему возможность самому прийти осознанно в церковь?

- За сыночечка свечечку ставьте, а почему нет? Это же не насекомое, а образ Божий, личность. Сегодня он уже в сознательном возрасте, поэтому ничто не мешает Вам просвещать Ваше чадо. Раскройте вместе с ним Евангелие, на русском или на татарском языке. У мальчика ведь формируется мировоззрение, множество вопросов. Занимайтесь сравнительным богословием, сегодня написано много книг, которые сопоставляют христианство с такой поздней мировой религией, естественного, т.е. земного происхождения, как магометанство. Поэтому, если Вы сами образовываете себя, ничто не мешает Вам, как маме, Вы имеете на это полное право, нравственно просвещать отрока, беседовать с ним, и смотреть внимательно: в его чистом сердечке, дай Бог, чтобы не попал в дурную компанию, конечно же, со временем, сформируется тяга к Источнику света и любви и вот тогда он, разумно, не без Ваших молитв, примет правильное решение.

- Ольга с Украины спрашивает: у нас есть церковь Киевского Патриархата, скажите, пожалуйста, можно ли туда ходить?

- Если речь идет о раскольниках, о тех, кто поминает, по неразумию, киевского патриарха Филарета, лишённого не то, что священных степеней, даже монашеского звания, то это большое недоразумение. Не все, что блестит, то золото, н все, что сладко, то сахар. Поэтому Вы должны найти каноническую церковь, т.е. ту, которая признана всеми православными церквами и находится, соответственно, с ними в литургическом общении. Это, собственно, Русская Православная Церковь и ее живой побег, ее живая часть Украинская Православная Церковь, в которой предстательствует за народ Божий блаженнейший митрополит Владимир. Так что желаю Вам успеха.

- Наталья Владимирова спрашивает: можно ли приехать потрудиться в восстанавливающийся Алексеевский монастырь в Красном Селе? И есть ли уже сестричество при храме?

- Сестричество уже есть. Сейчас ожидаем решение священноначалия, собственно, о юридическом учреждении обители. Так как у нас с Вами одна и та же фамилия, то, когда вы приедете, скажите:  я – Наталья Владимирова, родственница протоиерея Артемия Владимирова, он меня ждет, пожалуйста, вызывайте его скорее. Я Вас встречу под белы рученьки, мы Вас и расстегайчиками накормим и всячески подбодрим, так что – будем рады!

- Батюшка, уже, наверное, последний  вопрос. Сейчас лето, пора отпусков, огородных дел, храмы пустеют. Насколько позволительно православному христианину оставлять храм на долгий период?

- Вы знаете, сейчас даже в зонах плодово-ягодных участков выстроены храмы. Сегодня Россия от Владивостока до Кёнигсберга молится о благорастворении воздухов и об изобилии плодов земных. Поэтому, милые огородники, милые садоводы, если не хотите, чтобы тля или саранча, или грызуны, или кроты, или какая-то мошка, или еще невесть кто,  не пожрали нежные произрастания и только-только завязавшиеся плоды, рекомендую вам, настоятельно, чтить день воскресный, выбираться в храм в первую половину дня, помолиться хорошенечко, а уж в будние дни –  «орбайтен»  с мотыжкою, с сенокосилкою, трудитесь. Не забудьте наш телеканал «Союз», мы нуждаемся не только в пожертвованиях для трансляций наших передач, но и в натуральных продуктах. Нам –то некогда себе обед делать. Поэтому все, что Вы пришлете, пишите: телеканал «Союз», на деревню к дедушке. Огурчики, помидорчики, «скоропортящееся» написать не забудте, чтобы не задержали на почте. В долгу не останемся! Благодарим вас за внимание!

- Спасибо, батюшка. Ну и в завершение программы прошу Вас напутствовать на прохождение Петрова поста наших телезрителей.

- Да, мы вступаем завтра в апостольский пост, сегодня есть еще возможность заговеться, т.е. вкусить скоромной пищи. Но на ночь, все-таки, не рекомендуется отягощать чрево. А сам пост да будет нам и  в радость и в сладость. И очень надеюсь, что мы, где-то там, близко к празднику Петра и Павла, встретимся с вами вновь.

- Спасибо, батюшка. Я напоминаю нашим телезрителям, что у нас в гостях был настоятель Московского храма в честь Всех Святых в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров. Всего вам доброго, досвидания!

 

Ведущий: Сергей Юргин

Расшифровка: Ирина Степаненко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать