Беседы с батюшкой Дмитрием Смирновым

23 июня 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Эфир 23 июня

– Раба Божия Татьяна: «Работаю няней в семье. Как правильно реагировать на агрессивное поведение мальчика 2,5 лет? Выражается оно в угрозах всех убить, в рукоприкладстве по отношению к старшим, например, неожиданно бьет чем-то тяжелым по голове. На устные увещевания еще больше распоясывается. Физические наказания недопустимы, родители относятся к его выходкам с юмором, считая, что он маленький и ничего не понимает. Стоит ли мне смириться и терпеть или поискать другую семью? Как вообще в этой ситуации правильно поступить?».

– Если жалованье очень приличное – стоит потерпеть. А если средненькое, то лучше поискать другую семью.

– Как воздействовать на этого ребенка няне?

– Если родители поощряют… с юмором, значит, им смешно, тогда пусть последствия этого кушают сами.

– Видно, они по голове еще не получали от него. И им кажется, что это все детские шалости.

– Да. А вообще можно к детскому психологу обратиться. Надо еще посмотреть, где он этого набрался. Может, он мультики смотрит всякие. Это не агрессивность на самом деле, это просто способ общения, привлечение к себе внимания. Это, скорее, можно обозначить словом «заигрывание».

Ведь ребенок для чего обращается за вниманием взрослого? Он хочет общения. А если каждый раз при таком способе заигрывания ему демонстрировать, что это не приемлемо…

– Каким образом демонстрировать?

– Ну, например, выйти в другую комнату, сказать: нет, мне так не нравится. И если будем повторять постоянно, то это все-таки до него дойдет.

– Стукнуть по рукам в ответ на его такую агрессию полезно? «Ты делаешь больно, – посмотри, и тебе больно будет…»

– В 2,5 года рановато. Когда речь уже у него будет начинаться, тогда можно, но не сильно, скорее – символически. Он пробует человека, как тот среагирует, и надо показывать, что так нельзя, и уходить. Ты хочешь общаться? А вот в результате твоего битья общение тут же прерывается. А ему надо, чтобы книжку читали, рассказывали. Дело в том, что он когда-то попробовал на папе и маме, а они смеются, и он думает, что это уже вполне законный способ, а тут увидит, что с няней этот номер не проходит.

– Вообще, у многих детей есть пристрастие к властолюбию.

– Ну разумеется…

– Если им давать безответно лупить взрослых…

– Воспитывать вопреки папе и маме – бесполезно. Нужно просто отбыть срок, пока зарплата идет, а потом пусть они сами его воспитывают. Потому что родители в основном в воспитании просто безумцы, ничего слышать не хотят, сами все знают, а ребенок их идеальный и всегда во всем прав, хотя ребенок, собственно, такой зверек (или, можно сказать, необработанный алмаз, как кому нравится), которого нужно из варвара сделать человеком. А если не делать, то и вырастет варвар.

– А потом придут родители к нам с вопросом: что можно сделать?

– Обязательно придут, лет в 15. Что можно сделать… Дубок, которому год, можно выдернуть из земли двумя пальцами, дубок, которому 10 лет, двумя руками не выдернешь, и вообще придется пилить.

– А человеку 10 лет – это вполне самостоятельное существо.

– Да, он даже, по закону, имеет право выбирать, с кем ему жить, очень много прав у него существует, которые зафиксированы в юридических законах.

– Что будет, если нашим детям все эти права расскажут?

– Посмотрим.

– Вот уж схватимся за голову: что мы тут напринимали.

– Не мы.

– Но те люди, за которых мы голосовали.

– Не знаю, кто там голосовал. Большинство населения нашей страны не в состоянии изложить, как устроена политическая система у нас. Даже если они участвовали в выборах, то они все равно не представляют себе ни нашу Конституцию, ни как устроена управленческая пирамида, и так далее. Так что их выбор – не информированный, поэтому юридической силы даже не имеет.

– Да, спроси человека, пришедшего на избирательный пункт: «Ты кого-нибудь из кандидатов вообще видел вживую? Говорил с ним, обсуждал что-то?»

– Нет, может, кто-то и видел, но даже дети… Есть такая наука, еще мы в школе проходили, обществоведение, – но современные дети в школе не понимают, не могут изложить, как управляется государство. И ясно, что они к этому не будут возвращаться, кроме тех, кто будет этим профессионально заниматься.

– Но такая система удобна…

– Удобно, когда все ничего не понимают, а народ превращается в электорат. Везде это удобство используют те, кто хочет прийти к власти. Я тебе даже могу рассказать, если хочешь прийти к власти, как это надо делать, есть технологии. Я их специально не изучал, просто наблюдал нашу жизнь отечественную.

– Наталья из Екатеринбурга спрашивает: «Как Православие трактует дуэль? Погибший дуэлянт – самоубийца или отдавший свою жизнь за справедливость? Ведь чаще всего дуэлянты выясняли свои отношения, отстаивая честь».

– Отстаивать честь – это совершенно не христианское понятие. Ибо Господь сказал: «Если ударят по правой щеке, подставь другую». Вот христианская реакция. Поэтому дуэлянт одновременно и убийца – он хочет убить человека, и самоубийца – потому что могут убить его самого, и он это знает.

– То есть он рискует быть убитым.

– Такие случаи бывали, что люди убивали на дуэли друг друга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать