Беседы с батюшкой Дмитрием Смирновым. Эфир от 16 июня

16 июня 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Эфир 16 июня 2013 года.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы с вами  в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой. И у нас сегодня в гостях протоирей Дмитрий Смирнов.

 

- Добрый вечер, батюшка.

 

- Здравствуйте, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

 

- Сегодня память Святых отцов Первого Вселенского Собора, который открыл эпоху Вселенских Соборов, и она продолжалась почти пятьсот лет. Почему сейчас нет Вселенских Соборов? Неужели нет нерешенных вопросов, которые должны обсуждаться на Вселенском Соборе. Почему сейчас собираются только Поместные Соборы?

 

- Сейчас Церковь не сотрясается от ересей, все вопросы по богословию решены. Вселенские Соборы – это эпоха Римской империи, которой уже нет. Прерогатива собирать Вселенские  Соборы была у императора. Кто это будет делать сейчас? Даже такая значимая фигура, как наш Патриарх, не может этого сделать, потому что сразу возникнет вопрос у греков «почему вы?»

Какие-то вопросы есть, но их масштаб не для решения на таком уровне. Вселенский Собор – а где будет Римский папа, представители католических стран Европы.

Периодически поднимается вопрос о воссоединении Восточной и Западной Церквей, но это принципиально невозможно, для этого нет основы. А как это будет воспринято прихожанами-католиками, уже не говорю о наших. Даже после воссоединения с Зарубежной Церковью остались нерешенные вопросы, и существует ряд разделений, а что будет в этом случае? Кроме того, есть такие составляющие, как политическая, финансовая, общекультурная. Мы народ, только вышедший из подполья, до конца не вставший с колен, большинство из нас остается людьми, наполненными страхом. Этот страх у нас в генах, нам еще непросто ощутить  христианскую свободу.

Взоры многих людей-христиан обращены к России, там активно наступает Содом и Гоморра. Но Россия с вымирающим народом и экономикой, может ли она противостоять, мы не можем защитить даже Сирию, нашего давнего союзника. Остается только дипломатия, но мы сейчас воочию видим, что она практически бессильна.

 

- Вопрос: «Часто на исповеди каюсь в гордости, но она не исчезает. Скажите, как сохранить благодать, чтобы от причастия до причастия она сохранялась, а не уходила, и как сделать, чтобы гордость не возвращалась?»

 

- Все  страсти вытесняются противоположными добродетелями, поэтому надо учиться смиряться. Всякую возможность погордиться использовать, чтобы смириться. Если же сохранять в себе гордость, то она и будет изгонять из нас благодать Божию.

Смиряться надо и перед Богом, и перед людьми, и перед обстоятельствами, и перед самим собой. Многие требуют от себя чего-то недостижимого. Например, люди каются, что рассеиваются на молитве. Как можно от себя требовать, чтобы не рассеиваться. Это могут только ангелы, а люди, и святые, и грешные, рассеиваются на молитве.  Постоянно, пока будете молиться, будет рассеяние, с годами только, может быть, чуть меньше. Человек должен смиряться со своей немощью. Господь всемогущ и может дать каждому человеку нерассеянную молитву. Однако за этим сразу последует падение в глубины гордыни, и закончится это психическим заболеванием.

 

Вопрос телезрителя: Хотел бы спросить об Иерусалимской Патриархии, что сейчас там происходит после избрания Патриарха Феофила? И, правда ли, что благодатный огонь сходит только по молитвам Патриарха Иеремия?

 

-  Я не в курсе дела. Вы подготовленный специалист, у Вас уже есть своя версия, но я человек малообразованный и грешный, и не могу ответить Вам на этот вопрос. Ничего не знаю, кроме того, что Патриарх Феофил приезжал, и наш Патриарх, которому я бесконечно доверяю, принимал его как Патриарха.

 

- Вопрос: «Господь сказал «сей род изгоняется только молитвой и постом». Правильно ли рассуждение, что человек, страдающий одержимостью, может очиститься самостоятельно через пост и молитву, не прибегая к помощи священнослужителей?»

 

- Это невозможно, потому что очистить может только Господь Бог. Если это будет Ему угодно. Участие священнослужителя может быть, а может и не быть.

 

- Вопрос телезрительницы: В Евангелии от Марка говорится, что, когда пришли схватить Иисуса, все ученики разбежались от него, и только один юноша, который был наг, пошел следом, завернувшись в покрывало. Когда же его хотели схватить, он бросил покрывало и убежал нагим. Хотелось бы знать, для чего это рассказано, ведь в Евангелии нет ни одного напрасного слова?

 

- Для того чтобы показать, какой страх овладел всеми, кто был в Гефсимании. Есть такое понятие – «реалии» - подлинные штрихи, детали, которые свидетельствуют о подлинности написанного. Например, чудесная ловля рыба, подсчитали, что было поймано 153 штуки. В тексте Евангелия рассыпано много таких реалий, чтобы подчеркнуть, что это было реально, а не какая-то авторская задумка. Не надо искать символическое значение абсолютно во всем.

 

- Вопрос юной телезрительницы: Моя бабушка работает в церкви, много рассказывает мне о Боге, о чудесах с иконами. Когда я прихожу в школу, хочу поделиться с одноклассниками, но они смеются и не верят. Как мне сделать, чтобы они верили?

 

- Никак. В Евангелии сказано: нет пророка в чести в отечестве своем. И еще там сказано: не надо метать бисер перед свиньями. Не потому, что свиньи – плохие животные, а потому что они не понимают. Это все равно, что ты рассказывала бы о Боге рыбкам или попугайчикам. Запоминай сама, что говорит бабушка, а если кто спросит, тогда скажешь.

 

- Бывает, что человека, который вернулся из поездки по Святым местам, чувства переполняют, и он хочет поделиться ими с людьми.

 

Моя мама в свое время сказала  мне фразу, которая навсегда врезалась мне в память: «Настоящие чувства всегда остаются в тайне». Когда выставляется напоказ, это ненастоящее.

 

- Вопрос телезрительницы из Владикавказа: Я православная, а моя сестра баптистка, я за нее очень переживаю и не знаю, вмешиваться мне или нет?

 

- Как один взрослый человек может вмешиваться в жизнь другого взрослого человека – по-моему, это неприлично. У каждого человека в жизни свой путь. У кого больше кротости и смирения, тот окажется ближе ко Христу.

Если этой сестре больно видеть, что та ее сестра не в истине, а истина, как мы знаем, Христос, то пусть она знает Евангелие лучше, будет более молитвенна, превосходит ее в любви, кротости, терпении, смирении, искренности. И тогда сестра-баптистка увидит, что Православная Церковь способствуют христианским добродетелям в гораздо большей степени. Тогда она будет сравнивать свою сестру-христианку с теми, кто рядом с ней.

 

- Сейчас многим нравится, что рядом христианин – терпеливый, кроткий, молчаливый. Но нравится попользоваться этим, а сами стать христианами не торопятся.

 

- Потому  что вся природа человека ориентирована на это «попользоваться». Христианин же должен плыть всегда против течения.

 

- Вопрос телезрителя: Симеон Новый Богослов пишет: «Принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие... святую одежду Христову». Сейчас крестятся в один день, и катехизация с ними не проводится. Как с ними?

 

- Будет точно так же, как сказал Симеон Новый Богослов, потому что крещение формально.

 

- Но священник ведь видит, что люди подходят к этому формально и крестит их. Значит, он тоже участвует в формализме? Тогда лучше отказать в этот момент?

 

- Это психологически очень сложный момент. Сейчас на Межсоборном присутствии разбирается, как быть с подготовкой к крещению, чтобы  были общие правила, которых придерживались все священники.

Когда человек хочет ездить на автомобиле, он сдает теорию и практику, хотя вождение автомобиля – явление временное. Крещение – явление вечное. Если бы все священники ставили вопрос так, то не было бы возможности перейти к другому и выполнить крещение формально.  Пока у народа есть тяга к крещению, надо воспользоваться ей и дать сведения, чтобы знали, во что крестятся.

Люди практически ничего не знают о христианстве, ничего. За эти двадцать лет можно было бы всю страну научить христианству, но наше телевидение только отупляло людей всякой ерундой, руководители каналов старались тупо зарабатывать деньги. Но христианство могло бы заинтересовать, сначала, конечно, был бы интерес к обрядовой стороне, но затем от обряда пошли бы к его сути.

 

- Вопрос телезрителя из Риги: В разговоре о Священном Писании часто говорится, что нам непонятен сам дух Евангелия. А каков дух Евангелия?

 

- Дух Евангелия – это дух Христов. Дух Христов – это Дух Свят. Поэтому Дух Евангелия, Дух Христов – это Дух Церкви, Святый Дух, Которым она жива и действует.

 

- Вопрос: «Зависит ли величина веры от воли человека, и можно ли ставить в пример величину веры других людей?»

 

- Чтобы измерить веру, нужно посмотреть на ее плоды. Если есть христианские добродетели, то и вера есть, нет добродетелей -  значит, и веры никакой нет.

 

- Вопрос телезрительницы: У меня есть неверующая молитва подруга, и я за нее молюсь, можно ли это делать?

 

- Можно. У нас в требнике есть молитвы даже о насекомых и стадах, то есть мы молимся и об овцах, коровах, они все хорошие животные, но не верующие, однако молиться о них можно. Тем более за людей можно.

На каждой Литургии Вы можете слышать молитву об оглашенных, то есть людях, еще не принявших Святое Крещение.

 

- Вопрос телезрительницы: Как бороться с нерешительностью?

 

- Очень просто: перекрестился «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» - и в бой! Другого способа нет. Обязательно призвать себе на помощь Имя Божие, а страх может и сам исчезнуть и не придется его преодолевать.

 

- Вопрос: «Всегда ли прямая связь между грехом и болезнью?»

 

- Не всегда. Бывает по-разному. Бывает явно, когда человек явно совершает грех. Не надо искать, откуда взялась болезнь. Болезнь – дар Божий человеку. Любая болезнь связана с неудобствами, терпением, смиряет человека. Когда человек смиряется, он начинает больше видеть, таким образом, может увидеть свои грехи.

 

- Вопрос телезрительницы: Я исповедуюсь, но стали мучить грехи десятилетней давности, совершенные до крещения, хотя я их и не повторяю. Слышала о генеральной исповеди. Как она проходит, кто ее принимает, как к ней подготовиться?

 

- Вам надо каждое воскресение ходить в Церковь, надо читать Евангелие и читать книгу «Закон Божий» до конца своей жизни.

То, что Вас мучают давние грехи, это естественно, потому что серьезные грехи оставляют шрам на душе человека, который может болеть до конца жизни и напоминать, из каких грехов Господь Вас к себе воззвал. Это полезно, и от этого не надо избавляться, мы должны помнить, кто мы есть на самом деле.

 

- Расскажите о понятии «генеральная исповедь».

 

- Такого понятия в Церкви нет, это все сочинения последних десятилетий. Такого слова не было в русском языке во время преподобного Серафима Саровского.

Когда человек приходит в церковь впервые, ему полезно вспомнить всю свою жизнь, но назвать ее можно, как угодно. Название ничего не меняет, меняет только желание человека познать Христа Бога нашего. Исповедь может быть генеральная, а покаяние – нулевое.

 

- Вопрос телезрителя из Балашихи: В Послании есть заповедь «хранить себя от идолов» и есть определение идолов – «то, что создано руками человека», а в православии люди поклоняются иконам. Как это совместимо?

 

- Если хотите узнать ответ на этот вопрос, который звучал еще в VIII веке, возьмите и почитайте труды Иоанна Дамаскина. Во-первых, православные иконам не поклоняются, мы поклоняемся Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и Богу в наших святых. А изображения мы почитаем, почитаем потому, что это Их изображения. Мы почитаем не только иконы, но и российский флаг, и герб, и фотографии наших родственников.

Молясь перед иконой, наш ум возносится к первообразу. Мы не поклоняемся дереву, краске, мы не сумасшедшие, мы поклоняемся тому, кто изображен. Почему мы имеем такую возможность?

Потому что Христос Сам пришел во плоти, потом Он сам создал первые образы, приложив Свой Лик к полотну, и потом от этого изображения исцелился князь Авгарь, и так возникла первая икона. Съездите в Турин или Сретенский монастырь, где  находится точная копия Туринской плащаницы, которая является отпечатком тела Господа Иисуса Христа после снятия с креста. Вы увидите, что наши иконы точно повторяют то изображение, что есть на плащанице. Сам Господь через два тысячелетия послал свое благословение на почитание своего образа.

Ересь иконоборчества возникла в VII веке одновременно с мусульманством, а потом почитание икон было восстановлено. Спуститесь в римские катакомбы, и увидите там изображения Спасителя и Пресвятой Богородицы.

 

- Вопрос: Чем отличается человекоугодие от боязни обидеть человека?

 

- Отличается мотив. В человекоугодии главный мотив: хочу угодить с целью обезопасить себя или чтобы у другого человека сложилось обо мне хорошее мнение.

Допустим, маленький сын не хочет идти спать, а я должен его заставить, потому что ему завтра рано вставать. Если я не уложу его, это будет человекоугодие, а если уложу, он на меня обидится.

 

- Спасибо, батюшка, за Ваши ответы. Нам пора прощаться.

 

- Всего доброго. До свидания.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать