Духовная жизнь православного человека

10 июня 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель строящегося храма Покрова Пресвятой Богородицы в Южном Бутово. Передача из Москвы. Эфир 10 июня 2013  г.

 

- Здравствуйте, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях настоятель подворья монастыря Оптина пустынь в Москве архимандрит  Мелхиседек (Артюхин).

Здравствуйте, батюшка. Христос Воскресе!

 

- Воистину Воскресе! Добрый день, дорогие телезрители.

 

- Тема нашей сегодняшней передачи «Духовная жизнь православного человека».

Вначале хотелось бы напомнить, что 6 июня исполнилось 25 лет со дня прославления преподобного Амвросия Оптинского, расскажите о духовном смысле этого события.

 

- Мне посчастливилось быть участником юбилейного Поместного Собора 1998 года, посвященного 1000-летию крещения Руси и проходившего в Троице-Сергиевой Лавре. Во время этого собора были прославлены в лике святых прп. Амвросий Оптинский, святитель Феофан Затворник (Вышенский), епископ Игнатий Брянчанинов и еще восемь русских святых.

В эти дни полезно вспомнить духовное наследие прп. Амвросия, которое необходимо всем людям, ищущих спасения. Сам прп. Амвросий говорил о себе: «Как я на людях родился, так на людях и живу». Известно, что родился он на день памяти св. блг. кн. Александра Невского в 1812 году, он видел все социальные слои дореволюционной Руси. Когда Ф.М. Достоевский побывал у старца Амвросия после смерти своего единственного сына, он сказал: «я зашел к нему одним, а вышел – другим». Впоследствии впечатление от этой встречи сказалось в создании известного образа старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Для тогдашней ситуации в российском обществе отношение к Церкви, монашеству, старчеству, высказанное Достоевским в романе, было совершенно невероятным.

Каждый православный человек должен хотя бы в какой-то мере соприкоснуться с духовным наследием прп. Амвросия. Его наставления важны и понятны как для интеллигента, так и для простой крестьянки, например: «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Нам не хватает ни душевной, ни духовной простоты. Каждый думает о себе, что он семи пядей во лбу и ни с кем не советуется: ни дети с родителями, как те не советовались в свое время со своими.

В семь лет дочка говорит: «Мама все знает». В двенадцать: «Мама кое в чем разбирается». В семнадцать: «Мама совсем отстала от жизни». В   двадцать пять дочка говорит: «Лучше бы я слушалась маму». Так и получается, что умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих.

Даже Лев Толстой, встречавшийся с прп. Амвросием, говорил: «Зачем обдумывать давно обдуманное? Бери и иди дальше». Мы же не изобретаем заново физику, химию, математику, имеем доверие к учителям, но почему же не имеем доверия к словам родителей, наставников, начальников.

Наша жизнь наполнена так называемыми межличностными конфликтами, мы не умеем их избегать, но еще преподобный Амвросий говорил, «тот, кто уступает, тот приобретает». Взять нахрапом, настоять на чем-то для человека, все равно, что сжать до отказа пружину, которая потом все равно распрямится. Только то, что делается по убеждению и из любви, может быть прочным. Потому старец  Амвросий и говорил: «Тебя не слушают – ты слушай, тебя не любят – ты люби».

Там, где каждый считает себя правым, будут конфликты и споры, а где каждый винит, прежде всего, себя самого, там будет мир и взаимопонимание.

Часто задают вопрос, до какой степени уступать и прощать, если я начальствующий и отвечают за результат общего дела? Когда это отношения в коллективе, среди людей, связанных общим важным делом, я услышал фразу, которая дает эту меру. Когда я был экономом Оптиной пустыни, приходил к наместнику монастыря архиепископу Евлогию, к тому времени уже имевшему большой опыт в этой сфере, он говорил: «Мы должны терпеть работника на работе до тех пор, пока мера его вредности не превысит меру его полезности». Но если реальной замены ему нет, необходимо терпеть, вразумлять, но делать резких движений нельзя, чтобы не остаться одному. Сотрудников также надо воспитывать, взращивать.

Примерно о том же говорит и такой великий наставник благочестия, как Авва Дорофей, когда советует при виде надвигающейся волны, поднырнуть под нее, потому что, если будешь бороться с ней, она тебя снесет.

Все тонкости наших взаимоотношений в семье и на работе создают атмосферу нашей жизни: либо райскую, либо совсем противоположную, потому что важны не столько обстоятельства жизни, сколько отношения к ним.

Старец Амвросий и многие святые отцы советуют в повседневной жизни избегать крайностей, потому что края – бесовские: чрезмерный подвиг – и лень; чрезмерная молитва – и ее оставление; чрезмерный пост – и несоблюдение поста; эйфория – уныние, и этот ряд можно продолжать до бесконечности. И есть золотая середина. На вопрос о том, как проводить духовную жизнь старец Амвросий шутливо отвечал: «Сестра Мелитона, держись среднего тона. Возьмешь высоко – будет нелегко. Возьмешь низко – будет склизко. А ты, Мелитона,  держись среднего тона». Святые отцы тоже говорят: «Все красит мера». Потому что все, что сверх меры неполезно ни душе, ни телу: в физической нагрузке, работы, духовной жизни. Все должно быть по силам.

Совсем недавно мы вышли из Великого поста. Василий Великий говорил о мере поста потрясающую вещь: «Мы не телоубийцы, а страстоубийцы, потому наш пост должен быть не выше сил, но и не ниже сил». Потому что у постящихся может быть как одна крайность, так и другая.

Святитель епископ Игнатий Брянчанинов говорил в своих наставлениях, что за накладыванием на себя большого и непосильного правила следует полное оставление правила. То же может произойти с работой, когда человек берет на себя на одной, другой, третьей работе – и в итоге не делает ни на одной, рассыпается.

Владимир Осипович Ресин, который является советником Патриарха и мэра города Москвы по программе «200», говорил мне при наших встречах, касающихся строительства собора в Ясенево, настоятелем которого я также являюсь, он говорил мне так: «Если хочешь завалить вопрос, расширь его». Если будешь хвататься за многое, ничего не сможешь решить. Лучше делать одно дело, но хорошо. То же выражено в вопросе «Вам как надо: быстро или хорошо?» Мы должны тщательно делать то дело, которое нам поручили, будь то на работе, будь то в монастыре или семье.

Когда мы делаем в семье, будем помнить слова старца Паисия Святогорца: «Сделай так, чтобы тобою были довольны родители, и тобой будет доволен Бог» и «Сделай так, чтобы тебя благословляли твои родители, и тебя будет благословлять Бог».

В семье, где воспитывается много детей, естественным образом возникает служение членов семьи друг другу, естественная жизнь по Евангелию. Мы помним потрясающие слова Господа перед Его восхождением на крест: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Господь говорит также, что не для того пришел Он, чтобы Ему служили, но для того, чтобы послужить всем. И чтобы тот, кто хочет быть большим, должен стать рабом для всех. Все это говорилось на Тайной Вечери, это Его заветы нам, как жить евангельской жизнью. Если мы будет жить так в семье, то это будет райская жизнь. Этот же идеал жизни и в монастыре. Почему сейчас в монастырях те же проблемы, что в семьях? Раньше настоятель был отцом для детей, и каждый должен служить каждому. Проблемы начинаются, когда человек начинает искать не подвига, но отдыха.

Важно отношение человека к делу, которое он делает. Как в известной притче, когда человек приходит в каменоломню и видит, что в ней трех работников, каждый вырезает что-то на белом мраморе, при этом у них совершенно разные выражения лиц. Вошедший обращается к каждому из них с одним вопросом: «Что ты делаешь?». Человек с печальным лицом отвечает: «Я зарабатываю деньги». Человек с равнодушным лицом отвечает: «Я делаю капитель». А человек с радостным лицом говорит: «Я строю храм». Занятые одним делом, они находятся в совершенно разном состоянии души, потому что видят в одной и той же  работе совершенно разные цели.

 

- Чем именно уникален преподобный Амвросий как старец?

 

- Прежде всего, своей народностью и доступностью. По сей день существует богатое наследие в виде его переписки, и каждому христианину это доступно. Многое можно почерпнуть в них современному человеку. В наше время особенно распространились уныние, апатия, депрессия, нам не хватает времени, денег. Старец Амвросий много отвечал на подобные вопросы о том, как же научиться радостно и с надеждой смотреть на жизнь. И он отвечал в свойственной ему простой и стихотворной манере, исполненной при этом духовной глубины: «Скука унынию внука, а лени родная дочь, / Чтоб прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись. / Тогда и скука пройдет, и усердие придет. / А если к сему терпение и смирение прибавишь, / То от многих бед себя избавишь».

Преподобный Амвросий говорит, что надо начинать, хотя бы с малого, чтобы «гайка духовной жизни» не раскручивалась, а хоть понемногу закручивалась.

Старец Анатолий Оптинский говорил, что если человек с вечера не поставит перед собой цель – встать во что бы то ни стало, то хоть над ним оптинскую колокольню поставь, чтобы будила, он не встанет. Впереди идет решимость, желание, а не возможности. У человека может быть, уже нет такого здоровья, но есть решимость, он должен твердо поставить с вечера.  Об этом нам говорит и Евангелие: «Царствие Небесное нудится и нуждницы восхищают его». Если ты ничего духовно не посеял, то ничего не пожнешь. Как говорит апостол Павел, «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». «Сеющий щедро, щедро и пожнет, сеющий скупо, скупо и пожнет».

 

- В 1993 году трое насельников Оптиной пустыни на Пасху были зверски убиты сатанистом. Правда ли, что сейчас на их могилах происходит множество исцелений?

 

- Я об этом довольно много слышал. Когда наши постоянные паломники или насельники монастыря бывают в Сербии, Греции, Болгарии, то люди, узнав о том, что они связаны с Оптиной Пустынью, говорят «а, это там, где на Пасху убили иноков». То есть там могут не знать преподобного Амвросия, но знают трех этих иноков.

В часовне в честь Воскресения Христова над могилами убиенных иноков постоянно служатся молебны, горят свечи, звучат благодарственные молитвы за ту или иную помощь в повседневной и духовной жизни. Мне кажется, что подвиг, образ жизни этих братий, описанный в книгах, уже дает людям и исцеление, и устроение их духовной жизни, что гораздо важнее, чем помощь в решении вопросов с работой, здоровьем, личной жизни, хотя и это важно, и в этом просящие получают несомненную помощь по их вере. Гораздо важнее не то, что у человека, а что в человеке, его духовное сокровище.

Как-то мне довелось слышать от одного из них, отца Василия такие слова: «Молиться в храме – это плыть одному, а молиться дома – одному грести в лодке». Святитель Феофан Затворник говорит, что для того, чтобы научиться внутренней молитве, нужно сначала научиться молитве в храме, чтобы все было постепенно.

Другой из них, отец Трофим, писал своим родным: «Вы думаете, что я потерял из-за того, что я ушел в монастырь. Но то, чем я жил раньше: вещи, еда, деньги не являются целью жизни человека. Если бы вы только знали, что я Нашел в монастыре». Слово «Нашел» он написал в своем письме с большой буквы.

Надо сказать, что братья, племянники, внучатые племянники отца Василия, узнав о его жизни и подвиге, некрещеные крестились, те, кто не жили церковной жизнью, стали жить ей. Его жизнь повлияла и на его друзей и сослуживцев на факультете журналистики в Университете. Нынешний директор православного телеканала «Спас» Борис Костенко учился с ним на одном курсе. Когда ему впервые позволили сделать передачу о Пасхе на Первом канале, то он предложил снимать не в Москве, а в Оптиной пустыни, тогда никто из группы еще не знал, что это и где. Им удалось сделать тогда уникальные кадры, заснять богослужение во Введенском соборе, крестный ход, самого отца Василия за несколько часов до его блаженной кончины, Ферапонта и Василия, которые звонили на колокольне перед крестным ходом, и были тут же убиты. Затем они сняли и сам кинжал, которым были убиты иноки, и окровавленную уже колокольню, погребение нашей братии. Это стал потом летописью, документальным описанием монастыря. Это был такой Божий промысел, чтобы это семя затем проросло. Господь сказал: «Как Небо отстоит от земли, так Мои мысли отстоят от мыслей ваших, и Мои планы отстоят от планов Ваших». То есть мы не можем понять премудрого промысла Божия, который человеколюбно все строит и полезное всем подает.

Однажды я записал потрясающую мысль, которая может дать основание тому, как мы должны подходить к происходящим событиям, которые не укладываются в нашу логику, он  сказал: «У Бога польза больше, чем наказание». Эта смерть была воспринята, как трагедия, наказание, а потом все это преобразилось в совершенно другую историю: это и молитва оптинской братии за нас, за Православную Церковь, Россию и молитвы людей, которые обращаются к инокам. Кто-то из  насельников сказал, что мы потеряли трех братий на земле, но обрели трех ангелов на небе.

Поэтому в юбилейный день прославления преподобного Амвросия Оптинского желаю всем телезрителям канала «Союз» обязательно познакомиться с наследием преподобного Амвросия Оптинского, а если кто не читал книгу «Пасха Красная», обязательно прочитайте. Кто не был в Оптиной пустыни, приглашаю всех и благословляю побывать у этой величайшей святыни нашей Русской Православной Церкви.

Мир вам, дорогие братья и сестры, и духовной радости во все дни вашей жизни. Аминь.

До новых встреч.

 

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать