Беседы с батюшкой Дмитрием Смирновым. 9 июня

9 июня 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Эфир 9 июня 2013 года.

 

- Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы с вами в прямом эфире передачи  «Беседы с батюшкой», и у нас, как обычно в воскресение вечером, сегодня в гостях протоирей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер.

 

- Здравствуй, отец Александр. Христос Воскресе, дорогие братья и сестры.

 

- Господь пытается разными способами обратить на себя человека, но почему-то очень большинство не задумывается о Нем?

 

- Мелко плаваем. Очень много суеты, мало времени для раздумий, созерцания, молчания.

 

- Дьявол нашел ключик к человеку. Не надо соблазнять чем-то серьезным, просто пустить в эту суетную реку. Кажется, что все очень важно, суперважно.

 

- Суперважно – это от пристрастия.

 

- Вопрос из Твери: «Сказано, что жена спасается чадородием, потому что тогда некоторым женщинам Бог не посылаем детей, не давая спастись через чадородие».

 

- У каждого человека свой путь, и Писание не отрицает ни женского монашества, ни любви к сиротам. Думаю, что это потому, что появилось такое огромное количество сирот, как будто мы  только что вышли из большой войны. В основном это так называемые социальные сироты, то есть родители находятся в таком тяжелом душевном и материальном состоянии, что дети остаются одни. И это призыв ко всем нам проявить милосердие, преодолеть свое малодушие.

 

- Вообще, мы привыкли к тому, что свое дороже, и полюбить чужого, как своего, сложно.

 

- Просто большинство людей недопонимают, что такое любовь. Ведь любовь не значит испытывать чувство влюбленности к пьяному человеку, лежащему на остановке трамвая. Любовь – это поднять его, посадить, вызвать «скорую помощь», дать денег, чтобы его взяли, проводить до больницы, проконтролировать. Вовсе не означает, что любовь должна пылать в сердце, а душа должна петь. Любовь – сделать другому то, что хочешь, чтобы сделали тебе.

 

- Вопрос: «Все, что с нами происходит, посылается нам во благо. С этой точки зрения, молитва в ее просительной части, не является ли сопротивлением воле Божией?»

 

- Сопротивление будет только в том случае, если мы, находясь в состоянии гордости, оспариваем происходящее, но если мы смиренно и в духе кротости просим о помощи, то здесь нет никакого оскорбления Божьего величия.

 

- Может быть, лучше просить терпения в болезни, чем совсем отнять ее?

 

- Все это индивидуально, для некоторых людей неполезно проявлять внешне святоотеческое смирение. Можно подумать о себе что-то великое и пасть. Хорошо, что человек вообще вспомнил о Боге и обратился к нему.

 

- Вопрос телезрительницы из Москвы: Хотела подать записку на сорокоуст в Сретенском монастыре, но мне сказали, что сорокоуст можно подавать только за тех людей, которые ходят в храм, исповедуются и причащаются. За других можно подавать записки на Неусыпаемую Псалтирь. Правильно ли это, и как тогда молиться за своих близких?

 

- Очень просто: надо приехать в Благовещенский храм (метро «Динамо») и подать записку. Ждем Вас с нетерпением.

 

- Вопрос: «Существует ли в литературе какая-то информация о встрече Христа с Его Матерью после Его воскресения?»

 

- Не встречал такого. Есть предание о том, что Она была с апостолами во время сошествия на них Святого Духа, и это отражено в иконописи. Конкретных указаний на какое-то общение нет, но это не значит, что этого не было.

 

- Вопрос телезрительницы: «Как можно смотреть на немощи человеческие, и при этом надеяться на Царство Небесное. Понимаю, что не войду со своими грехами в Царство Божие, но не могу не замечать и того, что другие люди не лучше меня».

 

- Это зависит от точки зрения, которая может быть правильной, может быть неправильной. Ваша точка зрения большой удаленности от Бога. Когда человек близко к Богу, он видит собственные грехи, как песок морской, и не видит рядом человека более грешного, чем он сам. Когда человек далек от Бога, он, хотя и считает себя грешным, но не таким, как эти последние злодеи. Святитель Иоанн Златоуст в молитве перед причастием цитирует апостола Павла, называя себя первым грешником и даже извергом. Они были очень близки к Богу, апостол Павел был даже восхищен при жизни до третьего Неба, и поэтому они ощущали себя величайшими грешниками. Дай Бог Вам двигаться навстречу Ему. Мы должны пролить горячую слезу об этой женщине или кто-то из наших телезрителей, и она сделает шажок навстречу Богу.

 

- Когда человек и хочет увидеть это обилие грехов и не может?

 

- Эта женщина видит свои грехи, но в других видит не меньше. Когда человек видит по-настоящему свои грехи, грехов других он не замечает.

 

- Вопрос телезрителя: Ад создал сам Бог? Если это Божие создание, зачем Ему надо было посылать Своего Сына, разве Он не мог решить это как-то иначе?»

 

- Вы сами все уже решили, построили собственный сценарий. Видимо, Вы разбираетесь лучше Господа, поэтому зря спрашиваете меня, поскольку я верю точно тому, о чем говорит Священное Писание.

Ад создали мы сами. Ад – это состояние человека, потерявшего Бога. Адам и Ева, спрятавшись от Бога, испытали ад. Они усугубили это состояние. Адам, ответив: меня соблазнила Ева, которую Ты мне дал. Таким образом, Бог оказался во всем виноват. Мог бы попросить прощения, но он стал оправдываться и потерял от Бога, что выразилось в образном выражении Писания, что он был «изгнан из рая». Изгнание – это место противоположное раю, то есть место, где нет Бога. Его стали называть ад, место, где пребывали Адам и Ева, и все их потомки, и праведники, и грешники, только в разных его местах. Поэтому одним из важнейших деяний Христа было сошествие Его в ад. Господь вывел их души из ада, первыми Адама и Еву, как это показано на иконе.

 

- Вторая часть вопроса: Возможно ли было спасение человечества без страданий Христа на кресте?

 

- Разумеется, нет. Объяснение этому изложено в любой из книг по догматическому богословию.

 

- Вопрос телезрительницы: Сейчас назначают точную дату родов беременным, и если немного перехаживаешь, назначают искусственные роды. Нужно ли на это соглашаться или нет?

 

- Не нужно. Просто, наша медицина действует в двух направлениях: первое – собственное удобство, второе – прокуратура. Между этими двумя точками она и развивается. Исходить надо из пользы младенца, а это собственная его готовность, что именуется медициной, как «физиологические роды», то есть процесс естественный. Только за исключением случаев слабой родовой деятельности либо слишком большой период, когда перехаживают, а несколько дней не играют никакой роли.

 

- Вопрос телезрительницы: Нашему ребенку 3 года, бабушке 80 лет, которая видела внука только три раза и сказала: пусть ребенок растет святой при живом отце. Как мне быть, не замечать ее слов или не показывать больше ребенка?

 

- Запомните такое правило: когда Вы не знаете, что делать, лучше не делайте ничего, чтобы не сделать чего-нибудь непоправимого. Это общее правило касается не только взаимоотношений с близкими.

Очень трудно по одному действию столь пожилого человека принимать решение. Зачем придавать значение всем словам. Если Вы считаете, что нужно давать бабушке общаться с внуками, пусть общается, если нет, то нет. Вы должны решать, не поддаваясь никаким суевериям, никакой проблемы здесь нет.

 

- Вопрос: «Как отличить, что есть испытания, посланные Господом, а что происки дьявола?»

 

- Дело в том, что дьявол тоже орудие в руках Божиих. Недаром нападение дьявола именуют искушением: Бог дает нам испытание.

 

- Вопрос телезрительницы: В Волгоградской области есть священник Анатолий Гармаев. У него община, меня несколько раз приглашали туда. Есть разные мнения об этой общине, каково Ваше?

 

- Мое мнение отрицательное, я бы никому не посоветовал ездить к нему. То, что он говорит, не является учением Православной Церкви, но есть оккультная чушь. Будучи знаком с ним много лет, я пытался повлиять на него, но он упорно стоит на своем.

 

- Вопрос телезрительницы: Мы молодые родители, хотим крестить нашего сына. Будущая крестная мать есть, но в нашем окружении нет подходящего человека на роль крестного. Нам сказали, что мальчику необходим именно крестный отец, так ли это?

 

- Да, мальчику положен крестный отец. Можно подождать лет 29, тогда он сам крестится. Если семья ходит по воскресениям на Литургию, то надо оглядеться, кто тебя окружает, и в этом окружении найдется хотя бы полтора мужчины на роль крестного.

Да, можно подойти, познакомиться, пригласить в гости, сказать, что ищете крестного. В интернете можно поместить объявление «Ищу крестного для своего ребеночка». Найдутся желающие, откликнутся. Надо проявлять инициативу.

 

- Вопрос телезрительницы: Скажите, пожалуйста, влияет ли образ жизни родителей на жизнь детей. Наказывает ли Господь детей за грехи родителей до третьего и четвертого рода?

 

- Не рода – поколения. Образ жизни родителей имеет радикальное влияние на дальнейшую жизнь детей, потому что родители являются для них примером во всем. В языке, поведении, реакциях на все.

По поводу четвертого колена, почему именно эта цифра. Потому что дурной пример действует на детей, внуков и правнуков, а если долгая жизнь, то и на праправнуков. Если в роду одни воры и пьяницы, это каким-то образом проникает в геном человека. Потому народная мудрость говорит, что яблочко от яблони недалече падает. Но все преодолевается благодатью Божией. Если кто-то в семье уверовал, все можно преодолеть: и дурное воспитание, и генетические наклонности, все. Но это удел не всех, а некоторых.

 

- Если в семье старый дедушка говорит на мате, и никакие увещевания не говорить так при детях на него не действуют? Остается только сдать дедушку в дом престарелых.

 

- Я бы сдал и спал бы спокойно, и чувствовал себя уверенно, что я сделал замечательное дело. Дедушке и мне все равно скоро помирать, а деткам, которым всю жизнь жить, надо менять атмосферу. Можно, конечно, устроить педагогический шок: договориться с персоналом, что он у них поживет недельку, и не ходить неделю, а потом прийти, спросить: «Как ты дедуля себя чувствуешь?». Если он: «Ой, только заберите меня». Тогда: «Вот напишешь заявление, что ни слова матом. А если скажешь – сутки без еды и неделю без телевизора. Вот подпишешь, печатью отделения заверим, тогда заберем. Или: один случай отступления – и сразу назад». О стариках надо думать, но о детях надо думать в первую очередь. Как на пожаре, это пожар, это идет убийство души.

 

- Вопрос телезрительницы из Москвы: Много лет хожу в храм и никак не могу побороть пагубную привычку – курение. Эта привычка грех?

 

- Курение – это медленное самоубийство, поэтому, конечно, грех. Надо бросать: потерпеть, сходить к доктору, чтобы прописал лекарства. С Божией помощью справитесь. В нашем храме курит только один человек, все остальные справились, бросили.

 

- Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли просить своего мужа «Я тебя люблю». Вижу, что он любит, знаю, что такие слова стираются от частого произнесения, но мне так важно их услышать и ожидание их так тяжело. Подскажите, как поступить правильно?

 

- Правильно: самой объясниться в любви. Некоторым девушкам я говорю, чтобы они сами сделали предложение, можно с юмором: купить цветов, прийти, сказать, что много лет знакомы, любишь, хотела бы создать семью.

 

- Сейчас молодые люди редко делают предложения, некоторые больше любят такую многолетнюю дружбу.

 

- Некоторых нужно стимулировать, про таких я и говорю.

 

- Вопрос: «Мы с дочерью жестокосердны, поэтому Господь послал ей мужа, а мне зятя, который превосходит нас жестокосердием. Они венчаны, у них двое детей, я говорю ей, чтобы она не уходила от него, потому что Господь пошлет нам еще хуже. Правильно ли я делаю, уговаривая дочь, подвергаю риску свою дочь, которую муж может и ударить за строптивость?»

 

- Не знаю, так сразу трудно сказать. Драться все же нехорошо, это уголовное дело. Терпеть хорошо всегда. Но не может человек, которого не бьют, говорить другому: «пусть бьет, потерпи». Это может сказать человек, которого так же бьют каждый день: «меня тоже бьют, я терплю, и ты потерпи».

 

- Вопрос: «Мой дядя – крещеный человек, верит в Бога, но верит и во всякие приметы. Я говорю ему, что это язычество. Как объяснить ему, что вера в Бога и вера в языческие приметы несовместимы?»

- Никак. Вера в приметы – это тоже зло-верие. Как можно объяснить мне, что христианство не истинная религия? Не представляю. Это тоже его вера, нечто большее, чем образ мысли.

В человеке сразу много совмещается. Христианство поверхностное. Некоторые избирают себе, например, ходить в храм только по родительским субботам, и чувствую свою правоту.

 

- Спасибо, батюшка, за ответы. Нам пора прощаться.

 

- Спасибо за ваше внимание. Всего доброго, до свидания.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать