Аудио |
|
Скачать .mp3 |
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Эфир 9 июня 2013 года.
- Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы с вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой», и у нас, как обычно в воскресение вечером, сегодня в гостях протоирей Дмитрий Смирнов.
Батюшка, добрый вечер.
- Здравствуй, отец Александр. Христос Воскресе, дорогие братья и сестры.
- Господь пытается разными способами обратить на себя человека, но почему-то очень большинство не задумывается о Нем?
- Мелко плаваем. Очень много суеты, мало времени для раздумий, созерцания, молчания.
- Дьявол нашел ключик к человеку. Не надо соблазнять чем-то серьезным, просто пустить в эту суетную реку. Кажется, что все очень важно, суперважно.
- Суперважно – это от пристрастия.
- Вопрос из Твери: «Сказано, что жена спасается чадородием, потому что тогда некоторым женщинам Бог не посылаем детей, не давая спастись через чадородие».
- У каждого человека свой путь, и Писание не отрицает ни женского монашества, ни любви к сиротам. Думаю, что это потому, что появилось такое огромное количество сирот, как будто мы только что вышли из большой войны. В основном это так называемые социальные сироты, то есть родители находятся в таком тяжелом душевном и материальном состоянии, что дети остаются одни. И это призыв ко всем нам проявить милосердие, преодолеть свое малодушие.
- Вообще, мы привыкли к тому, что свое дороже, и полюбить чужого, как своего, сложно.
- Просто большинство людей недопонимают, что такое любовь. Ведь любовь не значит испытывать чувство влюбленности к пьяному человеку, лежащему на остановке трамвая. Любовь – это поднять его, посадить, вызвать «скорую помощь», дать денег, чтобы его взяли, проводить до больницы, проконтролировать. Вовсе не означает, что любовь должна пылать в сердце, а душа должна петь. Любовь – сделать другому то, что хочешь, чтобы сделали тебе.
- Вопрос: «Все, что с нами происходит, посылается нам во благо. С этой точки зрения, молитва в ее просительной части, не является ли сопротивлением воле Божией?»
- Сопротивление будет только в том случае, если мы, находясь в состоянии гордости, оспариваем происходящее, но если мы смиренно и в духе кротости просим о помощи, то здесь нет никакого оскорбления Божьего величия.
- Может быть, лучше просить терпения в болезни, чем совсем отнять ее?
- Все это индивидуально, для некоторых людей неполезно проявлять внешне святоотеческое смирение. Можно подумать о себе что-то великое и пасть. Хорошо, что человек вообще вспомнил о Боге и обратился к нему.
- Вопрос телезрительницы из Москвы: Хотела подать записку на сорокоуст в Сретенском монастыре, но мне сказали, что сорокоуст можно подавать только за тех людей, которые ходят в храм, исповедуются и причащаются. За других можно подавать записки на Неусыпаемую Псалтирь. Правильно ли это, и как тогда молиться за своих близких?
- Очень просто: надо приехать в Благовещенский храм (метро «Динамо») и подать записку. Ждем Вас с нетерпением.
- Вопрос: «Существует ли в литературе какая-то информация о встрече Христа с Его Матерью после Его воскресения?»
- Не встречал такого. Есть предание о том, что Она была с апостолами во время сошествия на них Святого Духа, и это отражено в иконописи. Конкретных указаний на какое-то общение нет, но это не значит, что этого не было.
- Вопрос телезрительницы: «Как можно смотреть на немощи человеческие, и при этом надеяться на Царство Небесное. Понимаю, что не войду со своими грехами в Царство Божие, но не могу не замечать и того, что другие люди не лучше меня».
- Это зависит от точки зрения, которая может быть правильной, может быть неправильной. Ваша точка зрения большой удаленности от Бога. Когда человек близко к Богу, он видит собственные грехи, как песок морской, и не видит рядом человека более грешного, чем он сам. Когда человек далек от Бога, он, хотя и считает себя грешным, но не таким, как эти последние злодеи. Святитель Иоанн Златоуст в молитве перед причастием цитирует апостола Павла, называя себя первым грешником и даже извергом. Они были очень близки к Богу, апостол Павел был даже восхищен при жизни до третьего Неба, и поэтому они ощущали себя величайшими грешниками. Дай Бог Вам двигаться навстречу Ему. Мы должны пролить горячую слезу об этой женщине или кто-то из наших телезрителей, и она сделает шажок навстречу Богу.
- Когда человек и хочет увидеть это обилие грехов и не может?
- Эта женщина видит свои грехи, но в других видит не меньше. Когда человек видит по-настоящему свои грехи, грехов других он не замечает.
- Вопрос телезрителя: Ад создал сам Бог? Если это Божие создание, зачем Ему надо было посылать Своего Сына, разве Он не мог решить это как-то иначе?»
- Вы сами все уже решили, построили собственный сценарий. Видимо, Вы разбираетесь лучше Господа, поэтому зря спрашиваете меня, поскольку я верю точно тому, о чем говорит Священное Писание.
Ад создали мы сами. Ад – это состояние человека, потерявшего Бога. Адам и Ева, спрятавшись от Бога, испытали ад. Они усугубили это состояние. Адам, ответив: меня соблазнила Ева, которую Ты мне дал. Таким образом, Бог оказался во всем виноват. Мог бы попросить прощения, но он стал оправдываться и потерял от Бога, что выразилось в образном выражении Писания, что он был «изгнан из рая». Изгнание – это место противоположное раю, то есть место, где нет Бога. Его стали называть ад, место, где пребывали Адам и Ева, и все их потомки, и праведники, и грешники, только в разных его местах. Поэтому одним из важнейших деяний Христа было сошествие Его в ад. Господь вывел их души из ада, первыми Адама и Еву, как это показано на иконе.
- Вторая часть вопроса: Возможно ли было спасение человечества без страданий Христа на кресте?
- Разумеется, нет. Объяснение этому изложено в любой из книг по догматическому богословию.
- Вопрос телезрительницы: Сейчас назначают точную дату родов беременным, и если немного перехаживаешь, назначают искусственные роды. Нужно ли на это соглашаться или нет?
- Не нужно. Просто, наша медицина действует в двух направлениях: первое – собственное удобство, второе – прокуратура. Между этими двумя точками она и развивается. Исходить надо из пользы младенца, а это собственная его готовность, что именуется медициной, как «физиологические роды», то есть процесс естественный. Только за исключением случаев слабой родовой деятельности либо слишком большой период, когда перехаживают, а несколько дней не играют никакой роли.
- Вопрос телезрительницы: Нашему ребенку 3 года, бабушке 80 лет, которая видела внука только три раза и сказала: пусть ребенок растет святой при живом отце. Как мне быть, не замечать ее слов или не показывать больше ребенка?
- Запомните такое правило: когда Вы не знаете, что делать, лучше не делайте ничего, чтобы не сделать чего-нибудь непоправимого. Это общее правило касается не только взаимоотношений с близкими.
Очень трудно по одному действию столь пожилого человека принимать решение. Зачем придавать значение всем словам. Если Вы считаете, что нужно давать бабушке общаться с внуками, пусть общается, если нет, то нет. Вы должны решать, не поддаваясь никаким суевериям, никакой проблемы здесь нет.
- Вопрос: «Как отличить, что есть испытания, посланные Господом, а что происки дьявола?»
- Дело в том, что дьявол тоже орудие в руках Божиих. Недаром нападение дьявола именуют искушением: Бог дает нам испытание.
- Вопрос телезрительницы: В Волгоградской области есть священник Анатолий Гармаев. У него община, меня несколько раз приглашали туда. Есть разные мнения об этой общине, каково Ваше?
- Мое мнение отрицательное, я бы никому не посоветовал ездить к нему. То, что он говорит, не является учением Православной Церкви, но есть оккультная чушь. Будучи знаком с ним много лет, я пытался повлиять на него, но он упорно стоит на своем.
- Вопрос телезрительницы: Мы молодые родители, хотим крестить нашего сына. Будущая крестная мать есть, но в нашем окружении нет подходящего человека на роль крестного. Нам сказали, что мальчику необходим именно крестный отец, так ли это?
- Да, мальчику положен крестный отец. Можно подождать лет 29, тогда он сам крестится. Если семья ходит по воскресениям на Литургию, то надо оглядеться, кто тебя окружает, и в этом окружении найдется хотя бы полтора мужчины на роль крестного.
Да, можно подойти, познакомиться, пригласить в гости, сказать, что ищете крестного. В интернете можно поместить объявление «Ищу крестного для своего ребеночка». Найдутся желающие, откликнутся. Надо проявлять инициативу.
- Вопрос телезрительницы: Скажите, пожалуйста, влияет ли образ жизни родителей на жизнь детей. Наказывает ли Господь детей за грехи родителей до третьего и четвертого рода?
- Не рода – поколения. Образ жизни родителей имеет радикальное влияние на дальнейшую жизнь детей, потому что родители являются для них примером во всем. В языке, поведении, реакциях на все.
По поводу четвертого колена, почему именно эта цифра. Потому что дурной пример действует на детей, внуков и правнуков, а если долгая жизнь, то и на праправнуков. Если в роду одни воры и пьяницы, это каким-то образом проникает в геном человека. Потому народная мудрость говорит, что яблочко от яблони недалече падает. Но все преодолевается благодатью Божией. Если кто-то в семье уверовал, все можно преодолеть: и дурное воспитание, и генетические наклонности, все. Но это удел не всех, а некоторых.
- Если в семье старый дедушка говорит на мате, и никакие увещевания не говорить так при детях на него не действуют? Остается только сдать дедушку в дом престарелых.
- Я бы сдал и спал бы спокойно, и чувствовал себя уверенно, что я сделал замечательное дело. Дедушке и мне все равно скоро помирать, а деткам, которым всю жизнь жить, надо менять атмосферу. Можно, конечно, устроить педагогический шок: договориться с персоналом, что он у них поживет недельку, и не ходить неделю, а потом прийти, спросить: «Как ты дедуля себя чувствуешь?». Если он: «Ой, только заберите меня». Тогда: «Вот напишешь заявление, что ни слова матом. А если скажешь – сутки без еды и неделю без телевизора. Вот подпишешь, печатью отделения заверим, тогда заберем. Или: один случай отступления – и сразу назад». О стариках надо думать, но о детях надо думать в первую очередь. Как на пожаре, это пожар, это идет убийство души.
- Вопрос телезрительницы из Москвы: Много лет хожу в храм и никак не могу побороть пагубную привычку – курение. Эта привычка грех?
- Курение – это медленное самоубийство, поэтому, конечно, грех. Надо бросать: потерпеть, сходить к доктору, чтобы прописал лекарства. С Божией помощью справитесь. В нашем храме курит только один человек, все остальные справились, бросили.
- Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли просить своего мужа «Я тебя люблю». Вижу, что он любит, знаю, что такие слова стираются от частого произнесения, но мне так важно их услышать и ожидание их так тяжело. Подскажите, как поступить правильно?
- Правильно: самой объясниться в любви. Некоторым девушкам я говорю, чтобы они сами сделали предложение, можно с юмором: купить цветов, прийти, сказать, что много лет знакомы, любишь, хотела бы создать семью.
- Сейчас молодые люди редко делают предложения, некоторые больше любят такую многолетнюю дружбу.
- Некоторых нужно стимулировать, про таких я и говорю.
- Вопрос: «Мы с дочерью жестокосердны, поэтому Господь послал ей мужа, а мне зятя, который превосходит нас жестокосердием. Они венчаны, у них двое детей, я говорю ей, чтобы она не уходила от него, потому что Господь пошлет нам еще хуже. Правильно ли я делаю, уговаривая дочь, подвергаю риску свою дочь, которую муж может и ударить за строптивость?»
- Не знаю, так сразу трудно сказать. Драться все же нехорошо, это уголовное дело. Терпеть хорошо всегда. Но не может человек, которого не бьют, говорить другому: «пусть бьет, потерпи». Это может сказать человек, которого так же бьют каждый день: «меня тоже бьют, я терплю, и ты потерпи».
- Вопрос: «Мой дядя – крещеный человек, верит в Бога, но верит и во всякие приметы. Я говорю ему, что это язычество. Как объяснить ему, что вера в Бога и вера в языческие приметы несовместимы?»
- Никак. Вера в приметы – это тоже зло-верие. Как можно объяснить мне, что христианство не истинная религия? Не представляю. Это тоже его вера, нечто большее, чем образ мысли.
В человеке сразу много совмещается. Христианство поверхностное. Некоторые избирают себе, например, ходить в храм только по родительским субботам, и чувствую свою правоту.
- Спасибо, батюшка, за ответы. Нам пора прощаться.
- Спасибо за ваше внимание. Всего доброго, до свидания.
Ведущий: протоиерей Александр Березовский.
Расшифровка: Юлия Подзолова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!