Беседы с батюшкой Дмитрием Смирновым. 26 мая

26 мая 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Эфир 26 мая 2013 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы с вами  вновь в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой». Сегодня  у нас в гостях протоирей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер.

 

- Христос Воскресе!

 

- Воистину Воскресе!

Сегодняшнее воскресение по евангельскому чтению именуется Неделей о расслабленном. Множество болящих лежало у купели, но из всех Господь подошел именно к нему, лежавшему около нее уже тридцать лет. В чем особенность этого человека, что именно его избрал Господь среди всех остальных?

 

- Удивляют его смирение, незлобие, то, как он переносит отсутствие человека, который мог бы помочь ему сойти в воду. Всю надежду он возложил на Бога, то есть достиг большой степени христианских добродетелей. И как всегда результатом этого бывает встреча с Христом Бога.

 

- Но ведь расслабленный не исповедует его Христом и Мессией?

 

- Исповедование может быть не внешними словами, а жизнью по заповедям. Каждая душа по природе христианка. Его душа, находясь в темноте, нащупала истину. Поэтому евангелист не забыл эту историю о расслабленном. Больные обычно раздражаются, ропщут. У него же особенное отношение к окружающим.

Христос задает странный вопрос больному: хочешь ли ты быть здрав? Это испытание того, как он ответит. Видя из ответа расслабленного, что он уже исцелен душой, Господь говорит: «Прощаются тебе вои грехи. Возьми постель свою и ходи».

 

- Мы часто просим об исцелении наших болезней, но оно приходит далеко не всегда.

 

- Потому что у нас нехристианское отношение к болезни, нам надо твердо верить, что болезнь попущена Богом, и мы должны извлечь из нее урок. Конечно, людям болящим слушать это тяжело, но  сегодняшнее евангельское чтение учит именно этому.

 

- Вопрос из Англии: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за други своя». Правда ли, что все погибшие в Великую Отечественную войну, наследовали Царство Небесное. Мне известно, что мой прадед не был воцерковлен. Нуждается ли он в моей молитве?»

 

- В молитве нуждаются абсолютно все люди. В молитве лучше всего проявляется любовь человека к человеку, поэтому в ней нуждается и тот, за кого молятся, и тот, кто молится.

Про погибших на поле брани мы не можем сказать это совершенно определенно. Твердо знаем лишь, что «нет больше той любви». Осталось пожить еще немножко, и мы все узнаем.

 

- Вопрос телезрителя: Будет ли канонизирован отец Павел Флоренский, ведь он и великий ученый и богослов, и также пострадал за веру?

 

- Существует Комиссия по канонизации, определенный порядок. Если будет на то воля Божия, никто и ничто этому не может помешать. Павел Флоренский очень заметный деятель церковной жизни и искусствовед во всем мире, но не дарования влияют на канонизацию человека, а только дар Святого Духа.

Недавно мы вспоминали столетие со дня прославления патриарха Гермогена, но ведь прежде чем его канонизировали, прошло более трехсот лет. Спешки в этом вопросе быть не должно, материалов много, и они исследуются. В настоящее время вопрос о канонизации отца Павла отложен.

 

- Многим странно, что человек явно засвидетельствовал свое исповедование мученической смертью за Христа, а у комиссии еще есть какие-то сомнения.

 

- Комиссии известны материалы, которые никогда не будут известны широкой публики, которые заставляют ее сделать некую паузу.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Витебска: У нас был приход, семья, но батюшку выгнали, прислали другого, который отправил детей-сирот, которые приходили и помогали при храме. Затем запретили петь в церковном хоре некрещеным, но ведь и они служили Богу. Как нам быть?

 

- С этими вопросами Вы должны, прежде всего, обратиться к Вашему батюшке, только ему известны причины и мотивы. Почему он так делает, я не знаю. Всегда нужно выслушать две стороны, чтобы понять, в чем причина.

Что касается некрещеных в хоре, это понятно. Церковное пение не просто музыка, но церковное служение, поэтому на него может ставиться человек, являющийся членом Церкви.

 

- Вопрос из Петербурга: «Если на Литургию не придет ни один прихожанин, она все равно будет служиться? Какова на Литургии моя роль как мирянина: я лишь свидетель или богомолец вместе с теми, кто в алтаре?»

 

- Богомолец и полноправный участник Литургии, пусть и единственный. Если совсем никого нет, я бы отслужил Литургию, будь кто еще в алтаре. Хотя это и не совсем по правилам. В деревнях бывало раньше, что батюшка служит, матушка поет.

 

- Вопрос телезрителя: Я православный и хожу в православный храм, а родители евангелисты-баптисты. Могу ли я молиться за них в православном храме, ставить свечи и другие таинства?

 

- Можно молиться и ставить свечу, которая есть образ нашей молитвы. Но поминать на проскомидии нельзя, потому что они не члены Церкви.

 

- Вопрос: «Мы знаем, ревность – это грех. А что означает «Бог – ревнитель», «ревностная молитва», в чем разница между этой ревностью и греховной?

 

- Хотя слово звучит одинаково, но смысл его совершенно разный. Во втором случае ревностью именуется очень сильное усердие о молитве, прославлении Божием, трудах во славу Божию.

Ревность в обычном случае – искаженно-утрированное чувство собственничества, которое искажает все.

Так бывает со словом гордость. Например, я горжусь тем, что Юрий Алексеевич Гагарин первым полетел в космос. Эта гордость нормальна и законна. И совсем иное дело, если человек гордится сам собой, это уже является грехом. Звучит одинаково, а смысл разный.

 

- Вопрос: «На Пасху в алтаре храма было много мирских людей, и даже люди с огромными телекамерами. Не является ли это осквернением святого алтаря?»

Алтарь отделен алтарной преградой от остального храма, и не каждому открыт в него доступ.

 

- Не оскверняет. И люди с камерами – это не каждые. С магнитофоном нельзя, с балалайкой. Священник хочет с какой-то целью заснять это богослужение, может быть, для трансляции по телевидению для людей, которые не могли побывать на этом богослужении. Надо к этому относиться спокойнее.

Лично я не люблю, когда в алтаре много людей, возникает и зависть, и раздражение, для чего это?

 

- Вопрос телезрительницы из г. Казани: Хочу поблагодарить за Ваши встречи с психологом Татьяной Владимировной, которые очень важны и полезны мне, как маме. Хочу попросить Вас продолжить встречи с ней.

 

- Обязательно продолжим, когда Татьяна Владимировна приедет в Москву, это человек сверхценный. У нас на блоге есть еще такой же сверхценный человек – Алексей Петрович, поэтому он у нас вне очереди.

Все нуждаются в знании простых элементов психологии: и папы, и мамы, и воспитатели. Татьяна Владимировна опытный и знающий человек, глубоко воцерковленный, поэтому, если она приедет, мы ее обязательно попросим.

 

- Вопрос: Что мешает надежде на Бога и промысел Божий, и как этому Можно научиться?

 

- Мешают, прежде всего, маловерие, затем рассеянная жизнь, погружение в мирскую суету, неумение расставлять приоритеты – очень многое мешает.

 

- Вопрос: «Если человек исповедуется, у него есть духовник, а ситуация в семье с детьми весьма сложная, достаточно ли советов батюшки или нужен православный психолог?»

 

- Кашу маслом не испортишь. Даже если очень хороший духовник, когда заболел зуб, надо идти к стоматологу. Далеко не каждый священник обладает знаниями по психологии, поэтому это очень полезно. Но есть специфика: православным людям не только не подходят советы неправославных психологов, но эти советы просто невозможно даже выполнять, даже слушать их вредно. У них другой взгляд на мир. Надо найти человека, который разделяет наши взгляды на мир, наши отношения с Богом.

 

- Вопрос телезрителя: Мы с моей девушкой являемся троюродными братом и сестрой, хотели бы венчаться. Обращались в разные храмы, везде нам отвечают по-разному. Как нам правильно поступить?

 

- Правильно поступить – это написать письмо епископу, и если будет благословение, то повенчаетесь. Троюродные – это пограничная ситуация, которую надо решать индивидуально; четвероюродным можно вступать в брак.

 

- Вопрос из Карелии: «Как правильно подготовить к причастию двенадцатилетнюю дочь? Нужно ли ей читать все каноны или есть детское правило?»

 

- Детского правила нет, это решается по степени готовности и возможности девочки. Если никогда не готовилась, то начать с того, чтобы прочитать несколько молитв ко Святому Причащению, лучше коротких. Потом постепенно добавлять, например, в 13 лет добавить канон ко Святому Причащению. В 14 лет и канон, и все молитвы. В 16 добавить Покаянный канон и акафист Иисусу Сладчайшему, чтобы к совершеннолетию могла читать все правило. Лучше недогрузить, чем перегрузить, ребенку не должно быть очень  сложно.

 

- Вопрос: «Батюшка сказал, что Пяточисленные молитвы – полный католицизм. Молюсь ими уже пять лет и теперь в полном недоумении. Помогите разобраться»

 

- Это такая гипербола. Ничего чисто католического в них нет. Что для нас, православных, страшного в католицизме. Мы знаем некоторые их особенности, но что в них страшного. Молится человек – это хорошо. Если это напоминает католический Розарий, ну и что? Некоторые храмы, иконы, иконостасы начиная с XVIII века имеют очень много сходства с католицизмом.

 

- Вопрос телезрительницы: Чувство юмора от Бога или нет?

 

- Все наши чувства от Бога, только бывают у нас искажены грехом. Любовь может превращаться в страсть, забота о своем доме в жадность, любовь к детям может превращаться в тоталитаризм, убийственный по отношению к педагогике и воспитанию.

Так же и чувство юмора может превращаться в издевательство, насмешку. По форме может быть очень остроумно, а по содержанию зло. Поэтому с чувствами надо быть осторожными.

 

- Бытует мнение, что смех продлевает жизнь человека, что смеяться полезно? Жизнь у нас тяжелая, надо расслабиться, отстраниться. Вот на юмористических вечерах собираются полные залы людей.

 

- Мне это кажется сомнительным. Что бы ни продавали на рынке, говорят, все полезно, а люди почему-то умирают.

Что касается юмористических вечеров – это другое. Наш народ в своей массе пребывает в состоянии жестокого уныния, от этого пьянство, наркотики и это стремление к увеселению. Люди пребывают в смертном грехе, которым является уныние. Причина этого в том, что жизнь безблагодатная, радость без Бога. Доставляют радости покупка, встреча с друзьями, поесть, попить, про политику поговорить,  помогает забыться. Люди уходят в телевизор и компьютер от этого мира, потому что других радостей нет.

У ребенка все есть: и папа, и мама, и игрушки, а ребенок не радуется. Сегодня маленькая девочка очень плакала, потому что дети злы,  жестоко издеваются друг над другом, выбирая без вины виноватых. Отчего это происходит? Потому что нечто подобное происходит в их семьях. Папа истязает маму, мама бабушку, атмосфера постоянной раздражительности и гнева, и ребенок думает, что это и есть жизнь, входит во вкус. Это очень печально. Должны быть атмосфера любви, доброжелательности, желания поддержать.

Недавно молодая мама рассказывала мне, что муж требует от нее разносолов, а ей очень трудно, у нее первенец, она еще не привыкла, не высыпается и не успевает. Муж же никак не хочет понять, что ей трудно. Что впитает в себя ребенок, с младенчества глядя на такие отношения?

С детьми трудно: говоришь, что это нехорошо, но они не понимают, потому что дома все по-другому. Если бы все родители, все общество действовали согласно правилам христианского приличия, тогда жизнь была бы совсем другая. Когда же с детства воспитание идет в совершенно ином направлении, начиная с крайне вредных мультиков, то потом приходит мама и говорит, что ее ребеночек требует скутер, угрожая ей самоубийством – готовый шантажист.

 

- Вопрос телезрителя: Как истолковать слова 50-го псалма «и избави нас от кровей»?

 

- Для себя я принял такое, может быть, символическое толкование: от горячения в нас крови возникают гнев и ослепление. Может быть, это не так, я не очень грамотный человек.

 

- Вопрос из Санкт-Петербурга: «Приведите, пожалуйста, несколько примеров того, что значит «отпасть от Христа».

 

- Если смотреть формально, любой смертный грех – отпадение от Христа. Отпадение может быть и бессознательным, ведь многие люди действуют, не осознавая.

 

- Если человек отпал от Христа, значит, до этого он был верующим?

 

- Может быть, и так. Дитя, которого родители крестили в детстве, начинают воцерковлять, он приходит к исповеди, причащается. Потом взрослеет, начинает хамить отцу и матери. Разве хам может быть христианином? Значит, он отпал. Что-то одно.

 

- Вопрос: «В церкви мне сказали, что от Пасхи до Преображения нельзя вкушать яблок и других древесных плодов. С чем связан этот запрет?»

 

- В Церкви такого запрета нет, существует такой русский обычай. Никакого канона или распоряжения Священного Синода на этот счет нет. Например, я этого придерживаюсь, а кто-то нет. Причина появление такого обычая в том, что плоды освящаются в Преображение, а до этого времени такой фруктовый пост.

 

- Вопрос телезрителя: У меня онкологическое заболевание, и часто бывают такие состояния, такие боли, что просто невозможно сосредоточиться на молитве. Не хватает сил на чтение больших правил, потом сильно укоряю себя за это. Как найти грань, чтобы не впасть в самооправдание болезнью духовной немощи?

 

- Этой грани не существует, скорее, есть полоса, довольно широкая, которая проходит посреди совести, и только ей регулируется. Если совесть говорит Вам, что Вы не ленитесь, то и хорошо. Будете смотреть через совесть, обязательно увидите эту полосу и не будете согрешать. Бог Вам в помощь.

 

- Вопрос: «Как доходчиво объяснить детям десяти лет о вреде сквернословия?»

 

- Обычно я употребляю такой пример: «Используете ли Вы кастрюлю в качестве ночной вазы? Попробуйте. Так же и уста, которые или для молитвы, или для сквернословия. Каждый раз вспоминай эту кастрюлю, может быть, и поможет».

 

- Вопрос: «У сына огромное желание на следующий год пойти учиться в кадетский корпус. Неоднократно слышала, что я потеряю сына. Съездила в корпус, ничего плохого не увидела, но как мать, боюсь. На Ваш взгляд, кадетский корпус полезен для мальчика?»

 

- В идеальном смысле, конечно, полезен. Будь моя воля, я бы сделал такой корпус в каждом федеральном округе и при каждом роде войск. Очень полезно, чтобы сын изучал профессию, в которой трудится отец или мать.

Важно знать, как этот корпус устроен, кто директор, какие там порядки. Во всяких новых учебных заведениях бывает много всяких проблем. Здесь надо взвешивать, где мы можем больше дать: в семье или в корпусе. Съездить надо не один раз, поговорить с психологом, какие ребята, какие проблемы. Решение должно быть основано на достаточной информации. Волков бояться – в лес не ходить, а в этом лесу может и не быть никаких волков.

 

- Боятся потому, что в такие корпуса чаще всего отдают ребят из неблагополучных семей.

 

- У нас уже большинство семей неблагополучно. Благополучная семья – это особенный, редкий экземпляр. Все опасения я понимаю. Надо изучить тот корпус, куда мать хочет отдать свое дитя.

 

- Вопрос телезрительницы из Волгограда: Не могу пройти мимо людей, просящих подаяние, стараюсь подать, сколько могу, каждому без разбора. Мои знакомые говорят, что я поступаю неправильно, а я не могу иначе. Надо ли выбирать, кому подавать, а кому нет?

 

- Ваша совесть повелевает Вам делать именно так, Вы это делаете, и я не понимаю, в чем проблема. Знакомым скажите, что Вам нравится так поступать. Кому какое дело?

 

- Если пойдет и пропьет, ведь он у магазина стоит?

 

- Мне рассказали, как одной женщине должны были по квоте сделать операцию по замене почки. Государство выделило ей квоту на операцию, но в больнице объяснили, что по квоте надо ждать в очереди, а если немного доплатить, могут сделать операцию сразу. Это немного оказалось столько, что ей пришлось продать почти все. Ведь врач самой гуманной профессии был настолько добр, видя умирающую женщину, несмотря на то, что государство уже все оплатило, все равно решил ей помочь. А вдруг он потом пойдет и пропьет эти деньги? Почему это никого не волнует? Где справедливость?

 

- Почему-то, когда подают, то эта чужая доброта задевает?

 

- Потому что тот, кого это заедает, знает, что это правильно, но сам так не делает, потому что жадный. Или бывает тот, кому лень в карман лезть, и чтобы оправдать свою бездеятельность, он укоряет того, кто подает. Зависть к тому, что тот добр. Вариантов много.

 

- Спасибо Вам, батюшка, за ответы. Нам пора прощаться.

 

- Всего доброго, дорогие братья и сестры, до следующей встречи.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать