Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Для сегодняшней передачи мы решили взять сложную тему: как разлюбить страсть, как разлюбить грех. По возможности мы попытаемся ее полностью раскрыть.
Сегодня удивительный день, победа жизни над смертью, и Христова радость, Воскресение Христово звучат по-особенному. Этот день особенный для всех. Отец Игорь, что для Вас означает День Победы? Какие мысли у Вас есть по этому поводу?
– Для меня это, конечно, радостный праздник. Мой папа все время вспоминал, как это было. Они остались детьми-сиротами. Надо сказать, мой дедушка был танкистом, и под тем большим танковым сражением, которое происходило под Прохоровкой, он и сложил свою голову.
Уже позже, когда к моему отцу приезжал младший брат моего дедушки Николай Хлынов, он рассказывал, что накануне этого сражения – а он был пехотинцем – они встретились. И от той радости, что долго не виделись, они просидели весь вечер и всю ночь. Понятно, что там было застолье и выпивка. А утром надо было идти в бой. Я представляю, что там происходило!
Потом семье пришло письмо, в котором было написано, что младший лейтенант Хлынов погиб в этом сражении. Он был командиром танка. Как было написано в письме, в этом сражении они подбили два «Тигра», одну самоходку, убили одного офицера и восемь солдат. Но когда их подбили «Базукой» (есть такой гранатомет), дедушка (видимо, в угаре этого боя и потому, что был под алкоголем, так как тогда солдатам давали 100 граммов, а тут еще с братом просидели) дал команду влететь в склад с немецкими боеприпасами…
К чему я это все рассказываю? Как-то встречался с одним человеком, который был трезвенником; он руководил ротой. Он заметил интересную вещь. Так как он сам был трезвенником, он не принимал эти 100 граммов и не давал их своим подчиненным. А когда через энное количество времени сделал подсчеты потерь, которые всегда велись, он понял, что его подразделение теряет в 4 раза меньше, чем остальные. Почему? Он открытым текстом говорил: потому что не давал им 100 граммов. Следовательно, люди действовали как-то с осторожностью. Вот эта грань самосохранения, которая стиралась, если человек выпивал, в этом случае не нарушалась…
Если помните, есть в песне слова: мы за ценой не постоим. А ведь это человеческие жизни! Цена – человеческая жизнь. Вот сегодня я ехал в студию и видел, как люди идут с фотографиями своих близких. Они уже возвращались домой. Приятно это видеть, но не отступала такая мысль: «А если бы эти 100 граммов не вводились, может быть, кто-то из них остался в живых?»
– Можно вспомнить еще и о том, сколько людей сгубила водка уже после войны и в 70– 80-е годы...
– Это последствия.
– Сегодняшний наш разговор о трезвом образе жизни как-то очень плавно выливается из Вашей истории и как-то по-особому звучит. Если в нашей стране такой огромный, к сожалению, алкогольный опыт, как же так получается, что сейчас, как я вижу, люди пьют меньше? Может быть, я принимаю желаемое за действительное? А может, это действительно так?
Вы возглавляете в Гатчинской епархии Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму. Вы человек поживший, с большим опытом помощи людям в противодействии наркомании и алкоголизму. На Ваш взгляд, сейчас ситуация лучше? Или я ошибаюсь?
– Если мы пройдемся по кладбищу, увидим, что много молодых людей преждевременно ушло из жизни. Я думаю, ситуация меняется, но в том смысле, что население у нас уже много лет сокращается. Мы постоянно говорили о том, что у нас демография падает. Если приедешь в деревню (а я очень часто езжу в Новгородскую область), можно увидеть, что мужичков-то и нет. Их просто нет, пить некому.
– Вот оно как!
– Мое наблюдение такое. Может быть, по этой причине ситуация стала легче... Хотя сегодня преобладает женский алкоголизм. Это что-то невероятное! Смотришь, молодая мамочка катит коляску, в одной руке у нее сигарета, а в другой банка с пивом. Вот такая ситуация сегодня.
Академик Углов, еще когда был хирургом, писал, что когда женщина возьмется за сигарету и алкоголь, это будет конец всему. Потому что она мать, она несет жизнь другому человеку. А человек может уже изначально от утробы матери быть зависимым. Такое происходит и происходило! Ребенок плачет, потому что ему нужен алкоголь, так как мама его употребляла, когда была в положении.
– Если ситуация действительно настолько критичная, как Вы рассказываете, то впереди нас ожидают еще более тяжелые испытания, нежели те, которые выкосили большинство мужского населения. И что в этом случае делать? Потому что мы все время надеемся на то, что все должно исправиться.
Если эта женщина с коляской курит и пьет пиво, то, наверное, ей это нравится. Если бы ребенок занимал ее больше, то, наверное, она больше любила бы своего ребенка и опять-таки не пила и не курила…Как перестать любить грех, перестать любить страсть, любить вино и т.д.?
Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Христос, когда спустился с горы, сказал в ответ об этих страстях: сей род изгоняется постом и молитвой. Я понимаю, как любить грех, а как его не любить, мне непонятно. Хотелось бы подробного объяснения».
– Сначала надо сказать, почему существует грех. По одной простой причине: он приятен человеку. Если бы он не был приятен человеку, тот бы никогда этим не занимался. Но он приятен. Человек жаждет его, поэтому никуда от этого не уйдешь.
И сегодня идет очень большая пропаганда приятности греха. В основном по нашему телевидению. Молодежь сегодня видит это и, что называется, черпает потихонечку. Черпает, черпает и черпает. Что ни фильм, то непременно распитие алкоголя, обязательно курят – и никуда от этого не уйдешь. Это в каждом фильме! А когда человек видит это постоянно, в его подсознании появляется мысль, что это нормально. Идет приучение человека к тому, что это норма. Такая ситуация у нас.
– В эти дни показывают много фильмов о войне. Эти фильмы были сняты давно, когда не видели никакого греха в том, чтобы пить и курить. Часто это очень хорошие фильмы, и очень талантливые актеры используют эти приемы. Но это было настолько оправданным, что не вызывало никакого противодействия. И как-то мы привыкли к этому. Скажите, неужели нет пути разлюбить этот грех, эту страсть? Я бы даже сказал так: существуют ли методики?
– Мы сегодня просто сами не свои от методик. Нам вот дай на это и на то свою методику...
– А еще лучше таблеточку.
– Совершенно верно! Я бы сказал, мы просто погрязли в этих методиках. Христос говорит: иди, вера твоя спасла тебя. Он говорит о вере. А у нас сегодня дефицит веры. Мы даже в Церковь притягиваем методики для того, чтобы что-то поменять. Но где же наша вера? Я думаю, Христос поэтому и говорил о том, найдет ли Он веру на земле, когда придет. Такие слова были Им сказаны.
– Помните, как написано: что было бы, если бы вера наша была с горчичное зерно? Значит, у нас совсем нет никакой веры.
– Дефицит веры был уже тогда.
– Мы живем в мире, который наполнен страстями и грехами, и уповаем (опять по поводу методик): если у вас есть зонтик, мне можно будет постоять под вашим зонтиком. Но я буду стоять под вашим зонтиком ровно столько, сколько идет дождь. Солнышко выглянуло, я скажу: «Спасибо, отче». И пойду, мне этот зонтик уже не будет нужен.
Мы постоянно, ежедневно сталкиваемся со своим грехом, в котором каемся на исповеди многократно в течение многих лет: это осуждение, гнев, рассеянность в молитве и т.д. Причем мы говорим себе, что больше не будем осуждать, но опять осуждаем. Более того, еще до причастия успел осудить какую-нибудь бабушку за то, что она встала перед тобой. В этом случае что нам делать с этим постоянным греховным состоянием? Неужели мы не способны ничего сделать?
– Мы на самом деле ничего не способны сделать. Поэтому Христос и говорит: без Мене не можете творити ничесоже. Мы просто должны осознать, что мы ноль без палочки. Но что же тогда в этом случае делать? Уповать на Бога, на Христа! Следовательно, нужна вера. А где ее найти? Опять обращаемся к слову Божиему. Писание говорит: вера от слышания. Так апостол Павел говорит. Следовательно, мы постоянно должны делать то, что говорит апостол: исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную. Если христианин не пребывает в исследовании (и нужно заниматься не просто чтением, а исследованием), то шансы будут равны нулю. Вера никогда не проявится в этом человеке. Он будет искать методики. Он не будет искать Бога. Это не что иное, как подмена.
– То есть именно нужно исследование?
– Да. Так говорит апостол: «Исследуйте Писания, ибо через них вы надеетесь иметь жизнь вечную». Через что? Через исследование Писания. А что такое исследование? Разговор с Богом, с Христом.
– Вопрос телезрителя Игоря Викторовича из Москвы: «Бывает так, что больные люди на любовь и заботу отвечают злостью. Можно ли их утихомирить одним терпением, потому что терпение и труд все перетрут? Я не пью, не курю, у меня нет никаких вредных привычек».
– Опять-таки написано: «Претерпевший до конца спасется». А у нас получается немножко не так. Мы начинаем человека пилить, начинаем его строгать. И получается, что он слушает-слушает и уже не знает, куда деваться...
– У нас в епархии существует отдел по противодействию наркомании и алкоголизму. И люди приходят сюда... Недавно я встретил женщину, которая пришла и говорит: «У меня есть дочь. Она пьет, и я не знаю, что делать». Но когда она пришла, сначала спросила: «А где здесь продаются лечебные чаи?» Я понимаю, что, наверное, у многих есть желание помочь своему близкому человеку тем, что, например, поить его чаем, который поможет ему преодолеть грех. Существует ли в этом случае какой-нибудь шанс победить алкоголизм, страсть винопития?
– Конечно! Я хочу сказать, очень большая надежда на то, когда человек уже совсем понял, что ему не справиться. Здесь он должен найти сообщество трезвых людей, верующих. Я всегда сравниваю это с рассолом. Что произойдет, если в трехлитровую банку рассола кинуть свежий огурец?
– Он станет соленым.
– Он станет соленым. И многие говорят: «А если он не захочет?» Он все равно засолится, правильно? Так и в этой ситуации. Мы должны брать из природы примеры, которые устроены Богом. А устроено так, что если кидаешь в рассол огурец, он просолится. Поэтому трезвые сообщества – очень важный момент. Сам по себе человек не устоит. Ему обязательно нужен коллектив, который бы понимал его, поддерживал и исповедовал то же самое, что ему предлагается, – абсолютную трезвость. В этом случае залог успеха очень большой.
– Ведь те люди, которые находятся в этом сообществе трезвенников, зачастую сами прошли этот путь...
– Не всегда. Я знаю людей, которые трезвенники уже в третьем, четвертом поколении.
– Таких людей много?
– Нет, не очень много, но они есть. В частности, у меня жена – в четвертом поколении трезвенница. Мне просто повезло.
– В Петербурге, я понимаю, есть такие общества.
– Петербург всегда был колыбелью трезвеннического движения. Взять церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала...
– Да, она была построена обществом.
– Обществом трезвенников. Активное участие в этом принимал Иоанн Кронштадтский, он давал деньги на постройку этого храма.
– То есть у нас есть примеры в этом даже самого отца Иоанна Кронштадтского.
А если человека вдруг начинает тяготить его собственное пусть не каждодневное, но все-таки пьянство. И вот он приходит один раз на исповедь, чтобы сказать священнику: «Чувствую, что я в этом грехе». Нужно ли в этом случае что-то особое делать священнику, к которому обратился такой человек? Нужно ли его каким-то образом направлять куда-то? Или надо просто сказать: «Не пей!»?
– Сколько родных говорят это своим зависимым. Что-то поменялось? Нет. Я всегда советую в этом случае найти человека (в данном случае – священника), который в теме. То есть сам является трезвенником. Я сталкивался с такими моментами, когда человек говорит: «Батюшка мне сказал: “Ну, ты пей, но не упивайся”». Но у него проблема! Да, апостол говорит: пей, но не упивайся. А где эта мера, когда у него проблема? Здесь нужно четко и ясно понимать, что человеку нужна абсолютная трезвость. Ему нужен этот «рассол», о котором я говорил, нужно погрузиться в него. Если этого не происходит, то ничего не произойдет: он как пил, так и будет пить. Самая лучшая вещь для человека – погрузиться в трезвый «рассол», попасть в коллектив непьющих людей, верующих. И тогда будет результат.
– Это можно посоветовать абсолютно каждому человеку, страдающему от алкоголизма?
– Да.
– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «С четырнадцати лет я пила и курила… Исповедовалась и причастилась. Сразу отрезало, в один день. Это все – только Божия воля. Ко мне сестра приехала, я уже умирала. И Господь меня спас. Слава Тебе, Господи! Сейчас мне 65 лет, и я живу, молюсь и благодарю Господа за то, что Он меня спас. Я молилась Богородице. А сейчас смотрю на алкоголь и думаю: неужели я когда-то пила, курила? Мне даже не верится. Поэтому надо всех посылать в храм исповедоваться и причащаться. И тогда все сразу наладится. И пить не захочется. Господь в них войдет, и все будет в порядке. Только Господь и Богородица помогут».
Спасибо большое, хорошее свидетельство.
– Об этом мы и говорили: вера твоя спасла тебя.
– Но есть же, наверное, примеры, когда люди избавились от своего алкогольного бреда, но при этом считают, что это не помощь Божия, а, например, какие-то медицинские препараты.
– Честно говоря, я ни разу не сталкивался с такими, кто бы сказал: «Вот я освободился сам по себе – взял и бросил». Может быть, такие люди и есть. Не буду отрицать, что такое может происходить, но я не встречал.
– Сколько примерно людей за Ваше служение обращалось к Вам за помощью?
– Обет дали где-то около четырехсот человек.
– И каждый может прийти к вам?
– Пожалуйста, никому не возбраняется.
– У Варшавского вокзала (за Варшавским вокзалом) существует такой дом...
– Вначале читаем акафист перед иконой «Неупиваемая Чаша», а потом идет беседа на евангельские темы, но с уклоном трезвения.
– Я не раз встречал такое, что если человек выпил, у него возникают какие-то мысли, его что-то начинает, что называется, глодать – и он идет в церковь. Он чувствует эту благодать и даже подходит к Чаше, будучи в таком пьяном состоянии. Понятно, что он не сможет причащаться, даже если у него есть такое желание. Но мы все-таки часто видим, как пьяных людей выгоняют из храма, и они больше никогда, конечно, не придут. Но, может быть, существует какой-то прием для того, чтобы этого человека сейчас отвести куда-то, чтобы с ним поговорил священник, или еще что-то... Что в этом случае делать?
– Если такие случаи происходят, я стараюсь поступать по-доброму. В Пасху одна женщина пришла освятить вино, еще что-то. Немножко уже «уставшая». Я как-то даже приобнял ее. Говорю: «Ты знаешь, приходи в другой раз. Будешь уже «отдохнувшей», приходи, поговорим». Посмотрим, придет или нет.
– То есть в любом случае никто в храме не может себе позволить выгнать человека, даже в состоянии алкогольного опьянения?
– Если он не хулиганит, не бьет иконы, то пускай сидит. Почему нет? У нас и на Варшавку приходят такие люди. Иной раз смотришь, он уже немножко в подпитии. Пускай сидит, если не мешает.
– И еще мы сталкиваемся с проблемами созависимых людей. Но слово «созависимые» часто звучит не очень понятно. Пример с «рассолом» меня, конечно, просто вдохновил. Но как попасть в этот «рассол» тем, кто не пьет, но находится в этой беде?
– На Варшавку приходят очень многие из тех, кто не пьет. Приходят потому, что проблемы с детьми, с мужем. Это необязательно люди пьющие. Тем не менее я всегда советую им самим принять обет. Вот женщина говорит: «У меня муж пьет».
– «Прими обет трезвенности».
– Да. А потом уже начни работать с мужем. Вы же одно целое. А то приходят: «Сделайте что-то с мужем». – «А как ты?» – «А мне это не надо». Вот такой момент.
– Вопрос телезрительницы Насти из города Дмитрова: «Мои дети-крестники сейчас маленькие. Родители не разрешают ничего говорить им о вере, ни Библию покупать, ни книжки. Они хотят, чтобы дети выросли до восемнадцати лет, лишь только потом они могли бы разрешить с ними разговаривать. А я не знаю, как мне, крестной, быть с этой проблемой. Что посоветуете? Я очень переживаю».
– Это все равно что сказать: «Когда ребенок вырастет, тогда мы его начнем обучать математике. А сейчас пусть будет недорослем».
– А ведь в результате, если ребенок с младенчества живет без знания о Боге, откуда он потом это почерпнет? Из телевизора?
– Он будет черпать из телевизора совершенно другое.
– Кстати, так, как в этом примере, наверное, живет очень большая часть нашего общества. Более того, часто и наши прихожане разговаривают о том, что видели по телевизору...
Вернемся к теме любви к страсти: ведь мы же любим осуждать, потому что нам нравится чувствовать себя выше других. То есть это еще и гордыня. И так далее, и так далее... В разговоре до передачи Вы говорили, что существует так называемый запинающий грех. Что это такое?
– Это ветхозаветное понятие, об этом пишет, по-моему, пророк Исаия. Это когда человек не может справиться с грехом – одно и то же, одно и то же, как заигранная пластинка.
– То есть мы как бы спотыкаемся на этом?
– И это длится годами. И человек не знает, как от этого избавиться.
– Как?
– Вера! Не методики, а вера. Это говорит о том, что в нас нет веры. Вера!
– Как ее воспитать? Как ее получить?
– Мы только что говорили об этом: исследуйте Писания... Вера – от слышания. Я бы сказал, надо не только читать. Вот мы с Вами беседуем о Боге. Мы слышим друг друга и что-то получаем... От беседы, от того, что создается эта вибрация (мы слышим ее), приходит вера... Как это происходит? Я не могу сказать, но это происходит.
– То есть можно сказать о том, что опыт веры – от опыта слушания, от опыта чтения и исследования Священного Писания. И, как я понимаю, в тех храмах, которые не запираются после литургии на висячий замок, можно всегда поговорить даже с дежурным священником, задать ему вопросы, которые тебя волнуют. И, наверное, здесь не надо стесняться. Почему я опять говорю о стеснении? Ведь мы часто не можем исповедоваться в тех грехах, которые, что называется, очевидны. Прийти и сказать священнику: «Я пьяница. Что мне делать? Помоги, отче». Мы не можем прийти и сказать: «Я сижу на игле».
Мы почему-то прячем эти грехи где-то глубоко, чтобы не открыть их самому себе. Помните, в молитве: И грех мой предо мной есть выну? Мы этот грех не вынимаем, мы превращаем его в свой любимый грех, в любимую страсть. Она потаенная, поэтому такая тихая и родная... Моя любимая страсть! И получается, что разлюбить страсть и грех можно через опыт чтения, исследования Евангелия и через то, чтобы (опять-таки замечательный был пример) как можно чаще исповедоваться и причащаться, потому что это, наверное, действительно реальный путь?
– Я тут столкнулся с такой интересной вещью. Иногда люди думают: если они нашли себе хорошего духовника, то все будет решено. Но как пишет (еще в то время!) Игнатий (Брянчанинов), «сегодня нет духовников».
– Да, это XIX век.
– Еще тогда он писал об этом. И что же он предлагает? Он предлагает то, о чем мы сегодня говорим: начать исследовать Писание. Потому что все святые отцы черпали из одного Источника, Который есть Христос. Если мы начнем делать то же самое, то и у нас будут подвижки в этом направлении. Наш грех будет уходить, потому что будешь осознавать, что пьяницы Царствия Божия не наследуют. Я знаю одного человека, он поменял восемь приходов. Ходит год, батюшки исповедуют. Становится стыдно, он меняет приход.
– Турист.
– И так в течение восьми лет. За восемь лет поменял восемь приходов.
– Ну, хотя бы по одному году в храме...
– И он говорит: «Когда я пришел к трезвенникам, погрузился в этот “рассол”, начал понимать, что во мне что-то стало происходить. И я перестал пить». Вот такая ситуация.
– То есть приходит другая радость. На смену лживой любви к греху и страсти приходит настоящая любовь и радость о Господе. И тогда с этой радостью никакие другие удовольствия не могут сравниться. Тогда – это замена всего. И в этом случае я опять обращаюсь к исповеди и причастию, потому что если человек начинает это понимать, в этой радости пребывать можно бесконечно.
– Просвещение дает человеку понятие веры: что эта благодать начинает входить, и человек исправляется. Посмотрим примеры наших святых отцов: сто сорок человек из наших православных святых были абсолютными трезвенниками. Они и говорили об этом. Возьмите Феофана Затворника, что он пишет? «Хочешь служить Богу, не пей сам и других не угощай ни на поминках, ни на свадьбах. Хочешь служить дьяволу, пей сам и угощай других...» Все просто.
– Есть представление о том, что священники – это люди не от мира сего (буквально), что священник живет в храме, где-то за алтарем у него должна быть комнатка, из которой он выходит на причастие, а потом опять уходит туда. И больше ничего. Это не человек, это вообще какая-то особая статья. Но нам много и часто хочется поговорить на самые важные темы. Пусть мы не знаем ничего, пусть мы зададим, может быть, какие-то глупые вопросы, но куда прийти человеку со своими бедами, со своими вопросами? Может ли человек прийти в церковь и обратиться к любому священнику? Или он может натолкнуться на какое-то противодействие? Что делать человеку со своими жизненными неурядицами и вопросами?
– Я хочу сказать, что мы – священники – тоже все разные. Мы такие же люди. Вот у батюшки что-то случилось дома (ребенок заболел), и он, может быть, проявил не совсем чуткий подход. И человек скажет: «Я больше никогда сюда не приду». Поэтому свое личное надо оставлять... Если человек к тебе пришел, то надо ему предоставить свое время, себя самого, чтобы что-то человеку сказать, чем-то ему помочь. Если этого не происходит, горе такому священнику.
– Итак, побороть свою греховность, свои страсти, расстаться с любовью к ним и найти любовь и радость в Господе – это, конечно, реальный труд. И тут не может быть методик кроме той, о которой Вы сказали: исследуйте Священное Писание. Прошу благословить наших телезрителей и сказать им что-то ободряющее после нашей такой сложной передачи.
– Дорогие мои, не теряйте веры! Господь сделает то, что Он хочет сделать. Помоги нам, Господи!
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Таисия Зыкова и Людмила Ульянова
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 17 мая 2024 года
Божественная литургия 16 мая 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 3
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!