Беседы с батюшкой. Книга Деяния святых апостолов

9 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы о Книге деяний святых апостолов отвечает студент 4-го курса бакалавриата Санкт-Петербургской православной духовной академии, клирик Воскресенского Новодевичьего монастыря диакон Сергий Муравьев.

– Сегодня мы говорим о Книге деяний апостольских.

Хотелось бы в первую очередь поздравить Вас и всех наших телезрителей с праздником Вознесения Господня, который мы все сегодня встречаем. Откуда же мы узна е м о событии вознесения, которое впоследствии стало для нас, христиан, великим праздником?

– Хочется присоединиться к Вашим поздравлениям и тоже поздравить наших телезрителей. Действительно, о событии вознесения мы прежде всего узнаем из Священного Писания. Об этом событии пишет евангелист Марк (в небольшом отрывке), а также евангелист Лука. Последний пишет о событии вознесения в Евангелии и в Книге деяний святых апостолов. Причем, что характерно, Книга деяний начинается с событий вознесения Иисуса Христа, Господа нашего, а Евангелие заканчивается событием вознесения. Вы сказали именно «событие вознесения». Мне сразу пришел на ум один термин, возникший в западной библеистике и постепенно осваиваемый в нашей науке, – Christ event («событие Христа»). «Событие Христа» – это все события Его служения, начиная от выхода на проповедь и заканчивая крестными страданиями, воскресением и вознесением. Вознесение – одна из главных, фундаментальных отправных точек в деле нашего спасения. Уместно поговорить в этом контексте именно о событии вознесения.

Главное богословское его насыщение состоит в том, что воскресший Господь преображенную плоть человеческую, то есть человеческую природу, возносит на небо, одесную Бога Отца. Таким образом Он делает возможным путь нашего обожения и логически завершает замысел Бога о человеке. То есть Он возносит человеческую природу в то достоинство, в которое она должна была вознестись по замыслу Бога. Таким образом, Вознесение главной своей идеей имеет факт обожения человека путем вознесения.

– У святителя Иннокентия Херсонского в проповеди на Вознесение есть замечательная фраза: «Все мы – наследники неба». Как раз об этом сейчас идет речь.

Что представляет из себя Книга деяний апостольских?

– Говоря об этой книге, нельзя не сказать о Евангелии, потому что нужно рассматривать ее неразрывно от Евангелия. Во-первых, потому, что у этих книг один и тот же автор. Самое же главное то, что Книга деяний продолжает богословский замысел Евангелия от Луки. Это отражается в сцепке события вознесения – оно заканчивает Евангелие и начинает Книгу деяний. Если Евангелие говорит о Chirst event, именно о событии Христа, о том, что Христос принес в этот мир (искупление и спасение), то Книга деяний как раз говорит о Church event, то есть о событии Церкви, событии Святого Духа – о том, что происходило после вознесения Христа и как Его жизнь и то, что Он сделал, повлияло на мир, на примере распространения благой вести.

Книга деяний как раз говорит о распространении Церкви по всей земле. Ведь в начале книги Лука, дееписатель, говорит о распространении благой вести. Господь Иисус Христос говорит в книге: идите проповедуйте, несите слово Божие. Сначала в Иерусалиме; потом география проповеди расширяется на Иудею и Самарию, а в конце даже до края земли, то есть по всей вселенной. Это повеление Божие: слово Божие и его радостная, спасительная весть о том, что все теперь могут стать сынами Божиими, могут быть усыновлены Богом и стать причастниками спасения. Об этом и говорит Книга деяний, в этом богословский замысел книги. Он раскрывается, конечно, по-своему, в этом тоже есть богословский замысел дееписателя и евангелиста Луки. Но суть такова, что распространение Церкви и действие Святого Духа в Церкви – главная идея этой книги.

– То есть фактически Евангелие, автором которого является евангелист Лука, и Книга деяний – это одна книга, просто разбитая на две части?

– Можно сказать и так. Но я все-таки настаиваю на том, что это две книги, потому что жанр у них разный. Тогда стоило бы говорить, что Евангелие разбито на две части. А здесь уже совершенно другой подход, другое насыщение, другой смысл. Хотя он лежит в рамках одного благовестия. Все-таки евангелист Лука в Евангелии пишет (начиная этим Евангелие), пытаясь изложить все хронологически: «Я излагаю все то, что было слышано, что уже говорилось и делалось». То есть жанр Евангелия уже существовал. Евангелист Лука знал об этом. А вот жанр деяний как таковой в христианской литературе принадлежит только евангелисту и дееписателю Луке. Такой повествовательный жанр существовал в древней эллинской литературе, и евангелист Лука, как наследник эллинской культуры, хорошо знаком с этим жанром и пишет именно в нем.

– То есть Лука был из языческой среды?

– Да, скорее всего он был из Антиохии. Указание на это мы находим в тексте. Например, он использует расшифровки семитизмов, семитских терминов, для адресата этих двух книг (мы знаем, что Книгу деяний и Евангелие Лука писал определенному человеку, некоему «достопочтенному Феофилу»). Если события географически происходили на территории Палестины, он делал некие географические пометки и указания, пытался дать развернутую картину человеку, который там никогда не бывал. А когда писал об Италии, то не использовал никаких географических уточнений, что говорит о том, что он писал языческому человеку, был хорошим знатоком языческой культуры, эллинской культуры, но в то же время и знатоком закона.

– Вопрос от телезрительницы: «Нам известны четыре Евангелия, которые написали апостолы. Писали ли Евангелие другие апостолы? Известно ли об этом что-либо?»

– Спасибо за вопрос. Да, действительно. Вообще здесь уместно сказать о библейском каноне, о том, как он формировался, и о том, что такое вообще Библия. Если отвечать коротко: да, существовали другие евангелия, приписываемые апостолам. Но эти евангелия называются апокрифическими. Они не были приняты Церковью. Весь вопрос в том, что Библия не упала нам с неба. Она формировалась на протяжении многих веков – как Ветхий, так и Новый Завет. Окончательный свод Священного Писания мы получаем к III – IV веку в том виде, в каком он существует сейчас. Также туда входили так называемые второканонические книги, которые, например, не признают и даже не включают их в Священное Писание протестанты.

Православная Церковь включает такие книги, как Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Маккиавейские книги и несколько других книг, прежде всего Ветхого Завета. Католическая Церковь также признает эти книги. Там называют их второканоническими, а мы – полезными для научения, назидательными. Да, на самом деле существует очень много апокрифических евангелий, но не только. Есть также множество апокрифических апокалипсисов, посланий.

Но вопрос в том, что такое Библия. Библия – это Книга Церкви. Православная Церковь учит, что у нас два источника Божественного откровения – Священное Предание и Священное Писание. Но Священное Писание – это часть Священного Предания. Чтобы Библия стала священной, богодухновенной, она должна пройти церковную рецепцию. Каким образом это происходило? В первые века Библия распространялась так: писались тексты (допустим, евангелист Матфей написал Евангелие), и они были предназначены для чтения в общине, за богослужением. Это очень древняя форма богослужения, заповеданная Богом. Об этом мы читаем во Второзаконии. Господь говорит Моисею: «Все, что Я написал и сказал тебе, да будет прочитываться в собрании верующих за богослужением». Таким образом, Евангелие читали за богослужением, и люди, которые еще помнили Иисуса Христа, Его учеников, слушая Священное Писание, понимали, что это – о Христе, что это действительно истина, потому что они жили в общении со Святым Духом и в таинствах, прежде всего в Евхаристии. У них был опыт переживания Святого Духа.

Таким образом происходила рецепция той или иной книги Священного Писания. Отдельный вопрос, какие сомнения существовали по поводу той или иной книги Священного Писания. В итоге рецепцию Церкви прошли только эти четыре Евангелия. Остальные оказались небогодухновенными. Однако стоит упомянуть о том, что некоторые сведения из апокрифических евангелий, посланий, вошли в церковное Предание. Это говорит о том, что такие апокрифические писания обладали некоей историчностью, но не обладали богодухновенностью. Соответственно, не прошли рецепцию Церкви. Например, возьмем праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – мы же нигде не читаем об этом событии в Евангелиях. Это событие взято из апокрифических евангелий. Оно вошло в литургическую практику Церкви, в церковное Предание. То есть именно это событие прошло рецепцию Церкви.

Также портрет апостола Павла мы берем из одного апокрифического послания, написанного уже в конце II века. Зачастую эти послания как жанр появлялись гораздо позднее, чем оригинальные тексты. Так же и с апокалипсисами… Я надеюсь, что ответил на вопрос.

– Теперь вернемся к Книге деяний. Чему она может научить нас сегодня? В Евангелии Господь непосредственно говорит с человеком, мы видим Его прямую речь. В начале Книги деяний и в событии с апостолом Павлом – тоже, но преимущественно мы видим повествовательно выстроенную линию, что отличает Книгу деяний от всех остальных (от Посланий, от Евангелий).

– Вы верно сказали, что Книга деяний по своему жанру очень отличается и от Евангелия, и от Посланий, и тем более от Апокалипсиса, от апокалиптической литературы. Ей присуща некая историчность, последовательность в изложении. В этом есть определенный богословский смысл. Определенные события, описанные в Деяниях, описаны не просто так и имеют свой смысл. Этот смысл нужно увидеть. К сожалению, сегодня нам не так просто все это увидеть, читая книгу не на языке оригинала и не находясь в том историческом, литературном контексте. Очень многое в Книге деяний – это цитирование античной (эллинской) поэзии (пусть подобного не очень много, но знающий человек увидит эти цитаты). Есть в Книге деяний даже своеобразный юмор! Например, Павел в Афинах и в Ареопаге… Там используется языковая словоформа, в которой знающее ухо услышит иронию. Мы же сейчас, читая о том на русском языке, этого не увидим. В этом отношении, конечно, очень важно иметь интерес к Священному Писанию. Очень хорошо, когда мы с благоговением читаем Священное Писание и доверяем ему, но очень важно также углубляться в познание тех истин, которые оно раскрывает. Постепенно.

Сегодня мы можем увидеть развитие жизни Святого Духа в Церкви, именно образ жизни общины и образ миссии и проповеди. Довольно часто мы можем услышать, что на Западе, в протестантских кругах, да и в России (и в США) существует некая жажда, стремление к возврату к первобытной простоте, к началу Церкви. Стремление вернуться к тем временам, когда, как многим людям кажется, были живы апостолы, и устроить Церковь по принципу апостольских времен, наивно полагая, что тогда не было проблем и все было хорошо.

Но из Книги деяний нам ясно, что в жизни и пространстве Церкви (и внутри самой, и во взаимодействии с внешним миром) были довольно большие проблемы, какие существуют и сегодня. Существует разделение, и тогда оно было, необходимы были Соборы, которые решали эти проблемы. Возникали споры. С этой точки зрения возвращение к Апостольской Церкви – это возвращение в православие. Как видим, очень много общин (не только в США, но и в Индии) хотят вернуться в лоно Православной Церкви, потому что чувствуют апостольское преемство и жизнь в апостольском духе именно в лоне Православной Церкви. Мне кажется, на первый взгляд можно выделить такие моменты, когда сегодня мы просто читаем текст. Это очень важно – увидеть и понять, что Церковь – это жизнь, это не статика, но всегда динамика.

– Мне тоже доводилось неоднократно слышать аргумент о возвращении к апостольским временам от людей, которым сегодня скучно за богослужением, за тем красивым и чинно оформленным богослужением византийского обряда, который имеется сегодня. Ведь считается (есть разные литургические точки зрения), что вначале не было богослужебного единства и унификация происходила постепенно. В принципе, это мы можем наблюдать сегодня в протестантской среде: каждая так называемая церковь (говорю сейчас про деноминации, не про классический протестантизм, а про неопротестантов) служит так, как хочет. Захотел, чтобы моя церковь была основана на этих словах – она будет на них основана.

– Да, это, мне кажется, несерьезный подход, игра в богослужение.

– Здесь есть некая романтика.

– Да, это возврат к романтике, а не возврат к Духу, к жизни в Духе. Церковь развивается, и в Книге деяний как раз показывается это развитие, зарождение молодого зерна и превращение его в дерево; как оно «несет свою проповедь», раскидывает свои желуди по всей вселенной, как заповедовал Господь.

– Однажды один мой знакомый нецерковный человек прочитал Книгу деяний. Я спросил его, как он может охарактеризовать одной фразой эту книгу. Он ответил: это квест. Потом подумал и сказал: это блокбастер. Ведь эта книга очень динамичная по своему развитию. Возникает вопрос, стоит ли советовать человеку начинать читать Новый Завет с Книги деяний?

– Наверное, стоит, если вы хорошо знаете этого человека, если это довольно импульсивная личность. Вообще стоит советовать людям читать Священное Писание. Конечно, лучше читать в сцепке с Евангелием от Луки, начиная с него. Дальше – Книгу деяний, чтобы человек увидел, что произошло в Евангелиях. Произошло спасение, а потом – актуализация спасения для людей… Действительно, это очень динамичная по своему изложению книга, захватывает воображение. Она подходит разным людям. Каждый человек найдет в ней что-то свое, как и в любой книге Священного Писания, но, по моему мнению, именно Книга деяний заключает в себе и богословие, и художественные мотивы изложения, и повествование, и аллегории. Там можно найти практически всю палитру жанров, в том числе и речи (повествования), причем литературно оформленные и богословски продуманные. Так что Ваш друг был прав. Если выражаться по-молодежному, не во всей полноте об этой книге.

– Соглашусь насчет речей. Они богодухновенны. Уместно здесь говорить и о Божественном вдохновении того или иного участника событий. Это архидиакон Стефан первомученик, апостол Павел…

– Да, очень важно подмечать эти тонкости, читать толкования на Книгу деяний. И вообще Священное Писание желательно читать с толкованиями. Сначала святоотеческие толкования, чтобы понять богодухновенный смысл, потому что основа толкования лежит именно в той проекции, в которой писалась книга. Почему книга богодухновенная? Потому что писалась автором под воздействием Святого Духа. Он пребывал в общении со Святым Духом в момент написания, да и вообще в своей жизни. Соответственно, толкование тоже должно исходить от людей, живущих в общении с Церковью, так как Библия – это Книга Церкви, и истинное толкование, истинное ее понимание может исходить только из Церкви. Ведь истинное, правильное толкование исходит из того же источника, что и у автора Книги, то есть Святого Духа. Конечно, нужно читать и богословскую литературу по библеистике, которая будет раскрывать эти мотивы.

Вы упомянули об архидиаконе Стефане. Здесь идет перекличка со Страстями Христовыми, своеобразный параллелизм образов, так называемое типологическое толкование. Это очень интересно и захватывающе. Когда начинаешь такими глазами смотреть на Священное Писание, оно тебя полностью захватывает. Но до подобного нужно дорасти, понять это, приобщиться к этому, тогда станет более интересно читать. Тогда будешь приходить домой и браться только за Библию.

– Можно ли привести пару примеров толкований (может быть, современных), с которыми Вы знакомы, именно на Книгу деяний? Что бы Вы посоветовали нашим телезрителям для того, чтобы по-настоящему погрузиться в текст?

– Из современных толкований хорошо филологическое, чтобы понять текст оригинала. Не каждый владеет древнегреческим языком. Конечно, это проблема, но есть хорошие толкования, которые разбирают текст именно с филологической точки зрения и раскрывают для нас красоту и глубину греческого текста. То есть они раскрывают игру, мы увидим и иронию, о которой я говорил. Это толкование Левинской. Не знаю, есть ли в продаже эта книга…

– Второй том встречается чаще, чем первый.

– Ну, по крайней мере, есть второй том, чтобы иметь представление. И есть также дореволюционный толкователь Барсов, преподаватель Московской духовной академии. Его тоже можно почитать, чтобы иметь первоначальную ступень, небольшой задел в богословском понимании текста. Ну и нужно читать, интересоваться, стремиться, желать, жить в общении с Церковью. Приобщаться того источника, коим является и Автор Священного Писания, то есть Святой Дух.

– В Книге деяний мы сначала встречаем апостолов. Потом из них выделяется апостол Петр, повествование ведется о нем. Потом появляется апостол Павел, и повествование до конца книги – о нем. Книга неожиданно обрывается, но вопрос в другом. Кто же главный герой Книги деяний? Апостол Петр, апостол Павел или они оба?

– Спасибо за хороший вопрос. Книгу деяний, как Вы уже сказали, можно разделить на две части. До 12-й главы идет повествование в основном об апостоле Петре (хотя и не только о нем), а дальше, во второй части книги, начинается повествование об апостоле Павле.

Лука как автор книги был спутником Павла во втором и третьем его миссионерских путешествиях. Евангелист и дееписатель Лука не был очевидцем Christ event, он писал со слов очевидцев либо используя источники, как он сам об этом говорит. Это относительно Евангелия. То есть он полностью собрал эту информацию со слов очевидцев, реальных участников, и используя ходившую тогда литературу (сборник речей Иисуса Христа), некую литературу, которая до нас не дошла.

Первую часть Книги деяний он пишет по тому же принципу, повествуя со слов участников событий. Вторую же часть, где повествуется об апостоле Павле, он пишет как очевидец. Об этом нам говорят так называемые «мы-отрывки», то есть отрывки, где используется слово «мы», что говорит о том, что участником событий являлся сам дееписатель. Эта часть, повествующая об апостоле Павле, называется в литературе дневником писателя. То есть это путевые заметки, так сказать. Но мы можем заметить, что книга начинается с вознесения, потом повествуется о зарождении Церкви и ее гонении (сначала в Иерусалиме), потом появляется история об апостоле Павле, потом идет Собор и так далее.

Хронология несколько нарушается, не в том смысле, что события идут не друг за другом, а в том, что акценты, на которых сосредоточивает наше внимание автор Книги деяний, различны. Дееписатель Лука акцентирует внимание то на Стефане, то на Петре, то на апостоле Павле. Это говорит о том, что это средство, а не цель. Мы привыкли к тому, что в современной литературе существует главный герой, мы следим за его жизнью. В Книге деяний тоже есть главный герой, но это не человек. Это Господь и Святой Дух. То, как происходит зарождение Церкви, действие Святого Духа в Церкви, распространение благой вести по миру, дееписатель Лука изображает именно в таких формах – повествуя об апостолах Петре и Павле. Эти повествования – лишь средство описать жизнь Святого Духа и распространение благой вести по всей вселенной.

– Мне вспоминается реплика одного преподавателя нашей духовной академии, когда он проводил параллель между Книгой деяний и книгой Толкина «Властелин колец». Как думаете, кто главный герой книги «Властелин колец»?

– Не Фродо.

– Да, не Фродо, а Промысл Божий.

– Да, это действительно очень интересно.

– Вопрос от телезрительницы: «Когда Иисус воскрес, от момента воскресения до момента вознесения прошло сорок дней. Чем были заполнены эти дни? Он сошел во ад, являлся ученикам, не оставлял ни живущих на земле, ни усопших. Чем были заполнены дни до вознесения?»

– Спасибо за вопрос, сразу видно, что человек интересуется и внимательно читает Священное Писание, внимательно относится к церковной жизни. Вернее всего будет сказать, что мы не знаем, где Он был. Это вне рамок богословского дискурса, который описывает эти события. Надо еще сказать, что сорок дней – символическое число, которое тоже имеет в Книге деяний свое богословское назначение. Именно это число употребляется только евангелистом Лукой. Назначение этой цифры, символичность нужно смотреть именно в контексте Евангелия от Луки и Деяний.

Где пребывал Иисус Христос? Он пребывал на земле, об этом учит Православная Церковь. Мы учим, что было одно вознесение. Есть теории, что Он не раз возносился в период от воскресения до события вознесения, описываемого Лукой и Марком. Он находился на земле, но евангелисты не описывают, в чем заключалась Его жизнь здесь до вознесения, потому что это не входило в замысел автора. Каждый автор любого из Евангелий имел определенный замысел, определенную аудиторию, соответственно, этот замысел они реализовали по-разному, чтобы описать жизнь Христа и впечатление, которое Он оказал на людей. Очевидно, что в замысел авторов Евангелий и Деяний не входило описание пребывания нашего Господа Иисуса Христа до вознесения.

Мы этого не знаем, но здесь важно понять, что было именно одно вознесение – как кульминация жизни, завершение дела нашего спасения. Христос закалается, как агнец, и это агничная жертва. Он возносится к Престолу Божьему. Если мы хорошо знаем Ветхий Завет, то сразу увидим здесь параллель со священническим служением, когда первосвященник раз в год входил во святая святых, чтобы покропить жертвенник жертвой умилостивления. Он входил один раз в год, значит, и вознесение должно быть единожды, чтобы завершилось дело искупления и дело нашего спасения.

– Можно предположить, что Господь в это время укрепляет Своих верных учеников в вере, в том, что Он истинно Бог, истинно воскрес. В сегодняшнем Евангелии говорится, что Он приходит, а ученики пугаются и говорят: это дух! Господь же отвечает: «Я не дух, дайте мне вкусить рыбы, видите, что Я цел». В другой раз Он просит Фому вложить в Его раны свой перст.

– Да, об этом повествует евангелист и богослов Иоанн. Здесь характерно, что ученики, несмотря ни на что, даже зная, что Христос воскрес, еще не разумеют, не понимают Писания. Это очень важно, потому что еще не было вознесения и не было дарования Святого Духа. Именно дарование Святого Духа происходит сначала для апостолов (это описывает евангелист Иоанн: сначала было явление ученикам, не было апостола Фомы; Христос дунул и дал им Духа для разумения Писания). В сегодняшнем евангельском чтении нам тоже повествуется о том, что Христос сказал: «Вы еще не понимаете Писания, но Я дам вам Духа, чтобы вы поняли». В этом контексте необходимо увидеть, что очень важно иметь Дух для разумения Писания. Этот Дух присутствует в Церкви, и только в ней. Только через приобщение к Духу мы уразумеем Писание.

– Поэтому Церковь и призывает как можно чаще читать Священное Писание.

– Да, а Дух – это дар, Господь дарует Его.

– Удивительно, что нам, ученикам Христовым, уже после апостолов Господь дает этот дар. Когда мы читаем рассказ о Луке и Клеопе, как Христос шел, но они не узнавали Его, а Он толковал им дар Писания, то фраза «не горело ли сердце наше, когда Он объяснял нам Писание?» всегда очень умиляет и поражает.

– Каждый человек должен испытать это чувство небесного переживания в самом себе, когда читает Священное Писание. В разные моменты к нему относишься по-разному. Бывает, охватывает «окамененное нечувствие», ты читаешь текст просто как строки и ничего не понимаешь. А у многих бывало такое, что достаточно прочесть несколько строк Священного Писания, и они западают в душу на многие годы.

Со мной делился историей один мой знакомый. Еще в школьные годы на уроках обществознания или истории преподаватель (он был верующий) попросил в рамках урока прочитать Нагорную проповедь. Никто не принес, ни у кого не было даже Библии. У знакомого тоже не было, в чем он раскаивался, когда рассказывал. Но он нашел в Интернете отрывок из пятой главы Евангелия от Матфея – заповеди блаженств. Он вспоминает, как читал их и как глубоко они запали ему в душу. Он разговаривал со своим отцом, просил растолковать эти писания, и они сидели вместе и думали. Знакомый говорит, что в тот момент у него действительно горело сердце. Это опыт переживания небесного.

– Хотелось бы, чтобы Вы пожелали что-либо нашим телезрителям в рамках сегодняшней программы.

– Хочу еще раз всех поздравить с праздником Вознесения. Мы приближаемся к празднику Пятидесятницы. Я желаю, чтобы наши дорогие телезрители в этот период приобщились к жизни в Духе посредством чтения Священного Писания, Книги деяний, потому что событие, которое сейчас празднуется литургической Церковью, не отражено в Книге деяний непосредственно; приобщились к нашей церковной традиции, к той апостольской традиции, которая берет свое начало в Книге деяний и существует на протяжении двух тысяч лет, неся Дух Священного Писания и Дух Божий в наши сердца.

– Тем, кто пойдет дальше в изучении Священного Писания, мы, как студенты духовной академии, можем посоветовать поступать в Санкт-Петербургскую духовную академию и в другие семинарии и академии, потому что это удивительно. Знание Священного Писания и служение через узнавание его и далее через дела – это очень здорово, это та радость, которую дает Господь.

 

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать