Феодоровский собор и работа с молодежью

10 августа 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 9 августа 

 

Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях настоятель Феодоровского собора в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. Здравствуйте, батюшка.

Здравствуйте. Добрый вечер.

Отец Александр, прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

Божье благословение да пребудет со всеми нами!

 

Спаси Господи! Отец Александр, Вашему прекрасному храму — Феодоровскому собору в этом году исполняется 100 лет. Не могли бы Вы подробно рассказать об истории собора и других памятных датах связанных с ним?

Полное название нашего храма: Храм Феодоровской иконы Божьей Матери в память 300-летия Дома Романовых. В этом году, наверное, найдётся мало людей, кто не слышал бы о том, что Дому Романовых исполняется уже 400 лет и в этих четырехстах годах очень отличаются 300 лет первые и 100 последующие. Эти последние 100 лет как раз и являются возрастом нашего храма, построенного в 1913 году. В его открытии и освящении принимал участие государь-император Николай II, некоторые члены царской семьи, иерархи Российской Православной Церкви, правительство. Это был громкий не только церковный, но и политический проект. Юбилейный храм был построен на пожертвования со всей страны, прежде всего сам государь это поддержал. Августейшим покровителем строительного комитета был его родной брат, великий князь Михаил Александрович Романов. У храма столетняя судьба, конечно, по историческим меркам временной отрезок совсем небольшой, но он вместил в себя, как и весь XX век очень много разных по своему качеству событий. Наш собор просуществовал менее 20 лет. Его закрыли в 1932 году. Как мы знаем, в ту эпоху многие храмы в России закрывали, взрывали, уничтожали, но этому храму, можно сказать, «повезло», хотя мы говорим об этом с такой грустной иронией — повезло в том плане, что его не уничтожили вовсе, хотя изуродовали так, что к концу XX века даже местные жители, живущие в этом районе, не знали или забыли (их детям никто никогда не рассказывал), что это был когда-то храм. В 1932 году храм был закрыт и превращён в промышленное предприятие — молокозавод. Можно было бы показать наглядные свидетельства, фотографии, всё это сохранилось, там можно увидеть, насколько не похож на себя был храм к концу XX века.

 

Отец Александр, я думаю, наших телезрителей можно направить к Вашему сайту http://feosobor.ru/ там они смогут найти фотогалерею и архив Вашего храма.

Да, фотографий достаточно много. Сняты и первоначальные годы строительства храма — снимали профессиональные фотографы, в том числе Карл Булла. Там есть прекрасные старинные виды и внешнего вида и интерьера храма, богатое убранство по образцу древнерусских храмов, что, кстати, отличает наш храм от классических образцов Петербургской архитектуры, поскольку Петербург обычно ассоциируется с классическими стилями: барокко и т.д., а как раз в начале XX века было веяние или увлечение обращаться к более древним, древнерусским истокам. Этот храм построен в Московском, Ростовском, Ярославском стиле. Ему не повезло в том, что с ним сделали в XX веке, а повезло в том, что в начале XXI века к нынешнему его столетию он полностью отреставрирован. Его золотые купола мы видим на заставке.

 

Отец Александр, с Вашего позволения, я озвучу тему нашей сегодняшней программы. Тема нашей сегодняшней программы: Феодоровский собор и работа с молодёжью на приходе.

Дорогие телезрители, звоните, пожалуйста, и задавайте вопросы по этой теме.

 

Звонок: «В некоторых храмах батюшки принимают исповедь на листочках. Прихожанин пишет свои грехи на листке и даёт этот листок батюшке. Он прочитывает этот листок и читает разрешительную молитву. Я сомневаюсь в пользе такой исповеди. Нет покаяния, человек не произнёс ни одного слова и получил разрешительную молитву. Скажите, пожалуйста, своё мнение».

Мне кажется, что исповедь может происходить в любой форме, в том числе и в такой, о которой Вы упомянули. Главное условие, чтобы эти слова писал сам человек и вкладывал то покаянное чувство, которое движет им в момент написания. Определить это священнику, который оказывается в этой ситуации, несложно, потому что некоторые люди боятся забыть или волнуются во время исповеди, и поэтому нуждаются в некой шпаргалке или подсказке, поэтому лично я в этой практике ничего страшного не вижу.

 

Наверное, люди просто забывают о том, что роль священника в Таинстве Исповеди — это свидетельство.

Да. Важно, чтобы священник в той или иной форме, хоть в устной, хоть в письменной, но услышал это или прочёл. Иногда люди сами читают эту записку, иногда дают прочесть священнику. Мне кажется, что если покаяние в такой форме происходит, то это вполне допустимо.

 

Спасибо, батюшка. Вернёмся к теме Феодоровского собора. Когда я в первый раз посетил Ваш храм — это был не Феодоровский собор, а храм Новомучеников и исповедников Российских — небольшой, неприметный, по сравнению с Феодоровским собором, храмик, который находится рядом. Расскажите, пожалуйста, об этом храме.

Да, действительно, рядом стоит сравнительно молодой храм в честь Новомучеников и исповедников Российских, но его появление в этом месте связано исключительно с желанием возродить сам Феодоровский собор. Решение о том, чтобы выселить молокозавод из бывшего храма…

 

Да, Вы, по-моему не упомянули, что молокозавод занимал храм всё советское время.

Да, с 1932 года по 2005 год. В 2005 году молокозавод был, наконец, выселен. 2005 год, подчёркиваю. Уже давно по всей стране многие храмы были или восстановлены или отреставрированы, а здесь дело очень сильно затянулось, хотя решение о выселении молокозавода было принято в начале 1990-х годов — в 1992 году. Мой отец, отец Владимир Сорокин, ныне здравствующий, занимался тогда этим вопросом и добился регистрации прихода, тогда это было уже вполне возможно, но выселение молокозавода из храма казалось делом сложным и тянулось, действительно, годами. Руководство молокозавода умудрялось под разными предлогами оставаться в помещении храма. Между тем, приход во главе с отцом Владимиром не терял времени, они добились разрешения построить на окраине молокозавода (с разрешения властей и администрации молокозавода) временную часовню, для того, чтобы регистрация прихода была не только на бумаге, но и реально могла формироваться община. Эта часовня была освящена ровно 15 лет назад в 1998 году, как полноценный храм с алтарём, с антиминсом для совершения литургии — храм Новомучеников и исповедников Российских. Это было очень верное решение, потому что за последние 15 лет приход сформировался как дружная, большая (относительно, конечно) община, и когда в 2005 году завод, наконец, выселили и изуродованное, мало похожее на церковь, здание храма передали епархии, то в эти израненные стены было кому вступить. Внутрь храма вступила не просто какая-то группа энтузиастов, а реально действующий приход, который смог сразу же обустраивать помещение для совершения службы, поэтому храмом новомучеников мы — наш приход и люди знакомые с историей Феодоровского собора — очень дорожим.

 

Звонок: «У нас в краснодарском крае очень много «Свидетелей Иеговы». Они ходят в школы и втягивают в свою веру всю молодёжь. Как с этим можно бороться? Правильная это вера или нет?

Вопрос непростой. Казалось бы, действительно, люди проповедают учение чуждое Православной Церкви и действительно их можно назвать сектантами по ряду признаков, но вместе с тем, люди «берут» не просто другим догматическим учением Церкви, а тем, что дружелюбно и активно предлагают формы общения той молодёжи, которая туда оказывается вовлечена. Мне кажется, что лучшим средством борьбы было бы создание условий для нормального, человеческого, христианского общения, (ведь Свидетели Иеговы тоже оперируют Библией) внутри Православной Церкви. Поэтому я считаю, что нужно бороться не анти-иеговистскими запретами и лозунгами, а созданием нормальных условий для христианского общения внутри Православной Церкви. Хотя поводом для создания таких условий должна быть не деятельность кого-то, кто нам не нравится, а наш внутренний христианский посыл. Это внешний повод, подтверждающий, как сказал недавно один бывший протестант, теперь ставший православным, что появление таких сект — это «неоплаченные счета Русской Православной Церкви». Нужно самим лучше работать.

 

Да, отец Александр, я думаю, Вы вправе так сказать, потому что Ваш собор является передовым в плане ведения практики катехизации и создания молодёжной общины. Расскажите, пожалуйста, как Вам удалось создать такую живую молодёжную общину в храме?

Мы не ставили специально цели создать живую молодёжную общину. Что получилось, то получилось. Я уже упомянул о том, как формировался наш приход: благодаря строительству маленького храма Новомучеников и исповедников Российских. С самых первых дней наша деятельность состояла не только в совершении служб согласно расписанию, календарю — это всё понятно, но [мы старались создать] такое пространство вне богослужебного общения людей, которые приходят на Литургию. То, что говорят или называют «литургией после Литургии» — раньше было такое выражение, сейчас его можно реже встретить, но суть дела от этого не меняется. В Церкви человек нуждается не только в том, чтобы предстать перед иконой, поставить свечу или совершить молитву вместе с батюшкой или поучаствовать в Литургии, а ещё и в том, что позволило бы ему воспринять себя в Церкви, как возлюбленное чадо в очах Божьих (не боюсь этих высоких слов). Человек, который может увидеть самого себя, как достойное творение, как Образ Божий. Прежде всего это зависит от того, чтобы он встретил к себе внимание, уважение, любовь…

 

То, что многие встречают в сектах.

Да, и очень жаль, что такая христианская ценность, как простое человеческое взаимоуважение, то что должно составлять образ человека как такового и христианина прежде всего, отдано на откуп кому угодно кроме нас — православных христиан. Руководствуясь таким простым посылом, мы организовывали катехизацию, которая до сих пор существует и подразумевает не только подготовку к Крещению тех, кто хотел бы принять Крещение, но и гораздо шире — тех, кто давно крещён (никто не ставит под сомнение его Крещение), — но не обрёл для себя места в Церкви, не в смысле какого-то служения, а в смысле понимания, что ты находишься в Церкви как в родном доме. и рядом с тобой люди, которые тебя также уважают и любят. Не лезут в душу, естественно, не надо новую секту формировать, а помогают создать плодотворную культурную сферу общения. Я намеренно дистанцируюсь от слов сугубо церковных, потому что об этом у нас часто можно говорить и слышать, а настаиваю на том, что Церковь должна привлекать тем, что это многогранное общение во Христе.

 

Звонок: «Я сегодня слушал лекцию профессора Осипова, там был такой момент: он объяснял «Бог есть любовь. Он любит всех, и врагов, даже на кресте он молился за врагов своих». У меня возник такой вопрос: «Кого Бог больше любит, Богородицу или сатану?» Судя по высказывания профессора Осипова и приведённых им святых отцов, Бог любит их одинаково. Но как же тогда со злом бороться?»

Мне кажется, сама постановка вопроса немножко казуистическая или схоластическая. Во-первых, никто не может мерять любовь Божию и говорить кого больше, кого меньше. В конце концов у каждого творения, у каждого человека своя история с Богом, и первой, и главной ошибкой нашей было бы сравнивать эти истории. У каждого она своя. А кроме того это не равновеликие, не равнозначные, не из одного ряда понятия: Богородица, святые, люди и сатана, о котором Вы упомянули. Сатана — это олицетворение зла, и поэтому здесь вопрос о любви совершенно не стоит. Он находится в другой плоскости. Мы можем вспомнить слова псалма: «Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие», обращённые к Богу. Бог возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Беззаконие, зло, грех, они на то и есть беззаконие, зло и грех, что их не надо любить. Если под сатаной подразумевается некая личность, творение Божие, то тут мы вдаёмся уже в другие рассуждения. Но я повторяю то, с чего начал, такая постановка вопроса сбивает с толку.

Важно, наверное, понять, что Бог в принципе, по Своей природе не может не любить, потому что Он есть любовь.

Да, но Бог не может, как сказано в одном христианском размышлении «творить чепуху». Сатана — это сатана. Это зло, а зло и Бог вещи несовместные, и эта несовместность чётко выражается словом «ненависть».

 

Это точно. Отец Александр, давайте вернёмся к практике Феодоровского собора. Хотелось бы Вас спросить о практике катехизации. Расскажите поподробней, как она у Вас проходит, её распорядок.

Катехизация проходит у нас все годы сколько существует приход, а приход реально существует с 1998 года, 15 лет уже. За это время выработался некий опыт, который мы из года в год повторяем, и что-то улучшаем (Во всяком случае нам кажется, что мы улучшаем, не знаю, кому об этом судить). Происходит это в форме регулярных еженедельных бесед, которые начинаются с сентября и завершаются в Светлую седмицу Пасхи. Календарный распорядок вполне понятен и оправдан не только нашим практическим календарём, где существуют летние каникулы, после которых мы опять пойдём в школу 1 сентября, и начнётся сезон учёбы, работы и т.д. но и нашим богослужебным, церковным календарём, в котором заключена большая жизненная правда. Кто знает историю богослужения, тот знает, что, например, Великий Пост, вся его богослужебная программа сформировалась именно в рамках катехизации, и Пасха всегда была финалом катехизации.

 

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Да, совершенно верно. Самый крещальный день — это Пасха. Исходя из этих заданных календарных параметров, у нас из года в год строится катехизация. Меньше чем через месяц начнётся очередной цикл. Начинаем мы со встреч, на которые приглашаются все желающие, чтобы узнать о самой катехизации и решить для себя «Нужна она мне или нет». Повторюсь ещё раз, что катехизация, строго говоря, подразумевает подготовку к Крещению, и когда в наш храм обращаются взрослые люди, желающие принять Крещение, то мы им настоятельно рекомендуем полный курс катехизации, начиная с сентября, и не упустить того уникального шанса, который дан не каждому из крещёных людей — принять Крещение на Пасхальной службе, тогда, когда Крещение соответствует смыслу происходящего в храме. Но на катехизацию ходят не только люди готовящиеся ко Крещению, но и в гораздо большей степени и количестве те, кто уже крещён, но не воцерковлён. Таких мы тоже не отвергаем, особенно тех, кто кроме того, что был крещён, не имеет никакого понятия о Церкви, никогда не причащался, не знает, что такое исповедь, богослужение. Мы тоже их принимаем, и они проходят оглашение, заодно друг с другом знакомясь. Кстати, помимо еженедельной беседы в рамках катехизации, мы очень рекомендуем, чтобы появлялся навык к Церковному богослужению, и поэтому все катехизируемые (в том числе готовящиеся ко Крещению) каждую неделю приглашаются на воскресную Литургию и таким образом этот процесс— конечно, я сейчас не могу за краткостью времени описать его полностью — проходит свои этапы, и мы ждём всегда.

 

Отец Александр, а много ли людей, приходящих на катехизацию, и что их ждёт после этого? Остаются ли они вашими прихожанами, или расходятся каждый в свой храм?

Хороший вопрос. Катехизация — дело, требующее сил, времени и [участия] людей, решившихся на неё и нас — священников-катехизаторов, которые этим делом занимаются. Несмотря на эти временные и умственные затраты, то, что происходит по завершении этого цикла, оказывается и сложнее и более трудоёмко. Мы не настаиваем на том, чтобы человек, прошедший катехизацию, обязательно остался в нашем приходе — это не вербовка новых прихожан, хотя мы всегда рады новым людям (кстати наш приход за эти годы пополнялся во многом именно за счёт катехизации). Важно предоставить человеку пространство в Церкви как таковой, и когда к нам приходят люди из других приходов, и просят принять их на катехизацию, мы конечно же рады их принять и никогда не настаиваем, что именно на нашем храме свет клином сошёлся. А уже потом, по окончании катехизации, — ведь катехизация это не только преподание знаний о Церкви, конечно, мы рассказываем, читаем лекции о богослужении, Библии, истории Церкви, но важнее даже не это. Знания можно и в книжках прочесть, сегодня очень много [источников знаний]: лекции, телевидение, радио. Важно человеку дать почувствовать, что он в Церкви не одиночка, предстоящий в своей молитве — хотя личная молитва это тоже прекрасный опыт, которому надо научить человека в рамках катехизации — а увидел в Церкви живое общение, Именно в такой человеческой конкретике: приход, община или та маленькая группа, в которой человек прошёл катехизацию, А дальше прошедшие катехизацию сами решают, как им быть. Мы им подсказываем: «Вы можете и дальше продолжать такое христианское общение, оставаясь членами своей семьи, продолжая работать на своей работе», и тем не менее жизнь в Церкви продолжается, начавшись с катехизации.

 

Человек завершает катехизацию, крестится. Как он может себя реализовать на приходе?

Это подскажет жизнь. Многое из того, что происходит на нашем приходе, в том числе и на поле катехизации, делают не только священники. Катехизацией занимаемся не только мы — священники, но и миряне, которые сами когда-то прошли катехизацию. Это не обязательно чтение лекций или организация мероприятий, требующих церковной грамотности, а просто помощь в организации встреч. Наши встречи проходят за чаем, и сёстры, прошедшие катехизацию, организуют чай, и другие простые вещи, которые создают уют и атмосферу общения в мире и доверии. Кроме этого нужно заниматься воспитанием детей в воскресной школе или проявлять другие свои способности. Невозможно поставить табличку, где будет написано, кто чем может заняться. Это не самая главная цель — всем раздать послушания в Церкви. Важно донести человеку, что церковь — это часть его жизни, прежде всего как участие в богослужении и молитве, а всё остальное это целая жизнь.

 

Лично меня тоже удивила непринуждённость на Вашем приходе, и то, что каждая литургия заканчивается общим чаепитием, когда все вместе погружаются в домашнюю уютную атмосферу общения.

Это было с самого начала. Я иногда люблю повторять, что реставрация Феодоровского собора, стремительно и успешно произошедшая за 6 лет, является плодом катехизации. Для того состояния, в котором был храм 6 лет назад, это колоссальный объём работ и средств, которые были выделены государством на этот храм — он является памятником культуры. Но я называю его плодом катехизации по одной простой причине. В 2003 году очередной цикл оглашения прошёл один человек и принял Крещение в Лазареву Субботу — один из Крещальных дней. Когда мы начинаем катехизацию, мы, естественно, не отсеиваем людей по имущественному или любому другому признаку, но этот человек, имея свой бизнес, пригласил возглавить реставрацию этого храма председателя Государственной Думы Российской Федерации — тогда это был Борис Грызлов. Он, обладая мощным государственным ресурсом, организовал попечительский совет, и усилиями этого совета и большого количества благотворителей получилась реставрация такого великолепного храма в центре Петербурга. А всё потому что мы пили чаи на территории возле храма Новомучеников. На этом месте сейчас воссоздаётся церковный дом, разрушенный в 60-е годы, где будет просветительский центр. Вот так люди приходят в храм.

 

Отец Александр, я знаю, что многие священники, которые занимаются активной деятельностью, сталкиваются с таким явлением, как особое почитание круга прихожан, и в итоге эти прихожане становятся определённым заслоном между основной частью верующих и настоятелем, который окружен таким пиететом. Насколько я знаю, Вы избежали этой участи. Вы всегда доступны для своих прихожан. Как Вам удалось такого добиться?

Мне приятно это слышать, хотя мне трудно судить об этом. Дай Бог, чтобы меня и впредь не постигла эта участь. Мне кажется, что важно людей приводить именно в Церковь и показывать Церковь как пространство свободы. Прошу понять меня правильно, поскольку слово «свобода» понимается и в наше время и раньше понималось очень по-разному. Та свобода, которая даётся человеку, иногда употребляется в такое зло, что жалеешь об этом. Но между тем свобода — это одна из самых высших, главных христианских ценностей. Первыми, кто заговорил о свободе, как о высшей ценности человека, были именно христиане. У Апостола Павла, да и в самом Евангелии, например, от Иоанна, это одно из ключевых христианских понятий. Важно человеку, приходящему в Церковь, показать, что Он не порабощается в какие-то дополнительные путы и узы, которые загонят его к счастью, как какую-то безмолвную овцу, а открыть Ему, что он превращается в возлюбленное чадо Божье, имеющее высший дар, свободу, только надо показать человеку как эту свободу правильно использовать, но ни в коем случае не закабалять, не порабощать, какими-то пусть и привлекательными, но земными авторитетами, пусть даже авторитетами каких-то заслуженных людей. Важно показать, что твой единственный Господин, Царь и Бог, как мы исповедаем перед Крещением, — это Иисус Христос.

 

Даже глядя на общение между священниками Вашего прихода видно это братское отношение друг к другу.

Дай Бог, чтобы это сохранилось. Это легко потерять, но для того, чтобы это было, нужно не просто наслаждаться этим, а делать определённые усилия. Конечно, это не так просто, но важно понимать, ради чего мы служим.

 

Отец Александр, какими Вы видите перспективы развития прихода и катехизации? Ведь приход, если говорить грубо, не безграничный, он не может расти до бесконечности.

Если честно, я бы не сказал, что я каждый день думаю о границах роста того или иного прихода. Сколько придёт к нам людей, стольким мы и рады. Храм Новомучеников, в котором мы все эти годы служили, действительно был тесноват для прихода. Теперь появляется довольно большое пространство — Феодоровский собор имеет 2 храма: нижний и верхний. Конечно, они гораздо более вместительны, чем храм Новомучеников, если говорить о богослужениях, поэтому вопрос о границах прихода перед нами пока не стоит. Но в нашей Церкви вообще не принято исчислять людей в приходах. Допустим, в заграничных Церквах, в том числе и православных, существует чёткое понятие «численность прихода». Среди тех, кто зарегистрирован как член прихода, могут быть люди вообще никогда не бывающие на службах, но по крайней мере есть такое чёткое определение «членство в приходе». В нашей Церкви и стране этой практики нет. У этого есть и свои минусы и свои плюсы. По крайней мере мы к этому привыкли и оцениваем численность прихода исключительно практически, взирая на то, сколько людей приходят в храм по воскресеньям.

 

Звонок: «Скажите, пожалуйста, если в семье один из родителей или оба тепло относится к вере, старается исповедоваться, соблюдать посты и так далее, а дети уже взрослые, но ещё холодны [к вере]. С чего нам начать?»

Насколько я понял, родители являются верующими…

Хотят привести детей [к вере].

…но дети уже взрослые. Это, конечно, совсем не то же самое, как если бы дети были маленькими, тогда можно было бы воспитывать их в христианском духе, хотя и здесь нет гарантии, что дети, став подростками или став взрослыми останутся верны тому выбору, в котором их воспитывали родители. А если говорить о взрослых людях, здесь трудно дать какой-то простой рецепт. Меньше всего нужно навязывать или проявлять чисто внешние формы давления, хотя понуждать иногда стоит. Мне трудно ответить на этот вопрос, поскольку он слишком общий. Это всё очень зависит от того, какова Ваша семья, Ваши характеры и как Вы друг с другом общаетесь. Но всё возможно. Я знаю массу случаев, когда родителям удаётся привести взрослых детей в храм, а когда-то это совсем невозможно. Бывает и наоборот. Поэтому мне остаётся только пожелать Вам благоразумия в этом процессе.

 

Наверное, в любом случае для молодого человека важно, чтобы церковь была интересной, чтобы она ему понравилась, чтобы это не было какое-то занудное, заунывное место, которое напоминает только о кладбище?

Да. Но гораздо важнее, чтобы человеческого сердца коснулось Евангелие и Иисус Христос. И конечно, чтобы появилось отождествление между Христом и Церковью, которую Он основал. Не будем забывать, что Церковь — это не то, что мы должны сделать интересным и привлекательным только потому, что мы там чаи предлагаем или служим поинтереснее, а что это то единственное место, которое Христос основал для общения с Ним. Другой Церкви, другого такого «проекта», который бы основал Бог на земле, не существует.

 

Звонок: «Когда идёт Причащение, то Его всем дают одной ложкой — большой очереди народа. Я хочу узнать, нельзя ли заразиться от кого-то, ведь люди все разные?»

Действительно, это древняя практика, когда миряне получают Причастие из одной ложки или лжицы, говоря по церковно-славянски, и понять чувство человека, который впервые приступает к этому Таинству тоже можно.

 

Я тоже его испытывал, приходя в сознательном возрасте.

Я тоже о таком слышал, но придётся преодолеть это чувство, хотя, наверное, для кого-то это будет не так просто. Такая уж практика сейчас. Может быть она кому-то не по душе, особенно тем, кто впервые делает свои шаги ко Причастию, но это наиболее безопасно с другой точки зрения — каждому подходящему подаётся определённое количество Причастия. Хотя эта практика была не изначально. В глубокой древности Святое Тело отдавали каждому или в руки или сразу в рот клали и давали пить из чаши отдельно, но поскольку это технически сложнее, особенно при большом количестве людей, то появилась та самая лжица, которая до сих пор существует.

 

Наверное, можно привести такой успокоительный аргумент, что священники на протяжении всей своей жизни после Причастия потребляют Тело и Кровь из Чаши той же самой лжицей.

Да, если это кого-то утешит, можно сказать, что дьякон, а если нет дьякона, то священник, после того, как все причастятся из одной Чаши, всё это должен потребить, то есть уничтожить — съесть всё до конца и ещё омыть Чашу кипятком и тоже его выпить.

И мы видим, что все священники живы-здоровы.

Ну пока да.

 

Звонок: «Когда я захожу в церковь, особенно в последнее время, у меня такая благодать! Когда начинают петь, эта музыка проходит через всю меня. Что это значит?»

Наверное, это значит, что в этом храме хорошо поёт хор, и можно Вам по-хорошему позавидовать. Наверное, этот хор производит хорошее впечатление не только на Вас. Всегда присутствует человеческий фактор, и наши эмоции участвуют в молитве, в богослужении, но люди отличаются друг от друга. Судя по всему, Вы человек восприимчивый к таким эмоциональным аспектам богослужения, но лично я бы не стал делать какие-то мистические выводы. Ваше впечатление субъективное, но слава Богу, что оно положительное, и надеюсь, содействует Вашей молитве.

Вопрос: «Как относиться к людям, исповедающим иудаизм? Христианский святой Иоанн Златоуст в своём труде против иудеев, рекомендованном отделом по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, ссылаясь на пророков из Ветхого Завета называл синагоги «вертепом разбойников, логовищем зверей, жильём демонов», а христиан призывал исторгать из своих рядов иудеев, как диаволопоклонников. Как мне, как православному, относиться к иудеям?»

Если разбираться с этим вопросом серьёзно, то прежде всего необходимо отличать национальность и религиозную составляющую. Когда мы в Евангелии читаем о спорах Иисуса Христа с иудеями, например, в Евангелии от Иоанна, где Его наиболее жёсткие аргументы направлены ко пришедшим к нему иудеям, в данном случае имеется в виду не национальность, (потому что и сам Иисус Христос, и апостолы, и вся первоначальная церковь состояла из евреев по национальности), а религиозная позиция — непринятие Иисуса, как Христа, как Мессии. Когда эти вещи смешиваются, а это очень опасное смешение, тогда возникает то, что совершенно неприемлемо не только для христианина, но и вообще для любого культурного человека: расовая ненависть, шовинизм, антисемитизм. Антисемитизм — это вообще греховная вещь, поскольку происходит подмена двух понятий, тогда как в религиозном плане мы, будучи христианами, исповедаем Иисуса из Назорета, как Мессию, как Христа, и в этом наше главное несогласие с иудейством, как религиозной традицией. Но вся беда в том (особенно за многие прошедшие века существования христианства), что в результате этой подмены наломано очень много дров и даже пролито много крови, поэтому сегодня в этом вопросе надо быть очень деликатным и осторожным, не путать эти вещи.

 

Важно понимать, что настоящих иудеев сейчас очень мало.

В каком смысле?

В том, что в повседневной жизни мы редко сталкиваемся с представителями иудаизма, которые с такой ненавистью относятся к христианству, что их надо бить палками и изгонять из мест, где мы с ними сталкиваемся.

Такие со стороны иудеев тоже встречаются. Другой вопрос, что в Петербурге или в любом другом городе не на каждом углу есть синагога — это во-первых, а во-вторых не надо думать, что иудаизм и сегодня и вчера только и делает, что ненавидит христиан. На самом деле это своя богатая и мощная традиция, суть которой тоже сводится к вере во Всемогущего Бога и к послушанию Его закону, а вопрос отношения к Иисусу для иудаизма периферийный. Есть, конечно, представители иудейства, которые по отношению к христианам испытывают активное ненавистное чувство, но они не делают картину всего иудаизма.

 

Звонок: «Что такое мужество? У меня дочка пьёт уже много лет, и я иногда терплю, а иногда благодарю Господа за это. Правильно ли я делаю?

За что Вы благодарите?

За то, что Господь даёт мне это всё. Это ведь всё от Бога или как?

Вы спросили о мужестве, хотя здесь больше подходит слово «терпение», поскольку Вам приходится это терпеть, и судя по тому, что у Вас есть силы благодарить за это, это дорогого стоит. Хотя благодарить не значит радоваться происходящему, а стараться как-то помочь Вашей дочери. Ну а терпение здесь необходимо прежде всего.

 

Спасибо, отец Александр. Время нашей программы стремительно подходит к концу, но всё-таки хотелось бы узнать о ещё одной грани Вашего прихода — это детские литургии. Как они проходят?

Я не думаю, что этим кого-то можно сегодня удивить, потому что детей очень много сегодня во всех православных храмах. Когда я спрашиваю своих собратьев из других приходов, они говорят, что на литургию приходят десятки и чуть ли не сотни детей, и с этим надо что-то делать. Не от безвыходности, а потому что это наши дети, наше будущее, и работать с ними можно по-разному. Вы спросили о детских литургиях: это условное название, потому что литургия — она одна (например, литургия Златоуста), но в данном случае подразумевается, что дети в большей степени участвуют в богослужении. Такой ключевой момент как проповедь, которая у нас имеет место всегда после Евангелия, но вместо классической проповеди, когда священник выходит и обращается с речью к молящимся, в данном случае приглашаются к алтарю, к солее все дети, и вместо проповеди священник общается с ними на темы Евангелия, и даже предоставляет им право что-то сказать или ответить на вопрос, а также использует другие формы общения, которые допустимы в рамках литургии (эти рамки не такие широкие), допустим, пройти со свечами на Великий Вход во время пения Херувимской Песни. После литургии продолжается общение с этими детьми на эту же тему Евангельского чтения. У этого дела много деталей, но для краткости ограничимся этой темой.

 

Я так понимаю, что Ваш приход функционирует теперь и в храме Новомучеников и исповедников Российских, и в Феодоровском соборе. Получается, маленький храм для детей, большой — для взрослых.

Сейчас это не совсем так. Вы, наверное, были на той службе, когда параллельно шла детская литургия в храме Новомучеников, а в нижнем храме взрослая. Но это было один или два раза. Сейчас лето. С сентября мы намереваемся начать вновь. Я думаю, что так и будет.

Такую же практику?

Да.

 

Отец Александр, я не могу не упомянуть, что Вы также являетесь главой Информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской митрополии. Расскажите немножко о Ваших обязанностях в этом отделе.

[В мои] обязанности прежде всего [входит] курировать тот информационный поток, который идёт на информационной ленте официального сайта Санкт-Петербургской епархии, а также редакция упомянутого Вами журнала «Вода живая». Это официальный печатный орган Санкт-Петербургской Епархии. Его главным редактором является наш Владыка, митрополит Владимир, а трудится целый редакционный коллектив, которым я руковожу как ответственный редактор, хотя бОльшую часть работы выполняют сотрудники. Это печатный орган, который рассказывает и о событиях в Епархии, и раскрывает актуальные богословские, культурные, исторические темы. Деятельность нашего отдела сводится в основном к этому. Сейчас формируется ещё пресс-служба епархии — это тоже будет одной из наших важных задач.

 

Отец Александр, я считаю, что Ваш журнал это достойное издание в Русской Православной Церкви. Только ли жителям Санкт-Петербурга и области будет интересно его читать или его можно приобрести за границами Ленинградской области?

Спасибо. Дело в том, что там есть лента новостей нашей епархии, может быть она будет не так интересна за пределами Петербурга и области, но есть темы, которые вполне могут заинтересовать любого заинтересованного, верующего или ищущего читателя. Кстати материалы журнала или сам журнал можно читать не обязательно в печатном виде, хотя на него можно подписаться, но и на официальном сайте журнала www.aquaviva.ru. Там помимо новостных материалов есть материалы всех номеров журнала, который выходит ежемесячно.

 

Спасибо. Отец Александр, в завершение нашего эфира я хотел бы задать последний вопрос. Я знаю, что Ваш собор является авангардным, передовым и интересным явлением. Как Вы думаете, все ли храмы должны быть такими или должно быть место для храмов с самой разнообразной практикой?

Я всегда очень опасаюсь таких определений: «авангардный», «передовой», «особенный». Лично я глубоко убеждён, что у каждого храма и у каждого прихода есть своё лицо при том, что все мы составляем одну Православную Церковь, руководствуемся одним Уставом, одним Писанием и Преданием. По-человечески мы все различны и слава Богу, что существуют эти различия. Только я бы не сравнивал, кто выше, кто ниже, кто больше, кто меньше. Пусть будет многообразие в единстве!

 

Спасибо. И в заключение прошу Вас снова благословить наших телезрителей.

Бог благословит всех нас.

Спасибо большое.

Спасибо. До свидания.

Дорогие друзья, напомню, что с нами сегодня был настоятель Феодоровского собора в Санкт-Петербурге, того собора, что находится у Московского вокзала, его купола видны всем приезжающим в Санкт-Петербург на Московский вокзал, протоиерей Александр Сорокин. Ведущий Михаил Кудрявцев. Всего доброго. До новых встреч!

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать