Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

8 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы.

– Продолжается празднование Рождества Христова. Дорогие телезрители, мы хотим поздравить вас с праздником Рождества! Батюшка, благословите наших телезрителей.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! Сердечно поздравляю вас с этими радостными днями святок, когда мы с вами празднуем Рождество Христово, воплощение Бога Слова на землю, Который пришел для того, чтобы открыть нам с вами дверь к спасению, к Царствию Божьему. Благословение Божие от родившегося Богомладенца Христа Спасителя да будет со всеми нами!

– Спасибо огромное, что Вы сегодня к нам пришли, потому что сейчас очень тяжелые дни и вместе с тем радостные, праздничные. Первый вопрос: все-таки как правильно проводить этот праздник, как его правильно праздновать православным христианам? Какие есть, может быть, традиции, обычаи? И как сделать так, чтобы это был праздник не за столом, как это принято, или с какими-то увеселениями, а чтобы это был действительно духовный праздник и радость?

– И не только сегодняшний праздник, а вообще православные праздники... Я много раз задумывался, чем отличаются гражданские праздники: вечером собираются, садятся за стол, а потом, после определенного возлияния, начинается какое-то безумное веселье. Наутро человек встает с больной головой, не помня себя, не помня того, что происходило, уже от радости не осталось ничего, а возникают совершенно другие проблемы.

Все-таки православный человек в этом отношении более счастливый, он готовится к празднику. В каком плане? Он готовит себя прежде всего к кульминации этого праздника – к Божественной литургии. Вечером он идет на торжественное всенощное бдение, тем более рождественская всенощная очень красивая с ее совершенно замечательными песнопениями. И храм преображается к Рождеству Христову, украшается елочками; и служба сугубая. После службы человек идет домой, с семьей ужинает постной пищей (потому что день постный), готовится к Причастию. Кто-то ночью, кто-то на следующее утро приходит на Божественную литургию, причащается Святых Христовых Таин. После этой радости общения с Богом – принятия Тела и Крови Христовых всей семьей идут домой, собираются за праздничным столом, где, прославляя Бога, делятся друг с другом радостью о родившемся Христе Спасителе. Вот так каждый православный христианин должен был бы праздновать любой православный праздник. К этому, конечно, надо стремиться.

И вот эта радость, которую мы получаем, – непреходящая: она сохраняется в нашем сердце, согревает наши сердца потом на протяжении многих-многих лет. Даже маленькие дети ощущают наступление Рождества Христова или Пасхи Христовой. Совсем недавно вышла книга воспоминаний сестры владыки Питирима Ольги Владимировны (к сожалению, уже покойной), где она вспоминает, как в детстве они готовились к празднику Пасхи, как готовились к Рождеству; что не все могли пойти на службу, потому что валенок на всех не хватало, обуви не было. И вот кто-то шел, кто-то дома с нетерпением ожидал, когда большая семья соберется у общего стола вместе и все будут делиться радостью о родившемся Христе Спасителе или о Воскресшем Христе Спасителе. Вот к этому надо стремиться – получить внутреннюю духовную радость.

– Тем более совсем скоро уже отдание праздника Рождества, и мы приближаемся к следующему празднику – Крещению.

– Но спешить не будем. Недавно прочитал такую шутку: «Осталось в проруби искупаться, носки получить, цветы подарить, кулич испечь, а там и лето». Не надо так спешить жить, давайте радоваться празднику Рождества Христова. Еще святки, еще будет старый Новый год, новолетие, когда мы будем праздновать Обрезание Господне, день памяти святого Василия Великого. Потом потихонечку, не спеша подойдем к Крещенскому сочельнику. Не спешите жить. К сожалению, это наша современная суета. Поэтому и годы наши так летят, что все у нас быстро происходит. Не надо спешить, не надо суетиться, надо уметь радоваться и наслаждаться той благодатью, которую Господь нам дает. Поэтому доживем до Крещенского сочельника – пойдем в проруби купаться кто сможет, кому Господь сил даст; сходим за святой освященной водичкой в храм. Не спешите жить.

– Сегодня еще один праздник, который особо почитается, – Собор Пресвятой Богородицы. Что это за праздник, в чем суть сегодняшнего дня?

– Сегодня с утра мы служили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. Святейший Патриарх Кирилл очень хорошо сказал по поводу этого праздника, что сегодня Церковь Божия вспоминает Божию Матерь и Ее сродников по плоти, то есть сродников по плоти Господа Иисуса Христа: Иосифа Обручника; царя Давида как родоначальника рода; апостола Иакова, брата Господня. Святейший говорил о семейных ценностях, которые нам сегодня, к сожалению, разрушают; а это хранилось. Собор Пресвятой Богородицы – это праздник семейных ценностей. Те, кто пользуется Интернетом, найдите и послушайте в архиве передач телеканала «Союз» слово Святейшего Патриарха, оно достаточно назидательное для нас всех.

– Вопрос телезрительницы из Алтайского края: «У меня вопрос, касающийся темы спасения и волнующий христиан. Скажите, пожалуйста, мнение Русской Православной Церкви о современных электронных документах. Наступили или нет времена исповедничества веры в форме отказа от ИНН, СНИЛСа, банковской карты? Угодно ли Богу, если, отказавшись от СНИЛСа, христианин целенаправленно лишает себя оказания услуг медицинской помощи, ведь не одно медицинское учреждение без подлинника этого документа не оказывает врачебной помощи?»

– Знаете, Богу на самом деле важны не электронные карты, не ИНН, не какие-то другие электронные вещи. Богу важна наша с вами душа. И вопрос, наверное, надо ставить так: мешает ли эта карта нашему внутреннему спасению, мешает ли она нам ходить в храм Божий, исповедоваться, каяться в своих грехах, причащаться Святых Христовых Таин, совершать дело своего духовного внутреннего спасения?

В советское время  некоторые православные христиане (не очень многие) не получали советского паспорта; но это кто мог вместить. С другой стороны, очень многие православные христиане, которые ходили в храм, имели такие паспорта. Кто-то отказывался от пенсии и жил подвижнической жизнью, но не мешал другим, которые получали пенсию. Сегодня мы знаем, что они тоже вели достаточно праведный образ жизни, многие для нас являются примером в плане духовной жизни, которую нам надо бы выстраивать сегодня.

К сожалению, сегодня в медицинских учреждениях и без карточек особых услуг не оказывают, точнее не лечат, а услуги оказывают, вот в чем беда. Поэтому вопрос очень опасный, очень сложный. В каком плане? Настали ли последние времена? Первые христиане с самого начала уже ждали этих последних времен. Но разница между нами и ними в чем заключалась? Они ждали Второго Пришествия Христа Спасителя, то есть Господа ожидали, а мы с вами, к сожалению, не ждем Второго Пришествия, не ждем Господа с радостью принять Его, а ожидаем пришествия в мир антихриста. Вот в чем беда.

Живите с Богом, ищите Бога, не ищите чего-то другого. Еще раз говорю, если какие-то документы мешают вашему внутреннему духовному спасению, решите как-то этот вопрос со своим духовником. Найдите себе духовника, который будет близок вам по духу, и старайтесь этот вопрос решать с ним.

Но, насколько я понимаю, чаще всего это бывает оправданием тому, чтобы самому духовно не расти, а найти причину в чем-то другом. Почему мы не молимся, почему не совершаем каких-то вещей? Потому что нам мешают какие-то документы, какие-то распоряжения. Но никто же нам сегодня не запрещает, не мешает в храм ходить. Никто ни у кого при входе в храм не спрашивает, есть у тебя такой документ или нет такого документа. Или, скажем, без такого-то документа в храм не пускают…

Вот когда от вас будут требовать: «Или Богу молитесь, или документ получайте», – тогда другой вопрос, тогда действительно мы должны будем свидетельствовать о нашей вере. Сегодня от нас этого никто не требует. У нас есть номер в свидетельстве о рождении, есть номер в паспорте, мы же к этому нормально относимся.

Некоторые духовные лица, которые делают себе какой-то авторитет на борьбе с ИНН и еще с чем-то, говорят, что ИНН принимать нельзя. А если, например, у бизнесмена есть ИНН, он им пользуется, чтобы фирма работала, и он приносит пожертвование в храм, – как же мы тогда принимаем эти пожертвования, ведь он же с ИНН работает? На что они говорят, что, может быть, он через это спасется. Но это опять двойные стандарты получаются. Если ты строг, так будь принципиален до конца. Если лукавишь уже в этом, то не надо этот вопрос поднимать.

Поэтому если вам мешает этот вопрос в деле вашего спасения, попытайтесь это преодолеть. Сможете преодолеть, сможете перенести тяготы, сможете жить без работы, на которую вас не примут, сможете найти работу, где это не востребуется, – помоги вам Господи, укрепи Господь! Но еще раз говорю, что на сегодняшний день ни одна бумажка не мешает православному христианину совершать путь своего спасения. К счастью, на сегодняшний день это зависит только от нас. Что будет дальше – посмотрим. Кто-то, может быть, не доживет до этого момента конца света.

Поэтому живите сегодняшним днем и благодарите Бога, потому что кто знает, будет ли завтрашний день, даст ли нам завтра Господь Свою милость, которую нам дал сегодня. Дал нам сегодня Господь милость дожить до праздника Рождества Христова – радуйтесь и благодарите Бога. Смотрите внутрь себя, не смотрите на внешние бумажки, которые окружают нас. Потому что не через бумагу мы спасаемся, а через свое внутреннее делание.

– Да, действительно очень сложный вопрос был задан телезрительницей. От себя хотел бы добавить, что каждый раз, читая молитву «Отче наш», мы говорим слова: да приидет Царствие Твое. Как раз об этом мы и говорим, это в дополнение к Вашему ответу.

Достаточно простой вопрос от телезрителя: что дарить на Рождество? Такая традиция – дарить подарки...

– Подарки разные бывают.

– Как я понимаю, телезрителя интересует, как подарок соотносить с нашим церковным праздником.

– Кто-то дарит коробки конфет. Я вот, например, собираю ангелочков, мои знакомые уже это знают и дарят ангелочков; откуда-то приезжают и привозят различные статуэтки ангелочков. Подарки могут быть совершенно разные. Самый лучший подарок – это молитва. Если человек в этот день сходил в храм и помолился за своих близких, наверное, для верующего человека это будет самый большой подарок. А так – любовь надо дарить. Любая вещь, подаренная с любовью, с радостью и принимается. А когда без любви, тогда и радости это не приносит, что ни подари.

– Спасибо за ответ. Вы говорили в начале нашей беседы, что мы торопимся жить. Я даже за собой замечаю, как быстро действительно проходит время, и, к сожалению, не всегда все успеваешь сделать. Вы уже после какого-то прожитого отрезка своей жизни, из опыта, как бы ответили на вопрос: как не торопиться жить? Например, мне 26 лет, я недавно женился и хотел бы много чего успеть в своей жизни. Как мне не торопиться, сохранить мир, спокойствие и к пенсии не потратить свою нервную систему?

– Просто с верой в Бога надо жить. Торопись не торопись – не будет Божьего благословения, ничего в жизни не будет. Это не значит, что надо сидеть и ждать, пока что-то само собой решится; нет. Конечно, надо к чему-то стремиться, что-то делать. Не надо перегружать свой день, надо реально смотреть на дела, которые мы можем сделать или не можем сделать. Может быть, надо взять неделю и проанализировать: что мы делаем, что успеваем, что не успеваем сделать из запланированного, и потом уже просто по-другому планировать свой день. Мы хотим охватить необъятное, но такого не бывает. Господь везде присутствует, а мы – люди немощные, к сожалению, несущие на себе последствия грехопадения, поэтому никуда не денешься. Мы суетимся очень много; очень много в нашей жизни забирает так называемый прогресс, который сегодня есть. Казалось бы, все делается для того, чтобы человеку было удобнее: появились машины, самолеты, поезда. И, казалось бы, люди должны были бы добираться куда-то быстрее, но мы нигде не успеваем. На машине стоим в пробке, поэтому не успеваем. А раньше на лошадочке, пешком люди везде успевали, никуда не опаздывали...

– И письма писали, которые шли очень долго.

– Да, письма писали. А мы сейчас разучились писать, открытки перестали писать. До смешного доходит: уже поздравления на сегодняшний день, которые мы посылаем друг другу часто через телефоны, даже не пишем сообщением, а посылаем картинки, которые кто-то где-то когда-то сделал. Тоже задумайтесь над этим: нужно это кому-то или не нужно? Если вы приложили усилие, набрали пальцами на клавиатуре эти буковки, уже видно, что вы что-то сделали, потрудились. А когда просто переслали что-то кем-то сделанное, то радости это особой не приносит и как поздравление не очень воспринимается.

– Да, обычно эти сообщения пролистываешь, даже не смотришь.

– Мы очень много суетимся. Мы очень много времени проводим в тех же социальных сетях. Кажется, «сейчас я на две минутки зайду, посмотрю», а эти две минутки порой вытекают в час-два, а иногда и больше, потому что, попадая туда, мы теряем счет времени, это нас начинает затягивать. Мы приходим домой уставшие; казалось бы, сейчас сядем у телевизора, посмотрим новости и больше ничего. Хорошо, если есть сила воли посмотреть новости и на этом остановиться, но это затягивает: вдруг после новостей еще что-то интересное появилось.

Мы говорим, что устаем, не находим времени на общение в семье, на молитву времени не хватает. Но хватает же времени у телевизора посидеть; по телефону с кем-то поболтать по полчаса, а порой и больше (особенно женщины подвержены этому)? На это мы время находим. Очень много суеты. Постарайтесь суету и лишнее убрать из своей жизни, и тогда времени станет больше.

Я в свое время ездил на один подмосковный приход, он находился в жуткой глуши, там только в начале 80-х годов свет провели, до этого там не было электричества. Я туда начал ездить, когда там свет уже был, но телевизора не было; точнее, он стоял, но никогда не работал, потому что антенна там не очень ловила, поэтому его никогда не включали. Зимой приезжаешь туда – темнеет рано, в шесть часов на улицу уже не выйдешь, потому что вокруг сплошная темнота, никаких фонарей нет, гулять никуда не пойдешь. В шесть часов поужинали, поговорили, все обсудили, что-то повспоминали – и хочешь не хочешь, а в девять часов, помолившись, уже ложишься спать. В первый день, когда приезжаешь после московской суеты, может быть, хочется отоспаться. Ну, полежал, отоспался. На второй день, если в девять лег, то в шесть утра уже просыпаешься, и день кажется большим: спешить некуда, суетиться нечего, храм рядышком – пошел помолился... Поэтому если бы немножко убрать из нашей жизни суету... А мы сами находим эту суету, находим себе оправдание в этой суете, поэтому спешим.

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Я уже человек немолодой, и во время святок не хочется ни гулять, ни веселиться; мне нравится заниматься рукоделием. В данный момент я вышиваю икону мученицы Дарии в подарок. Можно этим заниматься или другими поделками, которые с шитьем связаны? И в это время я часто по вечерам смотрю канал «Союз». Это можно делать в перерыве между чтением духовной литературы, чтением молитв?»

– Во-первых, еще раз поздравляю Вас с праздником. Конечно, все можно. Только когда Вы вышиваете иконочки, делайте это с молитвой. И прежде чем приступить к вышивке какого-то святого, почитайте житие этого святого; когда Вы делаете этот лик, думайте о том, какую жизнь прожил этот святой. Тогда Вы будете вкладывать в это дело не только свои физические труды, но и душу.

А вообще, если мы посмотрим на тот фольклор, который у нас есть, ведь всегда были посиделки рождественские, когда за рукоделием встречались девицы, пели песни, вышивали, пряли, еще что-то делали. Главное, делать все это нужно с молитвой и с Богом в сердце.

– Еще про телеканал «Союз» спросили, можно ли смотреть.

– Телеканал «Союз», конечно, как же не смотреть-то? Нужно.

– Сейчас действительно очень модно вышивать иконы, причем это продается в светских магазинах, вполне доступно; делают гобелены с образом Спасителя и так далее. Необходимо ли эти образа, вышитые своими руками, освящать, нести в церковь, проходить эту процедуру? Или это необязательно?

– Ведь это образ получается. Одна монахиня мне в свое время сказала на вопрос, нужно ли освящать иконы, что вообще икона освящается надписанием: пока она не подписана – это как изображение, а когда есть надписание, то она уже освящена благодатью Божией.

На самом деле сейчас пошла какая-то мода на вышивание. Вышивайте пейзажи, какие-то картины хорошие, красивые, которые можно поставить в рамочку и которые будут украшать наше сердце. Были златошвейки, были мастерицы монастырские, вышивающие плащаницы; и, конечно, у нас есть иконы вышитые, но это не было таким массовым. А в народе если вышивали, то покровцы, еще что-то – учитесь этому, будет больше пользы и радости. Потому что, к сожалению, потом не знаем, что делать с такими иконочками. Мы вышили и хотим это сразу кому-то подарить. Вы делайте для себя, для своего пользования, вставляйте в рамочку и молитесь перед этими иконочками, потому что она уже икона, никуда не денешься.

Но я бы советовал, если вы действительно хотите заниматься рукоделием, вышивать природу, нашу российскую: зимние пейзажи, летние пейзажи, с храмами, монастырями. Это будет более интересно, красиво. И подарить можно кому-то, с радостью примут ваше произведение искусства. Но это мой совет.

– Вы говорили о любви, о том, что лучший подарок – любовь. Все-таки как подарить эту любовь? Как это сделать правильно? Потому что не всех же людей можно полюбить, это невозможно...

– Вы правильно отметили: невозможно. Как-то в свое время отец Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Можно ли любить всех? Невозможно. Но мы должны, потому что мы христиане». Вот это показатель нашего христианства. «Какая радость и польза от того, что вы любите тех, кто вас любит? И грешники так же творят, и язычники так же делают»...

Конечно, очень тяжело любить всех окружающих. Любовь – это жертва. Научитесь любить хотя бы близких для начала. Ради себя мы всегда идем на какие-то жертвы, а готовы ли мы идти на жертвы ради наших близких? Господь нас любил, Он показал нам пример любви даже до крестной смерти. Можем ли мы сказать, что наши отношения с нашими близкими такие же высокие, как тот идеал, который показал нам Господь? Наверное, не всегда. Вот к этой любви надо стремиться. Опять же, это должно от сердца идти.

Научиться этому?.. Как любое дело – это дар Божий. Стремитесь, просите: «Господи, дай мне дар любви, дай дар веры». Будет вера – будет любовь. Апостол говорит: «Весь мир можно приобрести, а любви не иметь. Кто мы? Медь звенящая и кимвал звучащий». Ведро пустое.

Научить этому? Церковь учит, Евангелие учит; все написано, сказано, как это делать. Делайте, стремитесь, просите у Бога и сами совершенствуйтесь, воспитывайте себя, тогда и любовь будет. Будьте проще; где простота, там и любовь появляется. А где мудрование какое-то, там любви как раз уже меньше становится.

– На нее времени уже не хватает... Как понять волю Бога, Его промысл касательно судьбы того или иного человека, когда в трудных жизненных вопросах ты обращаешься к Богу: «Как мне быть? Что сделать?» И даже говоришь такие слова как формулу: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь»? Вроде все соблюл, как говорят святые отцы, и ждешь какого-то решения в своей жизни, но порой не всегда его получаешь. Или не понимаешь. Как правильно понять промысл Божий касательно человека?

– Я могу сказать из своего опыта. Если я к Богу обращаюсь с какими-то просьбами, не только говорю: «Не моя, но Твоя воля, Господи, да будет», но всегда добавляю: «Господи, если это полезно для моего духовного спасения, пусть это по Твоей воле как-то исполнится. Если это не идет мне на пользу, Ты найдешь пути, чтобы это все предотвратить». А владыка Питирим всегда говорил: «Целью моей жизни было распознать волю Божию и, самое главное, постараться ей не навредить». Мы иногда видим и вроде бы понимаем, что это воля Божия, но всегда ее пытаемся подкорректировать под себя, под внешний мир, который нас окружает. Потом, через какое-то время, понимаем, что это неправильно. А если предаемся воле Божией, то через какие-то, может быть, трудности, искушения, соблазны. Но потом получается, что так и должно было быть; и радость появляется, что Господь мудро это сделал, совершил. Я на своем опыте в этом убедился. Стараюсь жить так; получается, наверное, не всегда, но, по крайней мере, стараюсь. Старайтесь и вы этого придерживаться: «Господи, есть Твоя воля – пусть это исполнится. Нет воли – несмотря на мое желание, несмотря на мое старание, Ты реши так, как должно быть, а мне дай силы принять то, что Ты даешь мне».

– На самом деле иногда легко сказать. Но порой проходят годы, и тяжело терпеть какую-то непонятность и неопределенность.

– Не надо загадывать такого, что на годы растянется. Живите сегодняшним днем, решайте сегодня вопросы вашей жизни. Можно, конечно, запланировать стать председателем «Роснефти» или президентом, но что сегодня для этого надо сделать? Потому что если сегодня ничего не делать, то как станешь кем-то завтра?

Вначале попросите у Господа, чтобы Господь вам дал понять, чего вы хотите в этой жизни. Беда сегодняшнего молодого поколения заключается в том, что часто люди оканчивают школу и не знают, чего они хотят. «Хочу идти учиться», куда – неважно, лишь бы учиться. Все-таки из моего поколения (не могу сказать, что все), скажем, 90% людей знали, чего они хотят, знали, как будут выстраивать свою жизнь. Был процент людей, которые находились в процессе искания.

А сегодня единицы знают, чего они хотят, к чему стремятся, и идут по этому пути, а остальные пытаются искать чего-то. Искать чего? Работы, где ничего не надо делать и сразу очень много получать. Причем чаще всего, не имея ни образования, ни опыта работы, хотят, чтобы зарплата сразу была от шестидесяти тысяч и выше. А сейчас даже в хороших компаниях такие зарплаты не очень-то дают людям, везде нужен опыт.

Начинайте всегда с малого и благодарите Бога за это, потому что вы получаете опыт. А дальше – прилагайте усилия, старайтесь, трудитесь, совершенствуйтесь, и по мере вашего совершенства Господь вам будет давать.

– А откуда это явление появилось у современной молодежи? С чем это связано?

– Не знаю. Наверное, это все-таки внешнее влияние: телевидение влияет; те ценности, на которых сегодня воспитывают молодежь; эстрада; фильмы, которые снимают. У нас же отечественные фильмы или про бизнесменов, или про бандитов, или про правоохранительные органы. Зарубежные фильмы – то же самое: о бизнесе. Но о том, как люди занимаются бизнесом, не показывают, а показывают только как живут. Мир потребления показывается, и люди понимают, что надо потреблять.

Если в советское время снимали фильмы, то показывали рабочего, который работал на заводе, показывали его не как негативную какую-то личность, а как героя. Сегодня мы много видим фильмов, где показывают рабочих? Это же не значит, что их нет; это не значит, что они все несчастны. Когда мы говорим о Европе или Америке, видим то, что показывают по телевизору: какую-то гламурную, так скажем, жизнь. Но там же есть такие же рабочие. Нам не показывают фильмы про рабочих, которые работают в автосервисах, на заводах, на фабриках, про сельских жителей, которые землю обрабатывают; таких фильмов мало, единицы. Поэтому молодежь воспитывается не на тех ценностях, которые нужны. Потому хотим денег, хлеба и зрелищ. А для того чтобы хлеба и зрелищ получить, трудиться надо, работать. Когда поработаешь, тогда и получишь что-то, а не поработаешь – не получишь, так и будешь всю жизнь ждать чего-то.

– И не ценим то, что имеем.

– Да, не умеем благодарить Бога.

– Вопрос телезрительницы: «Поздравляю Вас с праздником и желаю всего доброго. У меня вопрос о грехе уныния. Я знаю, что уныние считается грехом по христианскому учению, но не могу из этого греха никак выйти, не получается. Может быть, Вы мне подскажете какой-то путь выхода из уныния и апатии?»

– Прежде всего при унынии ищите укрепления в вере. Уныние появляется от маловерия или от неверия. Потому что когда человек верующий, он понимает, что с Богом человеку возможно все, с Богом человек может преодолеть любые соблазны, любые искушения, любые скорби, которые ему посылаются. А когда Бога в сердце нет, когда веры в Бога нет, упования на Бога нет, тогда появляется уныние. Я считаю, здесь нужно просить укрепления в вере прежде всего. Потому что у верующего человека, конечно, могут быть какие-то печали в жизни, не значит ведь, что мы всю жизнь радуемся; конечно, мы печалимся, скорбим о чем-то, мы же люди. Но мы не допускаем в сердце уныния, понимаем, что все равно есть выход. Даже смерть – это все равно выход, это переход от жизни временной к жизни вечной.

Пытайтесь в своей жизни (как иногда кажется, совершенно безнадежной) искать какие-то положительные вещи, а они всегда будут, их всегда можно найти. Всегда можно найти что-то доброе, хорошее в том, что нас окружает. Но мы этого не хотим видеть, мы зацикливаемся на каких-то проблемах, которые нас окружают, и, к сожалению, начинаем от неимения веры внутри, неимения ощущения присутствия Божия (это не значит, что Его нет, просто мы Его не чувствуем) поддаваться этому греху уныния. А он за собой может повлечь много-много других грехов. К сожалению, порой даже непоправимых.

Поэтому просите прежде всего укрепления в вере, чтобы Господь Ваше сердце смягчил, веру укрепил, и, глядишь, потихонечку Вы выйдете из этого состояния. Походите в храм и ищите в храме радости, а не негатива какого-то. Потому что мы приходим и начинаем в храме проблемы искать: то батюшка не такой, то бабки не такие, то храм не такой. А Вы придите с чувством к Богу, с чувством, что Вы пришли в дом Божий и Бога ищете, тогда и батюшки будут нормальные и все остальное. Потому что мы приходим к Богу с нашей душой.

Старец Симеон отмечал: мы говорим, что мы такие хорошие, мы за другими только видим. А что мы? Даже, казалось бы, самые лучшие? Это же все не наше, это все от Бога дано, дар от Бога, а наши – только грехи.

Вот уныние – это наше, это грех, мы его допустили в свое сердце, потому что веры в Бога не имеем. А была бы вера, было бы упование на Бога, не было бы у нас уныния, тогда Господь дал бы нам этот дар. Значит, мы не хотим, не готовы сегодня его получить; веры нам не хватает.

– Еще есть хорошая христианская традиция – в большие праздники ходить в детские дома, дома престарелых, детские хосписы и так далее. В этот момент можно почувствовать себя нужным, если ты не нужен; если ты в унынии, – поделиться радостью...

– Иногда даже и ходить никуда не надо, надо просто по сторонам посмотреть, когда мы унываем, и увидеть, что люди живут гораздо хуже нас. У нас денег на что-то не хватает, а вы посмотрите, когда люди живут в таком же положении, но еще и инвалиды. Или когда человек к кровати прикован, или когда у человека какая-то болезнь серьезная...

Когда вера есть, Господь не оставляет. Вот сегодня мы говорили по поводу разных документов. Одна моя знакомая рассказывала: в Рязани были старицы, три сестры, у них не было паспортов, но они умудрялись летать на самолете по святым местам. Хотя билет без паспорта купить невозможно, а Господь все управлял. Вера была крепкая, поэтому все делалось; Господь управлял, помогал, и на самолет без паспорта пускали.

А у нас веры не хватает. Мы считаем, что уныния не будет, когда мы будем жить в богатстве. Поверьте мне, что богатые унывают ничуть не меньше. В 90-е годы все мы, прильнув к телевизору, смотрели бразильские сериалы: может быть, смотреть не надо было, но название всегда помнить, что и богатые тоже плачут. Можно не иметь ничего, но иметь радость общения с Богом. А можно иметь все и впадать в уныние, отчаяние, скорби и быть вечно недовольным своей жизнью.

– Вопрос телезрительницы: «Я много лет ходила в храм и даже не знала, что нужно было перед Причастием читать каноны, я просто исповедовалась и причащалась. Скажите, получается, что Господь, как говорится, не отпустил никакие мои грехи, так?»

– Нет, не так. Вы ходили и принимали благодать Божию на тот момент настолько, насколько были готовы ее принять. Сегодня Господь Вам открыл больше, сегодня Вы знаете больше. Знайте: кому дано много, с того и спрашивается много. Вот Вы доросли до того, что нужно читать правила, и это уже счастье.

– Телезрительница: «Это мне батюшка, слава Богу, сказал. Он спросил: ты подготовлена? Я ответила, что, как всегда, натощак пришла. Он спросил, читала ли я каноны. Я ответила, что не читала. И он мне об этом рассказал. С тех пор я знаю, что надо читать каноны для подготовки».

– Вот видите, сейчас Вы готовитесь. А если бы сразу... Ведь, знаете, иногда человек на каком-то порыве души приходит, ничего не знает, ничего не умеет, попал к строгому батюшке, который сразу сказал: «Да ты что, с ума сошла! Куда тебе причащаться?! Тебе надо неделю поститься, на хлебе и воде сидеть, а потом еще правила вычитывать, да не просто молитвы ко Святому Причащению, а еще и три канона и акафист добавь туда». А человек в первый раз пришел, он понятия не имеет, что такое канон и акафист. А когда увидит, то говорит: «Да зачем мне все эти труды?» Развернулся и ушел.

А Вас Господь вел своим путем, Вы потихонечку причащались, а в нужный момент Вам Господь послал батюшку, который Вам объяснил, как это надо делать более правильно. Когда Вы уже были готовы, когда Вы понимали, что Вашей душе необходимы и молитва большая, и делание. Поэтому благодарите Бога за то, что Господь Вас привел к этому осознанию и что Господь Вам послал такого батюшку, который Вам разъяснил, как  надо правильно делать.

– А если человек знает, что нужно читать, но не читает по лености, так скажем?

– По лености – это уже грех. Мы приходим к Чаше, и читают молитвы: да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Христовых Таин. Надо бы задуматься, что оно может быть и в суд, и в осуждение.

– А как это: в осуждение?

– Не на пользу. Не совсем готовые мы пришли, причем осознанно.

– Но благодать же все равно...

– И с кощунством можно благодать получать, это не значит, что она нам на пользу пойдет. Поэтому здесь надо быть очень осторожным. Разные ситуации в жизни бывают, по-разному может сложиться, иногда бывает, что и правило не всегда успеваешь вычитать, а к совершению Божественной литургии приходится приступать. Но это исключение. Надо созреть для всего, надо осознать прежде всего, к какому таинству вы приступаете. У нас, к сожалению, иногда бывают особо рьяные духовники, которые говорят:

– Давай иди причащаться.

– Я не готовилась.

– Все равно иди причащаться.

– Да я кофе попила.

– Не важно, я сказал тебе: иди причащаться.

Это неправильно. Человек теряет ощущение святыни. Ведь когда мы готовимся к Причастию, то, во-первых, начинаем осознавать, к чему мы приступаем, с чем соединяемся: Самого Христа принимаем внутрь себя. А так, получается, как дети маленькие, которые, когда их подводят к Чаше, говорят: «Сейчас тебе батюшка сладенького даст»...

– Это неправильно так говорить.

– Неправильно; я всегда пресекаю такие разговоры родителей. Это не конфетка, это не сладенькое, это Тело и Кровь Христовы, мы Господа принимаем внутрь себя. Может быть, ребенок и не понимает еще этого на сегодняшний день, но у него откладывается, что он Бога принимает внутрь себя. А так –  «сладенькое» и останется; поэтому и не готовимся, поэтому так и поступаем.

– А как правильно детей более старших готовить к Причастию, как с ними об этом говорить?  Например, до семи лет меня родители не трогали, я причащался спокойно. После семи лет мне уже начинали вводить какие-то маленькие правила. Может, есть какое-то особое указание Церкви, какое-то правило?

– Во-первых, ребенка надо воспитывать еще в утробе своей. Родители должны сами исповедоваться, причащаться регулярно. Когда ребенок рождается, его крестят и с младенчества начинают носить к Причащению. Какое ему правило надо? Никакого. Когда он чуть-чуть подрастает и что-то более-менее осознает, во-первых, надо прививать любовь к храму и умение вести там себя правильно: ребенок должен понимать, что в храме нельзя хулиганить, должна быть определенная строгость, но строгость должна проявляться с любовью.

Когда дома молитесь, может быть, не надо заставлять ребенка вставать на полную молитву, но он должен видеть, что вы, родители, молитесь, и где-то с вами на молитву вставать. Но это все должно через любовь даваться. А если мы это даем через злость, через раздражительность, заставляя, насилуя ребенка, и сами этого не делаем, а его заставляем, то ребенок это чувствует, он все в себя впитывает.

Очень часто бывает, что дети, которые ходят в храм с детства, с младенческого возраста (я на своем опыте замечал это), не ждут, когда им настанет семь лет, чтобы пойти к исповеди. У них в какой-то момент, лет в пять, есть потребность прийти к батюшке покаяться, подойти под разрешительную молитву. Потому что им интересно: они смотрят, как папа с мамой исповедуются, их батюшка накрывает. А почему он их накрывает? Он подошел, с батюшкой побеседовал, батюшка ему вопросы задал... Ребенку это интересно, он начинает участвовать в жизни Церкви.

Потихонечку дома учите ребенка каким-то маленьким, простеньким молитвам, например «Богородице Дево, радуйся». Во-первых, это умилительно, когда ребенок это читает, знает; во-вторых, у него это откладывается, он этим начинает жить. Тогда, конечно, в свое время это даст определенные плоды.

Да, может быть, в какой-то период своей жизни, когда мы проходим сложный возраст отроческого, юношеского становления, внутри нас появляется протест, мы пытаемся доказать свою взрослость, начинаем протестовать – здесь не надо насиловать волю ребенка. Делайте сами, с любовью молитесь за ребенка, чтобы он видел, что вы его любите, что вы в храм ходите не по понуждению, а по любви. Тогда это время пройдет, а посеянное семечко даст свои плоды в нужное время.

А если вы сами в храм идете через силу, не с радостью, а как на каторгу, утром в воскресенье просыпаетесь с мыслью, что опять в храм надо идти, не ждете этого момента, чтобы в храм побежать, то, конечно, ребенок это чувствует. И, конечно, у него то же самое появляется. А вы начинаете его будить: «Давай вставай, как же ты в храм не пойдешь?!» Ну, маленького можно заставить пойти, а в какой-то момент (после семи лет, особенно в 10, 11, 12 лет) он уже начинает все понимать – получается протест. И, к сожалению, потом вообще это все может плохо закончиться. С любовью все надо делать. Когда есть любовь, тогда есть все. Когда нет любви – очень тяжело. Просите у Бога дара любви, потому что это та основа, на которой строится вся наша с вами христианская жизнь.

– Отец Алексий, мы еще раз благодарим Вас за то, что Вы нашли время в эти трудные, но вместе с тем праздничные дни, потому что очень много служб, много различных встреч, праздники, елки... С праздником Вас, отец Алексий! Очень приятно, что Вы были с нами.

– Спасибо, Сергей! Спасибо, дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляю с праздником и желаю вам помощи Божией! Не спешите жить, еще раз хочу напомнить, особенно в эти радостные дни. Потому что праздник Рождества Христова – это радостный праздник, это праздник надежды для нас, что Христос родившийся дает нам возможность восстановить утраченное некогда единство с Богом. Поэтому живите этим, радуйтесь и не спешите жить.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать