Беседы с батюшкой. Преподавание «Основ православной культуры»

8 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает иерей Константин Морозов, клирик храма св. пророка Илии на Пороховых.

Тема нашей сегодняшней программы звучит так: «Основы православной культуры как основа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи». Вот совсем недавно в школе появился предмет с таким названием, скажите, для чего он нужен?

– Три года тому назад в школах был внедрен проект, когда среди семи различных модулей родителям можно было выбрать спецкурс «Основы православной культуры», по которому будет заниматься ребенок. Среди предложенных модулей есть «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», к которым относятся основы православной, буддийской, мусульманской или иудейской культуры. Этот предмет входит в обязательную программу для изучения в 4-м классе, а с 5-го по 11-й класс данное направление духовно-нравственного воспитания является дополнительным и реализуется в виде всевозможных факультативов.

В этом отношении хочется сказать, что такая интересная ситуация сложилась потому, что у нас появились родители, которые не были знакомы с религиозной культурой в своих семьях. Раньше наши бабушки и дедушки, а тем более их родители, которые, может быть, в храм и не ходили, тем не менее хотя бы в зачаточном состоянии знали, что такое храм, когда нужно приходить на заупокойные службы по своим родным, для чего нужна Пасха, почему отмечается Рождество и в чем смысл этих праздников. Сегодня мы видим, что родители 90-х годов (а сейчас в школу идут именно их дети) в большей степени не имеют никакого представления о Церкви, храме и не знакомы с духовной культурой.

Данный модуль позволяет не только ребенку, но и его родителям узнать больше о православии, о той вере, в которую они были когда-то крещены. Конечно, это происходит в том случае, если родители занимаются со своими детьми, разговаривают с ними и интересуются, что они изучали в школе. Хотя этот модуль, как, впрочем, и все направление в целом, носит не религиозный, а культурологический характер. Он знакомит ребенка с той православной культурой, которая сформировала Россию, позволила стать нашей стране такой мощной сверхдержавой, сплотившей вокруг себя многие народы. На уроках православной культуры мы узнаем, как все происходило, кто принял решение о крещении Руси и почему это произошло.

– А как дети это воспринимают?

– Дети с удовольствием занимаются на таких занятиях, потому что ребенок порой открыт к разговорам о Боге даже больше, чем взрослый. Он желает понять, для чего он существует на земле. Главная задача образования – дать человеку осмысление того мира, в котором он живет. Он должен осознать самого себя в этом мире. Ко мне часто на исповедь приходят молодые ребята, закончившие вуз и получившие хорошее образование, но они говорят, что не знают, чем хотят заниматься, не понимают, для чего они нужны в этом мире, как приложить себя и что может дать им опору помимо образования и того социального положения, которое занимает их семья. Эти люди не знают, в чем заключается смысл жизни.

А ответить на этот вопрос можно только с религиозной точки зрения: смысл жизни человека заключается в том, чтобы он служил Богу, посвятил Ему свою жизнь. Любой другой ответ на этот вопрос – к примеру, жить ради детей, науки, искусства и так далее – всегда будет не удовлетворять человека. И даже если сейчас человек будет удовлетворен ответом, то в конце концов он потерпит фиаско. Почему? Ведь если ты, к примеру, живешь ради детей, то должен понимать, что дети когда-нибудь вырастут, заведут свои семьи и уйдут от тебя, у них появятся свои дети, ты уже будешь играть в их жизни не первую и даже не вторую роль. Человек теряется и говорит: «Я всю жизнь отдал детям, а они живут своей жизнью. Для чего мне тогда жить?»

Или возьмем, к примеру, науку и искусство. Понятно, что им тоже люди порой посвящают свою жизнь, но как однажды сказал один из известных ученых на выпускном акте студентам: «Не думайте, что даже если вы выпустите какую-нибудь книгу, то она изменит мир. Более того, мы знаем, как это происходит: из списка литературы вы попадаете в сноски, из сносок ученый попадает в ссылки, а оттуда – в пыльный каталог публичной библиотеки, чтоб к нему прибавили титул «забытый» или «незаслуженно забытый ученый». То есть, безусловно, в науке остаются только первопроходцы, и то мало кто знает, например, что Вольт и Ампер – это не только слова, означающие единицы измерения, а еще и личности ученых, которых тоже волновали какие-то проблемы, они тоже испытывали и радости, и огорчения и пытались ответить на вопрос, зачем они живут. Мы мало знаем об этих ученых именно как о людях. Следовательно, наука не может дать до конца ясного ответа на вопрос о смысле бытия человека. Она может сказать, для чего или как это происходит, но осмыслить свое бытие полностью может только религиозный человек.

Таким образом, модуль «Основы православной культуры» позволяет поговорить с ребенком в самом начале его становления как личности об очень важных вопросах, связанных с верой, с Богом, с жизнью и смертью.

– А в чем заключается истинное служение? Как простому человеку понять, что свою жизнь нужно отдать на служение Богу? Не значит ли это, что он должен уйти в монастырь или идти служить в храм? Как нужно светскому человеку служить Богу?

– Думаю, что любой религиозный человек – и монах, и обычный светский человек – ставит в своей жизни единственную цель: стать святым. Если мы не будем ставить перед собой такой цели, то наша христианская жизнь станет ненужной. Христианская жизнь осуществляется в полноте и является подлинной только тогда, когда человек ставит перед собой задачу стать святым. Здесь, конечно, можно сделать удивленное лицо и сказать, что мы никакие не святые и лишь стремимся к этому, но если перед нами не будет ставиться основная задача, то любая духовная жизнь будет сведена к нулю. Не случайно Церковь нам постоянно говорит: «Святая – святым!», то есть Святые Кровь и Тело Христовы подаются святым, сообществу, собранному во имя Христа.

Как-то один из подростков мне сказал: «Батюшка, я не могу быть христианином, потому что я абсолютно к этому не готов. Вы говорите о кротости, смирении, терпении и любви, а я амбициозный человек и хочу занимать в этой жизни хороший пост, быть достойным человеком и получать от жизни все». На это я ему ответил: «Знаешь, мы еще более амбициозны, чем ты, потому что ты хочешь занять пусть и значимое место, но это всего лишь на некоторое время, а христианин стремится стать святым. Это гораздо большая амбиция, чем твоя, но мы именно ее ставим перед собой, потому что Христос призвал нас к святости». В Священном Писании мы постоянно встречаемся с упоминанием того, что мы – царственное священство, народ святой, избранный в удел.

Именно этот момент о святости народа Божия, о Церкви как о собрании святых мы часто упускаем. Это очень распространено на Западе в протестантских номинациях, когда говорится о святости. И хотя у нас об этом меньше принято говорить, но основа любой аскетической жизни – это соединиться со Христом, стать святым. Если христианин желает единения со Христом, то он стремится к святости. Когда же он упускает это или ставит вместо этого решение каких-то других проблем – просит Господа, чтобы Он подарил ему детей, исцелил ребенка, помог больной матери или отцу и так далее, то тогда духовная жизнь не получается. Потому что любая мотивация на доброе дело, которое совершает христианин, это мотивация к святости, к тому, чтобы Царствие Божие было уже здесь через благие деяния, совершаемые и Церковью Христовой, и конкретно каждым христианином. Это основа всего. Когда я Вам так сказал о служении Богу, то я именно такое понимание вкладывал в свои слова.

Ведь мы видим, что в истории Церкви святости достигали люди, совершенно разные по возрасту, социальному положению и умственному развитию. Мы знаем, что дети сподоблялись святости: у нас есть пример святых мучениц Веры, Надежды, Любови, есть пример великомученика Пантелеимона, есть пример цесаревича Алексея. В ряду святых есть старцы и есть те, кто был совсем молод. Среди святых есть и цари, и князья, и выходцы из простого народа. Таким образом, святость – это не привилегия кого-то одного, это касается каждого человека. В этом отношении Христос всех нас призывает к святости. Это основа христианской жизни.

Безусловно, когда мы говорим с вами о церковной молодежи, то очень важен призыв Церкви молодых людей к тому, чтобы они изменили свою жизнь и направили ее именно по этой дороге. Каким образом человек будет это делать – в семейном кругу, на работе или иначе – это уже частные вопросы, которые он должен решать со своим духовником. Однако в основе его жизненного бытия должно обязательно присутствовать понятие святости. Именно поэтому мы разбираем на уроках с детьми то, что связано со святыми. И я даю, и другие учителя часто дают своим ученикам такое задание: подготовить сообщение о том святом, имя которого ты носишь.

Это очень важный момент, потому что зачастую дети из светских семей знают, что их зовут Маша, Петя, Ваня, но о том, какой святой стоит за этим именем, они даже не задумываются. Когда дети готовят сообщение о святом, а потом выходят и рассказывают о нем перед всем классом, то они начинают себя по-другому ощущать и, воспринимая жизнь своего святого, стараются равняться на него. Так, потихоньку в жизни каждого учащегося начинает прокладываться та дорога к святости, о которой я уже говорил в начале передачи. Это один из моментов, связанный с преподаванием в школе «Основ православной культуры».

– Юная телезрительница спрашивает: «В школе на одном из уроков православной культуры меня заинтересовал такой вопрос: нужно ли любить себя, если Господь говорил, что ненавидеть себя нельзя, потому что человек – это образ Божий. Так ли это?»

– Правильно, думаю, будет так: надо ли любить себя, так как мы являемся образом Божиим? Конечно, с одной стороны, когда мы говорим о том, что человек должен себя любить, то в нас всплывает чувство такого эгоцентризма: мы же не должны быть такими. К сожалению, у нас в православном мышлении распространено такое мнение: любить себя – плохо. Мне вспоминается в связи с этим случай, который однажды рассказал митрополит Антоний Сурожский. К нему пришла молодая девушка и сказала: «Знаете, владыка, я, наверное, буду гореть в аду». Он спросил ее: «Почему?» Она ответила: «Я так себе нравлюсь! Я постоянно сижу перед зеркалом и любуюсь собой! Это же грех, владыка!» Митрополит Антоний посмотрел на нее и сказал: «Вы действительно очень миловидны, поэтому всякий раз, вставая перед зеркалом, благодарите Бога за то, что Он Вас такой создал! Тогда Вы свою красоту принесете Богу». Тем самым владыка подчеркнул, что все в своей жизни мы должны воспринимать как дар Божий, ведь Бог действительно дает нам очень многое. Не случайно Господь в Евангелии сравнивает Себя с виноградарем, ухаживающим за виноградником. Все мы – виноград, о котором заботится Господь. Как виноградарь Он дает Своей лозе удобрение, поливает ее, ухаживает за ней. Зачем Он это делает? Для того, чтобы собрать урожай, получить плод сторицей.

Поэтому каждый христианин должен ощущать себя так: Господь дал мне столько благ – красоту, силу, разум, верных друзей, любящую супругу, детей – как же я не принесу Ему плода сторицей? Ведь если плод достойный не приносится, то виноградную лозу посекают и бросают в огонь, иначе говоря, она уничтожается. Господь наш как добрый Виноградарь дает нам разные блага, а значит и мы должны принести Ему плод своей веры, трудов, любви, преобразив свою жизнь. Это должно быть основанием для того, чтобы начать относиться к себе с той же любовью, с какой Христос относится к нам. Такая любовь преобразуется через любовь Христа и потому не является грехом. Греховной она становится тогда, когда появляется эгоцентризм. Помните, как в хорошем советском мультфильме, снятом по новеллам К. Льюиса, «Чертенок 13», один из учителей говорит о том, кого должен любить черт? И отвечает: «Себя!» Так что мы не должны относиться к себе как к центру Вселенной. Мы должны ощущать в себе любовь Божию, быть благодарными и, понимая, что Господь любит нас, должны проявлять к себе внимание, сосредоточенность, приносить плод Ему сторицей.

Если, конечно, говорить дальше о курсе «Основы православной культуры», то нужно сказать, что в данном модуле строится не только разговор между учителем и учеником, но и с родителями. Ведь когда ребенок выходит из школы, то он должен рассказать дома о том, что узнал нового в школе. Это важно тем более, когда речь идет о православии, а дома об этом ничего не говорят. Ребенок будет счастлив поделиться с родителями своим открытием. Ведь до этого любая дисциплина воспринимается им как нечто естественное. К примеру, в математике вначале ребятишки изучили сложение и вычитание, потом стали учить умножение и вычитание. Вроде бы комбинации с числами мы производим разные, но что-то схожее есть в действиях с ними.

В «Основах православной культуры» лежит совершенно новое знание для ребенка. Оно завораживает, интересует его в отличие от других модулей, к примеру от светской этики, которую многие родители иногда путают с этикетом. Им кажется порой, что на этих уроках их ребенка научат тому, в какой руке нужно держать вилку и ложку и как надо правильно себя вести в обществе. Нет, не этому будут учить. Этика – это наука об отношениях между людьми, о том, что хорошо и плохо. Это одно из самых сложных направлений в философии, и ребенку 4-го класса будет очень сложно понять все термины и философские представления о добре и зле, о том, как соотносятся между собой эти понятия в межрелигиозном восприятии. Кроме того, в таком случае часто происходит своеобразное замещение предмета светской этики классными часами, на которых учитель разговаривает с детьми о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Возьмем, допустим, модуль «Основы мировых религий». Он порой завораживает многих родителей, которые говорят, что теперь их ребенок будет знать обо всех религиях. Однако не будем забывать, что этот спецкурс идет для изучения в 4-м классе и в учебнике весь материал дается в сравнении. К примеру, если стали дети изучать священные книги, то они берут для изучения сразу же Тору, Библию, Коран. А поскольку ребенок в этом возрасте не имеет больших знаний по истории и географии, то ему сложно понять, в каком географическом регионе, в какую эпоху возникла та или иная религия и какие у нее есть особенности. Именно по этой причине часто в сознании у ребенка возникает такой вот «винегрет» из тех религиозных знаний, которые он получил, а отсюда возникают свои трудности для учителя, ученика и родителей.

Курс «Основы православной культуры» концентрирует знания для ребенка. Он, с одной стороны, знакомит детей с христианской культурой, которая является духовной основой нашей страны. А с другой, этот модуль позволяет ребенку лучше понимать и русскую литературу, и нашу историю, тем более что эти предметы он продолжит изучать в школе и дальше. Кроме того, произведения как русской, так и зарубежной литературы основаны на христианских сюжетах, и без этого глубокого понимания они прочитываются лишь поверхностно. Конечно же, можно посвятить отдельную передачу тому, как преподается в нашей стране литература. Очень многое оставалось без внимания при изучении художественных произведений в школе в советское время.

Конечно, можно говорить о том, что образование в советской школе было лучшим, но это относительно, и я бы с этим поспорил. Если физику, математику, химию, астрономию действительно хорошо преподавали, то гуманитарный цикл был хорош именно потому, что велись факультативы в Домах творчества, Дворцах молодежи, дополнительные занятия в школах, которые проводили учителя. Это давало возможность преподавателям освободиться от идеологической машины, которая заставляла учителей быть именно в этой парадигме по литературе и истории. Однако из-за традиционных уроков у детей отбивалась охота к чтению: ведь если взять, к примеру, советские учебники по литературе и почитать их, то это скука неимоверная.

– Скажите, для того чтобы ребенок у Вас начал изучать «Основы православной культуры», требуется добровольное согласие родителей?

– Конечно же. И не только у меня. В обычных школах занятия по этому предмету ведет светский учитель. Просто я педагог по образованию и потому имею право вести данный модуль в школе. Но в любом случае в основе лежит добровольное желание родителей. Именно это должно являться главным, первоочередным в знакомстве человека с религией. Об этом говорили и отец Александр Мень, и владыка Антоний Сурожский. Да, у ребенка, воспитывающегося в церковной среде, могут не вставать, к примеру, вопросы: нужно ли поститься, надо ли вечером молиться, но личная встреча человека с Богом должна произойти сама по себе. Если исходить из этого, то становятся понятными апостольские слова: «Никто не может назвать Иисуса Христа Господом иначе как только Духом Святым». Мы можем видеть это с вами в нашей жизни. Вот сидят, к примеру, два человека, в офисе, дома или еще где-то, один из них может сказать: «Иисус Христос – мой Господь», а другой этого произнести не может. И если мы берем именно такой аспект, то у ребенка должна быть личная встреча с Богом.

Хотя я еще раз хочу подчеркнуть, что «Основы православной культуры» носят прежде всего культурологический, а не религиозный характер. Если родители хотят, чтобы их ребенок был ближе к православной вере, то они его отдают в воскресную школу – и это является правильным. А для тех, кто желает познакомить детей с тем, в какую веру они крещены, этот модуль хорошо подходит, закладывает основу для будущего, и, может быть, дети, заинтересовавшись, продолжат свое знакомство с православием дальше.

– Телезрительница из Краснодарского края задает вопрос: «Моя внучка ходит в школу, где с 1-го класса детям преподают “Основы православной культуры”. Но дело в том, что учитель не является воцерковленным человеком. Нас беспокоит то, что детишек не прибавилось больше на воскресных и праздничных службах в храме. Скажите, правильно ли, что невоцерковленный человек преподает такой предмет?»

– Прежде всего найти везде воцерковленных людей довольно тяжело. Не надо обольщаться на этот счет: нас всего около 5% от всего населения. Это примерно столько же, сколько жителей на Кипре, где все население является православным. Так что, повторюсь, найти воцерковленных людей у нас довольно трудно. Кроме того, данный предмет не ставит перед собой задачу, чтобы всех детей привести в храм или чтобы их родители стали туда ходить. Цель этого курса заключается в том, чтобы познакомить детей с православной культурой, с картинами на христианскую тему, с иконописью, дать им представление о Священном Писании, что оно собой представляет, на какие книги делится, что такое Ветхий и Новый Заветы.

Но данный модуль, повторюсь, не ставит перед собой задачи, чтобы все сразу же пошли в храм, да и нельзя ее ставить. Цель курса – познакомить с православием. А когда мы это сделаем, то впоследствии все зависит от доброй воли человека: пойдет он дальше или нет. Мы всегда говорим, что в педагогике идет работа на отдаленный результат. Нам неизвестно, как отзовется наше слово. Может быть, его вспомнят не сейчас, а через десять-двадцать лет это семя прорастет. Как говорил преподобный Серафим Саровский своему ученику: «Хочешь получить урожай – сей и на земле, и на камне, и на песке, глядишь, может быть, что-нибудь и прорастет».

Конечно, те верующие люди, которые отдают своих детей на уроки «Основы православной культуры», хотели бы, чтобы с ними занимался верующий, воцерковленный педагог. С другой стороны, возможно, благодаря тому, что Ваша внучка сидит рядом с ребенком не из церковной семьи, который узнает о вере только на уроках этого учителя, он узнает для себя что-то новое. Это будет такое доброе делание.

Другое дело, когда мы говорим об учителях, что у нас действительно не хватает хороших кадров для того, чтобы преподавать данный модуль даже в таких крупных городах, как Санкт-Петербург или Москва. Мы можем сказать, что у самих учителей есть огромное желание узнать что-то глубокое о православии. Конечно, им не хватает знаний, что и как преподавать. Хотя, безусловно, Москва и Петербург находятся в более выигрышной позиции, чем провинция. У нас есть методики, которые разрабатываются учителями и могут быстрее внедряться, чем в глубинке. В Академии постдипломного педагогического образования и в Институте имени Герцена есть кафедры, которые разрабатывают методические пособия, учебники, тетради для учителей и учеников. На базе этих кафедр проходят курсы повышения квалификации учителей.

Безусловно, роль священников во взаимодействии со светскими образовательными учреждениями очень велика. Мы не случайно в декабре прошлого года делали выезд директоров школ по храмам Выборгского благочиния Санкт-Петербурга для того, чтобы они смогли познакомиться с настоятелями храмов, и учителя школ благодаря этому стали плотнее взаимодействовать со священниками. Важно, чтобы они помогали преподавателям, направляли их, говорили им, на что нужно обратить внимание, на чем сделать акцент, чтобы более глубоко раскрыть ту или иную тему. Понятно, что в этом отношении работа должна вестись постоянно.

В июне у нас прошли курсы повышения квалификации для учителей школ нашего района, на которых преподавали священники и опытные методисты города. Они говорили о том, на что необходимо обратить внимание в преподавании данного модуля.

Все делается постепенно; как говорится, Москва не сразу строилась. Не нужно забывать, что мы совсем недавно вышли из советского прошлого, где о таких вещах даже не могли подумать. Безусловно, какие-то ошибки, недочеты и недоработки будут встречаться в нашей работе, но идти по этому пути нужно. Мы сейчас живем в совершенно ином мире, нежели тот, который был в 90-х или начале 2000-х, и потому перед нами предстают такие задачи, которые мы должны решать по-другому.

– Скажите, а много ли родителей соглашаются на то, чтобы их дети изучали «Основы православной культуры»?

– В процентном соотношении это примерно 30%-35% от общего числа учащихся. Остальные распространяются на другие спецкурсы – «Светскую этику» и «Мировые религии». Конечно, я всегда утешаю себя тем, что малая закваска сквашивает затем все тесто. Да, сейчас немного желающих изучать «Основы православной культуры», однако вспомните, что было в 90-е годы, когда мы крестили огромное число людей. Если бы их крестили тогда вдумчиво, с оглашением, через знакомство с православием, то результат сегодня был бы иной. Хотя можно сказать, что тогда было такое время, когда мы не знали, надолго ли это и не запретят ли нам завтра снова крестить.

До сих пор в некоторых храмах крестят без огласительных бесед. Конечно, это уже ответственность тех священнослужителей, которые так поступают. Священники начинают возмущаться, что у нас мало настоящих православных, но это задача пастыря: если бы все проходили через крещальное оглашение, то уже на этом этапе мы могли бы вернуть в храм тех людей, которые сегодня приносят к нам крестить своих детей. Нужны не две-три встречи, а полноценный цикл оглашения, и ответственность за него лежит на верующих людях, пастырях, всей Церкви – станем ли мы продолжать эту порочную практику крещения без оглашения или же будем стремиться приводить людей к вере. И Феодоровский собор, и Владимирский храм в Санкт-Петербурге по полгода ведут огласительные беседы, а лишь затем уже крестят. Несмотря на это, народу полно в храме, потому что люди осмысленно сюда идут, понимая, для чего крестятся, что им это дает, и осознавая, что они действительно хотят жить в Церкви. Зачем нам нужны те люди, которые не хотят жить церковной жизнью?

– А почему люди не хотят этого? Почему они отказываются познакомиться с православной культурой?

– Здесь есть несколько причин. С одной стороны, вера всегда связана с осмыслением жизни, а многие не хотят ее менять, не желая воспринимать веру как истину. Это еще пока для них закрыто. Катехизация как раз и позволяет священнику, катехизатору поговорить с человеком о том, какие проблемы встают у него на пути его веры. Кроме того, не будем забывать, что мы еще находимся в самом начале. Очень важно, что Москва, Вологда, Новгород тоже занимаются этими вопросами. Люди приходят к нам в храм и говорят: «Мы едем в эти регионы, и нам нужна справка о том, что мы прослушали катехизаторские курсы, поговорили с батюшкой, исповедовались и причастились». Это уже шаг к тому, что человек пришел в Церковь и является сознательным крестным. А ведь часто бывает так: вы не знаете ни Символа веры, ни в храм не ходите, так какой же вы тогда крестный? Я знаю, что такая порочная практика, к сожалению, есть во многих приходах.

– Скажите, а Ваши светские педагоги рассказывают детям о Символе веры и других вещах на своих уроках?

– Есть тема о вере, есть уроки, посвященные тому, во что верят православные христиане. Это одна из тем учебника, в которой разбирается полностью Символ веры, где каждый его пункт разъясняется подробно.

Есть также важная тема молитвы. Здесь говорится о том, почему мы молимся и как нужно молиться, хотя это должно стать внутренней потребностью как для ребенка, так и для взрослого человека. Ведь мы понимаем, что в любом воспитательном процессе первое, что мы воспитываем, это чувство воли, потому что любое проявление человека связано с тем, как проявляется воля: либо она есть, либо ее нет. В принципе, что такое грех? Это повреждение воли человека, или, иначе говоря, соглашение воли человека на зло. Так что любой воспитательный процесс – это формирование чувства воли человека, ее выражения. Но это может происходить только с внутренней стороны человека, потому что мы все равно нарушаем запреты. Есть такая расхожая пословица: «Правила созданы для того, чтобы их нарушать». Любой запрет всегда влечет к его нарушению. К примеру, если бабушка говорит своему внуку: «Не ешь конфеты у меня в буфете!», то ребенок все равно пойдет и возьмет конфету. Почему? Потому что есть запрет. Когда же человек не нарушает закон? Когда он внутренне к этому мотивирован.

У митрополита Антония Сурожского есть очень хорошая беседа с ребенком. Владыка писал: «Когда ко мне приходит ребенок на исповедь и начинает перечислять свои грехи, то я его останавливаю и спрашиваю:

– Скажи, это тебе папа и мама подсказали, чтобы ты мне это исповедовал?

– Да.

– А ты читал Евангелие? Слышал что-нибудь в Церкви?

– Да.

– Скажи, тебе Христос нравится? Ты хотел бы быть Его другом?

– Конечно, хочу!

– А знаешь, что значит быть Его другом?

– Нужно любить Его, хорошо к Нему относиться...

– Надо быть верным Ему! Это значит, что если все в классе ополчатся на Него, то ты будешь готов встать и сказать: “Знаете, если хотите бить Его, то бейте и меня!”»

Это внутренняя мотивация: отношение со Христом как с лучшим из своих друзей. И если Его что-то обижает или сердит, я не буду этого делать, потому что я люблю своего Друга. Это не запрет, а выстраивание своих отношений с Богом. Именно на это должна быть направлена духовная жизнь, чтобы человек из внешнего переходил во внутреннее.

Это мы можем наблюдать на примере постов, которые являются тренировкой чувства воли. В данном отношении мы можем сказать, что пост всегда нарушается, если человек ставит перед собой запрет. И здесь мы можем сказать, что взрослый тогда не нарушает пост, когда у него к этому есть внутренняя мотивация. Итак, в таких вопросах воспитания нужно обязательно учитывать этот важный аспект.

В заключение мне бы хотелось сказать, чтобы родители серьезно подходили к тому, какой модуль нужно выбрать для изучения своему ребенку.

 

Ведущий Андрей Морозов
Записала Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать