Беседы с батюшкой. Рождество Христово

7 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.

– Батюшка, с праздником Рождества Христова! Мы рады приветствовать Вас в нашей студии в этот святой вечер!

Конечно, тема сегодняшней передачи посвящена светлому празднику Рождества Христова, но сначала мы вернемся в сочельник. В сочельник перед Рождеством в евангельском чтении читают родословную Иисуса Христа. Чему может нас научить этот текст?

– Этот текст содержит в себе огромное количество духовных тайн. Давайте вспомним, как начинается родословие (Мф. 1, 1–25):

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава…

Не бойтесь, я не буду читать до самого конца. Проблема заключается в том, что когда люди читают родословие, они стараются побыстрее это проскочить и перейти к повествовательным линиям. И допускают очень серьезную ошибку. В каждом библейском родословии содержатся величайшие духовные тайны. Вот по этому родословию обозначим некоторые вопросы.

Первый вопрос: почему Христос назван Сыном Давидовым? Второй вопрос: почему после того, как Он им назван (а все знают, что Давид произошел от Авраама), Он назван еще и Сыном Авраамовым? Немножко непонятно. Следующий вопрос – почему в родословии помещаются имена четырех женщин, которые допустили сексуальную нечистоту или были близки к этому состоянию? Зачем Матфей разделил родословие на три части (от Авраама до Давида 14 родов, от Давида до Вавилона 14 родов, от Вавилона до Христа 14 родов)? Почему сказано от Вавилона до Христа 14 родов? Считаем – находим только тринадцать имен, кто четырнадцатый? И какое значение для Матфея имело число 14? Это только часть вопросов. На самом деле их значительно больше.

– Действительно, их очень много.

– Давайте по первому вопросу. Сказано: родословие Иисуса Христа, Сына Давидова. Сразу возникает вопрос, а какой сын Давидов имеется в виду? Ведь у Давида было несколько сыновей. Но самый значимый сын царя Давида – это Соломон («шломо» – мирный). А какое деяние в царствование Соломона было самое значимое? Построение храма. Первый храм, посвященный имени Бога, был построен как раз при Соломоне. Христос является в этот мир как новый Соломон. Он как Сын Давида созидает не видимый храм, а храм веры. Шестнадцатая глава от Матфея: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.

Далее Христос называется Сыном Авраамовым. А у Авраама тоже было немало сыновей. У него был сын от Агари, сын от Сарры, целая группа детей от Хетурры, на которой он женился после смерти Сарры. Какой же сын тут имеется в виду прежде всего? Имеется в виду Исаак. Это сын обетования. В Исааке наречется тебе семя, сказано. А какой момент в жизни Исаака самый значимый? Это жертвоприношение Исаака, когда Бог через ангела остановил это жертвоприношение и сказал, что Он усмотрит для Себя агнца. И Господь усмотрел агнца, это Его Сын возлюбленный, наш Господь Иисус Христос. И когда Иоанн Креститель впервые увидел Христа на Иордане, он вспомнил это обстоятельство и сказал: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира. То есть Тот, Кого Бог усмотрел еще с тех времен.

Теперь вопрос: почему даются имена четырех женщин, которые допустили сексуальную нечистоту или были близки к этому состоянию? Надо сказать, в целом в библейских родословиях не принято упоминать женщин. Это встречается в Ветхом Завете, но очень редко. Давайте вспомним, имена каких женщин мы здесь находим: Фамарь, Рахав, Руфь и бывшая за Урией (даже имя не называется) – Вирсавия. На самом деле надо очень хорошо знать Библию, прежде всего Ветхий Завет, чтобы найти такие сложные имена. Здесь нет имени праведной Сарры, Рахили, Лии. Зачем Матфей помещает имена женщин, которые оказались в очень сложной нравственной ситуации? Фамарь – грех кровосмешения с тестем, праматерь Иисуса Христа по прямой. Рахав – блудница из Иерихона, тоже праматерь Господа Иисуса Христа по прямой. Руфь моавитянка; в Книге Второзакония сказано: моавитянин в десятом поколении не войдет в народ Божий. Прабабка царя Давида. Бывшая за Урией Вирсавия – прелюбодеяние при живом муже. Зачем Матфей специально помещает такие имена?

Дело в том, что в еврейском понимании того времени женщина – это источник жизни. Когда Адам давал имя своей жене, он ее назвал Ева, по-еврейски Хава (от слова «хайя» – жизнь). То есть женщина – это животворящая. И Матфей, помещая здесь такие сложные имена-судьбы, показывает, что тот жизненный поток, из которого по человечеству выходит Христос и в который по Божеству Он входит, был замутнен этими сложными судьбами. А какое значение это имеет для нас? Огромное. Ведь о Христе сказано, что Он всегда и вовеки Тот же. Это значит, Господь не смутится и нашей замутненностью. Он войдет и в нашу жизнь, несмотря на те нравственные, моральные сложности, даже религиозные, которые были в нашей жизни. И Сам Христос потом будет говорить о Себе, что Он пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных. А в Послании к Римлянам прямо сказано, что Христос умер за нечестивых. И добавляется: едва ли кто умрет за праведника. А зачем умирать за праведника? Христос пришел в этот мир взять на Себя грехи мира.

Следующий вопрос: зачем Матфей разделил родословную на три части? По четырнадцать родов от Авраама до Давида, от Давида до Вавилона, от Вавилона до Христа. Это было сделано с одной целью – чтобы мы раз и навсегда поняли, что никакие политические и националистические спекуляции не решают главной проблемы, – проблемы нашего спасения. Златоуст эту мысль сформулировал очень лаконично: с переменой правления люди лучше не становятся. Грешили и при патриархах от Авраама до Давида, при царях от Давида до Вавилона, грешили и в период политического плюрализма от Вавилона до Христа (двукратия, трикратия, или, как сейчас сказали бы, период политического плюрализма). То есть подлинные проблемы нашего спасения не связаны с переменами в том общественно-социальном ландшафте, который нас окружает. Они решаются во Христе и со Христом, ибо мы кто-то и что-то во Христе и никто и ничто без Христа.

Сказано, что от Вавилона до Христа четырнадцать родов, а имен находим только тринадцать. Кто же четырнадцатый? Святые отцы говорят: четырнадцатый – Сам Христос. Ведь Он по человечеству выходит из Своего родословия, а по Божеству входит. Ну конечно, халкидонские определения – неслиянно, нераздельно, неизменно. То есть не было слиянного соединения, всегда иконографическое соотношение между образом и первообразом. Но это имеет очень большое значение для нас. Святитель Григорий Нисский сказал: после боговоплощения Он стал нашим со-телесником. То есть Он настолько соединился с нами, что стал частью собственного родословия.

Есть и масса других вопросов, связанных с этим родословием. Почему имена трех царей опущены? Последний вопрос – что значит число 14? Дело в том, что в еврейском языке, в славянском и греческом буквы – они же цифры. Каждая буква имеет свое числовое значение. Так вот, число 14 – это числовое значение (гематрия) имени царя Давида. И Матфей специально подчеркивает это число, потому что, по преданию, он писал это Евангелие для лиц еврейской национальности, чтобы подчеркнуть, что Христос истинно Сын и потомок Давида. В одном случае от Давида до Вавилона он убирает имена трех царей, чтобы четырнадцать сохранилось, в другом случае говорит «четырнадцать», имея в виду, что Сам Христос является четырнадцатым. Это только немногие тайны, связанные с этим родословием. Поэтому я рекомендую верующим не пробегать взглядом такие тексты, а попытаться вдуматься, вчитаться в каждое имя.

– К каким святым отцам можно обратиться, чтобы больше понять этот текст?

– Я бы рекомендовал для новоначальных, конечно, блаженного Феофилакта. Блаженный Феофилакт делал компиляции из древних отцов; там, где отцы могли очень подробно освещать какие-то темы, он брал суть и вставлял свой комментарий.

– Действительно ли было необходимо Сыну Божию соделаться Человеком, какая была в этом необходимость?

– Божество могло бы спасти людей и без боговоплощения. Бог ничем не ограничен. Но боговоплощение имеет огромное значение для людей. Собственно говоря, Христос не смог бы быть нашим Учителем, если бы Он не воплотился, не стал Человеком. Как пишет апостол Павел, Он подобен нам во всем кроме греха. Поэтому для людей это имеет огромное значение. Потом, давайте вспомним, что причина грехопадения гнездится в ослушании Адама, человека. Поэтому справедливость Божия предполагала, что через человека грех должен  уйти из этой жизни. Иначе бы дьявол сказал так: я победил человека, но проиграл Богу. Почему дьявол подходил ко Христу и искушал Его? Отцы говорят: трепеща Бога, он подходил к человеку. И Человек Иисус Христос, Который одержал победу над властью дьявола, одержал ее за каждого из нас – именно как Человек. Сказано у апостола Павла: един Ходатай, един Посредник между Богом и человеками – Человек Христос Иисус. Поэтому боговоплощение имело смысл педагогический, чтобы преподать нам пример подлинной человеческой жизни. Как апостол Петр пишет, Он оставил для нас пример, дабы мы шли по стопам Его, по стезям Его. С другой стороны, это возможность осуществить принцип справедливости. Если грех входит через ослушание Адама, то через Христа как Второго Адама (так Он называется у апостола Павла) грех должен покинуть этот мир.

– Дева Мария называется Матерью Божией, но по Божеству у Христа один Отец Небесный, а Христос Его единородный Сын. Как разрешается этот вопрос?

– Мы исповедуем, что в Иисусе Христе Божественное и человеческое – в единой ипостаси. Поэтому когда мы рассуждаем о том, Кто же рождается в Вифлееме, прежде всего речь идет о том, что в истинном человечестве Христа нет разобщения с истинным Божеством Христа. Халкидонское определение: неразлучно, нераздельно, неизменно, хотя и неслиянно. Поэтому когда мы говорим о Деве Марии как о Богородице, имеется в виду, что Божественное и человеческое во Христе – в единой ипостаси. И через Христа мы тоже становимся причастниками Божеского естества, о чем пишет апостол Петр. Но если Сын Божий – Причастник Божеского естества по природе, то мы – по благодати.

– Еще через таинства Церкви.

– Через таинства Церкви прежде всего. Владимир Лосский писал на эту тему так: если бы каждый, кто причащается Тела и Крови, по природе становился бы причастником Божеского естества, то наш Бог был бы не трехипостасным, а тысячеипостасным. Но мы становимся причастниками Божеского естества не по природе, а по благодати. То есть во Христе и со Христом мы усыновляемся Богу Отцу и становимся чадами Божьими, которые в молитве Господней, обращаясь к Богу, так и говорят: Отче наш, сущий на небесах! Поэтому чудо боговоплощения, рождества Христова – это чудо соединения неба и земли, человека с Богом, ибо Он сходит на землю, чтобы нас вознести на небеса, как учат древние отцы, становится Человеком, чтобы нас соделать богоподобными по благодати. И днесь небо и земля ликуют, ибо встреча с Богом рода человеческого, которая осуществляется в чреве Девы Марии, – это и есть та встреча в богочеловечестве Христа, которая становится залогом возможности спасения для каждого человека, обретающего оное спасение во Христе и со Христом.

– О Христе сказано, что Слово стало плотью. По отношению к слову Божию в Библии как это соотносить?

– Да, это очень интересная тема. Сказано: в начале было слово (Евангелие от Иоанна). И в то же время мы знаем из первой главы Книги Бытия, что мир творится словом Божиим. И сказал Бог... Как древние считали, мир сотворен десятью речениями: да будет свет – и стал свет; и так далее. Имеется в виду, что Христос есть не только сущностное Слово Божие, истинный Сын Божий (все, что имеет Сын, имеет и Отец, а все, что имеет Отец, имеет и Сын в Духе Святом), а Он также является исполнением всех Писаний. В Нем воплотилась истина каждой строки Священного Писания, ибо и закон, и пророки, и Писания говорили о Нем – о Христе.

Давайте обратим внимание на то, что человек по определению не может исполнить закон Божий. Павел так и пишет: закон ослаблен человеческой плотью, человеческим несовершенством. Но Христос является Тем Человеком, Который реально исполнил весь закон. Причем не только нравственный и моральный. Он исполнил и закон обрядовый. Он есть Тот, Кто приносит жертву, Кто является этой Жертвой, Тот, Кто принимает эту жертву. Приносяй, и Приносимый, и Приемляй, как мы читаем во время совершения литургии. Он на Себе исполнил и уголовный закон, когда понес наказание за все наши грехи и преступления. То есть жертвенный закон, нравственный закон, уголовный – все это коснулось Христа в полном объеме. В Нем все чаяния, которые выражены в Писаниях, были исполнены, осуществились.

Поэтому и сказано, что Он рождается тогда, когда наступает полнота времен, когда род человеческий дошел до некоего предела. И после этого человек уже не мог самостоятельно вернуться к Богу, ничего не мог прибавить сам к делу нашего спасения. Человеческие жертвы оказались несовершенными, когда люди приносили в жертву агнцев, тельцов, баранов, быков тучных… Все это уже не работало. И тогда совершается спасение во Христе и со Христом, когда исполняется полнота времен и Он рождается в этот мир нас ради и нашего ради спасения. Собственно, все, что происходило в жизни Христа, происходило нас ради и нашего ради спасения. Он рождается и умирает на кресте ради нашего спасения. Он даже крестится в Иордане, исполнив всякую правду, явив нам пример особо уважительного отношения к каждому таинству.

Обратите внимание на параллель: Ева творится из ребра Адама. В этом смысле Адам символизирует собою Христа, а Ева – Церковь. А как рождается Церковь? Когда воин ударил копьем под ребро Спасителя, это и было рождение Церкви, ибо из ребра истекает вода и кровь, то есть это указание на те таинства, через которые мы становимся членами Церкви. Вода – святое крещение – вводит нас в Церковь, а Причастие – это слава церковной и духовной жизни, совершенствование во Христе. И Он действует именно как Второй Адам, Он творит на кресте Своими страданиями Церковь, невесту. Как из Адама была создана Ева, так Христос есть начало всего народа Божия. Он со-телесник в общечеловеческом смысле, но и в сугубо духовном: Церковь есть Его Тело, а Он есть Глава этого Тела. Кстати, Глава – в смысле голова. Голова существует в теле, а тело не существует без головы. Таким образом, подчеркивалась органическая связь народа Божия со Христом Спасителем.

– Вопрос телезрительницы из Орехово-Зуева: «На рождественских службах часто звучат колядки, а ведь это народный фольклор. Насколько это уместно?»

Скорее, не на рождественских службах, а как концерт по запричастным.

– Да, это не на службах, а после служб.

– Я так понимаю, что именно на службе это невозможно.

– На службе тропарь, кондак исполняем. Пользуясь случаем, я поздравляю жителей Орехово-Зуева с праздником Рождества. Я сам орехово-зуевский,  родился в этом городе, люблю его. Храм Рождества Божией Матери – это мой храм, куда я с детства ходил. Колядки – это народная традиция славословия Рождества Христова. Она связана с тем, что люди, выходя из храма, продолжали торжествовать о Рожденном в Вифлееме. Конечно, они не могли в каждом случае исполнять тропарь, кондак. Им хотелось не останавливаться в этом восторге рождественских дней. И они прославляли Бога в народных песнопениях – очень живых, красивых, музыкально подвижных. Это традиция не только Малороссии или Белоруссии, это традиция и великороссов. Одни и те же колядки мы знаем в разных изводах. Например, украинский извод колядки, русский извод этой же колядки, белорусский извод ее же. И везде что-то добавляется, по-своему интерпретируется. Это праздник, который как бы выходит за церковный порог. Он приходит в дома, в семьи, наполняет улицы. И колядовать ходили в основном молодые люди, они ходили от дома к дому, носили изображения Вифлеемской звезды. В славянской традиции это восьмиконечная звезда, которая как бы являлась символом также Девы Марии. В каждом доме ждали, когда придут колядовать. Этим детям, молодым людям давали какие-то сладости, угощения.

На самом деле Рождество – это такой радостный праздник, что мы все немного становимся детьми в эти дни. Кстати, блаженный Августин, отвечая на вопрос, почему Бог воплощается в виде Младенца, объясняет: это происходит потому, что мы очень взрослы в своей греховности. Мы слишком выросли в своей греховности. И вот чтобы разрушить взрослость нашей греховности, которая превратилась в какую-то коросту, Бог становится Младенцем. «Предвечный Бог, Отроча младо». Чтобы перед тайной такого Божественного умаления наша взрослость во грехе дала бы трещину и мы ощутили бы себя детьми. Поэтому колядки поют за столом, поют их не только дети, молодежь, но и люди в возрасте. Это народный обычай радоваться и торжествовать об этом событии не только в храме, где исполняются в основном богослужебные тексты, но и вне стен храма.

– В основном колядки пришли к нам с Украины, а в русской традиции, как говорят мои друзья из Архангельской, Новгородской областей, поют духовные концерты. Тропарь и кондак, например «Слава в вышних Богу»; концерт Бортнянского ходят и поют.

– На самом деле народное стихословие – это очень древняя традиция. Теперь установить границы, откуда это пришло и куда ушло, достаточно сложно. Например, я посещаю архангельские земли, и там есть поморские колядки, праздничные стихословия. Они вообще не известны ни в Центральной России, ни на Украине, ни в Белоруссии.

– Очень интересно!

– Свое самобытное творчество было у русских православных людей и в Сибири, за Уралом. В Ивановской губернии вы можете найти такие праздничные стихословия, которые только там и исполняют. То есть народное творчество не знает границ, как те же, предположим, народные пословицы, частушки. Они, конечно, перенимают одну тему от другой, но в целом всегда присутствует свой колорит, своя самобытность. И конечно, это общеславянское обаяние. Конечно, как поют колядки на Украине, так нигде не поют.

– В Москве поют их тоже, и это нас объединяет.

– Да, нас объединяет, что мы можем петь здесь по-украински, а они могут петь наши стихословия по-русски. То есть торжество о Рожденном в Вифлееме не знает границ.

Вопрос телезрителя: «Мне интересно, какова дальнейшая судьба волхвов, которые принесли дары Младенцу. В Священном Писании написано, что они пошли иным путем, нежели ожидал Ирод».

– Что мы знаем из Писания о волхвах? Мы знаем, что они два года шли из своей земли в Иерусалим. Откуда мы это знаем? Ирод выведал от них время появления звезды, и потом на основании этого времени он дал повеление избить всех младенцев от двух лет и младше. Почему от двух лет? Они увидели звезду за два года до того момента, как пришли в Иерусалим. Но Ирод не знал, то ли Христос родился два года назад, когда они увидели звезду, то ли Он родился к моменту их пришествия в Иерусалим. Поэтому он и дает такой приказ – избить всех младенцев от двух лет и младше. На самом деле это была не звезда. Под видом звезды, как объясняют отцы, в частности блаженный Феофилакт, по небу двигался ангел. И Феофилакт резонно замечает: звезды по небу так не ходят – эта то останавливается, то приближается, то удаляется. Это было чудесное явление.

Но почему ангел явился в виде звезды? Потому что в тех землях, где были волхвы, очень было развито гадание по звездам. Ангел приобретает вид звезды, чтобы в более понятной форме людям явить тайну о рождаемом Христе. К тем же иудеям он является в виде ангела, Захария видит его как ангела, Дева Мария видит его как ангела. Почему? Потому что иудеи знали, что Бог является в виде ангела или ангел является прямым посланником от Бога.

Волхвы скорее всего были посвящены в великие тайны. Во-первых, мы видим, какие дары они приносят: золото, ладан и смирну. Золото – как Царю царей, ладан – как Господу, смирну – как Человеку, Которому предстояло умереть, ибо из смирны делался состав для бальзамирования мертвого тела. Таким образом, они не просто следовали за звездой. Им было некое откровение, что рождается Царь царей, Господь господствующих, Которому предстоит умереть. Есть предание, что эти цари потом стали провозвестниками проповеди Евангелия среди восточных народов. В восточных странах они даже претерпели гонения от язычников, но их служение распространилось с Востока аж до Запада. Но здесь в разных древних традициях предания немножко разнятся. Для нас важно то, что мы находим прежде всего на страницах Священного Писания. Это достоверное Откровение Бога о Самом Себе, Его слово.

– Если мы говорим о предании, где его можно найти и познакомиться с ним подробнее?

– Во-первых, у нас есть двенадцать томов житий святых Дмитрия Ростовского, точнее – он выступает там в качестве редактора. Он редактировал тексты, которые собрал. Это и золотая легенда Иакова Ворагинского, который в свое время, в ХIII веке, собирал еще более древние предания, и те жития святых, которые были известны на Руси в древности из Четий-Миней Макария, и те, которые к нам привозили греки, которые посещали наши земли. Дмитрий Ростовский выступил редактором. Но россыпь преданий мы обнаруживаем в «Летописце» Дмитрия Ростовского, где их значительно больше, чем в самих житиях святых. И если кто интересуется преданиями, связанными с Ветхим Заветом, читайте Ефрема Сирина. Он буквально переполняет все свои комментарии на ветхозаветные тексты  интересными преданиями, которые брал в основном из еврейской традиции и древнехристианской традиции понимания того или иного события.

– Вы прекрасно ориентируетесь в Священном Писании. У Вас есть какой-то секрет? Какая у Вас практика чтения Священного Писания, чтобы в нем так хорошо ориентироваться и понимать его?

– Мне повезло: когда мне было 12 лет, у меня появилась большая елизаветинская Библия на церковнославянском языке. Я думаю, если бы моя Библия была на русском языке, может быть, я и не стал бы священником. А когда у двенадцатилетнего мальчишки Библия на церковнославянском языке, это заставляет думать, вчитываться в текст.

– Непонятный текст…

– Немножко непонятный, сложный, но на самом деле это мне как раз помогло с большим вниманием вчитываться в этот текст. Помню, будучи подростком, я для бабушки читал и, как понимал, переводил на русский. Вот такое погружение в текст дает человеку значительно больше, нежели когда он читает на понятном ему русском языке: как бы смысл лежит на поверхности, но на самом деле он значительно глубже. А ведь суть Предания в чем  заключается (кстати, с праздником Рождества очень многие предания связаны)? Священное Предание необходимо для того, чтобы правильно понимать Писание.

Апостол Петр пишет: … и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Вот этот текст очень важный. Здесь прямо говорится, что не каждый человек готов напрямую читать Библию. Невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают Писания. Поэтому возникает вопрос: когда человек читает Писание на понятном языке, что является критерием понимания Писания? Личный опыт? Личный опыт каждого из нас недостаточен. Этот критерий обозначен. Первое послание к Коринфянам (11-я глава, 2-й стих): Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Второе послание к Фессалоникийцам (2-я глава, 15-й стих): держите предания, которым вы научены или словом, или посланием. Второе послание к Фессалоникийцам (3-я глава, 6-й стих): Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас. Поэтому православный человек руководствуется Священным Писанием в понимании святых отцов. Это понимание отцов и традиции до нас как раз и доносит Священное Предание Церкви.

– Вопрос телезрительницы: «Учитывая, что многие Поместные Церкви намного раньше, чем мы, отмечают этот праздник – 25 декабря, уместно ли вернуть празднование и для Русской Православной Церкви на эту дату, как это было до 1917 года?»

– Большая часть православных празднует 25 декабря. Это та реальность, в которой мы живем.

– Греки, американцы...

– Я интересовался, почему греки приняли такое решение. Они обращают внимание на такую астрономическую особенность: с 25 декабря день становится все длиннее и длиннее. То есть с рождением Христа свет в этом мире все усиливается и усиливается. Но мы придерживаемся традиции, которая существует в нашей Русской Поместной Церкви, и для людей так переходить с одной даты на другую немножко небезопасно. Но мы понимаем, что большая часть Православных Церквей уже перешли на 25-е число, и мы находимся в литургическом общении с этими Церквами, у нас нет какого-то разномыслия с ними по другим вопросам. Но это вопросы для дискуссии будущих Соборов Церкви.

– Мы как раз вернемся в другую часть нашей беседы, когда Вы сказали, что Христос родился именно в нужное время для человечества. Если бы Он не родился, человечество закончило бы свое существование. Какие еще причины должны были быть?

– В Писании мы находим такой сюжет: апостолы идут за Христом и спрашивают Его, кто же может спастись. Это после того, как Христос сказал, что богатым трудно войти в Царствие Божие. А в понимании иудеев того времени богатый – это праведный, а праведный – это богатый. И когда Христос сказал, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Божие, апостолы шли и ужасались и рассуждали между собой, кто же может спастись. И спрашивают Христа. Христос говорит: человекам это невозможно;  но не Богу, ибо Богу все возможно. Действительно, последствия грехопадения были столь трагичные для рода человеческого, что человек оказался в таком состоянии, когда он не может самостоятельно возвыситься до богообщения. Поэтому пришествие Христа в этот мир – в Его рождестве – это помощь Божия, обращенная к каждому из нас.

А то, что Он действовал среди нас именно как Человек, что Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати истины, – такое приближение Бога к нам только и могло обеспечить нам вхождение в божественную жизнь. В Себе Самом Он явил пример истинной человеческой жизни, став таким образом настоящим Учителем, Который учил не только словом, но и примером Своих действий, даже Своим молчанием. В некоторых случаях Он научает нас не отвечать на какие-то каверзные вопросы, как в синедрионе Он молчал, когда Его спрашивали, обвиняли в чем-то. Каждое его действие, каждое слово, каждый сюжет, описанный в Евангелиях, связанный с Христом, – это великие уроки для нас. Поэтому наше спасение не мыслится вне Христа.

Полнота времени наступила тогда, когда люди достигли некоего предела. После этого уже человек не смог бы никак самостоятельно найти мир с Богом. Была пройдена некая точка невозврата. Но Христос предоставил нам возможность в Нем и с Ним пережить историю заново. И вот важная деталь. Почему очень ценно изучать Священное Писание? Этого, может быть, многие не слышали. Отцы говорят: жизнь каждого из нас очень коротка. Человек живет 50, 60, 70 лет. Кто-то родился в XVII веке, кто-то в XVI, кто-то в ХХ. Кто-то родился в XXI, кому-то исполнилось на это Рождество 18 лет. То есть человек не видит всей картины истории рода человеческого и замысла Божия относительно всех людей. А Библия начинается с чего? «Сотворил Бог небо и землю». А кончается Апокалипсисом, последними событиями в истории рода человеческого. Исследование Библии помогает человеку осознать свое положение и место в истории Божественного домостроительства спасения всего рода человеческого.

А наша жизнь очень коротка, мы не можем окинуть собственным взором памяти прошлое всего человечества. Ну что мы помним? Я вот помню шестидесятые годы, я ходил в школу, был подростком. Кто-то помнит пятидесятые, сороковые годы. Писание помогает человеку увидеть весь объем человеческой истории. Смысл человеческой истории – это Христос. Он говорит: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. И когда мы осуществляем свое странствование по этой жизни с Библией в руках, мы видим свое положение в этом мире,  распознаем намерение Божие относительно этого исторического периода. И действительно, мы с надеждой смотрим в будущее, потому что у нас есть настоящее и омытое Божьим милосердием наше греховное прошлое.

– Мы рады, что в этот святой вечер Вы были с нами, с нашей многочисленной аудиторией телеканала «Союз». Попрошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Я поздравляю всех с праздником Рождества Христова. Христос родился в этот мир нас ради и нашего ради спасения, и пусть в эти дни свет Вифлеемской звезды усилится в наших сердцах и принесет радость и веселие в наши дома, наши семьи. И пусть мы, взрослые и дети, мужчины и женщины, молодые и старики, возрадуемся в эти дни о Рожденном в Вифлееме. С праздником вас всех, дорогие братья и сестры!

– В свою очередь, мы Вас благодарим от всей команды телеканала «Союз», от всех наших телезрителей; желаем Вам крепкого здоровья, помощи Божией.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать