Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

7 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

– Сегодня мы празднуем память новомучеников и исповедников Российских. Говорят, Церковь стоит на крови мучеников. Почему настолько важен подвиг мученичества для Церкви?

– Потому что мученичество – это уподобление Господу Иисусу Христу в Его подвиге и высшее явление христианской любви и ученичества Христова. Имеется в виду не кровь как некая субстанция, а подвиг, потому что Церковь стоит на подвиге. Если нет подвижников, нет и Церкви. Поэтому, раз она стоит, это свидетельствует о том, что есть подвижники. И мученики как раз демонстрируют всему миру (и христианскому, и нехристианскому, и антихристианскому), что Церковь жива. Это вершина христианского подвига, потому что нет больше той любви, когда кто полагает свою душу за други своя, за Церковь, – это свидетельство истинности Христова ученичества.

– Когда человек готов жизнь отдать за веру.

– И отдает. Это сданный на «отлично» экзамен всей жизни.

– Но не всех же Господь призывает к мученичеству, этот подвиг не для всех?

– Господь всегда дает человеку возможность по его силе, по его вере.

XX век явил нам десятки тысяч мучеников за Христа, то есть это было особое время, особый век, особые люди, особая эпоха? Почему в предыдущие века такого не было?

– Непрестанное мученичество привело бы к тому, что Церковь быстро бы истощилась, потому что люди даже боялись бы просто слышать весть о Христе. А когда Церковь прожила какой-то период без гонений, узнала Писание, укрепилась в молитве, тогда наступил экзамен после обучения.

– То есть пришло время испытать Церковь как народ Божий на верность?

– Пришло время, совершенно верно. Поэтому Господь попускает не только всей Церкви, но и вообще всему русскому народу, да и всем народам этот урок – как опасно вопреки словам великого апостола Павла следовать всяким учениям и ими прельщаться.

– По-моему, не очень-то вразумительно это было.

– Почему? Во всяком случае, когда у нас в стране как карточный домик рушился коммунизм, не нашлось ни одного человека, который вышел бы с игрушечным пистолетиком и выстрелил хотя бы в воздух…

– Отстаивая свою веру?

– Да, свою веру в коммунизм как светлое будущее всего человечества. Все сидели тихо и ждали. Даже попытка так называемого путча шла совсем под другими лозунгами, и конечно, у его деятелей и организаторов не хватило ни воли, ни решимости: все ослабло, все выхолостилось, все было очень беспомощно, очень робко.

– Вопрос: «Что такое “синдром отличника”? Является ли это грехом? Если да, то как с ним бороться и надо ли?»

– «Надо ли» – это смотря с какой точки зрения. «Синдромом отличника» называется привычка получать пятерки. А получать пятерки – это совершенно другой навык.Например, я помню, наш гимнаст Немов выиграл олимпиаду, а золотую медаль присудили другому человеку, который у всех на глазах выступил уровнем ниже. Это «синдром отличника», потому что человек ради получения медали (это и есть «пятерка») пошел на подлость, извращение прямых фактов и так далее. То есть это не олимпийская медаль, а позор. Кто не будет вникать, а будет смотреть по пятеркам, скажет, что он олимпийский чемпион, победил Немова. А кто видел соревнования, тот скажет, что они страна, которую он представлял, – жулики. Немова мы помним до сих пор: он прекрасный атлет. А спроси в России, как звали того медалиста, никто его не знает, и я в тот же день забыл этого так называемого олимпийского чемпиона.

– Желание быть лучше всех – это и есть синдром отличника?

– Это тоже, но это чисто внешне.

– То есть не пустить никого вперед.

– Да, когда человек идет на всякие приключения, например в футболе старается снести игрока, нанести ему травму. В боксе есть удар, который называется «колокольный звон», когда бьют локтем совершенно против правил, потому что стукнуть голым локтем – это как стукнуть дубиной. И в других видах спорта всякая нечестная борьба – это синдром отличника, то есть победа во что бы то ни стало. Ничего хорошего в этом нет. Поэтому, как правило, то, что ты отличник, это еще ничего не значит, а с точки зрения христианства это вообще ничто.

– Вопрос телезрительницы из Нижнего Новгорода: «Почему Господь Бог не раскрыл избранному еврейскому народу, когда общался с ним напрямую, что Он триедин? Почему это открылось только во время крещения Иисуса Христа?»

– По той же самой причине, по которой дифференциальное и интегральное исчисление не открывается детям, которые пока изучают арифметику. Потому что люди могли скатиться в многобожие. Мусульмане,вместо того чтобы почитать наши книги, до сих пор голословно обвиняют христиан в многобожии, что совершенно несправедливо, потому что мы веруем во Единого Бога, Который нам явлен в трех ипостасях. В то время, когда народ Израилев жил среди язычников, многобожников, очень важно было усвоить первый этап. Как и для младших школьников преподают исключительно одну арифметику, которую нельзя назвать математикой, хотя ее элементы и проглядывают из теории чисел. Не дают, потому что ребенку это трудно усвоить: такие вещи свойственны абстрактному мышлению.

А уже когда пришел Христос, тем людям, которые поверили в то, что Он Мессия, было приоткрыто учение о Троице. Уже потом Церковь нашла нужные формулировки, как и мы их сейчас находим, потому что даже школьные учебники все время совершенствуются: это зависит от понимания того, что произошло в науке на сегодняшнее десятилетие.

– Вопрос: «Как-то, отвечая на вопрос, можно ли делиться Божией благодатью, Вы сказали, что при этом человек всегда теряет. Почему? Ведь когда зажигают светильник, его не накрывают сосудом, но ставят на видное место. Разве нельзя рассказать о помощи Божией тебе и твоим близким, если видишь, что человек в этом нуждается?»

– Дело вот в чем: замечено всеми подвижниками, что настоящие чувства должны оставаться втайне. Когда человек начинает громогласно вещать о своих взаимоотношениях с Богом, он остается опустошенным – это факт. Это одно из правил православной аскетики. На это Господь отвечает: «Если ты весь мир приобретешь, а душе своей повредишь, какая тебе в том польза?»Ты видишь, что твои слова человеку помогут, – это всего лишь бесовская уловка: ничего не поможет, а опустошение придет.

– И об этом свидетельствуют люди.

– Конечно.

– Многие удивляются, почему так происходит.

– Потому что важнейшее свойство христианина – смирение. Святые отцы говорили, что оно как цемент для строительства,который связует блоки или кирпичи. То есть без цемента строительство невозможно, а без кирпичей, с одним цементом,– возможно: из одного цемента можно возвести хижину. Если начинить ее железной арматурой, то она будет довольно крепкая, что и используется сейчас в строительстве и называется «железобетон». Смирение, говорили святые отцы, – это цемент домостроительства нашего спасения.

Но люди темные, неначитанные потому и считают себя шибко умными – опять же из-за отсутствия смирения. И они начинают обвинять и само Священное Писание, и тех людей, которые прочли на полторы книжки больше, – все потому, что считают себя шибко умными. В результате они теряют благодать Божию и не верят, что им это говорят не для того, чтобы их как-то унизить, а ради их же пользы. Так же как мама говорит: «Ты с этим мальчиком не играй», а ребенок играет и потом лечится от марихуаны 10 лет: не хотел маму послушаться, вот и результат.

– Вопрос телезрителя из Самарской губернии: «У меня есть друг, православный христианин, который уже 25 лет ходит в церковь. Сейчас он вышел на пенсию и решил заняться изготовлением металлических частей для оградок могил. У него возникло такое сомнение: не будет ли грехом, если он по просьбе мусульманина изготовит элемент с изображением исламской символики?»

– Нет, не будет.

– Телезритель: «То есть это не будет являться вероотступничеством с его стороны?»

– Никакого вероотступничества.

– Вопрос: «Объясните,пожалуйста, откуда появляется душа у человека».

– Об этом нигде не сказано. Если люди хотят услышать мое частное мнение, то могу сказать: я считаю, что Господь, как и в Адама, вдыхает бессмертную душу одновременно стем,как зарождается новая жизнь.

– То есть Господь творит ее в этот момент? Раньше ее нигде и никогда не было?

– То, что не было никогда, – это определенно, об этом сказано в учении Церкви. Предсуществование душ – ложное учение, осужденное Церковью. Всякая реинкарнация – это бесовская ахинея.

– Господь творит уникальную душу…

– Каждый раз. Поэтому, когда смотришь на многодетную семью, все такие разные, хотя отдельные элементы схожести, конечно, есть.

– У одного ребенка душа добрая, а у другого недобрая. У Адама с Евой: Авель был добрый, а другой оказался…

– Да, потому что они родились уже вне рая. Конечно, каждый человек по природе своей христианин, тем не менее в поднебесной витает много всякой нечисти, и она входит в душу человека через помыслы.

– Получается, один человек впустил эту нечисть, а другой – нет?

– Да. Ко мне сегодня подошел мальчик, на вид лет восьми, и говорит: «Я не хочу больше ругаться матом». Я говорю: «Ну и правильно, что же в этом хорошего? Мы все (и я, и твои родители) будем очень рады, что ты так возненавидел этот грех». Вот его душа отвергает это, не идет на поводу у детского коллектива, где все наперегонки – кто громче и похабнее – заявляют о скверности, черноте своей души.

– Его душа отвергает, а у другого мальчика не отвергает. Это значит, что Богом им даны разные души?

– Конечно, разные. Вот этот мальчик раньше ведь ругался, а теперь, в восемь лет, пришел к покаянию. Сегодня еще один мужчина приходил (на вид – чуть за сорок): от него ушла жена с детьми, потому что он пьет, дерется. Я ему сказал: «Покайся». Он приходил к жене, просил прощения, обещал исправиться, а она говорит: «Не верю». А я его научил: «Пусть она не верит. А ты скажи ей: “Давай до первой капли: как выпью, гони меня в шею”. Если так скажешь и ни капли не будешь пить, то все можно преодолеть, вернутся жена и детки». А так, когда уже и здоровье испортил пьянствоми все потерял, попробуй начни жизнь сначала! Он в таком ужасном душевном состоянии, весь в смятении…

– Пришлось Господу такое попустить.

– Это не Господь, это он сам.

– Вопрос телезрительницы: «Недавно я была в гостях, и мы почтили Ксению Петербургскую на Смоленском кладбище, где за нее подают на панихиду. Я вернулась к себе, могу ли я в своем местном храме заказать панихиду за упокой ее души?»

– Это неправильно. Русский народ чрезвычайно творческий, сам творит чудеса, и это усердие бывает не по разуму. Дело в том, что до прославления Ксении Петербургской ей служили панихиды. На самом деле не играет никакой роли, служить панихиду или молебен. Тем не менее есть определенный порядок: по тем людям, которые не прославлены Церковью как святые, служат панихиды, а по тем,которые уже прославлены, служат молебны. Надо этому порядку подчиняться, а не действовать под напором своего творчества и не идти на поводу у других людей, потому что потом это кончается богом Кузей и всякой ерундой. Есть порядок: наша праведная Ксения Петербургская прославлена – служим молебны.

– И прославление свидетельствует о том, что душа уже упокоена, зачем же тогда служить об упокоении?

– На самом деле Господь все понимает, хоть по-арабски молись. Но с точки зрения церковной дисциплины это несусветная глупость.

– Вопрос: «Я работаю рядом с человеком, который очень сильно сквернословит. Он верующий, ходит в храм каждое воскресенье. Прошу его не материться, но все как об стену горох. Какую молитву или псалом мне почитать об этом человеке?»

– Нужно взять бутылку воды, проделать в ней дырочку, и как только он выругался, достать бутылку из письменного стола и обливать его. При этом сказать: «Тебе неприятно, когда тебе льют воду в лицо, а мне неприятно, что ты материшься. Поэтому, сколько ты будешь материться, столько я буду тебя обливать».

– Драться полезет ведь…

– Если драться полезет, тогда взять что-нибудь железное: гвоздодер или фомку, в специальных магазинах продаются всякие хорошие дубинки. Сказать: «А за что драться? Я же не сделал тебе больно? Я сделал тебе неприятно. Ты же продолжаешь делать мне неприятно, вот я и избрал такую меру. Меня отец Димитрий благословил – все претензии к нему». Если он приедет, я с ним разберусь.

– Вопрос: «Лучший друг моего мужа не лентяй, лежащий на диване, а трудяга с зарплатой обычного рабочего человека. У него двое детей,он в расцвете сил (38 лет), но считает, что больше детей ему не прокормить. Что можно сказать на это, откуда такое неверие и как я могла бы его вразумить?»

– Откуда такое неверие, надо спросить у него. Существует норма питания. Можно спросить в любой школе меню, перевести это в рубли, и он прекрасно увидит, что зарплаты хватит еще на восемь человек. Уже есть научный факт, проверенный экспериментами, что люди не хотят рожать не из-за прокорма, а совершенно из других соображений: потому что не хотят трудиться. Воспитывать детей – это большой труд, который не дает ни газету читать, ни телевизор часами смотреть, ни на рыбалку ездить.Все время дети: дети плачут, дети ссорятся, детям нужно готовить,в отпуск с детьми… Все-таки какое-то количество лет придется потрудиться, пока старшие дети не подрастут. Обычно с 9-10 лет дети становятся полноценными тружениками: могут стирать в стиральной машине, развешивать выжатую одежду, гулять с маленькими детьми, качать их, помогать им одеваться, могут убирать квартиру. Я однажды пришел к многодетной маме, а квартира вся блестит. Я спрашиваю: «Это вы к моему приезду так приготовились?» Она говорит: «Это моя старшенькая, ей никто ничего не говорит, она сама убирает». Спрашиваю: «А мотивация какая?»– «Чтобы мама была довольна». Хотя мама никогда ее не ругала, и мне кажется, что она очень хорошо воспитывает детей. В 13 лет уже хозяйка в доме, можно представить, какой она будет женой.

– Вопрос: «Отец Дмитрий, на встрече с верующими в Магнитогорской епархии Вы сказали, что девушкам нужно быть осторожнее с молодыми людьми, которые выросли без отца, так как им труднее понять свою роль в семье. А как быть таким молодым людям, чтобы осознать свою роль?»

– Учиться.

– И где же такому учат? В школе?

– Надо найти книги. В школе можно научиться только мату, воровать, хамить учителям, родителям и качать права. Школьник нахамит учителю, а потом говорит: «Не имеете права». Так что школа – это вреднейшее учреждение с точки зрения нравственности. У некоторых девочек и редких мальчиков, конечно, в голове что-то оседает, но, если захотят поступить в вуз, нужны репетиторы. Очень редко бывают гениальные ребята, но их не более одного на школу. А в основном– учиться не хотят, трудиться не хотят:попробуй заставь класс вымыть, вытереть доску влажной тряпкой, сменную обувь подготовить, что-то услышать, записать задание! У них голова все время рассеянная: «Я забыл» или «Я не принес»,одно и то же.

– Крепко Вы школу любите…

– Я же педагог, я все недостатки школы знаю. Во-первых, в то время у меня была феноменальная память и я все помню: и начальную школу, и среднюю, и старшую, ничего не забыл. Сколько фальши…Кто нас будет слушать, может сказать: «А вот у нас учительница была…» И у нас была, я свою учительницу с 1-го класса Марию Дмитриевну до сих пор помню – прекраснейший человек. Помню и Семена Яковлевича Липкина, историка. А уж в 9–10-х классах была такая плеяда учителей (у нас была физико-математическая школа) – что ни учитель, то высота!Но было мало учителей с педагогическим образованием, в основном с университетским. А как по-английски говорили – просто заслушаешься! Не полюбить после этого английский язык было невозможно; хотя я был не в английском классе, но преподавали те же замечательные учителя. Так что я понимаю, что такое хорошее и что такое плохое, и очень профессионально в этом разбираюсь.

– Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Мне сложно молиться утренним и вечерним правилом, я не понимаю смысла молитв. Есть ли какое-то толкование молитв, где его можно почитать?»

– Конечно, есть, даже есть переводы молитв на русский язык. В Интернете можно найти переводы, если сами им не пользуетесь, попросите кого-нибудь. Потом все аккуратно перепишите и будете все понимать. При современном уровне техники можно и по-еврейски, и по-португальски молитвы найти, и любым шрифтом, хоть готическим.

– Все тексты есть с пояснениями.

– Сейчас, если человек захочет, можно тридцать различных китайских языков выучить: в Китае же много всяких языков, там тоже сто народов живет, не надо думать, что там одни китайцы.Если в России разных 180 разных народов, то в Китае хоть и поменьше, но очень много.

– Вопрос: «Отец Дмитрий, как Вы относитесь к курсам и тренингам личностного роста, которые способствуют развитию каких-то навыков, необходимых в предпринимательской деятельности? Не повредит ли это душе человека?»

– Не знаю, никогда не пользовался. Но если человек гипертрофированно будет тренировать в себе какое-то качество, то оно может развиться в ущерб другим. Все-таки необходимо гармоническое развитие.

– Такое личностное внушение как раз направлено на то, чтобы человек развивал в себе не смирение, а наоборот…

– Для того чтобы, работая на своего работодателя, человек был более эффективным и в итоге приносил работодателю больше денег. А до твоей души ему никакого дела нет. Как только будет какой-нибудь кризис, он тебя сократит и фамилию не вспомнит, потому что для него человек– функция и душевные искания его совсем не волнуют, а волнует только рост прибыли. Так что все тренинги направлены на это. Хотя я не против обучения персонала, потому что приходят люди, которые ничего не знают и не понимают. Хорошо бы иметь голову и вникнуть,а чему меня, собственно, учат.

– Вопрос: «Если я стану православным христианином, означает ли это, что я должен буду беспрекословно подчиняться попам?»

– Даже если ты не станешь православным христианином, этого делать нельзя. Надо голову прилагать. Если беспрекословно подчиняться, то все, можно сказать, что уже заранее погиб.

– То есть нельзя беспрекословно следовать советам священника?

– Это безумие. Советы бывают хорошие, а бывают плохие. Вслепую это делать никак нельзя. Хорошо слушать советы священника по воцерковлению на первом этапе. А в дальнейшем – это риски для жизни.

– Но раньше люди руководствовались советами старцев.

– Старец – это, во-первых, человек, умудренный опытом. Во-вторых, это человек благодатный, а значит, добрый, потому что благодать делает человека добрым. Старец всегда очень участлив к тому, кто пришел, он его воспринимает как самого родного человека. Старец ни в коем случае не дерзнет сказать что-то такое, чтобы,не дай Бог,человеку навредить. Потому это совсем другое дело. Это все равно что иметь православного и очень доброго дедушку и у него спрашивать. Разве дедушка подаст вместо хлеба камень, а вместо рыбы – змею? Конечно, нет. Священник очень многому может научить, но на первых шагах, а идти нужно самому.Это же не так, как на каторге: всех цепью связать и вести. Богу это совсем не нужно. Богу нужно свободное произволение любящего сердца человека. И священник может этому научить теоретически.

– Вопрос телезрительницы из Челябинска: «Я стараюсь каждую неделю ходить в храм, исповедуюсь, причащаюсь. Сегодня причастилась.Но постоянно уже в течение нескольких лет на меня идет нападение лукавых духов. Какие бы я молитвы ни читала, и Иисусову молитву, все равно идет нападение».

– Опишите, какое нападение.

– В ногах боль появляется, и сзади они на все тело наваливаются, ощущаю тяжесть; они в открытую надо мной смеются.

– И что такого? У меня тоже ноги болят.

– Ноги болят – это само собой. А в такие моменты я не могу идти, постель не могу убрать. Потом они отходят, я спокойно все делаю: хожу, убираю, готовлю.

– Тогда Вам надо к психиатру и пропить курс лекарств.

– У психиатра я была не один раз, мне сказали, что я здорова. Еще такая деталь: мне 85 лет, я пришла ко Господу в те годы, когда нельзя было даже иконку купить и поучиться мне было не у кого. И от непонимания я вдруг стала говорить: «Я не могу этого сделать, не могу того сделать...» Что такое со мной происходит?

– Вы поймите, Вам за 80 лет, развиваются всякие фобии. Есть специальные врачи, которые занимаются такими явлениями у пожилых людей. У меня в приходе есть такие бабушки, которые друг друга подозревают в каком-то колдовстве. Но они знают, что я всю эту ерунду не люблю, поэтому стараются жаловаться другим батюшкам. Сто лет назад по законам Российской империи на тех людей, которые обвиняют других в колдовстве, следовало надевать смирительную рубашку и отправлять в специальную больницу, потому что все это плод наваждения бесовских сил. Но вход в Вашу душу этим бесовским силам открываете Вы сами. Эти мысли – внушение дьявольских сил. Надо веровать в силу Божию и в силу благодати Божией, а не в силу еще кого-то – это во-первых. А во-вторых, я знаю, что Вы меня все равно не послушаете: старого человека учить – что перекаленное железо точить, это абсолютно бесполезно. Поэтому придется Вам пострадать и потерпеть свои немощи, если не хотите пить специальные лекарства, которые могут настроить Вас на более спокойный лад.

– Вопрос: «В 50-м псалме есть слова: “Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся”. Я сам грешник, как я могу научить еще кого-то путям Божиим?»

– Вы – да, а царь Давид имел такое дерзновение. Он был еще молодым, хотел искупить свой грех и в знак того, что хочет не только себе, но и другим пользу принести, спел для Господа такую песнь.

– То есть не каждый читающий этот псалом может дерзать кого-то чему-то учить?

– Большинство может только примером.

– Вопрос: «У меня двое детей, рожденных вне брака. Поднимаю детей сама. Слышала, что если брак между родителями не был заключен в Церкви, то на детях это как-то нехорошо сказывается. А как именно? Могу ли я что-то сделать для моих детей, чтобы они за меня не расплачивались?»

– Это неизбежно. Детки, у которых нет отца, в России всегда назывались «безотцовщина», и этот термин у нас сохранялся до 60-х годов. Отчего такую группу молодых людей именуют «безотцовщиной»? Потому что их некому наказать, некому научить, некому защитить. Мать все время на работе, ребенок предоставлен сам себе: что вырастет – то вырастет. И как тут можно спрашивать: «Говорят, отразится…»?Если я по своей ноге ударю топором, на ней это как-то отразится? У ребенка нет отца, не имеет значения, от того ли, что «нагуляла» детей, или муж ушел, или он запил и умер, или его на войне убили. Когда на войне убили, это самый лучший вариант, потому что ребенок не стыдится отца, а гордится им. Тогда можно дома сделать культ отца: повесить его портрет и все время учить именем отца: «Твой отец – герой, а ты что? Твой отец прекрасно учился, а ты как?» И отец будет участвовать в воспитании. А если ребенок не знает, кто его отец, и в свидетельстве о рождении прочерк, то это тяжелейшая травма для ребенка, как же это может не отразиться? Конечно, нельзя сказать, что раз так, то обязательно тюрьма. Всякое бывает, люди выправляются, стремятся… И мать-одиночка может чему-то хорошему пытаться учить, просто делать это в десять раз тяжелее, чем в нормальной семье.

– Вопрос: «Фраза “В семье не без урода”про меня: пьянство, наркотики, хулиганство. Меня не оставляет мысль, что я за всех отдуваюсь. Родной брат и сестра адекватные, другие родственники все нормальные. Как мне к этому относиться: как к мученичеству?»

– Относиться можно как угодно, но лучше все это бросить и стать, как выразился «автор», адекватным.

– Ведь он понимает и видит разницу между адекватным и неадекватным…

– Мне кажется, этот человек уже на пути. Это уже очень неплохо – так увидеть себя со стороны, поэтому надо идти дальше.

– Но хочется, чтобы без труда…

– …дали медаль мученичества. Ведь кто незаконно подвизается, тот не венчается. Если у человека мигрень, и он смиренно терпит – это одно, а если у человека с перепоя голова болит – это другое. Ясно, что в одном случае человек сам виноват, а в другом как награда от Бога – потерпеть.

– Вопрос: «Как общаться с молодыми людьми и девушками, если они практически все разговаривают на мате?»

– Никак.Таких нужно сторониться, бежать как от чумы.

– Вот у нас в храме, например, молодежь не матерится. Так что приходите к нам в храм, будет с кем пообщаться.

– Я тоже не слышал. И молодежь есть, хотя не так, как 25 лет назад, тогда молодежи было больше.

– Вопрос: «Ваше мнение о кадетской школе? Что эта школа может дать ребенку, полезна ли она?»

– Там есть и полезное, и вредное, поэтому здесь надо взвешивать. Если мы хотим сохранить парня от влияния улицы, школы, телевизора, то это будет хорошо. Но все «инфекции» детского коллектива там присутствуют – это плохо. Поэтому нужно просто взвесить. Если семья адекватная (мне очень понравилось выражение предыдущего автора), хотя просто употреблять слово «адекватная» неправильно, можно быть адекватным чему-то. Так вот, если ребенок адекватен христианскому идеалу, тогда лучше не надо отдавать в такую школу. А если дети растут без отца, тогда в такой школе им командир будет вместо отца.

– Тогда будет польза.

– Дело в том, что каждому нормальному человеку, если он не псих и не аутист, витамин «О» – отец и витамин «М» – мать жизненно необходимы. Все остальное – суррогаты.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать