Беседы с батюшкой. Эфир от 6 августа

7 августа 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Передача из Москвы. Эфир 6 августа

 

 - Здравствуйте, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой. В студии  Сергей  Юргин. Сегодня у нас в гостях настоятель храма  святого благоверного великого  князя Димитрия Донского в Северном Бутово,  священник Андрей Алексеев. Здравствуйте, батюшка,  благословите наших телезрителей.

 - Здравствуйте,  Сережа, Бог благословит всех нас на добрые дела. Помоги нам Господи в наших трудах!

 - Отец Андрей, вы так давно не были в нашей студии, у вас наверняка уже  произошло  очень много событий в вашей жизни. Вы построили храм, расскажите, как это происходило.

 - Знаете, Сережа,  я признаюсь честно  всем вам, со мной по сей день происходят продолжающиеся,  просто поразительные чудеса. Я ощущаю настолько эту Божественную заботу и  руку в своей жизни и впереди-большой храм. Храм, который  вмещает  почти  четыреста  человек.

- Ну, тоже не маленький.

 - Будем считать, что это маленький храм пока. Хотя  вместе с тем, конечно, с ним связано много событий -  удивительных, интересных, поражающих тем, что все  это не вписывается в рамки человеческого понимания.  Да, впереди огромный собор, который мы будем строить, для нас - огромный, большой -  надеемся на полторы тысячи  человек. Где-то есть большие соборы, но, что связано с именем князя Димитрия Донского  - это не только страница прошлой истории. Когда сейчас вживую ощущаешь поддержку и помощь святого князя в деле храмостроительства, то ощущаешь это сегодня наверно как-то по-особенному. Потому  что эта рука, которая умела многое, она  и сегодня дает нам в этом мире почувствовать и ощутить заботу Божию в первую очередь, а с другой стороны, действительно предстательство  того святого, который нам покровительствует. И для нас это и радость, и честь, и милость. Поэтому, если пытаться описать мое состояние, то это – воодушевление, вдохновение и благодарность Богу. Мне духовник сказал – ты знаешь, не всякому Господь оказывает такую честь - возводить свой дом. И воистину это так. Я ощущаю себя только инструментом, но совершающееся очень сильно впечатляет.  Это то, что действительно не от мира сего. Хотя мы можем это увидеть, посмотреть понаблюдать, но в то же время это нечто  большее.

 - Батюшка, ваш храм назван в честь великого князя Димитрия Донского. Почему именно этого небесного покровителя вы выбрали?

 - Вы знаете, наверно, здесь ряд факторов. Если мы будем рассуждать  с точки зрения  принадлежности территориальной, то он  действительно проходил в этих местах и собирал там свою дружину. Интересное событие, это действительно было так. Но если посмотреть глубже, то есть  моменты, которые и в моем сердце с детства найдут  то далекое эхо, которое сегодня воплощается в том, что я наблюдаю и вижу. Да, исторически это место имеет отношение к святому князю. И название: Бульвар Димитрия Донского, метро Димитрия Донского и улицы, которые носят названия событий – Куликовская, Ратная, и другие. Но в тоже время вы знаете, наверное, сегодня этот символ и пример, воплощающий в себе удивительные составляющие. Здесь и политик, и семьянин, здесь и воин, здесь и правитель, здесь и аскет. Здесь вместе с тем  сочетание мудрости и рассудительности.  то самое, которое, наверно для каждого из нас в современном мире – возможность посмотреть, кого мы можем предложить  для молодых людей примером для подражания. Это правда, потому что понятие того, кому ты подражаешь, оно сегодня настолько становится таким для большинства незрелым, потому что примером для подражания является  нередко Бэтмен, или Спайдермен или какой–то очередной  спасатель этого мира  в кинопродукции, предлагаемой  с экранов. Но это - реально живший человек, более того – который и сегодня пример для многих молодых людей. И для нас действительно, это радость.  Поэтому это  -  не случайное стечение обстоятельств, более того, мы ходатайствовали перед Святейшим Патриархом,  чтобы этот храм назывался именно во имя этого святого-храм святого Димитрия Донского, святого благоверного великого князя.

 - Насколько многочисленна ваша община сейчас?

 - Вы знаете, я бы сказал так.  Я не могу посчитать по пальцам, но наверно, на сегодняшний день это более уже 600 человек, если  так  брать, или около тысячи где-то, примерно так. Я не могу  посчитать,  потому что сейчас уже храм не вмещает всех желающих, потому что пока летнее время - разъезжаются люди,  а в большие праздники мы уже распахивали двери и служили по две литургии – на Пасху и на Рождество, и сейчас готовимся в дни больших праздников  так же служить по две литургии.  Но что интересно -  за все эти годы  служения я понимаю и вижу, что люди, которые сейчас приходят сюда в этот храм - имеют возможность здесь ощутить себя в том месте, в котором они могут проявить себя.

В тех талантах, которые Господь им даровал. У нас в храме люди сами и строят,  и убирают и готовят, и ставят свечи, и помогают друг другу воспитывать  детей. Это все естественно сложилось за годы того служения в деле воспитания молодежи, которым я занимаюсь по благословению священноначалия. Есть люди, которые ожидали этого события, и когда все это произошло, были к тому определенные основания. Мы не ставим перед собою цель и задачи кем-то быть в этом отношении. Но была ситуация, когда  уже было  ожидаемо это назначение и дальше, как Господь управит. Управилось  так, и я наблюдаю -  приходит ко мне человек и говорит: «Батюшка,  знаете  вы когда–то поучаствовали в нашей жизни, окажите нам честь – можем мы  взять на себя это в храме?» Приходит другая семья: «мы очень хотели, а можно мы  это сделаем? А можно мы за это будем отвечать? А можно я буду приезжать и делать  это, хотя бы иногда? А можно, я здесь окажу помощь в этом и в этом?»

И вы знаете, видишь насколько жива в русском народе эта готовность быть с Богом. Это благодарность ему и ты -  только инструмент  в этом  отношении,  ты только координируешь эти действия, но ты видишь, насколько жива в людях  эта готовность потрудиться в деле храмостроительства. Это очень интересно, у нас в храме резной иконостас деревянный, красивый. У нас  удивительная церковная утварь, нам Господь послал мощи Оптинских старцев  и святого Иоанна Предтечи, мощи святителя Николая и апостола Андрея Первозванного, мощи равноапостольной Ольги и великомученицы Екатерины, священномученика Дионисия Апогита  и  преподобного Саввы Священного. Я поражаюсь этой милости Божией, и Бога благодарю за эту честь, за эту радость.

 - Батюшка, давайте прервемся. У нас есть звонок. Челябинск на связи. Здравствуйте,  задавайте ваш вопрос. Слушаем вас, говорите.

- Здравствуйте!  Я читаю Акафист Богородице и там есть такие слова: «Ею же разрешися  преступление», мне непонятны значения этих слов. Если можно, разъясните, пожалуйста. Спасибо, батюшка.

 - Да, конечно. Речь идет о падении наших прародителей. И когда совершила  преступление Ева - жена, женщина, и род человеческий  лишился возможности на том этапе своей истории быть в раю, по милости Божией Господь приходит в этот мир через Деву, через ту, которая помогает преодолеть  это препятствие и рождает в мир божественного Сына-Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, разрешая  этим самым то, что было связано, развязывая этот узел и через своего Сына то чудо, которое на  всех нас изливается, связанное с открытыми вратами небесного царства, куда может зайти каждый человек. Вообще я скажу, что конечно, важно вам найти толкование на Акафист. Он существует, он есть. поищите, и это очень интересно почитать, чтобы понимать значение тех слов, которые вы прочитываете, обращаясь к  Матери Божией.

  - Батюшка, вы сказали, что ваш храм насчитывает около  тысячи  прихожан, несмотря на то, что у  вас храм новый и  еще община  созидается. Но   церковные оппоненты часто  говорят о том, что  новые храмы не нужны, строительство храмов не нужно вести, потому что и так храмов хватает,  и людям есть где молиться. То есть, получается , что они не правы?

 - Вы знаете, я не могу согласиться с этими людьми. Они имеют право на свою позицию. Но есть то очевидное  для меня, что наглядно. Я не случайно назвал эту цифру – примерно  так, потому что занимаясь вопросами молодежного служения, а сейчас у нас летний период,  у нас впереди ряд больших мероприятий, которые будут  проводиться в течение года, и я вхожу в комиссию по церковному просвещению  в  деятельности воскресных школ при епархиальном совете города Москвы, и недавно назначен ее председателем по благословению Святейшего Патриарха и есть та молодежь, которая приходит в храм периодически, не всегда находясь в этом храме при каждом богослужении.

Но у нас впереди седьмой чемпионат воскресных школ по  футболу города Москвы, у нас впереди  традиционные турниры  международные – кубок Святого князя  Димитрия Донского, где участвуют Россия, Украина, Сербия  и ряд других интересных приезжающих команд, которые  из разных регионов привозят с собою то, что поддерживает и нашу дружбу, и возможность в этом современном мире те формы взаимодействия с молодежью осуществлять, которые дают возможность постучать в сердца юных.  У нас впереди фестиваль  воскресных школ  нашего округа в детском Музыкальном Академическом театре имении Наталии Сац, и в этом же театре у нас будет уже четвертый фестиваль творчества  духовных школ города Москвы.

Поэтому храм наполняется людьми, которые, приходя в  него, несут  то, чем  они готовы поделиться  с окружающими. И если  собрать всех тех, которые сейчас  в этой обойме есть,  я не считал специально, но это примерно так.  Действительно, это то, что созидалось не за два месяца,  не за полгода, не за эти девять месяцев, когда  мы служим - мы строили храм два месяца и служим девять месяцев - это созидалось в течение тех лет, когда проводились эти мероприятия и приходили люди, с которыми сейчас Господь мне дает взаимодействовать. Поэтому  не могу согласиться, потому что тот, кто так говорит, он просто, вы знаете, по-простому, не в курсе, он немножко отпал от реальности и не понимает, что это такое.

Потому, вы знаете, я поражаюсь  чему – наверно, лет пять назад мне посчастливилось принять участие в  создании одного фильма. Фильма о жизни прихода, где несколько священников. Кто-то в тюрьму едет, кто-то идет в детский приют, кто то опекает детский сад, у кого-то воскресные школы, у кого-то общеобразовательные школы, кто-то пишет и взаимодействует с  людьми мира искусства, кото-то с людьми мира спорта. Вы знаете, мы созидали этот  фильм, и когда мы его показали, полчаса - и мы под сильнейшим впечатлением, сколько совершает Господь  через одного священника. А если приход активной жизни – сколько совершается через этих пастырей, которые  в разные мести идут и оттуда, из этих мест, приходят люди и наполняют его! У нас очень много молодых  семей.  У нас очень много детей, очень много. И сейчас мы строим воскресную школу. Я благодарю всех тех помощников, которые нам оказывают содействие.    буквально за несколько часов до  нашей передачи мне сообщили, что мы продолжим (и это  для нас большая радость)  наши беседы просветительские в «Меридиане»,  воскресные беседы, которые   я регулярно провожу  по воскресеньям с октября месяца. Ближайшая  – 6 октября   в 15 часов. Это в Москве на Калужской, и приходят много разных людей. Часть людей оттуда. Кто-то даже не знает, что мы храм построили, потому что прошло время, и мы с кем-то не встречались, не виделись, кто-то уезжал. Для нас это  действительно радость. Я просто ею делюсь.

 - Спасибо. У нас снова есть звонок.  Тула на связи. Здравствуйте, задавайте ваш вопрос. Мы вас слушаем.

- Здравствуйте. Это из Тулы, меня зовут Нина. У меня  какой вопрос. Я уже более 10 лет хожу в храм и в последнее время у меня появилось  ощущение, что идет какое-то топтание на месте, то есть нет какого-то  движения вперед. Я это связываю с тем, что в храме у нас  молодой батюшка, ему 35 лет и исповедь стала какой- то более обыденной. И  у меня такой вопрос – есть смысл  или нужно ли даже иногда съездить куда-то в монастырь к более опытным священникам, может быть, даже к старцу. Или  же это от лукавого нашептывание и  это все идет от гордыни и тщеславия. Спасибо батюшка, разъясните,  пожалуйста.

 - Спасибо вам за ваш вопрос, он очень интересный. Давайте будем аккуратными. Потому что, если мы посмотрим в отношении того, что вы обозначили топтанием на месте, то, наверное, есть смысл лучше посмотреть внутрь себя. Я не могу о ком то говорить, не зная ситуации. Это было бы с моей стороны очень некорректно - тем более в отношении того, во что я не вхож. Но зная те испытания, которые бывают в жизни у каждого человека, нужно иметь ввиду следующее. Я приведу один случай. Как- то к преподобному Амвросию пришел монах и говорит ему: «Отче, я 10 лет молюсь  и ничего не чувствую. Я читаю молитву и ничего не чувствую. Что мне делать? Может, мне уйти из монастыря, пойти в  другое место, может, здесь не то место для меня. Я не ощущаю ничего того, что хотел бы испытывать». Преподобный сказал ему: «А ты продолжай дальше молиться, находясь на том месте, на которое Господь послал тебя. Потому что на всяком месте  владычестве его   благослови душе моя Господа». Он продолжил и получил то, что должен был получить.

Вы знаете - да, можно посетить и какое-то святое место и поехать в него. Это дело доброе и полезное. Я  вчера тоже посещал несколько святых мест, находящихся недалеко от Москвы,  и  это замечательно, это правильно. Но дорожите тем, что вы имеете, и участвуйте в жизни прихода. Это очень важно. Потому что, когда есть участие - предложите, может быть,  свою помощь в чем-то, пообщайтесь, поговорите со священником о своей этой внутренней проблеме, потому что вы живете в этом пространстве, в этом месте, где вы должны иметь окормление духовное. Если у вас происходит  что- то такое что вас не удовлетворяет – побеседуйте с батюшкой, договоритесь о времени, когда ему удобно, чтобы он вам уделил побольше этого времени.

Поищите в себе, потому что, знаете, что очень важно дьяволу – оторвать человека от того места, где он уже прилепился, чтобы дальше, как листочек,  понести его куда-то,  куда- то, куда то,  и он в конце концов может заблудиться. Не торопитесь никуда бежать. Посетить святое место - дело хорошее. Но обсудите эту проблему со священником. И  я скажу вам  о чем. Пророка Иеремию Господь призвал в очень молодые годы, и когда он вопрошал Бога: «Господи, как же я пойду, я слишком молод, ну достаточно молод, как же мне?». И что Господь ему сказал: «И стопы твои направлю, и в  уста твои вложу то, что должно».

Поэтому будьте аккуратны, пожалуйста, и пообщавшись  со священником, поддержите его потому, что это очень непростое служение. Мне тут недавно -  недели две назад  пришлось слышать высказывание двух людей. Я понимаю, конечно они рассуждают по–человечески: «какая простая профессия у священника: почитал, попел и ушел. Ну, еще все с ним вежливы, ему улыбаются».

Вы знаете, святой Иоанн Кронштадтский написал о священстве – это земные ангелы. Мы не присваиваем себе это право, нет, нет.  Мы получили право и власть от Бога, за которые будем отвечать перед Богом. Но через священство в этом  мире совершается таинство связи человека и Бога. Мы читаем Евангелие - обращенные к ученикам, к апостолам, к священству слова Спасителя: «Примите Дух свят таком оставите грехи таком останутся, кому опустите тому отпущены будут, шедше, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святаго Духа. Научая соблюдать все, что я вам заповедовал,  и я буду свами во все дни до скончания века. Аминь». Не торопитесь, будьте внимательны. Можно что- то очень важное утратить и не получить. Потерпите,  понесите. Предложите свою помощь приходу, войдите в эту жизнь,  ощутите эту радость. Не бегите.  я позволю, поскольку вы спросили моего совета, позволю себе его вам дать. Вас впереди ждет большая радость, поверьте, если вы будете здесь неотступными, подобно той женщине, которая шла за Христом и просила о своей больной дочери.

 - Спасибо, у нас снова есть звонок. Алтайский край на связи. Здравствуйте, задавайте ваш вопрос. Слушаем вас.

 - У меня вопрос такой. В молитве мы обращаемся к Богу: «раб твой». Я вполне, так сказать, ну я человек православный,  и мой вопрос, может быть, это  может быть осуждение какое-то будет за него. Но , когда читаешь канон Ангелу – хранителю, то в молитве, как  и в Каноне  тоже есть такое понятие как «я раб твой» . Потом, значит, к Марии Египетской тоже есть, в Каноне Андрея Критского  тоже  в молитве: «я раб твой». Получается, и к Пресвятой Богородице: « я раб твой».  как  это можно сравнить, допустим,  я обращаюсь к богу: «раб твой» и к святым. Может быть, получается какое-то непонимание у меня.

- Благодарю вас за ваш вопрос. Дело  в чем. Речь идет о принадлежности нашей к кому и к чему. Когда мы говорим о  том, что мы склоняемся молитвенно и показываем свое послушание кому-то, мы выказываем здесь свое отношение – отношение почтения, отношение уважения, отношение благодарности. Мы склоняемся перед тем, кому доверяем,  в кого верим и кому действительно приносим свое сердце. Поэтому эти понятия нужно верно осмыслить, потому что, знаете, такой пожалуй приведу пример. Бывает на венчании  очень красивым голосом чтец или дьякон произносит слова Апостольского Послания, и в конце громогласно возглашает: «Жена да убоится своего мужа!» И люди, не очень знакомые с церковной жизнью, пришедшие гости, бывают, трепещут в ужасе, как же так? А  о чем речь идет, о каком страхе о каком рабстве? Речь идет о том, чтобы бояться утратить связь с Богом, руку  Божию в своей жизни. И здесь мы показываем, что мы не рабы дьявола, что мы не рабы греха,  что мы не хотим быть такими. Да, в нас есть зло. Да в нас есть нехорошесть, но  мы должны с этим быть не согласны  в себе и вести борьбу, потому что каждый из нас на фронте, каждый из нас на войне. И мы подчеркиваем, показываем Богу  наше добровольное расположение к тому святому, обращаясь, говорим о том,  что мы склоняемся  перед ним и хотим получить силу, помощь. Конечно от Бога, потому что святой сам по себе не является источником этой силы и получает ее действительно из того источника, который нам дает живительный аромат и влагу духовную для того, чтобы трудиться и возделывать наше сердце, поэтому  склонение к этому, и обращение к этому, и наше состояние выражено такими словами. Поэтому важно конечно, понимать, о чем идет речь. И здесь нет того, что было бы для нас нежелательным. В Писании сказано о том, что тот который хочет быть первым, тот будет всем слугой. Сам Христос пришел послужить нам, склоняясь перед нами с любовью, предлагая и нам  сделать то же самое.  о чем речь идет.

 - Спасибо, снова есть звонок. Курская область на связи. Здравствуйте, говорите пожалуйста. Слушаем вас. Курская область, говорите.

 - Хотел бы задать такой вопрос. Слышал, вернее, читал в Библии, что Господь разговаривал с Моисеем через сон, ну и как  он общается с людьми. Дело в том, что я прожил хоть и молодую жизнь, но очень тяжелую. И  дело в том, что с нового года с этого мне началось сниться и буквально каждый день я вижу будущий свой день. Я видел  Иисуса и всего, и ходил  по церквям и спрашивал у них , как это все. Что вы можете сказать насчет этого?

  - Дорогой мой, я попрошу вас обязательно в ближайшее время сходить к священнику, посоветоваться, пойти на исповедь. Потому что здесь есть те вопросы, которые батюшка должен вам задать. Будьте аккуратны с тем, что вы описываете и пытались описать сейчас,  потому что здесь нужен совет духовника и трезвение,  осторожность и  аккуратность. Потому что та область, о которой вы заговорили, она очень тонкая и весьма опасная. И  здесь без совета пастыря пытаться разобраться самом - это подвергать себя реальному воздействию тех сил, которые преимущественно и действуют на нас  в этом состоянии. Потому что – почитайте Преподобного Серафима: «снам не верь». А вместе с тем как же исполняется что-то? А  именно поэтому я прошу вас  непременно прийти к священнику и  поговорить, обсудить очень внимательно с ним все, что происходит с вами, что сопутствовало этому состоянию, которое стало проявляться в вас. Это вопросы исповеди и  здесь посоветую вам поискать добросовестного духовника, чтобы  с ним обсуждая эти темы, получить правильный ответ. Это важно – что с вами происходит и  не пытаться самому сейчас разобраться и дать этому оценку. Будьте осторожнее, я прошу вас, очень внимательны и осторожны.

 - Спасибо. Наш постоянный телезритель Евгений из Белгородской области на связи. Здравствуйте. Говорите, пожалуйста.

 -  Добрый вечер, Сергей. Добрый вечер, священник  Андрей.

 - Здравствуйте!

 -  У Апостола Павла в «Послании к  фессалоникийцам»  есть такие слова: «я Павел и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана». Насколько учат богословы, сатана не может ничего делать сам по себе, если  ему Бог не попустит. А тут получается, что сатана воспрепятствовал действию Апостола  Павла, который носитель Божьей воли. Как это понять, объясните.

- Есть такие слова у святителя Иоанна Златоуста.  Он пишет – «дьявол терпится богом для нашего блага». Как это? Для того, чтобы в нашей жизни был сильный соперник, борясь с которым, преодолевая те трудности, которые он ставит перед нами – по поущению, конечно, Божьему, человек возвышался, поднимался и  достигал большей высоты. Задача, которая ставится нам в жизни Богом, это постепенное преодолевание трудностей и возрастание в вере, если – если  мы к этим трудностям по - христиански относимся. Некий  человек обращается к Богу- «Господи, дай мне мужества!» И  что посылает ему Господь? В подарок мужества нет. Он  его ставит в ситуации,   где это мужество воспитывается,  он ему дает опасности, преодолевая  которые с помощью Божией, этот человек достигает дара мужества. Он получает от Бога то, что постепенно он стяжает, возделывая ниву, на которой прорастает это мужество , с его трудом . Или еще. «Господи-, воскликнул другой человек,- дай мне мудрость!» И  Господь стал ему  вопросы задавать. Ну, в жизни – ставит перед ним какие-то определенные вопросы. Когда он их преодолевал, постепенно достиг мудрости. «Дай мне любовь, Господи!» И Господь послал ему людей, о которых нужно было заботиться. И в процессе этой заботы человек обрел то, что является Божьим даром. Поэтому обязательным условием -  мы читаем в Священном Писании – являются испытания, искушения. Это нужно для нас, для того, чтобы преодолевая это, подниматься выше в духовной жизни. Ведь сказано в Священном Писании, что будьте совершенны,  как совершен Отец ваш небесный. Нет границ для совершенства. Но определенные пределы этого – они  Богом очерчены, чтобы не заходить  за них, эти оросы. Не заходи, сынок , не иди, дочка, иначе ты себя откроешь для влияния  другой силы, которая тогда, когда ты выйдешь за  пределы моей  поддержки,  может обрушиться на тебя со всей своей мощью. Поэтому  тут необходима рассудительность.

 - Спасибо. Снова есть звонок. Орел на связи.  Здравствуйте, говорите, пожалуйста.

- Добрый вечер! Мне тридцать лет недавно исполнилось. Я сейчас очень  часто общаюсь с компаниями,  где скажем так,  много молодежи. И, к сожалению, молодёжь, насмотревшись каких- то каналов каких- то предсказателей, откровенно перестает  верить в православие, и  когда я уже ну  так немного начинаю переводить разговор, понимаю, что им нужны чудеса.  они  насмотрелись и  хотят этого видеть. Когда, причем я задаю вопрос,  на тему: вы представьте, что наша страна и наши предки пережили за последние  сто лет. Я просто очень хорошо знаю историю и  говорю,  вы   просто представьте, что эти предки молились о том, чтобы не было голода, чтобы  не было войн,  чтобы  дети не были сиротами. У вас все есть. Закончил школу,  поступил в ПТУ -  в крайнем случае. Все нормально, в чем  сомневаться, чего ждать. Ну, какое-то  полное непонятие. И ваше мнение насчет образования молодежи.? Я  возрастную категорию приведу - наверное, лет с семнадцати до двадцати семи. Буквально за последний месяц я  два раза в подобных компаниях был,  с одним человеком дискутировал  -  не соврать, часа наверно, четыре. В итоге каждый остался при своем мнении. Хотя я работаю юристом и  как бы речь, логика у меня довольно  хорошо развиты, но немножечко коробит  такое восприятие. Боюсь представить,  что  на пределах страны творится. Спасибо.

-  Давайте по порядку. Если речь о чудесах зашла, то нужно понимать, в чем состоит истинное  чудо, в чем его суть. Всегда истинное чудо направлено на нравственное перерождение человека. Чудо бесовское – то ,что мы называем неистинным чудом, но подобное может произойти.    оно должно шокировать  что-то внешнее.

Понимаете,  самое главное чудо – это преображение души и сердца человека. Как то один святой написал: «Господь встречает нашу душу подобно нищенке  на паперти, и постепенно очищая ее, подводит к алтарю и одевает ее в подвенечное платье». Есть прекрасные слова у святого Николая Сербского. Он пишет , что  за каждым поворотом дороги жизни Бог ожидает человека. И для этих  людей впереди Бог даст еще немало таких возможностей с ним встретиться. Общаясь с ними, призывать их задуматься, поискать. Когда ко мне приходят  люди , которые имеют вопросы, но не имеют веры,  я им предлагаю не останавливаться. Сейчас, в этот момент, он не готов воспринимать то, что  я могу предложить ему. Он не готов,  но он уже что-то, ну если о чем -то  размышляет, какие- то чаяния свои, внутренние переживания имеет. И  тут важно его направить: ты поищи, ты обратись к тому Богу, о котором ты уже как- то рассуждаешь. Если ты об этом стал мыслить, подумай -  почему вообще подобная мысль в голову пришла к тебе. Задумайся над этим, поищи, посмотри ,обратись.

Знаете, прекрасный пример  есть. Был случай такой удивительный . Один отец,  у  него сын неверующий -   так  получилось в жизни. Это отдельная большая история, как это получилось. Умирает этот отец. И последнее желание, воля его : «Сынок, я когда умру…» « Подожди, отец, ты опять сейчас о своей церкви будешь говорить. Я не пойду, я не верю».  «Я тебя  попрошу. Ты обещай мне – я когда умру - ты просто приходи, и  в комнате у меня сорок дней пятнадцать минут сиди, ни с кем не общайся. Телефон оставь в прихожей. Просто посиди  пятнадцать  минут молча, ни с кем не разговаривай. Я прошу тебя – помолчи. Посиди». «Обещаю, ладно». И он стал приходить. И пятнадцать  минут в течение сорока  дней он молчал,  он думал.  Его мысли подходили и к жизни, и к смерти. Он внутри себя наполнялся тем, что, в конце концов, по прошествии этих сорока дней, привело его в храм помолиться за отца.

Вы знаете, эти люди в пути. И если они не готовы -  не навязывайте им, предлагайте им искать. Что же касается того, что происходит порой с людьми: давайте будем иметь в виду следующее.  Это  некий  этап в их жизни. За этим что- то было и впереди будет, безусловно, что-то. Господь этих ребят больше, чем мы с вами, любит и стучит в их  сердце. Будьте аккуратны, чтобы не помешать Богу в этой  ситуации. Знаете, как бывает : я знаком с такими случаями, когда наши православные ревнители, люди, желающие помогать тем ,кто в  пути,  не добившись сразу чего-то, сразу, с наскока в разговоре начинают вести себя агрессивно ,жестко, грубо. Я знаю такие случаи. И отталкивают от церкви людей. Ну не готов человек – потерпите, перейдите на другое,  пообщайтесь с ним о другом. Заинтересуйте его чем - то таким, что потихонечку его приведет к большему. Не отсекайте возможность общения с таким человеком. Не убивайте в нем то, что потихоньку может быть мостиком для большего. Ну, а если это все- таки человек крещеный -  молитесь за него, а если это близкий человек -  особенно молитесь , зовите Христа на помощь. Это очень важно.

-Спасибо. Снова есть звонок. Балашиха у нас на связи. Здравствуйте! Задавайте ваш вопрос.

 - Батюшка, мне  пятьдесят пять  лет. Я причащаюсь, и болею полжизни заболеванием суставов, из-за которых мне назначили таблетки, в связи   с  которыми у меня сформировался уже иммунодефицит, и  по приезде сюда – мы здесь живем уже восемь  с лишним лет. Я до этого жила в Сибири, я  там причащалась ежемесячно, а здесь  сейчас причащаюсь один или два раза в год, иногда  три -  но это бывает очень редко. У нас был батюшка, который меня понимал: я везде хожу в маске - в лифте, в магазине - абсолютно везде, в автобусе . И когда я пришла  в этот раз – у нас сменился батюшка, он значит  меня так с раздражением принял. У меня неудовлетворение от причащения в связи с тем, что он просто прочитал мои грехи, ничего у меня не спросил, не поговорили , ничего. И я  сейчас, понимаете, я в таком шоке – я знаю, что у меня иммунодефицит, и я прекрасно знаю, что  я каждый раз, когда причащаюсь - я  рискую, потому что  у нас такая ситуация -  не надо вам объяснять , вы все  понимаете.  и сейчас, понимаете -  я в таком шоке была после причастия, потому что я теперь вообще не знаю, что мне делать. Я  понимаю, что такое причастие, но, тем  не  менее, всегда ношу маску, понимаете. И здесь очень сильно стала болеть . Я просто из болезни практически не вылажу, понимаете. И я не знаю, к кому обратиться мне, что делать, у меня такая,  понимаете,   боль. И в общем, я хотела у вас спросить: может вы  что-то скажете?

 - Вы знаете, я скажу вам: ведь  Апостол пишет – «с плачущими плачь, с радующимися  радуйся». Я, конечно, сопереживаю вашей болезни.  Я попрошу вас – вы батюшку не осуждайте.  Может быть, бывают искушения различные, события в жизни каждого из нас. Может быть какая-то ситуация,  которая требует более пристального  рассмотрения, почему это произошло. Важно здесь не осудить человека - тем более священнослужителя. Но если не получилось у вас -  ну сходите к другому священнику. Если вы живете в том месте - прозвучал подмосковный город -  вы знаете, есть храм недалеко. Я очень хорошо знаю это место. Там служил мой первый духовник – в Николо – Архангельское. Там служит замечательный священник  - протоиерей Евгений Сидорычев.  Вы сходите  к нему. От меня ему поклон передайте и скажите – что,  я вопрос задала отцу Андрею, а он меня  к вам направил прямо в прямом эфире.  вы придите, расскажите ему все.  Он удивительный человек, я очень дорожу нашими   такими теплыми отношениями. Батюшка помнит меня еще юношей, и  я пользуюсь до сих пор его советами, хотя он  не духовник мне, но он -  среди тех священников, к кому я прихожу посоветоваться в важных вопросах своей жизни. Николо-Архангельский храм, это село Никольское. Старый храм, не закрывавшийся. Сходите туда к отцу Евгению. Пообщайтесь с ним, вы будете услышаны. Не откладывайте надолго, и я прошу вас причащаться почаще, это очень важно, очень важно вам  в вашем положении. А  насколько часто и как -  с отцом Евгением  обсудите, рассказав о своей жизни обязательно. Помоги Господи! Не откладывайте! Прошу вас – в ближайшее время поезжайте.

 - Спасибо, батюшка за совет. У нас снова есть звонок . Воронежская область  на связи. Здравствуйте. Задавайте ваш вопрос.

-  У меня такой вопрос, к Псалму пятидесятому. До  толкования я думала, что слова: « се бо  истинно возлюбил еси» относятся к царю Давиду. В толковании я прочитала,  что они относятся  только ко Господу . И еще  у меня один вопрос .  Бог везде и во всем. Почему говорят: «жизнь во Иисусе Христе»? Объясните мне, бестолковой.

-  Спасибо за вашу искренность. Вы знаете, есть много различных  высказываний в Священном Писании, которые даны нам либо откровенно, либо прикровенно, либо сокровенно. Господь, видя наше состояние, постепенно открывает что-то нам, и   в процессе вхождения нашего в церковную жизнь мы имеем возможность то воспринять, что вначале казалось для нас недостижимым. Это знаете как-то, блаженный Августин пришел как- то к берегу моря и, движимый своими смущениями, сомнениями, увидел юношу ,который  приносил воду из моря и  наливал  эту водичку в лунку. «Ты что делаешь?» – спросил  Августин у этого   юноши. «Я хочу море вычерпать.»  «Но это же безумно,- сказал Августин,- это же безумие, что ты делаешь»? Когда он поднял глаза от лунки, то  увидел ангела,    стоящего  перед ним и сказал: « Августин, ты пытаешься сделать то же самое, вместить невместимое». Есть то, что мы не можем  вместить, тем более, что наш ум не вмещает высшие истины. Наше сердце очищается от страстей, от греха, может вмещать то, что Господь вкладывает по мере  этого нашего прозрения, вхождения в духовную жизнь. И когда мы говорим о жизни во Христе,  я позволю себе  такой случай из жизни святого Иоанна Кронштадтского. Когда спросили его: «Батюшка как это эти дары, которые  вы имеете, как  вы их обрели?» Он посмотрел на вопрошавшего и сказал: «Я просто жил в Церкви,  я жил во Христе.»  

А что такое – жил во Христе? Этот случай описывает митрополит Вениамин Федченков в своей работе «отец Иоанн Кронштадтский». Он пишет : «Ну как жил во Христе? Ну я читал каноны, я читал жития святых. Я часто ходил в храм, я часто причащался, я молился. Я читал Евангелие. Я звал Бога,  жил во Христе, я жил в Церкви». Вы знаете,   это движение, это обращение к нему -  очень по- разному, и своими словами, и в тех молитвах, в частности - в этих дивных словах премудрого царя Давида, мы можем найти для себя и пластырь на наши раны, и елей. Но самое главное- это всё-средства, чтобы открылось наше сердце. Будьте аккуратны. Я смотрю -  сегодня много вопросов  связанных со Священным Писанием, это хорошо. Но ведь об этом можно прочесть и в толковании.

Я  прошу: обязательно те из вас, дорогие друзья, кто еще  не имеет  толкования на Священное Писание,  на Евангелие - возьмите. Есть толкования замечательные блаженного  Феофилакта Болгарского. Почитайте их . Есть прекрасный трехтомник, изданный под редакцией Лопухина. Есть толкования Гладкова, Барсова. Я говорю  о сборниках, где собраны все святоотеческие толкования. Я называю людей, которые их собрали. Потому что перед нами есть те, кто писали на эту  тему – святитель Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин, святитель Василий Великий и  многие другие. Обязательно читайте.  Вообще, ведь  посмотрите – важно ежедневно  (ежедневно !)  к тому, что мы читаем Евангелие, обязательно добавлять чтение душеполезной литературы, толкований на Священное Писание. И душеполезные тексты – они  благотворно влияют на душу человека, Это знаете, сродни тому как  подбрасывать  дрова в печку. И постепенно эта печка, отогревая сердце человека, помогает отогреться и  сердцам тех, которые находятся  возле этого человека, живут, трудятся с ним. Поэтому я прошу вас – не останавливайтесь, идите . Спасибо.

 - Спасибо. У нас снова есть звонок, Санкт-Петербург  на связи. Здравствуйте, говорите пожалуйста.

-  Я бы хотела какой вопрос задать.  Так получилось, что мой муж ушел от меня к другой женщине.  У нас двое детей. Но я прочитала в Евангелии,  о том, что кто спит с разведенной женой  -  получается грешник, так это что выходит - теперь что я буду, получается грешницей, если  так  получилось?

 - Вы знаете,  эта ситуация требует верного осмысления, потому что мы с вами сейчас, здесь в прямом эфире не сможем и не должны разобрать всего того, что происходило в вашей семье, а это  нужно сделать.  почему, опять же, как и в некоторых  предыдущих случаях, когда речь заходила о каких - то моментах сугубых, я прошу вас обсудить эту тему с  духовником. Если  у вас  его нет -  поищите, помолитесь ,походите. В Питере есть замечательные священники. Поищите этих батюшек - они есть, , и посоветуйтесь о том, что произошло  в  вашей семье. Потом ведь – посмотрите – если человек, вы говорите, ушел,   может быть, есть возможность потрудиться, чтобы он вернулся? Ведь это блудная страсть. И здесь необходимы усилия жены, если муж находится в таком состоянии, положении. Когда это произошло, какова ситуация на сегодняшний день? Нет тупиковых ситуаций.  Но прошу вас –  в происходящем сейчас – не остановиться и  постараться разобраться  к тому, как вам дальше  с этой ситуацией жить. Все эти моменты требуют  того,  чтобы их высветить. Знаете, пока в темноте находимся -  мы не видим того, что происходит с нами.  И даже на черной одежде  грязь не видна. Стоит выйти на свет -  и мы начинаем уже рассматривать , что в нас не так.  И наблюдать то, что прежде не замечалось нами. Я прошу вас -  это очень важный вопрос в вашей жизни. Обсудите его со священником,  поговорите, что происходило в вашей жизни, как все это подошло к тому, что случилось, как дальше быть вам в вашей ситуации, каковы ваши  отношения с ним, давно  ли  это было, каковы у него отношения сейчас с этой женщиной как вы живете?.. Сколько вопросов у меня к вам сейчас. Это не для обсуждения, когда нас смотрят многие. Это индивидуальный разговор. Я прошу вас как можно быстрее, ладно? Прошу вас.

 - Спасибо. Виктор Максимов спрашивает: «Поясните, почему святые оплакивали свои добродетели как  грехи?»

 - Вы знаете,  это  наверное, сегодня  один из  самых лучших вопросов. Есть прекрасное высказывание замечательное святителя Игнатия Брянчанинова. Он, рассуждая о нашем состоянии человеческом, говорит о тех наших добрых делах,  которые он называет добрыми делами павшего естестве человека. То есть та любовь и то добро, о которых в Евангелии сказано – это совсем другое добро. Это уже «высший пилотаж». Это уже дар Божий. То, что мы в себе имеем, наше добро – оно смешано со злом. В нас перемешалось всё –  такой, увы, весьма и весьма и весьма своеобразный коктейль, простите за сравнение, но это так.  Так , когда мы совершаем добрый поступок, мы, к сожалению, примешиваем к нему  что-то несовершенное. Совершаем что-нибудь хорошее и тщеславимся, или делаем что-то, а внутри –мысль корыстная какая-то. И еще что-нибудь. И  когда мы начинаем  идти в  направлении действительно начала духовной жизни -  мы начинаем рассматривать в себе это и ужасаемся тому, что проявляется в нас.  

Об этом  писал преподобный Макарий Оптинский: «Человек, не остановись, пойди дальше. Ты столкнешься с такой мерзостью своею,  не ужаснись этим, а трудись дальше, потому что примешивается то самое».  И святые, рассматривая в себе эту мерзость – они в этом каялись. В добрых делах как в грехах, что примешивается несовершенное.   почему я был потрясен, когда прочитал в свое время у преподобного Серафима Саровского слова  о том ,что он  гордец, что он блудник. Господи, если он таков, то какой же я?  важно к этому правильно отнестись. Потому что то, к чему призван человек, то добро – его еще нужно достичь. Господь тогда его нам даст, когда мы докажем ему,  что мы хотим принять его, в нашей неотступности движения за ним, в готовности меняться, в готовности не по своей правде жить, не по представлению своему, как это верно, а  учителя по воле Божией. А  для этого необходимо иметь в жизни правильные духовные ориентиры, и тот же святой Игнатий пишет, что если не имеешь ориентиров духовных в жизни,  - а ты должен ежедневно просматривать, как я живу, сверять часы своей жизни с церковным временем,  - я в общем говорю об этом, да. Дорогие мои, если мы этого не делаем, тогда  наших добрых дел – этого недостаточно. Важно к большему стремиться,  иначе тогда мы вообще не поймем ,зачем мы живем, зачем все это происходит, почему все это нужно. Поэтому будьте аккуратны  в отношении того, что мы называем добрыми делами.

 - У нас снова есть звонок. Белгородская область  на связи. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.

 - Я из Белгородской области. Я знаю, что вы связаны с литературой, поэтому хочу  вам задать такой вопрос. Недавно я прочитала у Пушкина «Гаврилиаду»  об архангеле Гаврииле. И несколько растерялась,  как относиться к  этому произведению?

 - Конечно, понять что это трагедия. Это то, в чем безусловно выразилось недоброе, имевшее место быть в Александре Сергеевиче. И мы  знаем, как умирал великий русский поэт и в том, что подобное происходило в его жизни, вы знаете, есть смысл над чем задуматься. Каждому из нас Господь  дает определенные таланты, на что мы их направляем? И, безусловно, это произведение мы никак не можем записать в число шедевров, которые направлены на добро. Здесь, увы много смутительного, страшного и весьма и весьма грязного. Я называю вещи своими именами. И апостол Павел пишет : «Люби грешника , грех ненавидь». Перед нами то произведение, на которое мы не должны никак ориентироваться. И увы и в жизни великих людей бывают  страшные падения. Это одно из них в жизни Александра Сергеевича. Но мы знаем, как он умер, как он ушел из жизни. И покаяние, и прощение своего убийцы и поэтому, знаете, я  молюсь о нем, об Александре Сергеевиче. Есть те, за кого я молюсь всякий раз, совершая панихиду, я поминаю нескольких людей, которые в  моей жизни на меня оказали сильное влияние. И  мне они очень близки. Хотя есть моменты, которые и может быть, сейчас я по-другому оцениваю ,чем это было в детстве и юности. Но  так я молюсь за Александра Сергеевича, поминаю его, поминаю Достоевского, Гоголя ,есть еще некоторые писатели, которые мне очень близки. Я молюсь об упокоении их душ потому, что в их  жизни много разного было. Была борьба, были падения. Произведение названное вами- одно из падений великого Пушкина.

- Спасибо. Снова есть звонок. Тюмень на связи, здравствуйте, говорите пожалуйста. Слушаем вас. Тюмень, говорите, пожалуйста.

- Вы упомянули сегодня Лопухина в толковании Библии. Я хотел по этому вопросу задать один вопрос. У апостола Павла в письме Тимофею Матфей пишет: «се тайно Бог пришел во плоти». Но он же объясняет там, что когда-то была замена слова « Бог» -  было  сначала «который», « Ос», греческое слово. Потом почему-то добавилось слово «те» и получилось «Теос» - Бог. Почему же такое происходит произвольное написание  у различных знаменателей Христианской церкви или, например,  у святителя написано «Он». Когда это  произошло – замена слова «Ос» на «Теос»,  то есть слова «который» на  «Бог»?  И это же является  основным, основной опорой, что именно Бог пришел во плоти. Спасибо.

-  Спасибо за ваш вопрос. Вы знаете, как я на него отвечу? Бывают такие события в жизни, когда увлекаясь рядом текстов, в которых мы предполагаем найти для себя  что-то значимое, мы можем уйти от сути того, зачем они нам даны. Я бывал в разных ситуациях,  и мне доводилось читать разные Евангелия на том языке, на котором оно было написано.  И были замечательные педагоги, которые  с нами разбирали те или иные тексты, просматривали те или иные вставки, на том или ином этапе становления канона священного текста. Но я хочу вас о чем попросить: будьте внимательны,  чтобы не увлечься одной какой - то внешней составляющей. В данном случае речь идет о сути - зачем это всем нам было предложено. Зачем Богом было нам дано то священное,  во что входя, нам нужно разобраться в этом, в необходимости начать этот путь со крестом. Потому что немало времени  в нашей жизни мы тратим на то, на что может быть, не стоило его и тратить. Потому что, если мы сейчас в вами в итоге выясним, в какой момент времени это  было сделано, что от этого изменится? Ведь по сути данный для нас текст, он нас призывает к  определенной жизни - связанные слова,  обращенные к тому что Бог пришел во плоти  в этот мир,  показывают нам его жертву и его любовь ради нас.

И  все это в конечном итоге - призыв для человека иди к Богу. Замечательные слова у Григория Богослова, святителя: « Бог для того спустился с неба, чтобы ты, человек, поднялся туда». Без твоего усилия, без твоего желания тебя  Господь туда не поведет. И  я прошу вас, дорогие друзья -  будьте аккуратны и, изучая Священное Писание  в тех моментах и нюансах, которые непринципиальны в принципе , в общем-то, если мы возьмем  это слово  так, или в данном случае…

Нет какого-то изменения, которое было бы вне традиции, в нарушение правила. И были какие-то моменты в истории, когда скажем так,  некоторые особенности перевода – они подчеркивали, ну может быть особенную соль  этого места, некоторые проявления того, что нужно было бы подчеркнуть. Но суть от этого не менялась. Я прошу вас именно об этом.  Потому  что сейчас это не та тема, которая  бы нас с вами сподвигла тратить  на это много времени. Потому что здесь важна суть. Если мы с вами к этому глобальному не подойдем, а будем на частности  внимание как-то обращать свое,  то можем расплескать самое главное. Увы,  если речь зашла о сектантах я скажу, что преимущественно эти  люди вообще не готовы никого слушать. Они ведь зомбированы, они приходят, они готовы  к монологу. Когда начинаешь их приглашать пообщаться  и  обсудить, они  им отбивают возможность,- увы к сожалению этот  так – мыслить критически. И когда  они вдруг  оказываются перед  необходимость посмотреть, что это такое, что они принесли с собою,  и задуматься, что может, они неправы, у них начинают плавиться мозги.  поэтому давайте будем аккуратны.  Нам даны определенные тексты, в которых на каком-  то   этапе были некоторые особенности уточнений, дополнений. Но суть в этом не менялась. Будем осторожны, иначе мы тогда можем действительно  главное утратить с вами, я прошу вас. Но вместе с тем, конечно стоит интересоваться. И если у вас есть такое желание, такой интерес – здесь  наверное, есть смысл. Если у вас есть  кто-то из преподавателей греческого языка-поговорите с ним, обсудив некоторые тонкости, некоторые моменты, которые  здесь стоит не в отрыве ( мы сейчас некоторую часть взяли), а в общем тексте просмотреть. Иначе вырванное из контекста это будет сложно воспринять. Для телезрителей это будет  тяжеловато, если мы долго будем на эту тему говорить. Я прошу вас  - если есть богословский институт  или семинария - придите туда, пообщайтесь, попросите того, кто изучает язык на котором написано это – разобрать  с вами это место. Но только не отдельную часть, а в  целом,  этот  отрывочек, где должно главное прозвучать, и  вы увидите сами, почему это было сделано. Спасибо

 - Спасибо,  батюшка, но, к сожалению, время нашей программы уже подошло к концу. Я благодарю вас за нашу сегодняшнюю беседу,  и в завершение  благословите наших телезрителей.

 - Помощи Божией всем нам, братья  и сестры, и  прошу и ваших святых молитв, потому  что  мы сейчас, построив храм святого князя Димитрия Донского  - это малый храм пока, куда входит четыреста  человек, имеем чаяния и надежду построить храм больший.   И не только храм, но и ту работу с молодежью, которую Господь   нам дает возможность вести, продолжить. Поэтому призываю Божие благословение на всех на вас и испрашиваю и  ваших святых молитв. Всего доброго.  До свидания!

-Спасибо. Я напоминаю нашим телезрителям, что у нас в гостях был  настоятель храма великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове, священник Андрей  Алексеев. Всего вам доброго, до свидания!

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать