Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

30 июня 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш), настоятель храма Иваново-Вознесенских святых г. Иваново. Передача из Москвы. Эфир 30 июня 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях клирик Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).

- Здравствуйте, батюшка. Благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

 

- Добрый вечер. Господь всех вас благословит. Очень приятно вновь быть в вашей студии и вести этот, надеюсь, полезный разговор.

 

- Сегодня мы будем отвечать на вопросы наших телезрителей с форума. Вы можете звонить в нашу студию и задавать вопросы.

 

- Вопрос с нашего форума: Как правильно пользоваться талантами, которыми Господь наградил каждого человека?

 

- Как говорит апостол Павел, все дозволено, но не все полезно, все испытывайте, доброго держитесь. Есть вещи, очевидно недобрые, их испытывать не надо. Пока человек не испытает свой талант, он о нем так и не узнает. Например, ему может казаться, что в нем умирает великий тенор или баритон, но вот он начинает петь, и оказывается, что ему медведь на ухо наступил. Так, пожалуй, во всем.

Однако есть моменты, когда такие испытания недопустимы. Они весьма редки, но основательны, например, брак. Крайне глупо и самоубийственно думать, что попробуем: может быть, получится, может быть, нет. Человек полностью и окончательно отдает себя в этой и будущей жизни в этом брачном союзе. Фактор оптимизма в этом вопросе тот, что каждый может стать хорошим мужем или хорошей женой, в отличие, скажем, от хорошего тенора или баритона, баскетболиста или математика. Но хорошим мужем, женой, гражданином, христианином может быть каждый без изъятия, здесь все в нашей свободной воле.

 

- Вопрос: В храме во время Литургии я мысленно разговариваю с умершим сыном, я спрашиваю, а он отвечает. Может быть, это демоны, но возможно ли это в храме Божьем?

 

- Вопрос схоластический, мы не можем войти в ситуацию. К сожалению, демоны окружают нас со всех сторон, в любом состоянии. Наша христианская жизнь - защита от них. Наше христианское сознание - противодействие им, греху, обману.

Я бы посоветовал на исповеди хотя бы кратко упоминать это на исповеди, этот процесс этого мысленного обмена, может быть, даже содержание этих бесед, и посмотреть, есть ли там что-то соблазнительное, губительное или неправильное.

 

- Вопрос: Мне привезли из Израиля святую воду, святую землю и нардовое масло. Как пользоваться святынями, и можно ли отнести немного земли на могилу близкого человека?

 

- Вопрос чисто практический и Вашего собственного усмотрения. Люди задают такие вопросы по аналогии с уставом церковной службы. Если у меня на аналое крест или лжица на жертвенники, я пользуюсь ими в определенное время. Люди входят в ритм церковной жизни, и им начинает казаться, что любая крупица святыни точно так же регламентируется уставом. Это неправильно.

Святую воду можно пить, можно окроплять помещения, поливать цветы тоже не вредно. От того, что ее привезли со Святой Земли, она не делается более или менее святой. Что касается земли - также распоряжайтесь на Ваше благоусмотрение, по Вашим молитвам, Вашему  благочестию, доброму расположению к людям и окружающему миру.

 

- Вопрос: Какова по учению Православной Церкви судьба умерших детей, некрещеных, младенцев, еще не родившихся эмбрионов?

 

- Что касается не родившихся детей, это вопрос туманный. То, что жизнь начинается с момента зачатия, подтверждается не только церковным взглядом, но и простой биологией медицины, хотя сравнительно недавно это было неизвестно. Развитие и успехи биологической науки подтвердили христианское понимание этого вопроса. Но о судьбе этих детей сказать что-то определенное невозможно.

Было некоторое разномыслие между православными авторами по поводу некрещеных младенцев. Некоторые авторы пытались утверждать, что их ожидает некая очень печальная участь, Церковь не разделяет этого взгляда. Если Вы возьмете пособие по догматическому богословию, то найдете это. Церковь не разделяет мнение, что некрещеные дети и взрослые, которые вели праведный образ жизни, будут обязательно прокляты. Они находятся в руках Божиих, внешних судит Бог, как говорит апостол, мы же внутри Православной Церкви смотрим на свои грехи и трудности. Мы должны спокойно и со смирением признать, что не знаем того, что происходит с людьми, находящимися вне Церкви.

 

- Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: Тридцать лет я замужем, из них 15 последних лет числюсь с ним в разводе, но живу. Считается ли это прелюбодейством?

 

- Ключ к ответу на Ваш вопрос - употребленное Вами слово "считается". Никто ничего не считает. В жизни есть зло или добро, грех или добродетель. Если Вы находитесь с мужем в разводе, но имеете с ним половую связь, то это внебрачная половая связь. Возникает вопрос: почему?

Это вопрос не для обсуждения по телевидению, а для Вашей исповеди, покаяния, для осознания Вами ситуации, в которую Вы попали. Эта ситуация очень неблагополучная. Вам необходимо быть на исповеди и тщательнейшим образом дать отчет Господу, что происходит в Вашей интимной жизни.

По священническому опыту могу сказать, что бывает много неприятностей и зла в таких случаях, но бывали и такие случаи, что после многих лет развода и сложных отношений супруги снова заключали брак, вторично регистрировали брак, снова становясь супругами. Мне даже приходилось таких людей венчать.

 

- Вопрос: Сын спрашивает меня: "Все мы знаем, что карты - азартная игра и играть в нее грех, но домино, шашки, шахматы и нарды - тоже азартные игры. Почему же в них играть можно? Или все-таки нельзя?"

 

- Отличный вопрос, который показывает опасность формализма. Формализм в нашей повседневной жизни (мы не говорим о каких-то юридических казусах) просто недопустим. Если мы пытаемся установить формальные рамки для наших повседневных дел, кончится тем, что мы врежемся лбом в стену, набьем себе шишку и останемся с недоумением.

Азартные игры: степень этого азарта может быть очень разной. Если игра идет в местах лишения свободы, Вы можете представить, какого рода там идет игра, на какие ставки и с какими последствиями. Кто знает, тот знает, а кто нет, не дай Бог знать.

Другое дело -  казино. До того, пока законодательно не запретили различные игровые заведения, не проходило и дня, чтобы ко мне не пришел человек и не сказал: "Не знаю, что со мной произошло. Получил зарплату, шел домой, зашел, и как-то получилось, что зарплата осталась там". Закрыли казино - и такие люди исчезли. Мы видим, как государственная власть своим участием нормализует нравственную жизнь народа. Это не значит, что исчезли азартные игроки, но массовая зараза исчезла.

Далее - собрались три пенсионера, делать им нечего, ноги ходят плохо, и вот они играют в те же карты, пусть по три копеечки, и проиграли 15 рублей за вечер. Неужели к ним надо применять те же нравственные принципы, что в первых двух случаях? Конечно, нет.

Разве в футболе или боксе нет азарта? Колоссальнейший азарт, тем не менее, это легитимные виды спорта, и по нашим социальным обычаям этот азарт допускается. Возможно, в каких-то случаях это может служить стимулом к патриотизму, стремлению к физическому совершенству или интеллектуальному, если речь идет о шахматах. Такой серьезный взгляд должен быть на игру в целом и на нашу общественную жизнь.

Существуют мифы и легенды, касающиеся именно карт, о том, что на них изображены какие-то бесы, что-то богохульное. Прямо скажем, что все это вздор. Эти легенды вызваны сочинениями не очень умных людей, которые пытались в позапрошлом веке отучить простых людей от картежной игры. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что когда человек обнаруживает, что все эти "страшилки" - обман, это обвинение в обмане он переносит на всю Церковь.

Карточные игры, как и другие игры, вредны потому, что они лишают человека свободы. Азартный игрок - это раб игры. Не пенсионеры у подъезда, а те, кто просаживают свои зарплаты и квартиры в азартных играх.

 

- Вопрос с форума: Мои друзья, муж и жена, по взаимному желанию зачали ребенка, но на одном из УЗИ им сказали, что у ребенка порок сердца, после чего они сделали аборт. Меня очень задело это убийство ребенка, не знаю, как общаться с ними. Официальная версия - выкидыш. Не знаю, обличать мне их или нет.

 

- Вопрос очень тонкий, потому что речь идет о третьих лицах. Едва ли возможно здесь давать какие-то рекомендации, могут быть тысячи разных факторов. Конечно, это очень печальное событие. Обстоятельства могут быть очень разными.

Приведу пример, когда у женщины внематочная беременность, которая, если ее не прервать, неминуемо приведет к смерти матери. Понятно, что здесь операция необходима. В случае с предполагаемым пороком сердца - это все еще предположения, как говорится, вилами по воде писано. Но спешить с выводами не нужно. Хотя по тому, что нам рассказано, это греховное и ошибочное дело.

Прерывать отношения, безусловно, не нужно. Господь Иисус Христос приходит в этот мир грешников спасти, если мы начнем делать самих себя святее Самого Спасителя, отворачиваться от людей, которые совершили ошибки и грехи, это никуда не годится. Как себя вести с ними - вопрос очень тонкий. Делать надо то, что принесет этим людям пользу. Какого рода обличения, какого рода информация. У нас достаточное число противоабортных групп, можете посетить их или найти в интернете, почитать предложенные материалы, где с той или иной позиции: рациональной, эмоциональной, биологической, религиозной растолковывается губительность абортов. Ищите, читайте, разбирайтесь и действуйте, как Вы сочтете необходимым.

 

- Вопрос телезрительницы из Ставропольского края: Все молитвы составлены в мужском роде, надо ли мне, женщине, менять их род при чтении?

 

- Конечно, в Вашей личной молитве Вы меняете эти слова, как нужно для Вас, чтобы эта молитва была Вашей личной. В личную молитву Вы вставляете те формулировки, те грамматические формы, которые соответствуют Вам. Но не путайте Вашу личную молитву с общественной, которую читает священник или дьякон.

Хорошо, что Вы вспомнили молитву святителя Иоанна Златоуста перед причастием, где есть слова "от них же первый есмь аз". Зачастую священник или кто-то, кто читает ее при выносе Чаши, употребляет оба варианта" первый и первая есмь аз", для того чтобы напомнить, что эту молитву читает каждый подходящий к Чаше со Святыми Дарами.

Хочу обратить внимание на то, что среди вечерних молитв есть молитва о повседневном исповедании грехов, где перечисляется множество разных грехов: пьянство, воровство, блудодеяние, чего там только нет.

Все молитвы попали в молитвослов из монастырских уставов. Представьте, что сто монахов совершают вместе вечернее правило, и вот один из них зачитывает весь этот перечень грехов, чтобы каждый из них в отдельности вспомнил, не согрешил ли он чем-то из этого. Чтец дает напоминание окружающим людям о тех грехах, которые они могли совершить. Другое дело, когда я один в своей комнате читаю эти молитвы. Крайне неразумно повторять те грехи, которые лично к Вам отношения не имеют. Надо вставить те реальные грехи, в которых Вы реально повинны, которые Вам реально надо исправить. Вот другая ситуация, что делать, чтобы молитва правила стала Вашей личной молитвой.

 

- Вопрос телезрителя: В Евангелии от Иоанна Господь говорит слушающим, что Он и Отец - одно, кто видел Его, тот видел и Отца. После чего говорит, что Он идет к Отцу, Который более его, и сравнивает Отца с виноградарем, а Себя с виноградом. Нет ли здесь противоречия с учением о Святой Троице?

 

- Очень хороший и серьезный вопрос, и его разрешение лежит в понимании того факта, что Господь Иисус Христос, воплощенный Бог и человек, соединяет в одной личности две природы: природу Божественную и природу человеческую. Именно основываясь на этих не противоречиях, как Вы выразились, а на разных взглядах Спасителя на Самого Себя, вплоть до середины V века после Рождества Христова Церковь аккуратно и постепенно формулировала понимание личности и природы Самого Спасителя. Подробнее об этом Вы можете узнать из хорошего руководства по догматическому богословию. Возьмите, например книгу протоиерея Олега Давыденкова, читайте внимательно, разбирайте учение о Святой Троице, учение о природе Сына Божия.

 

- Вопрос с форума: Тело человека - храм Божий. По неведению сделал себе татуировку, чем осквернил храм Божий. Нужно сводить ее, но это будет причинение боли и останется шрам, чем я еще раз оскверню храм Божий. Что же мне делать?

 

- Здесь тоже формализм. Была совершена ошибка, человек кается. При покаянии задается вопрос: могу ли я исправить эту ошибку? Если могу свести, то пусть будет больно, будет стоить денег, но это будет реальный плод моего покаяния. Благодарите Господа за то, что Он дает Вам возможность свести татуировку.

 

 

- Вопрос телезрительницы из Калининграда: У меня три года назад в утробе погиб ребенок, которому было уже полгода. Мне сделали кесарево сечение, у него было удушье. Мы с мужем очень переживаем, какова его участь, и как за него молиться?

 

- Смерть присуща человеческой природе: в шесть ли месяцев, в тридцать или шестьдесят, так или иначе, все мы проходим этими воротами. Детская смерть наносит особую рану на человеческую душу, но это, в известном смысле, неизбежно.

Как на это смотреть? Мы находимся в Москве, а кто-то уехал в Петербург или Хельсинки. Если мы забудем о нем, значит, вся наша здешняя дружба была напрасной. Если же мы сохраним контакт с ним, значит, этот человек, хотя уехал, по-прежнему с нами - это и есть молитва об усопших. Религия не что иное, как связь  жизни земной, материальной с жизнью иной. Ваша задача - поддерживать эту связь всеми средствами Вашей христианской жизни. Если Вы и Ваш муж будете укреплять вашу христианскую жизнь, рожать новых детей, помнить об этом малыше, приносить вашу личную молитву в той форме, которая вам по душе - здесь нет никаких формальных правил - держать его в своем сердце, то после нескольких лет вы обнаружите, что Ваша тягота, скорбь ушла, осталась светлая грусть, которая только помогает на вашем жизненном пути.

 

 

- Вопрос с форума: Грех ли  в том, что дети не говорят матери, которой 71 год, что у нее умерли близкие родственники: брат, сестра и два племянника. Десять лет мы не общались, были в ссоре, а они жили на Украине, теперь узнали через интернет. Боимся сказать матери, потому что у нее слабое сердце, давление. Как поступить правильно?

 

- Вновь вопрос, связанный с опасностью формализма. Грех - это вред. Вы дети взрослые, думайте, будет Вашей матери хуже или лучше, если вы скажете ей. Рассудите, сообразите. Грехом будет причинение вреда, если будет польза, то греха нет.

 

- Вопрос с форума: В младенчестве мы крестили свою дочь и пригласили крестной добропорядочную женщину, которая всегда носила на своей груди крестик. Впоследствии она сказала, что была некрещеная, и крестилась позже. Мы переживаем, как это скажется на дочери?

 

- После драки кулаками не машут. Если подруга совершила такую ошибку, то помоги ей Бог.  Если она продолжает участие в жизни Вашей дочери, продолжает общаться с вами и вашей семьей, нет никакой причины от этого отказываться.

Как скажется на дочери? Не думаю, что надо искать какие-то мистические обстоятельства, а просто продолжать свою христианскую жизнь. Не надо ставить этот грех в вину Вашей подруге, помоги ей Бог избыть этот грех, раз она принесла в нем покаяние. Но Вам не надо делать никаких "рабочих выводов" из этого неприятного обстоятельства.

 

- Вопрос телезрителя: В храм часто приходят в основном женщины, как молодые, так и в возрасте, одетые в джинсы, шорты, с ярким макияжем. В последнее время число таковых увеличилось, но никаких действий, замечаний в связи с этим не наблюдается?

 

- Могу ответить не от себя, а с точки зрения общецерковного взгляда, таких людей, если только это не крайний случай: человек пришел в плавках, гнать не надо, но надо проявлять к ним гостеприимство. Но Вы совершенно правы, что в случае неподходящей одежды, на входе в крупные храмы держат два ящика: один с платочками, другой с фартуками.

Святейший Патриарх недавно говорил в обращении к Церковному Совету (об этом можно прочитать), что в таких случаях надо вежливо, спокойно, без малейшего недоброжелательства, подойти к человеку, поприветствовать его, сказать, что очень хорошо, что он пришел в церковь, и показать, где можно взять вещи, чтобы в благопристойном виде молиться Господу.

 

- Вопрос с форума: Можно исповедоваться без Святого Причащения, но нужно ли читать каноны и поститься перед такой исповедью?

 

- Формально говоря, ответ отрицательный, поскольку каноны и пост, о которых Вы говорите, представляют собой часть подготовки к Таинству причастия. Чтобы ответ был более точным именно для Вас, надо задать его на исповеди священнику, он скажет Вам, как готовиться, поскольку здесь единообразие может иметь обратное действие. Люди начинают бояться причащаться, опасаясь, что они не то вычитали. О подготовке к причастию человек должен спрашивать священника на исповеди, и он скажет, какие молитвы ему надо прочитать. Примерно то же самое и с исповедью. Обстоятельства могут быть разными, может потребоваться и дополнительный пост, и дополнительные молитвы в качестве епитимьи.

 

- Вопрос из Удмуртии: Я постоянно смотрю новости из Украины, конечно, молюсь, но очень переживаю, у меня наступило болезненное состояние. Как себя правильно вести?

 

- Вопрос разумный. Переживания и сострадание присущи нам. Обращение Патриарха в этой связи ориентирует нас на острое восприятие происходящего: неравнодушие, серьезное внимание к событиям. Но, как Вы правильно заметили, очень легко перейти меру.

 

- Назначьте себе время для просмотра телепередач, например, вечерняя программа "Новостей". Если пользуетесь интернетом, назначьте, например, 15 минут на чтение новостей, но не больше, то есть, установите контроль над своим поведением, исходя из трезвой самооценки.

 

- Вопрос с форума: Мой отец, прожив с моей мамой 30 лет, ушел из семьи и живет с другой женщиной около 7 лет, не разведясь с мамой. Свой поступок за грех не считает, и раскаяния у него нет. Общаться с моей семьей не хочет, но везде старается взять свою семью. Как мне вести себя, и как объяснить сыну, почему его дед живет не с бабушкой?

 

- Это очень тонкий вопрос, особенно настораживает факт, что отец оставил семью, а развод не совершил. Почему Ваша мать не совершила развод? Она должна была в тот момент, как муж ее покинул, и брак ее умер, поскольку этот человек ей больше не муж, она была должна этот брак "похоронить", получить на него "свидетельство о смерти", то есть развод. Иначе получается некая форма самообмана.

Ваши взаимоотношения с отцом, Вашего ребенка с дедом, здесь едва ли можно осуществить "дистанционное" пастырское руководство. Многое зависит от Ваших отношений с матерью. Говорю наугад, но не исключено, что ей было бы неприятно, что муж, предавший ее, в составе новой семьи, но если он не разведен - значит, это внебрачная связь, вторгается к Вам, ее внукам. Имеет прямой смысл дать понять отцу, что он совершил злое дело, что Вы это знаете и глаза на это не закрываете, но это не значит, что Вы должны отвернуться от него.

Ответы на вопросы детей - это тоже очень индивидуально. Многое зависит от возраста ребенка, его интеллектуальных способностей. Если это младший подросток, можно сказать правду, не боясь. Если это маленький ребенок, то можно отвлечь его внимание от вопроса.

 

- Вопрос телезрительницы из Орла: Недавно я похоронила мужа, сама перенесла операцию на сердце. Когда я дома читаю молитвы, то у меня всегда идут слезы. Почему?

 

- Почему бы и нет, дорогая? Смерть - это очень печальный факт нашей жизни, все мы проходим этими воротами, грусть и печаль, и надгробное рыдание, как мы говорим в Чине погребения, присущи нам. Не стыдитесь слез, раз они льются, значит, они помогают Вам приблизиться к Богу, получить некое очищение, освобождение от печали и тоски. Не бойтесь, продолжайте молитвы об усопшем муже, о самой себе и помните, что наша земная жизнь - это дорога к Богу, к Небу. Каждый человек идет своей дорогой, Вам досталась такая, двигайтесь по ней.

 

- Вопрос с форума: Есть ли в православии духовный эгоизм?

 

- Когда задаются короткие вопросы, на них трудно отвечать. Эгоизм - это противоположность любви. Бог есть любовь, основные заповеди, которые дает Христос - это заповеди любви, Его жизненный путь - путь любви. Эгоизм - это взять себе, любовь - отдать от себя.

Что такое духовный эгоизм? Если человек свое эгоистическое устроение проявляет в том, что не желает помогать или общаться с ближними, ставит себя в гордое положение, то, наверное, можно назвать это духовным эгоизмом.

Не стоит изобретать новых формулировок. Православие потому склонно к консерватизму, чтобы не заблудиться в новых формулировках. Лучше держаться тех понятий и умозаключений, которые были сделаны Православной Церковью на протяжении сотен лет, и тогда мы уже не ошибемся.

 

- Вопрос телезрителя из Свердловской области: Сегодня сорок дней, как умер мой отец, он был верующий человек, но не исповедовался и не причащался, к тому же умер скоропостижно. Хотелось бы узнать, какова судьба таких людей?

 

- Вопрос о судьбе - вопрос неразрешимый. Это попытка манипулировать Богом ил получать информацию, которая от нас скрыта. Наша задача не судьба человека после смерти, а наша собственная молитва, наше собственное усилие в земной жизни по сохранению связи с ним, сохранению молитвенной памяти и даже материальной, которая неразрывно связана с молитвой. Нет человека, иже жив будет и не согрешит - это постоянная тема заупокойных молитв. И нам не следует выносить какие-то приговоры или суждения. Надо продолжать молиться самим и уповать на Божью милость. Читайте внимательно тексты заупокойных молитв, и Вы увидите это в их содержании и направлении.

 

- Вопрос с форума: Когда человеку дается ангел-хранитель? При рождении или при крещении?

 

- Догматически этот вопрос не решен. Церковь этого не определила. Наиболее принятое мнение: что при крещении происходит соединение человека с неким ангельским существом, однако есть все основания, в том числе библейские, что ангелы-хранители, некие существа невидимого мира, присущи каждому человеку, независимо от того, крещен он или нет.

Наиболее правдоподобное и простое предположение, которое можно найти даже в догматических руководствах: во время крещения человека происходит некое постоянное соединение души человека  с некой ангельской сущностью, а человек не крещеный, не православный тоже может иметь такой контакт, но не постоянный, а по мере необходимости, которую определяет Господь. Иными словами, ангел-хранитель может быть у всякого человека, но постоянно присущ человеку после крещения.

 

- Вопрос телезрительницы: У меня двое маленьких детей, и муж на протяжении трех лет употребляет курительные смеси, о чем я узнала недавно. Мне пришлось уехать к маме в другой город, где я живу уже восемь месяцев, я стала ходить в храм, раскаиваюсь в своих грехах. Муж просит нас вернуться, а я прошу его сходить в храм. Как мне поступить?

 

- Как поступить Вам, никто, кроме Вас, решить не может. Рекомендации и советы могут дать в том, как Вашему супругу избавиться от зависимости. Лучше всего, если это будете делать не Вы, а некий посредник: священник, врач или кто-то из старших родственников. Тот, кто поставит его перед фактом: либо он ведет борьбу с зависимостью медицинскими средствами, либо его брак погибает, и он перестает быть Вашим мужем.

Если человек уходит в наркоманию и не стремится избавиться от нее, значит, он погибает - это надо объяснить Вашему мужу. Практические меры - медицинская и духовная - идут вместе. Духовная мера - ему надо принести покаяние в грехе и дать Господу зарок собственной волевой направленности к избавлению от этого греха. То есть я буду то, что хочешь Ты, Господи, а не я. После этого обращаться к врачам и следовать детоксикационной процедуре в полном послушании Христу, воля Которого реализуется через медицинские процедуры реабилитационного центра. Иными словами, я подчиняюсь врачам, потому что они исполняют волю Божию, а я подчиняюсь Христу.

Это надо объяснить мужу. Вряд ли это сможете сделать Вы, судя по Вашему эмоциональному настрою, но любой ответственный человек, с которым Вы найдете общий язык, сможет ему это объяснить.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Королева: У меня наркозависимый сын, я долгое время его лечила: мы ездили в монастыри, вместе ходили к причастию, но это результата не дает, потому что сын хочет избавиться от зависимости, но делать для этого ничего не хочет. Он ворует из дома, вымогает деньги на наркотики. Мне посоветовали обратиться в милицию, написать заявление, что он не работает, ворует. Надо ли мне это делать?

 

- Вопрос острый. Ваша ситуация отягощена тем фактом, что у Вашего сына зависимость не только от наркотиков, но и от Вас. А у Вас от него. Вы связаны с сыном созависимостью, которая отягощает его наркотическую зависимость.

Наркотическую зависимость он должен прервать сам. Вашу созависимость должны прервать Вы. Будете ли Вы жаловаться в полицию на его безобразия или будете решать вопрос сами, зависит от степени тяжести его деяний и от возможности справляться Вам с этим самостоятельно. Нужно позаботиться о своем поведении, чтобы жизнь Вашего сына была его собственной, а не Вашей. Возьмите себе это в качестве цели: "Ты решаешь свои жизненные проблемы сам. У меня для тебя денег нет. Если ты живешь в моей квартире, ты должен соблюдать законы и правила".  Первый шаг, который Вы должны сделать: Ваше покаяние, изменение Вашего взгляда на сына и Вашу собственную жизнь - будет само по себе очень благотворным фактором в его избавлении от этой страшной зависимости.

 

- Вопрос с форума: Существует ли такое явление как лжесмирение, и каковы его признаки?

 

- Любое хорошее, доброе дело может быть извращено, искажено, испорчено тем или иным грехом. Под видом смирения могут произрастать такие сорняки, которые это смирение и искажают, и заглушают. Говорить об этом в целом достаточно трудно.

Профессор Осипов довольно часто говорит об этом: с виду человек смиренный, а на самом деле воплощенный бес. В пастырской практике мы видим обстоятельства более тонкие: его (или ее) смирение недостаточно сопряжено с Христом. Любое доброе дело, которое мы делаем, должно быть сопряжено со Спасителем, если мы христиане. Когда человек пытается смиряться, но при этом не добивается живой молитвенной связи со Спасителем, то это смирение приводит его в тупик.

К примеру, мы часто видим смирение, которое строится на подчинении "старцу". Одно дело монастырский послушник, который обязан это делать, другое дело, когда миряне входят в такие абсолютно губительные отношения с духовенством. В результате образуется такая "микросекточка", которая с виду абсолютно православная, но по сути это секта, поскольку есть ее главарь, хотя он и носит рясу и крест, и есть сектанты, которые абсолютно уверены, что есть у них батюшка, которому открыта Божья воля, а дальше хоть трава не расти:  и что там Церковь, Синод, Патриарх это их совершенно не волнует. Вот вам пример явного, ложного, очень опасного и губительного "смирения".

 

- Вопрос телезрительницы из Московской области: Сказано, жена спасается чадородием, неужели можно спастись при жизни, не являясь монахом. Второй вопрос: Как поститься матери, если у нее ребенок до трех лет?  Как вести духовную жизнь матери, у которой маленький ребенок, а храм находится в другом городе?

 

- Первое и очень серьезное заблуждение - как можно спастись, если ты не монах. Как будто монаху вручается билетик на спасение, а другим - нет. Это полный вздор и ересь. Ни в коем случае не поддавайтесь таким глупым мыслям. Монашество и не монашество - два разных пути к одной и той же цели. Христос - один, Церковь - одна, спасение - одно. Грехи, ошибки и заблуждения присущи как тем, так и другим. Ни в коем случае не ставьте себя в положение человека "второго сорта", мы все дети Божьи, все - братья и сестры Спасителя по причащению Святых Даров.

Женщина спасается чадородием по очень простой причине. Спасение - это подвиг любви, а чадородие - самый простой и прямой путь развития и совершенствования любви в душе человека. Мужчинам в меньшей мере дан этот дар любви по сравнению с женщиной, поэтому материнство и становится возможностью спасения. Нормальная мать, отдавая себя ребенку в подвиге любви, приобретает те дары, которые Спаситель раздает людям - дар любви.

Грудью кормите столько, сколько нужно ребенку, определить это Вам поможет врач. Святые отцы в лице Дионисия Александрийского еще в IV веке определили, что молодая мать, кормящая грудью, постится по возможности, иными словами, ее пост диктуется требованиями ее организма, того бремени, которая она несет - это 8 и 9 каноны святителя Дионисия Александрийского.

Если Вы хоть иногда погрузите ребеночка в коляску и кто-нибудь довезет Вас до храма - слава Богу. Ребеночек будет потихонечку расти, и Вы будете чаще бывать в Церкви. Ваша домашняя молитва соединится с таинствами церковными. Пользуйтесь любой возможностью, чтобы вместе с малышом причащаться Святых Таин.

 

- Большое спасибо, отец Макарий. Время нашей передачи подошло к концу, благословите наших телезрителей.

 

- Господь всех благословит, дорогие телезрители. До следующей встречи.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

 

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать