Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сегодня мы с отцом Иоанном порассуждаем о том, какими должны быть современные приходы, чего им сегодня не хватает. Это сложная тема, неоднозначная. Развивать ли в приходах какие-то другие направления, помимо богослужебной жизни? Какие аспекты жизни могут еще присутствовать в приходской жизни, которые были бы полезны людям? Прежде чем говорить о современных приходах, понять, что это такое, необходимо небольшое предисловие. В прошлой нашей беседе Вы рассказали о том, что преподаете такую интересную дисциплину, как «Современная жизнь конфессий». Было бы интересно узнать, современная жизнь прихода и вообще современные приходы являются ли темой дисциплины, которую Вы преподаете в вузах – и в светском, и в церковном?
– Спасибо за вопрос. Современные приходы, конечно, отражают сегодняшний день и современную жизнь конфессий. На сегодняшний день приходская жизнь переживает наверное, то, что она никогда не переживала на протяжении всего времени существования приходов в нашем Отечестве. Начинается новое время: время диалога, когда приход отчасти задает даже некий культурно-просветительский вектор развития жизни, например, в малых городах. На сегодняшний день приходы как никогда должны быть социально активны, но при этом надо понимать, что основа жизни прихода – это прежде всего литургическая, богослужебная жизнь, и все члены прихода должны быть объединены вокруг Чаши Христовой. Именно богослужебная жизнь будет задавать соответствующий вектор развития и для иных моментов деятельности прихода: это и социальная работа, и образовательно-катехизаторская деятельность; деятельность, связанная с общением со средствами массовой коммуникации (что очень актуально сегодня); это в целом и просветительская деятельность на селе, в городе или мегаполисе. Достаточно большая сфера деятельности. Заметим, что каждый приход уникален, каждый акцентирует внимание на каком-то особом социальном делании. Например, мы знаем приходы, в которых существует сестричество – сестры милосердия, которые помогают в госпиталях, престарелым людям, и таким особым образом приход несет свое социально-церковное послушание. Это очень важно. Есть приходы, которые акцентируют внимание на просветительской деятельности, миссионерской работе и так далее. Каждый приход уникален, но в любом случае приходская жизнь на сегодняшний день невозможна без активной социальной позиции самих прихожан.
– Наша телезрительница пишет: «Хотелось бы уточнить, а что понимать под определением «современные приходы»? Разве сегодняшний приход в широком смысле отличается от приходов, например, двадцати– или тридцатилетней давности? Разве отличается их смысл и предназначение? Не может ли произойти того, что за всеми современными трансформациями и новшествами утеряется истинный их смысл – путь к Богу и общению с Ним?» Отвечая на вопрос телезрительницы, прежде всего объясните, что понимать под определением «современный приход»? Может быть, отчасти этот вопрос и ко мне, потому что тему-то формировал и закидывал в социальные сети я? Что я имел в виду? Речь идет о том, что мы живем в эпоху определенных новшеств – новых технических средств, которые начинают присутствовать и в современной жизни прихода. Конечно, в жизни любого прихода, без разницы, современный он или нет, очень важна в первую очередь богослужебная жизнь, участие в церковных таинствах и в главном христианском таинстве – Евхаристии. Всё это так: приход является центром духовной жизни, но иногда и местом социального служения. И вот это «тянет» за собой те обновления, которые необходимы. Возьмем любую техническую составляющую: необходима ли сегодня фото-, видеосъемка в храмах (не любительская, когда все прихожане фотографируют друг друга, как на мероприятии), когда присутствует профессиональный фотограф или видеооператор, который снимает праздничные богослужения, фотографирует венчание прихожан не каким-то кустарным способом, а профессионально? Возможно ли использование таких средств, которые ранее казались немыслимыми? Могли ли прихожане двадцать, тридцать лет назад позвонить в эфир какого-либо телеканала и задать батюшке вопрос? А ведь все это современные технологии, присутствующие в жизни сегодняшних приходов. Сейчас во многих приходах создаются такие площадки, где люди через Интернет, свою страничку в социальных сетях могут задать вопрос, прочитать любую историю и так далее. Весь этот комплекс вопросов я и имел в виду. Прошу прощения за мой монолог.
– Я Вас просто продолжу. Действительно, отличается ли приход, который был двадцать-тридцать лет назад, от современного прихода? Безусловно, отличается! Время задает совершенно иной вектор развития, и в приходской жизни в том числе. Основой жизни прихода, как мы уже с Вами сказали, должна оставаться прежде всего богослужебная жизнь, но необходимо сказать и следующее: деятельность прихода ныне не вмещается лишь в церковную ограду; она выходит за нее в современный мир, который показывает нам свою многогранность. Здесь-то как раз и должна осуществляться миссия православного человека, в том числе, как Вы правильно обозначили, через интернет-пространство. Многие современные приходы имеют интернет-сайты: это требование сегодняшнего дня, от этого мы никуда не уйдем. Вектор развития приходской жизни задает нам и сама жизнь, и священноначалие. Мы живем в уникальное время, когда нам приходится постоянно сталкиваться с некими новыми тенденциями, которые не имеют аналогов в организации приходской жизни. Что я имею в виду? Например, некогда решением Священного Синода была введена должность помощника благочинного по ряду вопросов: образования, катехизации, социальной работе, работе с молодежью и так далее. Был обозначен функционал деятельности данного человека. Наличие такой должности должно обеспечить повышение активности во всем благочинии, повышение активности прихожан в самих приходах. Такая социальная работа, социальная нагрузка сегодня необходима, без нее мы просто никак не справимся. Взять, например, Первоуральское благочиние Екатеринбургской епархии, которое я имею честь представлять: на сегодняшний день у нас создан и достаточно активно функционирует институт помощников благочинного по тем или иным направлениям. Помощники, в зависимости от своего функционала, дальше работают либо с приходскими катехизаторами, либо с социальными работниками на приходе, а те в свою очередь уже организуют данную деятельность на самом приходе. Введение данных должностей в благочинии и в приходах показало хорошую эффективность работы. Повышается некий градус социальной активности; к очень важным социальным мероприятиям привлекается молодежь, так что решение священноначалия, которое было принято, что называется, на злобу дня и решает многие проблемы в жизни Церкви. Будем надеяться, что данный инструмент явится важной составляющей в организации управленческой деятельности на местах в благочинии – непосредственно в приходах.
– Вот оно – современное новшество, да?
– Да, и мы можем говорить о том, что это новшество, как я уже сказал, является эффективным. Введение института помощников благочинных, который не один год успешно функционирует в Екатеринбургской епархии, осуществляется и в ряде других епархий. Но, конечно, не во всех, так как некоторые епархии только-только образовались. Все дело за будущим. Но то, что было принято тогда, очень эффективно и, безусловно, приносит свои плоды. На сегодняшний день у нас активизировалось взаимодействие с Управлением образования; мы активно работаем с социальными структурами, взаимодействуем с Библиотечной системой. Одному благочинному было бы не по силам решать все эти вопросы, а когда есть группа единомышленников, людей, наделенных определенным функционалом, заинтересованных в решении тех или иных вопросов, дело, конечно же, сдвигается в лучшую сторону. Поэтому приход на сегодняшний день, возвращаясь к нашему вопросу, должен показать себя весьма эффективным.
– К нам поступил следующий вопрос: «Скажите, на Ваш взгляд, насколько приход в маленьком городе, где все проще и кулуарнее, по своему духу отличается от прихода в большом городе, где скорость жизни выше, как, к примеру, и уровень образования?»
– Конечно, существуют разные приходы, и они действительно отличаются друг от друга: одно дело – приход в мегаполисе (Екатеринбурге, Москве, Питере), и совсем другое – где-то на периферии, в малом городе. Но я бы не согласился, что в малых городах в приходах так все просто. Каждый приход в силу своего геокультурного пространства имеет и свою специфику. Особенность прихода, находящегося в малом городе, заключается в том, что он может стать неким интегрирующим началом во взаимодействии друг с другом многих административных ресурсов. Что я имею в виду? Если мы возьмем управленческий аппарат того или иного городского округа или малого города, то увидим, что, например, Управление образования осуществляет свою деятельность в рамках своей компетенции, Управление социальной защиты – своей, компетенция иных силовых структур также ограничена. А вот приход в малом городе как раз может для решения важных социокультурных задач объединить все эти административные ресурсы воедино, в рамках проведения тех или иных социальных акций. Что это может быть? Например, духовно-просветительские мероприятия, посвященные той или иной важной дате в жизни нашего Отечества или жизни Церкви, ведь Церковь вписана в историю и культуру нашего Отечества. Поэтому данные мероприятия могут быть активно проведены совместно с Управлением образования и Библиотечной системой. Здесь мы можем привлекать и ресурс дополнительного образования, в частности школу искусств, музыкальную, художественную школы, которые поддержат данное мероприятие. Можем привлечь и Управление по социальной защите, которое позволит пригласить на мероприятие людей нуждающихся, вручить им подарки, как-то помочь. То есть приход может все это объединить. Этот опыт объединения административных ресурсов вполне реальный и на сегодняшний день, как я уже сказал, воплощен в рамках Первоуральского благочиния. Поэтому очень хорошо, что Вы являетесь прихожанином прихода, находящегося в малом городе: у Вас достаточно большие возможности, которых порой в силу разных причин бывают лишены приходы в мегаполисе, поскольку здесь очень сложно объединить все возможные ресурсы. Везде свои сложности и преимущества.
– Мы говорили о введении института помощников благочинных: понятно, что это конкретные люди, которые занимаются теми вопросами, в которых они более компетентны. Это действительно эффективная мера, потому что настоятелю храма или священнику нужно уметь разбираться во множестве различных вопросов: и как правильно строить, и как получить разрешительную документацию на земельный участок или храм, и как все это правильно оформить с юридической точки зрения, и как работать со службой социальной защиты, и так далее, и так далее. Всем этим занимаются люди, ежедневная (или несколько раз в неделю) работа которых требует огромного количества времени. Эта работа уже не может быть в рамках какой-то небольшой помощи. На мой взгляд, здесь может возникнуть проблема с наличием таких людей, их готовностью работать в Церкви, потому что зарплаты здесь не те, которые они могли бы заработать в каком-нибудь другом месте. Но, как бы там ни было, все равно это уже какая-то оплачиваемая должность, а не полностью благотворительное начало.
– Конечно, эти должности являются штатными. Работа человека будет эффективна тогда, когда он освобожден от каких-то других видов деятельности, занимается только одним направлением: либо образованием, либо социальной работой, либо работой по связям с общественностью и так далее. При этом финансово данный вопрос решается на уровне благочиния, и достаточно эффективно: все приходы благочиния подключаются, в том числе и финансово, чтобы поддержать данных помощников, поскольку они в свою очередь решают многие проблемы взаимодействия с теми или иными социальными структурами. Другой аспект данной проблемы – это подготовка уже самих помощников настоятеля и благочинного. Вот здесь мы и говорим о возможности служения мирянина в Церкви, о его полноправном служении уже не только в рамках литургической жизни, но и социальной работы.
– То есть можно сказать: не священнослужитель, но церковнослужитель?
– Безусловно, да. Это может быть как женщина, так и мужчина, но они обязательно должны быть компетентными не только в своей области, но и в вопросах вероучительного плана. То есть это люди, получившие не только должное светское образование, но и духовное. Такой синтез знаний позволит быть весьма мобильным во взаимоотношениях с различными социальными структурами административного ресурса. Данную проблему на сегодняшний день решает Свято-Тихоновский университет. В рамках Екатеринбургской епархии это Миссионерский институт, куда люди приходят достаточно осознанно и целенаправленно, имея за плечами и жизненный опыт, и неплохое светское образование. Обучаясь, они укрепляются в вере, осваивают тот вероучительный минимум, который будет необходим им в дальнейшем, в том числе и для такой вот социальной активности. Повторюсь: новое время рождает новые идеи и новые проблемы, с которыми мы сталкиваемся: постепенно они все-таки решаются, поэтому очень хотелось бы, чтобы на приходах находились те люди, которые были бы готовы (может, поначалу и во славу Божью) потрудиться в рамках той или иной социальной деятельности. Это может быть и работа с молодежью, и катехизаторские беседы, и воскресная школа для детей и взрослых, и взаимодействие с Управлением образования, различными социальными службами и так далее. Люди сами должны проявить свою активность, это очень важно. Когда человек чувствует в себе некий потенциал (да, я могу; да, у меня получится!), я думаю, необходимо подойти к настоятелю храма, благочинному, сказать о себе, и, скорее всего, этот вопрос будет решен весьма быстро и конструктивно. Проблема в кадрах существует, наверное, везде, в любой социальной системе, в любом социальном институте, будь то образование, армия и так далее. Везде есть кадровая проблема, поскольку всегда ценятся, как мы говорим, люди адекватные, то есть люди, которые знают, что делать, как делать, для чего делать. В таких людях на сегодняшний день Церковь нуждается как никогда, очень и очень сильно! Если они находятся, то многое и делается, слава Богу!
– А чем еще может заниматься приход? Ведь на сегодняшний день приход – это не только место, куда люди приходят на богослужение для участия в таинствах, а это действительно некий комплекс, подобный монастырскому, где существуют послушания по разным направлениям деятельности, различные мастерские. Наши зрители знают о существовании таких мастерских, как, например, в Свято-Елисаветинском монастыре города Минска. У них даже есть свой сайт: obitel-minsk.ru, где можно увидеть видеослужбы монастыря, а также различные видеоматериалы о тех или иных мастерских. Это очень увлекательно и интересно. Мы видим, что есть и монашествующие, которые владеют всей этой техникой. Это один из примеров современной организации использования новых технических средств. В моем представлении современный приход – это тоже некий комплекс, где существуют, может быть, и школы, и детские сады, и какие-то отделы, хотя бы по поддержанию прилегающей территории прихода, развитию парковых зон и так далее. Люди могут приходить не только в воскресенье утром или в субботу вечером на богослужения, но и после службы оставаться на чаепитие для беседы, посещать библиотеку и так далее. Сейчас такие храмы, как комплексы, уже существуют. Но многие, конечно, возразят, что необходимы только богослужения, только церковные таинства, а всем остальным, чем сегодня занимаются приходы, Церковь заниматься не должна в принципе. Это не мое возражение, это возражение, которое может возникнуть у людей.
– Мне кажется, что такая позиция приводит человека к принципу: «Живу – моя хата с краю. Я хожу в церковь, спасаюсь, молюсь, причащаюсь, чего еще надо? Так и буду дальше жить». Но мы должны помнить о том, что вокруг нас люди, которые в силу различных причин еще не сделали свой первый шаг к храму. Они живут в пространстве массовой культуры и поглощаются культом наживы и потребительства, доминированием кошелька и желудка в их жизни. Таким людям необходимо рассказать о ценностях нашей культуры, об истории нашего Отечества, о вечных евангельских истинах, ведь именно в делах милосердия, сострадания, помощи друг другу и проявляется наша вера. Социальная активность как раз и говорит о том, что наша вера не знает никаких границ, не может укладываться лишь в рамки храма. Она – вся наша жизнь! Поэтому приходы на сегодняшний день должны быть, если можно так сказать, некой основой конструирования нашей жизни. Там должно быть всё: и молодежные объединения, и служба помощи тем, кто в ней нуждается, и воскресные школы. С приходом должны быть связаны всевозможные грани нашей жизни, ведь приход – это моя вторая семья (а для некоторых, возможно, и первая, бывает и так). Храм – это мой дом, то место, где меня поймут и выслушают, где я могу принести пользу, где мое участие необходимо и может принести людям некое благо. При таком грамотном, размеренном конструировании социальной активности прихода, я думаю, мы вряд ли можем отдалиться от веры. Наоборот, мы ее приумножим и в нашем сердце, и в сердцах многих людей. История показывает нам множество примеров: праведный Иоанн Кронштадтский умел сочетать богослужебную жизнь и социальное служение. Вот кто должен быть нам примером!
– Спасибо за ответ. У нас есть первый звонок от нашего телезрителя из Белгородской области. Телезритель: «Я послушал разговор: речь идет о хозяйственной деятельности какой-то и социальной работе, но, насколько я помню, Христос говорил, что надо искать прежде Царство Небесное и правду его, а все остальное приложится. А у нас получается так, что «все остальное» – на первом плане, а главное – на втором. У нас что, все вопросы с Царством Небесным уже решены? Осталось только социальную работу и хозяйственную деятельность наладить, и все будет решено! Так, что ли?»
– Спасибо Вам за вопрос. Да, мы об этом уже говорили. Но ведь согласитесь, просветительская деятельность, вопрос изучения Священного Писания, святоотеческого наследия – это актуальные вопросы во все времена. Приход должен организовать данную работу; без этого невозможна духовная жизнь, наша закалка в вере. Ведь Христос, да и сами апостолы не замыкались в рамках своей общины. Они шли и проповедовали (всем проповедовали!) о Христе: и тем, кто хотел слышать, и тем, кто не хотел. Они несли свет Христовой веры в тех социокультурных, исторических реалиях, которые сложились на тот момент. На сегодняшний день все православные люди призваны к этому великому апостольскому служению, каждый на том месте, на котором призвал его Господь. Кто-то является епископом, кто-то – священником, а кто-то – простым мирянином. Мы должны осознавать, что с нас многое спросится: как мы смогли рассказать о нашей вере, показать всю радость жизни со Христом, радость бытия жизни человека в Церкви. Это и должно стать основой социальной активности приходов – радость жизни в Церкви. Эта активность позволит сломать устоявшиеся за советское время мифы, связанные с отношением к Церкви и верующим людям. Я недавно в университете проходил избрание на должность доцента, и у ученого совета возник вопрос: «Как Вы можете совмещать преподавательскую деятельность и священный сан?» Ответ на него вроде бы очевиден: а что здесь особенного? Тем не менее этот вопрос будоражит умы людей. Это говорит о том, что мы в области религии и жизни Церкви не понимаем чего-то элементарного, поэтому ломание этих, к сожалению, устоявшихся социальных мифов как раз и связано с социальной деятельностью Церкви.
– Обратимся к комментариям и тем вопросам, которые написала в нашей группе ВКонтакте подписчица: «Мне бы хотелось, чтобы мой приход организовывал акции помощи нуждающимся людям, активнее проводил акции привлечения людей на лекции о вере, Боге, спасении, а также на крестные ходы, но не вокруг храма, а в соседние поселки». Она пишет, что готова в этом участвовать. «В Церкви – бабушки и несколько взрослых людей из соседних домов. Я проживаю в Московской области, в поселке с населением четырнадцать тысяч человек, но на службе нет людей из моего поселка. Почему так? Ведь ближайшая церковь находится в пяти минутах езды на автомашине! Мне обидно за спящий и равнодушный народ». Даже не отвечая на это конкретное письмо, а обобщая, что можно сказать людям, которые хотят проявить себя, с чего им начать? Вот человек говорит, что готов участвовать, а в чем же тогда проблема и как ее решать?
– Проблема очевидна и, по всей видимости, характеризуется старой и, к сожалению, очень жизненной пословицей: каков поп – таков и приход. Ведь что греха таить, эта активность, о которой говорит прихожанка: и крестные ходы, и богослужебная, и образовательная деятельность прихода – всему этому должен задавать тон сам священник, насколько сам он к этому готов. Порой священнику в силу разных причин очень сложно сделать первый шаг, но, если он увидит, что есть люди, которые его поддерживают, готовы помочь ему в этом начинании, будет очень хорошо. Что касается крестных ходов, то это очень хорошее, важное духовное начинание, но оно не может раз – и возникнуть: все должно быть, конечно, с благословения священноначалия. Благочинный и настоятель должны испросить благословение у правящего архиерея, а получив одобрение священноначалия, можно приурочить крестный ход к тому или иному важному событию в истории Церкви, к каким-то памятным датам. Через неделю мы будем совершать память Казанской иконы Божией Матери. В государственном календаре это выходной день – День народного единства. В нашем Первоуральском благочинии Екатеринбургской епархии в этот день будет проходить крестный ход, который должен показать, что история нашего Отечества тесно связана с православием, с Казанским образом Пресвятой Богородицы. Освещая данный крестный ход, средства массовой информации впервые в рамках местных СМИ будут говорить о чудотворном образе, о том, что народ наш в тягостные минуты обращался к заступничеству Пресвятой Богородицы. Наступает уже совершенно иной вектор освещения данных мероприятий. Безусловно, крестные ходы укрепляют нашу веру; они нас объединяют, имеют духовное врачевание для всех тех, кто созерцает и молитвенно участвует в крестных ходах. Подготовка к такому крестному ходу, конечно же, дает свои положительные духовные и просветительские плоды. Матушке надо подойти к настоятелю, проявить активное начинание, и совместно с настоятелем ее храма многое можно будет решить.
– Раз уж Вы заговорили о том, что совсем скоро мы отметим день памяти Казанской иконы Божией Матери, я, пользуясь случаем, хочу напомнить нашим зрителям, и в частности гостям и жителям Москвы, о том, что 4 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве в 16:00 состоится открытие выставки «Моя история». Приглашаются все желающие. Вход на эту выставку свободный, и, как всегда, она обещает быть очень познавательной и интересной, с использованием самых современных технологий.
– Вот видите, это как раз то, о чем мы сегодня с Вами говорим! Это и есть открытость приходов Церкви обществу с использованием новых, современных технологий, и, если хотя бы один человек придет через это в Церковь, цель будет достигнута и более чем оправдана. Это очень важно!
– Звонок от телезрительницы из Санкт-Петербурга: «У нас очень хороший храм, добрые и внимательные батюшки, но у них не хватает времени подолгу пообщаться с прихожанами. Хотелось бы, чтобы у них было время таким «заблудшим овцам», как мы, все-таки уделять больше внимания. Потому что я вижу людей, которые ходят по храму, не понимают, что им делать, куда свечи поставить. Подходить к ним, как Вы понимаете, нам нельзя, не положено в храме; это должен делать батюшка. А как это сделать лучше? Мне порой не хватает даже времени сказать на исповеди все, что я хотела, а бывает, что если я и говорю то, что мне надо, то батюшка наш, молодой еще человек, говорит: «Вы знаете, Вы намного старше меня, я, наверное, на Ваш вопрос и не отвечу».
– Спасибо, мы Вас услышали. Здесь получается сразу несколько вопросов. Во-первых, вопрос о том, как получить вот эту близость со священством, сделать так, чтобы можно было побеседовать, поговорить обо всем, чтобы священник был не каким-то недосягаемым человеком, который находится выше над всеми, а чтобы это был наш, родной человек. Ну и второй вопрос: можно ли самому как-то во всем участвовать, можно ли прихожанам того или иного храма проявлять инициативу и предлагать что-то батюшке? И как лучше это сделать?
– Безусловно, обозначить эту проблему можно и нужно. Мне все-таки думается, что, если бы Вы подошли к любому священнику Вашего храма и попросили поговорить, он бы уделил Вам внимание. Скорее всего, речь здесь идет немного о другом, а именно о научении в вере, катехизации, приобретении в дальнейшем неких вероучительных знаний. Здесь нам нужно говорить о возможности и даже необходимости создания на приходе воскресной школы для взрослых, которая в последующем вполне может трансформироваться в некое катехизаторское училище. Такой опыт мы имеем в нашем Первоуральском благочинии. В Петропавловском храме, на базе духовного просветительского центра, открыто катехизаторское училище, где люди два раза в неделю, во вторник и четверг вечером после работы, приходят и изучают основы православного вероучения, дисциплины, связанные с историей Церкви, – догматику, историю развития христианского искусства и еще целый ряд дисциплин. Обучение в училище рассчитано на три года, и прихожане достаточно активно пользуются возможностью получить данные знания. Я думаю, если Вы обозначите данную необходимость, настоятель обязательно примет ее во внимание и со временем, может быть в следующем году, это будет посильно сделано. Другая проблема, которую Вы отметили, связана с поведением людей в храме. Действительно, это проблема как больших городов, так и малых. И вот здесь уместно было бы ввести (а в ряде приходов данная служба работает очень эффективно) приходское консультирование. Приходской консультант – это тот человек, который может ответить на элементарные вопросы человека, впервые переступившего порог храма. Да, священник в силу различных причин просто не может уделить должного внимания каждому, но если есть подготовленный консультант, который деликатно и тактично может ответить на многие вопросы, – это колоссальнейшая находка для прихода. Но служба приходского консультирования на сегодняшний день только начинает формироваться, и только в ряде больших городов. Наверное, сложно, да и нереально иметь такого приходского консультанта где-то в глубинке, но большие города, большие приходы в качестве некоего дежурства вполне могут себе это позволить. Такую активность могут проявить молодые прихожане, уже имеющие опыт жизни в Церкви. Они вполне адекватно и грамотно могут ответить людям, впервые переступившим церковный порог, на многие вопросы. Подключить бы их к этому служению, и была бы соответствующая польза!
– В храме существуют и священнослужители, и чтецы, и алтарники; люди, которые помогают в трапезной и в церковной лавке, где они могут рассказать о той или иной продукции, которую можно приобрести, о смысле приобретаемого; люди, занимающиеся катехизацией или огласительными беседами. А какие люди, по Вашему представлению, еще необходимы в приходах? Возвращаясь к предыдущему вопросу, кроме приходских консультантов, должен ли быть такой человек, который возьмет тебя за руку и скажет: «Здравствуйте!» Чтобы девушке, первый раз зашедшей в храм не в юбке или без головного убора, вместо того, чтобы спросить: «Как Вас зовут? Откуда Вы приехали? Может, Вы из другого города?», не говорили: «Выйдите в притвор, наденьте платок и прикройте брюки!» Нужен ли такой человек, который по-доброму, с любовью и лаской расскажет о местных святынях, о том, куда поставить свечу, и не просто поставить, а расскажет еще и зачем; расскажет, что такое церковная свеча, что это не какой-то магический обряд, когда достаточно поставить свечу – и твоя молитва будет услышана, а совсем другое, и так далее. Все это должен делать приходской консультант или некий человек, который отвечает за гостеприимство? И нужен ли такой человек?
– Это приходской консультант, который отвечает за гостеприимство в храме, назовем это так. Поле деятельности здесь огромное. Человек, переступивший порог храма, приходит с разными вопросами и проблемами, и, чтобы сориентировать его в храмово-богослужебной жизни, такой консультант, безусловно, необходим.
– Но почему тогда редко встречаешь таких людей?
– Разные бывают причины. Не каждый возьмет на себя такое церковное послушание. Вот Вы бы взяли?
– Затрудняюсь ответить…
– Вот видите! Действительно, не каждый за это возьмется, поскольку это не так просто: нужно быть расположенным к людям и владеть определенной информацией. Ведь сейчас очень много вопрошающих – по многим вопросам нужно чувствовать себя более-менее компетентным. Понятно, что если ты не знаешь, как ответить на самый простой вопрос, ты можешь посоветовать обратиться к батюшке, но где-то это сработает, а где-то и нет. Но если такого грамотного консультанта нет, то любой приход сегодня может сделать так называемые приходские листовки, в которых говорится о поведении в храме, о том или ином празднике, если эти листовки выпущены и приурочены к празднику. Их прихожане или «захожане» могут взять и прочитать. Ведь мы говорим не только о необходимости встречать людей, которые делают первые шаги в храме, но и о просвещении людей воцерковленных, об их элементарной катехизации.
– Да, но эти листовки обезличены, то есть это уже не общение с конкретным человеком.
– Да, это, конечно же, некий суррогат общения.
– Но, безусловно, информационно-продуктивный: можно узнать, когда состоится крестный ход, когда прибывает такая-то святыня, когда начинается исповедь, когда можно с тем-то побеседовать и так далее. Для людей, которые только пришли в храм, это, конечно, нужно, но необходимо и живое, личное общение!
– Живое общение, безусловно, необходимо, и расписание таких встреч с прихожанами на уровне бесед, которые может себе позволить каждый священник на приходе в субботний или воскресный день (пусть это будет хотя бы час), должно быть помещено на доску объявлений в храме в каждом приходе. Но я хотел бы затронуть еще один аспект. На сегодняшний день молодежь очень активно проводит время в интернет-пространстве, поэтому в идеале хотелось бы, чтобы у каждого прихода был свой интернет-сайт. Вот сюда-то молодые люди, владеющие технологиями конструирования сайта, его оформлением, могли бы вложить свои силы. Они вели бы этот сайт, отслеживали новости приходской жизни, размещали их на сайте и тем самым жили бы активной приходской жизнью, являясь членами общины. Почему бы и нет? На сегодняшний день существуют различные формы взаимодействия людей. Главное не упустить эти возможности и найти то, что для данного прихода будет приемлемо и даст свои положительные результаты.
– Для того чтобы знать, какие будут результаты, надо пробовать!
– Безусловно, пробовать, но не забывать испрашивать на все благословение у священноначалия – настоятеля, священника, который занимается этими вопросами.
– К вопросу об использовании Интернета. Наш зритель из социальной сети ВКонтакте пишет: «Я думаю, что сегодняшний приход – это в первую очередь современное образование священников: интеграция в интернет-пространство, возможность оперативно отвечать прихожанам на возникшие вопросы, интернет-проповеди. Сегодня мы не всегда имеем возможность прийти в храм, но всегда имеем под рукой телефон с выходом во всемирную сеть».
– Ну, я думаю, таинство исповеди через Интернет совершаться не будет, как и другие таинства. А то, что молодой человек обозначил, важно и востребованно в молодежной среде на сегодняшний день – виртуальное общение. Поскольку наш век быстротечен и очень динамичен, то какие-то вопросы, связанные с сиюминутными проблемами, и стоит решать через Интернет, но непосредственное общение со священником не может быть подменено ничем. Интернет – интернетом, вопросы – вопросами, а добро еще никто не отменял, так же как и непосредственное общение: никуда оно не денется!
– Безусловно. У нас есть еще вопрос телезрителя из группы ВКонтакте: «Батюшка, Вы говорили о том, что на приходе должна вестись образовательная деятельность. Кто этим должен заниматься: человек из приходской общины или все-таки сам священник?» Практический вопрос…
– Да, вопрос практический, и на него можно ответить так: необходимо исходить из возможностей самого прихода. Если священник имеет возможность заниматься образовательной деятельностью, очень хорошо. Но не каждый священник может вести воскресную школу, ну вот не каждый! Есть, конечно, таланты с педагогическим образованием, и это очень хорошо, но если находятся миряне, готовые взять на себя преподавание в воскресной школе для детей или для взрослых, имеют на то соответствующее образование и благословение, почему бы и нет! Все зависит от тех реальных возможностей, которыми располагает сам приход.
– Насколько я знаю, в Православной Церкви Греции есть священники, которые имеют благословение на принятие исповеди, а есть те, у кого такого благословения нет. Здесь нужны определенные знания в области психоаналитики и психологии, да и определенный духовный опыт надо иметь.
– Духовный опыт прежде всего.
– Я сердечно благодарю Вас за то, что сегодня Вы пришли в нашу студию и мы побеседовали на такую интересную тему. Но главное, конечно, чтобы все это приносило свои плоды, чтобы люди, которые имеют социальную активность и хотят эту активность привнести в тот приход, где они находятся, могли ее проявить и чтобы наши священники это понимали и принимали, если это действительно того стоит и если эта задумка интересна и необходима. И напоследок хотелось бы услышать от Вас несколько слов напутствия телезрителям.
– Хотелось бы пожелать, чтобы, являясь прихожанином своего храма, вы проявляли некую активность в тех социальных начинаниях, которые есть на приходе. Поверьте, это принесет свои положительные духовные плоды: укрепит вас в вере, сделает сопричастниками великой духовной традиции, связанной с научением в вере, делами милосердия, распространением евангельской проповеди, – всем тем, чем жили наши благочестивые предки. Исполняя данные заветы, мы возьмем на себя это великое, благодатное, спасительное бремя апостольского призвания – просвещать мир светом Евангелия. Помогай вам Господь в этом нелегком, но благодатном деле!
– Спасибо!
Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Наталья Коваль
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!