Беседы с батюшкой. Не всякому духу верьте. Часть 2

26 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния протоиерей Димитрий Беженарь.

– Здравствуйте, отец Димитрий! Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит всех вас, дорогие друзья, на все доброе, всех вас поздравляем с Великим постом, с праздником Торжества Православия. И позвольте прежде попросить вас сердечно помолиться о упокоении новопреставленного владыки Григория, архиепископа Можайского – доброго, ревностного архипастыря, который вчера рано утром отошел ко Господу. Это викарий нашего правящего архиерея, митрополита Ювеналия, тот самый архипастырь, от рук которого я сподобился принять дьяконскую и иерейскую хиротонию.

А в ближайшую субботу будет сорок дней еще одному очень известному и доброму пастырю – протоиерею Леонтию Никифорову, который был настоятелем Преображенского храма деревни Нижние Прыски. Это населенный пункт недалеко от Оптиной пустыни, буквально на другом берегу реки Жиздры. Тоже добрый пастырь, который много лет трудился на ниве просвещения, проповеди и своим пастырским примером, своей любовью приводил многих людей ко Христу. Я тоже этого доброго пастыря знал, был у него в гостях, с ним общался, это настоящий кладезь премудрости.  Он отошел ко Господу после долгой болезни.

Помолитесь о упокоении их душ.

– Вчера мы праздновали день Торжества Православия, и сегодня, мне кажется, было бы актуально продолжить предыдущую тему, которую мы разбирали на нашей прошлой встрече. Тема называлась так: «Не всякому духу верьте». Передача была посвящена восточному мистицизму; в частности, такому явлению, как ретрит. Напомню нашим телезрителям, что это такие духовные упражнения, под воздействием которых человек попадает под влияние духовных сил, о которых не имеет правильного представления.

– Ни малейшего представления.

– То есть это очень опасное явление на самом деле. И хотелось бы эту тему продолжить сегодня, так как наша предыдущая беседа имела очень много откликов. В связи с этим возникает такой вопрос. Современный человек очень тяготеет к чудесам, к различным новым душевным впечатлениям, переживаниям. Как оценить это качество современного человека с точки зрения православия?

– Это действительно так. И в древние времена так было, а сейчас с особой ревностью, не по разуму люди бросаются во все новое, во все чудесное. Готовясь к сегодняшней передаче, я нашел у преподобного Паисия Святогорца, которого часто цитирую, очень замечательное, емкое определение чудес, имеющихся в восточном мистицизме, в частности в индуизме. Думаю, лучше, чем преподобный Паисий, едва ли я могу сказать.

Послушайте, что говорит преподобный Паисий: «То, что иные религии или религиозные движения выдают за чудеса, не имеет ни малейшей связи с чудесами нашей веры. Христос хочет от нас любочестия. Он не хочет, чтобы мы любили Его, потому что Он всесилен (то есть Господь ценит человеческую свободу). Если бы Он захотел, то мог бы совершить какое-то чудо, и весь мир тут же уверовал бы в Него. Однако, поступив так, Господь связал бы свободу человека. Поэтому Христос и говорит: “Блажени не видевшии и веровавшее” (Ин.20, 29). В Православии присутствует чудо и Божественная благодать, а в индуизме – колдовство и философия. Чудо индуизм заменяет колдовством, а Божественную благодать – философией. Диавол дает силы различным гуру, колдунам и подобным им потому, что они сами дали ему много прав над собой. Таким образом, эти люди могут совершать якобы чудеса, видя которые, другие восхищаются.

С того момента как человек, увлекшийся восточными религиозными учениями, видит, что тот, кто совершает ложные чудеса, не имеет ни малейшего родства со Христом, он должен понять, что все совершаемое таким «чудотворцем» есть диавольский обман. Диавол не способен говорить истину. Он говорит одну ложь и вводит в заблуждение создания Божии. Если люди, связавшиеся с восточными учениями, прежде немного познали Православие и имеют доброе расположение, то они задумываются, видя, что жизнь восточных чародеев нечиста, запутанна, в то время как в православии они находят чистую жизнь и высшие (духовные) дарования. В Православии они находят людей, имеющих святость и совершающих истинные чудеса».

Еще очень важно и характерно: «Доброта в Православии есть преизлияние любви человека к Богу и к своему ближнему. Все прочие виды доброты, которые совершаются инославными, прельщенными и подобными им, не имеют духовных основ (жизни) во Христе, однако могут иметь в себе какие-то положительные человеческие основы. Тот, кто правильно живет православной жизнью, имеет смирение, любовь и всецело отдает себя ближнему, приносит себя в жертву. И свои аскетические подвиги, пост, бдение он тоже совершает от любви к Богу, а не ради того, чтобы почувствовать что-то приятное».

Обратите внимание, как мудро здесь преподобный Паисий, исходя из своего колоссального духовного опыта, отграничивает подвиги, которые несет православный подвижник, совершая их всецело от любви к Богу и ближнему… Самопожертвование – вот чем движим православный подвижник; пост, бдения, аскетические подвиги совершаются из любви к Богу, а не просто чтобы почувствовать что-то непонятное, приятное, что-то не совсем похожее на то, что мы ощущаем в обычной жизни.

«Христос пришел в этот мир для того, чтобы претерпеть распятие от любви к Своему созданию. Сначала Он претерпел распятие, а потом воскрес. Просить духовных радостей – дело дешевое. Другое дело, если небесных сладостей даст вкусить человеку Сам Христос. А вот те, кто занимается, к примеру, различными индуистскими философиями, йогой и тому подобным, делают это, стремясь достичь якобы духовного состояния, экстаза. Они стремятся испытать наслаждение или же стать выше других – при этом не имея ни к кому никакого сочувствия, интереса». Лучше преподобного Паисия сказать невозможно. Очень четкая и ясная оценка этих псевдочудес, которые есть в восточном мистицизме.

Еще хотел рассказать вам интересный случай из книги отца Серафима (Роуза), известного богослова и миссионера XX века. Книга многократно переиздавалась на русском языке – «Православие и религия будущего». Автор описывает воспоминания архимандрита Николая (Дробязгина), известного русского священника-миссионера, который жил как раз на рубеже XIX–XX веков и однажды по долгу службы, будучи членом Русской духовной миссии, он ехал с другими пассажирами на остров Цейлон. Когда они в городе Коломбо пристали к причалу, один пожилой господин предложил некоторым пассажирам, в числе которых оказался и отец Николай, посетить известного колдуна, жившего неподалеку: «Может, он покажет нам что-то интересное».

Они сели на транспортное средство и через некоторое время доехали. Уже была ночь. Среди тропических зарослей они увидели небольшую поляну, в глубине которой была небольшая хижина, а под большим деревом сидел с чалмой на голове пожилой сухой факир и, не отрываясь, глядел на потухающий костер. Вышел его помощник, что-то шепнул господину, который привел группу людей; они расселись на стульях и что-то ожидали. Вдруг на фоне кроны дерева, которое освещалось только светом луны, они стали отчетливо видеть море и бегущие над морем облака. И вот видят, как издалека плывет судно, и, вглядываясь, они замечают, что это то самое судно, на котором они плыли сюда, на Цейлон, даже прочитали название этого судна. И вдруг каждый видит сам себя. Это начало XX века, когда еще о кинематографе, а тем более об эффекте 3D никто и помышлять не мог. Причем они видят корабль со всех сторон, видят матросов, видят каждого, кто совершал какие-то действия на этом корабле.

И отец Николай вспоминает: «Я почувствовал в сердце необъяснимую тревогу, мое сердце стало очень учащенно биться, и я вдруг вспомнил, что я – священник и монах. Как я могу спокойно смотреть на такое зрелище? Я начал читать по себя Иисусову молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". И вдруг – как будто пелена ветра, и с моих глаз эта картина исчезла, но, судя по восторженным крикам, смеху, восклицаниям сидящих возле меня, я понял, что картина исчезла только для меня, а они продолжают ее видеть». Но буквально через несколько секунд что-то странное стало происходить с этим пожилым факиром. Он вдруг, как мертвый, повалился на бок. К нему побежал его помощник, картина исчезла из духовных и телесных очей зрителей, все встали с разочарованием. Никто не мог ничего понять, кроме отца Николая (Дробязгина), который начал читать молитву Иисусову – и чудо прекратилось. И он говорит: «Когда мы стали, обсуждая это событие, уходить, я почувствовал на себе чей-то буквально жгучий взор. Обернулся и встретился на мгновение с глазами этого факира, которого приподнял его помощник, – глаза его были исполнены нечеловеческой ненависти. Всего лишь на долю секунды я встретился с ним взором, но этот взгляд запомнил на всю жизнь. И я понял, какой силой действуют и совершаются всевозможные чудеса в индуизме и вообще в восточном мистицизме».

Обратите внимание: одно лишь призывание имени Господа Иисуса Христа – и чудеса рассеиваются в пыль, в прах.

– То есть это можно сказать людям, которые столкнулись с восточным мистицизмом...

– Это очень важный показатель. Чудо было не от Бога… И покаянное обращение одного человека к Богу (всего лишь одного среди нескольких зрителей) сразу как бы связывает эту демоническую силу – и она не может действовать во всей полноте.

– Вопрос телезрительницы: «Я преподаю в воскресной школе, и мне часто задают вопрос: спасутся ли некрещеные? Евангелие ясно говорит: если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие. Но в ответ слышишь: получается, мы такие особенные и исключительные? Что Вы на это скажете?»

– В Священном Писании еще сказано: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Господь наш Иисус Христос, обращаясь к Марфе, сестре четверодневного умершего Лазаря, когда пришел в Вифанию, чтобы воскресить Своего друга, говорит ей очень важные слова для понимания, можно ли спастись вне православия, без Христа: «Аз есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веруешь ли сему?» И она говорит: «Да, верую, Господи, что Ты Сын Божий». Поэтому без Христа и без Его Святой Церкви действительно невозможно спастись. И это не потому, что мы такие исключительные, не мы это утверждаем; это не значит, что мы, православные, лучше других и поэтому считаем, что, кроме нас, никто не спасется. Так открыто Богом. Это истина Божественного откровения, которую хранит Святая Церковь: без Христа Спасителя, без веры в Него и не приобщившись к Святой Церкви, которая есть Тело Христово, наследовать вечную жизнь невозможно. Это слова Самого Бога. А мы не являемся исключительными. Просто мы, православные христиане, чем отличаемся от людей других конфессий, других исповеданий? Единственно тем, что с нас будет строже спрошено. Пожалуй, это одно из самых кардинальных отличий православных людей от людей, исповедующих другие религии. С нас спрошено будет строже, потому что мы эту истину Божественного откровения знаем, она нам дана. А кому больше дано, с того будет строже спрошено.

Могу поделиться своим маленьким опытом преподавания истории религий и общения с разными людьми. Чаще всего вопросы о том, спасутся или не спасутся миллионы, миллиарды людей, которые не являются православными, задают люди, не относящиеся к какой-либо конкретной традиции. По крайней мере, это люди не православные, то есть поверхностно верующие, задающие вопросы из праздного любопытства. Спрашивают: «А как же мусульмане, буддисты и так далее? Разве они все погибнут? А ведь среди них много хороших людей». Кто спорит, что среди них много хороших людей? С этим никто не спорит. А погибнут ли они и какова будет их участь – об этом знает Сам Господь. Святой апостол Павел нам четко и ясно дал ответ: «Внешних судит Бог». Поэтому мой Вам совет: может, даже и не стоит пытаться отвечать на подобного рода вопросы людей, которые движимы все-таки праздным любопытством. Согласитесь, невозможно представить, чтобы люди, которые сами ведут духовную жизнь, такими вопросами задавались.

– Для этого им просто не хватает внимания.

– Представьте себе, чтобы, например, преподобный Варсонофий Оптинский приходил к преподобному Амвросию и говорил: «Батюшка, а как же миллионы буддистов или атеистов, мусульман – куда они пойдут?» Невозможно представить, чтобы люди, которые сами ведут духовную жизнь, каются в своих грехах, задавались бы такими вопросами. Например, преподобный Серафим Саровский сказал бы так Мотовилову: «Вы знаете, я переживаю, что же будет с миллионами буддистов, мусульман…» И так далее. Преподобный Серафим молился о себе: «Боже, милостив буди мне, грешному». Молился тысячу дней и ночей на камне, в своих грехах каялся, молился о милости к себе и своим духовным чадам. Люди, которые ведут духовную жизнь, не задаются праздными вопросами.

– Вы рассказали, как отец Николай смог противостоять этому ложному чуду. А как быть светскому человеку? Допустим,  человек нецерковный столкнулся с восточным мистицизмом. Как ему определить, что это ложная духовность? Какой есть индикатор?

– Пожалуй, самый простой критерий, доступный пониманию даже человека, не ведущего духовную жизнь, – это отношение к нашим ближним, то есть отношение к окружающим людям. Преподобный Паисий Святогорец очень мудро на это же обращает внимание. Отвечая сестрам монастыря апостола Иоанна Богослова, когда они его спрашивали о восточной духовности, он говорит: «Представьте, на берегу моря сидит человек, занимающийся йогой или какими-то восточными психофизическими упражнениями, и вдруг в море кто-то начинает тонуть и просить о помощи. Человек, занимающийся медитацией, концентрацией внимания, даже не обратится к нему, а может быть, даже с раздражением отвернется. А православный монах, который творит молитву Иисусову, тут же отложит четки и побежит спасать. По крайней мере, начнет предпринимать усилия, чтобы спасти утопающего. Он временно отложит молитву ради спасения ближнего».

Можно просто поразмыслить. Вот люди, которые ездят на ретрит, вдруг оказываются в такой ситуации. Они заплатили деньги, специально приехали для того, чтобы в каком-то живописном месте под руководством опытных инструкторов открывать свои каналы для проникновения неких духовных реальностей. И вдруг они слышат, что кто-то просит о помощи. Такие люди даже еще найдут себе оправдание, скажут: «Чего ради я буду ретрит прерывать? Мы сюда для чего приехали? Мы заплатили деньги, пришли сюда для того, чтобы заниматься духовной концентрацией. Тем более спасать утопающего – это лишний стресс, мы же приехали избавиться от стрессов, которые есть в обычной жизни, а тут лишний стресс, который накладывается на наши тонкие астральные тела. Зачем мне это нужно? Я разве пришел сюда для того, чтобы утопающих спасать? Я пришел раскрыть себя для высших каналов, а не спасать утопающих».

– Духовный снобизм получается.

– Более того, человек в глубине души будет убежден, что он прав. Он скажет: «Я пришел совершенствоваться, а не спасать других». И будет считать, что он прав. Это очень важный критерий – отношение к ближним. Даже у преподобного Иоанна Лествичника есть такие слова: если ты творишь молитву, но пришел к тебе брат, постучал в келью, попросил о помощи, отложи молитву и окажи любовь брату, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь – добродетель всеобъемлющая. То есть ради того, чтобы послужить брату, отложи молитву, потом закончишь свое правило – вот принцип отношения к ближним. На самом деле даже человек, не ведущий духовную жизнь, может  понять, что православная духовность ориентирована на любовь к ближним. А духовность восточного мистицизма эгоистична, замкнута на себе.

– Вы сказали об особенном случае, когда человек просит о помощи. Но, мне кажется,  еще важно, как в мелочах человек относится к ближним: как говорит, с какой интонацией, готов ли просто уделить внимание человеку, какие у него отношения в семье.

– Хотя бы выслушать без раздражения.

– Просто вот эти маленькие «звоночки» могут о многом сказать.

– Из этих нюансов складывается картина.

– Вопрос телезрительницы из Сергиева Посада: «Моя близкая подруга просто обескуражила меня информацией, услышанной ею в Интернете. Речь идет о том, что можно приступать к причастию Святых Христовых Таин в любое время, не наблюдая никаких дней, потому что тела наши есть храм Божий, а все, что говорили святые отцы, – это узость мышления, дань традиции и суеверия, дожившие до нас. Что Вы посоветуете ей сказать?»

– Ситуация непростая. Советую и Вам, и всем Вашим близким, всем, кто сталкивается с такого рода псевдодуховными инновациями: ничему не удивляйтесь и не осуждайте. Почему не надо осуждать? Потому что Господь говорит: «Мне отмщение, Аз воздам. Не судите, да не судимы будете». А почему не надо удивляться? Потому что еще святой апостол Павел на заре христианства во Втором послании к Тимофею, в 4-й главе, говорит такие слова: Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своей прихоти будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Четко и ясно: будут слушать то, что льстит слуху, то, что нравится. Представляете, как нравится людям, особенно малоцерковным, поверхностно верующим, такая мысль, что, оказывается, наши тела – это храм Духа Святого. Палец о палец еще не ударил для того, чтобы потрудиться очистить свою душу и тело, а уже «наши тела – храм Духа Святого».

Давайте я постараюсь по порядку ответить Вам, потому что ветер подобных лжеучений периодически дует с разных концов на умы и сердца таких колеблющихся людей, которые в Интернете способны любую информацию сразу воспринимать за чистую монету. В первую очередь, откуда мы знаем слова Священного Писания, что тела наши суть храм Духа Святого? Это из Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам, 6-я глава. И сам контекст этих слов апостола говорит о том, что это заповедь о целомудрии: воздерживаться от блуда. Там он говорит буквально следующее: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Разве не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею? Итак, вы куплены дорогой ценою, храните чистоту своих душ и телес, потому что тела ваши суть храм Духа Святого».

Сам контекст этих слов говорит, что это заповедь, это предостережение, чтобы христиане жили целомудренно, а не так, как язычники, в окружении которых они жили тогда, в Римской империи. Равно, как и сейчас, наверное. И так расширенно толковать, что теперь в любое время, в любом состоянии (и душевном, и телесном) можно приступать ко Причащению – это признак или полного невежества, или неблагоговения. Святые отцы Церкви в течение всей истории христианства на этот вопрос дали четкий и ясный ответ, и он даже вошел в наши канонические сборники. У святителей Тимофея Александрийского и Дионисия Александрийского есть ответы о том, когда, в какие моменты, в какие периоды и почему надо воздерживаться от того, чтобы прикасаться к святыне (и тем более причащаться Святых Христовых Таин).

Один из выдающихся богословов и знаток церковных канонов преподобный Никодим Святогорец, который подвизался на рубеже XVIII–XIX веков, тоже дал четкий, подробный, исчерпывающий ответ на этот вопрос, когда и почему мы, верующие люди, из благоговения не приступаем к таинству Тела и Крови Христовых. А вот наш современник, тоже выдающийся богослов, Святейший патриарх Сербский Павел, почивший несколько лет назад, отвечая уже современным христианам, тоже дал четкий и ясный ответ на этот вопрос.

Чтобы у нас не было иллюзий насчет наших телес, чтобы мы не думали, что так легко можно сразу свои телеса считать храмом Духа Святого, надо вспомнить, что мы имеем сейчас естество после грехопадения праотцев. И мы несем все те последствия грехопадения и то наказание Божие, которое Господь возложил Своим праведным судом на наших праотцев Адама и Еву, когда сказал: «В поте лица своего будешь есть хлеб, пока не пойдешь в землю, ибо земля есть и в землю отыдеши». Поэтому всё это естественные телесные немощи, которые наложены правосудием Божиим на наше естество как врачующая десница Божия. Очень мудро об этом пишет святитель Григорий Нисский, великий святой отец IV века, родной брат святителя Василия Великого. В частности, у него есть «Слово о душе и воскресении» и его беседа с сестрой Макриной, где он подробно объясняет, что такое «кожаные ризы» и что такое состояние естества человеческого после грехопадения.

А если Вы (или Ваши ближние) желаете прочитать на эту тему свидетельство святого отца, близкого к нам по времени, то это святитель Игнатий (Брянчанинов). В третьем томе его произведений есть «Слово о человеке», там ясно изложена вся христианская антропология. Поэтому все верные чада Церкви знают, как готовиться ко Причащению или, допустим, к таинству Крещения и когда, по каким причинам мы из благоговения воздерживаемся от прикосновения к святыне.

– Существует такая точка зрения, что решительное неприятие православием восточного мистицизма – это якобы борьба с конкурентами на рынке духовных услуг. Как можно опровергнуть эту точку зрения?

– Как часто я слышал подобные претензии от людей, которым чаще всего нечего вообще сказать и возразить, потому они говорят: «Понятно, почему вы, верующие люди, священники, монахи, против восточных гуру, учителей. Потому что они как бы конкуренты на рынке духовных услуг». Но на самом деле простое осмысление и анализ выявляют несостоятельность такого утверждения. Смотрите, представители восточного мистицизма, которые предлагают различные психофизические практики (например, по открытию неких духовных каналов на ретрите: или йогой человек занимается), открывают «третий глаз». Они его открывают, а закрыть уже не могут, потому что у них нет технологии закрытия «третьего глаза». Они могут открыть какие-то духовные каналы для того, чтобы «вибрация из высших планов стала спускаться в наши астральные тела».

А вдруг человек уже устал от этой вибрации, которая на него спускается? А у них нет возможности эту вибрацию прекратить. В том числе и в Троице-Сергиеву лавру сколько приезжает людей, которые потом от этих вибраций не знают, куда деться. «Третий глаз» ему открыт, а закрыть они его не могут. Поэтому восточный мистицизм предлагает на рынке своих духовных услуг только что-то открывать, а закрыть это и помочь человеку вернуться в нормальную жизнь они не могут, у них такой возможности нет. А у Святой Православной Церкви есть все основания и есть компетенция свидетельствовать, что эти духовные сущности, эти каналы, с которыми самовольно выходит на связь человек, есть не что иное, как падшие духи, демоны, некогда отпадшие от Бога ангелы, злые духи. Само общение с ними ничего доброго никогда не принесет.

Поэтому Святая Церковь действует здесь как любящая мать, которая, видя, как ребенок пытается прикоснуться к огню или чему-то острому, его останавливает. Не потому, что она ограничивает его свободу или хочет, чтобы он не познавал мир, а из любви к нему. Она говорит: «Прикоснешься – обожжешься, тебе же будет хуже». Поэтому она его вежливо останавливает. И Святая Церковь, как любящая мать, говорит, что самовольное снятие с себя этих «кожаных риз», самовольное проникновение в духовный мир ничего доброго не принесет.

– Вопрос телезрительницы из Московской области: «Меня очень беспокоит, что среди знакомых есть люди, которые призывают не поминать священноначалие. У меня не всегда хватает аргументов, чтобы убедить их не уходить в раскол. Что Вы посоветуете?»

– Столько на эту тему уже было сказано людьми духовно более опытными, чем я, и более мудрыми, и более образованными, что даже не знаю, что я могу добавить к тому, что уже сказано по поводу такой непростой ситуации. И есть ведь люди, которые искренне так считают, искренне убеждены, что происходящие сейчас какие-то там процессы являются изменой православию. И они, именно в силу своей искренности, простоты, непосредственности, считают, что надо таким образом порвать всякое общение со священноначалием.

Я бы предложил таким людям простую аналогию. Представьте себе, что плывет по бушующему морю огромный пароход, а на море ветер, волны, которые бьют о борт, то есть буря достаточно серьезная. Пароход идет своим курсом, члены команды каждый занимается своим делом, там еще много пассажиров, которые, естественно, сидят каждый в своей каюте, высунуться опасно, потому что сильная буря. И вдруг кто-то из членов команды узнает, что другие члены команды в какой-то каюте курят, сквернословят, пьянствуют, блудят, то есть ведут безнравственный образ жизни, а другие что-то не то говорят или что-то не то читают. И они скажут: «Раз другие члены нашей команды ведут себя безнравственно (с нашей точки зрения, неправильно себя ведут), давайте мы, самые правильные и добродетельные, спустимся на шлюпку и сами доплывем до вожделенной гавани, куда идет пароход. Потому что мы не можем больше с ними оставаться, мы не согласны с их действиями, с их поступками». Вот простая аналогия, она всем понятна, я думаю.

Вот если в маленькую шлюпку спуститься и попытаться самовольно, самочинно, самостоятельно во время бури покинуть корабль, кому хуже сделаешь? Есть шанс, что доплывешь до вожделенной гавани, или нет? Я думаю, всем хорошо понятно, что нет. Если эту аналогию немножко пояснить, Церковь – это корабль Христов, корабль спасения, и такие образы есть у святых отцов. Кормчий нашего корабля, Церкви, –  Господь наш Иисус Христос. Иными словами, штурвал от корабля Церкви у Него в руках, Господь никому не передавал этого штурвала. Он – Глава Церкви, и Он же краеугольный камень ее основания. И Церковь одухотворяется Духом Святым. В Православной Церкви нет такого понятия, как непогрешимый наместник. Иными словами, Господь Иисус Христос не передавал штурвал какому-то непогрешимому наместнику на земле, Он Сам руководит кораблем Церкви. И Господь приведет Свой корабль к вожделенной пристани – к Царствию Небесному.

И если мы вдруг видим, что кто-то неправильно себя ведет, что-то неправильное говорит, разве это дает нам основание покинуть корабль Церкви? Вот простой вопрос, который следует самому себе задать. Если кто-то ведет себя безнравственно, неправильно, что-то неправильное говорит, неправильно делает (и ты это видишь и считаешь, что это неправильно), – неужели Господь Иисус Христос это не видит? Глава Церкви, Кормчий корабля – неужели Он это не видит? Конечно, видит. Неужели вы думаете, что Он не может все управить, кого надо – наказать, кого надо – вразумить, кого-то просветить, укрепить? Все в Его руках, Господь ведет Церковь. А отколоться от Церкви, чтобы самому, самостоятельно прийти в вожделенную гавань, – это очень и очень опасно.

Причем цена вопроса разная. На обычном корабле так спустился – утонул, умер телесно. А покинул корабль Церкви Христовой – цена вопроса еще дороже: это потеря вечной жизни. Поэтому тут как бы две крайности. Просто молчать трусливо и малодушно, делать вид, что ничего не происходит, или потворствовать порокам, или, хуже того, самим вести себя безнравственно – это одна крайность, а уходить в отрыв, в раскол – другая. И видите, в чем особенность? Что враг нас толкает или в одну крайность – равнодушное молчаливое соглашательство со всем, или в другую крайность – сказать, что мы порвем с Церковью, больше не молимся, не поминаем кого-то и так далее. Люди, которые не поминают Предстоятеля Церкви, нарушают заповедь о любви. Потому что молитва – это проявление нашей любви к ближним и проявление послушания Церкви и ее Священному Преданию.

Если хотите, я могу еще одну маленькую аналогию привести. Представьте себе, в какой-нибудь многодетной семье отец постоянно в командировках по работе. Он устает, не всегда может с детьми провести время. Им хочется, чтобы отец с ними поиграл, пообщался, а он уходит на работу. Дети между собой общаются: что-то папа поехал, что-то он долго не возвращается... Разве может отец детям все объяснить? Может быть, он поставлен в такую ситуацию, что иной раз просто вздохнет и скажет: «Детки, подрастете, поймете. Сейчас вы не можете понять, в какие обстоятельства я поставлен, почему я делаю это, почему уезжаю в командировку, иду на работу, почему не сижу с вами». Отец мог бы сидеть дома, а кто тогда будет работать, чтобы дети могли поесть или чтобы можно было купить им какую-то одежду? Это простая аналогия. И представьте себе, кто-то из многодетной семьи, какой-нибудь сын или дочь, скажет: «Я поступком своего отца недоволен, с сегодняшнего дня  больше молиться о своем отце не буду». Ему другие братья, сестры говорят: «Слушай, ну как же? Это же наш отец». – «Да, он наш отец, но я принципиально не согласен с его поступками и с сегодняшнего дня  о нем молиться не буду». Кому он делает хуже? Разве он исправит ситуацию? Разве будет единомыслие, единодушие, подлинная любовь в семье, если кто-то так скажет? Поэтому тут все и так понятно.

Потому святой апостол Павел в Послании к Коринфянам и говорит, что любовь долготерпит, милосердствует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не радуется неправде; радуется же истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, никогда не перестает. Поэтому если мы ради любви будем продолжать всегда молиться за всех (молитва – это проявление нашей любви), если мы по любви молимся, мы никогда не погрешим.

– Чем отличается дух мирен, о котором говорил преподобный Серафим Саровский, от той гармонии, покоя, которые обещают проповедники восточного мистицизма?

– Обещают, но не показывают его в себе. Это удивительная характерная черта. Дух мирен – это действие благодати Божией; собственно, это плод благодати в душе христианина. А благодати Божией, как очень мудро говорил преподобный Паисий, надо дать место в душе, то есть надо душу очистить долгим самоотверженным подвигом покаяния, послушания Церкви, постом и молитвой. Когда душу очищаешь, совлекаешься страстей ветхого человека, даешь место в душе для благодати, тогда благодать Божия снисходит в сердце – и там наступает мир. А мир такой, что на всех смотришь и видишь их лучше себя. Если на всех смотришь так, что они лучше тебя, что они образ Божий, то ты готов всех и расцеловать, и с любовью обнять, потому что ты знаешь, что ты хуже всех, ты самый грешный человек. Вот тогда будет мир в сердце. А в восточном мистицизме (и, в частности, в ретрите) все зациклено на собственном эгоизме. Если ты считаешь, что ты лучше всех, то, естественно, какой будет мирный дух?

– Вопрос телезрительницы: «В Интернете есть ряд видеороликов с названием “Вера 777”, и ведущий очень упрямо, настойчиво навязывает информацию, буквально давит на психику зрителей, что сейчас нельзя получать паспорта, СНИЛС, медицинский полис, водительские права, даже не отдавая себе отчета, что в наше время практически невозможно жить без таких документов. Просто как человеку жить без документов в такой ситуации?

И та информация, которую передают  в эфире, до такой степени тяжелая, что человек может просто войти в уныние, человек со слабой психикой может дойти до отчаяния. Полезно ли православным верующим слушать такие передачи и смотреть их? А нельзя ли посерьезнее отнестись к  такого рода проповедникам и каким-то образом ограничивать их в эфире, что ли?»

– На второй вопрос сразу могу ответить, что это не в моей власти как-то ограничить таких людей, это совершенно не моя компетенция, я лишь с болью, как христианин и священник, могу сказать: жалко таких людей. Я немножечко, по просьбам нескольких прихожан, познакомился с такого рода видеоматериалами, о которых Вы говорите. Я Вам кратенько скажу мое частное, может быть, субъективное впечатление от такого рода роликов.

Представьте себе, что у вас, не дай Бог, прорвало дома трубу и льется вода. Естественно, вы что делаете? Пытаетесь устранить это наводнение, вытираете воду, пытаетесь трубу перекрыть и не можете это сделать. И вдруг вам звонят в дверь. Первая реакция – вы думаете, что это соседи снизу придут сейчас скандалить. Оказывается, это входит сотрудник ЖКО в спецодежде. Вы радуетесь, что пришел человек, который компетентен и Вам поможет перекрыть воду, а также, может, даст какой-то совет. Он говорит: «О, я как раз специалист по такого рода мелким катастрофам, послушайте, что я вам расскажу». Вы смотрите на него с недоумением, а он достает свой айфон и говорит: «Смотрите, в соседнем доме тоже прорвало, с девятого этажа до самого первого всех залило. Вот я вам по видео покажу», – и показывает. «А вот в следующем доме канализацию прорвало, полностью обои вздулись у всех, вся мебель испортилась; смотрите, как было», – и начинает опять Вам показывать. «Кстати, – говорит, – что Вы тут воду вытираете? Вы знаете, через сорок минут у соседей над вами тоже прорвет канализацию, так что вы зря вытираете – бесполезно. А через два часа, я точно знаю, отключат электроэнергию во всем нашем районе, так что в темноте вы ничего не сможете сделать. Поэтому мой вам совет: бросайте все, выходите, возьмите с собой минимум вещей и уходите из этой квартиры, вы ничего больше не сделаете, бесполезно. Вот смотрите на видео: точно так же сделали, всё оставили и ушли».

Вам встречный вопрос: как долго Вы будете слушать такого помощника, который, вместо того чтобы хоть чем-то помочь в этой ситуации, палец о палец не ударил. Просто приходит и вежливо, культурно, цивилизованно, с улыбочкой стоит в спецовке (чистенький, достал айфон) и просто давит вам на душу, рассказывая о подобных же катастрофах, которые произошли в других квартирах? И вот ваша задача: слушать его или не слушать? Вы вправе его спросить: «Ты хоть чем-то можешь помочь или нет? Или ты просто накаляешь обстановку?»

Еще кратенько скажу, какого рода аргументация у этого господина. Чужая душа потемки; я не знаю, что у него в душе, чем он движим, каковы у него цели и задачи, я не вправе его осуждать, только Господь будет всех нас судить. Но мне очень грустно, что есть такого рода информация. Этот господин провозглашает какую-то совершенно непонятную эсхатологию. Он, в частности, говорит (причем спокойно, с улыбкой): «Ровно через двадцать лет будет конец света. Если вы имеете хоть какой-то номер (в водительском удостоверении, паспорте,  СНИЛСе), вы вписаны в книгу антихриста. У Христа на небе есть Книга жизни, и если вы вписаны в книгу антихриста, вы не можете быть записаны в двух книгах». А номер есть у нас всех. Значит, вы умрете, говорит он, попадете в ад и там будете до самого Страшного Суда, когда вся земля сгорит, сгорит компьютер, в котором ваш номер, – только после этого вас будут судить.

Я такой нелепой эсхатологии нигде никогда не слышал. Ясно, что это просто фантазии этого господина. Поэтому будьте осторожны, и лучше, конечно, воздерживаться от информации, которая разрушает веру, нагнетает обстановку и, как говорит преподобный Паисий, вместо благой обеспокоенности, растворенной надеждой на Бога, повергает только в уныние, страх, отчаяние. И ответов, как поступать, не дает.

– Спасибо Вам большое, время нашей передачи подошло к концу...

– Позвольте, я в заключение одну маленькую цитату зачитаю для утешения наших дорогих телезрителей. Преподобного Паисия Святогорца однажды сестры спросили:

– Геронда, многие тревожатся: «Чем закончатся те или иные трудности, искушения, происходящие в мире?»

Преподобный Паисий говорит:

– Слушай-ка, что я тебе скажу: сейчас Бог, если бы даже и хотел нас оставить, не может этого сделать.

– Что вы имеете в виду, геронда?

– А вот что: родители, дав жизнь ребенку, чем больше бьются над тем, чтобы его вырастить, тем сильнее любят его и болеют за него. Так и Бог — Он дал нам жизнь, Он некоторым образом выстрадал, вырастил нас, Он, если можно так сказать, утомился, делая с нами все, что Он для нас сделал. И сейчас Он не может нас оставить, даже если бы и захотел, потому что Ему больно за нас, лишь бы сами мы имели хоть чуточку любочестия. Если у нас есть немножко любочестия, то мы не останемся вне рая.

Дай Бог, чтобы мы все, дорогие друзья, не остались вне рая. Храни вас всех Господь!

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать