Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 22 августа
- Сегодня у нас в гостях настоятель храма Собора Новомучеников и Исповедников Российских в городе Приморске, иерей Константин Синельщиков.
Батюшка, я знаю, что вы являетесь настоятелем в целых трех храмах, хотя я и представил вас настоятелем одного храма. Не могли бы вы рассказать об этих храмах, и как вам удается совмещать столько послушаний одновременно.
- Настоятелем трех храмов – звучит наверно, грандиозно. На самом деле самый главный храм нашего прихода - это храм в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российских, который находится непосредственно в самом городе. Второй храм – приписной к нашему приходу – в честь святителя Николая, находится на кладбище. Третий храм – это уже отдельный приход, приход в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а храм в честь Серафима Саровского, чудотворца преподобного. Получается два прихода, три храма, но каждый храм несет свою функцию. Нельзя сказать, что это три прихода полноценных. Храм Святителя Николая на кладбище – это храм-часовня, в котором совершаются отпевания, родительские субботы, отдельные панихиды – когда люди приходят на кладбище и хотят в храме особо помолиться. В честь Святителя Николая памятные даты в этом храме совершаются. А в основном службы совершаются в храме Новомучеников – это ново построенный храм, который живет около трех лет. Приход Тихвинской иконы Божией Матери поселка Лужки - там частная детская школа с православным уклоном. У них есть домовой храм в честь Серафима Саровского - чудотворца, расположенный в самой школе. Мы с детишками там молимся, Литургию совершаем, причащаемся вместе раз в неделю в будни. А основная деятельность – вокруг Приморского храма. Так что ничего особо грандиозного нет.
- Это очень скромный ответ. Дорогие телезрители, я хочу обозначить тему нашей сегодняшней программы, она на самом деле свободная. Сегодня мы постараемся ответить на те вопросы, которые были заданы нам через интернет на протяжении предыдущих программ, и на которые мы не смогли, или не успели ответить. Телефон нашей студии в Санкт-Петербурге (812) 677-62-44. Звоните, задавайте ваши вопросы, пожалуйста.
- Отец Константин, я знаю, что путь вашего прихода к священству - нетипичный и непростой. Расскажите, пожалуйста, о вашем пути.
- Путь у каждого священника своеобразный. Господь ведет каждого христианина своими путями. Вспоминаются семинарские годы, когда с нами учился студент из Таиланда. Сейчас он священник, и мы удивлялись - как он попал в нашу православную семинарию? Потому что в Таиланде большинство буддистов, соответственно - папа, мама, сестры, братья – тоже не православные. Но он просто отвечал - Бог привел. Наверное, у каждого человека есть такой момент в жизни, но его нельзя четко обозначить – в какой момент это произошло, каким образом. Господь ведет постепенно.
Я обязан своей бабушке, которая привела меня в храм первый раз еще в отрочестве. Это было в Подмосковье, в селе Фаустово. Это зерно запало на всю жизнь, но прорастало, конечно, не сразу. Пришлось десяток лет пройти, чтобы вера проросла, действительно, к такому желанию священства. Эта вера обозначилась сознательно, когда я учился здесь, под Санкт-Петербургом, в Стрельне, в школе милиции. Было это в 1995 году. Господь привел – через скорби, через испытания. После окончания школы милиции в 1996 году, я уже твердо хотел быть семинаристом, пойти в семинарию. Конечно, метался, не знал – быть женатым или быть монашествующим. Но время все расставило на свои места. И уже когда закончил школу милиции, было такое непреодолимое просто желание. Но был контракт, необходимо было отработать, и тем более, я еще посоветовался и с известным на тот момент со старцем - отцом Николаем Гурьяновым на острове Залит. Он просто сказал: «Работай пока, работай». Отработал, и в 2002 году уже пошел в семинарию. Тем более, тогда владыка Мурманский и Мончегорский, у которого я тогда окормлялся – пел в архиерейском хоре у него, он сказал такие слова: «хватит работать миру, пора служить Богу». И во мне что-то переключилось. Поступил в семинарию в 2002 году.
- Вопрос из Санкт-Петербурга. 29 мая 2013 года на состоявшемся заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были утверждено наименование - «Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской» вместо «Собора Новомучеников и Исповедников Российских», а также «неделя Всех Святых, в земле Русской просиявших» вместо «недели Всех Святых, в земле Российской просиявших». В связи с этим вопрос – будете ли вы переименовывать название своего храма, и известна ли вам эта новость?
- Спасибо за вопрос. Вопрос актуальный, я его тоже и себе задаю. Этот вопрос решает архиерей. Поскольку у нас епархия молодая – Выборгская, архиерей еще не со всеми батюшками может встретиться, не со всеми может обсудить какие-то вопросы. Я думаю, когда мы будем разговаривать с нашим владыкой, я, конечно, подниму этот вопрос. А об этой новости, конечно, я знаю. Спасибо, что напомнили.
- Отец Константин, скажите, пожалуйста, трудно ли вам было служить в милиции, будучи уже настроенным на учебу в семинарии?
- Конечно, непросто. Тем более я в эти годы, которые работал, служил, горел Церковью. Но в эти годы я, конечно, не был в стороне от Церкви. Я пел в архиерейском хоре, на клиросе, читал. Поскольку работа была посменная, то если я утром работал - вечером в храме был, если утром в храме, то вечером - на работе. Жизнь в Церкви была, я от нее не отходил. Конечно, совмещать не просто было, потому что работа такая непростая, связана и с опасностью была, и опасностью духовной, потому что много духовных препятствий для верующего человека. Но Господь сохранил, Господь отвел все, что не нужно. Слава Богу! Я благодарен Господу.
- Вопрос из Башкортостана от рабы Божьей Марии. Я инвалид по зрению. Я прихожу в храм, исповедуюсь и причащаюсь. Но проходит какое-то время - я ведь живу в миру, стараюсь ничего не делать такого. Но, тем не менее – с кем-то, может, поговорила, кого-то нечаянно осудила, может быть, что-то не так сказала. А записать свои грехи не могу. И выходит, что на следующее покаяние идти вроде бы не с чем, но это же не так? Как быть?
- Наверно, все мы сталкиваемся с такой проблемой рано или поздно.
- Если я правильно понял, то есть, человек забывает о своих грехах? Конечно, нужно читать и святых отцов побольше, чтобы у нас было правильное отношение к своим поступкам. Человек зачастую даже не понимает и не осознает, что есть грех. И даже какие-то проступки не считает за грех, хотя это и является грехом. Сейчас вообще страшное время. Грех вводится в норму. Особенно мы наблюдаем это в Европе, на Западе. Это страшно, потому что грех становится нормой. Что касается вопроса - я думаю, жизнь христианина - это должен быть постоянный самоанализ. И каждый свой проступок мы должны анализировать. Не просто так – ну, ничего страшного… Мы должны и каяться в нем тут же. Если мы читаем дневники Иоанна Кронштадтского праведного, то наблюдаем, что он каждый раз каялся в помыслах, в словах, во взглядах каких-то. Он сразу же каялся и просил у Господа прощения, потому что эти грехи нарушали его внутренний мир, внутренний покой.
- Такое покаяние вне исповеди – действенно ли оно, можно ли на исповеди все грехи свои перечислить?
- Как советуют вообще опытные духовники, углубляться как в таковые грехи – как, где, когда – не надо. Нельзя их утрировать – а, там словом, делом, помышлением… Или, бывает, доходит до того - ничем не грешен. Такого мы знаем из Евангелия – один Господь безгрешен. Конечно, действенно личное покаяние. Из дневников отца Иоанна Кронштадтского мы видим, что он каялся, и Господь давал ему мир, возвращал этот мир и радость духовную. А исповедь как Таинство уже непосредственно в храме или перед священником – это как финал. То есть наше покаяние личное должно всегда присутствовать. А уже исповедь у священника – как заключительный этап. На нем, конечно, необходимо проговаривать грехи, но не углубляться и не утрировать. То есть во всем должна быть мера - и на исповеди, и в духовной жизни.
- Вопрос из интернета, от раба Божьего Романа из Дербента. Моя мама против того, чтобы я ходил в церковь, молился и постился. Получается – я совершаю грех, когда хожу в церковь, ношу подрясник, молюсь и т.д.? Из имени и фамилии становится понятной проблема – Аслан Казбеков, а в крещении – Роман.
- Что можно сказать? Если уже человек ходит, надо просто с мамой поговорить, что для меня это жизнь, я без этого не могу. Если бы он стоял еще в начале пути, то тут, может быть и по-другому нужно как-то решать вопрос, чтобы с родителями сохранить мир. Потому что мы знаем даже из Жития Святых: человек хотел уйти в монастырь, но по любви к родителям не уходил до тех пор, пока они не представились ко Господу. Тут нужно рассуждение. Но если человек уже ходит, если он тем более крещеный - надо маме просто объяснить, что это – моя жизнь, я без этого не могу. Об этом в Евангелии говорится: «и враги его домашние его» - в том смысле, что бывает, препятствуют этому пути к Богу молодым людям.
И в моей жизни тоже родители не очень восприняли сначала мой выбор, особенно тогда, когда я еще высказывал пожелания монашества. В начале пути обычно люди испытывают призывающую благодать Божию, их тянет на какие- то подвиги. Одних тянет на монашество – это высший дар, подвиг, хотя он и ни в коем случае не уничижает женатого священства, женатого пути, это все-таки подвиг отречения от мира. Когда я «горел» монашеством, родители тоже восприняли это очень неоднозначно.
- Наверно, тут еще проблематика исламской республики, мусульманской семьи.
- Да, судя по фамилии, так может быть, и есть. Я уже упоминал нашего сокурсника – таиландца. Вот как? Видимо, с родителями был какой-то разговор, с рассуждением о том, что надо поговорить просто обстоятельно: мне это необходимо, это моя жизнь. Родители же не могут просто наседать на человека и ломать его. Нельзя ломать ни в коем случае. Родители это должны тоже понимать.
- Вопрос от Натальи Игнатовой. Если ребенок – левша, как нужно приучать его креститься, правой рукой или левой?
- Интересный вопрос: правой или левой? Мы, наверное, должны исходить здесь из такого принципа - не соблазни ближнего в Церкви. Традиционно, конечно, принято правой рукой. И хоть человек и левша, но чтобы не соблазнять окружающих христиан, нужно объяснить. Ничего страшного, если он переучится из левши в правшу, когда будет наносить крестное знамение.
- Вопрос из Перми от рабы Божьей Галины. Как правильно поминать усопших, приходя на кладбище? Существуют ли какие-то ритуалы, можно ли что-то класть на могилку, можно ли, нужно ли читать какие-то молитвы, как это правильно делать?
- Конечно, существует в «Молитвослове», для мирян, в том числе, краткая лития, без возгласов священнических, без ектеньи, как обычно принято при наличии священнослужителя. И в молитвословах есть, как правильно молиться за усопших. Есть специальная литература – как молиться за усопших. По поводу того – оставлять что-то на могилах, это неоднозначно. Конечно, это наследие язычества. Но с другой стороны, если человек какой-то или дети (я наблюдал) увидят конфетку - они съедят. Надо просто родителям объяснить: ты помолись за того, кто здесь похоронен и съешь конфету. Но когда оставляют – «птички склюют», или еще что-то, это с православным учением ничего общего не имеет.
- Звонок из Московской области от рабы Божьей Татьяны. В нашей семье случилось несчастье – несколько дней назад умер брат, в субботу будет 9 дней. Соберутся самые близкие. Могу ли я прочитать Канон об усопшем, имею ли я на это право?
- Конечно, можете и Канон почитать, потому что молитвы христианин должен творить всегда. Как апостол Павел нам советовал – молитесь непрестанно. И о ближних, и об усопших, и во здравии кто находится. У Бога нет мертвых, все живы. Молитвы всегда слышна, Господь слышит молитву.
- Может, вопрос заключался в том, что может быть, не все верующие соберутся?
- Тут нужно посоветоваться – если никто не против, можно почитать, совместно помолиться. Если кто-то смущается, можно и келейно помолиться, чтобы, как в Евангелии сказано, не напоказ выставлять, а «зайди в клеть твою и помолись». И «Господь, видящий тайное, воздаст тебе явно».
- Из Мурманской области протоиерей Василий Вольский и матушка Екатерина приветствуют вас. Рады вас видеть, и молимся о вас, и всегда помним!
- Спаси Господи, отец Василий! Очень рад слышать. Я тогда начинал свою церковную жизнь на клиросе, а отец Василий был уставщиком, тоже мирянином, он очень хорошо Устав знал, сейчас, наверно, еще лучше знает, потому что столько времени батюшка служит в Мурманской области настоятелем. У него матушка, дети, молимся тоже за них. Очень приятно, отец Василий!
- Маришка Новокрещенова – так она обозначена « В Контакте», задает вопрос – если при рождении за ребенком следит ангел и демон, то после смерти что становится с ангелами, за кем они потом следят, если хозяева уже на небесах? -
- Откуда вообще это представление, что кто-то за кем-то следит?
- Я, честно говоря, сам лично не встречал в церковном учении, что кто-то следит – ангелы, бесы, и потом что с ними происходит. Мы должны об одном только задумываться – как мы перед Господом предстанем - в покаянном состоянии или нет, в раскаянном состоянии или нет. А кто там следит – какая разница? Сейчас многие люди переживают, что кто-то за кем-то следит - глобализация. Но это же есть, от этого никуда не уйдешь. Ты живи так, чтобы тебе не стыдно было в первую очередь, перед Богом, по совести. По совести живи, перед Богом, в первую очередь, будь честен и перед людьми, конечно.
- Вопрос из Иркутска от Евгения. Я дьякон Владимирского собора, помню ваше замечательное служение в сане дьякона, не так давно это было. Вы наверно, знакомы и имели опыт драгоценного общения со священником из Петербурга отцом Иоанном Мироновым. Если можно, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями и вашими личными переживаниями.
- По поводу духовничества – вспоминается отрывок из популярной сейчас книги «Несвятые святые», когда бабушка пришла в монастырь и говорит: «где у вас святые чудотворцы?» Ей ответили: «святых у нас нет, а чудотворят все». Та бабушка искала утешения духовного.
Отец Иоанн Миронов – очень опытный священник, духовник многих священнослужителей в нашей митрополии, и не только в митрополии. Из разных стран порой приезжают. Конечно, батюшка имеет дар утешения, дар молитвы. Многие это чувствуют и прибегают к нему, как пчелы на мед слетаются. Отец Иоанн многих утешает, действительно, и я благодарен Богу, что имел общение с ним. Сейчас не получается с ним часто общаться, потому что на приходе за 100 с лишним километров от Санкт-Петербурга, но если появляется такая возможность – до встречи у меня уже радость внутри, бодрость духа. Я знаю, что с каким бы вопросом ни пришел – этот вопрос сам собой рассеивается, и хочешь только рядом побыть, зарядиться этой радостью, добротой, теплотой, любовью, которую батюшка имеет и раздает другим. Дай Бог ему многие лета и чтобы он подольше с нами был, наставлял и утешал!
- Вопрос из Курска от Татьяны. Когда я стою на службе, мне очень хочется воздеть руки вверх. Но я делаю над собой огромное усилие, чтобы этого не делать, потому что никто не поднимает руки вверх, кроме батюшки. И у меня тянутся руки вверх, но я воздерживаюсь. И второй вопрос. Если я причастилась, и стоя на службе, почувствовала, что моих рук и меня касается какое-то теплое прикосновение, как будто кто-то трогает меня, но никого не было. И так радостно было, что я такая счастливая стала, мне хотелось радостью поделиться со всеми. Правильно ли это я делаю? Нужно делиться этой радость?
- Начну со второго вопроса. Конечно, радостью делиться надо, потому что если Господь дает радость – мы же не эгоисты, почему другие должны без этой радости оставаться. Другой вопрос – такие какие-то явления, что мы что-то чувствуем. Святые отцы советуют, чтобы мы осторожно относились к такого рода вещам, потому что можно и впасть в прелесть, можно повредиться духовно. Можно к Богу обратиться и сказать: «Господи, если это твое, то пусть это будет и приумножится, если нет – пусть отойдет от меня», потому что есть опасность духовная. А что касается воздевания рук как священник, тут мне кажется, как недавно упоминал – не соблазнять ближнего, в храме стоящего. Потому что это все-таки не традиционно для мирянина - воздевать руки при всех. Дома мы можем и воздевать, и кланяться коленопреклоненно, хоть часами. А в церкви мы можем кого-то соблазнить своим поведением. Чтобы со всеми остаться в мире, лучше, конечно, воздержаться от таких излияний духовных.
- Вопрос от рабы Божьей Марины. Сейчас маленькие дети не различают хорошее и плохое, играют в игры, смотрят телевизор, мультики непонятного характера, страшно порой на них смотреть, потому что они в таком возрасте как зомби. Как их можно хоть чуть-чуть оградить от этого зла?
- Побольше общаться со сверстниками на улице. Потому что это зло - оно проистекает от ограниченности общения с детьми. Человеку нечем заняться, и он начинает - телевизор, компьютер, еще что-то. А когда будет какое-то дело, общение с ближним, то некогда будет этим заниматься.
- У меня внезапно умерла дочка, 29 лет. Уже год прошел, мы все справили, и справляем, я поминаю. У нее осталась дочка пяти лет. И почему-то мне на телефон приходят смс-ки: «Мама, я жива». Может быть, она беспокоится о своей дочке? Или что-то не то?
- Что касается смс-сок, тут тоже осторожными надо быть, потому что много мошенников, особенно с новыми технологиями, которые пользуются доверчивостью людей и через смс-ки людей облапошивают.
- Ответ на это смс может стоить больших денег.
- Конечно. Или сначала могут войти в доверие, а потом схему мошенническую придумать, чтобы человек просто доверял этим людям, которые их посылают или от имени кого-то, воспользовался доверчивостью. Не надо, думаю, придавать значение, потому что скорее всего, это мошенники какие-то или кто-то просто глумится. Просто нужно молиться за усопшего человека, молитва - это наша милость по отношению к тому, за кого мы молимся. А Господь призывал быть милосердными. Поэтому молитва - это одна из видов милости. Можно просить и кого-то помолиться – и в монастырях и в храмах, где-то - и милостыню и приношение, как это обычно принято в Православной Церкви. Как Иоанн Златоуст говорит: «все, что вы ни делаете ради усопших, все на благо»
- Вопрос от Арины Оленькиной, в крещении Марины. Я с маленького возраста – с 8 месяцев, хожу в храм, причащаюсь и исповедуюсь. Но в свои 16 лет часто отказываюсь ходить в храм – мне неприятны обсуждения чего-то в храме, не связанные со службой, постоянная суета. Легче дома одной помолиться. А мама часто огорчается, не знаю, что мне делать.
- Если будем молиться, действительно молиться, то и не будем отвлекаться на какие-то разговоры. Если, конечно, у нас рассеяна молитва, то мы начинаем что-то где-то слышать, начинаем отвлекаться. Но вступать в такие переговоры не надо. Я сам как настоятель, в храме все это тоже наблюдаю, как бывает: бабульки придут раз в неделю, им интересно поговорить, потому что они порой встречаются только в храме. Им нужно иногда сказать слово вразумления. Амвросий Оптинский (если не ошибаюсь) говорил: «кто разговаривает в храме, тому Бог попускает скорби». Мы потом плачем, что у нас что-то происходит, пеняем. А все из-за того, что болтаем в храме. На службу приходим – должны молиться, должны «Горе имеем сердца», как священник возглашает на Евхаристическом Каноне. Пришли в храм - должны все быть умом в молитве.
- Но как же быть Марине? Уже в 16 лет ей трудно в храме просто столько времени находиться, наверно, в неподвижном состоянии.
- В 16 лет, конечно – это уже не младенцы, которых приносят прямо к причастию. Тут нужно вырабатывать в себе какой-то дух, потому что в духовной жизни мы себя должны все время понуждать к чему-то, усилие какое-то прилагать. Как в Священном Писании говорится: «Царство Божие нудится», то есть усилием берется – как в молитве, в духовной жизни, так и во всем – в добродетелях. То есть себя нужно приучать к чему-то. По крайней мере – с терпением относиться к такого рода вещам – к болтовне, к разговорам. Если надо – священник есть на это, который может сказать, или уполномоченные на то люди. Если смущают – отойди в сторону и молись. Вперед или назад, вправо или влево. А если тяжело стоять, если есть свободное место, можно и присесть, никто не запрещает.
- Звонок из Перми, от рабы Божьей Галины. Говорят, что Бог есть любовь. И с другой стороны - «всяк человек ложь». Как можно любить лживого человека? Поясните, пожалуйста. И второй вопрос. У моего двоюродного брата злокачественная опухоль мозга, готовится к смерти. Человек, к сожалению непьющий, неверующий, но пытается как-то ходить уже в храм Божий. Я ему советую, чтобы обязательно покаялся во всех своих грехах. Что можно еще посоветовать в этой ситуации?
- Начну со второго вопроса. Думаю, нужно пригласить батюшку к такому человеку, чтобы он с ним пообщался, чтобы правильные слова сказал. Батюшку надо об этом заранее предупредить, что к такому человеку идет. Желательно пособороваться и причаститься, потому что причастие – это самое важное и главное таинство в Церкви. Господь говорит: «Кто не вкушает мое Тело и Кровь, не будет иметь жизнь, и не наследует Царства Небесного». Каждый христианин должен причащаться, тем более перед смертью. Мы еще не знаем - смерть, не смерть… Это только Бог знает. Мы должны заботиться о том, чтобы эти Таинства присутствовали в нашей жизни. Вот самое главное – покаяние, причащение Тела и Крови Христовой.
Что касается первого вопроса «всяк человек ложь» - разные, конечно, люди бывают. Вспоминая старца Паисия Святогорца – он говорит, что две категории людей есть: люди-мухи и люди-пчелы. Люди-мухи – это те, кто ищет только злое в других, хотя рядом куча цветов, образно выражаясь, растет, цветущих, хорошо пахнущих. А люди-пчелы – те, кто наоборот, ищут самое доброе, хотя бы и вокруг куча нечистот была. Это действительно так. Что значит – как любить ближнего, если «человек ложь»? Господь любит всех. Как солнышко на всех светит одинаково, только не каждый человек может принимать эту благодать, принимать эту любовь, в зависимости от своего духовного состояния. А как любить врагов? В Евангелии есть: «Молитесь за врагов ваших, благословляйте клянущих вас». Конечно, с человеческой точки зрения, в мирском понимании - непонятно, как можно возлюбить того, кто тебе приносит какую-то злобу, что-то нехорошее? На этот вопрос такой ответ: не надо отвечать злом за зло просто, не надо тем же самым отвечать, что человек причиняет тебе, Это уже будет проявлением любви. Любить не означает -броситься обнимать и целовать, потому что у нас понятие любви – такое немного искаженное. Любовь, по словам Патриарха, когда он выступал в Ледовом дворце – это жертвенность, это жертва ради ближнего. Мы жертвуем своей такой «самостью» тщеславием, гордыней внутренней ради ближнего. Мы не отвечаем ему тем же самым, что он нам причиняет. А еще, если мы будем молиться за такого человека, то мы даже исполним слова Господа в Евангелии «Молитесь за врагов ваших, благословляйте клянущих вас».
- Вопрос из Твери от рабы Божьей Галины. Вы говорили о том, что когда служили в органах милиции, то было очень много препятствий к духовному совершенствованию. Поясните – вот многие оставляют свои руководящие должности, оставляют свою мирскую профессию, уходя в Церковь. Ведь на ваше место приходят люди неверующие, как наша матушка – Россия будет укрепляться в вере православной, если мы будем оставлять свои места людям, которые далеки от веры?
- Оставили органы на растерзание неверующим, батюшка, что делать?
- Я думаю, что за время пребывания там я все-таки оставил какой-то след духовный, можно сказать. У людей как-то менялось мировоззрение, отношение к Церкви – по крайней мере, с теми людьми, с кем я общался на тот момент. И многие вспоминают с радостью, причем они не то, чтобы завидуют, а рады за меня - что я пошел по тому пути, по которому хотел. И с кем находился в то время, наверное, оставил положительное влияние.
- Правильно ли человеку покидать свой пост, оставлять профессию, если он становится православным?
- Покидать пост – если ничто не препятствует в дальнейшей работе, почему нет? Бывают случаи, что нельзя совмещать уже, то человек уходит, потому что ему некомфортно получается. А если в принципе можно совмещать, если нет прямого греха в работе, то я считаю, что можно работать. А то, что остаются – думаю, Господь знает, как лучше.
- Батюшка, часто у людей, особенно с хорошим заработком, возникает такая проблема, когда начинают воцерковляться – начинают воспринимать деньги, как соблазн и оставляют такие оплачиваемые должности, воспринимая деньги, как зло. Так ли это?
- Я считаю, что сами по себе деньги не зло. Зло – когда мы относимся к ним определенным образом. Мы знаем, в истории Церкви были люди - возьмем Серафима Вырицкого – он был купец, богатейший человек. Главное – правильно относиться к тому, что Господь дает. Конечно, Господь дает человеку какое-то состояние не просто, чтобы он протранжирил все на себя. Если Господь дает, то человек должен понять, что он не просто так дает, а чтобы он ближнему помог. Если человек этого не понимает, то заберется и все, что было и сверх того. Должно быть правильное отношение к богатству. Много очень православных обеспеченных людей. Просто они правильно относятся к этому, они не только на себя все тратят, они помогают и ближним, помогают, в том числе и храмы как-то поддерживать. И Господь умножает у них помощь. А кто просто на себя транжирит, он либо заканчивает не очень хорошо, либо у него в семье какие-то начинают вещи твориться: сын – наркоман, или спился или еще что-то творится, болезнь какая-нибудь наступает. То есть Господь потом вразумляет такого человека, конечно.
- Светлана Астанина задает вопрос: подскажите, как причастить ребенка семи лет, если он боится подходить к батюшке, категорически не хочет. Получается, не причащают они его уже полгода.
- А в храм приходит при этом?
- По всей видимости, да.
- Тут тоже должна быть, на мой взгляд, работа родителей. Должны показывать на других детей, что ничего тут страшного нет, что – видишь, твои сверстники причащаются и даже младенцы причащаются, чего боятся? Может быть, стоит такому ребеночку и в воскресную школу ходить. Там он может раскрепоститься, он может быть закомплексован, зажат, потому что ни с кем не общается, просто его родители приводят. А может быть, стоит и начать общение с какими-то ребятами, обычно это в воскресной школе происходит. Тогда уже таких проблем не бывает, уже с радостью идут, бегут к Чаше.
- Вопрос от рабы Божьей Фотинии из Краснодара. В своей повседневной жизни я никогда не ношу платок, надеваю его только на богослужения. Можно ли не покрывать голову платком, когда я прихожу в храм на уборку?
-Ношение платка – как разобраться с этой проблемой?
- Вообще, апостол Павел пишет, что молящаяся женщина должна быть с покрытой головой. Если женщина считает, что она будет убираться без молитвы – тут надо ей, наверное, объяснить, что когда человек убирается - он должен молиться. А женщина молящаяся должна быть с покрытой головой. Тут же опять принцип – не соблазни: о том, что если будет убираться с непокрытой головой, люди будут думать, что тут такое происходит, как-то непривычно у нас. Платок имеет функцию и для того, чтобы волосы не разбрасывать, гигиеническую. Думаю, стоит ради ближних, чтобы не искушать, не соблазнять – нужно надевать.
- Вопрос из группы «В Контакте» как раз на тему соблазна. Что делать, если поведение священника тебя смущает – грубость, окрики, барское поведение, а ты ходишь к нему на исповедь? Очень это мешает, как быть на исповеди до конца открытым и искренним?
- К сожалению, можно наблюдать такое явление. Самое главное - не осуждать батюшку, потому что он за свои действия ответит. Не осуждать, как один из святых отцов – Антоний, говорил: «внимай себе». Но, если соблазняет такое поведение священника конкретно, то может быть, стоит поискать просто другой храм, другого священника, с кем общаться можно. К сожалению, бывает такое. У батюшки много разных послушаний, не выспался, еще что-то, все это накопилось… Но если это уже в характере – надо просто искать другого священника, другой храм.
- Вопрос от Анны Малиновой. Я ленюсь читать каждый день утреннее и вечернее правило. Но если все-таки начну, то молитва не сосредоточена. Может, стоит молиться кратко, но со вниманием, или это неправильно? Что выбрать – длинное правило, но вычитка?
- Тут нужно тоже с рассуждением подходить. Новоначальным не стоит нагружать все полное правило, потому что это будет действительно вычитка, не будет сосредоточенности. Ведь в молитве главное что? Это сосредоточенность, внимательность, неспешность. Если новоначальный будет полностью все правило, так скажем, вычитывать, никакой пользы от этого не будет. То есть надо начинать с малого. А если человек уже воцерковленный, просто по усталости – (сейчас темп жизни высокий, человек устает, даже помолиться порой уже нет сил), то тут вопрос решается с духовником. Если духовника нет, то с рассуждением тогда надо: если нет сил – помолись коротким правилом, со вниманием, если силы есть - помолись нормально, неспешно, со внимательностью. Господь даст потом сил. На своем собственном опыте – порой думаешь: нет сил, все. А начинаешь молиться, откуда-то появляются силы и даже такое воодушевление, и Господь дает эту радость от молитвы.
- У нас осталась пара минут эфира. Отец Константин, скажите Софии Запольской, потому что человек воцерковляется и хочет еще и сына, которому 12 лет, тоже воцерковлять – что ему почитать и как себя вести?
- Почитать – думаю, на том приходе, куда они хотят ходить, с батюшкой можно решить. Что почитать - я всегда советую старца Паисия Святогорца. Это один из любимых моих подвижников. Я писал работу дипломную в семинарии по нему, поэтому я всегда советую старца Паисия Святогорца.
- Спасибо, отец Константин. Прошу вас снова благословить зрителей на прощание.
-Доброго всем вечера, Божье благословение да пребывает со всеми вами!
- Спасибо. Напомню, дорогие телезрители, что с нами был настоятель храма Собора Новомучеников и Исповедников Российских в городе Приморске, иерей Константин Синельщиков. Ведущий Михаил Кудрявцев. Всего доброго, до свидания!
Ведущий: Михаил Кудрявцев.
Расшифровка: Галина Парамошина.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!