Беседы с батюшкой. Эфир от 22 августа

23 августа 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 22 августа

 

 - Сегодня у нас в гостях настоятель храма Собора Новомучеников и Исповедников Российских в городе Приморске, иерей Константин Синельщиков.

Батюшка, я знаю, что вы являетесь настоятелем в целых трех храмах, хотя я и представил вас настоятелем одного храма. Не могли бы вы рассказать об  этих храмах, и как вам  удается совмещать столько послушаний одновременно.

 - Настоятелем трех храмов – звучит наверно, грандиозно. На самом деле самый главный  храм нашего прихода -  это храм в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российских, который находится непосредственно в самом городе. Второй храм – приписной к нашему приходу – в честь святителя Николая, находится на кладбище. Третий храм – это уже  отдельный приход, приход  в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а  храм в честь Серафима Саровского, чудотворца преподобного. Получается два  прихода, три храма, но каждый  храм несет свою функцию. Нельзя сказать, что это три прихода полноценных. Храм Святителя Николая на кладбище – это храм-часовня, в котором совершаются отпевания, родительские субботы, отдельные панихиды – когда люди приходят на кладбище и  хотят в храме особо помолиться.  В  честь Святителя Николая памятные даты в этом храме совершаются. А в основном службы совершаются в храме Новомучеников –  это ново построенный храм, который живет около трех лет. Приход Тихвинской иконы Божией Матери поселка Лужки  - там частная  детская школа с православным уклоном. У них есть домовой храм в честь Серафима Саровского -  чудотворца, расположенный в самой школе. Мы с детишками там  молимся, Литургию совершаем, причащаемся  вместе раз в неделю  в будни. А основная деятельность – вокруг Приморского храма. Так что ничего особо грандиозного нет.

 - Это очень скромный ответ. Дорогие телезрители, я хочу обозначить тему нашей сегодняшней программы,  она  на самом деле свободная. Сегодня мы постараемся  ответить на  те  вопросы, которые были заданы нам через интернет на протяжении предыдущих программ, и на которые мы не смогли, или не успели ответить. Телефон нашей студии в Санкт-Петербурге (812) 677-62-44. Звоните, задавайте ваши вопросы, пожалуйста.

 - Отец Константин, я знаю, что путь вашего прихода   к священству - нетипичный и непростой. Расскажите, пожалуйста, о вашем пути.

 - Путь у каждого священника своеобразный. Господь ведет каждого христианина своими путями. Вспоминаются семинарские годы, когда с нами учился студент из Таиланда. Сейчас он священник, и мы удивлялись  - как он попал в нашу православную семинарию? Потому что в Таиланде большинство буддистов, соответственно - папа, мама, сестры, братья – тоже не православные. Но он просто отвечал - Бог привел. Наверное, у каждого человека есть такой момент  в жизни, но его нельзя четко обозначить – в какой момент это произошло, каким образом. Господь ведет постепенно.

Я обязан своей бабушке, которая привела меня в храм первый раз еще в отрочестве. Это было в Подмосковье, в селе Фаустово. Это зерно запало  на всю жизнь, но прорастало, конечно, не сразу. Пришлось десяток лет пройти, чтобы вера проросла, действительно, к такому желанию священства. Эта вера обозначилась сознательно, когда я учился здесь, под Санкт-Петербургом,  в Стрельне,  в школе милиции. Было это в 1995 году. Господь привел – через скорби, через  испытания. После окончания школы милиции  в 1996 году, я уже  твердо хотел быть семинаристом, пойти в семинарию. Конечно, метался, не знал – быть женатым или быть монашествующим. Но время все расставило на свои места. И  уже когда закончил школу милиции, было такое непреодолимое просто желание. Но был контракт, необходимо было отработать, и тем более, я еще посоветовался  и с известным на тот момент со старцем  - отцом Николаем Гурьяновым на острове Залит. Он просто сказал: «Работай пока, работай». Отработал, и в 2002 году уже пошел в семинарию. Тем более, тогда владыка Мурманский и Мончегорский, у которого я тогда окормлялся – пел в архиерейском хоре у него, он сказал такие слова: «хватит работать миру, пора служить Богу». И во мне что-то переключилось. Поступил в семинарию в  2002 году.

  -  Вопрос из Санкт-Петербурга. 29 мая 2013 года на состоявшемся заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были утверждено наименование  - «Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской» вместо «Собора Новомучеников и Исповедников Российских», а также «неделя Всех Святых, в земле Русской просиявших» вместо «недели Всех Святых, в земле Российской просиявших». В связи с этим вопрос – будете ли вы переименовывать название своего храма, и известна ли вам эта новость?

 - Спасибо за вопрос. Вопрос актуальный, я его тоже и себе задаю. Этот вопрос решает архиерей. Поскольку у нас епархия молодая – Выборгская, архиерей еще не со всеми батюшками  может встретиться, не со всеми может обсудить какие-то вопросы. Я думаю, когда мы будем разговаривать с нашим владыкой, я, конечно, подниму этот вопрос. А об этой новости, конечно, я знаю. Спасибо, что напомнили.

 - Отец Константин, скажите, пожалуйста, трудно ли вам  было служить в милиции, будучи уже настроенным на учебу в семинарии?

 - Конечно, непросто. Тем более я  в эти годы, которые работал, служил, горел Церковью. Но в эти годы я, конечно, не был в стороне от Церкви. Я  пел в архиерейском хоре, на клиросе, читал. Поскольку  работа была посменная, то если я  утром работал - вечером в храме был, если утром в храме,  то вечером -  на работе. Жизнь в Церкви была, я от нее  не отходил. Конечно, совмещать не просто было, потому что работа такая непростая, связана и с опасностью была,  и опасностью духовной, потому что много духовных препятствий для верующего человека. Но Господь сохранил, Господь отвел все, что не нужно. Слава Богу! Я благодарен Господу.

 - Вопрос из Башкортостана от рабы Божьей Марии. Я  инвалид по зрению. Я прихожу в храм, исповедуюсь и причащаюсь. Но проходит какое-то время - я ведь живу в миру, стараюсь ничего не делать  такого. Но, тем не менее – с кем-то, может, поговорила,  кого-то нечаянно осудила, может быть, что-то не так сказала. А записать свои грехи  не могу. И выходит, что на  следующее покаяние идти вроде бы не с чем, но это же не так? Как быть?

 - Наверно, все мы сталкиваемся с такой проблемой рано или поздно.

 - Если я правильно понял, то есть, человек забывает о своих грехах? Конечно, нужно читать и святых отцов побольше, чтобы у нас было правильное отношение к своим поступкам. Человек зачастую даже не понимает и не осознает, что есть грех. И даже какие-то проступки не считает за грех, хотя это и является грехом. Сейчас вообще страшное время. Грех вводится в норму. Особенно мы наблюдаем это в Европе, на Западе. Это страшно, потому что грех становится нормой. Что касается вопроса -  я думаю, жизнь христианина  - это должен быть постоянный  самоанализ. И каждый свой проступок мы должны анализировать. Не просто  так – ну, ничего страшного… Мы  должны и каяться в нем тут же. Если мы читаем дневники Иоанна Кронштадтского праведного,  то наблюдаем, что он каждый раз каялся в помыслах, в словах, во взглядах каких-то. Он сразу же каялся и просил у Господа прощения, потому что эти грехи нарушали его внутренний мир, внутренний покой.

 - Такое покаяние вне исповеди – действенно ли оно, можно ли на исповеди все  грехи свои перечислить?

 -  Как советуют вообще опытные духовники, углубляться как в таковые грехи – как, где, когда – не надо. Нельзя их утрировать – а, там словом, делом, помышлением…  Или, бывает, доходит до того - ничем не грешен. Такого мы знаем из Евангелия – один Господь безгрешен.  Конечно, действенно  личное покаяние. Из дневников отца Иоанна Кронштадтского мы видим, что он каялся, и Господь давал ему мир, возвращал этот   мир и радость духовную. А исповедь как Таинство  уже непосредственно в храме или перед священником – это как финал. То есть наше покаяние личное должно всегда присутствовать. А уже исповедь у священника – как заключительный этап. На нем, конечно, необходимо проговаривать грехи,  но не углубляться  и не утрировать. То есть во всем должна быть мера -  и на исповеди, и в духовной жизни.

 - Вопрос из интернета, от раба Божьего Романа из Дербента. Моя мама против того, чтобы я ходил в церковь, молился и постился. Получается – я совершаю грех, когда хожу в церковь, ношу подрясник, молюсь и т.д.? Из имени и фамилии становится понятной проблема – Аслан Казбеков,  а в крещении – Роман.

 - Что можно сказать? Если уже человек ходит, надо просто с мамой  поговорить, что для меня это жизнь, я без этого не могу. Если бы он  стоял  еще в начале пути, то тут, может быть и по-другому  нужно как-то решать вопрос, чтобы  с родителями  сохранить мир. Потому что мы знаем даже из Жития Святых: человек хотел уйти в монастырь, но по любви к  родителям не уходил до тех пор, пока они не представились ко  Господу. Тут нужно рассуждение. Но если человек уже ходит, если он тем более крещеный -  надо маме просто объяснить, что это – моя жизнь, я без этого не могу. Об этом в Евангелии говорится: «и враги его домашние его» - в  том смысле, что бывает, препятствуют этому пути к Богу молодым людям.

И в моей жизни тоже родители не очень восприняли сначала мой  выбор, особенно тогда, когда я еще  высказывал  пожелания монашества.  В начале пути обычно люди испытывают призывающую благодать Божию, их тянет на какие- то подвиги. Одних тянет на монашество –  это высший дар, подвиг, хотя он  и ни в коем случае не уничижает женатого священства, женатого пути, это все-таки подвиг отречения от мира. Когда  я «горел» монашеством, родители тоже восприняли  это очень неоднозначно.

 - Наверно, тут еще проблематика исламской республики, мусульманской семьи.

 - Да, судя по фамилии, так может быть, и есть. Я уже упоминал нашего сокурсника – таиландца. Вот как? Видимо, с родителями был какой-то разговор, с рассуждением о том, что  надо поговорить просто обстоятельно: мне это необходимо, это моя жизнь. Родители же не могут просто наседать на человека и ломать его. Нельзя ломать ни в коем случае. Родители это должны тоже понимать.

 - Вопрос от Натальи Игнатовой. Если ребенок – левша, как нужно приучать его креститься, правой рукой или левой?

 - Интересный вопрос: правой или левой? Мы, наверное, должны исходить здесь из такого принципа - не соблазни ближнего  в Церкви. Традиционно, конечно, принято правой рукой. И хоть человек и левша, но чтобы не соблазнять окружающих христиан, нужно объяснить. Ничего страшного, если он переучится из левши в правшу, когда будет наносить крестное знамение.

 - Вопрос  из Перми от рабы Божьей Галины. Как правильно поминать усопших, приходя  на кладбище? Существуют ли какие-то ритуалы, можно ли что-то класть  на могилку, можно ли, нужно ли  читать какие-то молитвы, как это правильно делать?

 - Конечно, существует в «Молитвослове», для мирян, в том числе, краткая лития, без возгласов священнических, без ектеньи, как обычно принято при наличии священнослужителя. И в молитвословах есть, как правильно молиться за усопших. Есть специальная литература – как молиться за усопших. По поводу того – оставлять что-то на могилах, это неоднозначно. Конечно, это наследие  язычества. Но с другой стороны, если человек какой-то или дети (я наблюдал) увидят конфетку - они съедят. Надо просто родителям объяснить: ты помолись за того, кто здесь похоронен и съешь конфету. Но когда оставляют – «птички склюют», или еще что-то, это с православным учением ничего общего не имеет.

 - Звонок из Московской области от рабы Божьей Татьяны. В нашей семье случилось несчастье – несколько дней назад умер брат, в субботу будет 9 дней.  Соберутся самые близкие. Могу ли я  прочитать Канон об усопшем, имею ли я на это право?

 - Конечно, можете и Канон почитать, потому что  молитвы христианин должен творить всегда. Как апостол Павел нам советовал – молитесь непрестанно. И о ближних, и об усопших, и во здравии кто находится. У Бога нет мертвых, все живы. Молитвы всегда слышна, Господь слышит молитву.

 - Может, вопрос заключался в том, что может быть, не все верующие соберутся?

 - Тут нужно посоветоваться – если никто не против, можно почитать, совместно помолиться. Если кто-то смущается, можно и келейно помолиться, чтобы, как в Евангелии сказано, не напоказ выставлять, а «зайди в клеть твою и помолись».  И «Господь, видящий тайное, воздаст тебе явно».

 - Из Мурманской области протоиерей Василий Вольский и матушка Екатерина приветствуют вас. Рады вас видеть, и молимся о вас, и всегда помним!

 - Спаси Господи, отец Василий! Очень рад слышать. Я тогда начинал свою церковную жизнь  на клиросе, а отец Василий был уставщиком, тоже мирянином, он очень хорошо Устав знал, сейчас, наверно, еще лучше знает, потому что столько времени           батюшка служит в Мурманской области настоятелем. У него матушка, дети, молимся тоже за них. Очень приятно, отец Василий!

 - Маришка Новокрещенова – так она обозначена « В Контакте», задает вопрос – если при рождении за ребенком следит ангел и демон, то после смерти что становится с ангелами, за кем  они потом следят, если хозяева уже на небесах?  -

- Откуда вообще это представление, что кто-то за кем-то следит?

 - Я, честно говоря, сам лично не встречал в церковном учении, что кто-то следит – ангелы, бесы, и потом  что с ними происходит. Мы должны об одном только задумываться – как мы перед Господом предстанем -  в покаянном состоянии или нет, в раскаянном состоянии или нет. А кто там следит – какая разница? Сейчас многие люди переживают, что кто-то за кем-то следит - глобализация. Но это же есть, от этого никуда не уйдешь. Ты живи так, чтобы тебе не стыдно было  в первую очередь, перед Богом, по совести. По совести живи, перед Богом, в первую очередь, будь честен и перед людьми, конечно.

 - Вопрос из Иркутска от Евгения. Я дьякон Владимирского собора, помню ваше замечательное служение в сане дьякона, не так давно это было. Вы наверно, знакомы и имели опыт драгоценного общения со священником из Петербурга отцом Иоанном Мироновым. Если можно, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями и  вашими личными переживаниями.

 -  По поводу духовничества – вспоминается отрывок из популярной сейчас книги «Несвятые святые», когда бабушка пришла в монастырь и говорит: «где у вас святые чудотворцы?» Ей ответили: «святых у нас нет, а чудотворят все». Та бабушка искала утешения духовного.

 Отец Иоанн Миронов – очень опытный священник, духовник многих священнослужителей в нашей митрополии, и не только в митрополии. Из разных стран порой приезжают. Конечно, батюшка имеет дар утешения, дар молитвы. Многие это чувствуют и прибегают к нему, как пчелы на мед слетаются. Отец Иоанн многих утешает, действительно, и я благодарен Богу, что имел общение с ним. Сейчас не получается с ним часто общаться, потому что на приходе за 100 с лишним километров от Санкт-Петербурга, но если появляется такая возможность –  до встречи у меня уже радость внутри, бодрость духа. Я знаю, что с каким бы  вопросом ни пришел – этот вопрос сам собой рассеивается, и хочешь только рядом побыть, зарядиться этой радостью, добротой, теплотой, любовью, которую батюшка имеет и  раздает другим. Дай Бог ему многие лета и  чтобы он подольше с нами  был, наставлял и утешал!

 - Вопрос из Курска от Татьяны. Когда я стою на службе, мне очень хочется воздеть руки вверх.  Но я делаю над собой огромное усилие, чтобы этого не делать, потому что никто не поднимает руки вверх, кроме батюшки. И  у меня тянутся руки вверх, но я воздерживаюсь. И второй вопрос. Если я причастилась, и стоя на службе, почувствовала, что моих рук и меня касается какое-то теплое прикосновение, как будто кто-то трогает меня, но никого не было. И так радостно было, что я такая счастливая стала, мне хотелось радостью поделиться со всеми. Правильно ли  это я делаю? Нужно делиться этой радость?

 - Начну со второго вопроса. Конечно, радостью делиться надо, потому что если Господь дает радость – мы же не эгоисты, почему другие должны без этой радости  оставаться. Другой вопрос – такие какие-то явления, что мы что-то чувствуем. Святые отцы советуют, чтобы мы осторожно относились к такого рода вещам, потому что можно и впасть в прелесть, можно повредиться духовно. Можно к Богу обратиться   и сказать: «Господи, если это твое, то пусть это будет и приумножится, если нет – пусть отойдет от меня», потому что есть опасность духовная. А что касается воздевания рук как священник, тут мне кажется, как недавно упоминал –  не соблазнять  ближнего, в храме стоящего. Потому что это все-таки не традиционно для мирянина -  воздевать руки при всех. Дома мы можем и воздевать, и кланяться коленопреклоненно, хоть часами. А в церкви мы  можем кого-то соблазнить своим поведением. Чтобы со всеми остаться в мире, лучше, конечно, воздержаться от таких излияний духовных.

 - Вопрос от рабы Божьей Марины. Сейчас маленькие дети не различают хорошее и плохое, играют в игры, смотрят телевизор, мультики непонятного характера, страшно порой на них смотреть, потому что они в таком возрасте как  зомби. Как их можно хоть чуть-чуть оградить от этого зла?

  - Побольше общаться со сверстниками на улице. Потому что это зло - оно проистекает от ограниченности общения с детьми. Человеку нечем заняться, и он начинает -  телевизор, компьютер, еще  что-то. А когда будет какое-то дело, общение с ближним, то некогда будет этим заниматься.

 - У меня внезапно умерла дочка, 29 лет. Уже год прошел,  мы все справили, и справляем, я поминаю. У нее осталась дочка  пяти лет. И почему-то мне на телефон приходят смс-ки: «Мама, я жива». Может быть, она беспокоится о  своей дочке? Или что-то не то?

 - Что касается смс-сок, тут тоже осторожными надо быть, потому что много мошенников, особенно с новыми технологиями, которые пользуются доверчивостью людей  и  через смс-ки людей облапошивают.

 - Ответ на это смс может стоить больших денег.

 - Конечно. Или сначала могут войти в доверие, а потом схему мошенническую придумать,  чтобы человек просто доверял этим людям, которые их посылают или от имени кого-то, воспользовался доверчивостью. Не надо, думаю, придавать значение, потому что скорее всего, это мошенники какие-то или  кто-то просто глумится. Просто нужно молиться за усопшего человека, молитва  - это наша милость по отношению к тому, за кого мы молимся. А Господь призывал быть милосердными. Поэтому молитва -  это одна из видов милости. Можно просить и кого-то помолиться – и в монастырях и в храмах, где-то -  и милостыню и  приношение, как это обычно принято в Православной Церкви. Как Иоанн Златоуст говорит: «все, что вы ни делаете ради усопших, все на благо»

 -  Вопрос от Арины Оленькиной, в крещении Марины. Я с маленького возраста – с 8 месяцев, хожу в храм, причащаюсь и исповедуюсь. Но в свои 16 лет часто отказываюсь ходить в храм – мне неприятны обсуждения чего-то в храме, не связанные со службой, постоянная суета. Легче дома одной помолиться. А мама часто огорчается, не знаю, что мне делать.

 - Если будем молиться,  действительно молиться, то и не будем отвлекаться на какие-то разговоры. Если, конечно, у нас рассеяна молитва, то мы начинаем что-то где-то слышать, начинаем отвлекаться.  Но вступать в такие переговоры не надо. Я сам как настоятель, в храме все это тоже наблюдаю, как бывает: бабульки придут раз в неделю, им интересно поговорить, потому что они порой встречаются только в храме. Им нужно иногда  сказать слово вразумления. Амвросий Оптинский (если не ошибаюсь) говорил: «кто разговаривает в храме, тому Бог попускает скорби». Мы потом плачем, что у нас что-то происходит, пеняем. А все из-за того,  что болтаем в храме. На службу приходим – должны молиться, должны «Горе имеем  сердца», как священник возглашает на Евхаристическом Каноне. Пришли в храм -  должны все быть умом в молитве.

 - Но как же быть Марине?  Уже в 16 лет ей трудно в храме просто столько времени находиться, наверно, в неподвижном состоянии.

 - В 16 лет, конечно – это уже не младенцы, которых приносят прямо к причастию. Тут нужно вырабатывать  в себе какой-то дух, потому что  в духовной  жизни  мы себя должны все время понуждать к чему-то, усилие какое-то прилагать. Как в Священном Писании говорится: «Царство Божие нудится», то есть усилием берется – как в молитве, в духовной жизни, так и во всем – в добродетелях. То есть себя нужно приучать  к чему-то. По крайней мере – с терпением относиться к такого рода вещам –  к болтовне, к разговорам. Если надо – священник есть на это, который может сказать, или уполномоченные на то люди. Если смущают – отойди в сторону и молись. Вперед или назад, вправо или влево. А если тяжело стоять, если есть свободное место, можно и присесть, никто не запрещает.

 - Звонок из Перми, от рабы Божьей Галины. Говорят, что Бог есть любовь.  И с другой стороны  - «всяк человек ложь». Как можно любить лживого человека? Поясните, пожалуйста. И второй вопрос. У моего двоюродного брата злокачественная опухоль мозга, готовится к смерти. Человек, к сожалению непьющий, неверующий, но пытается как-то ходить уже в храм Божий. Я ему советую, чтобы обязательно покаялся во всех своих грехах. Что можно еще посоветовать в этой ситуации?

 -  Начну со второго вопроса. Думаю, нужно пригласить батюшку к такому человеку, чтобы он с ним пообщался, чтобы правильные слова сказал. Батюшку надо об этом заранее предупредить, что к такому человеку идет. Желательно  пособороваться и причаститься, потому что причастие – это самое важное и главное таинство в Церкви. Господь говорит: «Кто  не вкушает мое Тело и Кровь, не будет иметь жизнь, и не наследует Царства Небесного». Каждый христианин должен причащаться, тем более перед смертью. Мы еще не знаем -  смерть, не смерть… Это только Бог знает. Мы должны заботиться о том, чтобы эти Таинства присутствовали в нашей жизни. Вот самое главное – покаяние, причащение Тела и Крови Христовой.

 Что касается первого вопроса «всяк человек ложь» - разные, конечно, люди бывают. Вспоминая старца Паисия Святогорца – он говорит, что две категории людей есть: люди-мухи и люди-пчелы. Люди-мухи – это те, кто   ищет только злое в других, хотя рядом куча цветов, образно выражаясь, растет, цветущих, хорошо пахнущих. А люди-пчелы – те, кто наоборот, ищут самое доброе, хотя бы и вокруг куча нечистот  была. Это действительно так. Что значит – как любить ближнего, если «человек ложь»? Господь любит всех. Как солнышко на всех светит одинаково, только не каждый человек может принимать эту благодать, принимать эту любовь, в зависимости от своего духовного  состояния. А как любить врагов? В Евангелии есть: «Молитесь за врагов ваших, благословляйте клянущих вас». Конечно, с человеческой точки зрения, в мирском понимании - непонятно, как можно возлюбить того, кто тебе приносит  какую-то злобу, что-то нехорошее? На этот вопрос  такой ответ: не надо отвечать злом за зло просто, не надо тем же самым отвечать, что человек  причиняет тебе, Это уже будет проявлением любви. Любить  не означает -броситься обнимать и целовать, потому что  у нас понятие любви – такое немного искаженное. Любовь, по словам Патриарха, когда он выступал в Ледовом дворце – это жертвенность, это жертва ради ближнего. Мы жертвуем своей такой «самостью» тщеславием, гордыней внутренней ради ближнего. Мы не отвечаем ему  тем же самым, что он нам причиняет. А еще, если мы будем молиться за такого человека, то мы  даже исполним слова Господа в Евангелии «Молитесь за врагов ваших, благословляйте клянущих вас».

 - Вопрос из Твери от рабы Божьей Галины. Вы говорили  о том,  что когда служили в органах милиции, то было очень много препятствий к духовному совершенствованию. Поясните – вот многие оставляют свои руководящие должности, оставляют свою мирскую профессию, уходя в Церковь. Ведь на ваше место приходят люди неверующие, как наша матушка – Россия будет укрепляться в вере православной, если мы будем оставлять свои места людям, которые далеки от веры?

 - Оставили органы на растерзание неверующим, батюшка, что делать?

 - Я думаю, что за время пребывания там я все-таки оставил какой-то след духовный, можно сказать.  У людей как-то менялось мировоззрение, отношение к Церкви – по крайней мере, с теми людьми, с кем  я общался на тот момент. И многие вспоминают с радостью, причем они не то, чтобы завидуют, а рады за меня   - что я пошел по тому пути, по которому хотел.  И с кем находился в то время, наверное, оставил положительное влияние.

 - Правильно ли человеку покидать свой пост, оставлять профессию, если он становится православным?

 - Покидать пост – если ничто не препятствует в  дальнейшей работе, почему нет? Бывают случаи, что  нельзя  совмещать уже, то человек уходит,  потому что ему некомфортно получается.  А если в принципе  можно совмещать,  если нет прямого греха в работе, то я считаю, что можно работать. А то, что остаются – думаю, Господь знает, как лучше.

 - Батюшка, часто у людей, особенно с хорошим заработком, возникает такая проблема, когда начинают воцерковляться – начинают воспринимать деньги, как соблазн и  оставляют такие оплачиваемые должности, воспринимая деньги,  как зло. Так ли это?

  - Я считаю, что сами по себе деньги не зло. Зло – когда мы относимся  к ним  определенным образом. Мы знаем, в истории Церкви были люди - возьмем Серафима Вырицкого – он был купец, богатейший человек. Главное – правильно относиться к тому, что Господь дает. Конечно, Господь дает человеку какое-то состояние не просто, чтобы он протранжирил все на себя. Если Господь дает, то человек должен понять, что он не просто так дает, а  чтобы он ближнему помог. Если человек этого не понимает, то заберется  и все, что было и сверх того. Должно  быть правильное отношение к богатству.  Много очень  православных  обеспеченных людей. Просто они правильно относятся к этому, они не только на себя все  тратят, они помогают и ближним, помогают, в том числе и храмы как-то поддерживать. И Господь умножает у них помощь. А кто просто на себя транжирит, он либо заканчивает не очень хорошо, либо у него в семье какие-то начинают вещи твориться: сын – наркоман, или спился или еще что-то творится, болезнь какая-нибудь наступает. То есть Господь потом вразумляет такого человека, конечно.

 - Светлана Астанина задает вопрос: подскажите, как причастить ребенка семи лет, если он боится подходить к батюшке, категорически не хочет. Получается,  не  причащают они его уже полгода.

 - А в храм приходит при этом?

 - По всей видимости, да.

 - Тут тоже должна быть, на мой взгляд, работа родителей. Должны показывать на других детей, что ничего тут страшного нет, что – видишь, твои  сверстники причащаются и даже младенцы причащаются, чего боятся? Может быть, стоит такому ребеночку и в воскресную школу ходить. Там он может раскрепоститься, он может быть закомплексован, зажат, потому что ни с кем  не общается, просто его родители приводят. А может быть, стоит и  начать общение с  какими-то ребятами, обычно это в воскресной школе происходит. Тогда уже таких проблем  не бывает, уже с радостью идут, бегут к Чаше.

 -  Вопрос от рабы Божьей Фотинии  из Краснодара. В своей повседневной жизни я никогда не ношу платок, надеваю его только на богослужения. Можно ли  не покрывать голову платком, когда  я прихожу в храм на уборку?

-Ношение платка – как разобраться с этой проблемой?

 - Вообще, апостол Павел пишет, что молящаяся женщина должна быть с покрытой головой.  Если женщина считает, что она будет убираться  без молитвы – тут надо ей, наверное, объяснить, что когда человек убирается -  он должен молиться. А женщина молящаяся должна быть с покрытой головой. Тут же опять принцип – не соблазни: о том, что если будет убираться с непокрытой головой,  люди будут думать, что тут такое происходит, как-то непривычно у нас. Платок имеет  функцию и для того, чтобы волосы не разбрасывать, гигиеническую. Думаю, стоит ради ближних, чтобы не искушать, не соблазнять – нужно  надевать.

 -  Вопрос из группы «В Контакте»  как раз на тему соблазна. Что делать, если поведение священника тебя смущает – грубость, окрики, барское поведение, а ты ходишь к нему на исповедь? Очень это мешает, как быть на исповеди до конца открытым и искренним?

 - К сожалению, можно наблюдать такое явление. Самое главное - не осуждать батюшку, потому что он за свои действия ответит. Не осуждать, как один из святых отцов – Антоний, говорил: «внимай себе». Но, если  соблазняет такое поведение священника конкретно, то может быть, стоит поискать просто другой храм, другого священника, с кем общаться можно. К сожалению, бывает такое. У батюшки много разных послушаний, не выспался, еще что-то, все  это накопилось…  Но если это уже в характере – надо просто искать другого священника, другой храм.

 -  Вопрос от Анны Малиновой. Я ленюсь читать каждый день утреннее и вечернее правило. Но если все-таки начну, то молитва  не сосредоточена. Может, стоит молиться кратко, но со вниманием, или это неправильно? Что выбрать – длинное правило, но вычитка?

 - Тут нужно тоже с рассуждением  подходить. Новоначальным не стоит нагружать все полное правило, потому что это будет действительно вычитка, не будет сосредоточенности. Ведь в молитве главное что? Это сосредоточенность, внимательность, неспешность. Если новоначальный будет полностью все правило, так скажем, вычитывать, никакой пользы от этого не будет. То есть надо начинать с малого. А если человек уже воцерковленный, просто по усталости – (сейчас темп жизни высокий, человек устает, даже помолиться порой уже нет сил), то тут вопрос решается с духовником. Если духовника нет, то с рассуждением тогда надо:  если нет сил – помолись коротким правилом, со вниманием, если силы есть            - помолись нормально, неспешно, со  внимательностью. Господь даст потом сил. На своем собственном опыте – порой думаешь: нет сил, все. А начинаешь молиться, откуда-то появляются силы и даже такое воодушевление, и Господь дает эту радость от молитвы.

 - У нас осталась пара минут эфира. Отец Константин, скажите Софии Запольской, потому что человек воцерковляется и хочет еще и сына, которому 12 лет, тоже воцерковлять – что ему почитать и как себя вести?

 - Почитать – думаю, на том приходе, куда они хотят ходить, с батюшкой можно решить. Что почитать -  я всегда советую старца Паисия Святогорца. Это один из любимых моих подвижников. Я писал работу дипломную в семинарии по нему, поэтому я всегда советую старца Паисия Святогорца.

 - Спасибо, отец Константин. Прошу вас снова благословить зрителей на прощание.

-Доброго всем вечера, Божье благословение да пребывает со всеми вами!

   - Спасибо. Напомню, дорогие телезрители, что с нами был настоятель храма Собора Новомучеников и Исповедников Российских в городе Приморске, иерей Константин Синельщиков. Ведущий Михаил Кудрявцев. Всего доброго, до свидания!

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Галина Парамошина.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать