Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 21 ноября
- Здравствуйте, уважаемые телезрители! Сегодня у нас в гостях настоятель Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря игумен Александр (Арва). Здравствуйте, батюшка!
- Здравствуйте, дорогие телезрители! Всех поздравляю с праздником и благословляю всех вас!
- Наша сегодняшняя тема «Монашество». Пожалуйста, звоните нам и спрашивайте о монашестве и монастырях, и обо всем, относящемся к этому. Отец Александр, наверное, разговор стоит начать с вашего пути. Как вас привело к себе монашеское призвание?
- Мой личный путь не особо интересный. Каждый человек воспринимает мир через то, что он потрогал, пощупал, понял. Другого он не может видеть. Тем не менее, я родился в хорошей семье морского офицера. Нас было трое детей: старший брат, старшая сестра и я. Я учился в средней школе, потом в речном училище, затем в топографическом техникуме, потом ходил в экспедиции, затем служил в армии. После возвращения из армии работал в охране. Затем немного потрудился в бизнесе, лет пять трудился. Потом моего сердца коснулся Господь, и жизнь пошла по-другому. Ведь когда сердца касается Господь, человек понимает, что все устроено именно так, и ценности, которыми он руководился до этого, стали ничтожными.
Господь устроил так, что воцерковляясь, я попал в монастырь на остров. Потом второй раз попал в этот монастырь, затем в третий раз попал в этот монастырь. И потом приехал навсегда.
- Почему именно на остров, а не на материк?
- Дело в том, что на острове присутствовал мой старший брат (ныне монах, отец Диодор - иеродиакон), и я приезжал к нему в гости. Ну и как говорится, доездился.
- А как вы себя ощущали на острове, в отрыве от цивилизации?
- Весьма неплохо. Мы пользовались там и электричеством, и насосами, и средствами информации, то есть средствами цивилизации. Вот отрыв от информации полезен человеку, потому что у него не затуманиваются ничем мозги. Сейчас же СМИ живут новостями о взрывах, авариях, кризисах, демонстрациях, скандалах, и человек может включить новости - увидеть, что все плохо и выключить телевизор.
- Отец Александр, расскажите телезрителям, где находится ваш Коневский мужской монастырь?
- До 1996 г. я сам плохо представлял, где находится Коневский мужской монастырь. Несмотря на это, в этом году наш монастырь отпраздновал 620-летие с года своего основания. Основал его в 1393 г. преподобный Арсений Коневский. Он был пострижеником Новгородской епархии, подвизался в Лисогорском монастыре. Через 3 года по благословению своего игумена поехал на Афон. Там упражнялся в монашеском делании. После пребывания на Афоне монах Арсений, уже окрепший в подвигах, вернулся к себе на Родину. У него было желание основать в северных новгородских землях новую обитель. Он получил благословение и все потребное для основания монастыря от архиерея и выплыл по Волхову в Ладожское озеро. Побывав на Валааме, он стал искать уединенное место, и его несколько раз прибивало к острову Коневец. Преподобный Арсений понял, что это Божья воля и основал на этом острове новую обитель.
- Здравствуйте, игумен. Я хочу устроиться послушником в монастырь, но мне сказали, что надо получить благословение владыки. Как мне быть?
- Хорошее желание – идти в монастырь. Но, к сожалению, не все могут быть монахами. Как правило, нужно иметь благословение своего духовника. Священнику, видящему вас со стороны, лучше видно, способны вы к монашескому пути или не способны. Это весьма тяжелый труд. Очень тяжело бороться со своим «Я», потом еще тяжелые физические нагрузки. Лучше спросите совета у человека, который много лет участвует в церковных Таинствах, ведет жизнь церковную. «Отсебятина» в церкви не приветствуется.
Не торопитесь с выбором. Как сказано в Евангельской притче, «сможем мы построить башню или не сможем?» Сначала спросите совета, а потом Господь устроит все, как лучше.
- Когда монахи живут в монастыре, они не общаются со своими родственниками?
- Это делается на усмотрение игумена. Вообще, раньше так было, что, если монах хочет написать письмо своим родственником, он должен прежде посоветоваться с игуменом монастыря. Монашествующий человек считается умершим для мира. Если игумен разрешит, то возможно общение. Все игумены – духовно трезвые люди. Общение с родственниками тоже должно быть адекватным, и оно не должно занимать огромную нишу в духовной и физической жизни монашествующего человека.
- Отец Александр, а может человек без благословения родителей уходить в монастырь?
- Это не желательно, важно благословение своего духовника. Он точно знает самого человека, его родителей. Бывают, что родители – неверующие, но всё равно это должно происходить полюбовно. Какой толк будет, если родители будут в нем нуждаться, а он будет в обители молиться?
- Отец Александр, у меня двое детей, двое внуков, но я пришла к тому, что я хочу посвятить себя монашескому пути или попробовать быть послушницей. Мой муж не хочет меня отпускать в обитель, но он понимает, что наша совместная жизнь не способствует нашему спасению, а препятствует. Что из действий вы мне посоветуете? Возможен монашеский путь или невозможен?
- Простите, я не знаю вашей семейной ситуации. Можно и в семейной жизни спасаться. Как говорит Господь и Евангелие: «Оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью, так что уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19, 3-5; Быт. 2, 24). Вы не сами по себе мужчина или женщина – вы одно целое, семья, у вас дети и внуки. Если вы думаете, что монашество для вас спасительно, посоветуйтесь с духовником, который знает ваш внутренний мир!
Враг рода человеческого не дремлет, он может сильно запутать человека, человек пойдет в монастырь, а потом куда он денется от себя самого? Никуда не убежать. Побудьте по согласию с мужем послушницей в женском монастыре, побудьте подольше. Но надо трезво смотреть, какие дети у вас. Надо сначала доделать всё, что Господь послал тут, в миру. А потом уже идти, и потрудиться Ему в монастыре. Ответственность надо рассматривать как духовное, а не как аморфное.
- Отец Александр, расскажите про ваш монастырь, какого он размера? Какого размера остров Коневец?
- Мы находимся в Ладожском озере на острове вдали от людей. Площадь острова 20 квадратных километров, он отстоит от берега в 5 километрах. Паломники приезжают и летом, и зимой. Монастырь небольшой, территория примерно 100 метров на 100 метров. Один двухэтажный храм - с верхним собором Рождества Божьей Матери, и с нижним собором в честь Сретения Господня. И еще два храма: один Арсеньевский, другой Никольский (не восстановлен). Есть два скита: Казанский и Коневский. Собственно так, 14 человек братии. Еще трудники приезжают. Летом нас до 200-300 человек насчитывается. А зимой нас около тридцати. И зимой, извините, одна «бытовуха». Все силы уходят на обслуживание быта.
- Для наших телезрителей я назову адрес вашего монастыря в интернете, чтоб они нашли всю интересующую информацию. Сайт Коневецкого монастыря konevets.ru Там можно посмотреть фотографии, как добраться и другие подробности. Отец Александр, призвание к монашеству явно ощущалось в жизни, или это некие обстоятельства?
- Если честно, я не ощущал особого призвания к монашеству. Просто Господь так управил обстоятельства и жизнь. Я не понимал, призвание это или нет, но так всё произошло. Всё не просто так происходит, разными путями люди приходят в монастырь. Некоторые монахи с детства готовились к этому пути. Господь с разных мест «по крупицам собирает людей».
- Звонок из Америки. У меня такой вопрос: как вы зимой в сложных условиях пребываете? Это же трудно. Ведущий дополняет вопрос зрителя: Ведь монастырский устав взят из южных греческих монастырей. Как он у нас уживается?
- Хорошо уживается. Зиму переносим хорошо. Главное - тепло одеваться и печки топить. Воду берем из проруби, ведь водопровод перемерзает. Слушательнице я передаю привет, поскольку я ее узнал. Это сестра моей мамы, тётя Шура! Здравствуйте, тётя Шура!
Устав может нормально соблюдаться. Там ничего сложного нет. Утром встали, пошли на молитву, помолились, позавтракали, пошли на послушание. Потрудились, пришли - пообедали, опять пошли на послушание. Потрудились, пришли - поужинали. Потом пошли на молитву. Потом вечернее правило и сон. Что тут трудного? Все размеренно и хорошо. Нужно больше кушать, потому что трудимся физически. Тем не менее, от постов еще никто не умирал.
- Как молиться по чёткам? Нужно ли благословение священника на молитву по чёткам?
- Повторяю для всех: хорошо бы советоваться с духовником по любому своему духовному движению. Если мы не будем себе доверять – это хорошо. Четки существуют для того, чтоб счет вести. Поди-сосчитай, сколько молитв сделал. Мирянам я говорю, что никому не возбраняется молитва. Непрестанная молитва – это нормальная жизнь христианина. Если благословит ваш духовник, то почему бы не молиться по четкам.
- Отец Александр, в тюрьмах люди тоже находятся в изоляции от общества. И вот если идею «монастырства» внедрить там, то может это как-то повлияет?
- Мне тяжело говорить, возможен ли монастырь в тюрьме. Может что-то и возможно. Знаю, что при тюрьмах есть храмы. Но в тюрьмах не все люди – верующие. Кого-то Господь вразумляет. Не знаю, что ответить на этот вопрос.
- Батюшка, скажите, уместно сравнивать тюрьму и монастырь?
- Неуместно, потому что в монастыре люди находятся добровольно, а в тюрьме – принудительно. А если в тюрьме будут жить как в монастыре, то заключенные все запасы съедят и просто разойдутся.
- Многие миряне идут в монастырь за советом. И женатые люди, и замужние идут. Пытаются найти ответы на свои вопросы. Это хорошо или плохо?
- Это хорошо. Но надо смотреть, нужен ли вам этот совет? В 90 % случаев-вопросов человек, если б поднапрягся-помолился-подумал и посоветовался с таким же верующим человеком вне монастыря, то вопрос решился. Большинство идут за советом, потому что боятся ответственности. Когда возникнет вопрос, и не можете его решить, помолились и не можете его решить, поехали в монастырь, и у насельника монастыря спрашиваете совета, то с искренней верой надо делать то, что скажет старец!
- Скажите, пожалуйста, когда новообращенный человек приходит в храм, у него часто возникают мысли пойти в монастырь, потому что там истинное, полное и чистое христианство. Хорошо или плохо это, или надо человеку в миру оставаться?
- Хорошо бы неофиту просто съездить в монастырь, поработать там трудником, посмотреть, узнать почем фунт золота, и естественно, не принимать решения быстро. Еще раз говорю: никуда ни от кого не уйдет монашество! И еще добавляю: трезвение, трезвение, трезвение! Мы должны понимать, что мы все недостойные люди, но только по милости Бога находимся в церкви. Нам всем повезло в этой жизни. И тут самое главное - надо это ценить. А как служить Богу – Он донесет. Неофиту главное – не торопиться!
- Отец Александр, моя сестра раньше летом ездила на Коневец с крестниками, они там трудились. А в этом году ей сказали, что детей возрастом младше 18 лет они не принимают. Почему они не принимают?
- Да, на острове есть летние православные лагеря. Но сейчас устраивать детский лагерь трудно. У монастыря совсем другие устремления. Поэтому туда, на Коневский скит, приезжают группы уже сформированные на стороне, воскресные петербургские школы в основном. Мы предоставляем им место, даем им возможность пообщаться со священниками. Ответственность за подростка никто не возьмет. Если возможно, пусть сестра позвонит мне (мой телефон в паломнической службе можно узнать).
- Отец Александр, и те, кто к вам приезжают, пытаются избавиться от разных зависимостей, от наркотической, от алкогольной зависимости. Какой опыт у вас в работе с такими людьми?
- У меня опыта в работе с такими людьми нет. Это все образовывалось при отце Назарии (ныне епископ Кронштадтский, ранее служил настоятелем Коневского монастыря - ред.) – первом настоятеле монастыря после передачи острова Русской Православной Церкви. Он был духовником в братстве «Новые паломники». Это братство пыталось работать с людьми, страдающими от наркотической, от алкогольной зависимостей. Он приглашал на Коневец несколько человек, чтоб они пытались реабилитироваться в монастырских условиях. Но его потом назначили в Александр-Невскую Лавру наместником, и теперь у нас есть замечательный центр в Санкт-Петербургской митрополии по работе с алкозависимыми и наркозависимыми людьми. Лучше вам туда обратиться. Там и психологи, и медики, и священники работают.
- Хочется узнать, возможно ли посещение острова в зимний период?
- Посещение острова в зимний период возможно, конечно. Но прошу туристов и паломников, будьте предельно внимательны, когда встает лёд! Смотрите заранее погоду, поинтересуйтесь, сделала ли братия вешки на льду.
- Отец Александр, какая разница между монастырями в городе и монастырями на острове, такими как на острове Коневец?
- Не знаю, какая разница. Мне кажется, что братия городского монастыря более героическая. Потому что они тут находятся на «передней линии фронта». В городе тяжелее жить в монастыре. Здесь от одной информации можно умереть. В городе - не изолированное место.
- Я читала, что монахи заметили, что время сейчас сокращается. Они наблюдали за свечами, и заметили, что раньше свеча сгорала за 60 минут, а теперь сгорает быстрее, за 55 минут. Время сжимается. Это говорит о том, что планета заканчивает свое существование? Второй вопрос: как вы относитесь к переходу на летнее время? У всех людей биоритмы сбились!
- К переходу на летнее время я отношусь спокойно. У нас служба начинается в 6 часов, а будет начинаться в 5 часов, но все равно спать будем одинаковое количество времени. Разницы нет, поэтому все равно. А что же касается сокращения времени, то не вижу логики в вопросе. Если время сокращается, то свеча должна гореть дольше, поскольку свеча имеет свой период горения. И тогда она должна гореть 1 час 15 минут. Не слушайте досужие домыслы, читайте лучше Евангелие.
- Отец Александр, я не знаю, по какому пути мне идти. Я маюсь, не могу найти место в этой жизни, к какому берегу мне прибиться?
- Прибейтесь к Христу. Он знает, и Он откроет вам все в свое время. Придите в храм, пойдите на исповедь, на Причастие. В Таинстве причастия человек теснейшим образом встречается с Богом. Он впускает Его в себя. И не сам человек начинает действовать, а Бог в нем начинает творить всё. Другого пути нет. Нужно в вечность себя проецировать.
- Батюшка, трудно ли проходить монашеские послушания и стоять на длинных монастырских службах?
- Не трудно. Человек ко всему привыкает. Службы простые, можно и посидеть в некоторых местах. Если ты пришел в монастырь решать свои мелкие вопросы, то будет трудно. А если к Богу пришел, то будет не трудно.
- Мне много лет, меня зовут Тамара Николаевна, я живу в городе Александров Пермского края. Я писала письмо в монастырь нашего края, чтоб туда поступить, и мне пришел ответ: «Мы вас не примем, потому что вам много лет». Теперь я решила, что я могу поехать в другой монастырь, находящийся в Краснодарском крае. Как мне поступить?
- Можно понять настоятеля монастыря. Кто примет старого человека, пенсионера? Нужны люди, которое трудятся. Пишите письма в монастыри, но не надо испытывать иллюзий. Живите в миру, молитесь, помогайте людям, насколько это возможно. И так будет хорошо. Господь не требует, чтоб все пошли в монастырь.
- Отец Александр, у нас есть сообщение из Интернета: «Можно ли молиться католическим святым: святой Монике, святому Марку, святому Лаврентию Римскому?» Я думаю, что это святые, бывшие до разделения церкви на западную и восточную.
- Можно молиться, искреннее верующий человек, кто имеет дерзновение к Богу, католик или православный, он всей своей жизнью свидетельствует, что он всю жизнь стремился достигнуть подобия Божия. Им можно молиться. Это все живая церковь.
У меня есть товарищ по семинарии - отец Дмитрий, он служит в городе Берген у католиков. Он попросил у католической церкви храм святой Сунивы, ему дали на 5 лет в пользование безвозмездно. Святая Сунива (ирландская принцесса, которая убежала от жениха-язычника) также до разделения церквей жила.
- Отец Александр, возможно ли монашество в миру? Может жить монах в миру?
- Ну, возможно такое было в Советском Союзе. А сейчас-то много-много монастырей, выбирай любой! Много разных уставов, полегче и потруднее. Монах должен жить в монастыре. Монах это не просто качество человека, а это обеты: обет нестяжания, обет целомудрия, обет послушания. Если он в миру может хранить и соблюдать целомудрие, то кому он послушание выполнять будет? Домашним? Но тут противоречие начнется. Проблема, понимаете ли. Поэтому монах должен жить в монастыре.
- Отец Александр, а как будут выглядеть монастыри в будущем?
- Не знаю, давайте будем соглашаться с тем положением, какое есть. Основная проблема человека в том, что он не согласен с тем, как устроен мир. Если мы верим, что Бог ведет нас к спасению одному Ему ведомым путем, и каждый раз мы просим исполнения желания в молитвах, давайте смиряться с Его Промыслом.
Основная нестыковка! Дело в том, что у нас планы другие, у каждого свои планы на жизнь! Важно трезво относиться к жизни, и не надо унывать.
- Отец Александр, основная часть духовной литературы написана монахами. Можно ли и нужно перелагать мирянам их советы на свою жизнь?
- Можно и нужно перелагать мирянам, но внимательно! Помолитесь перед чтением: «Господи вразуми меня! Дай мне почерпнуть что-то полезное!» Не надо все перелагать на себя. Бывает, пришел послушник в монастырь. Этот паренек прочитал про отшельников и захотел уйти в уединение. Общежительный монастырь - он другой. Лучше жить в общежительном монастыре. Человек не должен в мире быть один. Он должен служить другому человеку. Как он познает Бога, если не видит брата своего? Лучше начинать с общего жития. Это насчет монастыря.
А насчет книг. К книгам надо относиться разумно и трезво. Понимать, для кого писали, о чем писали, и черпать полезное из этих книг.
- Отец Александр, есть выражение, что плох солдат, который не хочет стать генералом. В монашеской или церковной среде уместно такое выражение?
- Смотря, что считать генеральством. Если генеральство – это карьера, это одно. А если генеральством считать святость, это другое. Плох тот монах, который не хочет стать святым. О карьере думать не надо. Господь все устроит, как будет человеку полезно.
- Скажите, как мирянам распознать доброго пастыря среди монашествующего или женатого духовенства, чтобы обрести духовника?
- Духовника надо выстрадать. Это не просто. Самый простой выход – судить по плодам. «Какой поп – такой и приход». Не надо «кидаться в омут с головой». Не нужно торопиться, не надо на себя уповать.
- Часто, люди, приходя в церковь, стремятся оставить свой мирской круг знакомств и рабочий круг общения, и стремятся больше общаться с церковными людьми и больше трудится в церкви. Это правильно или нет?
- Не совсем правильно. Вот «человек летает как на крыльях» в новых ощущениях, но тот жизненный опыт, который был до этого, тоже был по воле Бога. Было также полезное что-то и до встречи с Ним. Не надо сломя голову бросать всех и всё.
Главное – не делать резких движений. Все должно быть размеренно, продуманно. Не на себя надеяться. А все должно быть вкупе.
- Есть такое шуточное выражение среди мирян, что в церкви Евангелие не читают, а часто только целуют. Это из-за того, что верующие собираются, им надо подготовиться серьезно, помолиться, и на самом деле времени уже для Евангелия не остается. Как Евангелие читать?
- Берешь в руки Новый Завет, и говоришь: «Господи, я с Тобой сейчас говорить начну». Человек в своих помыслах путается. И враг рода человеческого имеет доступ к нашим мыслям и может перепутать все. Хотите читать Евангелие – читайте, не можете помолиться – читайте. Не нужно его не читать, потому что я не смог помолиться, потому что я не смог попоститься. Никто из нас недостоин приблизиться к Богу! Только по милости Его Он призвал нас. И уж по милости Своей простит Он нас.
С Христом не «достойные» пребывают, а те, кто хотят быть с Ним! Мы те инвалиды, нищие, бродяги, которых Жених позвал на пир. Давайте участвовать в трапезе. Мы в обители не возбраняем монахам причащаться каждый день. А мирянам лучше советоваться с духовником. Раз в неделю мирянам причащаться – это замечательно, и по праздникам тоже причащаться. Я так поступал, когда жил в миру.
- Отец Александр, наш эфир подходит к концу. Я прошу вас, по традиции, благословить наших телезрителей. И скажите небольшое обращение к ним.
- Еще раз повторяю, что Господь нас благословит, если мы к Нему лицом стоять будем. Но и отвернувшихся людей Он благословляет постоянно, и тянет нас за уши.
Мы живем в век информационных технологий и телеканал СОЮЗ – одна из крупиц, благодатных семян, которая действует в мире. Не жалейте средств, жертвуйте на вещание канала. Можете трудами послужить или молитвами послужить телеканалу. И не только СОЮЗУ, но и церковным средствам информации.
Мы все знаем, что сделать из человека ничто можно только информационной атакой, поэтому нужно противостоять этому. Давайте будем вещать о любви Божией. Я прошу вас поддерживать сотрудников телеканала СОЮЗ. Прошу молитв о братии нашей и обо всем мире.
- Спасибо, батюшка. Удивительно было с вами общаться. Всего доброго, дорогие телезрители! До новых встреч!
Ведущий: Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Олег Сиротин
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!