Монашество

22 ноября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 21 ноября

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители! Сегодня у нас в гостях настоятель Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря игумен Александр (Арва). Здравствуйте, батюшка!

- Здравствуйте, дорогие телезрители! Всех поздравляю с праздником и благословляю всех вас!

 

- Наша сегодняшняя тема «Монашество». Пожалуйста, звоните нам и спрашивайте о монашестве и монастырях, и обо всем, относящемся к этому. Отец Александр, наверное, разговор стоит начать с вашего пути. Как вас привело к себе монашеское призвание?

- Мой личный путь не особо интересный. Каждый человек воспринимает мир через то, что он потрогал, пощупал, понял. Другого он не может видеть. Тем не менее, я родился в хорошей семье морского офицера. Нас было трое детей: старший брат, старшая сестра и я. Я учился в средней школе, потом в речном училище, затем в топографическом техникуме, потом ходил в экспедиции, затем служил в армии. После возвращения из армии работал в охране. Затем немного потрудился в бизнесе, лет пять трудился. Потом моего сердца коснулся Господь, и жизнь пошла по-другому. Ведь когда сердца касается Господь, человек понимает, что все устроено именно так, и ценности, которыми он руководился до этого, стали ничтожными.

Господь устроил так, что воцерковляясь, я попал в монастырь на остров. Потом второй раз попал в этот монастырь, затем в третий раз попал в этот монастырь. И потом приехал навсегда.

 

- Почему именно на остров, а не на материк?

- Дело в том, что на острове присутствовал мой старший брат (ныне монах, отец Диодор - иеродиакон), и я приезжал к нему в гости. Ну и как говорится, доездился.

 

- А как вы себя ощущали на острове, в отрыве от цивилизации?

- Весьма неплохо. Мы пользовались там и электричеством, и насосами, и средствами информации, то есть средствами цивилизации. Вот отрыв от информации полезен человеку, потому что у него не затуманиваются ничем мозги. Сейчас же СМИ живут новостями о взрывах, авариях, кризисах, демонстрациях, скандалах, и человек может включить новости - увидеть, что все плохо и выключить телевизор.

 

- Отец Александр, расскажите телезрителям, где находится ваш Коневский мужской монастырь?

- До 1996 г. я сам плохо представлял, где находится Коневский мужской монастырь. Несмотря на это, в этом году наш монастырь отпраздновал 620-летие с года своего основания. Основал его в 1393 г. преподобный Арсений Коневский. Он был пострижеником Новгородской епархии, подвизался в Лисогорском монастыре. Через 3 года по благословению своего игумена поехал на Афон. Там упражнялся в монашеском делании. После пребывания на Афоне монах Арсений, уже окрепший в подвигах, вернулся к себе на Родину. У него было желание основать в северных новгородских землях новую обитель. Он получил благословение и все потребное для основания монастыря от архиерея и выплыл по Волхову в Ладожское озеро. Побывав на Валааме, он стал искать уединенное место, и его несколько раз прибивало к острову Коневец. Преподобный Арсений понял, что это Божья воля и основал на этом острове новую обитель.

 

- Здравствуйте, игумен. Я хочу устроиться послушником в монастырь, но мне сказали, что надо получить благословение владыки. Как мне быть?

- Хорошее желание – идти в монастырь. Но, к сожалению, не все могут быть монахами. Как правило, нужно иметь благословение своего духовника. Священнику, видящему вас со стороны, лучше видно, способны вы к монашескому пути или не способны. Это весьма тяжелый труд. Очень тяжело бороться со своим «Я», потом еще тяжелые физические нагрузки. Лучше спросите совета у человека, который много лет участвует в церковных Таинствах, ведет жизнь церковную. «Отсебятина» в церкви не приветствуется.

Не торопитесь с выбором. Как сказано в Евангельской притче, «сможем мы построить башню или не сможем?» Сначала спросите совета, а потом Господь устроит все, как лучше.

 

- Когда монахи живут в монастыре, они не общаются со своими родственниками?

- Это делается на усмотрение игумена. Вообще, раньше так было, что, если монах хочет написать письмо своим родственником, он должен прежде посоветоваться с игуменом монастыря. Монашествующий человек считается умершим для мира. Если игумен разрешит, то возможно общение. Все игумены – духовно трезвые люди. Общение с родственниками тоже должно быть адекватным, и оно не должно занимать огромную нишу в духовной и физической жизни монашествующего человека.

 

- Отец Александр, а может человек без благословения родителей уходить в монастырь?

- Это не желательно, важно благословение своего духовника. Он точно знает самого человека, его родителей. Бывают, что родители – неверующие, но всё равно это должно происходить полюбовно. Какой толк будет, если родители будут в нем нуждаться, а он будет в обители молиться?

 

- Отец Александр, у меня двое детей, двое внуков, но я пришла к тому, что я хочу посвятить себя монашескому пути или попробовать быть послушницей. Мой муж не хочет меня отпускать в обитель, но он понимает, что наша совместная жизнь не способствует нашему спасению, а препятствует. Что из действий вы мне посоветуете? Возможен монашеский путь или невозможен?

- Простите, я не знаю вашей семейной ситуации. Можно и в семейной жизни спасаться. Как говорит Господь и Евангелие: «Оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью, так что уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19, 3-5; Быт. 2, 24). Вы не сами по себе мужчина или женщина – вы одно целое, семья, у вас дети и внуки. Если вы думаете, что монашество для вас спасительно, посоветуйтесь с духовником, который знает ваш внутренний мир!

Враг рода человеческого не дремлет, он может сильно запутать человека, человек пойдет в монастырь, а потом куда он денется от себя самого? Никуда не убежать. Побудьте по согласию с мужем послушницей в женском монастыре, побудьте подольше. Но надо трезво смотреть, какие дети у вас. Надо сначала доделать всё, что Господь послал тут, в миру. А потом уже идти, и потрудиться Ему в монастыре. Ответственность надо рассматривать как духовное, а не как аморфное.

 

- Отец Александр, расскажите про ваш монастырь, какого он размера? Какого размера остров Коневец?

- Мы находимся в Ладожском озере на острове вдали от людей. Площадь острова 20 квадратных километров, он отстоит от берега в 5 километрах. Паломники приезжают и летом, и зимой. Монастырь небольшой, территория примерно 100 метров на 100 метров. Один двухэтажный храм - с верхним собором Рождества Божьей Матери, и с нижним собором в честь Сретения Господня. И еще два храма: один Арсеньевский, другой Никольский (не восстановлен). Есть два скита: Казанский и Коневский. Собственно так, 14 человек братии. Еще трудники приезжают. Летом нас до 200-300 человек насчитывается. А зимой нас около тридцати. И зимой, извините, одна «бытовуха». Все силы уходят на обслуживание быта.

 

- Для наших телезрителей я назову адрес вашего монастыря в интернете, чтоб они нашли всю интересующую информацию. Сайт Коневецкого монастыря konevets.ru Там можно посмотреть фотографии, как добраться и другие подробности. Отец Александр, призвание к монашеству явно ощущалось в жизни, или это некие обстоятельства?

- Если честно, я не ощущал особого призвания к монашеству. Просто Господь так управил обстоятельства и жизнь. Я не понимал, призвание это или нет, но так всё произошло. Всё не просто так происходит, разными путями люди приходят в монастырь. Некоторые монахи с детства готовились к этому пути. Господь с разных мест «по крупицам собирает людей».

 

- Звонок из Америки. У меня такой вопрос: как вы зимой в сложных условиях пребываете? Это же трудно. Ведущий дополняет вопрос зрителя: Ведь монастырский устав взят из южных греческих монастырей. Как он у нас уживается?

- Хорошо уживается. Зиму переносим хорошо. Главное - тепло одеваться и печки топить. Воду берем из проруби, ведь водопровод перемерзает. Слушательнице я передаю привет, поскольку я ее узнал. Это сестра моей мамы, тётя Шура! Здравствуйте, тётя Шура!

Устав может нормально соблюдаться. Там ничего сложного нет. Утром встали, пошли на молитву, помолились, позавтракали, пошли на послушание. Потрудились, пришли - пообедали, опять пошли на послушание. Потрудились, пришли - поужинали. Потом пошли на молитву. Потом вечернее правило и сон. Что тут трудного? Все размеренно и хорошо. Нужно больше кушать, потому что трудимся физически. Тем не менее, от постов еще никто не умирал.

 

- Как молиться по чёткам? Нужно ли благословение священника на молитву по чёткам?

- Повторяю для всех: хорошо бы советоваться с духовником по любому своему духовному движению. Если мы не будем себе доверять – это хорошо. Четки существуют для того, чтоб счет вести. Поди-сосчитай, сколько молитв сделал. Мирянам я говорю, что никому не возбраняется молитва. Непрестанная молитва – это нормальная жизнь христианина. Если благословит ваш духовник, то почему бы не молиться по четкам.

 

- Отец Александр, в тюрьмах люди тоже находятся в изоляции от общества. И вот если идею «монастырства» внедрить там, то может это как-то повлияет?

- Мне тяжело говорить, возможен ли монастырь в тюрьме. Может что-то и возможно. Знаю, что при тюрьмах есть храмы. Но в тюрьмах не все люди – верующие. Кого-то Господь вразумляет. Не знаю, что ответить на этот вопрос.

 

- Батюшка, скажите, уместно сравнивать тюрьму и монастырь?

- Неуместно, потому что в монастыре люди находятся добровольно, а в тюрьме – принудительно. А если в тюрьме будут жить как в монастыре, то заключенные все запасы съедят и просто разойдутся.

 

- Многие миряне идут в монастырь за советом. И женатые люди, и замужние идут. Пытаются найти ответы на свои вопросы. Это хорошо или плохо?

- Это хорошо. Но надо смотреть, нужен ли вам этот совет? В 90 % случаев-вопросов человек, если б поднапрягся-помолился-подумал и посоветовался с таким же верующим человеком вне монастыря, то вопрос решился. Большинство идут за советом, потому что боятся ответственности. Когда возникнет вопрос, и не можете его решить, помолились и не можете его решить, поехали в монастырь, и у насельника монастыря спрашиваете совета, то с искренней верой надо делать то, что скажет старец!

 

- Скажите, пожалуйста, когда новообращенный человек приходит в храм, у него часто возникают мысли пойти в монастырь, потому что там истинное, полное и чистое христианство. Хорошо или плохо это, или надо человеку в миру оставаться?

- Хорошо бы неофиту просто съездить в монастырь, поработать там трудником, посмотреть, узнать почем фунт золота, и естественно, не принимать решения быстро. Еще раз говорю: никуда ни от кого не уйдет монашество! И еще добавляю: трезвение, трезвение, трезвение! Мы должны понимать, что мы все недостойные люди, но только по милости Бога находимся в церкви. Нам всем повезло в этой жизни. И тут самое главное - надо это ценить. А как служить Богу – Он донесет. Неофиту главное – не торопиться!

 

- Отец Александр, моя сестра раньше летом ездила на Коневец с крестниками, они там трудились. А в этом году ей сказали, что детей возрастом младше 18 лет они не принимают. Почему они не принимают?

- Да, на острове есть летние православные лагеря. Но сейчас устраивать детский лагерь трудно. У монастыря совсем другие устремления. Поэтому туда, на Коневский скит, приезжают группы уже сформированные на стороне, воскресные петербургские школы в основном. Мы предоставляем им место, даем им возможность пообщаться со священниками. Ответственность за подростка никто не возьмет. Если возможно, пусть сестра позвонит мне (мой телефон в паломнической службе можно узнать).

 

- Отец Александр, и те, кто к вам приезжают, пытаются избавиться от разных зависимостей, от наркотической, от алкогольной зависимости. Какой опыт у вас в работе с такими людьми?

- У меня опыта в работе с такими людьми нет. Это все образовывалось при отце Назарии (ныне епископ Кронштадтский, ранее служил настоятелем Коневского монастыря - ред.) – первом настоятеле монастыря после передачи острова Русской Православной Церкви. Он был духовником в братстве «Новые паломники». Это братство пыталось работать с людьми, страдающими от наркотической, от алкогольной зависимостей. Он приглашал на Коневец несколько человек, чтоб они пытались реабилитироваться в монастырских условиях. Но его потом назначили в Александр-Невскую Лавру наместником, и теперь у нас есть замечательный центр в Санкт-Петербургской митрополии по работе с алкозависимыми и наркозависимыми людьми. Лучше вам туда обратиться. Там и психологи, и медики, и священники работают.

 

- Хочется узнать, возможно ли посещение острова в зимний период?

- Посещение острова в зимний период возможно, конечно. Но прошу туристов и паломников, будьте предельно внимательны, когда встает лёд! Смотрите заранее погоду, поинтересуйтесь, сделала ли братия вешки на льду.

 

- Отец Александр, какая разница между монастырями в городе и монастырями на острове, такими как на острове Коневец?

- Не знаю, какая разница. Мне кажется, что братия городского монастыря более героическая. Потому что они тут находятся на «передней линии фронта». В городе тяжелее жить в монастыре. Здесь от одной информации можно умереть. В городе - не изолированное место.

 

- Я читала, что монахи заметили, что время сейчас сокращается. Они наблюдали за свечами, и заметили, что раньше свеча сгорала за 60 минут, а теперь сгорает быстрее, за 55 минут. Время сжимается. Это говорит о том, что планета заканчивает свое существование? Второй вопрос: как вы относитесь к переходу на летнее время? У всех людей биоритмы сбились!

- К переходу на летнее время я отношусь спокойно. У нас служба начинается в 6 часов, а будет начинаться в 5 часов, но все равно спать будем одинаковое количество времени. Разницы нет, поэтому все равно. А что же касается сокращения времени, то не вижу логики в вопросе. Если время сокращается, то свеча должна гореть дольше, поскольку свеча имеет свой период горения. И тогда она должна гореть 1 час 15 минут. Не слушайте досужие домыслы, читайте лучше Евангелие.

 

- Отец Александр, я не знаю, по какому пути мне идти. Я маюсь, не могу найти место в этой жизни, к какому берегу мне прибиться?

- Прибейтесь к Христу. Он знает, и Он откроет вам все в свое время. Придите в храм, пойдите на исповедь, на Причастие. В Таинстве причастия человек теснейшим образом встречается с Богом. Он впускает Его в себя. И не сам человек начинает действовать, а Бог в нем начинает творить всё. Другого пути нет. Нужно в вечность себя проецировать.

 

- Батюшка, трудно ли проходить монашеские послушания и стоять на длинных монастырских службах?

- Не трудно. Человек ко всему привыкает. Службы простые, можно и посидеть в некоторых местах. Если ты пришел в монастырь решать свои мелкие вопросы, то будет трудно. А если к Богу пришел, то будет не трудно.

 

- Мне много лет, меня зовут Тамара Николаевна, я живу в городе Александров Пермского края. Я писала письмо в монастырь нашего края, чтоб туда поступить, и мне пришел ответ: «Мы вас не примем, потому что вам много лет». Теперь я решила, что я могу поехать в другой монастырь, находящийся в Краснодарском крае. Как мне поступить?

- Можно понять настоятеля монастыря. Кто примет старого человека, пенсионера? Нужны люди, которое трудятся. Пишите письма в монастыри, но не надо испытывать иллюзий. Живите в миру, молитесь, помогайте людям, насколько это возможно. И так будет хорошо. Господь не требует, чтоб все пошли в монастырь.

 

- Отец Александр, у нас есть сообщение из Интернета: «Можно ли молиться католическим святым: святой Монике, святому Марку, святому Лаврентию Римскому?» Я думаю, что это святые, бывшие до разделения церкви на западную и восточную.

- Можно молиться, искреннее верующий человек, кто имеет дерзновение к Богу, католик или православный, он всей своей жизнью свидетельствует, что он всю жизнь стремился достигнуть подобия Божия. Им можно молиться. Это все живая церковь.

У меня есть товарищ по семинарии - отец Дмитрий, он служит в городе Берген у католиков. Он попросил у католической церкви храм святой Сунивы, ему дали на 5 лет в пользование безвозмездно. Святая Сунива (ирландская принцесса, которая убежала от жениха-язычника) также до разделения церквей жила.

 

- Отец Александр, возможно ли монашество в миру? Может жить монах в миру?

- Ну, возможно такое было в Советском Союзе. А сейчас-то много-много монастырей, выбирай любой! Много разных уставов, полегче и потруднее. Монах должен жить в монастыре. Монах это не просто качество человека, а это обеты: обет нестяжания, обет целомудрия, обет послушания. Если он в миру может хранить и соблюдать целомудрие, то кому он послушание выполнять будет? Домашним? Но тут противоречие начнется. Проблема, понимаете ли. Поэтому монах должен жить в монастыре.

 

- Отец Александр, а как будут выглядеть монастыри в будущем?

- Не знаю, давайте будем соглашаться с тем положением, какое есть. Основная проблема человека в том, что он не согласен с тем, как устроен мир. Если мы верим, что Бог ведет нас к спасению одному Ему ведомым путем, и каждый раз мы просим исполнения желания в молитвах, давайте смиряться с Его Промыслом.

Основная нестыковка! Дело в том, что у нас планы другие, у каждого свои планы на жизнь! Важно трезво относиться к жизни, и не надо унывать.

 

- Отец Александр, основная часть духовной литературы написана монахами. Можно ли и нужно перелагать мирянам их советы на свою жизнь?

- Можно и нужно перелагать мирянам, но внимательно! Помолитесь перед чтением: «Господи вразуми меня! Дай мне почерпнуть что-то полезное!» Не надо все перелагать на себя. Бывает, пришел послушник в монастырь. Этот паренек прочитал про отшельников и захотел уйти в уединение. Общежительный монастырь - он другой. Лучше жить в общежительном монастыре. Человек не должен в мире быть один. Он должен служить другому человеку. Как он познает Бога, если не видит брата своего? Лучше начинать с общего жития. Это насчет монастыря.

А насчет книг. К книгам надо относиться разумно и трезво. Понимать, для кого писали, о чем писали, и черпать полезное из этих книг.

 

- Отец Александр, есть выражение, что плох солдат, который не хочет стать генералом. В монашеской или церковной среде уместно такое выражение?

- Смотря, что считать генеральством. Если генеральство – это карьера, это одно. А если генеральством считать святость, это другое. Плох тот монах, который не хочет стать святым. О карьере думать не надо. Господь все устроит, как будет человеку полезно.

 

- Скажите, как мирянам распознать доброго пастыря среди монашествующего или женатого духовенства, чтобы обрести духовника?

- Духовника надо выстрадать. Это не просто. Самый простой выход – судить по плодам. «Какой поп – такой и приход». Не надо «кидаться в омут с головой». Не нужно торопиться, не надо на себя уповать.

 

- Часто, люди, приходя в церковь, стремятся оставить свой мирской круг знакомств и рабочий круг общения, и стремятся больше общаться с церковными людьми и больше трудится в церкви. Это правильно или нет?

- Не совсем правильно. Вот «человек летает как на крыльях» в новых ощущениях, но тот жизненный опыт, который был до этого, тоже был по воле Бога. Было также полезное что-то и до встречи с Ним. Не надо сломя голову бросать всех и всё.

Главное – не делать резких движений. Все должно быть размеренно, продуманно. Не на себя надеяться. А все должно быть вкупе.

 

- Есть такое шуточное выражение среди мирян, что в церкви Евангелие не читают, а часто только целуют. Это из-за того, что верующие собираются, им надо подготовиться серьезно, помолиться, и на самом деле времени уже для Евангелия не остается. Как Евангелие читать?

- Берешь в руки Новый Завет, и говоришь: «Господи, я с Тобой сейчас говорить начну». Человек в своих помыслах путается. И враг рода человеческого имеет доступ к нашим мыслям и может перепутать все. Хотите читать Евангелие – читайте, не можете помолиться – читайте. Не нужно его не читать, потому что я не смог помолиться, потому что я не смог попоститься. Никто из нас недостоин приблизиться к Богу! Только по милости Его Он призвал нас. И уж по милости Своей простит Он нас.

С Христом не «достойные» пребывают, а те, кто хотят быть с Ним! Мы те инвалиды, нищие, бродяги, которых Жених позвал на пир. Давайте участвовать в трапезе. Мы в обители не возбраняем монахам причащаться каждый день. А мирянам лучше советоваться с духовником. Раз в неделю мирянам причащаться – это замечательно, и по праздникам тоже причащаться. Я так поступал, когда жил в миру.

 

- Отец Александр, наш эфир подходит к концу. Я прошу вас, по традиции, благословить наших телезрителей. И скажите небольшое обращение к ним.

- Еще раз повторяю, что Господь нас благословит, если мы к Нему лицом стоять будем. Но и отвернувшихся людей Он благословляет постоянно, и тянет нас за уши.

Мы живем в век информационных технологий и телеканал СОЮЗ – одна из крупиц, благодатных семян, которая действует в мире. Не жалейте средств, жертвуйте на вещание канала. Можете трудами послужить или молитвами послужить телеканалу. И не только СОЮЗУ, но и церковным средствам информации.

Мы все знаем, что сделать из человека ничто можно только информационной атакой, поэтому нужно противостоять этому. Давайте будем вещать о любви Божией. Я прошу вас поддерживать сотрудников телеканала СОЮЗ. Прошу молитв о братии нашей и обо всем мире.

 

- Спасибо, батюшка. Удивительно было с вами общаться. Всего доброго, дорогие телезрители! До новых встреч!

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Олег Сиротин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать