Беседы с батюшкой. Скромность как добродетель

2 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Димитрий (Самойлов), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Передача из Санкт-Петербурга.

– Батюшка, расскажите, пожалуйста, что такое скромность?

– Отец Михаил, Вы, как и наши телезрители, наверно, слышали такую замечательную крылатую фразу: ничто так не украшает человека, как подлинная скромность. Ибо скромность – это и смирение, и кротость, и истинная христианская любовь в высшем смысле. Скромный человек скромен во всем: и в делах, и в словах, и во внешних проявлениях. Скромность – это добродетель, которой украшается каждый человек. Понятие скромности имеет различные оттенки: например, отсутствие тщеславия или самомнения, а также нежелание выставлять напоказ свои заслуги, достоинства, иначе говоря, свое «я».Скромность, если выражаться светским языком психологов, черта характера, позволяющая сопоставлять свое собственное «я» с мнением окружающих.

– Прекрасно, но, говоря о добродетели, мы, скорее всего,подразумеваем некое активное действие. Можем ли мы рассматривать скромность как делание?

– Совершенно верно. Святитель Феофан Затворник говорил об этом: «Приучись быть скромным: не дозволяй себе никакой дерзости». Ему вторит святитель Игнатий Брянчанинов: «Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности». Мы должны понимать, что скромность - это не что-то вроде стеснения или боязни, скромность – это, прежде всего, смирение перед Богом. И, как Вы сказали, это действительно доброе делание, постоянное памятование о Боге. Господь всегда и во всем с нами, поэтому мы должны Его чувствовать всем сердцем. Божественное присутствие в нашей жизни и память об этом избавят нас от излишней дерзости, невоздержанности, гнева и так далее.

– Вы привели несколько цитат, и в них антонимами скромности называются дерзость,гордыня.Что еще можно противопоставить скромности?

– Вседозволенность, бесстыдство, чрезмерную чувственность, плотскость. Именно эти качества были свойственны языческому миру, но почему-то в нашем нынешнем секулярном мире мы тоже встречаемся с чрезмерным показом оголенного тела. Мода сама по себе стала настолько безнравственной, что всё зациклено на сексуальности. Человек -творец всего доброго и венец творения - почему-то перестал понимать свое истинное предназначение и вследствие своего горделивого «я» начинает демонстрировать все низменное, животное, хотя человек – это образ и подобие Божие.

К чему призван человек? Прежде всего к усовершенствованию этого мира, обожению. По слову апостола, к обожению призвана вся тварь. Поэтому и дела должны быть связаны с этим. Если мы вспомним апостола Павла и его Послание к Галатам, то под делами плоти он подразумевает как раз прелюбодеяние, блуд, нечистоту, убийство, пьянство, разногласия, всевозможные соблазны, ереси, бесчинства, ненависть. К сожалению, это имеет место быть и по сей день. Что же тогда плод духа? Это любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание. Важно, что скромный человек – человек воздержанный. Можно подытожить сказанное словами гимна любви, ведь апостол Павел называет любовью милосердие, веру, кротость: «Любовь не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла». Скромность не ищет своего,она все делает для человека, которого любит. Ведь любовь - это не обладание, не эгоизм,это жертвенность. Сам Господь именуется Любовью и воплощается, приходит в этот мир и делает нас участниками Воскресения именно из любви к человеку. Он воздвигает нас из недр погибели. Христос принимает крестную смерть и посредством этого уничтожает ад. Конечно, постоянно переживая в церкви эти события (ежедневно или хотя бы раз в месяц бывая на исповеди и причастии), человек будет скромным, любвеобильным, добрым и порядочным.

– Почему в светском обществе характеристика «скромный» является положительной, а «смиренный» имеет отрицательную окраску?

– Действительно, смирение у нас зачастую бывает даже пороком (Господи, помилуй меня за такое речение). Что означает смирение? Это значит, что человек с миром, от него исходит мир, он является источником Божественной благодати, через его сердце, если оно поистине чисто, могут напитаться Божественной благодатью и другие, поскольку от сердца, как от зеркала, отражаются ее лучи. Как говорил апостол: «Гордым Господь противится, а смиренным дает благодать». К сожалению, наш современный мир нередко ставит смиренного человека в разряд неудачников, хотя смирение – это высочайший труд. Подумайте сами: как взять – и смириться, усмирить свой гнев, воинствующее начало, провести титаническую работу над своими чувствами, своим горделивым «я»? Это добродетель в высшей степени. Поэтому я не совсем соглашусь с такой формулировкой.Скромные, смиренные – кроткие, долготерпеливые. А долготерпение – поистине одно из самых трудновоспитуемых качеств, ведь терпеть скорби, печали и обиды за имя Христово сложно. Господь говорит: «Радуйтесь и веселитесь, ибо мзда ваша многа на небесех». Бог дарует нам награду именно за такой труд. Нередко надо усмирить свое «я», собрать свою гордыню в кулачок и всякий раз повторять: «Господи, помилуй! Господи, прости!»

– Понятия скромности и кротости очень близки между собой. В заповедях блаженств Господь говорит о том, что «кроткие наследуют землю». Почему?

– В этом заключается величие их подвига. Своей кротостью, смирением они могут сподобиться такого великого статуса. Что значит наследовать землю? Это значит стать ее обладателем. Вспомним слова Божии по отношению к Адаму и Еве: «И будете владычествовать и обладать землей». В Книге Бытия мы обнаруживаем, что первые люди были настолько скромны, целомудренны и девственны, что не наблюдали своей наготы, ибо в тот момент они были в обоженном состоянии и, находясь в гармонии с Богом, друг с другом и окружающей средой, буквально были частью первозданного мира. Ничто не могло повредить их внутреннему устроению. Но как только грех проник в сознание человека, как только повредилась человеческая природа, они сразу увидели свою наготу и опоясались, как мы читаем в Книге Бытия. Скромность и стыдливость, возможно, являются синонимами, но в данном случае они обнаружили ложный стыд. Как только согрешили, сразу же было явлено дерзновение (но только не дерзновение перед Богом, а, скорее, дерзость). Вспомните тот вопрос, который Господь адресует Адаму: «Адам, а где Ева?». Адам молчит, а потом говорит: «Не знаю». До этого он все знал, был, как Бог. Теперь же он перестал обладать Божественным знанием. Господь опять вопрошает: «А вы случайно не съели плода от древа познания добра и зла?». Адам дерзостно отвечает: «Это Ева, которую Ты дал мне в помощницы». Господи, помилуй! Вот она дерзость, вот оно бесстыдство, вот она нескромность – в словах Адама. Он все перекладывает на плечи Евы, а Ева сваливает все на змия. Если бы было покаяние, чувство раскаяния, то, думаю, человечество избежало бы участи изгнания из рая. Это гипотетическая мысль, похожая на богословское мнение, но можно предположить, что человек остался бы близок Богу. А после грехопадения Адама и Евы и их изгнания из рая, Бог как бы насильственно был изгнан из жизни человека. Вместо любви, трепета и благоговения пред Богом человек стал испытывать страх. Я считаю, это самая большая проблема человечества.

– Думаю, что мы еще вернемся к данной теме. Хотелось бы спросить у Вас о природных предрасположенностях человека. Темпераменты у всех разные. Скромность зависит от врожденных качеств людей?

– Безусловно, мы генетически наследуем от родителей те или иные характерные психологические черты. Конечно, темпераменты разнятся, но, несмотря на то, что есть флегматики, сангвиники, холерики, в любом случае незнание Закона Божия не освобождает от ответственности. Иначе говоря, все мы должны контролировать свои эмоции, чувства. Господь и сотворил нас разными.Как в калейдоскопе,это многообразие, палитра красок является той неповторимой картиной божественного мира, которую Господь созидает и о которой промышляетпо сей день. Мы, действительно, отличаемся друг от друга. Кому-то быть скромным легко, а кто-то прилагает максимум усилий, чтобы смирение возобладало над его гордыней.

Гордость и гордыня – это разные вещи. Гордость стимулирует чувство патриотизма: гордость за Отечество, свою страну, свой флаг, атрибуты государственности, но гордыня – необузданное «я», бросающее нас в огонь всевозможных страстей, которые распаляются в нашем сердце. Она приводит к столкновениям не только на межличностном уровне,вы понимаете, что на межгосударственных отношениях это тоже сказывается. Поэтому гордыня – это величайший порок, а скромность – величайшая добродетель.

Дай нам Бог наследовать от родителей добрые, благие качества. Ведь скромность воистину украшение. Позволю себе привести одну цитату из апостола Павла, он обращается к Тимофею с такими словами: «Чтобы также и жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою». Ему вторит и апостол Петр: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенность сердца человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». Это и есть истинное украшение.

– Вопрос от телезрительницы из социальной сети «В Контакте»: «Скромность, кротость и женственность – для меня сестры. Но как впитать в себя эти добродетели, если еще до замужества привыкла быть главой в отношениях, добытчицей с активной позицией, спорить и добиваться своего, все брать на себя и во всем руководить, потому что росла без отца?»

– Если посмотреть на проблему со всех сторон, ответом на вопрос является как раз то, что телезрительница написала последним: «росла без отца». Фактически она изначально взяла на себя функции добытчицы. Нынешнее положение вещей, когда женщина становится в семье первым номером, конечно, накладывает на нее отпечаток. Она во всем является лидером, и, может быть, та женственность, к которой призвана любая девушка и женщина, начинает трансформироваться в мужественность. Это не то чтобы плохо, скорее, это выход из ситуации. Другое дело, что мужчина начинает уступать женщине, ложится на диван и отдает все в руки своей хозяйки. На такой семье можно поставить крест. Мужчина уже не добытчик, не защитник, а, скорее всего, просто трутень. Дай Бог, чтобы такие женщины (которые действительно «есть в русских селеньях»), понесли это знамя и свое дитя под названием «муж», которое они сами создали, все-таки вырастили и сохранили семью.Потому что такие семьи обречены на разрушение, ибо тот замысел, который Господь изначально вложил в наши умы - что муж есть глава, а жена да убоится своего мужа - исчезает. Сейчас мы видим совсем другое, и доказательством тому служит множество социальных факторов: алкоголизм, профессиональная неустроенность, невозможность реализовать свои внутренние способности и приложить свои знания – все они зачастую приводят мужскую половину человечества к депрессии. И женщина, несмотря на то, что она, прежде всего, была рождена как помощница, в буквальном смысле становится первым лицом. Здесь, конечно, честь и хвала ее добродетели, добролюбию, особенно, если она при этом сохраняет свое женское начало.

– Наверно, основным вопросом в данном случае является то, каким образом взрастить эти качества. Я так понимаю, что наша телезрительница была бы рада занять вторую, подчиненную, позицию.

– Это можно стяжать только молитвой. Если женщина выступает первым номером сразу, еще на стадии знакомства, конечно, сложно сказать, к чему приведут такие отношения. Но если они договорятся, тогда эти отношения возможны. Случается так, что женщина более успешна в карьере, ей больше удается, тогда мужчина становится воспитателем, хранителем очага, что, может быть, не совсем верно с точки зрения домостроительства, но нынешнее время диктует свои условия.Он ведет домашнее хозяйство, а это не только помыть посуду и постирать. Если они живут своим хозяйством, то это еще означает приложить максимум усилий на земле. Как правило, землепашцами всегда были мужчины.

– Вопрос от телезрительницы из Екатеринбурга: «Почему Господь допустил, чтобы Соломон имел такое количество жен? Ведь Он дал Адаму одну жену Еву, и в заповедях, которые Бог даровал Моисею, сказано: «Не прелюбодействуй». Глядя на окончание жизни Соломона, нам, наверно, нужно просить не мудрости, а смирения, кротости? Какой вывод нам необходимо для себя сделать?».

– Может быть, нужно вспомнить исторический аспект: многие пророки и праведники Ветхого Завета были многоженцами.

– Сегодня мы уже вскользь упомянули заповедь«плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Количество жен надо рассматривать именно в этом контексте: их было столько, дабы умножилось семя. Проведем параллель с Ноем:на ковчеге Господь разделил мужскую и женскую части и, только после того, как Ной сошел с него, опять благословил брак и деторождение. Поэтому многоженство не порок, на него нужно смотреть в контексте исторического времени: оно допускалось, чтобы умножилось человечество.

Что касается томления духа Соломона, то в известной книге он говорит: «Суета сует, все суета». Ибо действительно самая главная добродетель пред Богом – смирение, скромность, любовь.

– Мы с Вами говорили о природных факторах, которые формируют скромность. Хотелось бы немного поговорить и о воспитании, каких-то внешних, общественных факторах. Вы упоминали, что вместе с падением первых людей пришел страх. Как он влияет на воспитание скромности?

– Да, страх Божий, то есть трепет, благоговение, которое, к сожалению, единственное у нас и осталось, действительно, необходимо воспитывать с ранних лет, он должен впитываться с молоком матери. Когда ребенок рождается, на 40-й день его по возможности нужно принести в храм для воцерковления, крещения, приобщения к Церкви и стараться на протяжении всей жизни воспитывать ребенка в страхе Божием. Примером может служить благочестивая чета Иоакима и Анны, которые, дав обет Богу, что если у них родится дитя, они посвятят его Господу, воспитывали Пресвятую Деву Марию в трепетном отношении к Богу.Как мы знаем, Пресвятая Богородица с трехлетнего возраста пребывала в храме, где предавалась исключительно посту и молитве. Зачастую у нас нет такой возможности, но есть воскресные школы, другие учебные заведения, где можно воспитать, привить добрые качества и постараться сохранить их на протяжении всей своей жизни.

– В обычной светской школе педагоги очень часто сталкиваются с запуганными дома хулиганами. Они вымещают то, что в них накопилось в семье, на сверстниках. Как быть с таким страхом, как помочь ребенку освободиться от него?

– К сожалению, школа – многогранная площадка, где обнажились все проблемы. Это и место, где люди в первый раз сталкиваются с употреблением никотина, алкоголя и даже наркотиков. Зачастую подавленность в семье, комплексы, которые там сформировались, реализуются в школе посредством вымещения злобы, ненависти на окружающих, тех, кто послабее, поскромнее, постыдливее. Получается, что человеку очень сложно находиться в таком коллективе. Невольно возникает вопрос: а удобно ли быть скромным? Легко ли это? Получается, это двойная нагрузка, особенно если дома ребенок воспитывается в православной среде. Он приходит в школу как в бой, там он при жизни закаляет свои качества и добродетели, которые украшают его, а, может быть, для других являются зачастую камнем преткновения. Но несмотря ни на что, Господь говорит: «По делам Я и узнаю вас». Так что будем иметь упование на Бога и стараться быть Христовыми.

– А если рассматривать нашу взрослую жизнь: кому труднее всего быть скромным?

– Скромным очень трудно быть тому человеку, кто привык жить под эгидой своего горделивого «я», всегда удовлетворять свои потребности, тому, кто живет исключительно для того, чтобы максимально успешно реализовать себя здесь, а своим идеалом ставит карьеру, богатство – материальное довольство.Приобретая что-то, он не может скрыть этого – ему обязательно нужно подчеркнуть свой статус. К сожалению, это тщеславие, если мы не прославляем Бога, не благодарим Его за то богатство, которое Он дал нам во временное пользование, в аренду, а только возвеличиваем свое «я». Такому человеку действительно сложно быть скромным. Он иногда начинает вести себя по-другому: скромность как добродетель трансформируется в гордыню, комильфо. Он вседостаточен, не нуждается в какой-то оценке. Я считаю, это величайший порок.

– Но если смиренного, кроткого человека вдруг назначают на какую-то должность или он попадает в некие обстоятельства, в которых должен вести себя несколько иначе: быть жестким лидером, пропагандистом тех или иных идей, а это не совмещается с его скромностью. Как быть, отказываться?

– Когда Господь ставит тебя на то или иное место, ты должен воспользоваться этим, чтобы постараться максимально усовершенствовать свой окружающий коллектив. Это не значит, что в нем должна воцариться какая-то «тишина», бездействие или спокойствие. Это значит, что отношения между людьми в коллективе, главой которого является добропорядочный, скромный, смиренный и кроткий человек, должны складываться на добрых христианских началах. Я считаю, что это идеал. И это даже будет примером для других: в достижении карьерных целей станут превалировать не корысть, зависть или другие дурные качества, а любовь, сострадание, взаимопомощь, выручка. Хотя это и идеальная, но, думаю, единственно правильная система отношений между людьми.

– Вопрос телезрителя: «По утрам я слушаю молитвы онлайн. Запрещено ли это? Считается ли, что я молюсь? Как к этому относится Церковь?»

– Надо смотреть по ситуации, в которой мы находимся. Насколько я помню, даже Святейший Патриарх говорил: «Находясь в кресле, я не могу не встать, чтобы помолиться, поскольку, когда звучат гимны, прославляющие Бога, сложно быть безучастным». Конечно, когда мы находимся за рулем, в метро, в другом общественном транспорте, можно открыть молитвослов или включить mp 3-плеер, он тоже выручает нас в таких случаях.Всегда можно найти возможность для совершения молитвенного правила, даже если у нас мало времени. Преподобный Серафим Саровский оставил нам свое маленькое, но очень емкое правило, но надо смотреть, чтобы это не стало элементом лени.

А где же Ваша собственная молитва?Получается, что мы следим за батюшкой. Это очень удобно для начинающих, которым сложно воспринимать церковнославянский текст. Но, насколько я помню, в прошлой передаче мы говорили, что церковнославянский текст призван к усовершенствованию всего нашего внутреннего состояния. Дай Бог, чтобы слова молитвы стали для нас родными и посредством нашей частной келейной молитвы мы лично беседовали с Богом, а не наблюдали, как это делают другие.

– Вопрос от юного телезрителя из Тулы: «Когда я прихожу в храм, я плохо себя чувствую: кружится голова, тошнит. Из-за этого у меня нет желания туда идти. У меня сахарный диабет – и поститься я не могу. Что Вы посоветуете?»

– Пост сам по себе не является самоцелью, это лишь средство обуздания себя, приуготовление к чему-то доброму, светлому, божественному.Если состояние здоровья мешает в полной мере испытать радость богообщения, что ж, совершайте молитву дома, но не ставьте крест на соборном богослужении. Все-таки надо каким-то образом постепенно себя к этому приучать. Если с нами во время богослужений бывают какие-то курьезы, давайте воспитывать в себе качества долготерпения и воздержания.Постарайтесь изыскивать возможность для посещения храма. Если у Вас сахарный диабет, пост Вам не показан. Для Вас пост должен быть духовным, кстати, это более сложно.

– В Евангелии мы видим, что Господь Иисус Христос обличает фарисеев за их лицемерие. Может ли быть лицемерной скромность?

– Я неоднократно давал характеристику скромности. Сама по себе скромность как добродетель не может быть ложной. Другое дело, что человек может иметь личину. Есть такое понятие: «святой сатана». Это человек, у которого всё хорошо в семье, у которого всё по полочкам, он аккуратен, вежлив, но при этом он постоянно ждет похвалы и комплиментов за свою так называемую «скромность». Это проблема многих. Нам почему-то всегда недостает похвалы, и мы ставим это во главу угла. Зачастую именно в этом состоит ошибочность всех духовных практик: для нас очень важно мнение окружающих. Кстати, в самом начале передачи мы говорили, насколько может меняться мнение окружающих: в одно столетие они думают так, в другое – по-иному. Но незыблемые традиционные христианские ценности остаются неизменными, поэтому скромность должна быть априори скромной.

– Обратная ситуация: человек по своему положению обязан обладать некими статусными элементами: определенный костюм, машина и прочее, которые трудно назвать скромными. Возможно ли, что человек при этом скромен?

– Дело в том, что скромность определяется внутренним состоянием. Глаза есть зеркало души. Если человек на самом деле скромен и, несмотря на то, что на нем надето и что присуще его статусу, действительно считает обладание всем этим временным, то его жесты, мимика, глаза – показатель его истинной духовности. Если же человек кичится временным достатком (положением, статусом), то, как правило, глаза такого человека его выдают. Это очень сложно скрыть. Если душа человека более устремлена к Богу,вечности, и для нее пребывание здесь – это лишь временное пристанище, а истинное Отечество – Отечество Небесное, такой человек будет выше земных проявлений своего положения. Он не будет пытаться подчеркнуть свою значимость, а будет воспринимать это как само собой разумеющееся, как то, что ему положено, может быть, будет этим даже тяготиться.

Мы знаем, как себя вели царственные мученики. Император Николай носил простой мундир, хотя ему было положено более дорогое одеяние, был скромен в еде. Вот пример истинного скромного христианского жительства. Несмотря на свой статус, он все-таки был христианином. И дай нам Бог вдохновляться такими примерами и не пытаться искать изъяны в других.

– Но тем не менее мы включаем светские каналы и видим разнообразных «героев», представителей массовой культуры, поп-звезд, которых, конечно, нельзя назвать скромными. На это качество будто наложено вето. Почему так происходит?

– Сейчас такое время, которое почему-то ставит своей целью максимальное обладание временным, земным «благим». Человек, превращаясь в потребителя земных благ, старается молниеносно прожить эту жизнь, совершенно забывая, что его неминуемо ждет конец, и руководствуясь исключительно девизами: «Всё для тебя», «Бери от жизни всё», «Ты этого достоин» и так далее. Эти лозунги провоцируют человека на безумное поведение в обществе. Но если человек, даже руководствуясь лозунгом «Бери от жизни всё», будет брать все доброе, вечное, полезное для своей души, я думаю, он будет сторониться дурных собраний и ему будет некомфортно находиться в такой среде. Нам нужно поменьше смотреть такие каналы, а почаще включать телеканал «Союз».

– Хотелось бы обратиться к нашей церковной действительности. Часто мы сталкиваемся с такой ситуацией: заходя в храм, мы видим милых старушек, которые занимаются какими-то своими делами, но стоит человеку не той рукой поставить свечку или сделать что-то еще, не принятое в данном храме, – сразу же начинаются упреки. Какие практические советы относительно скромности можно дать нашим прихожанам?

– К сожалению, мы действительно сталкиваемся иногда с проявлением такой ревности. Чем это можно объяснить? Во-первых, эти люди через многое прошли: фактически на этих «белых платочках» в свое время и выстояла Церковь. Дай Бог, чтобы эти бабушки были для нас примером для подражания в любви к Церкви и Господу. Но проявления не совсем понятных для верующего человека моментов поведения многих отпугивают, являются соблазном.

Что я могу посоветовать? Побольше молиться, побольше любить каждого приходящего в храм, поскольку именно в любви к ближнему проявляется наша любовь к Богу.Если для вас важно обрядоверие, тогда, наверное, лучше оставить то послушание, к которому вас призвал настоятель или кто-то другой,и стать просто прихожанином, мирянином. Есть такое выражение: «Лучше быть хорошим, добропорядочным мирянином, чем плохим служителем» (в данном случае – церковнослужителем, который является предметом нареканий со стороны многих). Знаю, что есть случаи, когда люди просто уходили из церкви, сталкиваясь с таким отношением. А бабушкам надо сказать, что любой человек ценен в очах Божиих: это творение Божие. И не бабушкам судить, как надо поступить в той или иной ситуации. Господь не нуждается в той свечке, и неважно, куда ее поставили. Это мы нуждаемся в ее горении: для нас свеча – малая лепта, которую мы приносим Богу. Посредством этой свечи мы сами воспламеняемся любовью к Господу и ближним. Надо помнить об этих вещах, и думаю, что такие нестроения разрешатся сами собой.

– Следующий вопрос касается не монашеской, а семейной сферы. Один из супругов обладает таким качеством как чрезмерная скромность, но в тех или иных жизненных неурядицах иногда нужно проявить настойчивость и, может быть, агрессию, чтобы отстоять позиции семьи. Следуют упреки: «что ж ты у меня такой скромный», «надо было бы сделать вот так». Бывают ли моменты, когда скромность нужно отодвинуть в сторону?

– Когда возникает угроза насильственного характера, вмешательства в семейный мир, когда на нас нападают какие-то хулиганы, мы должны отстоять интересы семьи, своего достоинства. В данном случае скромность неуместна. Прежде всего – трепет пред Богом, но давайте вспомним пример Пересвета и Осляби. Это были схимники, богатыри, но по смирению и послушанию они были призваны к ратному подвигу. Поэтому вне зависимости, семья ли это или монашеская община, если речь идет о защите Отечества, мы должны встать на его защиту. Если есть угроза нашей собственной жизни, мы, конечно, должны себя защитить.

– В завершение хотелось бы узнать о том качестве, о котором мы умолчали в начале программы – целомудрии. Как оно связано с кротостью и скромностью?

– Целомудрие не что иное, как всеобъемлющее название всех добродетелей. Это целостная мудрость. Зачастую целомудрие воспринимается нами как нечто из ушедшего в прошлое, для нас целомудрие, скорее, неуспех. Как правило, мы характеризуем целомудренного человека не в духовном смысле, а в другом.Это опять же отголоски нашего секулярного времени, бытующие в наших умах и сердцах. Целостность человека, его мудрость - не плотское мудрование, а именно Божественное присутствие в нем - все-таки может возвеличить человека в очах Божиих. И несмотря на нападки и на то, что мир действительно воинственно настроен против христиан (особенно если христианин практикующий, не стесняется бывать в храме и открыто высказывать свою позицию по многим вопросам), дай Бог, чтобы целостность их сознания, чистота не только тела, но и души были им подмогой во всех их благих устремлениях.

– Каким бы был мир, если вместо тех ценностей, которые господствуют в нем сейчас, идеалом стали бы кротость и скромность?

– Если бы целомудрие, кротость, скромность, девство и воздержание царили в мире и по сей день, то это было бы самым величайшим счастьем. Тогда бы не было войн, кровопролитий, зависти, постоянной гонки за приобретением временных земных материальных благ, жадности, скупости. Это был бы рай на земле. И такой рай был у первых людей, но для нас он, к сожалению, потерян. Однако через воплощение и воскресение Бога мы имеем возможность приобщиться к нему. И дай Бог, чтобы в Царствии Небесном мы унаследовали все блага, которые Господь уготовал всем любящим Его, а через временные лишения и испытания смогли бы в полной мере насладиться пиром любви в Царствии Божием.

Дай Бог всем нам пребывать в благом расположении духа. Я искренне говорю, что передача «Беседы с батюшкой» лично для меня и, надеюсь, для всех телезрителей – подспорье для дальнейшего духовного роста. Пусть Господь всегда пребывает с нами, будет нам помощником и покровителем.

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать