Беседы с батюшкой. Патриотизм и вера

19 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Игорь Петров, клирик храмов Вознесения Господня и Георгия Победоносца города Рыбинска.

– Сегодня тема нашей передачи – «Патриотизм и вера». Я знаю, что Вы приготовили для нашей сегодняшней передачи эпиграф по теме патриотизма и веры. Это молитва перед учением. Я бы хотел попросить Вас ее зачитать.

– Да, это очень характерная молитва: «Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу».

– То есть здесь идет упоминание о родителях, о Церкви и об Отечестве как о едином целом.

– Совершенно верно. В Священном Писании у апостола Павла в Послании к Ефесянам мы тоже находим такое определение, что Отечество Небесное называется Отечеством, потому что есть Творец наш, Отец Небесный. Эти понятия базовые и нерасторжимые. Любому человеку свойственно любить родственников, любить своих близких, любить тех людей, которые его окружают. Это является нормальной функцией человеческого «я». Но, конечно, есть исключения, которые доказывают правило. Мы, наверное, поговорим о закономерностях этой базовой ценности, которая существует и в Священном Писании, и в этических нормах практически всех тварей Божиих, и в животном мире тоже.

– Еще я знаю, что у Вас есть хорошая цитата из речи Святейшего, которую Вы тоже хотели прочитать в самом начале нашей передачи.

– Да. У Святейшего Патриарха мы читаем следующее: «Патриотизм – это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоем народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле». Та же самая мысль: что любовь к Отечеству – это прежде всего верность Божественному замыслу. Это очень важные слова для нас, и, конечно, они содержат в себе глубочайший смысл.

– То есть патриотизм – это категория духовная и неразрывно связана с любовью к своим предкам, своим родителям. Что об этом говорится в Ветхом Завете?

– Действительно, патриотизм – это такая базовая ценность, которая, по сути, определяет человеческое «я», это любовь к самому себе. Это вторая заповедь, она и в Ветхом Завете присутствует, естественно, и в Новом: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». То есть критерием является любовь к самому себе, как об этом прекрасно сказано у владыки Игнатия (Брянчанинова) в его цикле «Аскетические проповеди»: что мы не умеем любить ближнего, потому что у нас есть проблемы с любовью к себе.

То есть наша проблема в том, что у нас не всегда правильно оформлено наше «я», наша самоидентичность. Отсутствие патриотического чувства – это как раз нарушение личностного характера. Это и в Ветхом Завете присутствует. И если вспомнить тексты Ветхого Завета, то здесь нельзя не сказать о девятой главе Книги Бытия, где повествуется о Ное, праотце нашем. Я прочитаю этот небольшой отрывок.

Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.  И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.  Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.  Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.  Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему... 

И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер (Быт. 9, 18–29).

Уже в Ветхом Завете мы видим этот прецедент: Хам позволил себе смеяться над слабостью отца. Ной, начав выращивать виноград, конечно, не знал всех коварных свойств вина (и климат был жаркий); он находился в своем шатре и позволил себе уснуть.  И вот его сын, вместо того чтобы поступить так, как поступили его благочестивые братья Сим и Иафет (они со страхом Божиим, задом вошли в шатер, чтобы не видеть наготы отца своего, и с благоговением исполнили свою сыновнюю обязанность), позволил себе циничную выходку. Такое глумление над базовыми истинами. Вот первый пример непатриотизма. Любовь к Родине,  Отечеству, по сути, является тем, о чем говорится здесь.

– Интересная подробность, что благочестивые братья шли задом и даже не видели наготы отца.

– Да. Именно поэтому они специально пошли задом, чтобы не видеть наготы отца своего. Они знали об этом, но сделали именно так.

– Возникает такой вопрос: почему некоторые люди не только смотрят на недостатки своего Отечества, а даже заостряют внимание на этом? А Сиф и Иафет показывают благочестивый пример и даже не смотрят на недостатки своего отца, то есть проявляют и в этом почтение.

– Мы сейчас не говорим о том, что мы должны закрывать на все глаза и исповедовать какой-то квасной патриотизм, забывая о тех проблемах, которые у нас существуют. Нет, конечно. Об этом очень много мы находим в Священном Писании и в русской классике, у русских философов. Они любили Россию, но при этом понимали всю ту сложность, которая существует в нашей стране, те замечательные взлеты и падения, которые есть. Конечно, очень важно говорить о любых недостатках любого человека, высказываясь за него, а не против него, не глумясь над ним, не пытаясь это как-то однобоко и тенденциозно описать.

Мы читаем в Священном Писании, что злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, а добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе. Пример из «Древнего патерика»: некий монах, видя у одного из своих собратьев в келье некий беспорядок, а у другого – порядок, сказал про одного, что авва Петр настолько благочестив и настолько любит Бога, что у него даже не хватает времени убраться в своей келье. А про другого сказал, что авва Сергий настолько чудесный человек и христианин, настолько в нем много страха Божьего, что при всей любви к Богу и служении Ему у него хватает еще и дерзновения убираться у себя в келье. То есть важен именно этот подход, о чем мы сейчас и говорим.

Это и есть подлинный патриотизм: не в том, что мы пытаемся лакировать действительность, как-то лгать себе и другим, но мы действительно как дети относимся к своему Отечеству. И ощущаем себя его детьми, осознаем свою ответственность перед Отцом нашим Небесным в служении нашему Отечеству и понимаем, как Господь наш Иисус Христос говорит в Евангелии: «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу ради Меня и Евангелия сбережет ее». То есть смысл нашей жизни – это служение, вот наша система координат. И служим Богу, служа Отечеству, как замечательно сказал граф Уваров: «За Бога, царя и Отечество!» То есть смысл нашего существования, Божьего Промысла о каждом из нас – это служение. И поэтому, конечно, любовь к Отечеству всегда является базовой ценностью и показателем.

Сегодня мы действительно видим разные ситуации и разных людей, порой СМИ достаточно тенденциозно показывают различных людей, которые позволяют себе негативно отзываться о России, о нашем народе, причем делают это очень примитивно, на достаточно низком уровне. Поэтому, конечно, каждый из нас обязан здесь проявлять свою активность. По-моему, у Данте Алигьери есть такое высказывание, что самое жаркое место в аду принадлежит людям равнодушным, которые проявили такое вот равнодушие. И у одного из классиков тоже мы читаем о том, что самым страшным человеческим качеством является даже не ненависть, а равнодушие. Часто мы видим такое потребительское, равнодушное отношение ко многим вещам. Поэтому очень важно, чтобы в наше время мы явили себя действительно слугами Отца нашего Небесного, детьми Ноя, настоящими, подлинными детьми.

Собственно говоря, опять мы здесь упираемся в базовые ценности, основываемся на них. Хочу опять вспомнить отца нашего, преподобного Нила Сорского, который говорит нам о том, что он (будучи прозорливцем, образованнейшим человеком) никогда не принимал того или иного решения, не имея тому подтверждения в Священном Писании или в писаниях святых отцов. Так же и мы рассуждаем на такую важную тему и руководствуемся не просто своими мыслями (как люди традиционные, консервативные, православные, ортодоксальные, как скажут англосаксы), а базируем свое убеждение на Священном Предании Церкви, на ее Писании, на традиционной русской культуре, которая нам здесь очень многое говорит.

Поэтому сегодня мне хотелось бы обратиться к нашим слушателям, чтобы они тоже старались осуществлять именно то, о чем мы сейчас говорим: меньше уделять времени просмотрам каких-то сомнительных передач, ток-шоу, не тратить время в социальных сетях, не слушать, как сказал классик, «канатных плясунов с базарной площади». Лучше читать Писание, серьезные книги, читать Пушкина, Достоевского, Толстого. Сегодня мы поговорим о том, что говорят нам наши великие отцы на эту очень важную для нас тему.

– Вопрос телезрителя: «В Книге Бытия есть такие слова: И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И после этого Бог поставил херувима, который преградил доступ к древу жизни. Но до грехопадения Адам вкушал от этого дерева, ему же не было это запрещено; значит, он уже должен был жить вечно. Зачем тогда был этот запрет?»

– Я думаю, речь здесь не об этом. И когда мы задаем какие-то вопросы по Священному Писанию, было бы корректно четко следовать тексту. Здесь несколько иначе написано, у меня текст перед глазами. И в чем смысл вопроса в контексте нашего разговора?

Вот третья глава: Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? (то есть прямо по законам манипуляции задан вопрос) И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их (четко и ясно написано) и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (здесь не написано, что они от него ели, Вы не очень внимательно прочитали текст, судя по всему). И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (наш праотец Адам вот так неправильно ответил, конечно). И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт. 3, 1–14).

То есть смысл этого отрывка совершенно определенный. Во-первых, нигде не говорится о том, что они ели и раньше с этого древа. Поэтому нужно, конечно, нам стараться не «насиловать» Священное Писание, а прежде всего понять то, о чем здесь говорится. Здесь говорится о том, что грех (по-гречески «амартиа») – это непослушание Богу, нарушение заповеди. Как только наши прародители разорвали ту «материнскую пуповину», которая связывала их с Богом, как только они послушали дьявола, как только они захотели быть как боги, нарушили то, что Господь им сказал, – увы, произошла определенная мутация, то есть в человека вошло зло, первородный грех, как мы его называем. Поэтому, конечно, нам нужно следовать и букве, и духу Священного Писания, разбираться в нем, правильно формулировать вопросы. Отец наш Макарий Египетский говорил: «Богу угодно, чтобы человек сначала понял; поняв, возлюбил и предначал волею». Поэтому нужно, конечно, нам здесь быть более корректными, читая Священное Писание, и четко его цитировать. Без этого не будет правильного понимания.

– Какова наиболее здравая позиция: не замечать недостатков в своем Отечестве либо замечать их и акцентировать на них внимание?

– Если брать нашу современность, то в определенной части нашей творческой интеллигенции сегодня порой мы слышим какие-то даже не то что критические отзывы относительно России, национальной идеи, а просто порой совершенно какие-то некорректные, голословные вещи, причем на очень низком уровне... Я не буду называть имена этих людей, но сам уровень, сама подача материала, интеллектуальный уровень, конечно, оставляют желать лучшего. Это удивляет. Просто я опять же хочу обратить ваше внимание на наших классиков. Что мы читаем в нашей литературе?

Например,  начну с Федора Михайловича Достоевского, «Братья Карамазовы», следующий отрывок: «Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его, и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». То есть Федор Михайлович нам рисует достаточно сложную картину. По сути, там присутствуют архетипы русского человека. Это ужасный образ Ивана Карамазова, это Дмитрий Карамазов, это сам отец, судя по всему, убитый не Дмитрием, а именно Смердяковым, который был развращен Иваном Карамазовым. Это архетипы. Поэтому наши классики, если мы внимательно посмотрим, отнюдь не отличаются каким-то казенным квасным патриотизмом, которые стараются произносить какие-то мертвые фразы и забывают о серьезных, насущных проблемах. Нет, русский патриот старается видеть именно целостную картину.

Вспомним слова апостола Павла: «Друг друга немощи носите – и так исполните закон Христов». Да, есть немощи нашего ближнего, мы должны их видеть, но не для того, чтобы осуждать своего ближнего, а чтобы носить его немощи.

– То есть здравая позиция: видеть немощи, но не критиковать, не осуждать...

– Критиковать, но не осуждать, когда мы берем на себя роль судьи, как некоторые наши современники. Другое дело, когда пытаемся видеть недостатки другого человека, действовать за человека, а не против него. Есть такие слова апостола Павла: сожженные в собственной совести. Допустим, если говорить про Хама, откуда взялось слово «хамство»? Вот это и есть такое циничное отношение к нормам. Одной из главных норм является то, что мы читаем в Книгах Исход, Второзаконие, – это пятая заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Это базовая заповедь. То есть в Декалоге (десяти заповедях Моисея) сначала говорится об отношении человека к Богу, и сразу после этого Господь говорит нам об отношении к отцу и  матери, а уже потом следуют заповеди: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй»...

– Не случайно такой порядок.

– Конечно, не случайно. Хочу здесь привести прекрасную цитату пророка Божия Малахии. Это один из двенадцати пророков, так называемых малых. Следующий текст: Вот, я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4, 5–6). То есть патриотизм – это нормальное, естественное ощущение своего «я»: я являюсь не просто неким автономным элементом, а  связан со своими отцами; я живу в преемстве благодаря отцам моим; я получил от Бога жизнь через них, я призван из небытия в бытие.

Нельзя здесь не вспомнить следующее: мы знаем, что очень многое (в частности, православие) русский человек получил по милости Божией из Византии, из греческой культуры; налицо, несомненно, преемство античной культуры, византизм, который сыграл базовую роль в формировании нашей идентичности. И в греческом языке есть разные слова, которые, в зависимости от контекста, определяют тот или иной вид любви. Мы часто в русском языке словом «любовь» обозначаем очень разные виды любви. А в греческой традиции, когда говорится о родственной любви, любви к родителям, любви родителей к детям, любви к своему народу, своему языку, своей культуре, истории, говорится о любви «сторге». Сторге – это любовь, естественная для всякого нормального человека, чувство родства. Конечно, исключения всякий раз доказывают правило, они есть, но любому живому существу (не только человеку) свойственно любить своих ближних, чувствовать единение со своими родителями, с членами своей стаи. Даже волки это понимают и ощущают. Но, к сожалению, среди людей порой мы встречаем вещи иные. Это, конечно, говорит о некоем личностном разрушении человека.

– Когда мы готовились к передаче, Вы привели очень хороший пример, как дети выбирали фотографии, предложенные им.

– Да, и еще мы говорили про мальчика. У меня просто есть такой личный опыт. Мы занимались с детьми в детском доме. И чтобы как-то защитить и находящихся в детском доме, и тех, кто выходит из него (потому что они мало приспособлены к жизни, имеют определенные финансовые ресурсы от государства, которые могут быть неправильно использованы: ребенок может стать объектом криминальных интересов каких-то скверных, порочных людей), мы им давали крестных. Древний церковный принцип ora et labora – молитва и труд; ты служишь Богу, служишь Церкви. Вот тебе незащищенный маленький несчастный брошенный человек – участвуй в его судьбе, помогай ему. То есть мы брали хороших, дееспособных прихожан, которые способны помочь.

И вот у меня был разговор с мальчиком. Ему было около пяти лет, и вот мама (видимо, алкоголичка) по трое суток его не кормила, била, даже один раз клок волос выдрала. Мальчик все это рассказал, а потом так посмотрел на меня! Совершенно взрослые глазки этого пятилетнего существа… И он сказал то, что я до сих пор помню: «Все равно моя мама самая лучшая». Этот маленький человек нравственно гораздо более зрелый в этих своих словах, которые, видимо, вышли из самой глубины его детского сердечка, чем многие наши творческие соотечественники, которые позволяют себе какие-то совершенно безобразные пассажи, очень примитивные, относительно национальной идеи нашей страны и прочие вещи низкого уровня.

И про фотографии... Был произведен эксперимент среди детей в одном из детских учебных заведений. Детям предложили фотографии каких-то очень красивых женщин, победительниц конкурса красоты, и среди этих фотографий были фотографии их мам. Но что интересно, огромное большинство детей, выбирая самых красивых тетенек, выбрали фотографии своих мам. Человеческая душа по природе христианка, и это очень яркий пример, что любому нормальному, здоровому существу свойственно любить своих близких, ему свойственна эта любовь «сторге», чувство родства. И апостол Иоанн Богослов говорит: «Ты лицемер, если говоришь, что любишь Бога, которого не видишь, но не любишь брата своего, которого видишь». Как мы можем говорить о том, что мы граждане мира? Никто ведь не отрицает, что мы произошли от отца нашего Адама, от отца нашего Ноя, от отца нашего Иафета. Но прежде всего мы должны любить того, кто рядом с нами.

Я здесь невольно вспоминаю героя Виктора Гюго из романа «Девяносто третий год». Коммунар говорит: «Чем больше я люблю все человечество, тем меньше я способен любить конкретного человека». И у очень многих русских философов (например, у Николая Александровича Бердяева) мы находим то, что культура всегда национальна. Если я не научился любить того человека, который рядом со мной, а люблю какого-то абстрактного ближнего, –  здесь невольно вспоминается безобразник Вольтер, который сказал, что нынче все любят негров, но никто не любит ближнего. Мы не хотим ничего плохого сказать об африканцах; несомненно, мы не проповедуем расизм, но понятно, что он имел в виду. Все люди – дети Адама, и русское православие очень много говорит о любви к ближним; все люди для нас ближние. Но Вольтер подчеркивает именно ужасы абстрактной любви к ближнему: что так называемая французская революция, одно из самых трагических событий в истории человечества, действовала под лозунгом «Свобода, равенство и братство», а между тем сутками работала гильотина, летели головы во имя свободы, равенства и братства. Примерам тому несть числа в истории нашей Родины, в частности.

Можно вспомнить одного из героев Солженицына, как тот, очень любя все человечество, крайне ненавидел каждого своего ближнего, потому что ближний не соответствовал тому представлению о величии человека, которое тот имел. Очень много об этом в русской литературе. И у Федора Михайловича Достоевского есть об этом: нужна любовь именно к конкретному ближнему, к тому, кто рядом с тобой. Много прекрасных текстов мы можем найти и у митрополита Антония Сурожского о человеческом достоинстве. И, конечно, базовая истина: любовь к Богу – это любовь к человеку, это то, о чем говорит Иоанн Богослов.

– Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос по второй заповеди: возлюби ближнего, как самого себя. А если себя не любишь?»

– Хочу адресовать всех к прекрасной проповеди о любви к ближнему святителя Игнатия (Брянчанинова). Это его известный цикл «Аскетическая проповедь». Обязательно ее найдите. Там мысль такая: мы не любим ближнего, как самого себя, потому что мы не умеем правильно любить себя, потому что у нас нарушена самоидентификация. Мы не умеем любить в себе то, что любить нужно, мы не любим в себе свою сокровенную глубину, мы часто в ней не пребываем, мы не любим и не видим в себе образ и подобие Божие, а часто любим свои страсти, свои «хотелки», своего плотского человека, истлевающего в обольстительных похотях. То есть мы думаем, что мы себя любим, а на самом деле это не так.

Вы говорите: «Я не люблю себя». Несомненно, каждый человек себя любит. И вторая заповедь это подразумевает. Просто мы любим себя неправильно. Даже если мы думаем, что мы себя не любим, это не означает, что мы способны уйти от этого плода первородного греха, от этой мнимой самости, от эгоизма, который часто нами руководит, от страстей, о которых говорит нам Священное Писание. То есть мы любим в себе плотского человека, истлевающего в обольстительных похотях. Поэтому, не умея любить себя, мы и не умеем любить ближнего. Это наша главная проблема – тот первородный грех, тот системный сбой, который в нас живет. Поэтому – «врачу, исцелися сам», «вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно», как мы читаем у апостола Павла. Мы должны научиться правильно себя любить.

Я понимаю, о чем Вы говорите, но не совсем согласен с Вами в том плане, что мы себя не любим. Любим. Только любим себя неправильно, не так, как ждет от нас Господь. И вот Церковь и Предание учат нас, как нам нужно научиться правильно любить себя, как научиться любить в себе свет Христов, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. И тогда этот свет Христов мы будем способны увидеть в любом человеке, который рядом с нами, увидеть в нем эту икону Христа, увидеть его достоинства. Это очень важно для нас, несомненно.

– Вы сказали, что любовь к своим близким, родным – это естественная потребность, естественное качество человека. Почему человек может потерять это качество? Почему он может потерять чувство любви к своей Родине?

– Мы буквально с первых глав Книги Бытия видим это на примере Каина и Авеля. Страшный пример. Я зачитаю этот небольшой отрывок, это четвертая глава Книги Бытия: Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4, 1–7). Такую параллель можно провести с тем, что Господь сказал Адаму: «Адам, где ты, что с тобой стало?» И вместо покаяния Адам, увы, обвинил жену. То есть – «Ты, Господи, виноват, жена виновата, но только не я». Шанс покаяться не был использован. Так и Каин.

И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? (Быт. 4, 8–9) Удивительно, казалось бы, опять-таки Господь дает возможность для покаяния, но в Каине уже рождается дерзость. Пойдя на один грех, он уже настолько потерял страх Божий, что явно дерзко отвечает Богу: «Разве я сторож брату моему?» Хотя Господь ему этого совсем не говорил.

И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли (опять дается шанс для покаяния);  и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.  И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема (Быт. 4, 10–16).

То есть происходит определенная нравственная катастрофа, нравственное падение (убийство в данном случае). Буквально на заре человечества уже присутствует зло и грех, развитие первородного греха и потеря этого чувства родства, то есть нарушение личности, нарушение связи с Богом, которое произошло еще раньше. И поэтому Каин идет на убийство Авеля и, по сути, занимает  богоборческую позицию.

– Почему это чувство теряется? Что является причиной потери чувства родства?

– Некая внутренняя катастрофа. То есть человек теряет связь с Богом через грех. Что такое грех? Грех – это переступить черту, промахнуться из лука в цель, как читаем мы у античных классиков. То есть человек теряет связь с Богом, разрывает свою «материнскую пуповину», которая связывает его с Господом, и нарушается нормальная, трезвая функция личности. И вот человек теряет способность любить Бога, любить себя соответствующим образом и любить своего ближнего.

До прихода в Церковь – дерзну сказать, что Господь так устроил – мне приходилось увлекаться психологией, философией. И мне очень понравились книги Виктора Франкла, Карла Густава Юнга, Эриха Фромма. У Юнга в его «Психологии бессознательного» есть очень интересный вывод: «Сознание не может долго мириться с моральной распущенностью. И тогда в человеческом сознании возникают самые низменные, самые подлые состояния, которые не только уродуют человека, но и приводят к психическим повреждениям».

– Как раз то, о чем Вы сказали, – внутренняя катастрофа.

– Да, внутренняя катастрофа, распущенность. То есть человек – сложное существо, сложная система. В нем есть добро, есть зло, есть образ Божий, икона Бога, есть сокровенного сердца человек, а есть плотской человек, истлевающий в обольстительных похотях.

– Вопрос телезрительницы: «При чтении вечерних, утренних молитв, Евангелия, Псалтири бывает, что звонит телефон; как бы отвлекаешься. Как правильно продолжить молитвы? Какую-то молитовку прочитать или же просто продолжить с того слова, на котором остановилась? И второй вопрос: после прочтения вечернего правила сразу нужно ложиться спать? Или еще можно какими-либо делами заниматься?»

– Ситуации бывают в жизни разные, конечно, но телефонный звонок не из Кремля же и не из каких-то очень высоких инстанций. Я думаю, лучше всего проигнорировать телефонный звонок. Но если Вы ожидаете какого-то очень важного звонка, всегда можно как-то творчески к этому отнестись. Я помню, у митрополита Антония Сурожского был такой очень интересный пример. У них в гостях был маленький мальчик, который вместе с бабушкой читал перед сном молитвочку. Как-то он очень сильно устал, и у него уже не было сил читать молитву. Тогда он лег в свою кроватку, послал Богу воздушный поцелуй и сказал: «Спокойной ночи, Господи». Вот такая детская непосредственность.

Поэтому и здесь мы должны быть живыми людьми. Конечно, нехорошо прерывать молитву и идти разговаривать по телефону, если это не жизненно необходимый звонок, который касается жизни и смерти. Тогда по ситуации можно сказать: «Господи, Ты видишь, я сейчас вынуждена сделать так-то, но я все равно сердцем с Тобой, прости меня, пожалуйста». Это будет живая ситуация, то есть вопрос не в каких-то мертвенных правилах, а в живых отношениях с Живым Богом. Поэтому лучше, конечно, не прерывать молитву, не отвлекаться.

И по второму вопросу. Что такое правило? Как мы должны отвечать на этот вопрос? Мы тоже должны, наверное, подумать, как об этом говорится в Священном Писании и Предании. Слушая Ваш вопрос, я вспомнил святителя Игнатия (Брянчанинова), который говорит нам следующее: «Не человек для поста, а пост для человека». Поэтому и правило – это не самоцель, а средство. Как Феофан Затворник говорит: некие дрова. Есть такой известный пример в святоотеческом Предании, когда человеческое сознание представлено как котел: пока под ним горит огонь, лежат дрова, котел раскален – и никакие нечистые насекомые на него не садятся. Так и наше сознание. Если оно горит, если мы умом и сердцем простерты к Богу, то нам и с греховными помыслами легче бороться. А если внутренне остываем, то и возникают разные нелепые ситуации, угасание, на чем и паразитирует зло и порок. Угасает огонь, который пришел низвесть на землю Христос, – благодать в наших сердцах. Поэтому и значение правила заключается вот в этом.

Вообще нашим правилом является непрестанная молитва по большому счету, когда мы должны научиться молиться непрестанно. А правило – лишь определенные дрова для этого, они должны научить нас ходить всегда в памяти Божией, в чувстве Бога. Как учит нас приснопоминаемый Феофан Затворник в своих письмах, о чем говорит нам первая, самая главная заповедь, о чем говорит нам святитель Григорий Палама: заповедь о непрестанной молитве (по сути, это комментарий к первой, самой главной заповеди) относится ко всем христианам. Поэтому и после молитвенного правила мы не должны оставлять молитвы, но никто не запрещает нам делать дела. Но, делая какие-то дела, мы, опять же, должны это делать с Господом, пребывая в памяти о Его неизреченной близости. Поэтому, конечно, лучше все-таки выполнить правило перед отходом ко сну. Более логично было бы поступить так, но бывают какие-то ситуации, которые вынуждают нас поступить по-другому, и они действительно оправданные. Но все равно мы должны постоянно находиться с Богом.

– Время нашей передачи подходит к концу. Может быть, Вы сможете подвести какой-то короткий итог нашей сегодняшней теме?

– Я бы хотел привести три цитаты. Одна цитата из Игоря Северянина, это выдающийся русский поэт:

И сломит гнет, как гнет ломала

Уже не раз повстанцев рать.

Родиться русским слишком мало –

Им надо быть, им надо стать!

Мы говорим о том, что русский человек – это человек, который должен реализовать в себе замысел Божий о России. Да, это человек верующий, человек православный. Эта же самая тема присутствует у русского генерала, Антона Ивановича Деникина. Хотел бы привести цитату: «Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает ее своим Отечеством».

Еще я бы хотел привести цитату Ивана Алексеевича Бунина, великого русского писателя, это цитата из «Окаянных дней»; крестьянин говорит: «Народ как древо, из него можно сделать и икону, и дубину – в зависимости от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев». Поэтому, говоря о любви к Родине, мы должны помнить, что говорит нам лучшая русская литература, ее лучшие представители, что говорит Бунин в «Окаянных днях». А Федор Михайлович говорит нам о том, что русский человек без Бога – дрянь.

Поэтому будем стараться, решая наши повседневные вопросы, хранить себя людьми, имеющими нравственный стержень, иметь верность к Богу и быть достойными сынами своего Отечества, смысл жизни которых заключается не в потреблении каких-то благ и не во внешнем критиканстве. Он в том, чтобы действительно помнить слова Христовы, что смысл жизни каждого из нас заключается в служении Ему. «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу ради Меня и Евангелия сбережет ее». Поэтому наше назначение – это, конечно, служение. Христианин – воин, и мы призваны нести свое воинское служение.

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать