Беседы с батюшкой. Есть ли место молодому человеку в храме?

19 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала - беседа с председателем Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, клириком храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте протоиереем Константином Головатским.

– 15 февраля наша Православная Церковь встретила праздник Сретения Господня. В эту же дату отмечается еще и всемирный день православной молодежи. В Санкт-Петербурге торжества по поводу дня православной молодежи пройдут 21 февраля. Расскажите, пожалуйста, как будет проходить этот праздник в северной столице.

– Я немного уточню: все-таки не 21 февраля, потому что мероприятия, посвященные этому празднику, начались непосредственно 15 февраля и даже раньше.

Что касается самого международного дня православной молодежи, не все знают, что он связан с деятельностью такой интересной международной молодежной организации, как «Синдесмос». Эта организация появилась в 1953 году, а затем в рамках ее деятельности на одной из ассамблей было принято решение об установлении дня православной молодежи, который совпадает с праздником Сретения Господня. Сначала этот праздник получил распространение в странах православного мира, а затем пришел и в Россию, где широко отмечается уже с 2000-х годов. Практически по всей России в разных епархиях нашей Церкви проходят какие-то церковные, светские мероприятия, посвященные этому дню. Мне кажется, это очень нужный, важный праздник, который способствует объединению нашей православной молодежи, и его, конечно, нужно как-то выделить.

У нас празднование этого дня организуется уже третий год, и получилось так, что в этом году несколько мероприятий. Все началось с благотворительной акции «Православная молодежь – детям», прошедшей в преддверии праздника. Мы собирали средства для детей из детских домов. Ребята сами изготовили изделия ручной работы, которые потом на православной выставке предлагались за пожертвования. Это уже вторая проведенная нашим отделом благотворительная акция. Мы призывали молодых людей с разных приходов поучаствовать, и ребята откликнулись. В сам день праздника (сейчас я говорю не о богослужебной жизни, а о тех мероприятиях, которые дополняют ее), вечером 15 февраля, состоялся концерт молодых православных исполнителей, прошедший в Академии музыки Елены Образцовой в Большом Гостином дворе, в самом центре нашего города. Собралось достаточно много исполнителей, получился хороший, душевный концерт, в рамках которого было и общение со зрителями.

На следующий день, 16 февраля, в Государственном музее истории религии прошла виртуальная, как мы ее назвали, встреча-лекция «Встретимся на Афоне». Эта лекция была нами организована в связи с тем, что текущий год – юбилейный, посвящен тысячелетию присутствия русского монашества на Святой горе Афон. В музее религии есть экспонаты, документы, связанные с Афоном, его историей. Встреча оказалась интересной, в рамках ее состоялся диалог между участниками. А в четверг вечером впервые состоялось мероприятие «Что? Где? Когда?» по Библии среди участников молодежных клубов общин нашего города, входящих в Ассоциацию православных молодежных общин Санкт-Петербурга. Это интересное мероприятие прошло на базе храма апостолов Петра и Павла в РГПУ им. Герцена.

21 февраля нас ждет центральное событие всей программы – общегородской крестный ход православной молодежи. Проводится он уже в третий раз и собирает достаточно много молодых людей – не только наших прихожан, но и представителей общественных организаций города, студентов и даже трудных подростков, которых окормляет один из петербургских храмов. Сейчас мы активно готовимся к этому событию, чтобы все прошло на достойном уровне, ведь оно значимо и в общественной жизни нашего города. Праздник начнется с литургии в соборе в честь Федоровской иконы Божией Матери на Миргородской улице, и это богослужение возглавит викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий. Он же возглавит и крестный ход. Сбор участников в 12 часов у стен Федоровского собора, Миргородская улица будет на это время перекрыта. Смогут подойти и те, кто молится в своих храмах. Конечно, мы приглашаем всех желающих помолиться на Божественной литургии в Федоровском соборе, но кто не может, подойдет позже, собираются к 12 часам. Выстраивается колонна для движения крестного хода, который направится в 12:30 в Александро-Невскую лавру по улицам Харьковская, Тележная и через площадь Александра Невского.

Когда крестный ход прибудет в Александро-Невскую лавру, будет отслужен праздничный молебен всем русским святым, а также оглашено ежегодное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, посвященное празднованию международного дня православной молодежи. По окончании молебна участники разделятся на два или даже три потока: одни отправятся праздновать дальше, для них подготовлена праздничная программа, другие, может быть, отправятся по своим делам или разделят радость со своими близкими. В Митрополичьем саду состоятся народные гуляния с выступлением фольклорных коллективов, участникам будет предложено угощение, а в синем зале епархиального управления состоится лекция на тему «Семейные ценности и вызовы современного мира». Это важная и интересная для молодежи тема, связанная с созданием семьи, с тем, как молодому человеку вести себя в современном мире, как относиться к тем или иным обстоятельствам и событиям. После полуторачасовой лекции пройдет небольшой концерт классической музыки: мы живем в Петербурге, и такой концерт поддержит праздничное настроение. Будет выступать молодежный симфонический оркестр. А завершат празднование творческие интерактивные площадки.

Мы приглашаем всех, в первую очередь нашу молодежь, принять участие в этом дне, потому что это наше общее дело, общий праздник, который уже становится традиционным. Проходит он при поддержке правительства Санкт-Петербурга, комитета по молодежной политике нашего города, собирает множество участников. Приглашаем мы и всех желающих, жителей и гостей нашего города поддержать тех, кто будет участвовать в этом празднике, и разделить их радость.

– Действительно, по Вашему рассказу видно, что этот день – настоящая встреча. Здорово, что праздник Сретения и всемирный день православной молодежи совпали. Дорогие телезрители, кто живет в Санкт-Петербурге или имеет возможность приехать, пожалуйста, приходите на это замечательное событие.

– У нас даже есть хештег такой – «#идемнавстречу». Наберите его – и сразу найдете все, что касается программы праздника. Если сложно воспринимать информацию на слух, там все изложено понятно.

– Вы являетесь главой отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии. Сейчас Вы рассказали о мероприятиях по празднованию дня православной молодежи, но наверняка отдел имеет множество других интересных направлений по работе с молодежью. Не могли бы Вы рассказать о некоторых из них?

– Как-то я уже рассказывал на вашем телеканале о деятельности нашего отдела. Может быть, повторяться не стоит, но некоторые вещи я все-таки подчеркну.

Например, епархиальный отдел занимается мероприятиями на уровне епархии, а это только часть той работы, что проводится с нашей молодежью, потому что есть еще мероприятия на уровне приходов и на уровне благочиний. Мы считаем, что они не менее важны, а может, и более, так как то, что происходит в общине храма, – это основа, из которой вырастает все остальное, то, на чем все строится. Если мы собираем на епархиальное мероприятие молодежь, то, собственно, приглашаем молодежь из храмов. Если она там организованная, если у нее есть приходская жизнь, молодые делают какие-то добрые дела, общаются, встречаются, ходят в молодежный клуб, а не просто приходят в храм и находятся там рассеянно, не знакомясь друг с другом, то нам очень легко собрать их на епархиальные встречи. Поэтому начинать нужно с деятельности внутри приходской общины, чтобы там молодежь не была забыта. Это подчеркивает и Святейший Патриарх Кирилл: мы должны обращать внимание на приходскую молодежь, направлять ее на какое-то служение, приходское консультирование, чтобы были молодежные группы, внебогослужебная повестка дня, чтобы приход объединял людей. Поэтому если мы приглашаем ребят на крестный ход, то это, конечно, в большинстве молодые люди с наших приходов, которые составляют основу сообщества православной молодежи нашего города.

Есть и мероприятия на уровне благочиния, что тоже очень ценно и полезно. Несколько приходов объединяются в рамках одного благочиния или района города и проводят какие-то мероприятия, которые трудно организовать отдельному приходу. Есть у нас благочиния, которые регулярно организуют православные балы, проходящие в Петергофе, в Царском Селе. Это именно такие проекты, которые собирают ребят с разных приходов, а не просто из одного храма. Молодые люди съезжаются, все организуют, и совместными усилиями у них все получается. Это очень хорошо, потому что таким образом происходит общение, сплочение молодежи.

Я уже упомянул, что у нас в городе есть Ассоциация православных молодежных общин Санкт-Петербурга. Ее деятельность – одно из направлений работы нашего отдела, миссионерское направление. Эта Ассоциация в настоящее время включает в себя уже восемнадцать приходских общин, причем они достаточно активные, сильные. Могу сказать, что членство в Ассоциации молодежных групп предполагает и работу внутри самой группы. Эта работа заключается в создании и реализации какого-то миссионерского или просветительского проекта для молодежи. Мало того что есть жизнь внутри общины и ребята чем-то занимаются вместе, они несут еще и что-то для тех, кто пока не ходит в церковь, мало что знает о Боге. И вокруг этой общины собирается гораздо большая группа молодежи. Это сейчас очень важная задача, ведь мы не должны оставаться «узкокорпоративными». Мы должны расширяться и вовлекать как можно больше людей в жизнь наших общин, в церковную жизнь, приобщать их к интересным проектам, которые как-то связаны с нашей духовной православной традицией. Это поможет многим молодым людям задуматься о своей жизни, вере, своем месте в этом мире, об отношении к Богу. В этом задача.

Ассоциация выполняет и другие важные задачи: она становится площадкой для общения разных молодежных групп. За несколько лет существования Ассоциации все ребята перезнакомились, иногда бывает даже трудно сказать, из какого клуба человек, потому что ребята ходят в разные, «перетекают»: сегодня молодой человек пойдет в клуб «Ангелос», завтра – в клуб «Встреча», послезавтра – в центр Казанского собора... Ребята интересуются, смотрят, где можно приложить свои силы, где им интересно, где можно какую-то пользу получить для себя, а может, послужить Церкви, сделать что-то полезное.

Собственно, я рассказал об одном из направлений нашей работы – миссионерском – в Ассоциации православных молодежных общин. Второе направление – работа с благочиниями и приходами. Координировать эту работу совершенно необходимо. Мы знаем все, что происходит сейчас на приходах Санкт-Петербурга. Мы стремимся помочь тем приходам, где еще не налажена молодежная работа, разобраться в этом вопросе: как начать, какое направление работы с молодежью выбрать, чтобы было интересно и чтобы молодые с радостью это поддерживали. Проводятся семинары с помощниками настоятелей по работе с молодежью. Мы стараемся сформировать такую систему взаимоотношений, которая поможет развитию, движению вперед, чтобы на каждом приходе в Петербурге проводилась работа с молодежью. Постепенно двигаемся к этой цели.

– Как раз хотел задать вопрос: есть ли какой-то универсальный рецепт, позволяющий создать молодежную общину на приходе? Мы знаем, что в Петербурге все хорошо, возможно, мы можем поделиться этим опытом с другими приходами? Я знаю много приходов в разных епархиях, общаюсь с молодыми людьми, например с учащимися Санкт-Петербургской духовной академии, которые говорят, что молодежная работа – это приоритетное направление, но на многих приходах ее только предстоит еще наладить. Сначала ищут людей, которые смогут этим хоть как-то заняться. О конкретных проектах еще речь не идет, сначала нужно найти людей. И вот когда нашелся какой-то человек или несколько, как им быть? Что им сделать, чтобы организоваться?

– Не думаю, что есть универсальный рецепт. Россия очень разная. Если возьмем мегаполис, здесь одни условия работы: у нас огромное количество высших учебных заведений, вообще наша молодежь очень занята, есть много серьезного, что может молодежь заинтересовать. Другое дело маленькие городки или деревенский храм. Конечно, нужно учитывать условия. Одно могу сказать: если в храме вообще есть молодежь, если на богослужения ходят молодые люди, то самое простое и очевидное – попробовать создать молодежную группу. Чаепития, встречи… Ребята познакомятся, и потом уже можно говорить, к чему они могут приложить свои способности.

Это самый простой вариант, но для этого надо понимать, что приход должен располагать определенными возможностями по численности, быть молодым по составу. Если приход небольшой, ходят туда, как говорят, одни бабушки (не думаю, что много таких приходов в наше время осталось), то тот человек, который хотел бы развивать на приходе молодежную работу, должен подумать о других способах работы с молодежью. Можно организовать при храме что-то, что привлечет молодежь, например спортивную секцию или встречи с интересными людьми, чтобы молодежь извне пришла. Обязательно нужны контакты с ближайшими учебными заведениями, общественными организациями. Можно прийти к ним, попробовать там пообщаться. Это тоже будет молодежная работа. Есть интересные проекты, когда священники выходят общаться с молодыми людьми… Всегда можно найти те формы работы, которые заинтересовали бы молодежь. Приоритетным является интерес священнослужителей в том, чтобы эту работу проводить.

– Мы знаем, что брак и семья благословлены Богом, и сегодня все больше молодых людей приходят к тому, что необходимо создать семью, найти единственного и любимого спутника жизни, с ним пройти этот путь радостно и во Христе. Скажите, пожалуйста, как молодежный отдел помогает молодым людям, которые хотят познакомиться друг с другом и создать православную семью?

– У нас нет клуба знакомств. Может быть, это и хорошо. Мне кажется, все должно начинаться с дружбы. Хорошо, если складываются вообще какие-то отношения, молодой человек находит новых друзей. Если есть круг общения с единомышленниками, человек может встретить там свою вторую половину. Собственно, так и происходит в молодежных клубах, где люди знакомятся, общаются, встречаются, потом мы венчаем образовавшиеся пары. Думаю, здесь важно не только создание мест а для знакомства. Если молодежь общается, не нужно как-то вмешиваться. Важно рассказать о правильных семейных ценностях, об устроении семьи.

У нас в отделе есть интересный проект – конференция «Наши приоритеты в современном мире», адресованный обычным школьникам, старшеклассникам, студентам. Но мы проводим его и для воцерковленных ребят в молодежных группах. Одна из секций этой конференции называется «Отношения между молодым человеком и девушкой, семья в перспективе». Мы обсуждаем такие вопросы, как любовь и влюбленность, гражданский брак (что это такое, приемлемо ли это и к чему ведет), рассматриваем примеры настоящей любви в литературе, кино, истории, обсуждаем, что такое настоящая любовь, как не принять что-то другое за настоящую любовь, разбираемся в этом. Когда человек об этом задумывается, он начинает переосмысливать стереотипы, которые у нас считаются чем-то общепринятым. Сейчас светская молодежь считает, что для того, чтобы создать семью, надо обязательно сначала попробовать пожить, создать некое подобие семьи, провести эксперимент. А ведь этот эксперимент может быть и не один.. . Возникает опыт греха, негативный опыт, который мешает человеку создать семью. Потом уже невозможно это сделать. Мы пытаемся это объяснить. В проекте участвуют молодые люди – наши прихожане, участники клубов, которые выступают в качестве ведущих, помогают другим ребятам научиться разбираться в этом вопросе, доносят до них свою позицию, а если человек задумается, то это уже хорошо.

Многие сейчас вообще считают, что нужно насладиться всеми удовольствиями жизни, свободным периодом, а уже после 30 лет думать о семье. О семье нужно думать, как только человек становится взрослым, нужно готовить себя к этому, потому что если сложилось другое направление жизни, семьи не получится, человек к этому не готов. Конечно, об этом нужно говорить. Семью-то хотят, многие хотят встретить вторую половину, настоящую любовь, чтобы это не разрушалось в итоге, все мечтают, но при этом взгляды на жизнь противоречат такой установке. Поэтому нужно рассказывать, что необходимо сделать для того, чтобы у тебя была крепкая семья.

– Те общегородские молебны, которые проводятся о даровании христианского супружества, как-то влияют на выбор молодых людей? В храме собирается очень много молодежи в эти дни, все соборно молятся, наверняка даже здесь люди могут встретить друг друга, а потом получится нормальная крепкая семья.

– Последний молебен проходил у нас 31 января. Это вообще интересный день – день памяти преподобных Кирилла и Марии Радонежских. Эти святые близки нам: они родители преподобного Сергия Радонежского. Был юбилейный год, и мы как-то особенно обратились к их жизни, вспомнили о них, был крестный ход с Хотьково, родины преподобного Сергия. В дни памяти мы регулярно проводим общегородские молебны, собирающие полный собор людей, среди которых большинство – молодежь. Последний такой общегородской молебен начался с обручения одной пары: они познакомились и решили создать семью именно после такой молитвы в соборе, на одном из таких молебнов. Это хороший пример для других, думаю, что, конечно, нужно молиться об этом. В церкви молитва соборная, совместная, мы знаем ее силу и значение, поэтому люди приходят. Причем приходят не только молодые, но и люди старшего поколения. Они-то зачем? У них вроде уже семья, прожитые годы за плечами. Вы, наверное, уже поняли зачем: помолиться о своих детях, внуках, чтобы у них все было в жизни. Может, они еще не дошли до храма, но молитва о них уже есть, и наверное, когда-то они придут, потому что эта молитва когда-нибудь отзовется в них для их семейной жизни, для устроения духовной жизни. На этих общегородских молебнах собираются наши молодые священники, произносят проповеди. Мы даем возможность высказаться нашим отцам: проповедь произносится перед началом молебна и в конце.

На последнем молебне говорил протоиерей Александр Дягилев. Он возглавляет комиссию по семье, материнству и детству в нашей епархии. У него богатый опыт, есть свои проекты и действующие программы, он смог донести до людей важные вещи. Поэтому мы, вспоминая родителей преподобного Сергия как образец семьи и обращая к ним свою молитву, просим Господа и Пресвятую Богородицу помочь нам решить эту важнейшую для каждого человека проблему. Конечно, есть люди, которые призваны к другому, к иному, как говорил апостол Павел: они не создают семью, это какой-то сознательный выбор, но все-таки основная часть людей мечтает о семейном счастье, ищет этого. Нужно приуготовление, молитва, понимание того, что такое семья, как человек должен трепетно, осмысленно к этому относиться, как нужно беречь уже созданную семью, чтобы ничто не помешало пройти этот путь вместе, правильно воспитать детей. Конечно, нужна совместная молитва. Н а этих молебнах мы говорим, что если бы не было таких родителей, не родился бы преподобный Сергий Радонежский. Плод, который принесла эта семья, говорит очень о многом, и для нас это образец, ориентир – они родили и воспитали такого сына, причем он был не один в семье, его брат вместе с преподобным Сергием жил в монастыре, стал монахом. В истории нашей Церкви много таких примеров, к которым мы можем обращаться.

Летом мы еще проводим общегородской молебен в праздник Петра и Февронии Муромских. Сейчас это еще и государственный праздник – День семьи, любви и верности. Верность, любовь в семье – это очень важные понятия, каждое из которых требует внимательного к себе отношения, чтобы все это не затерлось, а раскрылось в твоей жизни.

– Замечательно, что у семьи есть такие небесные покровители, как Кирилл и Мария Радонежские и святые Петр и Феврония. У молодых людей часто возникает вопрос выбора: вступить в брак с благочестивой девицей либо уйти в монашество, пройти более узким путем. Как молодому человеку, который колеблется в этом выборе (необязательно это студент духовного учебного заведения, такие мысли возникают у многих верующих), определиться, чтобы не поспешить и не навредить себе и другому человеку, понять, что ему делать в данном случае?

– Насколько я понимаю, эти вопросы решаются с духовником. Институт духовничества в Православной Церкви чрезвычайно важен. У молодых людей должны быть духовники. Это не говорит о том, что православные люди могут ходить только к одному священнику и у одного исповедоваться. Должен быть духовный наставник, который в серьезных вопросах, зная устроение души человека, может что-то подсказать, помочь, посоветовать, потому что этот вопрос выбора, хочу подчеркнуть, делается в молодости. Потом приходит время, когда уже поздно, уже приходится следовать сложившимся обстоятельствам. Решать нужно в молодости. Это было и в жизни преподобного Сергия, преподобного Серафима, в жизни наших святых подвижников, монахов. То же самое касается брака. Тенденция заключать брак после тридцати не совсем правильная. Нужно жениться, выходить замуж, когда человек к этому готов. Как только он стал взрослым, нужно задумываться о создании семьи. Молодые люди, создавшие семью, более гибкие, им легче найти общий язык, определиться с общими целями. Гибкий человек легче может как-то выправить свою жизнь, чтобы найти общую дорогу с супругом, ведь они, так скажем, в одно й упряжке. Когда человек уже определился со своими взглядами, все сложнее, зачем ломать? Еще важный момент, физиологический: детородный возраст. Все должно происходить вовремя. В молодости этот выбор принять сложнее, потому что не хватает жизненного опыта, именно поэтому необходимо общение с духовником.

Помогают площадки, которые позволяют порассуждать, подумать об этих вопросах, разобраться в них. Могу привести пример. Этой осенью у нас проходил образовательный форум молодежных общин нашего города «Уроки апостолов теперь и всегда». Главная его тема была как раз выбор пути – монашество или брак. Выступали священнослужители, делились своим опытом. Монахи и женатые священники, исходя из своего опыта, рассуждали об этих вопросах, были предложены и подробно разбирались тексты Священного Писания, говорящие нам о монашестве или браке, об этом выборе. Чтобы человек смог определиться. Но в итоге все зависит от личного выбора, нужно познать самого себя, как говорили древние, разобраться в своей душе, не плыть по течению, видеть, что в твоей жизни реально происходит, научиться трезвому, правильному отношению к самому себе. Не нужно жить мечтами и фантазиями. Это неплохо, конечно, потому что молодежь много фантазирует, но бывают романтические иллюзии, которые потом, если повлияют на выбор жизненного пути, могут оказаться неправильными. Иллюзии рано или поздно рассеиваются, и реальность дает о себе знать, если человек был не готов к монашеству, а просто побежал туда, потому что книжки почитал о древних подвижниках. Преподобный Серафим Саровский тоже читал жития древних подвижников, стремился им подражать, но он прошел этот путь до конца. Это был его сознательный, очень взрослый выбор, несмотря на юный возраст, когда он отправился в монастырь.

– Из опыта святых отцов и наших современников мы узнаем, что не стоит торопиться и пугаться. Паисий Святогорец пишет, что молодой человек может просто испугаться семейной жизни и пойти в монашество, чего старец крайне не советует. Семейная жизнь – это определенный риск, даже авантюра, ведь когда люди встречаются, они не знают, что их ждет, какие жизненные перипетии.

– Думаю, что с Божьей помощью все решается. Молодым легче научиться жить вместе в согласии, любви, понимать друг друга, потому что молодой человек еще гибкий, это важно. Поэтому не нужно ничего пугаться и думать, что семья какой-то тяжелый крест. Конечно, это крестоношение и испытание, ответственность за другого, но это и радость, и счастье на самом деле, это то, что естественно для человека. Думают, что рано жениться или выйти замуж – перечеркнуть все. Вовсе нет. Наоборот, бывает так, что вместе легче. Если ты действительно встретил свою вторую половинку – такого человека, который тебя любит и готов быть всегда с тобой, поддерживать тебя, то многие вопросы легче решать. Даже диплом легче написать. Ты его написал, а твоя супруга помогла его напечатать, например. Молодая семья, конечно, становится на ноги, ей нужна поддержка, но ведь есть кому помочь. Это, конечно, Церковь, если ребята верующие, здесь они могут найти ответы на конкретные вопросы, как им строить отношения; духовники могут в этом помочь. Есть еще родители, их поддержка, старшее поколение, которое имеет свой жизненный опыт создания семьи и жизни в ней. Поддержка всегда есть.

– У нас есть Священное Писание, Книга книг. Книга эта универсальна, обращается к каждому из нас, каждому поколению, каждому человеку лично, каждый в ней находит что-то актуальное для себя. А есть ли в Священном Писании моменты (Вы уже упомянули, что там есть повествование о том, какой путь выбирать – супружество или монашество), адресованные непосредственно к молодым людям?

– Я ничего не вижу такого в Священном Писании, если брать, скажем, Новый Завет, что было бы адресовано не молодым людям. Если молодой человек открывает Евангелие, он открывает для себя совсем другой мир – духовный, мир познания Бога, Христа. Новый Завет никогда своей новизны не потеряет, а молодежь – та часть человечества, которая для себя все время открывает что-то новое. Вовремя открыть страницы Евангелия чрезвычайно важно для молодого человека: это потом повлияет на всю его жизнь, если в молодости он прочитал Евангелие осмысленно, разобрался в нем, применил его к своей жизни. Поэтому я бы не стал выделять отдельные моменты для молодежи, хотя, конечно, речь о молодых людях идет в Евангелии. Например, известная история о богатом юноше, который приходит ко Христу с вопросом, как войти в Царство Небесное. Действительно, молодой человек – максималист, считает, что он все уже исполнил, все сделал. Господь его призывает следовать за Н им. Молодой человек сразу этого выполнить не смог, опечалился. Но он может потом измениться. Если он уже отреагировал, опечалился, понял, что в себе нужно что-то преодолеть, он будет об этих вопросах думать, двигаться дальше.

Недавно мы беседовали о первой главе Евангелия от Иоанна: если предложить ее молодежи, которая не читает духовных книг и не ходит в храм, то что она усвоит, поймет? Ребята в молодежном отделе гово рят: нет, не надо давать, это же духовное Евангелие, автор – Иоанн Богослов, оно слож ное, надо не с этого начинать; давайте Евангелие от Матфея … Я говорю: ну давайте откроем первую главу Евангелия от Матфея. Там что-то более понятно? Нужно продолжать читать, усваивать все Евангелие. Мы знаем, что преподобный Серафим перечитывал в течение недели весь Новый Завет. Человек читает Евангелие в течение всей жизни. Что-то будет открываться, какой-то жизненный опыт позволит тебе иначе взглянуть на те или иные моменты Евангелия, которые до этого пропускал, не заострял на них внимание: казалось, что это понятно, само собой разумеется, но теоретически. Можно изучать теорию вождения автомобиля, но пока не сядешь за руль и не увидишь снующие вокруг тебя автомобили, которые бесконечно тебя подрезают (культуры вождения у нас, к сожалению, нет), то не научишься водить.

Чтение Евангелия – это опыт, практика, которую нужно совмещать со своей жизнью. Человек, когда открывает Евангелие, соотносит его со своей жизнью. У молодого человека это именно какие-то идеалы, потому что молодежь мыслит идеалами, целями жизни. Эти идеалы в Евангелии, конечно, есть. Евангельские заповеди, Нагорная проповедь – это идеал, который вообще для человека без вспоможения Божия недостижим, он как бы переходит за грань человеческих возможностей. Евангелие к этому и призывает – к совершенству, к такому взгляду на жизнь, когда нужно двигаться вперед, стремиться к этому, призывать Бога. Думаю, что именно эта мысль Евангелия – мысль о совершенстве жизни, которая может стать действительностью, – очень близка думающей молодежи.

– Что интересного Вы могли бы порекомендовать нашим слушателям из всего многообразия литературы, исходя из Вашего опыта? Книг очень много, может быть, нужно совмещать чтение Священного Писания и еще чего-то?

– В отношении литературы, мне кажется, у человека должен быть широкий взгляд. Конечно, не нужно читать бульварную прессу и тому подобное, но есть много хорошей литературы, которая заставляет человека думать, интересна для молодежи, например вся наша классика. Если говорить о духовной литературе, я бы посоветовал обязательно иметь в виду первоисточники – святых отцов, то, что является несомненным в православной традиции. Если читать околодуховную литературу, это может сформировать неправильный взгляд на что-то, и молодой человек может это усвоить, а после окажется, что излагался неверный, сомнительный взгляд на вещи. Нужно утвердиться в православии. Если человек ходит в храм, он должен разобраться, что же такое православие, где первоисточник, о чем учили святые отцы. Из современников посоветовал бы почитать старца Паисия, его поучения. У меня много молодых людей, поэтому я просматриваю социальные сети, и там молодежь почти каждый день помещает его поучения, таким образом, я вижу, что это им интересно и полезно. Старец Паисий недавно канонизирован. Он исходил из реалий современного мира, как и митрополит Антоний Сурожский в своих проповедях и поучениях, и опирался на Евангелие. Что касается духовной литературы, она должна быть именно духовной. Другое можно читать, но опираться нужно на вещи, которые безусловно полезны человеку в духовной жизни.

 

Ведущий Михаил Проходцев
Расшифровка: Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать