Беседы с батюшкой. Эфир от 18 сентября

19 сентября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга. Эфир 18 сентября

 

– Отец Флавиан, в городе в канун выборов мэра рекламировали монархическую партию во главе с некой Анастасией Баковой. Скажите, Вам об этом известно что-нибудь?

– Известно. Эту партию основал ее отец – знаменитыaй в своем роде бизнесмен Антон Баков, очень скандальный политик. Его идея – создать монархическую партию и Российскую империю где-то на островах какого-то океана. Может быть, кому-то от этого весело, но люди серьезные понимают, что это пародия, это все ненастоящее.

 

– Следующий вопрос. «В доме находится икона Казанской Божией Матери, очень красивая, старинная – 1910 года. Досталась от родственников мужа. Соседка сказала, что нужно отнести в церковь, потому что я болею из-за нее. Я думаю, что это не так. Рассудите нас».

– Совершенно правильно думает женщина, приславшая этот вопрос. Как может от иконы быть какая-то болезнь? У болезней совершенно другие причины.

 

– Вопрос к отцу Флавиану: Вера из Астрахани хочет крестить свою больную неходячую тетю – как это сделать?

– Нужно обратиться в ближайший православный приход и попросить, чтобы священник пришел. Если есть возможность для священника организовать транспорт, то можно постараться, чтобы священника привезти к себе домой и отвезти обратно, заказать такси или договориться с кем-нибудь о транспорте – для удобства священника это сделать. Если такой возможности нет, нужно честно об этом сказать и попросить, чтобы священник изыскал возможность приехать сам. Лучше всего со священником говорить напрямую.

 

– Следующий вопрос из Вологды от Надежды: «Не в осуждение ли причащаться курящему человеку?».

– Здесь надо рассудить. Перед тем как человек идет на Причастие, он обязательно исповедуется – такова традиция Русской Православной Церкви. Когда человек исповедуется, то должен засвидетельствовать перед священником и пред Богом, что ненавидит свои грехи, желает от них избавиться. Можно сказать, что человек после Исповеди – это человек, бросивший курить. Если это не так, значит, Исповедь можно считать лукавой, изначально криво задуманной и криво совершенной. Норма для православного христианина, который подвержен такой беде – курению, выходя с Исповеди, сказать себе: я больше не курю. А уж если человек не сможет одолеть эту привычку, после Причастия какое-то время продержится, потом опять закурит, то это тема для следующей Исповеди.

Так что на этот вопрос можно кратко ответить так: курящему человеку причащаться нельзя, но после Исповеди бросившему причаститься можно. Ведь каждая Исповедь, каждое Причастие должны быть для нас искренней попыткой начать все с чистого листа.

 

– Беларусь, Людмила: «Отец Флавиан, вместе с вами молимся и утром, и вечером. Можно ли, глядя на телевизор, креститься на иконы, которые там видим?».

– Образ всегда образ, независимо от того, написан ли он красками, напечатан ли в типографии или виден на телевизионном экране. Если образ нас возводит к умосозерцанию Господа, Пресвятой Богородицы и святых, если при взгляде на образ в нас возникает молитвенное переживание, мы можем осенить себя крестным знамением.

Другое дело, что те молитвы, которые отсняты и демонстрируются каждое утро и вечер, все-таки предназначены для людей, которые либо не могут видеть, либо не могут по болезни держать молитвослов, стоять в молитвенной позе и так далее, то есть не могут молиться обычным образом – для них и организована телевизионная трансляция утренних и вечерних молитв. Всем, кто может молиться обычным образом, все-таки нужно молиться по молитвослову перед своим домашним молитвенным уголком. Это должно быть нормой молитвенной жизни. Разве что можно сделать исключение, если человек, скажем так, много трудился, устал и уже говорит: я не могу молиться. Ну что ж, можно помолиться, глядя на телевизионный экран. Некоторые говорят: «я так устаю от однообразия утренних и вечерних молитв, что не против, если мне их почитают, вот поэтому я и телевизор включаю – как говорится, для разнообразия», – может быть, тоже можно.

 

– Вопрос из Тольятти: «В книге прочитала, что в слове «спасибо» мы не договариваем один звук, что надо говорить: спаси Бог. Как в миру это слово произносить?».

– Действительно, слово «спасибо» произошло от словосочетания «спаси Бог!», то есть пожелания спасения от Бога. И в этом смысле нужно рассудить так: если мы обращаемся к человеку воцерковленному, то можно ему сказать в полной форме: «спаси Бог» или «спаси Господь». А если перед нами человек светский, то ничего плохого не будет, если мы ему это же молитвенное пожелание скажем в светском варианте, потому что неизвестно, как он на церковное пожелание отреагирует, лучше сказать «спасибо» или «спасибо большое» – от этого смысл нисколько не изменится.

Мы сейчас очень многое узнаем, книги выходят на эту тему. Есть замечательная книга «Библейское слово в нашей жизни». В ней описаны наиболее часто употребляемые словосочетания, корень которых лежит в Священном Писании. И помимо Священного Писания, у нас есть еще огромное Священное Предание, это целая библиотека. А сколько оттуда заимствований, ни в сказке сказать, ни пером описать. Мы сейчас об этом знаем, и слава Богу.

 

– Следующий вопрос – из Таллинна: «7-я молитва из вечернего правила мне очень нравится, и я ее читаю днем. Можно ли это делать?».

– Можно, потому что в этой молитве святителя Иоанна Златоуста собраны краткие молитвословия по числу часов в сутках: 12 молитв дня и 12 молитв ночи. И они не относятся именно ко дню или именно к ночи, они по времени распределены довольно условно. Поэтому молитвы мы можем повторять, либо все 24 прошения по очереди, либо каждое из этих прошений можно употреблять в качестве молитвы часа, молитвы части дня и так далее.

 

– Можно ли молиться сидя, из-за болезни?

– Конечно, можно. С давних времен известна такая формулировка, которую связывают с именем святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах». Действительно, если ноги настолько болят, что это отвлекает от молитвы, то можно молиться сидя.

 

– Герман, Подольск: «На каком этапе истории Церкви был утерян дар, данный апостолам Богом: исцелять, чудотворить, изгонять злых духов?».

– Было бы очень дерзко сказать, что дар был утрачен или что он не дожил до нашего времени. Мы из жизни современных подвижников благочестия и святых угодников Божиих, живших совсем недавно и недавно же прославленных в лике святых, можем видеть, что эти дары в полной мере присутствовали и несомненно присутствуют в жизни святых, просто мы, может быть, мало об этом знаем. Есть такая особенность: когда человек уходит из этой жизни, многие о нем вспоминают, начинают собираться, в буквальном смысле слова, целые тома о деяниях того или иного подвижника. Вот, скажем, святой Амвросий Оптинский и пророчествовал, и чудотворил, и очень многим людям помогал в духовной жизни. Стоило ему только умереть – целый толстый том был издан, где описывалась его жизнь и его помощь людям. Так что это все есть в жизни Церкви.

А что касается апостольских времен, то, возможно, в те времена всего этого было гораздо больше. Большинство апостолов видели Господа Иисуса Христа при Его земной жизни. Многие ученики апостолов видели Господа, слышали Его поучения из первых уст – это так называемые самовидцы. Это многого стоит. И немудрено, что после принятия Святого Духа в день Пятидесятницы именно в жизни апостолов это было гораздо непосредственнее, чем сейчас. Но если мы почитаем послания святых апостолов, то увидим их рассуждения, что если кому-то какой-то дар дан в большей степени, тот этим даром должен в большей степени и пользоваться. Значит, соответственно, мы можем говорить, что в жизни апостолов и их ближайших учеников не было такого человека, на котором все дары Святого Духа просияли бы одновременно и густо. Получается, что каждый апостол, каждый из непосредственных учеников апостолов пользовался теми дарами Святого Духа, которые он на себе понимал наиболее явно проявившимися.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать