Беседы с батюшкой. Прославление подвига святых новомучеников и исповедников Церкви Русской

17 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает священник Борис Бароев, руководитель проекта «Ходатаи земли нашей. Священномученик Василий Инфантьев», настоятель храма в честь Рождества Христова п. Алтынай Сухоложского р-на Свердловской обл. Передача из Екатеринбурга. 

– Проект, который Вы возглавляете, проходит при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива». Он посвящен теме прославления священномученика Василия Инфантьева, принявшего мученическую смерть в 1918 году в Сухоложском районе, являющемся для Вас родным. Кого мы называем новомучениками и исповедниками?

– Это непростая и многогранная тема, о ней много говорят наши церковные иерархи. От новомучеников и исповедников нас отделяет век, это великая трагедия, о которой мы сейчас можем говорить объективно, потому что есть возможность проводить исследовательскую работу, писать иконы святых, составлять о них житие. Эти люди взошли на свою Голгофу ради той истины, от которой они не отступили ни при каких условиях и обстоятельствах. Для современного человека очень важно понять, осознать и приблизить их подвиг к себе. Новомученики – это те, кто принял смерть, исповедниками могут быть те, кто пребывал в лагерях, был гоним, над ними всячески глумились, но они выжили, пройдя этот ад.

– В мае этого года стартовал проект «Ходатаи земли нашей. Священномученик Василий Инфантьев». Он заключается в прославлении подвига Василия Инфантьева. Почему именно об этом святом Вы решили рассказать людям?

– Проект глубокий , непростой. В 2011 году Архиерейским Собором был принят документ под названием «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Каждый священник должен задать себе вопрос: «Что же изменилось с того времени?» Документ очень глубокий, и на основании уже имеющегося опыта в нем заложены правильные положения, которые нужно принимать безоговорочно к реализации. В нем говорится о строительстве храмов, которые должны посвящаться новомученикам и исповедникам, а также о том, что вместе с исследовательской работой нужно создавать художественные произведения, повести, фильмы.

Проект зародился не сразу, до этого у нас имелся опыт работы по прославлению священномученика Константина Алексеева. Это святой, который пострадал на станции Антрацитово (ныне поселок Алтынай), где сейчас я совершаю пастырское служение. Там в 1918 году развернулись трагические события: священномученика Константина Алексеева из Свято-Троицкого храма Богдановичского района села Троицкого привезли на станцию Антрацитово, и, поскольку завязались бои, красноармейцы просто избавились от этого заложника. На территории нашего храма мы достраиваем мемориал, ему посвященный. Поскольку мы имели опыт по прославлению этого священномученика, решили глобализовать проект по прославлению священномученика Василия Инфантьева и с ним выйти на «Православную инициативу». Я благодарен дирекции и тем, кто оценил наш проект по достоинству и поддержал нас грантом, чтобы эта тема зазвучала немного иначе. Цель нашего проекта в том, чтобы по его завершении в конце декабря он имел дальнейшее продолжение. Мне очень важно, чтобы благодаря этому опыту и другие священники и прихожане, на чьей земле пострадал тот или иной святой, смогли бы этот опыт применить на своем приходском уровне.

Проект стартовал в Сухом Логу, он состоит из нескольких частей. Предстоит исследовательская работа по дополнению жития священномученика Василия Инфантьева, поскольку есть серьезные пробелы. Далее все будет уже систематизировано и выйдет полноценное житие, будут напечатаны иконы с его образом, создан фильм, посвященный его памяти. Ближе к завершению проекта мы, по определению конкурса «Православная инициатива», бесплатно поделимся всеми наработками с теми, кто захочет продолжать эту тему. Мы предполагаем, что это будет прежде всего Екатеринбургская митрополия, в которую входят три епархии: Нижнетагильская, Екатеринбургская, Каменская. Мы поделимся и с нынешней Курганской митрополией, потому что большую часть своей жизни священномученик Василий Инфантьев проводил служение именно там. Это будут диски, житие святого, его иконы и наш личный опыт, который будет представлен в завершительной части на конференции. Она будет проводиться в Сухом Логу в третий раз по теме «Прославление подвига священномученика». Впоследствии , с благословения нашего правящего архиерея, будут круглые столы в Каменске и тех местах, где люди заинтересуются этой темой.

– Расскажите о диске, который Вы взяли сегодня с собой.

– На этом диске фильм, посвященный священномученику Константину Алексееву. Его житие в книге «Жития екатеринбургских святых» составляет всего две страницы. Благодаря работе исследователей из Екатеринбурга, Кыштыма стало возможным дополнить его житие, и в дальнейшем мы пришли к выводу, что будет достойным создать фильм об этом святом. Фильм получился простой, но искренний, участвовал в VI Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово» в 2014 году, вошел в десятку лучших. Для нас это отрадно, потому что мы даже не рассчитывали, что такое будет возможным. Запись не очень качественная, по этому поводу было много критики, но сюжет мы продумывали, и он был по достоинству оценен. Я думаю, следующий фильм, посвященный Василию Инфантьеву, будет намного качественнее. Мы надеемся, что в этом году в фильме примут участие члены творческого объединения «Уральские пельмени». Очень важно, чтобы современные люди не считали, что тема священномучеников является исключительно церковной. Важно, чтобы они осознали, что к этой теме неравнодушны и люди шоу-бизнеса, которые пытаются не только заработать деньги, но понимают, что подвиг святых, который мы должны популяризировать, очень важен для современного общества.

– Участие людей шоу-бизнеса в подобных проектах вызывает живой интерес. Насколько глубоко участникам проекта удалось включиться в эту тему, насколько им стал близок тот святой, подвиг которого прославляется?

– Я думаю, что он стал намного ближе для них. Нужно свидетельствовать о наших дорогих и родных святых. Если мы не будем о них говорить, кто же о них узнает? Сергей Калугин, являющийся участником творческого объединения «Уральские пельмени», звукорежиссер, проживает в нашем Сухоложском районе. Эта тема стала ему близка, а впоследствии и другие тоже присоединились к этому ду шеспасительному процессу.

Зрителям предлагается посмотреть фрагмент пресс-релиза к проекту, о котором говорит актриса, телеведущая и участница объединения «Уральские пельмени» Юлия Михалкова:

Сейчас многие молодые люди даже не представляют, что было такое время, когда активно истреблялось духовенство, а вместе с ним и те, кто, не изменяя своим принципам , изгнан в ссылки, лагеря. Насколько нужно было любить свою Родину, чтобы, встав перед лицом смерти, сделать правильный шаг, за который было бы не стыдно – ни в этой жизни, ни в будущей. Часто я ловлю себя на мысли: «Как бы поступила я?» Для меня как современного человека феномен новомученичества представляет собой особое явление в истории нашей страны. Память об этих людях нужно хранить, чтить, популяризировать в нашем современном обществе.

– Отец Борис, если говорить о святых РПЦ, то можно вспомнить тех, которые на слуху у каждого христианина и гражданина нашей страны: Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, равноапостольный князь Владимир, 1000-летие со дня преставления которого мы отмечаем в этом году. Что мы можем сказать о чудесах от современных святых новомучеников?

– Древние святые и последующие – действительно близкие нам и родные , мы к ним обращаемся. Но важно приблизить к нам тех, кто был рядом с нами, многие из них являются нашими родственниками, и это прекрасно. Человек жил и был подобен нам, но наступил момент, и он сделал правильный выбор. Этот выбор является выбором любви, святости, что очень важно всем нам понимать и сознавать. Есть святые, которых мы знаем, прославляем, но новомученики и исповедники нам должны быть особо близки.

Когда ты сидишь в архиве и листаешь метрическую книгу, которую заполнял священномученик Василий Инфантьев, сердце начинает сильно колотиться. Ты можешь соприкоснуться, потрогать «руку» того человека, который сейчас находится над тобой. Это настолько близко и настолько является родным! Притупляются всякие чувства, внутри появляется особый трепет. К этому нужно приблизиться и прочувствовать, и об этом говорит Предстоятель нашей Церкви, председатель Комиссии по канонизации святых.

– Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской мы отмечаем 7 февраля (если этот день приходится на воскресенье) или в ближайшее воскресенье после 7 февраля. День памяти конкретного святого мы отмечаем каждый день. Сегодня отмечается день памяти священномученика Петра Беляева, он служил в Успенской церкви при Каслинском заводе, затем был назначен заведующим Каслинским приютом для башкирских детей. Я прочту небольшое жизнеописание святого: «3июня 1918 года отец Петр отслужил литургию, совершив в храме отпевание почившего прихожанина, проводил погребальную процессию до кладбища. В это время из разных мест стали раздаваться звуки перестрелки между красногвардейцами и отрядом местного народного ополчения. Вскоре после возвращения с кладбища священник был арестован. Прощаясь с родными и догадываясь об уготованной ему Богом мученической кончине, он был совершенно спокоен. Господь укреплял его Своей благодатью, и, отдавая последнее распоряжение, он повелел родным передать всем, кому он вольно или невольно принес огорчение, просьбу простить его. Отец Петр был расстрелян сразу после ареста в ночь на 4 июня в штабе красногвардейцев в Каслинском заводе».

Это лишь фрагмент жизнеописания этого новомученика. Самое удивительное, что об этом священнике сведений осталось достаточно: мы знаем, где он родился, что возглавлял, чем помогал, каков был по отношению к людям. Но о некоторых святых мы знаем совсем немного. Как нам узнавать о жизни святых по тем малым сведениям о них, которые мы имеем или которых, может быть, нет? Как быть, если в Интернете дается одно жизнеописание, а в архивах мы находим иное, возможно противоречащее тому?

– Что касается священномученика Константина Алексеева, мы имели буквально две страницы его жития. Я благодарен сестрам Новотихвинского Александро -Невского монастыря, проделавшим большую работу, благодаря которой появилась книга «Жития екатеринбургских святых». Нужно помнить, что они торопились, это был юбилейный год, должна была выйти книга. Многие жития, которые находятся в этой книге, достойны того, чтобы их дополнить. И это уже зависит от нашей личной с вами инициативы. Бывают случаи, когда находятся родственники того или иного святого, подхватывают тему и продолжают над ней работать. Они находят исследователей, которые им могут помочь, сами бывают в архивах и дополняют это житие. Получается обширное житие, которое достойно печати.

– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Являются ли священномучениками священники, погибшие в рядах Красной армии во время Великой Отечественной войны?»

– Я не помню случаев, чтобы в рядах Красной армии были священники. Может быть, зритель перепутал? Вместе с белой армией отступали не только жители той или иной местности, но и священники, они покидали пределы своего Отечества и должны были скитаться. Бывало, они возвращались назад и принимали мученическую смерть.

– Какие трудности в настоящее время есть в прославлении подвига новомучеников?

– Нужна наша активность. Слава Богу, что есть многим знакомые исследователи, такие как Андрей Печерин. Он горит, желает заниматься этой темой. Сейчас появились мы и хотим, чтобы эта тема звучала в сердцах верующих людей и тех людей, которые, может быть, пока стоят вне церковной ограды, но имеют интерес к теме не только новомучеников, но и тех, кто пострадал в те далекие времена от безбожной власти. Мы стараемся работать в этом направлении, ищем соучастников, сопричастников. К вопросам, связанным с подвижниками веры, благочестия, новомучениками, нужно подходить очень аккуратно и, имея факты, делать объективные выводы.

– Почему нам сегодня необходимо рассказывать об этом подвиге? Почему Вы решили заняться этим проектом?

Господь удивительным образом подводит нас к той или иной жизненной ситуации, тому или иному моменту в жизни, который мы должны раскрыть для себя. Когда в свое время я был определен к месту сегодняшнего моего служения в поселок Алтынай, мы знали, что в этом поселке пострадал священномученик, но из-за разных бытовых обстоятельств эту тему обходили. Но наступил такой момент, когда Господь определил, что эта тема жива, действенна и ею нужно заниматься. Когда я оканчивал академию, познакомился с Андреем Печериным, который уже занимался этим делом. Благодаря ему тема стала мне близка, стала в ракурсе моего восприятия душеспасительной. Мы несем прекрасное социальное служение, занимаемся миссионерской деятельностью, но эта тема, с учетом моего места служения, стала действительно мне настолько близка, что очень хотелось делиться ею не только с прихожанами, но и со всеми жителями нашего города. Теперь у Сухого Лога есть два небесных покровителя. Благодаря Андрею Печерину, исследователю из Кыштыма, Ларисе Савелюк, Валерию Богомолову мы занялись этим важным делом. Исследовательская работа переросла в более интересную творческую фазу, о которой говорил епископ Панкратий. Он сказал, что вместе с исследовательской работой мы должны предлагать современному обществу возможность восприятия наших святых посредством фильмов, издания житий, конкурсов, фотовыставок и всего прочего, что может быть с этим связано.

Подвиг новомучеников важен, поскольку на уровне нашей епархии мы выявили, что у нас в епархии пострадало 40 священномучеников. Это не только люди, служившие в пределах нашей епархии, есть те, которые выехали и пострадали в других районах, но тем не менее они являются нашими близкими и родными. Прихожане делятся своим духовным опытом обращения к ним и рассказывают, что они получают от святых помощь. Это, пожалуй, самое отрадное, что можно слышать от людей, пронесших это через свое сердце и душу и получивших небесное заступничество.

– Расскажите, пожалуйста, о святом Василии Инфантьеве.

– Он родился в 1854 году в Оренбургской губернии Шадринского уезда. В 1876 году в 22-летнем возрасте окончил Уфимскую семинарию, имел богословское образование, и дальше, как у любого священника, у него начался духовный жизненный путь. Где бы он ни служил, он везде преподавал, был достаточно активным пастырем, уважаемым прихожанами и теми людьми, с которыми у него были тесные взаимоотношения по учебной части и священнической линии служения. Его житие также свидетельствует, что он был награжден разными церковными наградами.

Описывается один случай, произошедший в то время, когда Василию было 55 лет. На него была клевета, и в течение полутора лет он находился в неведении, о нем забыли. Духовная консистория исследовала вопрос, как было представлено в теме доклада о нем, о его недостойном поведении по отношению к некой женщине. Но вопрос разрешился, и в свое время он написал: «Во всех казусах, которые со мной происходят, я вижу волю Божию, которая испытывает меня и ведет к большему, что впоследствии, я надеюсь, явится спасением для моей души».

Печальные события 1918 года застали его уже в Екатеринбургской епархии. Большую часть жизни он прослужил в Шадринском уезде, в 1916 году ему было 62 года, и он был направлен на служение в село Таушканское, нынешний Сухоложский район. Именно там его застали события 1918 года, когда в Ирбитских Вершинах красноармейцы, отбиваясь, узнали о том, что в селе Таушканском была ликвидирована местная новая власть. В неистовой злобе, как свидетельствует один из красноармейцев, они ворвались ночью в это селение. Все, кто участвовал в этом, разбежались, и перед ними предстал священник. Они его описывают как седовласого старца, подобного древнему Аврааму. На все вопросы, которые ему задавали, он отмалчивался. Всю полноту и тяжесть печальной участи он принял на себя. По дополнительным исследованиям и нашим предположениям, он был зверски убит – заколот штыками и сброшен в скотомогильник.

Нас ожидает дополнительная исследовательская работа, которая будет озвучена во всей полноте. Он был удивительный человек, проповедник, прекрасный духовник. Мне часто задают вопрос, с чем обращаться к священномученикам. В жизни каждого святого мы должны искать важные моменты, с чем и как мы можем обращаться к нему. На примере священномученика Василия Инфантьева мы видим, что он был законоучителем, духовником, ему может молиться наше юношество о том, чтобы достойно воспринимать гранит знания, ему могут молиться люди, которые гонимы в этой жизни. Ему нужно и можно молиться, прося о терпении, смирении, что очень важно иметь в нашей жизни.

– Рассказывая о жизни священномученика Василия Инфантьева, Вы описали его образ. Я предлагаю посмотреть картину, которую Вы сегодня принесли, чтобы наши зрители смогли представить себе, как выглядел Василий Инфантьев. (Ведущий показывает картину.)

– На нашем столе присутствует образ священномученика, написанный нашим местным иконописцем. Эта икона появилась благодаря творческому объединению «Уральские пельмени», в частности Юлии Михалковой, Сергею Калугину, Дмитрию Соколову. За их счет был написан этот образ, я искренне благодарен им. Портрет, который Вы показали, написан нашим местным талантливым художником – профессором, членом Союза художников России, очень близким мне по духу человеком с потрясающей душой Сергеем Дмитриевичем Насташенко. Он входит в состав нашей Комиссии по прославлению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской, созданной в конце 2014 года.

В Екатеринбурге уже есть Комиссия по канонизации святых, которую возглавляет батюшка Авраам, сестры Ново-Тихвинского монастыря являются его помощницами. Я думаю, они нам не откажут, если мы соберем материал по тому или иному, еще не канонизированному святому, а у нас их достаточно много. Сейчас собирается материал по одному из сухоложских священников, пострадавших в нашем районе, Николае Бирюкове. Прославление подвига очень важно. Мы планируем издание полноценного жития священномученика Василия Инфантьева. Сергей Дмитриевич даст нам иллюстрации к этой книге.

Также в нашу комиссию входят кандидат филологических наук Ольга Смирнова, Андрей Печерин, Валерий Богомолов, являющийся серьезным исследователем. Работа идет, и я надеюсь, что благодаря этому проекту в границах нашей Каменской епархии эта тема приобретет достойное восприятие. Основная часть священномучеников сконцентрирована в Артемовском районе и Каменском заводе – именно там прошел серп печального времени, эта битва косила всех, невзирая на возраст, сословие, звание, она прошла из Зауралья до Артемовского района.

– Вопрос телезрителя: «Что случилось с русским народом, если убивали священников? Не повторится ли это? Делает ли Церковь выводы?»

– Конечно, Церковь делает выводы. Сейчас дело за нами, путь нам указан, мы пытаемся в какой-то степени проторить этот путь. Включайтесь, сейчас у нас достаточно возможностей, было бы наше желание. Каким будет наш народ – зависит от самого народа. Мы должны правильно осознавать подвиг святости, который пронесли священномученики, нам нужно к ним обращаться. Я уверен, что и жизнь наша будет другая, и эту помощь наших ходатаев разных земель мы будем ощущать каждый день и час своей жизни. Конечно, это может повториться. Но я надеюсь, что Церковь не стоит на месте, и мы все развиваемся вместе с ней, а из истории мы должны делать правильные выводы.

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Пушкине священник Павел Зуев.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать