Христианство и патриотизм

17 июня 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Петр (Поляков), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Узком. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте, в эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Узком архимандрит Петр (Поляков).

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Благословение Господне на вас, Того благодать и человеколюбие всегда, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.

 

- Тема нашей программы "Христианство и патриотизм".

Насколько два этих понятия совместны с точки зрения православного богословия?

 

- Патриотизм - одна из форм христианского благочестия. Любовь к своему Отечеству всегда рассматривалась православием, как качество, которое должен воспитывать в себе каждый христианин.

Прежде всего, мы, конечно, являемся гражданами небесного Отечества, Царства Божьего, пришедшего во всей своей силе, гражданами Церкви Христовой.

Церковь существует не отдельно от государственного устройства, но в контексте каждого государства. Православная Церковь в первую очередь воспитывала верующих в духе любви к своему земному Отечеству. Это есть одно из проявлений заповеди Божией "Возлюби ближнего, как самого себя".  Наша любовь и забота должна, прежде всего, распространяться на тех, кто нас окружает. Это, прежде всего, наша семья, церковная община, но и то общество, в котором мы живем.

Если в семье и общине эта любовь реализуется в воспитании детей, в отношениях супругов, в отношениях к старшим и младшим. В контексте прихода в поддержке всех прихожан, как членов более крупной семьи. В контексте общества эта любовь к ближнему реализуется в виде любви к Отчизне. Церковь всегда отличалась активным патриотическим служением.

 

- Существуют ли исторические примеры, когда церковные деятели проявляли активную общественную позицию?

 

- Если говорить о Русской Православной Церкви, здесь практически все святые являлись и великими патриотами. В первую очередь, мы вспоминаем преподобного Сергия, игумена Радонежского, 700-летию которого будет праздновать весь православный мир, его современник Алексей, митрополит Московский. Они проявляли чудеса святости уже при жизни и при этом были крупными государственными деятелями, основной заботой которых было сохранение и охранение нашего Отечества.

Нельзя не вспомнить Александра Невского, которую окончил свою жизнь, приняв великий монашеский постриг с именем Алексий. Это тоже великий патриот нашего Отечества. Можно перечислять до бесконечности, это имена и Димитрия Донского, и Даниила Московского, практически все наши отечественные святые, совокупная память которых будет праздноваться в ближайшее воскресение, были великими патриотами, болеющими и молящимися о нашем земном Отечестве.

 

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об их служении.

 

- Служение преподобного Сергия известно всем: для того чтобы прекратить междоусобные распри, которые раздирали Русскую землю, он покидал Лавру, ходил к тем, кто противился единству Русского государства, и даже опечатывал церкви.

Митрополит Московский Алексий совершил путешествие в Каракорум, это территорию современной Монголии. Само по себе это путешествие уже было подвигом. Результаты их деятельности были неоценимыми для Церкви. Святитель Алексий получил от татаро-монгольского хана ярлык, запрещающим татаро-монгольским солдатам заходить в храмы под угрозой смертной казни. Он освободил церковные владения от податей. Все это говорит о невероятном авторитете этого святого, который проецировался на авторитет по отношению ко всей Церкви. Это были настоящие охранители.

Мы говорим здесь о внешней стороне патриотического служения, но сама молитва об умирении, мире, благосостоянии святых Божьих церквей, это один из самых действенных инструментов, выражаясь современным языком, охранения и сохранения нашего гражданского общества.

 

- Вопрос телезрительницы: В псалме 50-ом есть такие слова "избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего". Что они означают?

 

- 50-й псалом - это покаянный гимн царя Давида, приведенные слова - его сокрушение о совершенном грехе убийства мужа Вирсавии Урии, которого он послал на самое опасное место, в результате чего он погиб. Смерть этого безвинного погибшего человека лежала камнем на его сердце. Этот псалом царь Давид оставил нам, чтобы и мы молились о совершенных нами грехах. Если Господь избавил нас от греха убийства, не значит, что мы невиновны в том, что сокращаем человеческую жизнь наших близких своей раздражительностью, вызывающим, агрессивным поведением по отношению к ним, и тем самым становимся повинными в том, о чем молился пророк Давид в этих стихах.

 

- В настоящее время все чаще говорится о патриотическом воспитании. Что надо сделать на деле, а не на словах, для того чтобы наши соотечественниками стали патриотами?

 

- Это вопрос глобальный, и его решение решило бы и все проблемы, которые существуют в нашем обществе. Один благочестивый старец сказал, что каждое поколение страдает тем или иным пороком. Было поколение, которое страдало пороком безбожия, сейчас такая духовная болезнь, как алчность.

Алчность - тяжелейшее духовное заболевание, которое широко распространено в нашем обществе. Остановить эту болезнь невозможно, потому что алчность безудержна, она все более усиливается. Чем больше человек накапливает, тем алчнее он становится. И в таком состоянии вопросы любви к ближнему, любви к родине человеком очень быстро забываются. Единственное преодоление ее - это исповедь, и духовные лекарства, которые предлагает Святая Церковь. В этом и решение задачи воспитания патриотизма - воцерковление общества.

 

- Патриотическое воспитание поможет преодолеть нравственный кризис общества?

 

- Патриотизм - категория не общественная, но нравственная, это одна из форм добродетели. Чем выше нравственность отдельных людей, тем выше уровень патриотизма. Поэтому роль Церкви незаменима, ведь ее миссия - воцерковление людей ради их спасения. Спасение возможно только в воспитании нравственности. В чем проблема?

В современных условиях стираются понятия греха, и это очень большая беда. Есть сознательные грехи, когда мы сознательно преступаем заповеди Божии, и тем самым извергаем себя из недр церковной жизни, но покаяние возвращает нас. Об этом говорится в молитве, которая читается на исповеди: "примири и соедини Святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем". Эта молитва говорит о том, что грех выводит нас за пределы Церкви, но в покаянии мы воссоединяемся заново с Церковью и ее живоносными Таинствами.

Но самая большая беда, когда мы грешим по привычке, рассуждая, что так поступают все. Грех становится для нас привычным, притупляется нравственное чутье. Падение нравственности всегда связано с оскудением любви. Патриотизм же есть любовь, которая распространяется на общество. Это реализация нашей любви к обществу, в котором мы живем. Патриотизм и нравственность связаны между собой: чем выше нравственность, тем выше уровень патриотизма, падает нравственность - падает патриотизм. Грешный человек быть патриотом не может.

 

- Вопрос телезрительницы из Москвы: Отец Петр, я знаю, что Вы много общаетесь с молодежью: много молодых людей на Вашем приходе, Вы преподаете регентское дело в Московской консерватории. Как сейчас, по Вашему мнению, молодежь относится к христианству и патриотизму?

 

- Я с большим оптимизмом наблюдаю нашу молодежь. Конечно, студенты Московской консерватории - это лучшие из лучших, потому что, чтобы просто поступить в нее надо серьезно заниматься музыкой в течение 12 лет, а поступив, постоянно поддерживать свой профессионализм. Но профессионализм сам по себе ничтожен, если он не воплощается в нравственные дела.

Надо сказать, что сама музыка - это звуки, которые мы получаем с самого Неба, как и все, связанное с красотой, потому что красота - одна из форм присутствия в мире Духа Божьего.

С большой радостью могу сказать, что студенты Московской консерватории, с которыми я общаюсь, это современная молодежь со всеми современными интересами, но одновременно очень высоконравственные люди.

Никак не могу не похвалиться, что на нашем приходе много молодежи, и их патриотизм выражается, прежде всего, в их любви к Церкви Божией. Иногда просто удивляюсь, как они даже пропускают даже серьезные занятия, понимая, что без их участия не будет полноценной церковной службы.

Прежде всего, благодарю родителей молодежи Московской консерватории и нашего прихода за то, что они воспитывают своих детей во всяком благочестии и чистоте.

 

- То есть, Вы с уверенностью можете сказать, что представители творческих профессий более нравственные и патриотические настроенные люди?

 

- Несомненно, потому что сама программа - я могу говорить о Московской консерватории - настолько разнообразна в отношении патриотизма, что студенты участвуют во всех мероприятиях, связанных с историей нашего Отечества. Надо отметить, с какой радостью все это воплощается в жизнь. Я очень оптимистически смотрю на будущее нашего Отечества, общаясь с ними.

 

- Буквально несколько лет тому назад в школьную программу был введен курс "Основы православной культуры". Как Вы считаете, поможет ли он в дальнейшем в патриотическом воспитании нашего общества?

 

- Несомненно, любой вероучительный предмет помогает в воспитании нравственности, но было бы ошибкой полагаться только на этот предмет, который идет лишь один год в четвертом классе, и считать, что все вопросы будут решены с его помощью. Надо сказать, что все это происходит в экспериментальной форме.

Дело в том, что с 1998 по 2001 год по благословению Святейшего Патриарха Алексия я преподавал в классическом пансионе при Московском государственном университете и впервые сформулировал наименование своего предмета как "Основы православной культуры".

Когда встал вопрос о преподавании "Основ православной культуры" в общеобразовательной школе, надо было понять, что преподавать в этом предмете. Я расцениваю, что это мировоззренческий предмет, то есть предмет, который формирует мировоззрение. В советской школе мировоззренческими предметами были история и обществоведение. И сейчас история Отечества, история мировой культуры - это мировоззренческие предметы, но как никогда важны для воспитания мировоззрения наших детей "Основы православной культуры". Мое мнение, что преподавать этот предмет в четвертом классе рановато, в том возрасте они должны закладываться в семье. А вот в 9-10 классах "Основы православной культуры", как никогда важны в "обойме" мировоззренческих предметов, для того чтобы противостоять  тем разрушительным программам и течениям, которые наводняют нашу страну из-за рубежа. К сожалению, к этому возрасту учащиеся уже спокойно забывают о том, о чем им говорилось в четвертом классе.

Кроме повествований о Церкви предметом повествования "Основ православной культуры" также являются Жития святых. Четвероклассники воспринимают Жития святых и рассказы о чудесах, как некую сказку, в детском сознании все еще смешано. Когда же к девятому классу они будут знать историю Отечества, то эти знания станут тем стержнем, которые объединит все те предметы, которые собственно и формируют мировоззрение подростка.

Но дело в том, что все зависит от семьи. Если в семье есть православное воспитание, то в девятом классе не будет поздно, если же все православное воспитание мы перелагаем на учителя "Основ православной культуры", то оно не принесет никакой пользы. Помимо воспитания в семье, необходимо приучать ребенка к богослужениям. Здесь и домашнее религиозное воспитание, и церковное должны взаимодействовать, а как предмет школьной программы, лично я считаю, что он должен преподаваться в более старших классах.

 

- Если семья совсем неверующая, и ребенок раньше никогда ничего не слышал о вере и Церкви, разве плохо, что ему расскажут об этом в четвертом классе? Может быть, ребенок после этого придет в храм?

 

- Это замечательно, но ребенок в четвертом классе в храм никогда самостоятельно не придет. Я знаю священнослужителя, который в школе не получал никаких знаний о православной культуры, но уже сформировавшись как личность, по окончании школы он просто пришел в храм. Пришел не для того, чтобы участвовать в богослужениях или что-то узнать о вере, пришел, чтобы помочь в его восстановлении, вынести мусор, расчистить полы, и в храме у молодого человека возникла потребность познать жизнь Церкви изнутри. И он стал жить жизнью Церкви.

Сам я сын священника, и если бы можно было сравнить духовное развитие человека с путем от Москвы до Владивостока, то я за все свои тридцать лет служения Церкви, зашел до Самары, а этот молодой человек, который в школьные годы никаких знаний не получил, уже сейчас дошел до цели - до Владивостока. Все зависит от стремления отдельной личности, и здесь решающими являются те годы, когда дети становятся маленькими взрослыми - это 8-10 класс. Одиннадцатый класс нагружать не стоит, у них выпускные экзамены, поступление. В 9-10 классе уже сформировалась личность, и благочестивая чепуха здесь уже принята не будет, что требует и от преподавателя серьезной подготовки. Сами учащиеся все воспринимают серьезно, с ними можно говорить о серьезных вещах, изложенных в "Основах православной культуры". Каждое слово в этом названии имеет глубочайшее содержание.

Основы - то, на чем все зиждется. Православный - это целый мир, вселенная. Культура - то же. Можно взять отдельный термин и размышлять о нем, помогая человеку углубиться в жизнь и понять православную культуру во всем ее разнообразии.

 

- Вопрос телезрителя из Белгорода: Сейчас на Украине в Донецке идет война, и каждая сторона считает себя патриотами. Кто из них, на Ваш взгляд, патриоты? Или ни те, ни другие не могут называться ни патриотами, ни христианами?

 

- Это наша общая боль, и это происходит не на Украине, а в наших душах и наших сердцах. Мы все молимся, чтобы скорее прекратилась эта междоусобная брань. Постоянно возносится молитва о "мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех". Мы - единая Церковь, и все, кто находится в конфликте, все они чада Божии. Насколько их участие злонамеренно и неправомерно, об этом пусть судят политики. Наше дело - молитва.

Иногда ложно понимаемый патриотизм приводит человека к большим и даже непоправимым ошибкам. Собственно говоря, то, что там и происходит, когда правительство ведет войну против собственного народа, но это уже политика.

Какое участие можем принять мы в разрешении этого конфликта? Очень существенное - мы можем принять молитвенное участие. Есть такое возношение "еще молимся о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временех мирных".  Это постоянное молитвенное возношение Церкви. И далее слова "и сохранитися... всякому граду и стране от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани". Эта наша молитва должна быть постоянной. Тогда нашим всеобщим молитвенным участием мы можем повлиять на разрешение этого конфликта.

Комментировать позиции сторон - это не дело Церкви, Церковь молится за тех и других.

 

- Думаю, пользуясь случаем, можно призвать наших телезрителей вознести молитвы о мире на Украине.

 

- Я так чувствую, что речь идет о мире не только на Украине, но и в России. Я даже не советую смотреть новостные каналы, потому что, кроме раздражения, мы никакой реакции не получим, но помнить, что война серьезно затрагивает и всех россиян, и она может нас озлобить. Самое главное - не озлобиться от той информации, которую мы слышим. Самое главное - постоянно молиться обо всех, о мире в наших сердцах, о мире в нашей Церкви, и тогда мы будем свидетелями того, как милость Божия прольется на нас и наши народы, и все восстановиться в умиротворении.

 

- Продолжая тему патриотизма и христианства, хотелось бы спросить, является ли патриотизмом массовое сплочение людей в дни спортивных мероприятий, например, футбольные матчи или какие-то другие соревнования?

 

- Считаю, что патриотизмом это назвать нельзя. Это массовые, стихийные проявления, которые являются выплеском низменных чувств. Все эти хоккейные, футбольные матчи по сути те же гладиаторские бои. Конечно, мы свидетели мужества хоккеистов, которые руководствуются благими намерениями и воодушевляют нас своей победой. Но в любом случае спортивные состязания не являются нравственными, а значит, не являются и патриотическими.

Помню, в 90-х годах на Манежной площади произошло буйство молодежи по поводу проигрыша нашей команды в каком-то матче. Выплеск накопившихся негативных эмоций превратился в настоящее побоище. То же мы видим в действиях фанатов футбольных команд, где происходят драки и членовредительство. Это некая одержимость, здесь действуют отнюдь не христианские категории.

 

- В последнее время много говорится о воспитании прихожан в духе любви. Случается, что человек, только пришедший в храм, сталкивается с тем, что давние прихожане или сотрудники храма ведут себя как-то некорректно по отношению к новому члену Церкви. Как с этим быть?

 

- Это мнение существует, но, думаю, оно несколько преувеличено. Были времена, когда бабушки в храмах, пережившие времена гонений, относились к новым людям, скажем так, с некоторым подозрением. Я бы не назвал это агрессий, скорее, это была форма самозащиты, они старались себя оградить от потенциальных опасностей. В советские времена во время больших праздников в храм приходили молодые люди, которые могли во время богослужения совершать недозволенные действия: запеть свое, расталкивать людей, был даже случай, о котором мне рассказывали, когда молодой человек демонстративно прикурил от свечи. Имея в памяти такие проявления, конечно, были случаи в начале 90-х годов. Сейчас таких крайних проявлений нет. Всегда видно, пришел человек помолиться и найти свое место в храме или же поскандалить. Если, скажем, свечница не хочет продавать что-то в лавке во время пения Херувимской, это воспринимается такими людьми, как вызов. Но это определенная категория людей.

Конечно, настоятель должен следить и постоянно напоминать, что каждый пришедший в храм пришел к Господу, и ему надо помочь найти свое место в приходе, храме, Церкви. Конечно, здесь любовь, внимание и предупредительность должны быть на первом месте.

Здесь можно сказать о нашем приходе, в свое время Святейший Патриарх Алексий сказал, что здесь царит "дух мира и согласия". Если в приходе царит "дух мира и согласия", то каждый пришедший будет принят с любовью. Все это зависит от настоятеля, над этим надо работать. Наши принципы - это любовь и понимание.

 

- Насколько активной должна быть приходская жизнь? Достаточно ли богослужений в храме,  или должна вестись еще какая-то работа?

 

- В современных условиях все большую активность проявляет внебогослужебная жизнь прихода, но сердцевиной такой жизни было и навсегда останется богослужение.

Если ведется активная работа по воцерковлению детей в форме различных кружков, экскурсий - это замечательно. Если проводятся катехизические, евангельские беседы - это тоже замечательно. Но все это дополнения к сердцевине жизни прихода, жизни всей Церкви - богослужению. Участие в богослужении - основа всей приходской жизни.

На нашем приходе уже 24 года существует Церковно-певческая школа, и целью обучения в этой школе является пение на клиросе, быть алтарниками, псаломщиками, звонарями. Все это дается не просто в качестве навыков, но должно быть обязательно реализовано в рамках нашего прихода. У нас нет штатных алтарников, все алтарники - это воспитанники Церковно-певческой школы. Кроме регентов и уставщика, у нас нет штатных певцов, это все учащиеся нашей школы, которые реализуют полученные навыки в условиях богослужения.

Центром жизни прихода является богослужения. Вопрос мотивации, как в изучении иностранного языка. В условиях общеобразовательной школы иностранный язык изучается шесть лет, но уровень очень низок. В чем проблема? Отсутствие мотивации. Мы живем в пространстве русского языка, и, собственно говоря, не очень нуждаемся в этом.

 

- Часто церковные оппоненты говорят: вы только молитесь и ничего не делаете. Какие примеры можно привести, что Церковь живет не только богослужениями, но и выполняет и социальные задачи.

 

- Здесь надо говорить о непонимании сути жизни Церкви. Основная задача и миссия Церкви в нашем мире - это молитва. Это самое главное, к чему призвана Церковь, и то, как она может проявить себе лучшим образом в этом мире - это не потерять дух молитвы. Для тех, кто имеет уши слышать, и не слышит, имеет глаза и не видит, для них бесполезно говорить о том, что сейчас все больше возрастает роль служения Церкви на ниве воспитательного, образовательного, тюремного служений. Они оставляют эти факты за пределами своего внимания, как и те, что Церковь откликается на все трудности, которые испытывают наши братья на Украине, в Сербии и на Алтае. Церковь одна из первых откликается на все эти народные бедствия и страдания, никогда не стоит в стороне. Конечно, она не рекламирует свои действия, самая главная работа совершается в духовном молчании.

В советские времена Церковь не имела права заниматься ничем, поэтому она только молилась. Но это была огромная работа, ведь как только упали идеологические путы, церкви просто переполнены. Сейчас не хватает храмов, и все это результаты молитвы, которая совершалась нашими родителями. Святейший Патриарх Пимен был великий молитвенник, который сохранил единство Церкви и взращивал ее в постоянной молитве.

 

- Вопрос телезрительницы из Москвы: Батюшка сказал, что надо молиться за обе стороны, враждующие на Украине, но как нам молиться за фашистов, убивающих людей?

 

- Я призываю молиться за всех, потому что все, даже великие грешники, являются детьми Божиими. Их личную ответственность перед Богом будет осуществлять Сам Господь Бог. Наша ответственность перед теми и другими, чтобы те, кто заблуждается, осознали свою неправоту и отступили от греха, а те, кто является гонимым, получили от Господа силы, терпение и благодатную помощь в преодолении тех трудностей, которую попустил им испытать Господь.

Мы должны хранить себя от осуждения, нет большего греха, чем осуждения. Мы видим беду, которая посетила и нас вместе с украинским народом, но молитва должна распространяться на всех.

Господь, когда Его распинали, молился так: "Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят".  Эти ведают, что творят. Вспоминаю недавно прочитанные последние письма страстотерпца царя Николая, который писал: "Я прошу за нас не мстить". Они молились о своих лютых гонителях, зная, что сами они обречены.

Если мы считаем себя верующими и православными, мы должны молиться за всех.

 

- Вопрос от нашего телезрителя: Патриотическое воспитание сегодня должно строиться на коренном сломе того, что мы считаем нормальным. Это не означает отказаться от интернета, но означает вспомнить наши ценности, которые мы потеряли в 1917 году. Надо возродить любовь к Шмелеву, Ильину, вере, не через слом через колено, а искренне. Потребуется два-три поколения, но зато будет основа.

Можете ли Вы согласиться с этим мнением?

 

- Возвратиться к творениям Шмелева - это замечательно, но идеализировать все, что происходило в России до 1917-го года, тоже не следует. Там было много того, чего не следует повторять.

Общество уже в начале XIX века отступило от Бога и Церкви. Об этом свидетельствуют и факты нашей культуры. Люди стали увлекаться спиритизмом, различными оккультными учениями, и практически вся интеллигенция отошла от Церкви. Чего стоит один "Черный квадрат" Малевича, который является антииконой, это глубочайший символ той тьмы, о которой говорится в Священном Писании: "в начале земля была без`образна".

Надо строить все на твердом основании, но им являются не творения наших классиков, но наша вера, наше личное нравственное борение, преодоление наших собственных недостатков и пороков. Сейчас благодатное время для духовных упражнений по борьбе с собственными страстями. Если мы будем в своей личной жизни преодолевать неприязнь и распространять любовь к ближним, тогда очень скоро начнет процветать и наше общество. Это единственная основа благополучия, а не возвращение к неким прежним идеалам, которые, собственно, и не были столь спасительными для нашего общества.

 

- Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: В продолжение вопроса предыдущей телезрительницы о том, как можно молиться за фашистов, хочу спросить: Господь Иисус Христос тоже молился не за всех. Как написано: "не за всех молюсь, но за тех, кого дал Ты Мне, Господи". Ведь в людях с майдана, которые идут против наших братьев, не осталось уже ничего человеческого.

 

- Думаю, что особенно надо молиться за тех, кто теряет человеческий облик, уже потому, что они люди. То, что они люди, означает, что они чада Божии, пусть заблудшие и даже преступные. Если мы будем молиться избирательно: этот хороший, а этот плохой, то мы сами не будем иметь права на молитву, ведь и мы не такие хорошие. Если мы прощаем себе свои грехи, какое право имеем мы судить других людей?

Да, они потеряли достоинство христиан. Мы молимся за то, чтобы Господь Своими неизреченными путями вернул им это достоинство, как Он вернул православную веру в наше безбожное общество. Только потому, что мы молились за всех: за верующих и неверующих, за гонимых и гонителей, и будем всегда молиться так. Только в этом наше спасение.

 

- Большое спасибо, батюшка. Время нашей программы подошло к концу. Благодарю Вас за сегодняшнюю беседу. Что бы Вы хотели пожелать в завершение нашим телезрителям?

 

- Я бы хотел пожелать всем нам и себе благодати Божией, чтобы Господь просветил наш разум и дал нам силы проявлять любовь по отношению ко всем: и к друзьям, и к врагам. Чтобы Господь дал нам силы и мудрость никого не осуждать, чтобы Господь просветил нас Своим небесным светом и любовью, ибо любовь выше справедливости, как сказал Святейший Патриарх Алексий II.

 

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать