Военно-патриотическое воспитание молодежи

17 августа 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Отвечает протоиерей Димитрий Василенков, глава Отдела по взаимодействию с казачеством Санкт-Петербургской митрополии. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 16 августа 2013 г.

- О. Димитрий, скажите, пожалуйста, что же такое военно-патриотическое воспитание?

- Определение дать трудно, это часть духовно-патриотического воспитания, ведь патриотизм, как любовь к отечеству, любовь к согражданам своим и  возможность человека, умение, желание, защищать своих ближних в любых ситуациях, готовность душу свою положить за Отечество свое за  народ. Вот это можно определить, как военно-патриотическая составляющая духовно-патриотического воспитания. Это очень важный момент, что чисто военно-патриотическое воспитание, оно неразрывно связано с духовно-патриотическим воспитанием. Если же мы будем выделять военно-патриотическое воспитание, как отдельную какую-то составляющую, от духовного воспитания, то мы неизбежно столкнемся с тем, что от любого боевика, бандита можно подготовить военным воспитанием, а под патриотизмом каждый тоже понимает все, что угодно. У нас и в Советском государстве патриотическое воспитание было и в других странах оно, наверное, существует и в древности оно, может быть, существовало,  особенно где присутствовали различные диалоги. Поэтому мы должны в нашем государстве, нашем Отечестве, говорить о нем, как о неразрывно связанном с духовным воспитанием. О готовности пожертвовать собой и умении защищать.

- Батюшка, вот даже в Новом Завете мы видим примеры сравнения духовного мира с какими-то военными элементами: «шлем веры», «щит спасения» и др. В современном мире мы гораздо реже пересекаемся с какими-то военными элементами, вот Вы не понаслышке знаете о том, что такое война. Расскажите, пожалуйста, о своем опыте переживания этого горя.

- Мне, как еще и сотруднику Синодального отдела приходится по послушанию заниматься духовным окормлением военнослужащих различных силовых структур, военнослужащих подразделений специального назначения в горячих точках. В данном случае это Северный Кавказ. Я  с 2006 года регулярно выезжаю туда в командировки.  И вот Милостью Божией за это время  Святое Крещение у нас приняло  более 900 военнослужащих. Из последней командировки я приехал месяц назад, ездили по воинским подразделениям, работали, если можно это таким воинским термином назвать. В подразделениях 46 ребят приняли Святое Крещение.  Так вот радостно. В каждой командировке большое количество ребят Крестится. И, конечно, приходилось попадать в различные ситуации и чудеса Божьи происходили с нами. Они постоянно происходят в нашей жизни, просто мы не придаем этому значения, даже то, что мы живем – уже чудо. А когда видишь возможность расстаться с этим миром, то уже больше стараешься в обычной жизни и видишь эти чудеса. То, что Господь нас терпит, это великое чудо для каждого из нас. Ну вот и с нашими ребятами много чудес происходило и на моих глазах, и с нами. Приходилось попадать в засады, и ранен я был в Чеченской республике. Приходилось быть и в Южной Осетии, когда там были боевые действия, т. е принуждение Грузии к миру, я прибывал там, в войсках специального назначения и воздушно-десантных войсках, мы там по послушанию Синодального отдела находились.

- Ответьте, пожалуйста, почему до нового урожая не едят яблоки, груши и виноград.

- Царствие Небесное усилием берется. А нам приходится бороться с нашими всевозможными нехристианскими пожеланиями. Страстями, которых у нас предостаточно бывает. А бороться – это труд. Поэтому такие маленькие ограничения для нас установлены и это есть воспитание нашей воли. Воля-то у нас какая расслабленная бывает! Дай нам волю, мы сейчас и в пост бы мясо ели с великим удовольствием. А вот приходится себя заставлять не кушать и мясо и яблочки. То есть это вот такие, установленные Святой Церковью для нас небольшие упражнения для воспитания нашей воли. Потому, что если воля у христианина сильная, то  сильной волей он с Божьей помощью, может и серьезным искушениям противостоять. А ведь мы находимся в этом мире не просто для нашего развлечения. Мы находимся в мире, где идет серьезная страшная война. То есть наша брань не против крови и плоти, а против духов злобы  поднебесной, миродержителя, тьмы века сего. А война эта страшная. И в этой войне выдержать с волей ослабленной мы просто не сможем, противостоять этому натиску не сможем. Поэтому нам все и дается, чтоб мы воспитывались сами и смогли в день оный устоять, когда нам придется давать ответ за всю нашу жизнь здесь. Это такое воинское воспитание для православного христианина.

- О. Димитрий, у Вас, я вижу, есть планка наград, не могли бы Вы немного рассказать об этих наградах. И хотелось бы направить вопрос в духовную сторону. В духовной брани человек, побеждающий тоже получает награду. Может ли быть награда от победы в духовной брани здесь на земле.

- Награды, здесь – «орден мужества» и «медаль за боевое содружество» за службу на Кавказе.

Орденом мужества, скажем так, меня Отечество отметило. В 2009 году 29 июня мы попали в засаду в Еленском р-не вместе с ребятами из отряда специального назначения внутренних войск. Мы ехали к ним в гости. Перед поездкой помолились обязательно, даже литургию отслужили,  с настоятелем Храма в Ханкеле, о. Аркадий Мамай, очень хороший батюшка, сейчас он уже служит в другой епархии в храме Дмитрия Донского. Я так веселился по этому поводу, как-то так по доброму: храм Дмитрия Донского, настоятель о. Аркадий Мамай, такого не придумаешь, как говорится. Мы отслужили литургию, помолились, поехали и попали в засаду, бой был тяжелый. И вот чудом Божьим, можно действительно сказать, что чудо Божье произошло, потому что и бой начался так – нас просто расстреливали с гранатометов с 50 метров, а гранаты прошли мимо, я там тоже что мог делал – раненых перевязывал, патроны помогали заряжать. Стрелять священник не может, кровь проливать. Каноническое правило. Но вот помочь словом, помочь что-то принести, унести, скажем так, раненым помочь, это дело важное. И вот ребят поддерживали как могли. У врага ничего не получилось, хотя бой был очень тяжелый, где-то 30 минут мы бились, в окружении. Но вот броне-группа пришла в помощь и боевики отошли. А чудо произошло такое. Я сидел на месте командира, когда бой начался, в бронированной «ГАЗели». Попал под выстрел снайпера, винтовка 12,7 с 700 метров, как потом расследование показало,  выстрелили боевики, они думали, наверное, что там командир сидит. Хотя кто знает. Сейчас гадать-то… такое дело - не благое, потому, что банда эта уже уничтожена давно. Пуля пробила броню, она насквозь должна была ее пробить, 12,7 винтовка, 700 метров, у любого спросите, бронированную «ГАЗель» насквозь пробивает. Она пробила, броню, броня выгнулась,  даже фотография есть, она не полетела дальше и упала и я вот сижу перед вами. Уже потом, после боя мы смотрели, удивились. Господь сохранил. У нас тоже были потери, погиб офицер – Руслан. Царствия ему Небесного, мы за него молимся. Чудо Божье произошло такое, Господь нам показал, что не оставляет нас. Когда из других подразделений попадали в такие ситуации, это все происходило более тяжело и потери были более жесткие. Нам потом сказали, что мы, действительно, чудом вышли. Господь чудо сотворил, милостью Божьей.

Чудес много приходилось видеть, которые происходили не с нами, а с ребятами, для меня главное чудо – это те ребята, которые там, не смотря на тяжелую обстановку, выполняют боевые задачи. Потому, что мы все-таки как не как люди верующие, а священники тем более, а молодой парень, который туда попадает, ив критической ситуации ему приходится поступать правильно. Вот как, допустим, это было в 2012 году, прилетели на Кавказ, а  27 февраля было столкновение в Кизлярском районе, в одном из отрядов спецназа очень тяжелый бой был, боевики на прорыв пошли и боевики стали закидывать наших ребят гранатами и одна граната упала там, где раненные лежали. И один из воинов – воин Евгений, сержант краповик, его батюшка благословил, когда он поехал, он грудью закрыл, кинулся на гранату, погиб, душу свою положил, а ребята раненные остались все живы. Боевиков уничтожили. Удивительно, потому, что буквально через день мы приехали к раненым ребятам, которые в госпитале лежали, их еще не отправили в Москву. Ребята лежат. Один вот Артемий. Заходишь к нему, он весь в трубках, говоришь: «Ну как?». Молодой парень, грудь прострелена, а парнишке-то  20 с чем-то лет, его и  контрактником-то назвать… с высоты своего возраста, как-то уж, все ребенок. Он так руку поднимает, (показывая, что все хорошо), говорит: «Батюшка,  хорошо». Говорю: «Давай пособоруемся». Пособоровали. Он говорит: «Спасибо за молитвы», а сам еле говорит. То есть вот смотришь на них  и сердце радуется. Потому, что у нас, на самом деле прекрасные ребята, сильные духом. Вот я, сколько езжу, встречаюсь и не устаю поражаться мужеству их. Благодаря им мы все живем здесь. Допустим, даже вот последняя командировка. Разговор прерывается для ответа на вопрос телезрителя.

- Господь заповедовал нам любовь к врагу своему с одной стороны и заповедь «не убий» с другой стороны. Вопрос – как сочетается эта заповедь с гражданской обязанностью христианина-воина убивать врагов своих, естественно защищая свое Отечество.

- Если мы внимательно изучаем Священное Писание, особенно Ветхий Завет. То после заповеди «не убий», данной Господом, мы буквально через главу встречаем повеление Божье, о том, что богохульников и там перечисляется ряд лиц, за какие грехи полагается предавать смерти. Мы живем в там мире, в котором существует церковь, мир этот, он агрессивно относится к верующим и к церкви. Ведь история мира, это прежде всего история спасения человечества, история Церкви, если самую сердцевину взять. Об этом еще профессор Русский хорошо пишет в своих трудах, что именно история мира есть история Церкви и спасения человека. Это значит истории борьбы сил зла и носителей на этой земле сил зла с человечеством, с теми, кто спасается. Именно физической борьбы. Мы видим в первой истории  христианства, какие происходили гонения и что сейчас происходит, допустим в Сирии, в Египте, где христиан убивают. Еще в Ветхом Завете, народ Божий защищался, защищал ближних своих. И здесь, сейчас, мы вынуждены защищать, мы вынуждены пресекать зло в этом мире в отношении людей очень суровыми методами. Православные христиане, как и раньше православные воины, когда уходили на войну - понимали, что суровые методы защиты оставляют шрамы на душе. Поэтому православные христиане, когда приходили, они исповедовались, т.е. они просили у Бога прощения, каялись и получали послабление, скажем так. Но мы живем в таком мире. Представьте, что мы не будем сейчас защищать, что с нами будет? Нас просто уничтожат. Как это и происходило, примеров масса. Даже у нас в России. Далеко ходить не нужно, что происходило в 90-е годы на Северном Кавказе? Возьмите Чеченскую республику. Если бы там находился у власти этот преступный бандитский режим, сколько было убито невинных людей, сколько было зарезано, уничтожено. Поэтому и нужно воинское служение. Посмотрите сколько у нас святых воинов. Воин князь Димитрий Донской, воин князь Александр Невский, Ветхий Завет возьмите – князь Давид. Воинское служение – это жертвенное служение. Если бы нас не хотели бы убивать, веру искоренять, то, наверное, Слава Богу, не приходилось бы никого убивать, кровь проливать. Но мы живем в таком мире, где есть силы, которые хотят нас уничтожать, а нам нужно защищать, защищать нашу веру, Отчество, ближних наших иначе нас просто уничтожат. Церковь уничтожат и нас будут уничтожать.

- Батюшка и хочется спросить, чему мы тогда должны научить молодежь, чтобы избежать этого уничтожения.

- Вот о нашей молодежи, у нас любят говорить, что молодежь у нас косая, кривая, несчастная, бедная, а я хочу сказать, что у нас хорошая молодежь, сильная, только с ней работать нужно, им нужно помогать. Так вот был я в последней командировке, парнишке оторвало ногу в одной из спец. операций. Он лежит в госпитале. А перед командировкой ребята мне говорят: «Батюшка, а Дмитрий, он…это мы никакие, а он нас всех в руках держал». Я задумался - что там за Дмитрий? Приезжаю, к нему, говорю: «Ну, Дмитрий, как дела?». А он говорит: «А я, батюшка, верующий, я выдержу с Божьей помощью, мне, говорит, главное чтобы все-таки меня, хоть и без ноги оставили дальше в отряде служить, вот как здорово было бы». Смотришь, разговариваешь, сердце радуется. А чтоб у нас такая молодежь была нужно, прежде всего самим жить по вере. Я сформулировал бы таким образом, что малая вера в человеке, она уничтожает в человеке любовь, делает ее малой, а малая любовь делает человека неспособным к жертвенности. Большая вера в человеке рождает в нем большую любовь и делает его способным к большой жертве. Когда наши дети, в наших семьях, не видят для себя примеров веры, любви и жертвенности, тогда они и мучаются и страдают и растут действительно несчастными. А когда они видят в нас такие примеры, вот тогда и рождаются Александры Невские, Дмитрии Донские, Федоры Ушаковы, то есть все дело в нас на самом деле. В нас православных христианах. Если мы будем таковы по духу, если они в нас будут видеть это пример, значит у нас молодежь будет хорошая, не красивыми словами это только все делается, а делами еще. А у нас же дети еще, у меня же тоже много детей, многодетная семья, они на самом деле знаете как нас просчитывают. Они ж за нами постоянно внимательно наблюдают. Каждое наше слово, каждое наше дело, оно все анализируется, поэтому, если мы хотим чему-то их научить – должны быть примером.

- Когда офицер, военнослужащий стреляется, чтобы не сдаться в плен, это самоубийство или нет?

- Главное мотив поступка человека, я бы сказал даже не стреляться, я бы другой пример привел, этот вопрос мне часто задают. Если просто стреляться, мне кажется это однозначно не хорошо. Обычно спрашивают гранатой подорвать себя. Спрашивают: «Как, батюшка, грех?». А я отвечаю - смотря какой мотив. Для чего ты это делаешь? Ради того, чтобы дать возможность выжить твоим товарищам? Значит ценой твоей жизни спасти кого-то. То ты действительно поступаешь здесь по закону любви, нет большей любви, чем кто душу свою положит за ближних своих. А если ты просто это делаешь, потому, что испугался, что тебя будут мучить, то это конечно мотив греховный. Посмотрите, вот воин Евгений Родионов. Он своим подвигом какой пример показал, он сломал врагов духовно, можно сказать душевно сломал. Вот это пример. Как мученики наши, они делали так, что даже мучители на месте казни исповедовали себя христианами и шли сами на мученическую казнь. То есть если человек делает это ради того, что он испугался, то конечно это есть греховное деяние, а чего бояться-то, боязливые Царствия Божьего не наследуют. Это в Священном Писании очень хорошо сказано. А если ты хочешь бросить вызов врагу, то ты можешь это сделать даже и без оружия, если у тебя нет такой возможности. Словом, делом. А если ты жертвуешь собой ради других, то конечно ты тогда поступаешь по закону любви.

- Мой сынок служил в Чечне полгода, командировка, он шел один, а пришел мужчиной, но  сжатым как пружина. Чечня - тема закрытая для нас. Какие вопросы можно задавать сыну, чтобы шрамы на сердце рассасывались?

- Вопрос это хорош еще тем, что можно затронуть тему «Афганского синдрома»,  «Чеченского синдрома», в мире есть «Вьетнамский синдром». Какой угодно синдром. Человек возвращается с войны. Он получает на войне травмы. И душевные и телесные. Конечно война просто так для человека не проходит. Но, замечено, и мной в том числе, вот сколько я знаю своих друзей-товарищей верующих ребят, воинов, тех кто верующий не на словах, а действительно верующий, исповедуется, причащается, ходит в храм Божий, почему-то для верующего человека нет такого понятия – «синдром».  Господь избавляет человека от последствий войны. И сколько я знаю ребят, которые в таких переделках были, что книги можно писать, живут в нормально семьях, никаких у них проблем особо и нет, человек исповедуется, причащается, он живет и Божья благодать, она его уврачевывает. Поэтому я думаю, что и для Вашего сына самое главное, чтобы он пришел в храм Божий, исповедался, причастился, снял с себя этот груз, который он несет, а вам рецепт один – все врачуется любовью, огонь тушится водой и здесь Вам тоже нужно проявить прежде всего любовь материнскую, а самое главное христианскую к нему и молитва за него. Потому, что вопросы, слова, они тяжелы, потому, что они возвращают ьего к памяти того, что происходило, ему тяжело это, поэтому, может быть, Вы его вопросами не терзайте о том, что там было или как. Молиться за него и подтолкнуть его молитвой, может быть словами, если он Вас услышит о том, что ему нужно в храм Божий прийти поисповедоваться, в дальнейшем, конечно, причаститься. Вообще задуматься о вере, о Боге, о жизни. Это самое главное, что Вы должны сделать для него. И это ему поможет, очень сильно, изменит его, Вы сами потом увидите и будете очень радоваться.

- В Писании сказано, что нет больше той любви, если человек положит душу свою за други своя, а вот если, к примеру, человек нетрадиционной ориентации и он защищает отряд, спас его и он верующий, что получается – он не наследует Царства Небесного?

И второй вопрос – Вы, батюшка, говорили, что участвовали в боевых действиях – перевязывали раны, подавали патроны, священнику убивать нельзя, так что ж получается тогда – если кто-то будет нападать, то Вы не имеете права с оружием в руках защищать человека, что ли?

-Вы знаете, когда едешь в таких местах очень страшных, приходилось не только на машинах ездить, но и в составе разведгруппы, так  - мешочек на себя и вперед с песнями, как говорится, или перемещаться в машинах в таких неспокойных районах, конечно страшно бывает, нужно себя пересиливать. Чувство страха естественно для каждого человека, его преодолевать нужно. Вот преодолеваешь, едешь, смотришь, что ребята едут с тобой, они все вооруженные, а ты не имеешь права, вот такое у тебя священническое служение, не имеешь права брать в руки оружие, проливать кровь,  поэтому ты можешь, если хочешь, если Бог тебе дает -  стань и  умри, защити, грудью закрой, крест возьми, встань. Ты можешь свою кровь пролит, но не чужую. И это накладывает особую ответственность на священника, это нужно понимать, такое у нас служение, куда нам от этого деться.

А по поводу вопроса второго, я не встречал верующего человека нетрадиционной ориентации. Верующий человек нетрадиционной ориентации быть не может, если он верующий человек, если он Закон Божий соблюдает, В наших воинских коллективах таких товарищей не приветствуют и я их там не наблюдал. В справедливой войне можно воевать по-разному, возьмите Великую Отечественную войну, любую самую справедливую, можно душу свою положить за ближних, а можно мародерничать, воровать, насиловать, война справедливая, но что ты на этой войне творишь. Соответственно, если человек во грехах находится, даже на самой справедливой войне, если он погибнет, куда его душа пойдет? Если он беззакония творит… Если человек не раскаялся во грехе этом… Если раскаялся, конечно Господь примет его, а если не раскаялся и в нем пребывает, содомиты не наследуют Царства Небесного.

- Среди современной молодежи есть страх перед армией. Идти в армию многим кажется и стыдно и страшно, тем более что многие понимают, что современная война ведется высокими технологиями с огромных расстояний, у кого лучше технологии, тот и побеждает, вот скажите, как этому аргументу можно возразить.

- Опыт это мерило всего. Опыт современных войн показывает нам, что на самом деле без матушки – пехоты не обойтись. Без вообще людей. Посмотрите на современный войны, которые веду, скажем, войска НАТО в Ираке, в Афганистане, где угодно, без пехоты никак даже при всех технических средствах уничтожения, все равно воюют десантники, воюют зеленые береты, воюют рейнджеры, морские котики. Воюют, погибают, бьются, потому, что никак, никуда. Поэтому говорить о том, что у нас чисто технические средства, а людей и нет, не стоит. Без солдата никуда. Опять же техническими средствами руководят люди. Война, современная война в том числе, возьмите и Сирию, что там происходит, это прежде всего война людей. Солдаты  поля боя используют эти технические средства и гибнут и погибают и побеждают.

Второй момент, о молодежи, если жить в рамках интернета… Понятие молодежи у нас неоднородное. Молодежь Санкт-Петербурга и Москвы это не молодежь Пскова, Новгорода или окраины. Немножко разные люди. Как один батюшка сказал - Москва это 22 век. Из 22-го века человек попадает в армию, в век 20-й. А человек, который из глубинки, живет в Пскове, то это еще век 20-й. Поэтому это разная молодежь. Я бы не сказал, что молодежь боится армии. Идут ребята служить нормально и как-то вот в принципе такого страха не испытывают, особого. У  нас в епархии существует координационный совет военно-патриотических казачьих организаций, движений молодежных. Входит 12 организаций, проводим различные мероприятия и слеты, собираем около 400 детей мы со всей России, у нас проходит военно-патриотический слет воинов князя Александра Невского и многие другие такие же мероприятия. А потом мы этим ребятам помогаем идти служить в спец. подразделения. И я бы не сказал, что страх какой-то  есть. И многие ребята идут служить с радостью, я это вижу и это меня радует сейчас.  Не буду отрицать того, что в некоторой части молодежи, особенно гламурно – компьютерной, страх перед армией присутствует. Но этот страх от недостатка духовно-патриотического воспитания. Потому, что когда человек не готов Родину свою защищать,  он не готов в ней и жить, у нас некоторые социологические интернет опросы посмотришь, так некоторая часть гламурной молодежи давно бы и уехала бы с этой страны с песнями куда-нибудь. Дали б только возможность. Это недостаток и наш, нас - православных, нам нужно идти в молодежь.  Нужно работать с молодежью, если у нас будет любовь христианская, готовность жертвовать собой ради других, то, поверьте мне, что и молодые,  увидев в нас любовь и готовность жертвовать, за нами пойдут. Они сами будут рады в себе, в своих сердцах, получить веру, любовь и жертвенность к окружающим. То есть ребята-то хорошие, просто, знаете,  мусора много, никто с ними не работает. Поэтому нам нужно здесь большое внимание уделить. Студенты охвачены у нас духовной работой, а очень большая социальная группа молодежи, которая учится в ПТУ, техникумах, колледжах, лицеях, они ж потом в армию идут служить, а вот с ними работа не совсем поставлена. А там, где эта связь существует, поверьте мне – результаты очень хорошие. Я с многими батюшками общаюсь, которые приходят с молодыми ребятами работают, ребята сначала, как они говорят, смотрят криво-косо, а потом совершенно ситуация меняется. В наших ребятах есть вот это доброе расположение и желание любить Отечество свое и ближних своих. Вот это полу-скотское существование, которое навязывается нам средствами массовой информации на уровне свинок – хрюкать, есть, пить да совокупляться, оно, даже среди современной молодежи не  находит отклика. Для меня большое откровение было, я пошел посмотреть, друзья меня пригласили: «Батюшка, а пойдемте в кино сходим, Вы были в современном кино?» Мы выбрали фильм «Брестская крепость». Фильм такой интересный и публика собралась там соответствующая, очень много молодых ребят было, весь зал заполнен. Мы посмотрели, фильм заканчивается, все встают и начинают хлопать. Я прост был потрясен. Для меня это было очень удивительно и радостно, потому, что в большинстве своем это была молодежь, потому, что надоело уже всем жить так. Все ж понимают, на самом деле, что это вот скотское прозябание и это воспитание тех, кто хотел бы, чтоб мы такими были, на животных похожими, оно ведет к уничтожению государства, уничтожению общества и  всем уже это надоело. И молодые ребята, они сейчас тянутся, у них такой сейчас период, когда они тянутся, они хотят увидеть для себя пример, если мы этот пример не дадим им сейчас, вот этот жертвенный пример веры Христовой, чтобы они за нами пошли, то они пойдут сейчас в  псевдо-, сейчас и неоязычество и равноверие, все, что угодно. Это все вылазит для того, чтобы их увлечь в другую сторону. Если мы, православные, не будем своей жизнью являть пример им, то мы молодежь свою действительно можем потерять.

- К сожалению - да, пример патриотизма представляется искаженный от неотечений, когда с сигаретами в зубах, с банками всяких алкогольных напитков они кричат о патриотизме или печальные эти дни празднования дня ВДВ, дня ВМФ, когда служивых ребят мы видим только пьяными и творящими беззаконие. Где брать  добрый пример военного человека?

- Героев, которые являются для нас примерами у нас такая масса, что ни в сказке сказать, ни пером описать. К сожалению вопрос к средствам массовой информации – почему они не показывают. Почему героями телевизоров являются кто угодно, посмотришь и страшно становится, хотя героев-то у нас, можно только сидеть и перечислять, кто и душу свою положил за ближних своих. Сколько у нас в Отечестве героев за всю нашу историю, а даже сейчас взять Чеченские войны, допустим, посмотрите сколько у нас там героев - ребят молодых, даже вот штурм Грозного, этот страшный когда происходил с 94 на 95 новый год. У нас такая добрая традиция сформировалась в военном отделе, по крайней мере в моем храме, мы в новый год служим литургию и панихиду по всем воинам, погибшим на земле кавказской. Я лично, новый год стараюсь не праздновать, не только потому, что это время поста, а еще и в том числе, потому, что такая трагедия произошла страшная, но ведь, с другой стороны, эти неподготовленные ребята, которые преданы и брошены туда, они ценой своей жизни спасли нас. Потому, что если бы они не остановили, ту кровь, которая там лилась, в той же  Чеченской республике, она бы вылилась, как в 99 году потом на всю Россию, то есть может их специально там и бросили, чтобы нашу Родину погубить, скажем так, чтобы эта кровь и вылилась, в том-то подвиг их и заключается, что они не дали этому произойти, они остановили это безумие, хотя сами, может быть, этого и не понимали, сколько там героев молодых ребят.

Вот, скажем, подвиг воина Евгения Родионова. А сколько у нас там осталось ребят, кто остался в плену, ведь многим из них, практически всем,  предлагалось перейти на сторону противника. А у нас предателей за первую и вторую Чеченскую войну всего лишь 12 человек, около где-то того, а сколько у нас там ребят пропало без вести в плену, замучены были, это не 50, не 200, они не предали, это как раз показатель - какая у нас молодежь. Если Вы будете когда-то ехать по Аргунскому ущелью, там есть такие трубы дробильные, куда камни сбрасывают. Вот в первую Чеченскую 20-ти нашим молодым ребятам предложили – перейдите на нашу сторону, они отказались, их в каменные дробилки сбросили. Представляете - что оттуда вылетает, и вот  - мужество ребят и это только один пример, а сколько их можно привести! Если бы на западе в той же Америке, было столько примеров самопожертвования и героизма – у них бы такие фильмы уже были созданы! Но мы, к сожалению, не снимаем об этом.

Но у нас что-то делается в этом, я скажу Вам. Я вижу хотя бы сторонним взглядом. Допустим у нас книга сейчас вышла, очень интересная, уже второй том вышел - «Из смерти в жизнь», где сами герои тех войн, Чеченских, Кавказских, Южной Осетии и Афганистана - рассказывают о чудесах Божьих. Второй том уже вышел, сейчас третий готовится к изданию. Сейчас «Русская народная линия», они издали диск о героях. Различные писатели издатели пытаются это делать, может быть это пока маленькие капельки, но это начало и я, кстати, думаю, что и на канале «Союз» - дай Бог, появится такая передача, которая будет рассказывать о героях нашего Отечества, о героических событиях, это тоже будет вклад, капелька.  Ну если наши средства массовой информации не чешутся, давайте сами будем это делать  - издавать, рассказывать. Я когда на Кавказ езжу, делаю очень интересную вещь – беру с собой письма детей, а потом ребятам их вручаю, а потом везу длиннющие ответы и детям дарю. Вручаю ответы солдат, подарки, знаете как они радуются?! Как ответственно относятся, как отвечают на эти письма, с какой любовью! Жаль, что я не захватил их, я из командировки приехал, еще не вручил детям.  Давайте своими методами будем их воспитывать, тогда и результат будет.

- Спасибо, батюшка, я думаю у нас не последняя с Вами программа, мы обязательно прочитаем эти письма, будем надеяться, что и проект по поводу выхода программы о героях тоже будет рассмотрен.

- К кому можно обратиться в Санкт-Петербургской епархии молодому человеку, желающему служить в армии, но только в той части, где есть православный храм?

- Сейчас во многих частях есть православные храмы, ну во-первых обратиться нужно, конечно, в военный отдел Санкт-Петербургской  епархии, прийти к нам в отдел епархиального управления, мы будем разговаривать и помогать. Сейчас храмов в воинских частях достаточно, очень много, поэтому нужно с молодым человеком разговаривать – чего он хочет вообще, куда он хочет попасть. Мне один человек позвонил, а я вообще известный черный юморист, говорит: «Батюшка, не можете Вы мне помочь попасть, туда, где ест храм?» А перед этим ко мне приходили ребята просили их как-то от армии… а можно в армию не идти… всякие народы приходят к нам и я на волне этого, говорю: «А почему бы нет? Храм? Нет вопросов! В Ханкале». Там сразу такой шок. Я как бы пошутил так. Храмов достаточно, просто в каких войсках человек хочет служить. Хочет быть в спецназе – поможем, хочет в десантниках – поможем, хочет быть морским пехотинцем – поможем, хочет просто пойти ракетчиком, он может быть прекрасным компьютерщиком, может быть полезным в этой сфере. Пусть приходит, мы найдем возможность попасть служить в ту часть, где есть воинский храм, тем более, что храмов сейчас достаточно в воинских частях.

- Телезрительница спрашивает о кадетском корпусе, ее брат с пятого класса идет в кадетский корпус и она боится, что его характер изменится в плохую сторону. Так же можно отнести эти страхи к тем родителям, которые боятся отпустить своих детей в армию, что дети испортятся там.

- большую роль здесь играет то, что уже заложено в ребенке. Есть прекрасные слова, о том, что мы должны воспитывать наших детей бойцами, воинами православными не маменькиными сыночками, неспособными те испытания, с которыми они сталкиваются преодолевать, в том числе и греховными всевозможными напастями, а ребят, которые могут сознательно противостоять злу, а это воспитание. А как воспитал, с таким багажом человек и приходит. И в прекрасном воинском коллективе и в любом коллективе превратится незнамо во что. Есть такая грубая армейская поговорка – дай человеку звезды, а мерзавцем он и сам станет. Это нужно понимать. Здесь не нужно бояться. Если в Вашем ребенке заложено доброе, хорошее, если он в Бога верит, то ему ничего бояться не нужно, нужно бояться поступить не по совести, вот этого нужно бояться. Поверьте мне, тем более, что я занимаюсь духовно-патриотическим воспитанием. Приходится мне общаться с ребятами из кадетских и суворовских, нахимовских образовательных учреждений, это нормальная, хорошая, добрая молодежь. Поверьте мне, что если Ваш ребенок правильно воспитан, то хуже ему там не будет. А для того, чтобы Господь покрывал его, немощи какие в нем есть, то Вы за него молитесь.

Один ветеран рассказывал, как в Великую Отечественную войну, он ушел воевать, а у него тетя была очень верующий человек, старенькая, можно сказать святой жизни, она сказала отцу, ты каждый день молись за своего сына и делай поклоны земные. Отец молился за сына и делал большое количество земных поклонов и сын с войны вернулся.

Нужно за Вашего ребенка, когда он пойдет туда служить молиться, чтоб Господь ему помогал и управлял и по  Вашим молитвам и при его желании, я думаю, что все будет нормально. Тем более, поверьте мне, что сейчас в кадетских корпусах не так все плохо, лучше даже, чем у нас в некоторых ПТУ и других заведениях. Это лучший вариант, чем пойти куда-то в другое учреждение.

- Существует мнение, что казачество это национальность, некоторые даже приводят какие-то доказательства, расскажите, пожалуйста, об истории казачества, что это такое?

- Говоря о казачестве, мы должны затронуть вопрос кратко хотя бы - а кто такие русские. Смотрим прекрасный фильм о Тарасе Бульбе и там казаки, они себя русскими называют и если Вы будете изучать документы  16-17 века, как пример могу вам привести письма канцлера Сапеги гонителю православных Ясафату Кунцевичу, где именно вера православная называется русской верой, даже в те времена русские, это прежде всего православные. Это было даже не национальное определение, а вероисповедательное. И в царское время – великороссы, украинцы – малороссы, белорусы - называли себя русскими. Потому, что православные, потому что братья. Я думаю, я верю в то, что казаки – это не отдельный какой-то народ, а скорее всего казаки – это наши братья, как белорусы, как украинцы, это наша часть. Плоть от плоти нашего православного народа, а те, кто пытается разыгрывать эту карту, что мы – казаки отдельные товарищи, а вы там все к нам отношения никакого не имеете. Это та песня, которую пели господа фашисты, когда пытались здесь наводить свои порядки. Это вот такая вражеская провокация. Которая ведет к тому, чтоб разделить нас. Как сейчас разделить нас – русских, украинцев, белорусов и вот святая Русь пошла трещать по швам. Тут еще и казаков отдерем от вас, а потом пойдем белгородцев-рязанцев делить, да еще и язычество к этому примешиваем.   Слова Гитлера, как он сказал: для русских -  каждая деревня своя вера. Приведем к тому, что от нас ничего и не останется.

- Батюшка, не будем, наверное на такой ноте печальной заканчивать, благословите наших телезрителей и еще пару слов скажите родителям и детям, которым предстоит столкнуться с армией, с военным служением.

- Всем дорогим нашим телезрителям Божие благословение. Вы, знаете, наоборот, наша вера православная, она самая оптимистичная, Господь с нами, поэтому ничего не надо бояться, а с Божией помощью, нужно идти и благовествовать, трудиться, а господь нам поможет. И если мы будем от всего сердца в нашем отечестве жить по вере Христовой, поверьте мне, вся эта темень, она убежит, исчезнет, разрушится, потому, что с нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся яко с нами Бог!

 

Расшифровка: Оксана Баринова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать