О детях и воспитании

16 августа 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Петропавловский, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в г. Сестрорецке. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 15 августа

 

Добрый вечер, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в городе Сестрорецке, протоиерей Михаил Петропавловский. Здравствуйте, Батюшка!

Приветствую всех дорогих телезрителей.

 

Спасибо. Отец Михаил, Ваш храм святых апостолов Петра и Павла по промыслительной случайности созвучен с Вашей фамилией. Может быть, Вы расскажете буквально пару слов о том, каким образом возник Ваш храм, и как Вы стали настоятелем?

Наш храм планировался к постройке очень давно, и история его строительства достаточно сложная, долгая, с остановками, с консервацией. Сами строители предлагали мне возглавить это строительство чуть ли не с первых лет, но я служил в центральных соборах Санкт-Петербурга, а Сестрорецк, как известно — это хоть и курорт, но всё-таки окраина города. В то время у нас с матушкой были маленькие детки. При наличии строительства и известного настоятеля этого строительства я старался не соглашаться, чтобы ситуацию не усложнять. Но при окончании строительства те, кто строили, настоятельно предложили мне возглавить этот приход и при условии временного служения, построения часовни или места для служения я всё-таки дал согласие. Но, конечно, созвучие наших фамилий и названия храма, имело какое-то значение, по крайней мере, для людей светских, потому что я относился к перемене своего служения, как к промыслу Божьему.

 

Спасибо, батюшка. Хотелось бы задать ещё один вопрос, но я задам его только после того, как озвучу тему нашей программы. Дорогие телезрители, тема нашей сегодняшней программы: «О детях и воспитании». Прошу вас звонить к нам в студию в Санкт-Петербурге и задавать ваши вопросы. Телефон студии: (812) 677-62-44. Мы ждём Ваших звонков.

Отец Михаил, я знаю, что у Вас очень большой опыт работы с детьми. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Я с конца 1980-х годов начал принимать участие в создании первых воскресных школ при Свято-Троицкой лавре у нас в Санкт-Петербурге. Уже тогда я почувствовал это горение современной молодёжи, детей и их родителей, [желание] приобщиться к основам вероучения, по-новому, глазами священника или глазами Церкви взглянуть на Священное Писание, которое в те времена уже начало появляться на полках наших магазинов. По сути, мой интерес к воспитанию, к детям, к молодёжи был на волне повышения религиозности всего нашего народа. Я старался держать руку на пульсе даже при изменении отношения [к Церкви] людей, молодёжи, родителей в нашем обществе. Некоторые из этих изменений по отношению к Церкви и вероучению можно было назвать «рубежными». Я старался всегда отслеживать, что же происходит в обществе и где граница между Церковным вероучением и жизнью общества. Дети всегда были на этой границе.

 

Звонок: «Бог у нас един, это Святая Троица в одном. Но почему у нас есть молитвы по отдельности Богу-Отцу, Иисусу Христу и Святому Духу? Если Бог един, то и молитва должна быть едина (в моём понимании)».

Если бы Вы были внимательны, то увидели бы, что каждая молитва заканчивается славословием всей Троице. Выделяя одно из Лиц Святой Троицы мы отслеживаем некую историческую (в человеческом плане) особенность явления одного из Лиц Святой Троицы в человеческой истории, таким образом группируя наше обращение к Одному из Трёх Лиц: Сыну, Духу Святому или Отцу. С молитвы «Отче наш» исторически повелось разделение молитв. Ничего страшного в этом нет. В конце мы всё равно славословим Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Думаю, что это не должно Вас смущать. Впрочем, это не относится к нашей сегодняшней теме. Я думаю, что детям, если они молятся, такой вопрос не придёт в голову. Пусть молятся Отцу и Сыну и Святому Духу. Наверное, молитва «Отче наш» к Отцу, будет одной из первых их молитв.

 

Спасибо, батюшка. Хотелось бы снова перевести тему разговора в русло воспитания детей. Наш первый звонок был посвящён антиномии Единства и Троичности. В науке также существует антиномия о человеке. Что создаёт человека: воспитание или то, что в нас вложено от природы генами ну и естественно Богом? Как Вы считаете, каково соотношение природы и того, что закладывается учителем в воспитании детей?

Спасибо, Михаил. Этот вопрос действительно можно поставить первым в нашей беседе. Раскрыть эту антиномию абстрактно или в общем случае, наверное, никому из нас не удастся, потому что в каждом отдельно взятом случае, что-то из этих составляющих будет доминировать. Но чтобы продвинуться по пути ответа на этот вопрос, нужно сказать простейшую вещь: та данность, которую мы получаем в мире — это благословение Божие. Никто из нас не выбирал, где нам родиться, когда нам родиться, в какую эпоху нам родиться, в какой семье (религиозной или мало религиозной) нам родиться, в какой стране нам родиться, мальчиком, девочкой, бедным, богатым, больным, здоровым, какой степени ума… Если бы воспитание не имело возможности выправить недостатки той изначальной данности, то в таком случае, мы бы с вами скатились до принятия предопределения. То есть если человек родился в некой семье, в неком государстве, в неком обществе, в некую эпоху, то, наверное, и его будущность, его жизнь прямым путём задана, и наверное, даже можно предвидеть его кончину. Но в том-то и дело, что воспитание, как одна из составляющих становления человека, может покрыть многие недостатки или изъяны той начальной данности. Ибо Господь благословляет рождаться деткам и в благополучных, религиозных, и в нравственных, и в безнравственных семьях, и в нерелигиозных, и там, где дети вообще слово «Бог» не услышат, и креста нигде не увидят. Тем не менее, Церковь принимает в свою ограду людей из нерелигиозных семей. В общем случае я бы хотел сказать, что воспитание призвано к тому, чтобы всё доброе от нашей данности, от природы полученное укоренить, а всё злое искоренить. Я где-то читал, что существует некий «геном веры», и я думаю, что, может быть, это недалеко от истины. Другое дело, что эту жажду верить люди, к сожалению, могут использовать совершенно по-разному. Кто-то пытается войти в ограду Церкви, преодолевая сопротивление родителей или общества, школы или окружающей среды, социума, в котором он находится. А некоторые уходят в секты или квази-образом удовлетворяют свою религиозность. Действительно, эта данность, эта природа очень сильно влияет на становление, по крайней мере, на начальном этапе продвижения человека к Богу.

 

Звонок: «Как бы Вы неверующему подростку нецерковным языком объяснили, что ругаться матом это плохо?»

Я бы не стал церковным языком начинать объясняться с ними, потому что в Священном Писании не случайно написано: «Не надо метать бисер перед свиньями». «Метание бисера» происходит тогда, когда наш призыв к благочестию, а тем более к вере или к благочестию в религиозных рамках вызывает ответную ярость. Я бы начал с каких-то светских методов, потому что не следует людей (особенно подростков), которые грешат сквернословием или матерными словами сразу призывать к благочестию. Я сказал бы: «Дорогой мальчик, ты такой красивый, и такие грязные слова говоришь. Неужели ты этим ртом сейчас будешь кушать? Ведь он же у тебя сейчас такой грязный!» Это всё зависит от Вашей находчивости и опыта. Добавлю в ответ на Ваш вопрос, что нельзя ни в коем случае унижать человека. Это вызовет обратную реакцию и ярость даже если Вы ничего религиозного, нравственного, божественного, высокого, благочестивого не сказали. Призывать человека [к порядку] нужно очень аккуратно, указав на то что «Вы такие прекрасные молодые люди, образованные, грамотные, но это засоряет наш язык».

 

Спасибо, отец Михаил.

Возвращаясь к нашему первому вопросу хотел бы сказать, что, к сожалению, у родителей есть большая проблема по преодолению природы, о которой Вы сегодня сказали. Дело в том, что эта же природа повлияла на души и духовный мир самих родителей. Разве не так? Они сначала с восторгом, потом с удивлением, а потом и с раздражением видят в детях самих себя. Поэтому прежде чем до родителей дойдёт идея, что это отрицательное качество, это то наследство, которое нельзя дальше продолжать в своих детях, к сожалению, бывает уже упущен момент, когда можно было искоренить то или иное свойство или наследственную черту. А когда мы дождались совершенно недопустимого, когда мы, увидев в наших детях, как в зеркале, собственное поведение, сами начинаем раздражаться, что они ведут себя как мы, что они ходят, говорят, реагируют на мир, на людей, на события как мы, а от нас только раздражение и подчас недобрые отношения или на повышенных тонах, то здесь природа начинает побеждать, а родительское воспитание отступает на второй план. Эта антиномия находится в постоянной борьбе, как перетягивание каната, и родительская мудрость здесь должна быть впереди.

 

 Звонок: «У нас поклоняются Богу, Богородице, ангелам. В Апокалипсисе, когда Иоанн Богослов поклонился ангелу, ангел ему запретил и сказал: «Больше никогда так не делай!» Почему он ему так ответил? Кстати сектанты очень часто этот момент приводят, говорят, что так написано. Проясните, пожалуйста».

Отдельные куски и кусочки Священного Писания можно приложить к любой идее. Апокалипсис — это вообще особая книга, которая практически не употребляется в богослужениях, потому что там можно найти некоторые очень соблазнительные ответы. Почитайте контекст того случая, который Вы имеете в виду, и Вы увидите, что этому ангелу не надо было поклоняться, потому что он был не от добрых сил. На всё вероучение это не распространяет какого-то значения и влияния. Строго говоря, ангелам мы не поклоняемся, мы им молимся, мы просим их, чтобы они неотступно следовали за нами, вразумляя, наставляя, окормляя, опекая нас. В иконографии и иконоборчестве существует разница между поклонением святым и поклонением Христу, поэтому, возможно, и здесь эта разница уже существует. Но я думаю, что наши ангелы-хранители, конечно же, наши молитвенники и ждут от нас не столько поклонения, сколько послушания. Поэтому пусть Вас или тех, кто задал этот вопрос, этот момент не смущает. Что касается сектантов, то я думаю, что любое место в Священном Писании можно трактовать так, как это выгодно той или иной секте. Поэтому либо берите антисектантский катехизис и смотрите, как ответить сектанту на данный вопрос, либо не обращайте особого внимания, потому что даже ответ Вам на этот вопрос всё Ваше мировоззрение и вероучение не слишком исправит к лучшему. Я думаю, что это вопрос очень частный.

 

Батюшка, я бы, наверное, направил нашего телезрителя к лекциям архимандрита Ианнуария Ивлиева. Они есть в Интернете.

Да, отец Ианнуарий в последнее время выпустил несколько лекций на эту тему. Он рассматривает различные моменты Откровения очень глубоко.

 

Батюшка, возвращаясь к вопросу телезрителя по поводу сквернословия, хочется поразмышлять об этом и спросить: в какой момент это плохое воспитание воздействовало на человека и он стал материться? Ведь воспитание может быть как хорошим, так и плохим. Существует такая поговорка: «Сколько бы Вы не воспитывали детей, они всё равно будут похожи на Вас». Скажите, пожалуйста, когда начинается воспитание и что это такое: речь, пример, наказание или подкрепление?

Мы все должны понимать, что в становлении человека существуют периоды, когда он решает определённые задачи. Пройдя этот период, он может войти в кризис следующего периода и т.д. Если говорить о начале воспитания, то, думаю, церковный человек всегда согласится с мнением, что начало воспитания происходит с момента зачатия. Ибо ребёнок во грехах рождается от своей матери, как говорит псалмопевец Давид. Естественно, это говорит о том, что те грехи, наследственные или приобретённые душевные качества, греховные, страстные, которыми обладали или до сих пор обладают родители, могут благополучно передаваться их чадам. То есть дети не рождаются безгрешными, они рождаются безвинными, но далеко не безгрешными и так же несут эту тяжесть греха на себе.

Воспитание начинается с зачатия в утробе. Те девять месяцев, которые будущая мама носит своего ребёнка под своим сердцем, они физиологически связаны. Они дышат одним воздухом, питаются одной кровью, и естественно, впечатления добрые или недобрые, духовные или плотские, которыми питается мать, становятся достоянием ребёнка. Поэтому начало воспитания происходит уже в утробе. Если говорить о втором периоде, периоде рождения и младенчества (до года), то это наиболее явственный первый период воспитания. Он не первый, но первый явственный, потому что мы уже видим отклик самого младенца. В утробе мы не слышали, не видели, а иногда и не чувствовали младенца, за исключением каких-то определённых моментов, когда младенец взыгрался во чреве, когда он показывает, что ему что-то не нравится, но чаще всего, наверное, мамы бывают не так чутки к [его] отклику, то есть обратной реакции на своё воспитание. А в первый год обратная реакция уже более ясна, когда ребёнок улыбается, смеётся, плачет или чего-то пугается. Из двух этих периодов внутриутробного [периода] и [периода] первого года [жизни] закладывается начало воспитания.

 

Звонок: «Я бабушка и крёстная мать своего внука. Ему 11 лет. Живёт он с папой, так как родители в разводе. Так как я всё время при церкви, то в свечном ящике, сейчас в монастыре, этот ребёнок с малых лет всегда был со мной. Он был близок к церкви и даже пел в хоре года два, а сейчас ему 11 лет и резко пропал интерес к церкви. Он не хочет идти на службу (настаивать я не могу, потому что могу спугнуть совсем). Как его снова [вернуть в церковь]?

Это очень популярный вопрос, поскольку такая ситуация очень часто, даже слишком часто встречается в современной жизни. Должен Вам сказать, что ситуация, в которой оказался Ваш внук, Ваш крестник и, как я понял, сын Вашего сына — не лучшая в том смысле, что он один. Судя по Вашим словам, он растёт без родителей, отец видимо занят зарабатыванием денег, матери видимо нету, остаётесь Вы одна. Должен Вам сказать, что, может быть, 11 лет — это рановато, чтобы настаивать на своём желании не посещать храм, не молиться, но тем не менее иногда переходный возраст переходит уже и в 10 и 11 лет и в этом переходном возрасте (я не буду говорить о всех факторах переходного возраста, скажу только то, что имеет значение в Вашем случае) имеет большее влияние коллектив, класс или улица — в зависимости от того, где больше находится Ваш внук. Влияние, мнение и интересы этого маленького коллектива имеют большее значение, чем то благочестие или та любовь к храму, к молитве, к богослужению, которая была раньше. Более того, не удивлюсь, если Ваш внук скажет: «Я стесняюсь говорить своим друзьям, что хожу в церковь». Этот процесс или эта точка перелома, увы, естественная. Человек, проходящий период взросления больше прислушивается к мнению своих приятелей.

Сейчас Вам нужно некоторое короткое время сочетать понуждение и поощрение и если по прошествии полугода или года Ваш внук совсем откажется от храма, то ни в коем случае не потерять с ним душевный контакт. Самое главное — продолжать выслушивать его и даже радоваться тому, что он желает Вам рассказать о своей светской жизни, хотя видимо Вы человек достаточно церковный. Не пугаться того, что вся область его интересов будет лежать где-то в стороне от церкви, от молитвы, от Бога, от вероучения, потому что семя, которое Вы посеяли, необходимо поливать, окучивать, удобрять, возделывать. Будем надеяться, что Вашими молитвами, может быть и его тайными молитвами (потому что он молиться не разучится, просто будет молиться невидимым образом в каких-то особых ситуациях) это семя даст плод в будущем, а сейчас приходится признать, что у всех детей, которые оказываются в таком положении это естественный переходный период отчуждения. Он может продлиться до возраста за 20 лет. Конечно, всё будет зависеть от конкретных обстоятельств. Скорби приближают окончание этого «светского» периода, благополучное жительство, может быть, несколько продлит [его]. Но тем не менее сейчас самая главная Ваша задача — оставаться [с ним] в душевном и сердечном контакте, не ругая, не делая больших глаз, не возмущаясь никакими его, возможно, безнравственными поступками. Очень важна откровенность, открытость, прозрачность его жизни. Вот её и берегите в своём внуке.

 

Спасибо. Отец Михаил, дети взрослеют, и мы только что слышали пример трудностей, сопряжённых с переходным возрастом. У родителей часто возникает соблазн заставить ребёнка стать верующим. Но Господь ведь сохраняет человеческую свободу и никогда не нарушает её. Каким образом родителю уподобиться Богу в этом и не нарушить свободу ребёнка?

Да, мы видимо немного продолжим ответ на предыдущий вопрос. Хотя сразу нужно сказать всем нашим телезрителям, что бытующее в обществе мнение о неприкосновенности человеческой свободы имеет в виду совершенно другую свободу. Свобода в религиозном, в частности в православном вероучении — это свойство одного взятого человека в независимости от дозволенности или недозволенности в обществе, в том месте, где он пребывает. Человек может быть свободен в тюрьме. А общество, тем более безбожное, секуляризованное, понимает под свободой набор дозволенного, и, конечно же, все современные общества (и российское тоже) стремятся увеличить этот набор дозволенностей в светском понимании свободы не как внутреннего свойства сделать правильное решение, правильный выбор. Этот выбор может быть трудным, но тем не менее правильным — в сторону добра. Не греха, не страстей, не желаний человеческих (иногда очень низких), а в сторону добра и спасения души. Если человек имеет возможность, силу воли сделать такой правильный выбор, вовремя сориентироваться, то тогда Господь называет такого человека свободным — от греха, страсти и порока.

Светское общество этими вопросами не занимается и не задаётся, а стремится к увеличению неких «дозволенностей». Это можно, то можно…можно на фильмы ходить не с 18 лет, а с 16, а иногда и с 12, можно то делать, можно это делать. Даже уже можно на родителей своих пожаловаться в некие ювенальные инстанции. То есть по сути говоря, список и ареал свобод растёт. В таком контексте общество пытается Церкви навязать свою точку зрения, что, мол, не надо детей заставлять молиться, ходить в храм, вероисповедовать Бога в своей жизни. Пускай они вырастут, и там уже разберутся. Но мы-то с вами прекрасно понимаем, что атеизм, как особый случай веры в отсутствие Бога, будет действовать со всей яростью и мощностью, и влиять на наших детей. Представьте себе, что получится, если мы будем ждать. Например, некоторые секты считают, что крестить нужно только взрослого человека. Никто не против, можно и нужно крестить и взрослого, но если семья достаточно благоустроена и благочестива, то Святая Церковь принимает их и крестит младенца. Если мы с вами отдадим нашего младенца на растерзание обществу, в котором он будет воспитываться в атеистическом духе, то в дальнейшем веру он обретёт очень нескоро и с большими потерями. Поэтому я и сказал в ответ на вопрос нашей уважаемой телезрительницы, что ей какое-то время нужно постараться сочетать принуждение, то есть уговоры своего внука, с поощрением. Придя из храма нужно, может быть, накрыть стол, потрапезничать, отметить праздник, чтобы труд и некая радость после труда, компенсировали друг друга. Но придёт время, когда ребёнок свободно будет отрекаться от Церкви, от молитвы, от желания ходить в храм, и эту его свободу следует принять, но, Михаил, в ответ на Ваш вопрос хотелось бы закончить другим. Ведь Господь не просто терпит нашу свободу, Он воспитывает нас в свободе. Воспитывает в том, чтобы мы делали правильный выбор, и когда мы делаем неправильный выбор, то рано или поздно за этим следуют последствия.

Наказание.

Я бы не сказал «наказание». Я избегаю в нравственном богословии этого [слова]. Воздаяние, скажем так, последствия этого нашего неправильного выбора. Видимо придётся тогда по аналогии с Божественным воспитанием, и нам согласиться с тем, что ребёнок какое-то время почувствует последствия своего неправильного выбора — этого отказа от молитвы и в конечном итоге даже от Бога, от Его Божественной благодати.

 

Звонок: «Нашей маме 62 года, она сидит в местах лишения свободы. Мы ходим в храм, с женой венчаны, у нас ребёнок, сами мы инвалиды. Батюшка сказал, что наша мама сидит, потому что её посадил сатана из-за какой-то беременной женщины. Подскажите, пожалуйста, что она теперь должна сделать?

К сожалению, очень плохая связь и некоторых существенных моментов этого вопроса я не понял. Я понял только, что у матери, которая находится в заключении, есть ребёнок. Даже если мы не знаем всех сущностей, скажу только одно в ответ на то, что я понял. Я бы на Вашем месте никогда к родной матери не допускал бы пренебрежительного отношения, не старался бы в чём-то её обвинить. Это нехорошо, потому что родному сыну (я так понял, что это сын) про родную мать слышать что-то оскорбительное не хорошо, тем более, что дети не судьи своим родителям. Если Вы приходите в храм, то, наверное, нужно подсказать ребёнку, чтобы он молился о маме с любовью и с уважением.

 

Отец Михаил, Вы говорили о том, что у ребёнка, отданного на растерзание современному обществу, велика опасность заразиться атеизмом. То есть ему навяжут атеистическое мировоззрение. Скажите, пожалуйста, батюшка, кто вообще имеет право заниматься воспитанием?

Вопрос интересный. Я бы немножко разделил [его]: не кто «имеет право», а кто вообще воспитывает наших детей. Любое право связано с ответственностью, поэтому первую ответственность примут, принимают и будут принимать на себя родители. Поэтому, конечно же, если говорить о преимущественном праве, воспитывать своих собственных детей должны родители, и от Крещения к этому их воспитанию присоединяется Сам Бог. Ведь что такое судьба человека? Это попытка Бога воспитать Своё чадо. Мы же чада Божии, а не только папы и мамы. Господь — помощник папе с мамой, но хотят ли родители этой помощи, улавливают ли они её, сходятся ли воспитательные позиции отца, матери и Бога, одинаковые ли ценности мы воспитываем? Может оказаться, что мы воспитываем детей в совершенно разные стороны и на разных основаниях, на разном фундаменте, в разных ценностных категориях. Таким образом, к сожалению, возникает очень большая доля неудачных попыток воспитания. То есть по сути право за родителями, причём воспитывать можно только личным примером. А для того, чтобы сказать, что кроме Бога, Который, конечно же промышляет о каждой душе, кроме родителей, которые видят этот промысл или не видят его, но по крайней мере находятся в атмосфере промысла Божия о своём чаде, воспитывает ещё и школа, и, может быть, сейчас уже в меньшей степени, улица, подворотня, [атмосфера] вне школы.

Это зависит от региона.

Да, это зависит от региона, потому что дети в городах, в урбанистических условиях, меньше общаются со своими сверстниками, а дети где-то на периферии общаются больше, потому что для этого создаются все условия. Церковь призвана воспитывать, но она не может воспитывать детей, которых туда не приводят. Я заметил такую особенность: в церкви присутствует младший возраст, груднички, дошкольный возраст, чуть-чуть школьного возраста, и очень часто отсутствует молодёжь переходного возраста. К сожалению так. Поэтому воспитывать отсутствующих детей, Церковь, конечно же, не может, и, наверное, в силу этого сейчас в нашей Церкви нет большого опыта по воспитанию [подростков и] юношества. Конечно же, есть лагеря, есть возможность создать им мини-социум и условия, но они не охватывают всего многообразия нашей страны. Поэтому я бы ответил на Ваш вопрос, что право имеют родители, и Господь будет судить их за то, как они воспитали своих детей, но влияние оказывают все. По Церковному вероучению воспитание должно противостоять всем прочим влияниям, либо наше родительское влияние недостаточно и неубедительно.

 

Звонок: «Моему ребёнку 10 лет в октябре будет 11. Мы сейчас постимся не весь Успенский пост, а три дня перед Причастием. Как правильно поститься в её возрасте? Можно ли рыбу? Потому что я сама приняла решение, что мы устраняемся от сладкого и прочего, но рыбу я ей сама разрешаю кушать».

Если у Вас один ребёнок, то, конечно, Вы не можете создать «коллектива» в рамках поста и молитвы. По крайней мере старайтесь тогда создавать другую ситуацию, что ребёнок должен делать как Вы. Пока он не перешёл в активную фазу переходного периода (а скоро девочка перейдёт), она готова повторять за Вами. И, наверное, держите руку на пульсе, если почувствуете, что пост в пище всё-таки слишком тягостен для ребёнка, не надо сразу идти у него на поводу, но и злить (как говорить апостол Павел «Не раздражайте чад своих») здесь тоже не следует. Успенский пост находится вне школьных занятий — это каникулы, поэтому здесь школа не влияет, но есть посты во время школьных занятий, и тогда Ваша ситуация ещё больше усложнится. Тогда и Вам, и, наверное, всем нам следует поступать следующим образом: в пище мы даём некое послабление — давайте рыбку, маслице или маргарин, что-то типа майонеза — как-то выходите из положения. Но ведь пост — это не только пища, это образ жизни, поэтому очень хорошо, если ребёнок сдаёт на хранение компьютер, телевизор, наушники и заменяет это время, которое он просиживал за прослушиванием музыки, компьютером или просмотром передач и фильмов совершенно другим: спортивными занятиями, подготовкой к школе, больше гуляет на свежем воздухе. Может быть, стоит здоровьем ребёнка заняться или пообщаться с ним более плотно во время поста. Постарайтесь занять время поста чем-то более благочестивым, чем те занятия, которыми он занимается в обычное время, не концентрируясь только лишь на пище. Пост — это искусство. Если у Вас самой нет богатого опыта поста, то что мы можем предложить ребёнку? Мы можем его только испугать и насторожить. Как родственники, как близкие, её сверстницы, братья, сёстры относятся к посту? Это частный случай.

 

Отец Михаил, для того, чтобы заниматься какой-либо деятельностью, нужно иметь образование и необходимые навыки. Но воспитывать детей нас, к сожалению, никто и нигде не учит. Какими навыками должен обладать родитель для воспитания?

Ваш прекрасный вопрос обозначает болезненную проблему нашего постсоветского общества. Дело в том, что детей не учили воспитывать и 100 и 500 лет тому назад. Люди были неграмотны, и даже если бы были учебники по воспитанию, то люди, наверное, редко бы их читали. Дело в том, что исчезла традиция воспитания. Что такое вхождение человека в родную обстановку, в родную традицию? Это ситуация, когда многие вопросы уже настолько решены, что на них даны исчерпывающие и окончательные ответы. Так было в религиозной православной России и на Руси. То есть ребёнок в семье решал вопросы частного характера — той ситуации, в которой он находился от данной ему природы, о которой мы говорили в самом начале. Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что такой твёрдой традиции, некой оси, на которую будут нанизываться все отдельно взятые элементы воспитания, нет. Наверное, поэтому у Вас и возник этот интересный и важный вопрос: «Чем же должны обладать наши родители?»

Во-первых, родителям нужно понимать, что воспитать в своих детях мы можем только то, что имеем сами. Это совершенно очевидно. «Живи, как я, воспринимай ценности от меня», — это родители не словами, а своими делами являют детям. «Молись, как я, исповедай Христа, как я, живи по Закону Божьему, как я, кайся и исправляйся, как я, будь совестлив, как я». Правильно ведь? Вот эти качества мы можем передать.

 

Я сейчас просматривал вопросы, которые нам задают в Интернете и самый частый вопрос — это «Наказывать или не наказывать?» «Принуждать или не принуждать?» С одной стороны пример, а с другой стороны — принуждение.

До определённого возраста, конечно, можно принуждать. До переходного возраста принуждение возможно. Родители принуждают по-разному. Некоторые очень резко, совершенно безыскусно, просто авторитарным методом, чуть ли не палкой заставляют ребёнка учиться, иногда даже преподают такие вещи, которые ребёнок не чувствует ни необходимости, ни желания выполнять. Сидят возле фортепиано с палкой и бьют по рукам: «Учись-учись!» Конечно, нужно определиться, что мы должны укоренить в своих детях таким методом принуждения, а что не нужно. Это первое. Если ребёнок не чувствует тяги, то, может быть, стоит отменить хор или изостудию или какие-либо другие вещи и не заставлять детей заниматься ими.

Что касается нашей, религиозной области, то здесь до переходного периода некое понуждение возможно и нужно, но с таким условием, чтобы мы с детьми оставались в мирном состоянии духа.

О наказании. Я произвожу слово «наказание» от слова «указание», а не в смысле «пытка», «мучение» или даже «месть». В славянском словаре Вы увидите, что слово «наказание» означает «указание», то есть Господь подсказывает человеку, что неправильно в его жизни, может быть, не так исчерпывающе, как нам бы хотелось, но тем не менее подсказывает. Так и родителям необходимо указывать своим детям на те недостатки, которые выходят за все санитарные нормы. Кстати говоря, в разделе того, чего нельзя, нужно сделать какое-то сокращение, то есть «нельзя» должно быть очень коротко. Нельзя это, это и это. Если у нас очень широкий список того, чего нельзя, то это приведёт к неудаче в нашем воспитательном воздействии, потому что, как говорил Незнайка: «А дышать можно?» То есть если ребёнку вообще всё нельзя, [то нужно понять, что] ничем не заниматься, никак не действовать, нигде не проявляться, не общаться со сверстниками ребёнок не может. При систематическом нарушении этого минимума «нельзя», конечно, можно наказывать, но в хорошем, ровном состоянии духа. В гневе лучше детей не наказывать.

 

Отец Михаил, к сожалению, наш эфир стремительно подходит к концу, но хотелось бы обсудить ещё один вопрос. Можно ли внести в этот список «строгого нельзя» телевидение и Интернет? Помощники они в воспитании или враги?

На опыте наших прихожан, своих собственных детей, крестников и других я бы, наверное, всё-таки до определённого времени ни с Интернетом, ни с компьютером вообще детей не знакомил, потому что это всё-таки инструменты и ими нужно пользоваться (я сейчас говорю даже не об Интернете, а о компьютере и компьютерных устройствах). До определённого времени, когда ещё даже для уроков информатики ребёнку компьютер не нужен, он мог бы задержать его развитие. Некоторые наши телезрители обвинят меня в том, что если мы очень задержим период знакомства с компьютером, то не вырастет «компьютерный гений». Это так, и я с вами соглашусь — компьютерный гений в таком случае из нашего ребёнка не вырастет, но мы не потеряем человека. В этой виртуальной реальности люди иногда растворяются без остатка. Если всё-таки мы пропустили время, и ребёнок уже заинтересовался, то он не сразу выходит в Интернет, а сначала интересуется играми. Игромания — это очень тяжёлая болезнь, и мы погрязнем в борьбе с ребёнком и его игроманией, и, к сожалению, успешного результата, плода от нашего воспитания вряд ли дождёмся. Старайтесь своевременно избирать такое окружение своему ребёнку, где не популяризируется, не пропагандируется это пребывание в Интернете. Так же и телевидение. Я не думаю, чтобы дети просматривали наши современные передачи. Скорее всего, они в 4-5 лет не поймут, что там происходит. Сейчас телевидение перегружено бессмыслицей и безнравственностью. Наверное, нужно просто выбирать диски с хорошими фильмами и не слишком сильно пичкать своих детей этими фильмами-мультфильмами, но круг зрения и круг чтения должен быть Вам известен, что можно и что лучше всего показать на том или ином срезе развития Вашего ребёнка. А телепередачи, наверное, никогда не будут нам нужны, потому что ничего полезного дети там не наберут. Скорость подачи телевидения настолько велика, что человеческий мозг вряд ли усваивает всё. Так что телепередача в прямом виде — это, конечно, враг. Есть хорошие телеканалы, например «Культура» или «Союз». Там и скорость подачи более медленная, и вопросы фундаментальные затрагиваются, поэтому их можно смотреть вместе с детьми. Но мы натолкнёмся на период интереса ребёнка выйти за те границы, которые Вы им предлагаете. В таком случае метод прививок очень полезен. Поставить ему 10-20 серий «Том и Джерри», пусть он отсмотрит за один вечер, и потом он скажет: «Всё, я больше «Том и Джерри» смотреть не хочу».

 

Спасибо большое, батюшка. Скажите, буквально в двух словах, когда же кончается детство? Когда воспитание заканчивается?

Я думаю, что по большому счёту воспитание заканчивается со смертью родителей. Это самая последняя черта, когда ребёнок уже может [осмыслить] и с позиции своего опыта и с позиции знания всего того, что происходило в семье, во взаимоотношениях с родителями, в смертный час, как произошла смерть родителей. Только тогда всё заложенное начинает являться в мир.

 

Отец Михаил, прошу Вас на прощание снова благословить наших телезрителей.

Дорогие телезрители, Господь и Бог благословит вас на всё благое и доброе.

 

Спасибо.

До свидания.

 

Дорогие телезрители, я напомню Вам, что сегодня в студии с нами был настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в городе Сестрорецке, протоиерей Михаил Петропавловский. Ведущий Михаил Кудрявцев. Всего доброго, до свидания!

 

Гость передачи: протоиерей Михаил Петропавловский

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Анна Новикова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать