Беседы с батюшкой. Семейные ценности

13 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке. Передача из Москвы.

– Тема нашей сегодняшней передачи – семейные ценности. Отец Алексий, расскажите, пожалуйста, каков идеальный образ православной семьи?

– Идеальной является семья, где исполняются заповеди Божии, прислушиваются к закону Господню и живут согласно Священному Писанию. Образ такой семьи был явлен в истории многими святыми, и среди праведных ликов есть благочестивые семьи, где муж и жена являются святыми угодниками Божиими. Меня Господь сподобил служить на приходе преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, супруги святого благоверного князя Димитрия Донского, которая явила вместе с супругом настоящий образ целомудренной христианской семьи. Они показали своим личным примером, а не просто теоретически, как можно добиться таких замечательных результатов, как можно достойно нести крест семейной жизни и при этом еще совершать великие дела для нашего земного Отечества, для укрепления Церкви Христовой. На их примере люди видели, на что нужно опираться в течение всей своей жизни. Святой благоверный князь Димитрий Донской и супруга его Евдокия женились очень рано, и брак их, можно сказать, был политический, но в то же время была и искренняя любовь. Почему любовь? Да потому что люди были светлые, чистые, и любовь приходила вместе с тем удивительным, кроме внешнего, внутренним красивым, замечательным миром. И они поняли, что живут в этой жизни не для того, чтобы услаждаться или развлекаться, а чтобы достойно пронести крест своего христианского служения, крест семейной жизни, чтобы сделать что-то очень важное и доброе для Отечества.

Мы знаем, что молодым людям в настоящее время вручается семья как самое основное и главное делание в их жизни, и у каждого из них свои задачи: у мужа одни задачи, у жены – другие, и это связано с предназначением, которое имеет мужчина и которое имеет женщина. Мне как-то один чиновник сказал при своем секретаре: «Вот какая несправедливость: батюшка носит большой крест, а ты, дорогая Ирина Александровна, не можешь носить такой крест». Я говорю: «В чем же здесь несправедливость? У каждого из нас свое предназначение, я же не могу рожать детей, а женщина может». Пусть каждый занимается своим делом в жизни, и здесь нет никакого нарушения прав и свобод человека, просто каждый должен думать, для чего он пришел в этот мир, и не должен равняться на другого, говоря, например: «Я хочу быть другой, я хочу быть мужчиной» – из-за этого происходят неправильные вещи. Когда женщина так рассуждает, она начинает уподобляться мужчине, надевать мужскую одежду, коротко стричь волосы, курить, как-то показывать в своем поведении, в своих движениях и словах, что она мужчина. На самом деле она никогда им не будет!

– А будет ли такая женщина счастлива?

– Она не будет счастлива, потому что никогда не реализуется. Она может быть богатой в материальном отношении, у нее может быть прекрасная работа, но она не будет счастлива, потому что женское счастье приходит через материнство. Мы видим, как многие девушки, которые допускали себе какую-то свободную жизнь, вольности, развлечения, когда они становятся мамами, очень сильно меняются. Они действительно приобретают настоящий подлинный женский облик, и самое главное, что эта женственность, нежность вместе с чадородием возвращает их к жизни.

В семье святого благоверного князя Димитрия Донского и Евдокии было очень четкое понимание своего служения, ведь, кроме несения своего семейного креста, им было необходимо еще и нести достойно жизненный крест, потому что в их, хотя и юное, попечение, была вложена еще и забота о государстве. И они уже росли и возрастали, совершенствовались с полной ответственностью за государство, за подданных, за тот народ, который им вручен был от Господа. Естественно, при всем этом было осознание того, на чем должна строиться эта ответственность, на чем должна зиждиться семья, на что она должна вообще опираться в жизни, где искать силы, чтобы получалось, потому что жизнь не может быть простой и легкой.

Наши предки говорили, что жизнь пройти – не поле перейти. В жизни действительно много испытаний, трудностей, и при всем этом не должно ни волноваться, ни унывать, а найти в себе силы показать, что ты можешь достойно переносить все трудности нашего земного служения и в то же время подкрепить еще немощных вокруг тебя. Если даже у тебя нет государства в попечении, как у святого благоверного князя Димитрия Донского и Евдокии, но у тебя есть семья, близкие, на тебя смотрят старые, малые, и ты должен показать силу, не только самому не сломаться, но еще и подкрепить окружающих. Если мы посмотрим на жизнь святого благоверного князя Димитрия Донского и Евдокии, то увидим, какую высоту этой жизни они показали. За счет чего? За счет молитвы. Слово Божие они приложили к своей жизни, и это являлось основанием их жизни. Летописец даже изумлялся и говорил о том, что Дмитрий и Евдокия любили и ценили друг друга, но в то же время они соревновались в молитве. У нас, конечно, соревнование воспринимается как соперничество, но в молитве не может быть соперников: здесь они один другому не уступали в молитвенном подвиге, не то чтобы кто больше молитв прочтет, но каждый тянулся друг за другом.

– Вопрос телезрительницы из Рязани: «Батюшка, помолитесь, пожалуйста, обо мне. У меня восемь детей, я раньше тоже работала, рожала, дети в школу ходили. Церквей не было, дома молились. А сейчас дети выросли уже, двое пьют, я переживаю за них, хожу в церковь, молюсь, как могу. Помолитесь о рабе Божией Галине! Спаси Вас Господи!»

– Спаси Господи, Галина! Давайте, дорогие братья и сестры, все вместе помолимся за рабу Божию Галину, чтобы Господь укрепил ее и помог ей нести крест своего служения и семейной жизни. Восемь детей – это очень много для сегодняшней семьи, и благодарность Богу, что она и родила, и достойно воспитывала их, невзирая на советское время. Трудное время было, я тоже его помню, когда мы прятали крестики или в кармашке, или мама их вшивала в школьную форму, благо была форма, и мы не могли менять одежду, да и одежды почти не было, времена были тяжелые… Я тоже восьмой ребенок в семье, поэтому понимаю, какой крест Вы несли; при этом родители наши оставались на высоте, потому что всегда воспитывали нас в православной Христовой вере. Но, конечно, сейчас самое главное, наверное, чтобы Ваши дети были с Богом, а то, что есть какие-то недуги, недостатки, – это тоже одно из несений нашего жизненного креста, потому что если не будет трудностей, то не будет и спасения. Вам остается уделом молитва за своих детей, Вы тоже молитесь за них, просите Матерь Божию, святителя чудотворца Николая, преподобную матушку нашу Евфросинию, чтобы Господь исправил их жизненный путь, поменял их сознание, чтобы они встали на путь служения Господу, и тогда эти недуги, эти страсти сами собой отпадут и не будут одолевать ни Вас, ни их.

– А возможно ли счастье в семейных отношениях, если эти отношения не имеют под собой духовного фундамента?

– Счастья не будет в таких отношениях, потому что все начинается в семейной жизни с влюбленности. Сначала эта влюбленность связана с романтизмом, с какими-то новыми ощущениями, все это тебя захватывает, но вскоре проходит, потому что люди начинают привыкать друг к другу, и вскоре через какие-то повседневности уже не так ценят друг друга, начинают немного переживать и говорить: «Мы уже не любим друг друга». На самом деле, это уходит влюбленность и наступает повседневность. Влюбленность невозможно пронести через всю жизнь, а любовь возможно.

Что такое любовь? Это не просто какая-то забава на всю жизнь. Это нелегкое перенесение тех трудностей, которые бывают в жизни, совместной с близким и любимым человеком, и нужно понимать это. У нас сейчас какое понятие любви, любимого человека? Люди любят друг друга, милуются, а «миловаться» – это «являть милость друг к другу». Здесь надо понимать любовь через милость. А что такое милость? Явить милость человеку – значит простить его. Это очень тонкое понимание любви. Апостол Павел дает определение, что «любовь долготерпит, милосердствует, не превозносится, своего не ищет, всему верит, все терпит и все прощает». Любовь никогда не угасает, никогда не проходит, но ее надо поддерживать в себе. В то же время любовь созревает через определенные качества: терпение, смирение, кротость, всепрощение, желание не обидеть любимого человека не только делом, словом или взглядом, а даже борьбой со своими мыслями. Все это является христианскими добродетелями, и если человек не живет ими и не воспитывает их в себе, если он не борется с противоположными им грехами, то он не может сохранить любовь в семье, а значит, не может быть счастливым, ведь если нет любви, то нет и счастья. Если в семье нет любви, то можно вместе жить, но это, словно салазки по асфальту тащить: ни пользы, ни радости, одни лишь усилия. А вот в христианской семье есть эта радость, потому что здесь каждый несет свой крест, понимает ответственность, и ответственность не только перед обществом, потому что перед обществом сейчас невозможно сохранить никакой ответственности.

Общество допускает сейчас различные вольности, слабости, предлагает человеку жить свободно и делать самостоятельно выбор, причем общество не только не осуждает, если человек не сохраняет эту любовь и свою семью, не делает детей счастливыми, а даже в какой-то степени поощряет это. Поощряет через ту культуру, которая нам передается через СМИ, через те отношения, которые культивируются сейчас опять-таки через художественные фильмы, где показывают не высоту духовной жизни, не красоту семейных отношений, а самые низменные отношения, измены, интриги, склоки, и в то же время не ставятся на первый план те ценности, которые не только украшают семью, но и делают человека счастливым. И в этих отношениях очень часто забывают о детях, они там на втором плане. Главное – это мои чувства и мой комфорт в жизни, а что там дети? Дети вырастут и пусть сами получают лучшее от этой жизни и строят свой комфорт. То есть присутствует некий эгоцентризм: я – это все, это центр всей жизни в этой вселенной.

А на самом деле ведь семейное счастье не в том, что я счастлив, а в том, что я кого-то могу сделать счастливым вокруг себя, и от этого я получаю полное счастье. Если счастлива моя супруга, если она уверена во мне и в завтрашнем дне, если она знает, что супруг ей в любых обстоятельствах подставит свое плечо, поддержит и будет всячески стремиться, чтобы семья не испытывала трудностей в жизни, если я прихожу домой и меня окружают дети, в этом счастье. Дети видят своего отца – отец видит своих детей, это его достояние, это плоть от плоти его, это кровь от крови его – и в этом счастье, что он смог сохранить свою семью.

Я недавно, еще до Петрова поста, венчал немолодую пару – генерала с супругой, и он пригласил своих сослуживцев, друзей, которые тоже пришли со своими женами. После венчания мы пили чай, беседовали, радовались, поздравляли их с тем, что они совершили то, что должны были совершить еще в прежние молодые свои годы. И вот они все сидели и были горды тем, что каждый из них сохранил любовь к своей жене, и они вместе прожили всю жизнь, никто из них не был разведен. Это большой труд, и они понимают, что это ценность. Они прошли эту жизнь, и у них нет сожаления. Они говорят: «Вот она, моя одна-единственная и любимая на всю жизнь!» Вспоминали свою молодость, говорили о том, что были какие-то искушения, предложения, и они говорили, что уходили от соблазнов, каким-то чудным образом Господь их уводил. И жены сидели тоже очень гордые, говорили: «Ну мы ведь тоже неплохие, батюшка!» «Ну конечно, неплохие, – говорю, – ведь только у хорошей жены муж может стать генералом». Это действительно было такое соработничество, где муж исполнял свое главное дело, предназначение.

В чем предназначение мужчины? В поте лица добывать хлеб; это благословение Божие человек получил после грехопадения. И вот каждый мужчина трудится, обеспечивает семью, стремится, чтобы был полный достаток. Конечно, есть моменты нашей жизни, когда не всякий мужчина может заработать на всю семью, поэтому женщина тоже привлечена к труду, но в основном, слава Богу, самое главное назначение мужчины – это добывать хлеб.

Каково же главное предназначение женщины? Чадородие. Это ее спасительный путь. Женщина рожает, как, например, матушка Галина, позвонившая нам, – восемь детей родила! Славная женщина только за то, что она их родила, да еще и воспитывала в советское время, трудное, безбожное время, когда и веру нужно было скрывать, и крестики нужно было прятать, она воспитывала в вере своих детей. Конечно, она получит от Господа награду. Конечно, она несет сейчас свой крест, переживая за детей, потому что за детей всегда будешь переживать, и для матери дети, хотя и будут уже иметь своих детей и внуков, все равно останутся детьми, ее сердце всегда с ними. В этом заключается человеческая жизнь, и в этом тоже какая-то радость, и переживание, и молитва. И для матери нет плохого ребенка. Есть такая замечательная русская поговорка: «Хоть дитя и криво, да для родителей мило», потому что и сердце-то у матери, наверное, больше не с тем ребенком, у которого все хорошо и благополучно, а с тем, который немощствует и страдает, потому что имеет какую-то страсть или пристрастие. И от этого молитва у матери. Все настолько тонко переплетается, но в этом и заключается спасительный подвиг каждого человека, а Господь нам другого и не обещал в этой жизни. Почему мы об этом говорим? Мы не должны настраивать свою жизнь на то, что у нас будет постоянно красная дорожка, дорогая машина, охранники и изобилие всего. У Господа этого не было в земном служении, Он испытывал трудности и сказал, когда вопросили его, где Он живет: «Лисицы   имеют   норы  и  птицы   небесные  — гнезда,  а   Сын   Человеческий   не   имеет,  где  приклонить голову». И Его служение было через поношение, трудности, испытания, через несение креста, через Голгофу, смерть, страдания. Но потом было Воскресение. Так же и каждый из нас: не будет другого пути, но в этом и есть радость служения. Мы знаем, что, если у нас не будет трудностей, мы не почувствуем близость Неба и близость Бога. Только когда есть испытания и трудности, когда есть подлинное, настоящее служение Богу и своим ближним, тогда мы чувствуем Бога.

– Вопрос от телезрителя из Белгородской области: «По Евангелию, Иоанн Предтеча обличал Ирода как раз за то, что тот разрушал семейные ценности. Как Вы считаете, в нашем современном обществе должны ли руководители быть образцом и примером для народа в соблюдении семейных ценностей и кто должен им на это указывать?»

– Очень хороший, мудрый вопрос. Конечно же, обязательно руководитель должен быть образцом, потому что за ним стоят люди. Так вложено в человеческую природу, что человек равняется на своего руководителя, он является для него авторитетом. Если бы это не было вложено в человеческие отношения, то тогда не было бы уважения к тем, кто является старшим или начальствующим. Почитать наставников своих и молиться о них нам заповедовал и сам Господь, поэтому, естественно, руководитель отвечает не только за свою жизнь и за свои грехи, но и за всех тех, кто вручен ему в попечение. Если это градоначальник, за ним стоит город, если это министр, за ним стоит целая отрасль, если это премьер-министр или Президент, то на него равняется вся страна. Если даже и наша современная жизнь и современные, европейские «ценности» и позволяют делать что-то плохое, то это всегда вызывает пристальный интерес прессы, обсуждения, неприязнь, укоризны. Это естественно, ведь даже наше общество, которое уже пало в христианском отношении очень низко, все равно требует некоей высоты и правды, потому что у каждого человека есть совесть, и она ему подсказывает, что правильно, а что нет в нашей жизни. Любой руководитель должен помнить, что вместе с должностью и положением ему еще вручается и ответственность за тот народ, который идет за ним.

Кто должен указывать? Указывать все мы должны, и для этого должно быть соответствующее настроение в обществе. Общество должно показывать высоту ценностей, но опять-таки, чтобы на это указать, общество само должно подняться – не падать, не деградировать, а подниматься! И тогда любой руководитель поймет, что он зависит от народа; что от того, как народ будет к нему относиться, зависит, будет ли он дальше занимать тот или иной пост, так что ему придется считаться с народом и с теми требованиями, которые он выдвигает. Если современное общество будет выдвигать только требования хлеба и зрелищ, то руководство только это нам и даст, а жить будет, как захочет. Но если народ будет требовать от руководителя, кроме хлеба насущного, еще и высоту духовно-нравственной жизни, тогда руководители будут придерживаться высоты этой планки.

Я думаю, что вы, возможно, хотели бы услышать, чтобы на это указывали священнослужители или сам Святейший Патриарх. В какой-то степени Церковь всегда на это указывает своим служением и проповедью слова Божиего, которое именно к этому призывает и говорит о том, что мы должны совершенствоваться в своей жизни, стремиться к святости и подражать жизнью своей Отцу нашему Небесному и Божественному Спасителю, Который Сам говорил: «Будьте совершенны, как совершенен Отец мой небесный, будьте святы, как Я свят». Мы стремимся подражать нашему Господу, в жизни идти по тому пути, который Он показал, но к Церкви не всегда прислушиваются в наше время. Но если общество солидарно в этих ценностях, если оно поддерживает планку христианских ценностей, то тогда каждый руководитель будет к этому стремиться. К сожалению, тля входит в нашу жизнь. Но если брать Россию, благодарение Господу, Церковь Христова православная все-таки стремится призывать к тому, чтобы все жили согласно заповедям Божиим.

– Отец Алексий, если люди, вступив в брак, вдруг обнаруживают, что они чужды друг другу, если, как Вы сказали, семья движется, как салазки по асфальту, – как быть в такой напряженной ситуации непонимания, несоответствия? Как сохранить семью? Или в такой ситуации возможен развод?

– Нет, невозможен развод. Мы бываем холодны не только в вопросах семейной жизни; порой бываем холодны даже к своим родителям и к друзьям, но проходит какое-то время, и мы понимаем, что родители у нас одни на всю жизнь. И тогда проходит эта холодность, а остается любовь или чувство покаяния перед родителями, живыми и особенно перед теми, которые ушли в мир иной, и мы понимаем, насколько мы были неправы в своей жизни. Эта холодность бывает по отношению к друзьям, но проходит время, и ты понимаешь, что в своей жизни лучшего друга не встречал.

Бывает и в семейной жизни охлаждение отношений, и мы, если не живем христианской жизнью, если у нас нет духовника, мы не ходим на исповедь, не причащаемся, то начинаем обвинять своего супруга или супругу в этих холодных отношениях. Это путь, который ведет в никуда. Нужно обязательно смотреть на себя: а не я ли виноват в этих отношениях? Ведь если охотник не попадает в цель, он же не говорит, что заяц быстро бежал или медведь слишком отставал от стрелы или от пули, или что лук не такой, или ружье забыл почистить. Не в этом же вина. «Это я промазал, – говорит охотник. – Я виноват, моя вина».

Почему мы говорим о человеческом эгоизме? Потому что в последнее время человек не видит своей вины, своих ошибок. У нас, если кто-то заболел, значит, это свекровь что-то сделала или теща начитала-наговорила, или соседка-колдунья наколдовала. У нас, если что-то не получается или с работы увольняют, так это не я виноват, а начальник плохой, он заелся, видит только себя и думает, что только он грамотный... Если оценку плохую получаем, то учительница виновата, она не оценила наших стараний, наших знаний. Если я плохой диплом написал, то это комиссия не оценила, а моя-то работа лучше всех была написана... То есть мы обвиняем всех и вся, а себя мы не виним! На самом же деле, если я заболел, в моей жизни что-то не так, значит, я должен посмотреть на свою жизнь: правильно я ее провожу, что стало тому причиной? Может, я перепил-перекурил, может, я действительно хожу не по тем местам и получаю там всякую заразу или действительно легкомысленно отношусь к своему здоровью? Или просто у меня есть такие грехи, за которые Господь меня хочет остановить, с тем чтобы я пересмотрел свою жизнь и встал на другой путь, чтобы я отказался от того, что мне не только не нужно, но и вредит?

То же самое и в семейных отношениях. Если я буду смотреть, что эти отношения стали неправильными, то кто в этом виноват? Почему происходит охлаждение у меня? Обычно оно не является естественным, особенно в молодой паре, это значит, простите, что есть измена, которая всегда охлаждает отношения. Значит, кто-то виноват. Если люди изменяют, то обычно стараются себя как-то оправдать, ведь совесть говорит о том, что они неправильно поступают. И начинают выискивать: вот она такая-сякая, и набирают целый список недостатков, которые раньше не замечали, а сейчас подчеркивают. Охлаждение само по себе не происходит. Если нет измены, то таких охлаждений почти не бывает. Они иногда бывают, из-за какой-то шероховатости или нежелания супругов уступить друг другу, поработать над собой, что-то не увидеть, что-то не услышать, не заметить, чтобы сохранить добрые, теплые отношения в семейной жизни. Нет веской естественной причины для охлаждения человеческих отношений в супружестве. Есть она, но только совершенно предсказуемая, потому что за ней стоит некий грех, с которым человек либо не хочет бороться, либо он его допустил, и тот ему сладок, и за счет этого греха разрушаются семейные узы.

– Вопрос телезрительницы из Курска: «Я воцерковляюсь недавно, младшего сына я почти каждую неделю вожу к Причастию, а старшая тринадцатилетняя дочь не очень любит ходить в храм, приходится ее уговаривать. Она сейчас слушает нас, пожалуйста, скажите ей что-нибудь!»

– Ну что я могу сказать? У меня у самого четверо детей, и у меня не возникает вопросов с детьми, когда нужно идти в храм. Они уже привыкли к храму, любят туда ходить, там много близких для них людей, друзей, с которыми они общаются. Здесь, наверное, дело в том, что вы недавно воцерковляетесь, поэтому нет еще этой привычки. Вообще к храму ведь тоже нужно иметь привычку, полюбить его, а это все прививается с самого раннего детства. Вашей дочке я хотел бы только сказать такие слова: если хочешь быть счастливой, обязательно ходи в храм и обязательно слушайся маму. Если мама скажет, то надо исполнять, и это принесет тебе счастье. Ведь все, что мы делаем или не делаем, возвращается к нам: если делаем доброе, то добром и вернется к нам. Лет через семь-восемь ты тоже будешь мамой, и ты наверняка захочешь, чтобы твоя дочь тебя тоже слушала и исполняла то, что ты ей скажешь. Если хочешь, чтобы так было, то обязательно слушайся свою маму, тогда и твои дети будут тебя слушать. Все в жизни взаимосвязано согласно тем духовным законам, которые Господь вложил в нашу жизнь.

– Как Вы считаете, допустимы ли и действенны строгие методы воспитания детей, то есть грубые?

– В отношениях всему должна быть мера, причем наказание тоже должно быть умеренным, чтобы не вызывать некую ослабленность в душе ребенка. Иногда ребенка можно и наказать, и в угол поставить, порой и ремешка дать. Но опять-таки это не нужно делать часто. Одного раза обычно достаточно, чтобы ребенок запомнил, что у него отец строгий и может наказать. Но в то же время каждый ребенок по-разному реагирует на наказание и даже на строгое слово. Один, например, понимает сразу и вразумляется, другой напрягается, и здесь воспитание обязательно должно быть с кнутом и пряником. Если ты даже поругал ребенка, слово сказал строгое, обязательно нужно потом его пожалеть, показать, что родители его любят и ценят. Дети должны слышать слово «любовь»! «Я тебя люблю, сынок (или дочка)!» – и они отвечают потом теми же словами. В этом теплота и близость родительских отношений. Кто-то мне рассказал, что проводили социологический опрос и большинство из тех, кто оказался в тюрьме, не слышали от своих родителей в детстве слов: «Я тебя люблю». Это волшебное слово, ведь Господь дал нам новую заповедь: «Да любите друг друга». Мы всех должны любить, кто окружает нас, а любить собственных детей – это естественно, это отвечает нашей человеческой природе. Да, мы должны бывать строгими, наказывать и вразумлять детей, но в то же время они должны видеть и нашу любовь к ним. В дальнейшем они уже понимают, что если мы им что-то запрещаем делать, это все не потому, что мы такие вредные эгоисты или не понимаем их. Они начинают осознавать, что мы и понимаем, и предостерегаем их; что тот или иной поступок или желание может привести к каким-то плачевным последствиям, и они соглашаются, потому что знают, что родители их любят.

Вопрос телезрительницы Марии из Щелкова: «У меня очень серьезный и болезненный вопрос. Мы с мужем воцерковленные и живем вместе уже 15 лет, у нас трое детишек, много было в жизни всяких трудностей и перипетий. Но вот что мучает меня в нашей жизни. Мой муж сам воцерковленный, и меня привел к вере, все знает и читал раньше много духовной литературы, но он сам по себе не хочет жить по вере, по нашим православным заповедям, и получается, что мне приходится тянуть всю семью. У него есть еще немощи, он выпивает. Порой руки опускаются, бывает очень тяжело, хочется все бросить и вообще ни к чему не подходить... Как мне быть в этой ситуации, как жить? Духовника у нас нет, я сколько ни пыталась к батюшкам подходить, к сожалению, никак не получается найти духовника. Как нам быть?»

– Во-первых, нужно все равно избрать духовника и прилепиться к нему и не думать о том, подходит ли он вам или нет. Нужно, чтобы батюшка вас хорошо знал, за вас молился, и он будет уже понимать трудности вашей семейной жизни и будет где-то подсказывать, а самое главное, что будет молиться за вашу семью. Второе. Я понимаю ваши трудности и одиночество, которое Вы испытываете, когда муж находится в забвении. Всегда помните о том, что где невозможно какими-то человеческими усилиями что-то изменить, поправить, вразумить – обязательно начинайте молиться! Обязательно должно быть молитвенное правило, обязательно у Вас должен быть образ любимой Божией Матери, святого угодника Божиего, обязательно должен быть акафист этому святому или иконе Божией Матери, и читайте акафист, молитесь. В молитве Вы найдете и изменение той ситуации, которая сложилась в вашей семье, и укрепление собственных сил, и Господь никогда не оставит. Помните, что где не хватает человеческих сил, должна прийти помощь Божия, а она приходит к нам только через усиленную молитву. Я понимаю: трое детишек, нужно убраться, накормить, ни на что не хватает времени, но найдите время, хотя бы даже по 150 раз в день читать «Богородице Дево, радуйся». Эта молитва должная быть теплой, сердечной, и она Вам поможет. Ну и третье – будьте поснисходительней к мужу. Конечно, куда тут денешься, всё мы знаем, всё мы понимаем, но не всегда силы хватает исполнять. Помните слова апостола Павла: «Немощи немощных носите и так исполните закон Христов». Вот в этом поддерживайте друг друга и молитесь за него, и Господь управит все в вашей семье, я верю, что будет все замечательно.

– Отец Алексий, я хотел бы попросить Вас рассказать о престольном празднике, который готовится в вашем храме.

– У нас по обычаю два раза в год празднуется престольный день, посвященный памяти преподобной Евфросинии Московской. 30 мая мы празднуем день ее монашеского пострига. После монашеского пострига преподобной прошло мало времени, чуть больше полутора месяцев, и 20 июля по новому стилю последовала ее блаженная кончина, которая совершенно чудным образом проходила, потому что у гроба ее возжигались сами собой свечи: Господь показал дивный подвиг преподобной, святость ее жизни. И сразу же у ее гробницы стали совершаться великие чудеса, много чудес. Преподобная помогает в жизни многим: она помогала при жизни, во время своей кончины, и сейчас в молитвенном общении с ней тоже происходит очень много чудес. Мне иногда говорят, что я занимаюсь рекламой, но я отвечаю, что я не рекламирую, а просто свидетельствую о силе нашего духовного общения с преподобной Евфросинией, потому что за мою бытность настоятелем не один десяток женщин, которые были бесплодны, почувствовали радость материнства по молитвам преподобной, и об этом очень хорошо еще писал И. Шмелев в своих трудах, о том, что в Вознесенскую обитель за помощью в чадородии приходили и до революции. Преподобная помогает в устройстве семейной жизни: кто-то квартиру получает, кто-то семейной жизнью умиряется. Часто приходят люди с нерешенными семейными проблемами; начинаем совместно молиться преподобной – и умиряется семейная жизнь, мужья возвращаются. Столько чудес происходит! Некоторые говорят, что в наше время не бывает чудес, так вот их очень много! Вот почему мы говорим, что нужно полюбить святых, нужно общаться с ними, чтобы мы не были им чужими. И когда вот такая молитва происходит, то от них и реальная помощь бывает. 20 июля – день блаженной кончины преподобной Евфросинии Московской, это день, когда по ее молитвам Господь стал массово совершать чудеса на ее гробнице. В нашем храме есть чудотворная икона с частицей мощей, с частицей пояса преподобной Евфросинии, и очень много приношений от людей, которым преподобная совершила чудеса. Преподобная святая очень теплая, об этом говорят все, кто приезжает в наш храм. Я говорю, что, конечно, теплота не от нас, не от батарей исходит, а от преподобной Евфросинии, она ведь как мать, ее при жизни москвичи называли покровительницей, матушкой. И действительно, кто бы ни приехал на приход, всегда уезжает и утешенный, и умиротворенный, чувствуя теплоту, как в отчем доме.

Преподобная до сих пор остается матерью, и мы готовимся всегда к престольному дню, тем паче что заботой Святейшего Патриарха последние годы у нас постоянно служат на престольный праздник архиереи. А служение архиерея – это самое высокое служение, потому что, где архиерей в церкви, там полнота благодати Божией. И в этот раз у нас будет служить владыка Феофилакт. Накануне, 19 июля вечером, мы будем служить всенощное бдение, а перед всенощной, в 16 часов, по обычаю, мы поем нараспев акафист преподобной Евфросинии со всем народом, без хора. Это традиция нашего храма, потому что акафист преподобной должен знать и петь каждый христианин, у нас напечатаны акафисты, и каждый наш прихожанин может вместе с нами петь. 20 июля, в понедельник, в престольный день, у нас начнется с 7-30 водосвятный молебен. Я вспоминаю свое детство, как на престольный день всегда приходили селяне с большими 3-литровыми банками под капроновыми крышками, кто-то с металлическими бидончиками, брали по три-четыре банки наперевес и несли домой святую воду от престольного дня, считая, что она имеет особую благодать и заступничество того святого, ради которого и совершался этот водосвятный молебен. И по сей день я призываю и гостей, и постоянных наших прихожан обязательно брать с собой посудинку и набирать воду от престольного дня, кропить свои дома, огороды, дачи, давать попить всем родным и близким во исцеление души, в победу над теми страстями и немощами, которые одолевают нас. А после мы в 8-30 встречаем архиерея. Преосвященный владыка Феофилакт, епископ Дмитровский, управляющий Юго-Западным викариатством, будет совершать у нас Божественную литургию. Архиерейская служба всегда очень красивая, праздничная, торжественная, вдохновенная. Владыка Феофилакт уже старец, и, действительно, мы чувствуем, когда он служит, что у нас служит отец, а мы, дети, собрались около него. Такое чувство сыновства очень сильно ощущается на архиерейском богослужении. После службы у нас по обычаю крестный ход и потом мы вместе кушаем «евфросиньевские» пирожки, как мы их уже называем, пьем чай.

Мы вас всех от души сердечно приглашаем с нами помолиться и 19 июля вечером, и особенно 20 июля на архиерейской службе, получить благодать, силу и заступничество по молитвам нашей матушки преподобной Евфросинии Московской.

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Татьяна Башилова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать