Божественная Литургия

12 сентября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Аркадий (Логинов), проректор Екатеринбургской духовной семинарии. Передача из Екатеринбурга. Эфир 11 сентября.

- Сегодня у нас в гостях иеромонах Аркадий (Логинов), проректор Екатеринбургской духовной семинарии. Батюшка, дайте, пожалуйста, определение Божественной Литургии.

- В словах «Божественная литургия» заключается весь смысл жизни Церкви. В современном мире Церковь имеет много разных форм служения. Она принимает участие в социальных проектах, проповеди и миссионерской деятельности. Но самое главное – это Божественная литургия. И это убеждение существует с 3 века после Р.Х.: без Евхаристии нет Церкви, то же самое вне Церкви нет Евхаристии. В Таинстве Евхаристии запечатлевается наше единение с Богом. А Божественная литургия есть Богослужение этого Таинства. Церковь ходатайствует, для того чтобы подать освящённые Дары верным христианам. Эти Дары есть залог будущего воскресения. Этот залог дается в беседе о Хлебе Жизни. Произошло это на другой день после Чуда умножения хлебов. Люди захотели сделать Христа царем после этого чуда. Господь же обращается к прообразу хлеба, к манне небесной, и говорит, что истинный Хлеб нисходящий с небес - Он сам. Причащающиеся же плоти Христа «не умрут вовеки, и воскреснут в последний день». Апостол Павел в своих посланиях уделяет Церкви много внимания. Он говорит, что Церковь – тело Христово, Христос же - глава Церкви. Верующий христианин должен стремиться принимать активное участие в Божественной литургии.

- Можно ли молиться за врагов? И какому святому молиться за слабый ум?

- Я начну с ответа на второй вопрос. Никто не отрицает такого опыта церкви, когда определенные святые предстательствуют за нас. Но увлекаться «специализацией» святых на тех или иных сферах не стоит. Мы должны помнить всегда, что мы обращаемся в молитвах к Богу. Не принципиально, какому святому молиться. Молитесь Богу и святым, которых вы особо почитаете. Стремитесь к сердечному участию в молитве. Бог знает наши нужды и ждет нашего обращения. В молитве важна проникновенность, стремление вложить сердечную силу. Тексты молитв должны учить, как правильно молиться. Мы должны пропускать слова молитвы через наши ум и сердце. Самая совершенная молитва – безмолвная. Помочь насчет конкретных святых я не могу.

И ответ на первый вопрос. Нужно молиться за врагов. Господь показывает и заповедует это собственным примером. Молиться за врагов – труд, который требует совершенства. Это можно делать, когда сердце знает, что такое любовь. Если не имеешь любви, то даже не пытайся молиться за врагов. Это глубокая и великая тайна христианской философии, трудно понимаемая и постигаемая. Люди если что-то готовы простить, то не всегда могут простить.

- Распространено мнение, что можно каяться вне Церкви и без священников. Будто Бог и так все видит. Аргументы о том, что священник свидетель, а каемся мы лично Богу, не возымеют действия для людей, которые видят в исповеди лишь традицию не основанную на Писании. Как таким собеседникам аргументировать покаяние и исповедь именно в Церкви?

- С такими собеседниками аргументы бесполезны. Я глубоко убежден и имею опыт: люди, говорящие, что Бог и так все увидит, оправдываются, и прежде всего перед собой оправдываются. Человек чувствует угрызения совести и таким образом пытается себя успокоить. Тут и леность духовная, и убеждения, и другие причины. Нужно споткнуться такому человеку, чтобы понять самому смысл Таинства Исповеди.

Господь ведает наше прошлое и будущее. От того, что Бог знает наши грехи ситуация не изменится. Важно, чтобы в процессе покаяния человек вернулся в такое состояние разума, которое открыло бы ему: чтобы победить грех, надо грех обнажить. Позиция этих людей направлена на утаивание греха.

Нынешняя форма покаяния - индивидуальная пред священником - более поздняя форма покаяния в Христианстве. Она, скорее всего – снисхождение к человеку.

- Что Вы ответите тем, что в современной Церкви мы наблюдаем за «превращением священнодействия в торжественное мероприятие».

- Богослужение с течением времени деградировало. Оно так сказать замыкалось в самом себе, отделялось от прихожан. Люди не имели такого полноты соучастия, какое было в древности. Учитывая низкий уровень знания о Богослужении, люди молятся отстраненно. Сейчас священники громко проговаривают слова молитвы. Думаю, что начнется литургическое возрождение. Приходят многие люди, которые приходят в Храм молиться, а не слушать церковное пение.

- Меня смущает поведение священников в алтаре. Много лет наблюдаю: разговоры иереев в алтаре за Литургией.

- Я этого тоже не могу понять. Согласен с Вами, что это вещь недопустимая. Я обращаюсь к своим собратьям: давайте искореним такие разговоры за Литургией. Чинопоследование в Литургии – консервативное в плане самой молитвы, и там нет возможности и времени что-то обсуждать. Некрасиво выглядит, когда что-то доносится из алтаря помимо слов молитвы. Это негативно сказывается при восприятии прихожанами.

- Я живу в деревне, ближайшая Церковь (староверческая) в 80 километрах. Могу ли я смотреть православные передачи по ТВ? И ещё: батюшка не допускает до причастия по причине того, что мы не венчаны в браке с мужем. Как мне поступить?

- Я ссылаюсь к Основам социальной концепции РПЦ в отношении брака. Для православных христиан важно благословение их брака Церковью, но Церковь не отрицает невенчанный брак, но зарегистрированный в ЗАГСе, как блудное сожительство. Достаточно обратиться к писаниям Отцов. В языческом обществе, например, супруг был верующим, а супруга неверующей.

- Где граница между понятиями «воля Божья» и безволие, когда человек говорит «на все воля Божья», а сам ничего не делает?

- Воля Божья – не таинственная: главное, чтобы человек был спасен, чтобы человек стал богом. Какую еще Волю Божью вы хотите? Нужно примерять свои поступки и слова, соизмерять свои действия. Но и полного послушания священнику в миру не стоит устраивать. Требовать от священника на приходе глубины аскетического познания не представляется возможным.

- Что делать человеку, не собирающемуся причаститься Святых Даров, перед Таинством Причащения когда священники причащаются в алтаре?

- По чинопоследованию Литургии в это время должно быть пение киноника (причастного стиха). Но в современной практике этот стих проговаривается скороговоркой. Я б сказал, надо этой участнице все же причащаться. Понятно, не стоит требовать напряжения духовной жизни. В этот момент предложил бы, произносить 50-ый покаянный псалом. У святителя Иоанна Златоуста есть экспрессивное выражение по поводу Причащения: мы зубами буквально рвем плоть Христа! Он так сказал, чтобы показать, насколько тесно это общение, насколько это существенная часть жизни. Молитвы без Причащения утратят всякий смысл. Святая Мария Египетская живя и борясь в пустыне, достигла святости, и она выходит из затвора, чтобы перед смертью причаститься.

- Мне протестанты подарили Евангелие от Луки, книжку с картинками. Куда мне деть эту книжку? Выбросить брошюрку опасаюсь.

- Важны не картинки и бумага, а содержание Евангелия. Думаю, нужно просто изменить отношение книжке. Если хотите, можете сравнить протестантский вариант с православным изданием.

- Как стоять в Храме, когда священник кадит в Храме по кругу?

- Священник обычно кадит и иконы, и людей. Когда он кадит вам, вполне разумно к нему повернутся и поклониться. Ничего страшного, если вы повернетесь в этот момент спиной к алтарю.

- Можно ли венчаться супругам, которые давно живут в зарегистрированном браке?

- Для совершения венчания требуется наличие регистрации в ЗАГСе. Бывает, что супруги венчаются и живут много лет без регистрации в ЗАГСе, и мы призываем, чтобы они обязательно зарегистрировались.

Нужно понимать духовную ответственность. В 1990-е годы возникла мода на: церковные обряды и религиозность, массовые крещения, массовые венчания. И люди тогда венчались, а сейчас начинают разводиться. И начинаются проблемы с церковными разводами. Господь говорит, что причиной развода может быть только грех прелюбодеяния.

Нужно бороться за возрождение института семейных ценностей.

- Время нашей передачи подходит к концу. Благословите, батюшка.

- Благословляю! До новых встреч, телезрители!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать