Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- Духовенство вашего прихода окормляет наркологическую больницу № 17 города Москвы. Что послужило мотивом для того, чтобы идти к наркозависимым?
- Случай. Промыслом Божиим было определено, чтобы мы совершали служение и работали здесь. Я никогда не думал, что мы будем заниматься подобным, для прихода свойственно вести одну конкретную работу. Для нас было присуще больше трудиться со студентами, с момента образования нашей общины мы работали с Московским финансово-юридическим университетом, преподавали основы православной культуры.
Но в жизни бывают обстоятельства, когда Господь различным образом призывает тебя на то или иное служение. Когда я нес послушание в Патриархии, один человек помогал там хозяйству и сказал мне: «Я лечился в наркологической больнице, теперь веду нормальный образ жизни. Но понимаю, что люди, которые попадают в алкогольную или наркотическую зависимость, могут избавиться от недуга, если они будут верующими, если Свет Христов осветит их души. Поэтому в наркологической больнице должен быть священник. Я лежал в больнице №17, где есть православное отделение, но в последнее время нет священников, которые бы там постоянно трудились. Я Вас очень прошу: взамен на то, что я делаю, окормляйте эту больницу».
Мы всегда чувствуем себя должниками перед людьми, которые помогают Церкви. Но я подумал, что мы еще не достроили храм, за нами студенты, между которыми мы разрываемся, еще я нес послушание в Патриархии. Я не знал, как все совместить. А помолившись, решил: «Как я откажу этому человеку? Если я не организую работу, тогда он не поверит Церкви, потому что вера приходит через общение со священником». Не случайно на кресте, который надевают во время хиротонии, написано: «Образ буди верным словом, житием…» На нас смотрят и по нам, к сожалению, порой равняют Церковь. Насколько авторитетен священник, настолько авторитетна Церковь сама по себе.
Я пошел к владыке Арсению, и он сказал: «Бери и окормляй, потому что люди смотрят на тебя с надеждой, ты не должен подвести». Как бы ни было тяжело, мы начали работу с 25-го отделения, оно было экспериментальным. В православное отделение старались принимать именно тех, которые открыто исповедовали Православие, были в какой-то степени религиозными людьми и с радостью встречали священника. Это сделано для того, чтобы ничто не выглядело как навязывание. Хотя и в других отделениях есть желающие пообщаться со священником, для этого они приходят в столовую, где происходят беседы. Я думал, что мы потрудимся так год-два, а потом Синодальный отдел по социальному служению возьмет на себя эту огромную работу. Но чем дальше трудились, тем больше понимали: «Кто, кроме нас?»
В этом году исполнилось пять лет нашего пребывания в наркологической больнице. Раньше она называлась «больница №17», а с этого года стала филиалом большого Московского наркологического центра. Филиал наращивается, появляются новые отделения, наш центр является самым крупным в Европе, порядка 3000 коек. В Европе подобные клиники платные, и если ты попал в беду, то выкарабкиваться приходится самому. Здесь же есть возможность лечиться бесплатно.
С 2010 года начали мы свою работу. Приходили батюшки, общались с людьми, к нам потянулись пациенты, которые находились на стадии выздоровления, реабилитации. Мы часто видим людей, которые с надеждой смотрят на возвращение к жизни, на то, что общество их примет и не будет указывать на пороки, которые им случилось приобрести. Конечно, все было непросто: разные люди, разное отношение. Взаимоотношения в больнице пришлось строить не только с пациентами, но и с докторами, заведующими отделениями, медперсоналом, потому что не каждый нас принимал. Больница того времени была другой, туда часто приходили сектанты, протестанты, дельцы, которые создают реабилитационные центры и пытаются заработать большие деньги. Протестанты не оставляют своих усилий, потому что, помимо финансовой выгоды, у них есть возможность сделать пациентов адептами своего направления. В этой больнице идет борьба не только за человека, но и за его душу.
Ситуация стала изменяться в лучшую сторону, когда центр возглавил главный нарколог РФ Брюн Евгений Алексеевич. Он удивительный человек, православный, верующий. Мы понимали, что все наши усилия в этой больнице не будут увенчаны, если не будет храма. Недалеко находится наша церковь, больным на последней стадии лечения давали возможность прийти к нам, исповедоваться, причаститься, вернуться к нормальной общественной жизни. С 2011 года мы взяли благословение у священноначалия, стали вести переговоры по поводу строительства домовой церкви, заключили соглашение о сотрудничестве с больницей. Любой руководитель больницы не имеет полноты власти, он зависит от городских властей, Департамента здравоохранения, и не всегда Департамент идет на то, чтобы открывались домовые храмы, молитвенные комнаты или строились храмы на территории больницы. С одной стороны, стремление сохранить закрытость и режимность, с другой стороны - говорится о непрофильном назначении того или иного сооружения. Но иногда удается добиться, чтобы в помещениях была устроена отдельная домовая церковь.
Переговоры велись долгое время, это выпало на период реформ, смены руководителей, мы всегда оказывались в зависимости от внутренних моментов перестройки в самой больнице. Нам не удавалось начать работы, было очень много препятствий. Большая или малая церковь, но она имеет необходимость в богослужебном облачении, литературе, утвари. На это нужны немалые средства, в выделенном помещении требовалось сделать капитальный ремонт, придать ему вид, соответствующий храму Божиему, чтобы людям было приятно там находиться. Я попросил человека, который в свое время дал мне послушание вести работу в этой больнице, помочь сделать ремонт. Мы бросили клич по нашему приходу, объяснили, что нас благословили устроить домовую церковь во имя святителя Иннокентия, епископа Пензенского. Все наши прихожане откликнулись, и за два-три месяца мы собрали средства.
На сегодняшний день мы полностью подготовили церковь к богослужению, написали об этом нашему епископу, Святейшему Патриарху, получили антиминс. Завтра, 12 мая владыка Феофилакт по благословению Святейшего Патриарха совершит малое освящение храма при первом филиале наркологии Москвы - и там начнется литургическая жизнь.
Я так подробно рассказал, как мы к этому пришли, потому, что без храма невозможно начать нормальную жизнь. Храм в медучреждении – самое главное для того, чтобы человек начал реабилитироваться. Человеку нельзя выйти из режимного учреждения, но он в самой больнице может приходить в храм, общаться с Богом и священником, и тогда процесс выздоровления будет более результативным. В царское время при каждой клинике строился храм. Главный врач больницы №64 Шарапова Ольга Викторовна, верующая женщина, депутат думы, в прошлом заместитель министра здравоохранения РФ, предложила своей маме, которая заболела, лечь в больницу. Но ее мать отказалась ложиться в больницу по причине того, что в ней нет храма. Для нашего человека очень важно наличие церкви, чтобы была надежда на то, что и Господь поможет. Мы понимаем, что если Бог не даст здравия, то никакая медицина не поможет. Те, кто трудится в реанимации, говорят: «Малое зависит от нас, а все остальное в руках Божиих». Когда нам тяжело и плохо, мы понимаем, что без Бога невозможно ничего достигнуть в жизни.
Само дело по созиданию больничной церкви стало объединять прихожан. Но на 700 человек, лежащих в больнице, не хватало четырех батюшек, которые еженедельно там трудились, поэтому стали нужны волонтеры, прошедшие миссионерские курсы, из духовной среды. Когда стали созидать домовую церковь, у нас появилась большая группа милосердия, эти люди живут идеей, что в храме начнется повседневная богослужебная жизнь. Группа волонтеров выразила готовность к тому, чтобы церковь была открыта каждый день с 9 до 18 и чтобы больные, их родственники, медперсонал могли получать духовную помощь. Будут совершаться молебны, молитвы о недужных, Литургии, можно будет исповедоваться и причаститься.
Сейчас совершенно другая обстановка в больнице. А начиналось все с бесед, показа фильмов, часто батюшек просили просто помолиться. Чтение акафистов собирало порой больше людей, нежели какая-то беседа на духовную тему и встреча со священником. В каждом отделении просят исповедоваться, много тех, кто принимает крещение, каждую неделю мы крестим по нескольку человек. Сначала мы совершали это Таинство в отделениях, теперь - в храме. Сейчас существует отделение для тех, кто находится под следствием, но является либо алкоголиком, либо наркоманом. Такие люди требуют к себе повышенного внимания, у них есть переживания о совершенном правонарушении, стремление преодолеть ситуацию. Для них тоже нужно открыть любовь Божию и дать надежду на то, что в жизни все будет хорошо.
К нам приезжал Авраам Руссо, который давал мини-концерты, он православный человек, верующий. Когда он узнал, что наши священнослужители ходят на встречу с больными, то сам изъявил желание помочь. Пациенты были в восхищении, потому что считали себя в этой жизни никому не нужными, а тут приходит артист эстрады, видит в них людей и желает их выздоровления, поет для них. Они фотографируются вместе с ним, отправляют фотографии родственникам.
Особенно женщины очень эмоциональны, их тяжело реабилитировать, вернуть к нормальной жизни, женская наркомания и алкоголизм очень тяжело лечатся. В преддверии праздника Победы мы стали приглашать ветеранов, затем родителей многодетных семей, которые говорили о своем подвиге, о том, что можно эту жизнь отдать на то, чтобы родить десятерых детей, воспитать их, дать огромную пользу Отечеству. Эти встречи заставляют больных задуматься, и многие становятся прихожанами нашего храма.
Не нужно говорить, что наркомании и алкоголизму подвержены только люди, находящиеся за бортом этой жизни. Нет. Среди пациентов много состоятельных людей, которые работали в фирмах, но у них случились жизненные трагедии, и они не смогли, будучи далекими от Бога, выдержать этого. Есть очень умные люди, у которых жизнь хорошо складывалась, но потеря единственного ребенка, любимого человека подтолкнула их к алкоголю и наркотикам.
- Вопрос телезрительницы из Башкирии: «У нас беда - зять два месяца пьет и не может остановиться. Мы боимся, что это плохо кончится, помогите! Я прошу молитв ваших и всех телезрителей. Он хороший человек, но погибает, сам все понимает, но не может это прекратить. Его зовут Александр».
- Обращайтесь к врачам. Это зависимость не только духовная, но и физическая. Нужно обязательно пригласить и священника побеседовать с ним, понять, что происходит у него в душе, что его беспокоит. Священник побеседует и с Вами. Необходима работа с его стороны и помощь всей семьи. После того как такие люди начинают восстанавливаться, нужно чаще быть на богослужении. Без Божией помощи и благодати очень тяжело выйти из подобного состояния. Часто родственники не знают, как быть и с чего начать, у многих земля уходит из-под ног, когда близкие люди становятся наркоманами, поэтому на нашем приходе есть телефонная служба, воскресная школа. Каждый вторник работает группа людей, прошедших определенные курсы. Они работали с теми, кто попал в такую беду, их родственники прошли через зависимость, они имеют огромный опыт. На нашей доске объявлений есть номер телефона и адрес воскресной школы, куда можно прийти и пообщаться и где люди делятся опытом.
Мы ищем разные методы работы. Главное, чтобы у человека появилась надежда, желание, а затем он уже может пройти реабилитацию в тех центрах, которые есть при РПЦ. Открылся центр в Ступино, где тоже есть молитвенный дом, возможность пообщаться с батюшкой. Если не удается обойти всех сразу, то мы не оставляем никого в большие праздники, у нас стало доброй традицией на Пасху и Рождество привлекать благотворителей из числа прихожан, закупать шоколад, книги. Есть несколько певческих групп, мы исполняем в каждой палате рождественские колядки, раздаем гостинцы, на Пасху поем пасхальные гимны. Пациенты очень нас ждут, для них открывается новый мир, в котором люди живут и могут радоваться, а не предаются унынию. Основной шаг к наркомании и алкоголизму – внутреннее уныние, когда у человека опускаются руки, он не знает, как ему дальше жить, а также неправильный образ жизни, который культивируется среди молодежи. Бороться с этим нужно через веру, воцерковление, осмысленность жизненного пути. Нужно предвидеть, чем заканчивается беспечность, вседозволенность - порой из-за того, что нам некогда заниматься нашими детьми, которые увлекаются наркотиками и алкоголем в юношеском возрасте, а потом это доходит до сильной страсти.
- Вопрос телезрительницы: «Можно ли лечить больного алкоголизмом, если он не хочет этого и не понимает, что болен?»
- Невозможно лечить человека, который не осознает, в каком тяжелом состоянии он находится. Святые отцы говорят: «Бог все может сделать, но нас без нас спасти не может». Обязательно должно быть произволение и желание самого человека. Но для этого нам нужно немало трудиться: общаться с ним, убеждать. Очень часто наши слова человек не воспринимает, начинает злиться. В какой-то степени он понимает, что зависим. Но ему приятно это состояние, он привык так жить и только в этом видит радость.
Мы должны призывать Бога на помощь и ни в коем случае не отчаиваться. Говорят, что ни спроси у священника, он ответит: «Молитесь, молитесь, молитесь». Если человек болен, то любой врач скажет: «Лечитесь, лечитесь, лечитесь». Молитва должна быть постоянной и усердной, а не так, например: «Сегодня мне некогда, а завтра я телевизор посмотрю, поунываю». Нужно взять на себя какое-то молитвенное правило. Подойдите к приходскому священнику, расскажите о своем горе, батюшка объяснит, что читать, как и сколько времени молиться. Скажу из своего приходского опыта, что молитва еще никогда никого не подводила. Человек молится определенное время, а потом приходит и говорит, что ему Господь помог или Матерь Божия и святые. Женщина читала 40 дней акафист Евфросинии Московской, и произошло чудо – устроилась на работу, муж перестал пить.
Если не хватает наших сил, то дайте место действию Божиему, а Господь никогда не будет ничего делать без нашей воли и желания. Когда мы просим, то призываем Бога, чтобы Он поучаствовал в нашей жизни, и только тогда Господь приходит и помогает, направляет сознание, исправляет кривизну рассудка наших родственников и близких. И они становятся восприимчивыми к нашему слову, идут на лечение, в храм, изменяются. Без Бога очень тяжело чего-то достичь. Молитва должна быть постоянной, последовательной. Часто задаешь человеку вопрос: «Как Вы молитесь, когда бываете в храме?» А он отвечает: «Молюсь утром и вечером так - перекрещусь, скажу: «Господи, помилуй!» В храме был на Пасху в прошлом году». Молитва должна быть достойной, иметь и формы, и последовательность, тогда такая молитва даст результат. А ругаясь, нервничая и переживая, мы раним сердце своего ближнего и разрушаем собственное здоровье.
- Вопрос телезрительницы из Пскова: «Можно ли иногородних привезти в ваш центр? У меня пьет дочь».
- Раньше это было можно, до реформ, которые прошли по всей стране. Когда было 1200 коек, то принимали иногородних, в том числе и по нашему прошению. К сожалению, сейчас принимают только жителей Москвы и Подмосковья. Мы не можем оказать никакой помощи, мы осуществляем реабилитацию в центре, а не прием и выписку, этим занимается администрация, имеющая определенные правовые акты. В связи с сокращением даже москвичи стоят в очереди. Вы можете написать в Департамент здравоохранения Москвы. Может быть, есть другие возможности, о которых я некомпетентен рассказать.
- Как классифицировать наркозависимость с церковной точки зрения?
- Это страсть, и не только духовного порядка, но и физического. От нее начинает зависеть и организм, который перестраивается и работает на то, чтобы получить определенную дозу алкоголя или наркотика. Все эти средства отравляют организм, и, естественно, он страдает. Необходимы усилия врачей и священников, которые должны лечить и искалеченную душу, впавшую в греховную зависимость.
- У Вас есть статистика процента излечившихся, ставших на верный путь, реабилитировавшихся через обращение к Богу?
- На сегодняшний день самые удачные центры реабилитации – центры РПЦ. Они не совсем профессиональные, не имеют наркологов, других врачей. Но нужно помнить о том, что порой реабилитация, после того как снимается физическая зависимость, должна быть направлена на то, чтобы уйти от обстановки, в которой человек раньше пребывал, заполнить духовный вакуум, попасть в среду, которая помогла бы ему увидеть что-то иное в этом мире. Такую роль выполняют наши монастыри. Реабилитационные центры часто платные, очень дорогие, люди не могут себе этого позволить. Чтобы спасти близкого человека, первым делом нужно снять физическую зависимость. У нас много монастырей, которые принимают трудниками больных этим пороком. Излечение не происходит в один день, наше сознание меняется медленно, благодать Божия не сразу воспринимается человеком, после лечения старое его сильно тянет.
Но год пожить в монастыре, увидеть другой образ жизни, потрудиться – это спасительно. Сегодня образ подвижнического служения мы можем увидеть только в монастырях, особенно провинциальных, когда монахи или монахини живут в полуразрушенных зданиях, творят не только сугубую молитву, но и занимаются трудом. Всё это они делают с радостью, потому что пришли в монастырь, чтобы спасти свои души и приобщиться к вечности. Они не имеют развлечений земной жизни, но в них столько радости и светлости, что подобного нигде не увидишь. Я это говорю из опыта. После того как люди проживут там минимум год, они возвращаются к нормальной жизни, хотят быть постоянно в храме и говорят: «Мы увидели нечто другое в этой жизни, человек может радоваться и приносить радость тем, кто его окружает».
Не забывайте о роли наших монастырей, они как светильники – согревают и освещают этот мир, много обездоленных находят в них приют. Мы имеем много монастырей, чтобы человеку было куда прийти и приклонить свою главу. Нужно оторвать человека от семьи, чтобы он пожил в монастыре ради его же спасения. Люди уходят в армию, проходит время, и они возвращаются. Так и здесь, по-другому нельзя. Вернуть человека к жизни легче всего через трудничество в монастыре.
- В православных реабилитационных центрах, видимо, есть случаи исцеления от ВИЧ.
- Такие случаи действительно бывают. Говорить о статистике трудно, и сказать, что происходит стопроцентное выздоровление, нельзя. Должна быть профессиональная и духовная помощь, соединенная с усилиями человека. Главное – упорство и желание, а благодать Божия будет в помощь человеку, который стремится. Если он решил для себя, что не хочет бороться, сопротивляться, и у него в душе зарождается безразличие и привязанность к этой страсти, то и Господь не может помочь такому человеку. Лишить человека воли – это против замысла Божиего о человеке.
- Вопрос телезрительницы из Москвы: «Год назад у меня умер муж, мы были венчаны, в храм я не ходила. Сходила к батюшке, он посоветовал не пропускать ни одной воскресной службы, я так и делала. Я страдаю игроманией, проигрываю или выигрываю – это не так важно. Эта страсть меня захватила очень сильно. Я себя пытаюсь обмануть, говорю себе, что отдам в храм весь выигрыш, но у меня не получается. Пытаюсь вытеснить тоску по мужу другими ощущениями. Что мне делать?»
- Приезжайте к нам в храм в честь преподобной Евфросинии Московской, на Нахимовский проспект, дом 8, должна быть долгая беседа. Даже сейчас, когда Вы задаете вопрос, у Вас все равно есть оправдание. Вы говорите, что это помогает забыться после смерти мужа. Но на самом деле не в смерти дело, а в желании получать ощущения от этой страсти. Приезжайте, мы с Вами поговорим и с Божией помощью будем бороться.
- Есть ли особый чин моления за наркозависимых?
- Есть чин, определенные молитвы, молебные пения. Мы это будем совершать в нашем храме при больнице.
- Храм будет открыт для всех желающих?
- Да, могут прийти люди, желающие пообщаться с духовенством. Но дорога в тот храм будет вести через храм в честь преподобной Евфросинии Московской, потому что это режимный объект. Духовенство, которое помогает больным, – это наше духовенство, служащее в праздничные и будничные дни в храме Евфросинии Московской. Тем, кто хочет потрудиться в группе милосердия, быть поближе к храму в честь святителя Иннокентия, дорога открыта, приходите. Многие люди, находящиеся на грани, могут прийти в больницу, пообщаться и понять, к чему все это может привести. В группу милосердия в основном записываются люди, родственники которых попали в эту беду, и они уже знают, чем помочь. В большом городе мы бываем часто безразличны к чужой беде. Но если мы смогли помочь нашим родным, то обязательно нужно вступать в группу милосердия, трудиться. Не жалейте себя. Если мы не будем себя жалеть в этой жизни, то Господь откроет для нас вечность. Добрые дела – это украшение каждого человека. Наш храм находится по адресу: улица Болотниковская, дом 16.
Ведущий: Сергей Юргин
Расшифровка: Анна Солодникова
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!