Беседы с батюшкой. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел

11 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове.

– Первый вопрос: в чем различие судеб и характеров апостолов Петра и Павла?

– Как сказать… Разная судьба, разное социальное происхождение. Апостол Петр был из рыбаков, из простого народа, а Павел был богатого сословия. Апостола Петра Господь призвал к апостольскому служению при жизни, до Своего воскресения, Петр слышал слова Господа, которые Он проповедовал, был свидетелем чудес, которые Он совершал. В какой-то момент, во время суда, он устрашился, отрекся от Христа, потом всю жизнь каялся в содеянном.

Апостол Павел же имел несколько другую судьбу. Он не был свидетелем проповеди, сподвижником Христа Спасителя – наоборот, он был гонителем Христа. Из жизнеописания апостола Павла мы знаем, что по пути в Дамаск, куда он направлялся, чтобы разгромить первую христианскую общину, которая там была создана, Павел был ослеплен и услышал голос Божий: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» В дальнейшем их судьба, наверное, очень сильно перекликается: и Петр, и Павел проповедовали слово Божие в одних и тех же местах; в одном и том же городе – Риме – приняли свою мученическую кончину. Вот вкратце ответ на Ваш вопрос. Оба призваны Богом, но каждый шел своим путем.

– Почему их называют первоверховными апостолами?

– Наверное, это немного аллегорическое наименование – по совокупности тех трудов, что они понесли, тех плодов, что были по этим трудам. Ведь апостолы – это практически первые епископы, которые стояли у основания Церкви, созданной Христом Спасителем. По благодати все они равны, нет ни первого, ни последнего, они равны перед Богом, перед Церковью, в равном достоинстве. Так же как и епископы Православной Церкви все равны по благодати как преемники апостолов, наследники той благодати, которая непрерывно передается от одного епископа к другому.

Наверное, это связано еще и с тем, что их кончина произошла в Риме, Рим тогда был столицей империи. Наверное, они оставили немножко больше дошедших до нас письменных трудов в истории христианства. По совокупности трудов, которые они понесли, и плодов этих трудов Церковь их как-то выделяет из числа остальных апостолов. Но еще раз говорю, что по благодати они абсолютно одинаковы, все остальные апостолы тоже по мере своих сил трудились в тех местах, куда Господь их послал, просвещали народы, неся им слово Божие. Апостолы Петр и Павел, как мы знаем, проповедовали практически на территории современной Европы, которая в то время уже становилась христианской, принимала слово Божие гораздо ближе, чем другие места, в которых проповедовалось Евангелие. Еще раз повторю: первоверховные по совокупности тех трудов, которые они совершили в своей жизни, и по результату, который эти труды принесли.

Допустим, мы называем Вселенского Патриарха вселенским не потому, что он возглавляет всю Православную Церковь, а только потому, что он занимает кафедру, которая в свое время была столичной кафедрой, была столицей Византийской империи. Этим он был возвышен над остальными, но в православии все патриархи равны между собой по достоинству. Да, есть диптих по кафедрам, по истории тех кафедр, что мы имеем, но как апостолы Петр и Павел первоверховные только потому, что они так потрудились, так и Патриарх – Вселенский, потому что Константинопольская кафедра была столичной кафедрой, высшей, а не по благодати.

– Различались ли апостолы Петр и Павел характерами, личными качествами, повлияло ли это на слово Божие?

– Наверное, отличались. Не было двух одинаковых людей, как их нет и сейчас. Но все-таки, наверное, у них была общая любовь к Богу, то горение, с которым они проповедовали слово Божие. Я бы ответил на этот вопрос так.

– Почему апостолов называют богоглаголивыми?

– Потому что апостолы несут слово Божие в мир: «Идите, научите… » То есть что видите, слышите, знаете, что получили – идите и проповедуйте это слово. Наверное, еще и потому, что в день Святой Пятидесятницы Господь послал Духа Святого на апостолов, и они начали говорить на разных языках, которые раньше не знали, не учили, о многих, наверное, даже не слышали. Это благословение Божие – глаголание на разных языках – и есть богоглаголание. Тем самым они несут слово Божие во все концы.

– То есть апостолы говорят не от своего имени, не от себя, являются просто проводниками?

– Апостолы говорят о том, что они видели, о том, что Господь им открыл. Свидетельствуют о том, чему они сами были свидетелями. Конечно, они говорят не от себя, а от того духовного опыта, который имели, будучи свидетелями земной проповеди Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

– Ваш храм освящен в честь апостолов Петра и Павла. Расскажите немного об истории этого храма.

– Вообще с храмами апостолов Петра и Павла тесно связана моя жизнь. Первый храм, который мне довелось готовить к освящению (тогда я был только что пострижен в монашество иеродиаконом и направлен на послушание к митрополиту Питириму в Иосифо-Волоцкий монастырь), – надвратный храм Петра и Павла. Через месяц после рукоположения я получил назначение настоятелем Петропавловского храма в город Лыткарино. Перейдя служить в Москву, я попал в Петропавловское благочиние, стал петропавловски м благочинным и указом Святейшего Патриарха назначен в храм Петра и Павла. Так что моя жизнь непосредственно связана с этими двумя апостолами, которые действительно ведут меня по этой жизни примером своего жертвенного служения.

Наш храм замечательный. Не только потому, что он носит название Петра и Павла, не только потому, что у него замечательная архитектура, внутреннее убранство, но и потому, что это храм, который никогда не закрывался. Даже в годы лихолетья, богоборчества продолжал нести слово Божие, не был поруган, сохранил свое внутреннее убранство, там совершенно чудесный, замечательный иконостас в центральном приделе. Храм вбирал в себя те святыни, которые приходили сюда из разрушенных, закрывающихся храмов в округе.

– Какие святыни есть в вашем храме?

– У нас есть Казанская икона Божией Матери, очень чтимая всеми. Есть мощи святого благоверного князя Михаила Тверского, причем эта часть мощей, пришедшая к нам в 90-х годах, на сегодняшний день, наверное, самая большая из известных частей мощей Михаила Тверского, находящихся в Русской Церкви. Сами мощи бесследно исчезли, но нам была передана часть на хранение. Есть два мощевика с мощами разных святых. Очень почитаем нашими прихожанами образ Почаевской иконы Божией Матери, перед которым на протяжении многих десятилетий по пятницам совершается молебное пение с акафистом. Есть совершенно потрясающий образ «Нерушимая Стена» – наверное, единственный таких размеров образ в нашем храме, который тоже пришел к нам из закрытого храма. По преданию, он из часовни, которая когда-то была на Казанском вокзале. Но насколько это достоверно, мы не знаем.

О многих святынях неизвестно, откуда они пришли, например об иконе Божией Матери «Знамение», которая тоже считается у нас чудотворной. Есть свидетельства людей, которые молились перед ней и получали исцеление. Примером является ныне покойная очень известная в церковных кругах врач-гомеопат Мария Ефимовна, она молилась перед этой иконой и получила исцеление, очень почитала этот образ. Есть много святых. Наверное, любая икона, с которой соприкасаешься, является святыней. Это и образ Божией Матери «Утоли моя печали», оклад на которую своими руками вышивала княгиня Шеховская, руководительница обители милосердия, находящейся рядом с нашим храмом, где сегодня 29-я городская больница, у нас там приписной больничный храм. Так что святынь очень много, это такой особый внутренний молитвенный дух, совершенно потрясающий. Переступая порог храма, ты будто попадаешь в совершенно другое место…

Конечно, удивительна и история храма. Впервые о нем упоминается в 1613 году. К 1711 году он уже складывается в том архитектурном облике, в котором мы его сегодня видим. С тех пор, за исключением непродолжительного времени наполеоновской оккупации Москвы в 1812 году, в нем никогда не прекращались богослужения.

– Вопрос от телезрителя: «В Великий пост я поссорился со своим дядей. Он развелся с супругой, супруге досталась квартира. Ему некуда было прописаться, и он попросил меня его прописать, чтобы он мог зарегистрировать бизнес. Мы прописали его на небольшой срок, а через некоторое время он упрекнул меня, что я зарегистрировал его только на полгода, обвинил, что я его подвел. Хотя разговор изначально шел только о таком сроке, на другой я не мог его прописать. Дядя сделал для меня много добра, был почти за отца. Мне очень неприятно, что отношения у нас испортились, мы не общаемся. Как наладить отношения? Помогите разобраться».

– Разобраться по-простому. Надо просто постараться попросить прощения, сказать, что бес попутал, друг друга где-то не так поняли, но вы самые близкие, дорогие люди, и я считаю, что нужно примириться.

Сразу вспоминается Булгаков, не к месту будь помянуто: «Москвичей испортил квартирный вопрос». Подвиг должен заключаться не в том, что мы делаем что можем, а в том, что мы делаем порой невозможное для нас… Не знаю, может быть, в каких-то особых моментах прописка имеет значение, но если это частная собственность, она не дает человеку возможности претендовать на эту собственность или долю в ней; в любое время человека можно выписать. Конечно, отношения с родственниками надо решать. С дядей надо примириться, это будет самое правильное решение, нужно самому сделать первый шаг навстречу и попросить прощения. Мудрый человек поступает именно так.

– Телезритель: «Я пытался, батюшка. Правда, я сделал это через SMS, потому что меня он слушать не хочет. Дело все в том, что он утверждает, будто бы я ему обещал определенный срок прописки, а я такого не помню».

– Надо забыть про этот срок, забыть про все, помнить о том, что он дядя. Не поняли друг друга – к сожалению, из-за таких недомолвок рушатся семьи, отношения, взаимоотношения между людьми. Конечно, лучше бы такого не делать, но если сделали ошибку, постарайтесь ее исправить. Не ищите оправданий, принесите покаяние. Не надо оправдываться перед ним, говорить, что не помните такого разговора. Так получилось, принесите свое покаяние, а дальше его воля – сочтет ли он нужным выслушать и понять. Может быть, ему нужно время, чтобы успокоиться, но дайте ему понять своим поведением, своими поступками, что это близкий для Вас человек, о разрыве с которым Вы очень переживаете. Причем дать это понять нужно не SMS, не словами, а своим внутренним отношением. Если это искренне, если дядя человек умный, думаю, он поймет и простит. Но для всего нужно время.

– Скажите, как быть в ситуации, когда работодатель отказывается платить зарплату и просто исчезает?

– Здесь два варианта. Если вы устроились на работу, заключили с работодателем договор или работаете по трудовой книжке, то есть у вас есть официально оформленные отношения, то в таком случае есть трудовая инспекция, в конце концов, какие-то государственные органы, которые разрешают данные конфликты. Если же вы устроились по договоренности, никак это не оформляя, то и исправить, наверное, уже ничего нельзя, надо молиться и уповать на волю Божью. Пусть это будет на совести тех, кто не заплатил.

Священное Писание и апостолы учат нас, что человек потрудившийся должен получить за свою работу вознаграждение. Горе тому человеку, который, нанимая работника, не платит ему. Так что если это была устная договоренность – пусть будет на совести тех, кто такое совершил, а Господь Сам все управит. Ну а для того, кто обжегся, пусть эта ситуация будет уроком, как вести себя в дальнейшем, – осторожнее относиться к тем, к кому идешь на работу, не соблазняться легкими заработками и всегда помнить слова царя Давида: «Всяк человек ложь». Обмануть нас могут в любой момент. Да и мы иногда обманываем, когда незаконно устраиваемся на работу, получая «черную» зарплату, обманываем государство. Плохо это или хорошо? Порой бывает сложно выживать в наших условиях. Но мы же не платим с этой зарплаты налоги. Господь где-то начинает нас смирять, говорит, что раз мы поступаем так, то и с нами могут поступить так же.

– Стоит ли человеку добиваться этих денег или лучше простить?

– А как их можно добиваться? Если был трудовой договор, тогда можно. Но из нашей недавней истории мы знаем случаи, когда добивались денег, вывозя людей в лес, приходя с утюгами. Мы же верующие христиане, понимаем, что таким путем мы идти не можем. Еще раз говорю: положиться на волю Божью и, наверное, принять это и забыть. В конце концов, не жить постоянным состоянием обиженности. Да, это негативный урок, но это наш опыт, через который мы прошли и в дальнейшем не будем совершать подобных ошибок.

– Несколько вопросов от наших телезрителей: «У меня сильное желание поисповедоваться, но я стесняюсь прийти на исповедь. Как быть?»

– Исповедоваться. Надо стесняться грешить, но не стесняться каяться. Переступите через себя, свои сомнения, ложный стыд, который всевает нам враг рода человеческого. Через покаяние мы обретаем некогда потерянное нами общение с Богом. Конечно, враг не хочет, чтобы мы воссоединялись с Богом, поэтому и появляется этот ложный стыд. Нужно его преодолеть и идти на исповедь, очищать свою душу.

– Следующий вопрос: «Часто слышу, как люди начинают говорить о ком-то, и все превращается в осуждение. Вроде бы все говорится правильно, а после таких разговоров на душе остается осадок. Думал о человеке хорошо, а тебе как бы глаза открыли на него. Всем ли доверять?»

– Еще раз повторю: «Всяк человек ложь». Это сказал не я, а человек, который мудрее меня, – царь Давид. Никогда не стоит судить о человеке по мнению другого человека. Для кого-то один человек плохой, а для другого может быть самым лучшим. Вот пример. В многоштатном приходе у каждого священника есть своя паства. Для каждого из этой паствы его батюшка самый лучший, лучше, чем все остальные, и обязательно кого-то считают самым худшим. К сожалению, это жизнь, от этого никуда не уйдешь. Так и в миру. Люди высказали свое мнение, но христиане и святые отцы учат заглядывать чаще внутрь себя, меньше осуждать других, меньше смотреть на неблаговидные поступки окружающих.

Наш путь – путь нашего спасения, а осуждая другого, видя грех в другом человеке, мы абсолютно не приближаемся к Богу, а чаще всего Господь через это нам показывает, что то же самое присутствует и в нас. Если мы начинаем об этом сильно задумываться и осуждать кого-то, в этот момент лучше заглянуть внутрь своего сердца – наверное, росточек обсуждаемого греха уже где-то пробивается. Мы осуждаем людей за богатство, но сами стремимся к нему; считаем, что будь у нас много денег, мы бы поступили с ними по-другому, совершали бы дела милосердия, занимались благотворительностью. Но как только мы достигаем какого-то благополучия, сразу же забываем о делах милосердия, о благотворительности, которую должны совершать. Поэтому не надо осуждать. Как та вдовица, которая принесла две лепты – совсем мало, но она несла их искренне и чисто, и они были приняты Богом. Так и с нашими делами и поступками. Не судите, да не судимы будете. Самая большая добродетель, как я прочитал недавно в православной книге, – прощать обиды и не осуждать грешника.

– Следующий вопрос: «Моя бабушка – хороший, добрый человек, но в храм не ходит. Говорит, что в советское время учили в Бога не верить. Как помочь родному человеку?»

– К сожалению, таких людей достаточно много. Помочь можно только примером своей жизни, если бабушка будет видеть позитив, исходящий от Вас, от того, что Вы ходите в храм. Иногда ведь бывает противоположное: человек ходит в храм, а дома от него ничего нет, кроме негатива. Приходит из храма раздраженный, всем недовольный, порой является в семье деспотом. Окружающие видят это и думают, зачем им тогда идти туда, столько лет жили без этого – наверное, и дальше проживем. Надо помнить, что это несчастные люди, которые не познали Бога, молиться за них, просить, чтобы Господь, пока есть еще такая возможность, открыл их сердце. Но это абсолютно не значит, что нужно постоянно на них давить, говорить, что они должны ходить в храм. Нет, нужно показывать своим примером, своей жизнью, ненавязчиво, с любовью. От нас прежде всего должна исходить любовь. Как у апостолов Петра и Павла. Даже та строгость, которую они проявляли, была с любовью к тем, к кому они обращались.

– Вы сказали, может быть так, что человек ходит в храм, но в семье оказывается деспотом. Почему так происходит?

– Потому что человек вообще не задумывается о сути христианства, для чего оно вообще, что в себе несет. Ему нравится круг общения, обстановка в храме, кто-то там вообще встречается со своими друзьями. Заметьте, как бывает: служба закончилась, и как будто ты уже не в храме, а на Лефортовском рынке – шум, гам, все разговаривают, обмениваются новостями, забывая о том, что они находятся в доме Божием, только что причастились, рядом стоит человек, который тоже, может быть, приступал к Святым Христовым Таинам. Утрачивается благоговение к святыне, к дому Божьему. Так что приходят разные люди, каждый ищет чего-то своего, но искать надо прежде всего Бога. Если человек начинает искать Бога, он понимает, что должно быть у него, что Бог есть любовь. А если мы любви не имеем, как говорит нам Священное Писание, то мы медь звенящая и кимвал бряцающий.

– Следующий вопрос: «Как совместить жизнь в миру с необходимой непрестанной молитвой, о которой так много говорится?»

– Понимаете, можно ведь и в монастыре не совместить свою жизнь с непрестанной молитвой. Это внутреннее состояние человека. От себя, от своих страстей не спрячешься ни в пустыне, ни за монастырскими стенами. Если хочешь стяжать молитвенное делание, то будешь трудиться. Молитва – это самый тяжелый труд. Но это труд, от которого со временем начинаешь получать огромную радость. Однако чтобы ее получить, надо потрудиться, надо себя понуждать, заставлять. Не всегда все получается. Бывает, мы начинаем какое-то дело и оно получается у нас не сразу. Бывает, человек занимается научными трудами, у него тоже идет не все сразу, нужно время, пока все сложится, решится уравнение или еще что-то. Ничего не бывает без труда, так и здесь. Просите у Бога, чтобы Он дал дар молитвы, но не просто просите и требуйте, а сами прилагайте усилия.

Для начала хотя бы старайтесь исполнять повседневные правила – утренние и вечерние молитвы. Когда готовитесь к Святому Причастию, старайтесь вычитывать те молитвы, которые положены. А то ведь знаете, как бывает – не выучивши азбуку, пытаемся читать романы, поэтому и не понимаем ничего. Так и здесь получается. То, что необходимо на потребу повседневно, не совершаем, а пытаемся сделать большее. Кто-то берет благословение на Псалтирь и не вычитывает утренних и вечерних молитв, кто-то хочет взять еще какой-то молитвенный подвиг…

Начните с малого. Научитесь хотя бы молиться до еды, после еды, о чем мы тоже очень часто забываем, поскольку всю жизнь живем в суете. Уберите из своей жизни суету, привнесите в нее размеренность – тогда, может быть, получится этот молитвенный настрой. Учитесь любить молитву и искать радость в ней. Очень сложно, очень тяжело, потому что мир отвлекает, мирские заботы бывают радостнее и веселее, а сосредоточиться на молитве не всегда получается. Но стремитесь к этому.

– А допустимо ли утренние молитвы читать не сразу же после пробуждения, а вечерние читать не перед самым отходом ко сну? Из-за современного ритма жизни приходится молиться и в транспорте, и в течение дня. Еще один вопрос: можно ли разделить утреннее молитвенное правило – часть прочитать утром сколько успел, а другую днем?

– Под молитвенным правилом можно понимать разные вещи. У монахов оно одно, у мирян другое; у каждого человека оно может быть свое, определяемое духовником. Мы говорим об утренних и вечерних молитвах. Чаще всего вся проблема заключается не в том безумном ритме, в котором мы живем, а в том, что мы совершенно неправильно планируем свое свободное время. Вечерние молитвы занимают двадцать минут, утренние – пятнадцать. Поэтому, конечно, это делается чаще всего не перед самым отходом ко сну, а заранее.

Вспоминаю практику Московской духовной семинарии, когда после ужина все шли на общую вечернюю молитву, а потом у всех было свободное время для подготовки себя ко сну. Молитва вечерняя и отход ко сну – это немного разные вещи. Для утренних же молитв надо просто встать на десять минут пораньше, а для этого, может быть, на пятнадцать минут раньше лечь. А мы вечером очень тяжело ложимся, потому что надо в компьютере что-то посмотреть, что не успели днем… Надо днем планировать свое время так, чтобы вечером находилось время на вечернюю молитву, а утром на утреннюю.

Однажды мы с одним человеком начали разговаривать о здоровье, о том, что не хватает времени на себя, на то, чтобы заняться лечебной физкультурой или еще чем-то. Человек этот занимается бизнесом. Он сказал: «Я выстроил свое время так, что три раза в неделю в определенное время у меня спортзал. Как бы ни складывались обстоятельства, я планирую свое время так, чтобы время спортзала было не занято, не назначаю переговоров и встреч». Если мы можем найти время для спорта, то уж для молитвы тоже сможем. Надо планировать свое время, свою жизнь, расставлять приоритеты.

Насчет того, чтобы разбивать – можно, конечно. Но вот знаете, есть раздельное питание. Сейчас съел второе, через три часа – первое, или наоборот, а компот попью когда-нибудь. Получается ни то ни се, духовного насыщения нет, когда разбили молитву в суете. Молитва требует сосредоточенности. Поэтому пусть она лучше будет усеченная, краткая, но искренняя и восходящая к Богу, когда вы будете разговаривать с Ним, чем она будет в суете, в транспорте. Я тоже пытался так. Иногда бывает, едешь в машине, включаешь запись, но невозможно сосредоточиться. Ты просто ее выслушиваешь. Если сосредоточиваешься на молитве, то отвлекаешься от окружающей обстановки. Если едешь за рулем, то отвлекаться от дороги совершенно невозможно. А если сосредоточен на дороге, то уже не сосредоточен на молитве. Не каждый из нас Юлий Цезарь, который мог делать сразу несколько дел одновременно. Богу Богово, кесарю кесарево. Есть время для молитвы, есть для всего остального.

– Звонок от телезрителя: «Бывает, когда помогаешь человеку, ты подсознательно ждешь от него чего-то в ответ, хотя разумом понимаешь, что ждать ничего не нужно. Где взять смирение, чтобы не ждать ничего в ответ, помогать бескорыстно? Иначе что это за добрый поступок?»

– Спасибо за вопрос. Нужно себя воспитывать. Как мы воспитываем ребенка, объясняя ему, что нужно делать, а что не нужно, показываем своим примером, как надо делать, как поступать, так и здесь: делая доброе дело, мы должны его делать ради Бога, а не ради тщеславия, гордыни. В нас как раз говорит гордыня, тщеславие, когда мы делаем доброе дело, ожидая воздаяния. За каждый добрый поступок во имя Господа мы получим воздаяние в Царствии Божием. Это будет самое лучшее воздаяние, которое мы можем получить. А если задумываемся, что сделали доброе дело, восхищаемся этим, да еще, не дай Бог, нас поблагодарили, то мы уже за это доброе дело получили свою награду здесь, на земле.

– Следующий вопрос: «Почему все, что приносило раньше удовольствие и радость, теперь безразлично? Делаешь все, чтобы было хорошо, и все равно радости нет».

– Здесь просто нужно поставить вопрос, что хорошо, а что плохо. Из этого вопроса непонятно, что понимается под «хорошо» и «плохо». Может быть, то, что Вы делаете, совсем нехорошо, не на пользу Вам? Конечно, хорошо иметь дома порядок, чтобы дом был полная чаша, но когда это идет в ущерб Вашему внутреннему духовному состоянию, хорошо ли это? Один в пустыне спасается, а другой во дворце гибнет.

– Напрашивается вопрос: допустимо ли в пост развеселить себя мирскими вещами, например послушать веселую музыку, посмотреть комедию или съесть что-то вкусненькое?

– Господь никому ничего не навязывает. Хотите веселья – получите веселье, хотите Царствия Божиего – наверное, надо идти путем тернистым. Ведь пост – это прежде всего время ограничения себя, в тех же увеселениях. Но это не значит, что это время скорби. Безусловно, у человека должно присутствовать и чувство юмора, и радость от окружающего мира, он не должен комплексовать, замыкаться. Наоборот, во время поста человек должен раскрываться для Бога. К сожалению, мирские увеселения чаще отвлекают человека от Бога. Ищите радость от общения с Богом, а не радости от какой-то музыки. Всему свое время. Время собирать камни, время разбрасывать камни. Какова польза от веселой прослушанной музыки? Временная. Сегодня вы получили удовольствие, но сколько потеряли в своем духовном благополучии? А по поводу скушать… Да скушайте, только Бога поблагодарите за то, что вы едите, и за то, что съели. Самое главное, людей не «ешьте».

– Если человек чувствует уныние во время поста, значит ли это, что он неправильно постится?

– Наверное, это признак того, что человек неправильно верует. Верующий человек не унывает. Верующий человек живет в единении с Богом. Уныние присуще человеку маловерующему или совершенно неверующему, потому что когда он унывает, то понимает, что это какой-то тупик, безвыходная ситуация. Когда же человек живет с Богом, он понимает, что с Ним безвыходных ситуаций не бывает. Рано или поздно Господь покажет тот или иной выход.

– Следующий вопрос: «Мой гражданский муж по рождению мусульманин, но хочет стать христианином. Можно ли ему креститься и как это сделать?»

– Можно, никаких препятствий для этого нет, надо просто обратиться к священнику, у которого Вы окормляетесь, в тот храм, куда ходите.

– Такой вопрос: «Сегодня позвонила свекрови и попросила помочь посидеть с детьми, так как мою маму забрали на «скорой» прямо с работы, надо было отвезти необходимые вещи и узнать диагноз. Свекровь отказала мне, сказав, что хочет причаститься и пойти в храм. Правильно ли так поступать?»

– Опять: не судите, да не судимы будете. Вам надо простить свекровь и не осуждать ее за то, что она так поступила, а свекровь, наверное, должна задуматься о том, какова ее христианская любовь к людям… Да, это самопожертвование, надо уметь жертвовать собой, своими желаниями. Бывают ситуации, когда надо от чего-то отказаться. Может быть, в этот момент можно было и с детьми посидеть, и молитву почитать, приготовиться к Святому Причастию. Можно было перенести Причастие на другой день. Ведь первая заповедь – возлюби Бога, а вторая – возлюби ближнего своего, как самого себя. Как же мы можем любить ближнего, когда даже в таких ситуациях себя любим больше?

– Следующий вопрос: «У меня и бывшего мужа четверо детей. Мы развелись три года назад, муж изменил с женщиной, на которой сейчас женится. Детей суд присудил ему, так как я живу в сельской местности и дать им ничего не могу, как сказал судья. Муж живет в Москве. Для того чтобы ему вступить в новый брак, с его слов, он поехал на развенчание в храм. Там его безо всяких объяснений при предъявлении свидетельства о разводе развенчали: в связи с распадом семьи и утратой гражданского брака церковный брак утрачивает свою каноническую силу (так написано в той бумаге, в которой нет даже печати).

При этом не попросили предъявить свидетельство о венчании и отправили с благословением жениться повторно и возможностью повенчаться снова. Повторюсь, все это со слов моего бывшего мужа. Наш батюшка по местности, в которой я живу, сказал, что многодетные семьи развенчивают исключительно только после рассмотрения епархией всей ситуации. Правильно ли все это? Покоя нет душе, лично у меня не было желания развенчиваться. С уважением, раба Божья Анна».

– Во-первых, надо ходить в храм, учить Закон Божий, и тогда у Вас будет понятие, существует развенчание или не существует. Мне приходится нести послушание как члену Канонической комиссии города Москвы, мы занимаемся как раз этими вопросами, вопросами брака, утраты им канонической силы. Это ложь, что человек пришел в храм и там его развенчали. Во-первых, нет такого понятия в Церкви, как развенчание. Церковь ничего не разрушает, разрушают сами люди. Церковь только созидает. Церковь Божия в Таинстве венчания молится о том, чтобы благодать Духа Святого снизошла на тех людей, которые добровольно пришли и просят этой благодати. Если люди отказались от нее, Церковь может только засвидетельствовать это. Поэтому когда человек приходит – не в храм, а в синодальное учреждение – в данном случае в дом 5 в Чистом переулке, где заседает Каноническая комиссия, у него принимают документы, подтверждающие, что гражданского брака уже не существует. Церковь просто выдает справку, которая свидетельствует: в связи с тем, что брака нет, церковный брак не имеет под собой никаких оснований. А за то, что вы его разрушили, вы будете отвечать перед Богом.

Да, иногда выдается разрешение на вступление во второй церковный брак, но оно дается или не дается при рассмотрении правящего епископа, рассматриваются разные ситуации. Поэтому внимательнее выбирайте себе мужей, которые не будут отнимать у вас детей. Почему он женился на Вас, на женщине из деревни? Женщина из деревни иногда может дать больше, чем мужчина из города. Внимательнее ищите себе спутников жизни. Не пытайтесь устроить брак по расчету, старайтесь устроить по любви, а любовь есть жертва. Научитесь жертвовать, проявите любовь к своим детям, которые сегодня, может быть, оторваны от Вас. Постарайтесь выстроить свои отношения с ними так, чтобы они понимали, что Вы их мать, что Вы их любите, что боретесь и живете ради них, а не ради каких-то материальных благ, что очень часто, к сожалению, встречается.

– Следующий вопрос: «Объясните, пожалуйста, смысл слов „работать во славу Божию“. Почему так важно работать в храме, да еще и бесплатно?»

– А что ж тут объяснять? Во славу Божию – это значит во славу Божию, то есть мы потрудились не за вознаграждение, а ради Бога. Почему это нужно? Да в общем-то, это нужно конкретному человеку, абсолютно не нужно никому другому. Если Вам это не нужно, то и не делайте этого.

– Расскажите, пожалуйста, как будет праздноваться день святых апостолов Петра и Павла в вашем храме?

– Хочу и Вас, и телезрителей поздравить с наступающим (вернее, наступившим, церковный день начинается вечером) праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В Москве четыре таких храма, где будут проходить торжества. Люди придут для молитвы, для прославления великих подвижников и угодников Церкви Божией, которые в свое время потрудились для того, чтобы сегодня мы имели возможность знать о Церкви, знать о Христе, о том учении, которое Христос принес в мир. В нашем храме будут совершены две Божественные литургии – ранняя и поздняя (в 10 часов утра), после них праздничный крестный ход. Если позволит погода – может быть, будет какой-то концерт на прихрамовой территории. Надеюсь, мы проведем этот замечательный день в молитвенном настроении, в радости. Хочу всех поздравить с наступившим праздником; тем, кто провел Петров пост в посте и молитве – сугубой радости всем, радости от общения с Богом, от посещения храма Божиего как дома Божиего. Ну и приглашаю всех к нам на праздник.

 

Ведущий Денис Береснев
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать