Новомученики

10 февраля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает игумен Паисий (Юрков), благочинный Новоспасского монастыря. Передача из Москвы. Эфир 10 февраля 2014 года.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях благочинный Новоспасского монастыря игумен Паисий (Юрков).

Здравствуйте, отец Паисий, прошу Вас благословить наших телезрителей.

- Добрый вечер, дорогие братья и сестры, давайте с Божьей помощью проведем этот эфир, чтобы он послужил всем нам на пользу души.

 

- Сегодня, 10 февраля - день памяти Новомучеников и Исповедников Российских, а завтра, 11 февраля – собор Екатеринбургских святых, этим двум событиям посвящена наша передача.

Новомученики совершили подвиг жертвенного служения Богу, возможно ли это в наше не такое суровое время? есть ли место жертвенности?

 

- Некоторые святые отцы называли христианство – «добровольное мученичество». Если мы посмотрим на историю нашей христианской Церкви, то она и начиналась с первомучеников, и на протяжении всей ее истории и по сей день продолжаются времена, когда противник дьявол не дремлет и возбуждает людей неверующих или противников Церкви бороться с ней.

В это воскресение мы праздновали собор Новомучеников и Исповедников Российских, которые прославились своим подвигом в XX столетии, пронесли свою веру до конца, испив чашу мучений.

Сейчас мы видим, что и в современном мире много нападок на Церковь. Например, в Сирии множество христиан терпят бедствие, их уничижают, издеваются над ними и убивают именно за веру исповедующие радикальный ислам, который стремится уничтожить христианство.

Мы считаем, что сейчас в России спокойно и нет гонения на христиан. Но вчера в Южно-Сахалинске больной человек забежал в храм и убил людей. Этих людей тоже можно назвать мучениками, потому что они пострадали за исповедание своей веры: монахиня и мирянин. Поэтому всегда есть место подвигу, и место ему должно быть каждую минуту, в любое время быть готовыми дать отчет за свою веру, свое упование, и если предоставить такая возможность, пострадать за исповедание свое веры.

 

- Православие очень миролюбиво: возлюбите врагов своих. Так на какой почве возрастает ненависть к нему?

 

- Как мы говорили, начальник всего зла – диавол, и воюет он в том числе, подталкивая других людей – атеистов или нетвердых в вере. Кто-то хочет просто жить, наслаждаясь жизнью, но когда видит, что кто-то живет ради добра, возникает зависть. Есть люди с больной психикой, диавол так же может действовать через них, всевая в них помыслы. Такой человек совершил убийство иноков Василия, Ферапонта, Серафима в Оптиной пустыни.

В то же время есть убежденные, целенаправленные люди – материалисты, которые не верят ни в Бога, ни в посторонние силы – и они наущены с точки зрения философии. Когда им говорят о высших христианских идеалах, для них все это противно и чуждо, потому что мешает жить свободно, то есть в свое удовольствие, здесь и сейчас. Христианство же налагает на любого христианина некие рамки, которые помогают ему выполнять заповеди Христовы и достигать Царствия Небесного. Такие люди не всегда действуют впрямую, но выступать противниками в своих письмах и речах. Сейчас есть довольно известные люди, которые недовольны тем, что Церковь существует открыто и высказывает свое мнение, и хотели бы, чтобы государство снова загнало ее в подполье.

Мученичество христианина может быть даже на работе, в коллективе обычно есть люди и верующие, и неверующие, материалисты, которые всегда могут оскорблять человека словами, провоцировать его.

 

- Вопрос телезрительницы из Воронежа: Как стяжать благодать Святого Духа?

 

- Это самый главный вопрос христианства. Прп. Серафим Саровский сказал, что цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго. Благодать Святого Духа стяжается временем, подвигами, постом, молитвой. Сейчас мы в преддверии Великого поста, идет первая подготовительная неделя мытаря и фарисея. Церковь приготовляет нас, как мы должны научиться поститься, с каким настроением войти в пост. Стяжается благодать добрыми делами и исполнением заповедей Христовых. За короткое время невозможно исправить свою жизнь, но если вдруг вновь споткнулись о какой-то грех, то главное  не отчаиваться, бороться дальше и стараться стяжать благодать Духа Святого.

 

- Вы сказали, что путь христианина с большими или малыми, но подвигами. Вспоминаются сразу слова из Евангелия: Иго Мое благо, и бремя мое легко. В чем состоит благо?

 

- Иго и бремя так мы можем назвать те заповеди, те ограничения, которые дал Господь. Благи они потому, что ведут ко спасению души. Если мы будем соблюдать заповеди, то мы сделаем благо для своей души. Иго означает труд, потому что мы знаем, что соблюдать заповеди – это нести труд по ежедневному самопреодолению в своих желаниях, хотениях, и если мы это делаем ради Христа, мы делаем это ради блага своей души. Легко оно потому, что Господь помогает, Он дает силы, благодать, когда мы преодолеваем те препятствия, те искушения, которые всеблагой Бог посылает нам для нашего спасения.

 

- Вопрос от телезрителя: Когда древние римляне жестоко издевались и гнали христиан, это можно понять, ведь они были язычники. Но как это было возможно в начале XX века в России, где все были крещены, где стояло огромное количество храмов, и народ расправлялся со своими пастырями?

 

- Действительно, люди были крещены, ходили в храм, исповедовались, и вдруг в одно мгновение все переменилось. Не бывает так, чтобы так много людей изменилось в одно мгновение. К большому сожалению, это случилось не за один год и не за одно столетие. Св. праведный Иоанн Кронштадтский еще в конце XIX века обличал свое поколение в нигилизме, призывая людей, в особенности интеллигенцию покаяться и прийти к вере.

Внешне все были христиане, ходили в храм, если бы ты не ходил в храм, на тебя смотрели бы уже с подозрением. И вот этот внешний страх заставлял людей внешне исполнять обряды: крестить детей, поститься, ходить в храм, но в душе они были далеки от Бога. Когда количество людей, далеких от Бога, переполнило меру, и произошла революция. Бывшие прихожане могли убить своего священника, которому они неделю тому назад исповедовались. Такого не бывает за один день, то есть они формально ходили в храм, формально исповедовались. Потому Христос и говорит: Не всякий глаголющий Мне «Господи, Господи», войдет в Царствие Небесное.

Многое для меня стало понятно, когда я смотрел документальные кинокадры, снятые в 1918-ом году: женщина в среднем возрасте, сорока-пятидесяти лет, снимает в своем доме икону, выходит во двор и бросает ее в костер из икон. Представьте, ей около пятидесяти, значит, у нее есть и дети, и внуки. Как же она воспитала своих детей, если у нее самой такая вера?

Потому тогда большинство людей и выбрали не стяжание Духа Святого, а построение Царствия Небесного здесь, на земле. Коммунизм проповедует рай здесь на земле, подобно древним израильтянам, выходившим из Египта, когда они хотели сразу здесь все, роптали на Моисея.

К сожалению, люди долгое время уже отходили от Бога, в своей жизни интересовались вовсе не духовными ценностями. Господь же дает человеку свободу выбора, человек сам решает с Богом он или нет. К сожалению, большинство людей тогда избрали путь без Бога, но были и те, кто остался с Ним до конца – наши новомученики и исповедники.

 

- Видимо, люди отказались от пути с Богом потому, что он труден, связан с лишениями, жертвенностью.

 

- Люди выбрали мирскую, спокойную жизнь, чтобы наслаждаться уже здесь, на земле, ни в чем себя не ограничивать, а в Бога и Царствие Небесное они уже не верили.

 

Вопрос телезрительницы: У моей дочери бракосочетание 1 марта. Скажите, пожалуйста, не будет ли это грехом, если потом не устраивать пышное застолье, а лишь чай для родных и близких?

 

- В этом году пост начинается 3 марта, 1-ое марта – это суббота на Масленицу, в это время уже не венчают, но у Вашей дочери официальное бракосочетание, это допустимо. На Масленицу можно еще вкушать и яйца, и молочную пищу, и рыбу, по церковному уставу уже не вкушают мясо. Так что можно устроить застолье, в этом не будет греха, а венчаться можно будет уже после поста.

 

- Наша сегодняшняя передача посвящена в том числе екатеринбургским святым, расскажите, пожалуйста, о некоторых из них.

 

- Сегодня год, как я с некоторыми из братий нашего Новоспасского монастыря отправились с нашей чудотворной иконой Божией Матери «Всецарица» в Екатеринбургскую митрополию и пробыли там целый месяц. Мы приехали в Екатеринбург как раз накануне празднования памяти собора Новомучеников и Исповедников Российских и соответственно непосредственно перед празднованием собора Екатеринбургских святых.

Собор Екатеринбургских святых очень обширен, половина из них это новомученики, и возглавляют их Царственные Страстотерпцы. Также есть святые, прославившиеся до революции, наиболее известный и почитаемый из которых св. прав. Симеон Верхотурский. Также прославлены в лике святых прп. Василиск Сибирский, Зосима Верховский и многие святые, просиявшие в Верхотурском монастыре.

Рассказывать можно много. Скажу о прп. Симеоне Верхотурском, поскольку начало моей монашеской жизни связано с Верхотурским монастырем, в 1992 году я поступил в число братии этого монастыря, был пострижен и рукоположен в Екатеринбурге, поэтому эта земля для меня тоже родная.

В 1992 году были обретены и торжественно перенесены в монастырь мощи прп. Симеона Верхотурского. Этот великий святой жил в XVII веке, прожил всего тридцать лет, был знатного рода, умер от истощения. Оставив свое Отечество, пришел в Сибирь, в Верхотурье, которое считается первой столицей Урала, и подвизался, как обычный мирянин. Летом питался выловленной рыбой, а зимой брал на себя такой подвиг: ходил по домам и шил людям шубы и полушубки за кров и пропитание. Чтобы не получать за свою работу благодарности, он юродствовал, например, как бы забывал пришить уже заготовленные рукав или воротник и убегал, его находили, издевались над ним, и этим он скрывал свои подвиги. Умер в раннем возрасте, вскоре все о нем забыли, и вдруг через какое-то время из земли вышел гроб. Христиане села Меркушино зарыли гроб обратно, а через какое-то время вновь обнаружили его на поверхности. Гроб был нарушен, и через отверстие были видны нетленные мощи какого-то человека. Позвали тогдашнего екатеринбургского архиерея засвидетельствовать чудо, но никто не помнил, чья это могила, и тогда во сне епископу явился святой, сказавший: «Имя мое Симеон». Утром после рассказа епископа один старый-старый дедушка вспомнил, что жил некогда юродивый Симеон, который шил шубы по домам. От обретенных мощей произошло тогда множество исцелений, слепые прозревали от прикосновения к его мощам. Внешне этот человек жил неприметно, но богоугодной жизнью, скрытыми подвигами стяжал благодать Духа Святаго, достиг совершенства. Мощи его находятся в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре.

 

Вопрос телезрительницы из Наро-Фоминска: После развода с мужем я живу в гражданском браке с мужчиной, который не ходит в храм, не верует. Сама я в последний год стараюсь ходить в храм, соблюдать пост. Можно ли соблюдать хоть какие-то заповеди, например, гастрономический пост, если при этом живешь, выражаясь церковным языком, в блудном сожительстве?

 

- Гражданский брак, с точки зрения Церкви, – брак, зарегистрированный в государственных органах. То, что вы живете без росписи, а просто так – это и есть самый главный и основной грех. Исправлять надо именно это. Если Вы хотите прожить с этим человеком всю жизнь, и если он пока не является верующим, но при этом не противится тому, чтобы Вы исповедовали Христа и ходили в храм, то допускается вступление в брак с таким человеком, если этот брак будет зарегистрирован в ЗАГСе. Поскольку, по слову апостола Павла, верующая жена освящает неверующего мужа, и верующий муж освящает неверующую жену. К сожалению, тот грех, в котором Вы живете, это смертный грех, который возбраняет благодать Божию. Поэтому это первичный вопрос, который Вам надо обязательно решить, а вопрос о посте вторичный.

По поводу поста: естественно, гастрономический пост ничего человеку не дает. Гастрономический пост, то есть только с точки зрения еды, он только помогает духовному посту. Пост как диета ничего не дает человеку, если это не сопряжено с молитвой, духовным чтением, отказом от каких-то увеселений. Тогда пост физический помогает духовному. Если человек серьезно болен, то для него основным становится не телесный пост, а духовный, который усугубляется для него. Телесно каждый человек должен поститься по мере сил. Естественно, если человек здоров и у него нет никаких препятствий, то он должен отказываться от скоромной пищи. Если он болен, то пища для него не наслаждение, а лекарство. Пост же духовный может и должен соблюдать каждый человек, который хочет стяжать благодать Духа Святаго.

 

- Вы уже сказали, что в собор Екатеринбургских святых входят Царственные страстотерпцы. В чем состоял их подвиг? И стоял ли какой-либо выбор перед царем Николаем II перед отречением от престола?

 

- Естественно, у каждого человека всегда есть выбор. Можно сказать, что человек выбирает каждый день. Христианин живет по принципу, в корне отличающемуся от принципа мирского человека. Мирской человек живет по принципу «хочу или не хочу», христианин живет по принципу «можно или нельзя».

Естественно, у царя-страстотерпца была возможность эмигрировать за границу со всем своим семейством и спасти свои жизни, но Церковь потому и прославила их, что свои страдания они перенесли добровольно, то есть добровольно остались со своим народом, приняв все, что выпало на их долю. Потому они и прославлены не как мученики, мученики – это пострадавшие конкретно за свою веру. Здесь царь знал, что он может пострадать, но остался со всем своим народом до конца, взяв на себя добровольно этот подвиг. Церковь прославляет его за то, что он не пощадил себя, оставшись с народом до конца, претерпев страдания ради Бога и ради народа. Когда он помазывался на царство, он обещал Богу быть верным своему народу до конца и сдержал данное слово, а народ отказался от него и распял своего царя. В этом великий грех нашего народа, наших предков, которые участвовали в этом видимо или невидимо.

Первые наши страстотерпцы – Борис и Глеб, они знали, что замышляет против них их брат, но все равно добровольно пошли к нему, чтобы попытаться мирно решить вопрос, и были убиты. Церковь прославила их как страстотерпцев, потому что они пошли к брату ради любви. Также и Царская Семья пошла на страдания ради любви и народа.

 

- Как конкретный человек может покаяться за своих предков, какие есть конкретные действия?

 

- У нас есть чрезвычайно фанатичные люди, требующие особого покаяния народа в виде крестных ходов или стояний. Если человек кается в своих грехах, он может просить Господа простить и его родственников, может понести ради них подвиг в виде милостыни, которую он дает нуждающимся людям. Молитва и милостыня многое могут творить.

Каждый человек должен понимать, что вольно или невольно, но наши предки принимали участие в этом грехе. Мы, как их сродники, не должны оставлять их загробную участь; возможно, они не понимали тогда, что делают, но мы сейчас понимаем и, побеждаемые любовью, должны молиться за них. До второго пришествия мы можем молиться о наших сродниках, а далее решает Господь.

 

- Почему подвигом являются именно страстотерпение, смирение, а не сопротивление обстоятельствам?

 

- В начале передачи мы уже говорили, что христианство – это мирная религия,  она не допускает насилия и никогда никого не принуждала. Господь наш Иисус Христос дал нам заповеди, которые мы должны сохранять. Одна из них: если тебя ударили по правой щеке, подставь левую. Другая из них учит молиться за проклинающих нас. Господь везде призывал молиться и благотворить обижающим нас. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, мы должны не осуждать, а рассуждать. Грех, который живет в человеке, заставляет нас осуждать, а человека надо оправдывать, потому что он создан по образу и подобию Божию. Когда человек творит нам какие-то обиды и пакости, может сам этого не понимать, но если мы будем отвечать ему тем же, то чем мы будем отличаться от него?

Своего собственного врага ты должен постараться простить и полюбить, полюбить – это уже высшая мера. Но если речь идет о защите Отечества, то мы обязаны защищать и наше государство, и нашу Церковь. Если Вы видите, что уничижают христианина, поносят святыню, то должны сделать все возможное, чтобы защитить их. Для этого у нас есть крепкое основание в Евангелии: нет выше той любви, аще человек положит душу свою за други своя.

Во время Великой Отечественной войны Церковь в первые же дни обратилась к своим братьям и сестрам, благословляя их на борьбу, на защиту Отечества. Обратилась с посланием даже быстрее, чем официальные власти. В этом проявилась ее позиция, что мы должны защищать от врагов свое Отечества, а своих личных врагов должны прощать, терпеть до конца и покрывать любовью своей.

 

- Вопрос телезрительницы из Наро-Фоминска: Отец Паисий, если Вам что-то известно о подвиге старицы Ольги, в миру Марии Лучкиной, которая носила хлеб Патриарху Тихону, поставила молитвенный замок от немцев, чтобы они не вошли в Москву, то расскажите о ней, пожалуйста, чтобы люди знали.

 

- К большому сожалению, я не знаю о ней много, слышал, что была такая раба Божия, но ошибусь, если буду вспоминать что-то отдаленное. Если кто-то хочет узнать  подробно, думаю, всегда можно найти материалы о ней.

 

- Скажите, бывает ли настоящая любовь без подвига? Бывает ли не жертвенная любовь?

 

- Любви без жертвы не бывает, тогда это не подлинная любовь. Любовь – это в первую очередь  жертва. Господь так возлюбил род человеческий, что послал Сына своего Единородного, чтобы он спас мира. Мы же этого Сына распяли, и Он претерпел страшные страдания за наши грехи, но Он своей любовью покрывал все и вся.

Даже человеческой любви не может быть без страданий, без какого-то подвига. Если один человек любит другого, то своей любовью он покрывает какие-то недостатки, обиды, огорчения, которые претерпевает он него, даже не обижаясь. Человек, любя другого, идя на союз с ним, готов терпеть его недостатки и готов меняться сам, менять какие-то свои привычки, наклонности, которые не нравятся второй половине. Ради любви он отказывается от них, в этом жертвенность. Если же человек ждет от любви только радости и наслаждений, тогда это не любовь, а влюбленность, и она обязательно пройдет. Наступит время, когда что-то в человеке начнет не устраивать, и человек, не захотев потерпеть, уйдет.

К большому сожалению, в наше время очень часто путают любовь и влюбленность. Влюбленность может проходить, если она не перерастает в любовь. Сейчас количество разводов просто зашкаливает. Казалось бы, люди любят друг друга, находятся вместе, а потом один говорит, что оказывается, не любит - и они расходятся. На самом деле, он изначально любил не другого, а любил себя. Это эгоизм, каждый человек, к сожалению, эгоист. Если человек ради любви к другому не хочет бороться со своим эгоизмом, не хочет себя изменять ради любви к другому, такая семья не удержится. Если человек думает лишь о том, чтобы мне служили, мне было благо, мне было комфортно, такая семья не удержится. К большому сожалению, люди бросаются словом «любовь», но на самом деле они ее не имеют, потому что любовь в первую очередь жертва.

 

- Это можно сказать о любви не только к человеку, но и делу…

 

- Совершенно верно, также к добрым делам. Дружба – это та же любовь. Ты дружишь с человеком, и ради друга тоже должен жертвовать чем-то.

 

- Вопрос телезрительницы: Моя дочь 27 лет живет с мужчиной 55 лет, у которого было уже четыре брака. Она сильно изменилась, перестала ходить в церковь, словно находится под гипнозом. Я уговариваю ее расстаться, но она сильно ругается меня, дважды уходила, но возвращается. Скажите, пожалуйста, как мне правильно поступать с ней, что мне делать?

 

- В первую очередь, молиться, как это не звучит банально, ведь материнская молитва может очень и очень много. Во-вторых, говорите ей, чтобы она не торопилась делать выводы, проверила свои отношения к нему, старалась вести христианский образ жизни. Но, прежде всего, не отчаивайтесь, опирайтесь на материнскую молитву, поездите по храмам, монастырям, заказывайте молебны, сорокоусты, чтобы Господь помог и вразумил ее. Принудить и запереть ее в 27 лет мы не можем, постарайтесь не отчитывать ее постоянно, иначе дочь может замкнуться. Постарайтесь сохранить с ней отношения.

 

- История репрессий коснулась и вашего Ново-Спасского монастыря, расскажите, пожалуйста, немного об этом.

 

- Ново-Спасский монастырь находится в центре Москвы, он является усыпальницей рода Романовых, здесь покоится один из первых новомучеников, представитель царской семьи великий князь Сергей Александрович Романов. Его жена преподобномученица Елизавета Федоровна входит в собор Екатеринбургских святых пострадала в 1918 году. В этом году отмечается 150 лет со дня ее рождения.

Наш монастырь был закрыт сразу в 1918 году, сначала здесь устроили колонию для женщин-иностранок, затем почти сразу была устроена тюрьма для провинившихся из рядов НКВД, у нас в монастыре есть дворик, где их расстреливали, то есть, наш монастырь также был запятнан грехом братоубийства.

Два человека, настоятели нашего монастыря – епископ Макарий (Орловский) и архиепископ Павлин (Могилевский) были прославлены в соборе Новомучеников. Архиепископ Павлин пострадал как раз в один день вместе с екатеринбургским епископом Аркадием, тоже такая невидимая связь.

 

- Что делается в вашем монастыре, чтобы сохранить память?

 

- Есть музей, который мы открыли в усыпальнице Романовых, рассказывающий об истории нашего монастыря, священномучениках Павлине и Макарии, мы издавали книги с их житиями. В расстрельном дворике у нас установлен поклонный крест, икона Новомучеников и Исповедников Российских, периодически проходят конференции, посвященные новомученикам.

 

Вопрос телезрительницы из Архангельской области: Десять лет назад мой супруг добровольно ушел из жизни. Я человек верующий, хожу в церковь, соблюдаю посты, но никак не могу себя молиться о его душе. Это, наверное, великий грех?

 

- Каждый человек выбирает свою судьбу сам. Великим смертным грехом является грех самоубийства, это грех, в котором человек уже не может покаяться. Если же у нас есть такие сродники, то мы должны воздерживаться от упоминания их в церковных записочках, но в домашней молитве, в самом конце утреннего и вечернего правила можем попросить своими словами: Господи, если возможно, помилуй раба Твоего, не поставь мне эту молитву в грех. Это мы делаем по долгу любви. Надо понимать, что Господь гораздо любвеобильней, чем мы можем представлять себе.

Бывает и так, что человек был крещен, но ничего не делал из того, что должен делать в своей жизни христианин, и умер своей смертью. Нельзя ли назвать его медленным самоубийцей,  он тоже губил свою душу, но медленно и постепенно. Да, он наложил на себя руки, но погубил свою душу, мы ведь таких людей поминаем. Выбор своей судьбы – добровольный выбор каждого человека. Очень жаль, когда сделан такой выбор. Оставляем все на волю Божию, но в домашней молитве можем их поминать.

 

- В завершение нашей передачи скажите, пожалуйста, какие уроки можно вывести из жизни и страданий новомучеников и екатеринбургских святых?

 

- Екатеринбургских святых мы будем прославлять завтра, в первую очередь великую княгиню Елизавету Федоровну и всех новомучеников. Прежде всего, мы должны учиться на их примере преданности и вере Господу. Мы, наверное, пока такой веры не имеем, но должны стремиться к ней. Чтобы мы не отреклись от Господа в минуту суровых испытаний, мы должны учиться сейчас отказываться от тех вещей, которые мешают нашей духовной жизни и стяжанию благодати Духа Святаго. Начинать поститься по мере сил физически и обязательно духовно, заставлять себя читать утреннее и вечернее правила, даже когда не хочется, принуждать себя. Царство Божие нудится, - говорит Господь. Надо принуждать себя к борьбе со своей ленью. Еженедельно ходить в храм – это тоже заповедь, данная Господом. Читать духовную литературу, которой у нас достаточно. Совершенствоваться духовно. И когда придет время испытаний нашей веры, мы сможем, подобно новомученикам и исповедникам российским, засвидетельствовать веру во Христа до самой нашей смерти.

 

- Спасибо большое. Прошу Вас, отец Паисий, в конце передачи благословить наших телезрителей.

 

- Помощи Божией всем, дорогие братья и сестры, самое главное не забывайте, что Господь видит все наши проблемы,    жизненные испытания и больших наших сил не попустит. Поэтому иго Его благо, бремя легко есть. Помоги вам Господи на христианские подвиги.

 

Гость передачи: игумен Паисий (Юрков).

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать