Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сегодня в нашей стране день траура, и таково свойство человеческой души, что скорбь нас объединяет гораздо глубже, чем веселье. Все-таки веселье более поверхностно, хотя способно захватить большее количество людей. Каждая скорбь – это опыт нашего сердца, очень важный опыт, и это можно использовать даже для воспитания наших детей. Совсем неплохо, если каждая семья произнесет молитву вместе с детьми об упокоении невинно погибших наших сограждан (и не только наших), для того чтобы это стало не просто каким-то событием из телевизора, а чтобы это стало и событием нашего сердца, потому что это такое сердечное упражнение в деятельной любви, когда незнакомые люди становятся нам ближе и в чем-то даже родными, потому что обычно мы молимся именно о родных. Вот эта катастрофа понуждает нас именно к такому деянию. И понятно, что тот, кто верит в случай, тот не может веровать в Бога. Все, что с нами происходит, это по попущению Божию, и можно надеяться, что, поразмышляв, каждый для себя сможет усвоить какой-то очень важный урок. И мне кажется, что в этом, как могут, должны участвовать все поколения. Это было бы очень хорошо и правильно, это было бы выражением по-настоящему духовного единства.
А теперь, отец Александр, перейдем к нашим вопросам.
– В продолжение есть такой вопрос: «Мы просим Бога, чтобы избавил нас от напрасной и внезапной смерти, но Господь попустил такую страшную и внезапную смерть. Как нам это воспринимать? И почему Господь, вопреки нашим просьбам, порой делает наоборот?»
– Во-первых, у нас нет сведений о том, что все летевшие на этом лайнере молились о безболезненной, непостыдной, мирной кончине, поэтому здесь нет противоречия. Я в таких авиационных событиях, происшествиях участвовал в своей жизни три раза и имел возможность наблюдать за людьми. Очень многие начинали очень сильно молиться, и мне даже приходилось успокаивать, потому что это было уже на грани истерики. Там было немало времени, чтобы вспомнить о Боге, помолиться, ведь, чтобы приготовиться, для этого на самом деле нужны секунды. Но когда человек в панике, он, конечно, начинает метаться. Но, как я уже сказал ранее, из этого каждый должен извлечь для себя некий урок. Вообще наша цивилизация пожинает свои плоды: с одной стороны, удобство, а с другой стороны, несмотря на то что авиационный транспорт остается самым безопасным (и таким и останется), тем не менее когда происходит трагедия с самолетом, она особенным образом на всех действует. В автомобилях гибнут десятки тысяч, а в самолетах всего лишь десятки людей в течение года, то есть абсолютно несравнимо: тысяча – это разница в три порядка. Но так как автокатастрофа стала чем-то обычным, то привыкание большое; ежедневно об этом сообщают в новостях, а то, что редко, то больше задевает. На самом деле и смерть от инфаркта или от туберкулеза трагична, смерть всегда несправедлива, смерть всегда не вовремя, даже если человек к ней готовится. Смерть – это вообще аномальное явление в жизни человека, потому что смерть – это следствие греха, а грех – это аномалия. Но мы живем внутри этой аномалии, и то, что такие вещи происходят, для нашей греховной жизни это норма. В этом смысле это некая неизбежность, которая напоминает нам о том, что вообще-то каждому человеку – и большому, и маленькому – смерть близка и поэтому нам нужно очень ценить жизнь каждый день, нужно научиться благодарить за каждый день. Это событие, в силу его яркости и оказанного впечатления на души людей, нужно обязательно использовать, для того чтобы еще глубже запечатлеть это, особенно в детской душе. Это можно использовать для их воспитания: учить их состраданию, научить их молитве. Обычно в таких случаях говорят: «Надо нам сплотиться». Вот нам надо почувствовать, что это общее горе, и это очень важное духовное единство. Поэтому, с одной стороны, это, безусловно, трагедия, абсолютно бесспорно. С другой стороны, я всю жизнь замечаю, как смерть понуждает людей примириться, смерть понуждает встретиться людям, которые давно уже не общались, смерть понуждает к особенно глубоким религиозным размышлениям о скоротечности всего земного. Смерть напоминает нам о том, что жизнь, которую мы ведем, должна быть очень серьезной: она настраивает нас на весьма серьезный лад. Несмотря на всю ее трагичность, присутствие смерти в нашем мире драгоценно, поэтому в каждом цивилизованном народе всегда вокруг смерти вырастал некий культ. Сейчас тоже есть чудные вещи, вплоть до флешмобов. Например, какое отношение имеет трагедия к воздушным шарикам? Но у людей, которые потеряли всякую религиозность, и то рождается в голове желание запустить шарик. С точки зрения любой культуры, это, конечно, странная вещь: шарик – это совсем не из той оперы, но сам факт, желание каким-то образом что-то совершить – это вполне религиозный акт. Поэтому мы и не будем его отрицать: есть и есть, это все равно действие, реакция души человека на это событие.
– В мире, разделенном и государственными границами, и религиозными границами, и культурными границами, вот такая трагедия выявляет единство отношения людей к этой трагедии. Сколько людей сочувствует, сопереживает, выражает соболезнования семьям погибших.
– Тем не менее я имел несчастье слышать даже и ёрничанья по этому поводу и еще один повод назвать нашу гражданскую авиацию «летающими гробами». Хотя катастрофы есть везде, и у нас в данный момент совсем не такая тяжелая ситуация, которая сильно отличает нас от других стран.
– Люди, потерявшие не только разум, но и всякое чувство сострадания, есть везде.
– Вот это печально, поэтому мне кажется, что очень важно извлечь религиозный опыт сострадания. Траур – это не просто выключить развлекательные передачи, и не красно-черный шрифт, который аккуратно идет за рекламой. На мой вкус, это тошнотворно. То есть не специально, но пристегнутое к рекламе. То есть это ставят как бы на один уровень. Пошлее ничего не придумаешь. Но телевидение – это такой жанр, к сожалению. Мне бы хотелось, как гражданину, чтобы это выглядело все-таки несколько иначе, чтобы это было неформально и оказало реальное воздействие на душу наших сограждан.
– Вопрос: «Что значит любить Бога? Как человек должен эту любовь проявлять?»
– Об этом сказано в Писании: любовь к Богу реализуется через любовь к человеку. Христос сказал: «То, что ты сделал одному из малых сих, то сделал Мне». То есть любое добро, направленное на человека, который оказался в данную секунду твоим ближним, это есть проявление любви к Христу Богу нашему.
– То есть когда человек предпочтет ближнего самому себе.
– Ради Христа. Потому что зачастую мы оказываем любовь тому, кто нас любит. Мы не ради Христа оказываем ему любовь, а ради нашего благорасположения к этому человеку, этот человек нам люб. Например, юноша дарит девушке цветы. Хороший поступок? Хороший. Она улыбается? Да. Ей это приятно, ее сердечко волнуется? Да. Ну и что? И ничего. Это же не ради Христа. Ради Христа – это когда он идет в больницу к бабушке-соседке, с которой за месяц до этого повздорил, и приносит ей цветы. Не потому, что он к этой бабушке питает нежные чувства, а он хочет ее утешить тем, что он пришел с примирением, и ей, как девушке, дарит цветы ради Христа. Вот это христианство.
– Вопрос телезрительницы: «У меня не вопрос, а просто просьба: батюшка Димитрий, благословите меня, пожалуйста».
– Пусть Господь Вас благословит, и всю Вашу жизнь, и благословит Ваш дом, и благословит всех Ваших сродников, и благословит все Ваши дела и все Ваши добрые начинания во Христе.
– Вопрос: «На что нужно обязательно брать благословение священника?»
– Ни на что. Если ты хочешь что-то совершить, например путешествие, ты берешь благословение не у священника, а у Церкви. И священник по твоей просьбе может прочитать специальную молитву, и даже целый чин совершить о путешествующих. А очень многие люди склонны священника представлять некоей божественной фигурой, которая есть источник благодати Божией. Это неправильно. Источником благодати Божией является исключительно Отец Небесный, и этими дарами Он наделяет Церковь, поэтому это можно черпать только из Церкви. Священник такой же человек, который прочел, может, на 2 или 3 книги больше, редко на сто, который может что-то рассказать из Предания Церкви, из жизни святого, может быть, он знаком с христианской аскетикой, может что-то посоветовать. А священник как источник гарантированного успеха в том или ином деле – это, конечно, совершенно неправильно.
– Но нередко люди друг другу советуют: «Ты пойди, возьми благословение».
– Да. Такой обычай идет вот откуда: когда между священником или не священником, а просто опытным христианином и каким-то другим человеком, начинающим, устанавливаются отношения как духовный отец и духовный сын, он к нему обращается (как, например, молодой врач обращается к своему учителю-профессору). Например, я знаю одного адвоката, немолодого уже человека, у которого есть старик адвокат, к которому он в сложных случаях обращается, когда сомневается, как выстроить линию защиты. Он ему звонит, тот ему мгновенно отвечает, как человек, который в адвокатуре как рыба в воде. Так же и здесь: если отношения как ученик и учитель, тогда другое дело. Но у нас же это исключительно механистически. Человек думает, что сейчас его благословят – и все будет в порядке; это же какая-то магия получается, магическое отношение, что неправильно, недуховно. Это такая вульгаризация христианства.
– Насколько человеку хорошо «включать» свою голову и принимать решения самому, а не идти к батюшке?
– Если бы это было плохо, то апостол бы не сказал: «Каждый поступай по размышлению собственного ума». Это говорит Священное Писание – высший церковный авторитет. Это апостол Павел говорит, что вот так надо поступать. А человек не хочет думать, он думает: «Сейчас как мне батюшка скажет, так я и буду делать». Христианство – это умное делание, нужно, чтобы голова всегда была в работе. Христианство без участия головы невозможно.
– Боятся согрешить своеволием.
– Это отговорка. Свою волю нужно поверять воле Божией, которая открывается нам в Откровении, сиречь (то есть) в Священном Писании.
– Вопрос телезрительницы: «Какие молитвы надо читать, когда посещаешь могилки на кладбище?»
– На кладбище читают молитвы заупокойные.
– Вопрос: «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом. Почему? Ведь мудрость дается человеку от Бога».
– Мудрость как инструмент. Но мудрость мира сего и называется мирской мудростью, потому что она стремится к другому: к славе, к деньгам, к удовольствиям. А это все совершенно противоположно тому, с помощью чего человек может достигнуть Царствия Божия.
– То есть человек эксплуатирует ту мудрость, которую Господь ему дал, в своих целях?
– Да, как физически развитый человек может использовать свою мышечную силу, чтобы отбирать сумки у людей, например. Или просто бить направо и налево в свое удовольствие. Так же и мудрость: человек может быть умным, а этот ум тратить на козни. Есть такая страна Великобритания, там очень развито образование, многие дети наших состоятельных людей там учатся, ценят это образование. Действительно, это старинная школа. И вот вся мудрость этой страны, если речь идет о политике, тратится на то, чтобы делать гадости нашей стране. Вся история взаимоотношений Англии и России – это гадости со стороны Великобритании в отношении России; им нет счета, это происходит уже веками.
– То есть люди так дьявольски используют Божий дар.
– Да, но там не только Божий дар, там еще собственная система образования, она тоже работает. Но это тоже опосредованный Божий дар. Это просто для примера, как может использоваться дар – всяческого вида подлость, предательства, обман и так далее… Не хочется даже об этом говорить.
– Вопрос: «Недавно прочла толкование Афанасия Великого на 142-й псалом «Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой…» Он пишет: «Прилично произносить это в крайних обстоятельствах, когда бедствует у кого душа. Но не в человеческих делах следует этим пользоваться». А почему?»
– Афанасий Великий говорит о приличии. Для того чтобы не профанировать, потому что человеческие дела… Например, как я ранее уже сказал, помещать напоминание о трауре в стране в блоке с рекламой – это пошлость. Само слово «траур» никак не может сочетаться с рекламой, в одном флаконе это не продается. Кто этого не чувствует, тот пошляк, к сожалению.
– Может, и чувствует, но проплачено.
– Нет, есть вещи, которые нужно в любом случае разъединять. Ведь понимают же люди, что в этот день нужно развлекательные передачи убрать. Это понимают. Это из этой же серии. Если понимают одно, до следующего дотянуться совсем недолго.
– Вы часто говорите, что на телевидении работают умные люди.
– Я не встречал дураков. Часто там бываю и не встречал.
– И в то же время такая несовместимость.
– А умный человек может быть пошляком. Я встречал очень умных людей, даже государственных деятелей, которые рассыпают вокруг себя такие анекдоты, от которых у уголовников уши будут вянуть.
– Такое интересное соседство в голове у человека.
– Да, так что и знающий человек, и занимающий большую должность очень даже может быть пошляком. К сожалению, это так: не хватает внутренней культуры.
– То есть это не воспитано?
– А культура – она воспитывается.
– Многие вообще вспоминают именно воспитание в советской школе, считая, что там было гораздо больше и морального, и правильного.
– Дело в том, что в советской школе преподавали люди, как говорится, «из недобитых». Кто такой Антон Макаренко? Это «из недобитых», и то, что он остался живым, нерепрессированным, это некоторое чудо. В институте красной профессуры кто преподавал? Профессоры, которые трудились в вузах империи: жить надо, они туда плавно перетекли. И даже в советских кинофильмах профессор всегда показывается в очках, с бородкой, в ермолке – такой типичный дореволюционный профессор, причем старенький. Если профессор, то обязательно старенький, потому что пока Советы вырастят молодых профессоров! Более того, до войны и сразу после нее академиков не было партийных, только по общественным наукам. Это считалось моветоном. А потом уже как-то постепенно молодежь подрастала, но что-то и у них осталось. А у современной… Если посмотреть, например, на каком языке дети разговаривают? Я прекрасно помню, у нас ребята в школе ругались матом, но это было где-то в подворотне, на чердаке, в подвале. А сейчас – вполне на парадной лестнице и в классе.
– Вопрос телезрителя из Мурманской области: «В Евангелии от Матфея есть такое выражение: ученик обращается к Иисусу Христу и говорит: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Мне это выражение непонятно.
И еще я хотел бы у Вас благословения попросить на мою семью и детей».
– О чем здесь идет речь: есть жизнь биологическая, а есть жизнь духовная. Человек, который не познал Святую Троицу, живет жизнью животной, поэтому с точки зрения Христа он мертв. А этому молодому человеку Господь предлагает жизнь вечную и говорит ему: «Ты мертвым оставь погребать своих мертвецов». Тот, кто не знает Христа Бога, тот духовно мертв, поэтому не надо тратить на это время. Вот что он имел в виду.
И этим ограничимся, потому что мы вполне можем нашу передачу превратить вот во что, и это не составляет никакого труда: каждый звонящий будет читать списки о здравии и о упокоении, а третий список – благословите… И мы весь час будем аккуратно…, вместо того чтобы отвечать на вопросы, потому что даже для того, чтобы услышать вопрос, приходится выслушивать: первое – как мы всем нравимся, второе – «как мы любим вас слушать, как мы много полезного из этого черпаем». Я это слышу в день по 20-40 раз. А если еще к этому прибавится «благословите», тогда надо вообще «лавочку закрывать», а я лучше это время буду проводить за книгами или гимнастикой заниматься, мне бы это было очень полезно. Другой совсем жанр. Это я Вам как мужчина мужчине рассказываю.
– Батюшка, это место находит непонимание именно потому, что это отец. Как же отдать дань отцу?
– Народ путает вот что: это относится не к нему непосредственно. Я, Дмитрий Смирнов, очень люблю своего отца, который умер четверть века тому назад, и я его помню до сих пор. Не бывает дня, когда бы я о нем не вспоминал. Несколько раз в году я езжу на место его погребения. Я никому его не дал погребать, а сам участвовал и организовывал похороны, участвовал во всем, что требует наш российский обычай в этот момент. Никакого тут противоречия нет. В Евангелии речь идет об уникальной ситуации: стоит человек, а перед ним Бог, Который пришел на землю на очень короткое время, чтобы собрать Себе учеников и создать Церковь. И такая мелочь, как похороны, тут совершенно неуместна. Такие случаи бывают и на войне: пришла повестка «завтра с вещами», а у тебя в доме покойник. Похоронят без тебя – ты как военнообязанный должен явиться с мешком, с зубной щеткой, с мылом, с вафельным полотенцем, с портянками, должен явиться на войну, иначе ты дезертир, после этого в штрафбат. Неужели непонятно, что одно дело, когда перед тобой Живой Христос и призывает тебя в Свои ученики, а другое дело… Потому что люди думают, что это имеет к ним какое-то отношение. Просто есть вещи, которые важнее, чем похороны отца, а именно – повеление Божие.
– Ограниченность восприятия: каждый человек на себя примеряет ту ситуацию, которая была две тысячи лет назад.
– Примерить можно. Например, были такие соблазны: когда я уже решил поступать в семинарию, ко мне обратился на работе парторг (я был, конечно, беспартийный человек, в ту пору уже и из комсомола вышел благополучно) и говорит: «Ты вроде в семинарию хочешь поступать? А мы хотим тебе двухкомнатную квартиру дать, у тебя очередь на автомобиль подходит». У нас очень хороший был парторг – военный летчик, герой; его все любили. Он даже гордился тем, что он меньше всех в управлении получает. Я ему говорил: «Я знаю, почему ты меньше всех получаешь. Потому что у тебя пенсия самая большая. Если тебе дать тот оклад, который ты заслуживаешь, то тебе пенсию уменьшат» (такие были правила при советской власти, какие-то были регулирующие моменты пенсии). То есть был вот такой соблазн, но мне показалось это просто смешным: я поступаю в семинарию, чтобы стать священником, а он мне предлагает такие пошлые вещи, как автомобиль и жилплощадь. Для него это был предел совершенства, предел мечтаний человека: увеличение жилплощади и еще автомобиль. То есть я выхожу в ранг элиты советского инженера: еду на своем автомобиле (не знаю, что бы это было: «Москвич» или «Запорожец») и у меня двухкомнатная квартира. Для тридцатилетнего человека – предел мечтаний, а мне это показалось смешно. Такая же ситуация и здесь. Есть вещи несоизмеримые.
– До этого человеку нужно дорастать, конечно.
– Да нечего тут дорастать. Неужели это неясно?
– Но для Вашего парторга было неясно. Он же был удивлен?
– Нет. Он это делал из хорошего ко мне отношения. Он летал на штурмовике, имел дело со смертью, и не раз. А кто видел смерть, тот понимает, что такое религиозные переживания. И он в душе меня очень за это уважал, я не могу сказать любил, но, по крайней мере, отношения у нас были чрезвычайно дружеские. Я до сих пор его помню: это была яркая личность, очень скромный человек, и это все было от сердца. Он по своей партийной части за это хлопотал, потому что у меня были минусы: я не был комсомольцем. Хотя работал я неплохо, мне все время предлагали карьерные сильные движения, а у меня был совершенно другой план жизни.
– Вопрос телезрительницы из Пензы: «Мы с мужем венчаны, официально были в браке. Сейчас мы разведены, живем как брат и сестра. С его стороны был блуд, это было давным-давно, но я от него не ушла. Обиды и зла на него не держу. Но он в своем грехе так и продолжает жить. Я в церковь хожу…»
– Я тоже хожу в церковь, даже сегодня был с утра. Я не могу понять, в чем Ваш вопрос?
– Телезрительница: «Я бы хотела уйти, но как-то…»
– Я знаю, что Вы хотели бы уйти. Я не знаю, какой у Вас вопрос ко мне?
– Телезрительница: «Грешно ли уйти? Мне батюшка сказал, что на мне будет грех, если я уйду».
– Расскажите мне, что значит «на мне будет грех». Это что – рубашка что ли?
– Телезрительница: «То есть, наверное, я в ответе за это буду что ли. Хотя насколько мне моя воцерковленность позволяет…»
– А какая у Вас воцерковленность? Вы когда-нибудь читали Евангелие?
– Телезрительница: «Нет».
– Тогда что такое «воцерковленность»?
– Телезрительница: «Я как бы ну пути к этому».
– Когда Вы по этому пути пройдете определенное расстояние, хотя бы почитаете Новый Завет – книгу, на которой зиждется не только вся церковность, а даже наша отечественная культура, тогда Вам все будет понятно. Вся проблема в этом. И даже у Вашего батюшки в этом проблема.
– Телезрительница: «И еще такой момент: муж относится к иконам, книгам с раздражением. Я боюсь даже что-то лишнее купить, чтобы не ввести его в раздражение. Не будет ли опять, что я за это буду отвечать, если он это выбросит вдруг? Я стараюсь, чтобы ему это на глаза не попадалось. Мне хочется какую-то литературу приобрести, но прятать – это тоже как-то… Иконочки я из Дивеево привозила, они его раздражают».
– Они его раздражают – это обычное явление. Было такое время, когда большевики взрывали русские храмы, которые спрятать было нельзя. Вот то, что наши предки построили эти храмы, – это им грех?
– Телезрительница: «Нет».
– Как же? Они же раздражали большевиков.
– Телезрительница: «Наверное, в этих большевиках что-то не так».
– Вот, значит, и в Вашем бывшем супруге что-то не так. А уж совсем не в Вас в данном случае.
– Телезрительница: «Даже когда я прихожу со службы, от него такое раздражение, такое поношение, как будто я последний человек на земле».
– Вообще-то ходить в церковь и не читать Новый Завет – за это можно потерпеть. Вам все-таки надо прочитать, у Вас кое-что в голове встанет все-таки на место, потому что по Вашей речи видно, что Вы человек вполне развитый, вполне можете эту книгу осилить.
– Телезрительница: «Я очень много чего хочу, но боюсь приобретать литературу: как бы он не отнесся к этому как-то по-другому».
– Неужели Вас никто не может от него защитить? Неужели в Вашем окружении нет молодого человека, крепкого и сильного, который придет в Ваш дом и скажет: «Если ты ее обидишь, то тебе не поздоровится»? Неужели нет ни одного такого?
– Телезрительница: «Рядом нет. У меня есть брат, но он немного отдаленно живет».
– Попросите его: «Братик, ты заступись за меня. Он меня обижает, раздражается, орет». А еще лучше, конечно, разъехаться.
– Телезрительница: «Вот я и хотела это услышать, наверное».
– Так сказали бы. Вы его раздражаете, у него другая. Чего мучиться-то?
– Телезрительница: «Да, наверное».
– Это очевидно. Вот Вы открываете хлебницу, а там плесневый черный хлеб. Что Вы с ним будете делать?
– Телезрительница: «Да, я Вас поняла».
– Что же тут понимать, всё очевидно! Или поросенок Ваш заболел чумой, что будете делать?
– Телезрительница: «Да, конечно».
– Нужно подключать здравый смысл.
– Вопрос: «Растолкуйте следующее высказывание: «И воздаст каждому по делам его». Но я прошу прощения у Бога за мои грехи, неужели Он мне воздаст по всем моим делам?»
– Обязательно. Например, такое дело: попросить прощения у Бога. Попросил – и Он воздал, то есть простил.
– А если человек что-то забыл?
– Господь напомнит.
– Человек ждет от Бога снисхождения.
– Даже если человек не ждет снисхождения, оно все равно бывает, потому что те прещения, которые Господь направляет на человека за его прегрешения, они много меньше того, что он натворил.
– И все-таки воздаст Господь по делам человеческим.
– Обязательно. Но в эти дела входят не обязательно дела рук и ног. Это и дела головы – мысли, и дела сердца – чувства, и дела-слова. За каждое слово будешь держать ответ.
– А как тогда понимать слова: «В чем застану, в том сужу»? Причем тогда все дела жизни человека, ведь важен момент, в который человек будет призван Богом?
– Дело в том, что каждое наше проявление – это есть симптом того, что у нас внутри. Как если человек чихает, значит, у него ОРВИ. Или если человек ворует, значит, он вор.
– То есть это диагноз его души – вор.
– Диагноз его души, поэтому, естественно, есть реакция на это Отца Небесного. Но человек может не воровать, допустим, украл и перестал; как некоторые грамотные люди говорят: «завязал». Есть даже такая наколка, называется «Вяжу воровать». Если кто понимает, знает, как она выглядит. Когда видят у человека блатного такую наколку, уже к нему не цепляются, он, как теперь говорят, «не при делах». Но вором-то он остался. Чтобы перестать быть вором, нужно этот грех возненавидеть, нужно его оплакать и нужно испросить у Бога прощения, покаяться. А иначе ты и был вором, и жил вором, и умрешь вором, независимо от того, воровал ты или нет, потому что Богу важно, что у тебя в душе. А то, что украл, это для тебя знак, что ты вор, потому что человек может, никогда не укравши, думать про себя, что он честный человек, но он всю жизнь хотел глазами завидущими и это украсть, и то украсть… «Люблю блатную жизнь, а воровать боюсь». Но он же это любит, поэтому Господь и говорит: «В чем застану, в том и сужу», то есть в том, в каком состоянии будет сердце человека.
Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Нина Кирсанова
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!