Беседы с батюшкой. Подвиг мученичества в наши дни

1 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).

– Наша сегодняшняя тема – «Подвиг мученичества в наши дни». Мы вспоминаем трагическую дату – столетие начала безбожной годины в нашей стране. 2017 год уже завершился, но и в 2018 году нас ждет целый ряд очень печальных, трагических дат. И вот сто лет прошло, подвиг новомученичества при этом, наверное, не в полную меру осознан, и мы снова встречаем мучеников уже XXI века. Как Вы считаете, такое явление – это какие-то случайные события или что-то надвигающееся, планомерное? Или это нормальная жизнь Церкви?

– Когда Господь отправлял Своих апостолов в этот мир, Он не обещал им сладкой, спокойной жизни. И часто мы говорим: что Господь принес в этот мир? Он принес нам осознание того, что Он нас очень любит. И Он находится с нами в разных жизненных ситуациях: и в страданиях, и тогда, когда человек переносит какую-то боль утраты, потери. Но когда апостолы пошли в этот мир, они имели предупреждение от Него: в мире будете иметь много скорбей. А то, что их самих (апостолов) и их последователей будут предавать на казни, – мы это тоже видим в Евангелии от Матфея. Но там сказано: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити».

Когда мы смотрим историю Церкви, видим, что Церковь никогда не жила спокойной жизнью. В первые века христианства были страшные гонения, более трехсот лет лилась кровь верующих во Христа – людей, которые без боязни входили к животным, поднимались на эшафот, где горел костер. И вот удивительно, что они стали примером для многих людей, которые пришли после них. Церковь жила своей жизнью (когда-то спокойно, когда-то не очень), но интересно сказал кто-то из мужей апостольских, что кровь мучеников – это семя Церкви. Ведь это не просто подвиг ради красного словца. Что такое отдать жизнь? Жизнь за что, за кого? Часто люди, которые не очень положительно относились к Церкви и христианству, говорили: «Ну, это такой всеобщий психоз». Невозможно обмануть всех. Человек отдает свою жизнь только за то, что он знает, за Кого отдает. И вот личное общение со Христом делало это чудо.

Когда мы смотрим назад, на начало этой вакханалии, когда убивали ни в чем не повинных людей, я вспоминаю случай, который очень мне врезался в память. Бутовский полигон, Москва: шла шеренга, убивали священников. Каждого ставили перед ямой, чекист держал пистолет возле виска и говорил: «Ну, скажи мне, поп, есть ли Бог?» – «Да, есть Бог». И звучал выстрел. То есть невозможно понять вот эту глубину, эту беспредельную любовь ко Христу, чтобы вот так, зная, что сейчас перечеркнется весь твой земной путь, идти за Христом. Надо иметь великую любовь. Поэтому и сегодня мы почитаем этих героев. «Мученик» в переводе с греческого означает «свидетель». Часто люди говорят: «Ой, как Вы называете моего ребенка? В честь мученика... Только не мученик, пожалуйста, всю жизнь будет мучиться». Люди не понимают важность этого слова «мученик». Это свидетель, который, отдав свою жизнь, свидетельствует о глубокой вере и преданности своему Господу.

Не всякая смерть является мученической, мы это тоже должны понимать. Смерть в бытовом каком-то споре – это не мученическая смерть. Человек разбивается в аварии, умирает – это тоже не мученическая смерть. Есть определенный подход в понимании, что такое свидетельство за Христа, поэтому мы молимся и вспоминаем эту жизнь. Конечно, в земном измерении смерть человека – это трагедия. Насильственная смерть не является чем-то таким, чем можно хвастаться. Тем более, еще раз говорим, огромное количество людей было уничтожено, каждый третий священник расстрелян, если не ошибаюсь, по статистике. То есть огромное количество людей было убито за веру во Христа. Поэтому мы их не забываем.

Совсем близко, в это воскресенье, будет отмечаться Собор новомучеников и исповедников Российских. В него включено около двух тысяч человек, с каждым годом число увеличивается. В 2011-м было 1700 с лишним, но с каждым годом это число растет, какие-то новые свидетельства становятся достоянием общественности. Поэтому многих мы не знаем, но все равно обращаемся к ним, чтобы они укрепляли нас своим подвигом в том, чтобы идти и быть похожими на них хоть немножко.

– Но и сегодня дата достаточно знаменательная, особенно для Александро-Невской лавры, – столетие со дня убийства святого священномученика Петра Скипетрова. Сто лет назад на отца Петра красногвардеец направил свое ружье, и с этим выстрелом оборвалась его жизнь. Но и в Вашей жизни был близкий человек, жизнь которого оборвалась похожим образом. Позвольте, я Вам задам вопрос об этой трагической ситуации.

– Действительно, в 2014 году в Южно-Сахалинске, где я тогда совершал свое служение, произошло событие, которое никого не оставило равнодушным. Девятого февраля в два часа дня в кафедральный собор в воскресный день зашел человек. Кстати, тогда праздновалась память новомучеников и исповедников Российских. И очень было все не случайно в этот день. И все люди были расставлены Промыслом Божиим тоже не случайно. Мама не должна была в этот день работать в иконной лавке. И вот зашел человек с ружьем и начал стрельбу средь бела дня в храме. Он планомерно расстреливал иконы и, конечно, направлял оружие на людей. Шесть человек были ранены, а двое  убиты. Это Владимир Запорожец, который первый прибежал на выстрелы (его буквально изрешетили), и моя мама, монахиня Людмила (Пряшникова).

Она приняла монашеский постриг в декабре, инокиней была довольно долго, то есть монахиней она побыла совсем немного, три месяца. Основное ее послушание было – храм. И вот то, что произошло тогда, изменило и мою жизнь, и жизнь многих людей, которые, так или иначе, связаны с этим событием. Понятно, что прошло время, мы начали как-то думать над этим событием, размышлять: как можно, что в наши дни заходит человек просто так и показывает свою ненависть вот таким злым способом, расстреливая людей в упор? Маму расстрелял прямо в лицо, когда она находилась за исполнением своих обязанностей. Мало того, она постоянно звонила в духовно-просветительский центр, просила помочь. И она была свидетелем всего до конца, хотя могла убежать. Она не ушла, Владимир мог не зайти.

Знаете, всегда, когда переживаешь такое важное событие,  не можешь ответить на определенные вопросы: почему они? Владыка Тихон, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский, сказал так: они были достойны этой смерти. В соборе пролилась кровь в наши дни тоже, думаю, не случайно. Мы живем благодаря крови этих мучеников, в том числе мучеников Сахалинских. Пройдет время, и я думаю, что все встанет на свои места. Поэтому – да, для меня это такое событие (9 февраля будет четыре года), и я буду присутствовать в Южно-Сахалинске на богослужениях, мы обязательно посетим и могилы убитых – монахини Людмилы и Владимира, где будем совершать молитвы и снова и снова возвращать свой ум туда.

– Если мы говорим про XX век, то убивали христиан убежденные атеисты. Какова же была мотивация этого убийцы?

– Есть люди, которым, к сожалению, в принципе ничего не нравится, когда оспаривают исторические события, эпохальные изменения в истории нашего государства. И вот неоязычество одно из направлений, которое, так или иначе, говорит, что христианство –лишнее в истории русского народа, христианство ничего, в принципе, не дало, ничего не принесло. Но позвольте, почитайте... Есть свидетельства, насколько жестокими были нравы языческой Руси, тех племен, которые населяли исторические территории. Это были далеко не ангелы. Посмотрите, что происходило, есть свидетельства. Потому это – ненависть к человеку, который не такого цвета кожи, не такой веры, не таких взглядов.

А сейчас наш мир строится на принципе «разделяй и властвуй»: разделить людей по убеждениям, по взглядам на жизнь. Особенно когда смотришь телепередачи, смотришь какие-то ток-шоу... Сейчас люди живут шоу, им нужно шоу, где кипят страсти, где перетрясают какие-то моменты личной жизни того или иного человека. Ведь на самом деле это страшное время, когда людей разделяют. А что объединяет? Почему столько сил брошено против Церкви, против христианского православия, нашего русского православия? Потому что есть силы, работающие на то, чтобы мы не были единым народом. Вот это самое страшное. Я говорю так, потому что это мое видение жизни. Наверное, я бы так ответил на этот вопрос. Ненависть никогда не созидает; наоборот, разрушает или жизнь человека, или государства, или дома: если домашние начнут между собой делить власть и ссориться, то такой дом не устоит. Любая семья не сможет жить в мире там, где есть разногласия.

– Слово «мученик» переводится как «свидетель», и с первого взгляда непонятно, в чем же свидетельство этих двоих, которые погибли от ружья преступника.

– Когда я собирался к вам, прочитал один очень интересный рассказ из святоотеческой православной истории. Жил один монах в келье, и вдруг он услышал, что в городе начались гонения на христиан. Он почувствовал себя готовым и сказал: «Я иду, чтобы меня убили». Но все-таки в монашестве есть определенный момент послушания: надо зайти к своему духовному отцу, взять благословение на мученичество. Ничего с собой не взял, заходит к старцу и говорит: «Отче, благослови, я иду мучиться». Тот берет палку и бьет его по голове. И этот так называемый новомученик говорит: «Ты что, отче? Что ты делаешь?» А тот говорит: «Вот видишь, я тебя ударил, а ты не проявил никакой любви, милосердия и снисхождения. Как же ты будешь проявлять их тогда, когда тебя будут мучить? Поэтому ты будь готов, когда за тобой придут. Сам не иди, но будь готов». То есть подвиг мученичества – это не просто так. Знаете, как говорят: смерть на людях красна…

В чем заключался их подвиг? Во-первых, основная мотивация человека, который пришел убивать: он пришел убивать христиан. Второе: нет большей любви, если кто душу свою отдаст за друзей своих. Владимир пошел спасать, он был верующим человеком, крещеным. И, конечно, мы какие-то моменты его жизни совершенно не знаем, потому что они потаенные. Матушка Людмила также отдавала свою жизнь; может быть, она предотвратила более страшную трагедию, когда звонила, когда просила, чтобы помогли, чтобы не входили, когда она предпринимала все попытки, чтобы узнали о том, что творится в соборе в данный момент. Поэтому их свидетельство было явное, в центре их подвига стоит любовь, а Бог есть любовь. Мы не должны забывать, что все-таки в центре мучений за Христа стоит любовь ко Христу прежде всего. Умираем ради Него. Не ради того, что о нас потом напишут книги или что-то скажут; умираем ради веры во Христа.

Но, конечно, не надо бояться. Эта тема непростая для многих. Ну, как это понять? Что значит бросить все – работу, детей – и пойти куда-то отдавать свою жизнь? Я недаром рассказал этот случай про монаха. Когда за вами придут, как это было после Октябрьского переворота (приходили за священниками и монахами, арестовывали простых мирян, которые стояли за веру во Христа), – вот здесь уже  действительно начинается свидетельство. Не нужно стремиться к этому самому, но и не убегать, если Господь тебе это даст. Сегодня мы живем, конечно, в мирные времена. Я бы не хотел, чтобы мы забывали: ежедневно христиане умирают в наше время. Это Ближний Восток, это Африка. Мы знаем те страны, где за хранение Евангелия смертная казнь. В наши дни. Так что мы не застрахованы от того, что, может быть, когда-то и нашему русскому народу придется это пережить вновь. Не дай Бог, конечно. Поэтому надо беречь память наших новомучеников, помнить о них.

– Вы знаете, такое возникает чувство, что в некотором роде и Вы несете подвиг свидетельства о тех событиях, которые заняли важную часть в Вашей жизни.

– Жития святых основываются на мученических актах. Мы должны перенестись в те жестокие времена, в Римскую империю, ведь это было правовое государство. И там были такие законы: если ты незаконно наговариваешь на человека, тебя самого накажут. Если объявлялся христианин, его приводили, конечно, в суд. Все это конспектировалось, документировалось, а потом эти свидетельства легли в основу мартирологов – мученических актов. Наверное, моя задача в дальнейшем тоже свидетельствовать об этом. Мы выпустили книгу, которую назвали «Капельки любви», ко второй годовщине, собрали свидетельства людей, которые, так или иначе, помнили матушку, поместили в эту книгу жизнеописание Владимира, какие-то фотографии. В Южно-Сахалинске, по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского, был организован музей в нижнем храме кафедрального собора, где выставлены фотографии, личные вещи. Допустим, для меня самое драгоценное – это параман матушки Людмилы, который мне принесли на второй день после убийства; он полностью пропитан кровью, даже на кресте сохранилась частица ее тела. Я одно время хранил это дома как великую святыню для себя, а потом все-таки передал в музей. В Южно-Сахалинске на месте расстрела установлена памятная доска.

То есть здесь не только моя роль, а все-таки любовь других людей. Мы что-то делаем, стараемся свидетельствовать об этом, люди пишут мне письма. Допустим, такой маленький сюжет я запомню на всю жизнь. Были выпущены фильмы к этому дню, чтобы рассказать о подвиге сахалинских верующих. После расстрела (буквально недели две прошло) пришел ко мне мужчина и сказал: «Ваша мама меня спасла от смерти, от самоубийства». Я спросил, как это произошло. Он говорит: «На моих руках умерла моя любимая жена (человек не очень верующий; понятно, что такая трагедия всегда страшна, когда теряешь любимого человека). Ведь я думал так: зайду сейчас в собор и пойду брошусь... не хочу больше жить. Она остановила меня, и мы с ней встречались почти каждый день. Я приходил в собор, она мне что-то говорила, мы что-то читали, молились вместе. И спасибо Вам, Ваша мама меня спасла, она дала мне силы жить дальше». Видите, Промысл Божий до конца не понять, и он действует в жизни, судьбе любого человека. Я в это верю.

– Наша телезрительница задает вопрос: «Какова участь неродившихся детей? Простят ли они нас?»

 От себя дополню, что в некотором роде, наверное, люди считают и неродившихся младенцев, убитых от аборта, своеобразными мучениками.

– Давайте мы  поговорим прежде всего об участи детей. В ряде христианских течений существует устоявшееся мнение, что младенцы, которые не были крещены, идут в ад, как бы жестоко это ни звучало. Что говорит восточная традиция и наши святые отцы? Почему мы всегда должны обращаться к святоотеческой традиции? Кто-то из святых пишет, что неродившиеся дети, младенцы, не будут наказаны, потому что их наказывать не за что, но и не будут прославлены так, как могут быть прославлены дети, принявшие крещение благодаря верующим родителям. «Кто веру имеет и крестится – спасен будет, а кто не имеет веры – осужден будет». Поэтому не надо представлять Бога каким-то карателем. Их не за что наказывать. У Бога обителей много, мы многого не знаем о загробной жизни, можем только предполагать. Самое главное, что Господь оставил нам заповедь: «Не убивай». И вот родители убивают своих детей во чреве… Почему Церковь борется с этим и говорит, что этого делать нельзя? Потому что здесь совершается грех, который, так или иначе, влияет на судьбу всей этой семьи. Кровь никогда не будет забыта у Бога. Среди мучеников первых веков христианства есть те, которые не были крещены, но впоследствии крещены своей кровью (есть такое понятие). Поэтому здесь нужно все отдать на усмотрение Бога, Господь Сам разберется. Самое главное – защищать себя, предохранять себя от греха и падений, которые потом будут влиять на вашу жизнь, потому что Господь будет судить каждого из нас за наши поступки. Это великая тайна, которую мы никогда не разгадаем.

– Хочется снова вернуться к теме мучеников. Начиная с перестройки, что ни год, мы слышим об убийстве того или иного священнослужителя. Это и отец Александр Мень, и отец Павел Адельгейм, и монахи Оптиной пустыни, и многие другие. И ведь этот человек, который ворвался в храм в Южно-Сахалинске, наверное, изначально искал Вас? Наверное, его целью было найти именно священнослужителя? Как Вы считаете, священнослужители должны принимать какие-то меры безопасности для того, чтобы это предотвращать?

– Совсем недавно в средствах массовой информации проходила новость: готовился теракт в Казанском соборе. Я думаю, что это было бы ужасающей трагедией. В любом событии, в любом происшествии тоже есть некий Промысл Божий. Если есть возможность это предотвратить, то нужно предотвращать, чтобы сохранить человеческие жизни, что и было сделано. Но когда идет такая запланированная, всеобщая борьба против добра, против веры, когда христиане не могут, в принципе, ничего сделать, как в Африке, на Ближнем Востоке, где они в меньшинстве, когда они бесправны, когда идет действительно постоянное уничтожение верующих, – это и есть гонения. Когда верующие вне закона, когда им нельзя делать то или это и прочее, прочее...

Священнослужители тоже в руках Божиих, мы тоже орудия Божии, как любой человек. Нужно воспринимать все происходящее со смиренным осознанием, что все-таки мир во зле лежит. И очень много людей, которые свою идеологию ненависти, злобы распространяют на других. А государство призвано нас защищать от таких людей. То есть здесь два подхода к тем событиям, которые могут расцениваться как мучения за Христа, за веру. Именно когда они происходят за веру, не просто из-за ненависти. Но это мой взгляд.

– Еще один вопрос из группы «ВКонтакте»: «Как нужно правильно проводить Великий пост, если не можешь часто посещать храм Божий по болезни (ДЦП)?»

– Конечно, пост – это тоже время подвига, время умирания за Христа. Все посты – это время подготовки не только к встрече какого-то праздника, это работа над собой, когда  пытаешься внутри себя победить себя, какие-то свои греховные наклонности. Пост – для здоровых людей. Очень часто обращаются: «Если проблема со здоровьем, что мне делать?» Давайте расценивать пост не как диету, а все-таки как время воздержания. Выключите на час раньше телевизор, побудьте в тишине, почитайте Священное Писание. Мы как-то небрежительно относимся к Священному Писанию, к словам Христа, а ведь жизнь идет, и они затираются, забываются, человек часто заблуждается просто от элементарного незнания. Поэтому пост – это время учебы быть христианином. Почитайте Священное Писание, откройте ту книгу, которая для вас сейчас важна и нужна, перечитайте то, что когда-то читали. Поэтому что касается болезней, то здесь пост отменяется, но в чем-то другом можно себя ущемлять.

Если нет возможности посещать храм, мы совершаем молитвы дома, у нас есть телеканал «Союз», который мы очень любим и поддерживаем, и он действительно таким людям, ограниченным в передвижении, в свободе, может дать возможность соприкоснуться и с богослужебной практикой, и помолиться. Конечно, это не будет полноценно, потому что полноценная духовная жизнь связана с участием в таинствах, когда человек исповедуется, причащается.

Если у Вас нет возможности выйти из дома, приглашайте священника хотя бы раз в две недели, чтобы батюшка приехал, исповедовал Вас и причастил. А может быть, у Вас возникнут вопросы к батюшке. Священники ведь не ограничены только стенами храма, они должны идти к людям, а к таким людям должны приезжать в первую очередь и поддерживать их. Поэтому Вы в своей беде не одиноки, обязательно найдется священнослужитель, который Вас поддержит. Поэтому, пожалуйста, обращайтесь, не стесняйтесь. Это наша работа, наша служба, наше призвание – идти в дома к людям, которые не имеют возможности соприкоснуться с таинствами, поучаствовать в  церковной, религиозной жизни.

– Вернемся снова к нашей теме. Мы уже сказали, что, наверное, подвиг новомучеников начала XX века не до конца осознан. Хотя наша страна номинально является православной, но мы видим, что люди праздновали и Октябрьскую революцию, и совершенно лояльно относятся к коммунизму в его атеистическом изводе. Как Вы считаете, как нам сделать так, чтобы все-таки подвиг новомучеников действительно вошел в сознание людей?

– Я хочу вспомнить событие из жизни Христа, связанное с гадаринскими бесноватыми и теми жителями, которые жили в той стороне. Когда Господь совершил чудо, они Его выгнали: «Иди прочь, мы не хотим ничего знать о Тебе; мы будем жить так, как живем». По толкованию святых отцов, основной их грех состоял в том, что они не хотели менять свой образ жизни. Ведь Господь, Который обращается к нам, есть любовь, справедливость, долготерпение, милосердие и прочее; Он обращается к человеку прежде всего с призывом изменить свою жизнь. Но не просто номинально перестать обманывать, приносить какие-то неприятности близким, а поменять свое сознание. Даже само слово «покаяние» означает «изменение сознания». Так же и здесь.

Наверное, самое страшное, что сегодня происходит в общественной жизни, – люди не хотят менять свое сознание и часто живут теми старыми принципами, которые были в советское время. Это было хорошее  время, на самом деле много сделано, и открытий много, но как-то остаются в тени концлагеря, ссылки.  И люди боялись говорить открыто то, что говорят сейчас в Интернете. Вы только посмотрите, какая безнаказанность, когда ты можешь сказать все что угодно, когда не отвечаешь за свои слова. А ведь было так, что люди боялись звука машины в 30-х годах, так называемый «черный воронок» забирал бесследно человека; его никогда больше не видели. Родителей разделяли с детьми. То есть мы почему-то забываем о тех страшных страницах истории, которые пережил наш народ, что-то идеализируем. Да, были какие-то хорошие моменты, но вспомните, какой ценой это все далось. Кровь всегда разделяет, она никогда не остается безнаказанной, потому что она вопиет к небу. Помните случай из Библии, когда Каин убил Авеля? Написано очень хорошо: «Кровь брата твоего вопиет ко Мне». Вот так же и здесь.

А про подвиг новомучеников, думаю, будут писаться какие-то исторические работы, выходить книги. То есть наша задача, как мы уже сказали, свидетельствовать об их жизни, говорить, что это имело место в нашей Церкви. И ведь мы живем в аванс, Церкви дан сейчас аванс благодаря крови мучеников. Мне сказал один очень знаменитый умный человек такие слова, что мы живем за счет того подвига, который сияет на небосклоне истории христианской Церкви. И вот самое главное, чтобы была возможность нам дальше свободно исповедовать свою веру, свободно ходить в храмы, свободно высказывать свое мнение, не боясь, что тебя заберут и ты больше никогда не увидишь свою семью. Вот об этом нельзя забывать. Поэтому мы можем сделать все для того, чтобы память новомучеников сохранялась. Пишите работы, издавайте книги, снимайте фильмы, которые будут говорить нам о подвиге нашего великого народа.

– А если говорить о явлении неоязычества, родноверия, как Вы считаете, это нечто развивающееся? Это явление может захватить массы? Или же это такие осколки общества, в основном созданные из неблагополучных людей?

– В любом обществе должно существовать здравомыслие, должна быть информация носителей той или иной культуры, которые трезво, непредвзято рассказывали бы о вещах не очень удобных. Почему сегодня и наш Святейший Патриарх Кирилл, и наше священноначалие делают все возможное, чтобы Церковь была в образовательном поле, помогала обездоленным, в больницах. Представители Церкви высказываются на разные темы – это замечательно, это хорошо. Здесь нужно давать прививку людям, иметь критический разум, с критикой относиться ко всему, что мы видим. И часто люди попадают во всякого рода секты; это тоже некое тоталитарное течение, потому что в каждой религии есть свой бог, своя философия, в каждом философском течении есть определенные принципы, по которым человек будет жить, так или иначе поступать.

В христианстве это заповеди Божии, это основа, которая лежит в поведении человека, в мыслях, то есть координирует все стороны жизнедеятельности человека. Но если сюда будет добавлена некая нотка философии самого человека (злобы, ненависти, тоталитаризма, нетерпимости), то это явление очень опасное. И опасно тем, что молодые люди сегодня тоже информационно наполнены. Прежде чем куда-то идти, просто почитайте историю, хотя бы посмотрите какие-то критические замечания. Нельзя отдавать свою жизнь, свое сердце, свою душу тому, что несет разрушение. А этот взгляд на мир, о котором Вы сейчас сказали, – это разрушение, в этом нет никакого созидания.

Мы видим, что христианство имеет в себе созидательные силы, когда воздвигаются удивительные храмы, пишутся картины, сочиняется музыка на евангельские темы, когда поэты сочиняют стихи, трогающие сердце, основанные на христианских нравственных ценностях. Вот об этом надо думать, приобщаться к культуре. Может быть, не только к нашей российской, но и к европейской, потому что в свое время Европа была чрезвычайно верующей, несмотря на все то, что сегодня переживает: этот накал антирелигиозности, антинравственности, когда про черное говорят, что это белое. Потерять веру очень легко, а сохранить ее – это тоже некий подвиг, которого Господь ждет от человека  современного мира.

– Основной упрек этой партии неоязычников, родноверов и прочих околорелигиозных представителей в том, что христианство является религией слабых, что мы призываем к смирению…

– Я не думаю, что Александр Невский был слабым полководцем, что Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской, Илья Муромец были слабыми людьми. Есть ряд личностей, которые были воинами и защищали свою веру таким образом. Слабости здесь никакой нет; наоборот, христианская религия – это религия некоей духовной силы. Как сказал Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде». То есть говорить то, что считаешь нужным. Что касается твоей личной жизни, то, конечно, когда зло направлено против тебя, ты можешь подумать: повернуть щеку или не повернуть. А когда зло, убийство, несправедливости направлены на твоего ближнего, здесь ты должен защитить его, вспомнить заповедь: «Нет больше той любви, если кто душу свою отдаст за друзей своих». А ведь это тоже величина, это глубина христианской веры, это неимоверная сила.

Есть такая пословица: «В море и на войне неверующих нет». В море понятно, потому что человек чувствует, что он как щепка в огромном океане. А война? Ты встаешь и понимаешь, что сейчас должно произойти то, о чем ты, в принципе, никогда не думаешь. А зачем защищать кого-то, что-то? В этом и есть сила, когда ты отдаешь свою жизнь за любимый город, за любимую семью, за свою Родину, за мать сыру землю, как говорили раньше наши предки. Они землю называли очень нежно, потому что она кормилица. А сегодня люди, к сожалению, непочтительно к ней относятся. Отсюда, я думаю, и получают определенный ответ от природы, которую Господь сотворил прежде всего. Поэтому надо относиться с любовью к окружающему миру и к жизни, смотреть, на что ее можно потратить. Поэтому христианская религия – это не религия слабости, это религия огромных Личностей с большой буквы, которые любили свою Родину, защищали ее, отдавая свою жизнь. Поэтому мы их помним, мы за них молимся, их подвиг в наших книгах по истории. Кто не знает полководцев, великих людей, мореплавателей, первооткрывателей? Поэтому вот таким образом мы должны размышлять.

– Я хочу Вас попросить в завершение программы дать несколько советов о том, как нам провести эти подготовительные дни к Великому посту.

– Действительно, осталось совсем немного времени, и мы взойдем на поприще Великого поста. Подготовка – это прежде всего некая внутренняя настроенность: собраться; может быть, наметить какие-то планы. Я всегда говорил: хорошо, когда человек, выйдя из поста, лишается какой-то страсти, от чего-то избавился, где-то стал более сильным и умным, что-то прочитал. Не надо воспринимать постное время как некое наказание. Часто говорят: у православных ничего нельзя, у них одни запреты. На самом деле у православных нет никаких запретов, есть добровольное следование за Христом. И пусть это время Великого поста, как и прочие наши дни земного бытия, Господь благословит миром и долгоденствием. Чтобы мы всегда старались стремиться к тому единственному, что является смыслом нашей жизни: сохранять веру во Христа, быть настоящими Его воинами и, конечно же, бороться с теми грехами, пороками, которые есть у каждого. Я всегда говорю: у каждого есть над чем трудиться. Часто люди подходят для беседы, вытаскивают список грехов, и я люблю так шутить: «Вот видите, сколько Вы тут написали, есть над чем трудиться дальше». Поэтому пусть список наших каких-то нехороших сторон жизни уменьшается, в том числе во время Великого поста.

– Тем не менее у нас часто возникает такое представление, что в сплошные недели перед постом самое главное – наесться впрок.

– Масленица и прочее... Все-таки еще раз хочу сказать, что мы должны сохранять лицо верующего человека. Можно сходить в гости, можно поесть те же блины, они очень вкусные. Конечно, на фигуре потом отразятся, но помогут поклоны земные: «Господи, Владыко живота моего...» Шутка. Но еще раз хочу сказать: всегда необходимо сохранять лицо верующего человека в разных жизненных ситуациях. В меру надо и повеселиться, потому что наш народ любил отдыхать: после Пасхи идет Красная горка, когда люди катали яйца, праздновали… Но наш народ умел и каяться, и строить храмы, и помогать обездоленным, и защищать свою Родину. То есть душа русского человека многообразна.

Ведущий диакон Михаил Кудрявцев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать