Беседы с батюшкой. Преображение алкозависимых

5 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади протоиерей Максим Плетнев.

– Сегодня у нас в гостях руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади протоиерей Максим Плетнев.

Наша сегодняшняя тема звучит так: «Преображение алкозависимых». Батюшка, мы с Вами не случайно так сформулировали тему. Почему именно преображение?

– Деятельность нашего Координационного центра – это противодействие наркомании и алкоголизму, как Вы уже озвучили. Обозначаем мы свою деятельность в границах Санкт-Петербургской епархии, но стараемся оказывать помощь людям, которые к нам обращаются, даже если они из других регионов. Наша работа продолжается уже пятый год, за это время накоплен определенный опыт. Мы переосознали то, чем мы занимаемся, и сделали новую программу. Это программа помощи зависимым «Фавор», так мы ее обозначили. Фавор – это место, где человек преображается. И мы, конечно, хотим, чтобы наше социальное служение Богу и людям действительно помогало бы человеку преобразиться. Это высшая цель того, чем мы занимаемся.

Наша работа направлена на оказание помощи зависимым людям – не только алкоголикам, но и наркоманам. Но Вы правильно сделали акцент на алкоголизме, потому что хотя у нас в государственных структурах чаще говорят о наркомании как о социальной беде,  национальной угрозе, однако, на мой взгляд, алкоголизм даже более страшная беда. Доступность алкоголя гораздо более широкая, купить его гораздо проще, чем наркотические вещества. Даже только поэтому у нас в стране алкоголиков гораздо больше, чем наркоманов.

Позавчера я общался с нашим бывшим реабилитантом, который, к сожалению, сорвался, и сейчас мы готовы снова взять его в нашу программу, а если она ему не поможет, то определить его в закрытый загородный центр – чтобы у него не было доступа к алкоголю. Он рассказал, что устроился после нашей реабилитации на Кировский завод и живет в общежитии от завода, где все пьют. Это Санкт-Петербург. А есть небольшие города и поселковые поселения, где более тяжелое положение.

Была у нас конференция в селе Георгиевское – среди церковных людей, занимающихся помощью зависимым, это село известно: оттуда вышел епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, который возглавляет в Церкви работу с наркозависимыми. Когда-то он был настоятелем храма в селе Георгиевское. И вот мы возвращаемся с конференции, батюшки в рясах, нам встречается женщина-кондуктор. Она обращается к нам с просьбой найти крестного для ребенка и говорит, что все кандидаты, которые есть у нее, или пьют, или сидят – то есть это все мужчины такого возраста, когда можно быть крестным. Конечно, страшная картина жизни русского народа.

Я не собираюсь сгущать краски, но мы подчеркиваем эту нашу неизбывную беду. В деле оказания помощи прежде всего нужна профилактика, а для профилактики необходимо осознание проблемы. Но также важна и помощь тем, кто уже впал в эту пагубную зависимость, людям, которые находятся в таком страшном, тяжелом состоянии. Эту помощь мы оказываем. Здесь как раз я хочу обратиться к нашим телезрителям: дорогие братья и сестры, не надо отчаиваться! Если у вас есть такие родственники или вы сами столкнулись с этой бедой – с наркоманией или алкоголизмом, не надо отчаиваться, а надо обращаться за помощью. На сегодня в Церкви есть целый ряд проектов, у нас уже порядка ста реабилитационных центров, где оказывается помощь зависимым людям.

В разных регионах, конечно, разные ситуации. Но, в частности, в нашем регионе, на Северо-Западе, слава Богу, есть даже разнообразие, можно даже выбрать ту или иную программу помощи. Мы в епархии осуществляем помощь в рамках программы «Фавор». И сегодня я хочу об этой программе рассказать.

– Батюшка, перед тем как перейти к рассказу об этой программе, я бы хотел попросить Вас привести примеры преображений, которые Вы наблюдали. Допустим, пьющий человек – в каком положении он был и какого результата  достиг благодаря вашей реабилитации.

– Ну, все-таки наша работа не такая масштабная, к сожалению. Мы не можем говорить о каких-то сотнях людей, которым мы оказали помощь. Хотя уже порядка 200 человек за это время у нас прошли реабилитацию. Более половины этих людей находятся в трезвости. А если раскрывать какие-то личные подробности про то, как складываются их судьбы, то вот у нас недавно состоялась свадьба наших реабилитантов, алкоголезависимых, между прочим. Люди вступили в брак, очень достойные, жизнь у них налаживается, в трезвости они уже более года.

Здесь важно вот что: естественно, наша программа помощи – церковная, поэтому у нас человек не только уходит от употребления каких-то одурманивающих веществ, но обретает и жизнь с Богом. Человек, который употребляет алкоголь или наркотики, – это человек, который находится в глубоком духовном кризисе. Тут мы согласны со светскими специалистами в том, что зависимость от химических веществ – это такое явление, в котором четыре уровня: биологический (телесный), психологический (душевный), социальный и духовный. На духовном уровне, конечно, это страсть, это грех, это глубокое духовное поражение. И у многих людей это поражение основано на том, что они не знают Бога, не знают веры, не знают Православной Церкви.

Что греха таить, к сожалению, большая часть наших сограждан – это люди, живущие вне Церкви, даже если они называют себя православными. Многие люди думают, что граница Церкви – это таинство Крещения, а вот люди Церкви говорят о том, что эта граница – таинство Евхаристии: кто причащается Тела и Крови Христа, тот и является православным. И если мы ту или иную группу людей считаем неправославными, то мы с ними, соответственно, не имеем евхаристического общения, не причащаемся с ними из одной Чаши. И вот в этой границе сколько народу? Процентов, может быть, десять. Из остальных 90 процентов семьдесят говорят, что они православные, – и это люди, которые живут вне Церкви. Это наша беда. И наша программа – в том числе попытка внести свою малую лепту в изменение и этой ситуации.

– У нас первый звонок: «У меня всю жизнь пьет муж. Мы с ним в браке 15 лет. Очень тяжелый этот недуг, очень сложно семье нести этот крест. У меня три дочери, я очень переживаю. (Далее телезрительница говорит о смирении и терпении, о надежде, но полный вопрос звучит неразборчиво...)

–  Я бы Вам посоветовал все-таки не терпеть. Вы говорите: до конца дотерплю. Это неправильная позиция. Не надо терпеть, надо менять ситуацию. Эту ситуацию можно менять. И как раз посыл сегодняшней нашей программы в том, что эти тяжелые жизненные ситуации не являются неразрешимыми. Каким путем можно менять ситуацию? Вы сказали о себе буквально несколько слов, но здесь видится то, что Вы не осознаете такую проблему, как созависимость. К сожалению, когда в семье зависимый человек, то все родственники становятся созависимыми. Употребление химических веществ – это такая беда, которая является семейным недугом.

Кстати, есть такое заблуждение, что в семьях пьющих родителей дети обязательно становятся пьющими. Это не так. У нас была одна реабилитантка, у которой теперь тоже все хорошо, слава Богу, она в трезвости. Так вот, она выросла в семье алкоголиков. И их было 12 детей. И вот оказалось потом ровно пополам – шесть пьющих, шесть непьющих. И те из них, кто не пьет, успешные, состоявшиеся люди. Вот приблизительно так и есть – 50 на 50. Так что это необязательно передается детям.

С другой стороны, конечно, когда один из родственников пьет – это ситуация риска. Но я еще раз подчеркну: надо обращаться за помощью. Не надо быть в состоянии жертвы, дескать, «мой муж пьет, ничего нельзя с этим поделать – и я буду просто тихо доживать свой век». От этого ситуация будет только ухудшаться. Так что надо обращаться за помощью, еще и еще раз Вас к этому призываю. Какие есть возможности? Есть группы для созависимых, в том числе и в церковной среде. В частности, если говорить о нашей работе, то мы осуществляем помощь и созависимым людям.

Еще раз подчеркну: к сожалению, многие не осознают свою проблему. Родственники алкоголиков и наркоманов – люди созависимые. То есть это люди, у которых есть такая психологическая аддикция, ненормальность, с которой обязательно надо работать. И, конечно, здесь надо прибегать к профессиональной помощи в той или иной форме. Мы работаем прямо в Александро-Невской лавре. Как нас найти? Это Митрополичий корпус, кабинет №73. И назову номер нашего телефона: 8-911-170-54-04. Можно звонить с 9:00 до 20:00. Наш специалист постарается помочь; соответственно, включить человека в нашу работу. Наши группы для созависимых проходят по средам и пятницам с 18:00 в том самом кабинете №73. Родственники зависимого человека могут прийти, узнать об этой проблеме, понять, что такое вообще созависимость. Подчеркну: вот эта аддикция созависимого человека разрушает его жизнь. И человек созависимый может перестать быть таковым, а его жизнь улучшится  даже вне решения проблем зависимости близкого. Но эти проблемы взаимосвязанные: человек созависимый, решая проблему своей созависимости, помогает своему зависимому родственнику.

Еще раз скажу: дорогие братья и сестры, не отчаивайтесь, а обращайтесь за помощью, ищите эту помощь. Раньше, лет десять назад, мы ругали государственные структуры, но сегодня есть и государственные структуры, способные помочь. В разных регионах разная картина, но есть очень интересные проекты. Поэтому ищите эту помощь в своих регионах, обращайтесь, если надо, в другие регионы. Можно и к нам обратиться, мы еще об этом поговорим – как эту помощь получить, какие тут есть условия.

Не надо загонять себя в такое состояние, как вот наша телезрительница говорила, что готова с этим смириться. Смиряться не надо, надо бороться, работать, искать помощь. И вы ее получите обязательно. Тем более Господь говорит: «…просите – и дано будет вам; ищите – и найдете; стучите – и отворят вам». Мы  сейчас говорили, что эта проблема развивается, по крайней мере, в четырех направлениях – это биологическая проблема, психологическая, социальная и духовная. На всех этих уровнях надо работать, и можно эти проблемы решить, можно значительно улучшить ситуацию.

– Батюшка, давайте мы от Вас услышим подробный рассказ о программе «Фавор».

– Начнем с основных моментов. Первым делом мы подумали, какие именно запросы у людей, которые к нам обращаются. Эти запросы мы свели к достаточно коротким и понятным тезисам. Первый тезис: поиск трезвости. Есть, конечно, зависимые люди, которые пришли не совсем по своей воле, их привели. Соответственно, их потребность – избавиться от этого неудобства, когда родственники заставляют что-то решать со своей жизнью. Но если человек приходит добровольно, то, конечно, он в первую очередь ищет трезвости. Второй тезис: наша программа церковная, поэтому, естественно,  приходящие к нам люди ищут церковной жизни. И третий тезис: люди ищут любви. Исходя из этих потребностей мы попытались выстроить нашу программу.

Естественно, мы обсуждали, что мы сделали, какие у нас есть наработки и как улучшить нашу работу. И вот в результате этих обсуждений мы поставили себе такую задачу, как создание духовно-терапевтической среды. Эта среда создается в реабилитационном процессе – в нашем реабилитационном центре, который находится прямо в лавре. И в этой духовно-терапевтической среде формируются определенные навыки. Мы тоже выбрали навыки, которые мы хотим сформировать у наших воспитанников, – ведь можно много напридумывать, что именно улучшить в человеке, но мы хотели конкретики. Поэтому наши мероприятия сведены к основным действиям, формирующим у наших подопечных конкретные навыки.

Какие это навыки? Это, конечно, навыки трезвости. Если говорить кратко, то все навыки трезвости сводятся к развитию личности, к самосознанию и к научению саморегуляции, самоуправлению. По сути, это основные навыки. Об этом можно много говорить, но важнейшее, что мы скажем: люди не осознают себя, не осознают свои чувства и не умеют управлять своей жизнью, а может быть, умели, но потеряли данное умение. И это навыки практической церковной жизни. Здесь мы выдвинули такой термин: «мягкое воцерковление» (то есть мы не навязываем веру).

Есть, к сожалению, и верующие, которые употребляют алкоголь или наркотики. Но в основном к нам приходят далекие от Церкви люди. Некоторые из них даже крещеные, что-то у них было религиозное в жизни, тем не менее это было достаточно давно. И этим людям мы стараемся не навязывать веру. У нас в коллективе многие сотрудники уже долгие годы занимаются этой проблемой – по 15-20 лет. За это время у нас был разный опыт. В том числе были такие программы, когда мы достаточно жестко навязывали церковную жизнь. В результате такого подхода наши подопечные изображали верующих, и у них это получалось очень хорошо. Но глубоко их сердца не были затронуты – и по-настоящему они не обрели Бога. Сейчас мы ставим перед собой другую задачу: попробовать все-таки обратиться к их сердцам. Естественно, это очень сложно – передать свою веру другому человеку. Тем не менее мы стараемся познакомить их с реальным религиозным опытом, чтобы они в него вошли и, может быть, начали в нем развиваться. Вот это одна из церковных задач, которые мы перед собой ставим.

– У нас есть звонок: «У меня два вопроса в одном. Во-первых, про созависимость. Как мне быть с моим 27-летним сыном, который употребляет?.. Небольшой перерыв у него сейчас есть, но он мечтает поскорее к этому вернуться. И вообще, как он говорит, жизнь его закончилась, ему жить не хочется. Он, конечно, никуда не придет, и я никак не смогу начать его лечить каким-то образом. Со мной он разговаривать не хочет. Ему скорее бы на работу, с работы домой, что-то там понюхать и спать. Он злой, совершенно не социальный человек; я ему враг. И все ему враги; ни друзей, ни девушки у него нет. Что делать мне? Как мне его повернуть к правде, к вере в Бога? О Боге он вообще слышать не может – как только начинаю говорить, еще больше злится».

–  Мне хотелось бы начать ответ на этот вопрос с такой мысли – это очень важная мысль для понимания нами зависимого человека: ведь часто к людям зависимым относятся очень отрицательно, их считают буквально отребьем. В свое время у нас в Мельничном Ручье был реабилитационный центр, общество «Возвращение». Это был один из первых центров, где как раз сочетались профессиональный подход и церковная жизнь: был построен храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Храм до сих пор стоит, но службы там не всегда идут, к сожалению, так как есть свои сложности.

И вот нам однажды перекрыли дорогу… Появился новый поселок Лесная Лубянка (там речка Лубья) – там оказались какие-то таможенники, в общем, люди в погонах. И вот по указаниям их главного организатора нам то и дело перекрывали дорогу. Мы говорили, что дорогу перекрывать нельзя – она там единственная. И вот в очередной раз мы с ними  стоим спорим, и человек говорит мне: «Ладно, оставим эти споры. Зачем тебе это все? Зачем ты этим занимаешься? Этих наркоманов, которые у вас там, надо расстрелять и бобрам скормить». И вот такую позицию многие разделяют, к сожалению. На мой взгляд, это полное безобразие, полное непонимание ситуации.

Мы определили четыре уровня, на которых происходит зависимость. На духовном уровне это страсть, на уровне социальном – разрушение социальной жизни, неумение жить в социуме, на физическом уровне – разрушенное здоровье, на уровне психологическом  именно зависимость. И можно говорить больше о психологии, а не о духовном явлении. Конечно, за этой страстью стоят темные духи. Но с точки зрения психологической можно сказать, что для человека, который употребляет наркотические вещества, это единственный способ жизни. Он не может жить по-другому, а употребление этих веществ дает ему возможность жить.

Это очень важный момент: он, может быть, и не хочет употреблять, но наркотики или алкоголь дают ему счастье, смысл жизни, возможность просто дышать. Без них он умирает. Сами вещества – это не основная проблема с точки зрения психологии, светского подхода. А я еще раз повторю: мы стараемся помочь человеку и в духовной области, и в мирских проблемах, в том числе психологических и социальных. И на этом уровне наша задача – понять, почему же человеку так плохо. Почему человек не может жить? Что с ним происходит? Если мы на это обращаем внимание, то видим, что у человека внутри глубокие психологические проблемы.

Человек не просто так употребляет алкоголь, не только потому, что какие-то друзья научили или еще что-то. Нет, это какая-то глубокая искривленность души, она существует даже вне алкоголя – и ее надо исправлять. Даже если человек бросит пить, если эту травму, язву не разрешить, он будет «сухим алкоголиком» (есть такое выражение): человек может не пить, но его жизнь оказывается страшной, невыносимой. Есть такая проблема, и, встречая алкоголиков или наркоманов, мы должны осознавать, что перед нами вот такие люди. Наша задача научить их дышать вне веществ, дать им возможность жить вне вот этих привычных обезболивающих. Когда человек весь изранен, в язвах, а его еще начинают чем-то тыкать, естественно, ему от этого становится только больнее. И его реакция – гнев, раздражение, ненависть даже по отношению к тем, кто его тыкает.

Что мы можем делать? Конечно, с такими людьми надо говорить. И надо стараться подводить их к тому, что помощь возможна, что ее надо стараться получить. Это если говорить о светском психологическом взгляде. Мы имеем дело с болезнью, и ее можно лечить. Эта болезнь хроническая, она полностью не уйдет, но человек может находиться в состоянии ремиссии, то есть  жить полноценной жизнью, соблюдая определенные правила. Например, человек, у которого больная печень, не должен есть жирную пищу. Соответственно, зависимому человеку нельзя употреблять вещества, от которых он зависит, то есть наркотики или алкоголь – ни в каком виде. Алкоголя – ни рюмочки, ни грамма, ни под каким видом и так далее. Это для него является губительным, даже если он десять лет не употреблял. Таково, к сожалению, свойство этого хронического заболевания.

И здесь надо помогать человеку, постараться его направить, вразумить. Опять-таки, свидетельствую: помощь возможна. Есть люди, которые решили эту проблему. Есть социальные проекты, даже порой городские, которые помогают – люди становятся трезвыми, выходят из тяжелых ситуаций, создают семьи. Происходит то самое преображение, о котором мы говорили сначала. В нас же очень глубоко сидит грех осуждения. И в пренебрежительном отношении к зависимым тоже проявляется этот грех. Отчего происходит осуждение? Оттого что мы думаем, что мы лучше: «Я-то какой, а он какой…» Но зависимый человек  не хуже нас. У каждого из нас есть свои духовные проблемы, свои болезни. Подчеркну: зависимый человек – это человек страдающий, ему очень плохо, больно, ему нужна наша помощь и наша любовь.

И заканчивая ответ (к сожалению, он длинный получился), хочу сказать, что проблему созависимости тоже надо решать. Здесь тоже необходима профессиональная помощь. Надо идти за этой помощью, узнавать, где есть группы для созависимых или специалисты – психологи или психотерапевты, которые могут поработать с этой проблемой. Ведь порой созависимость является провокацией. Бывает, зависимый человек старается уйти от своей беды, а созависимый уже привык к своему состоянию и провоцирует уже непьющего родственника на то, чтобы тот выпил. Случаются такие зеркальные ситуации – это тоже одна из проблем.

А самое главное – созависимый человек не живет своей жизнью, через свою созависимость он свою жизнь разрушает и живет жизнью зависимого человека. Он о нем думает, о нем горюет, для него это важнейшая тема бытия – что неправильно и с точки зрения светской, и с точки зрения религиозной. Для нас важнейшими отношениями должны стать отношения с Богом, а не отношения даже с нашим, может быть, погибающим близким человеком.

– Батюшка, можем ли мы сказать, что материальное благополучие бывшего алкоголика является критерием его исцеления?

– Не понял Ваш вопрос, Михаил. В каком смысле материальное благополучие?

– Ну, допустим, человек устроился на работу, стал хорошо зарабатывать, у него сформировались социальные связи, появилась семья…

– Материальное – это вторично. Здесь первично именно то, про что Вы сейчас сказали: социальные связи, общественная жизнь. Конечно, проблема зависимого человека – это разрушенная общественная жизнь. Вот мы говорили о четырех направлениях оказания помощи человеку. Телесный уровень – человеку надо восстановить свою физическую жизнь, там есть определенные моменты: не надо чрезмерно уставать, не надо быть голодным. Такие простые правила могут помочь человеку не входить в состояние тяги к употреблению веществ. Психологический уровень – мы сейчас тоже об этом с Вами говорили: у зависимого человека глубочайшие психологические проблемы, которые сами по себе не исчезнут, не рассосутся, их надо решать, с ними надо работать.

И мы подчеркнули: основная проблема – человек не развит личностно, в том числе эмоционально, то есть не умеет чувствовать и не умеет управлять своими чувствами. И это настолько тотальная проблема, что одно из основных направлений реабилитации во многих программах – так называемая разморозка чувств: люди учатся чувствовать, записывают свои ощущения в дневники, учатся понимать, что же с ними происходит. Вы, конечно, знаете из аскетики: мы должны различать помыслы, которые к нам приходят. А здесь люди учатся понимать свои чувства: «что со мной происходит в тот или иной момент». Это для того, чтобы суметь адекватно отреагировать и суметь какую-то ситуацию разрешить уже вне привычной позиции, связанной с употреблением веществ.

Что касается социальной жизни, о чем Вы сказали, то, конечно, чаще всего у наших воспитанников она разрушена, это такое, знаете, выгоревшее поле: часто семья разрушена, нет работы, дети отвернулись и так далее. Естественно, нет друзей. Вот это огромная проблема, над которой мы работаем. И одна из целей нашей программы – создание духовно-терапевтической среды вне реабилитации. Одна у нас была задача, мы о ней говорили – это создание духовно-терапевтической среды в рамках реабилитационного процесса, в нашем реабилитационном центре. Вторая задача – создание такой среды, по сути, в городе. Чтобы наш подопечный, выйдя от нас, не уходил бы неизвестно куда, а вливался бы в отчасти нами сформированную общественную жизнь, естественно, развивающуюся на христианских основах. Это и приходская жизнь, и, возможно, трудоустройство, это общение с друзьями – по сути, обретение этих друзей в процессе реабилитации.

Одна из важнейших проблем зависимого человека – одиночество, отсутствие социального бытия. И вот здесь мы приходим к выводу, что это не только страсть и грех, тут еще множество проблем, которые надо решать. Конечно, часто сам зависимый человек не может их решить. Поэтому его возможное социальное благополучие является залогом трезвости. Но не только это. Мы с Вами еще не говорили о духовных основах, только затронули эту тему, сказали, что многие приходящие к нам люди – это люди глубоко духовно пораженные. Надо все эти аспекты держать в уме и постараться выстроить многогранную помощь. И вот, говоря о духовной составляющей, конечно, подчеркнем, что за этими веществами стоят темные духи, и люди, впавшие в зависимость от алкоголя и наркотиков, входят в общение с бесами. Можем так жестко сказать. Влияние темных духовных сил на них очень мощное.

Очень распространенная фраза, когда родственники зависимых людей говорят: «Так он нормальный, как выпьет – в него как будто бес вселяется». Это же не просто так говорится, действительно происходит какое-то греховное изменение человека, настолько мощное, что человек, совершив один грех (употребив что-то), начинает совершать и другие грехи, которые без первого он бы и не сделал. И эти грехи бывают страшные – вплоть до убийств, самоубийств, до совершенно безобразных ситуаций, когда человек перестает быть человеком, становится и сам как темный дух. Естественно, покаяние, обращение к Богу, церковная жизнь – это, конечно, может помочь.

– Последний на сегодня звонок: «У меня муж, дочка и зять курят табак. А внуку 18 лет, он уже в армию должен идти, у него компьютерная зависимость. А я, считайте, созависимая. При зависимости от табакокурения и компьютерной зависимости куда можно обращаться?»

– У нас сейчас во многих епархиях созданы те или иные институции, которые занимаются вопросами помощи зависимым людям. Вот туда и надо обращаться. Надо обратиться в управление вашей епархии, спросить, кто у них или в ближайших епархиях в регионе занимается этим вопросом, и постараться выйти уже на этих людей. Чаще всего это священнослужители. В епархии есть соответствующий отдел, или координационный центр, или какая-то другая институция, занимающаяся именно этой проблемой. Слава Богу, уже почти во всех епархиях ведется такая деятельность. И хорошо, что это есть в нашей современной церковной жизни.

Но давайте я еще буквально несколько слов скажу о технических вопросах нашей реабилитации – как этот процесс проходит в нашей епархии. Как я уже сказал, в области есть и другие реабилитационные центры, а наш епархиальный центр, который находится в городе, работает в формате дневного стационара. Это значит, что мы семь дней в неделю занимаемся с нашими воспитанниками. Они приходят к нам в 14:00, и день строится так: сначала три часа работы с психологом, потом молебен – и далее час или больше длится беседа со священником. Программа рассчитана на три месяца. Но ночует наш воспитанник у себя дома или там, где у него есть для этого возможность. То есть у нас не круглосуточный стационар, а дневной.

К нам человек приходит на день, занимается, потом возвращается в свою среду. В этом есть огромный плюс – наш воспитанник не удаляется из социальной среды. Он и так человек социально разрушенный, а здесь он сталкивается с обычными проблемами, но уже пытается при нашей активной помощи реагировать на все происходящее по-другому и приобретает новые социальные навыки. Что такое общественная жизнь? Это близкие люди и взаимоотношения с ними. А мы обязательно работаем с родственниками. Группы для созависимых, о которых я уже говорил, появились не случайно – они именно для работы с близкими людьми наших подопечных.

И, естественно, для подопечного предполагается какая-то профессиональная деятельность. Человек, находясь у нас три месяца, уже устраивается куда-то на работу. Также естественно, что подопечный включается в жизнь прихода. У нас есть приход; бывает, что люди потом переходят в другие приходы. Вот такая активная церковная и общественная жизнь, конечно, дает свои результаты. Дорогие братья и сестры, еще раз назову наш телефон, чтобы вы могли узнать более подробно о нашей реабилитации. Видите, даже часа не хватило рассказать – только по верхам мы прошлись. Наш телефон – 8-911-170-54-04. Но просьба не звонить ночью – с 9:00 до 20:00 можно звонить.

– Батюшка, я знаю, что у вас еще есть сайт.

– Да, есть сайт antinarco.org. Сейчас мы запускаем второй сайт, пока он еще в разработке и там не все четко, но все-таки сообщу его название: favor78.ru (78 – это наш регион, регион Санкт-Петербурга). В ближайшие две недели там будет полностью отображена эта программа. В том числе там будут (и уже есть) видеоролики с нашими сотрудниками – можно будет увидеть и услышать, о чем мы говорим, получить более полное впечатление о том, что мы делаем.

– Спаси Господи, батюшка. Хотелось бы попросить Вас сказать несколько напутственных слов о том, как нам завершить этот пост.

– Дорогие братья и сестры! У нас с вами Петров пост. Для Петербурга праздник апостолов Петра и Павла – это день нашего города. Он не отмечается официально, к сожалению, тем не менее это день памяти нашего святого. Потому это особый пост. Как его завершить? Конечно, желаю всем бодрости духа и духовных побед, хотя бы маленьких, но побед в нашей духовной жизни. Храни всех Господь.

Ведущий  Михаил Кудрявцев, дьякон

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать